I Основная часть
1.1 Ведение
Природа Челябинской области разнообразна и богата. Выходя из дома в школу или на прогулку, отправляясь в туристический поход или путешествие, вы всегда встретите животных. Большие и маленькие, живущие рядом с человеком и в дикой природе, милые и пушистые, но порой опасные и все очень разные. На уроке окружающего мира нам был поставлен вопрос "почему слону не жарко ?". Когда человеку жарко, на его теле выступает пот, влага испаряется и в результате снижается температура тела. У слонов нет потовых желёз, когда жарко, слон обмахивает себя огромными ушами; обдаёт себя пылью, грязью или водой, засыхая, грязь образует на шкуре корку, которая защищает кожу слона от перегрева. Тогда возникает вопрос, а как звери на Урале переносят зимнюю стужу? Изучая природу родного края, необходимо отметить, что зима в Челябинской области непостоянная по температурным показателям. Южноуральский климат зимой достаточно суров, но животные хорошо переносят зимние морозы. Я решила разобраться в том, что именно помогает животным выжить, как они приспособились переносить зимние холода и какие особенности им в этом помогают.
Актуальность моего исследованиязаключается в возможности распространения полученных знаний среди школьников моего возраста с помощью составлениясправочника "Животные Челябинской области. Особенности выживания зимой". Справочник можно использовать как дополнительный материал на уроках окружающего мира, а в дальнейшем на уроках краеведения и географии.
Цель моего исследования – изучить животных Челябинской области, узнать их особенности и составить справочник "Животные Челябинской области. Особенности выживания зимой".
Задачи исследования:
1. найти и проанализировать информацию о животных, живущих в Челябинской области;
2. узнать какие особенности помогают этим животным пережить зиму;
3. составить справочник "Животные Челябинской области. Особенности выживания зимой".
Методы исследования применяемые в работе:
- беседа;
- наблюдение;
- опрос;
- анализ;
- обобщение.
Объект исследования – животные, обитающие в Челябинской области.
Предмет исследования – особенности животных, помогающие им пережить зиму.
Гипотеза исследования – я предполагаю, что у животных, обитающих в Челябинской области, есть особенности, помогающие им пережить зимние холода.
1.2. Заповедники и национальные парки Челябинской области
В настоящее время на территории Челябинской области располагаются пять объектов федерального значения:
1. Ильменский государственный заповедник.
2. Восточно-Уральский государственный заповедник.
3. Национальный парк «Таганай».
4. Национальный парк «Зюраткуль».
5. Южно-Уральский заповедник.
В Таблице 1 представлены характеристики заповедников и разнообразие видов животных
Таблица 1 Заповедники и национальные парки Челябинской области
Заповедник |
Краткая характеристика |
Виды животных |
|||
1. Ильменский государственный заповедник |
В 1920 году Ильменские горы были объявлены минералогическим заповедником, одним из первых заповедников, созданных в России. Располагается в Челябинской области, недалеко от города Миасс. Кроме отложения минеральных и горных пород Ильменский в заповедник большое разнообразие фауны. |
57 видов млекопитающих, самые распространение из них – лоси и косули, волки, лисицы, пятнистые олени и кабаны, ласки, куницы и горностаи, кроты и ежи,а также грызуны: мыши-полевки и зайцы, барсуки, хорьки и белки, крысы и три вида землероек, хомяки и суслики. |
|||
2. Восточно-Уральский заповедника На территорию радиоактивного заповедника не получится попасть. Всех нарушителей задерживают и штрафуют. |
Таких заповедников в мире лишь два –на Урале и Полесский в Белоруссии. В обоих случаях они возникли в результате крупнейших радиационных катастроф – Чернобыльской аварии 26 апреля 1986 года и взрыва на комбинате «Маяк» 29 сентября 1957 года. Заповедник создавался для предотвращения выноса с загрязненной территории радиоактивных веществ, недопущения проникновения сюда населения, а также для изучения воздействия радионуклидов в естественных природных условиях. |
Заповедность территории, несмотря на высокий уровень радиации, благотворно сказалась и на животном мире. Им и не ведомо, что здесь большая радиация. Фауна позвоночных представлена 283 видами, среди которых 47 видов млекопитающих, 213 видов птиц, 15 видов рыб, 4 вида пресмыкающихся, 4 вида земноводных. На заповедной территории большая концентрация редких видов животных. Здесь же можно встретить занесенных в Красную книгу беркута, орлана-белохвоста, сокола балабана, сапсана, скопу, черноголового хохотуна, кудрявого пеликана. Млекопитающие вполне обычны для этих местностей (но их значительно больше, чем на неохраняемых участках). Из наиболее крупных животных можно встретиться с лосем, рысью, лисицей, косулей, кабаном, зайцем. |
|||
3. Национальный парк «Таганай» |
В административном отношении территория парка расположена в пределах: Златоустовского городского округа и Кусинского района. Территориальным центром парка является город Златоуст. |
На территории парка совместно обитают как лесные виды животных (глухарь, сойка, гаичка, ястреб-перепелятник, красная полёвка, белка, куница, медведь, кабан), так и представители остепнённых открытых пространств (хомяк, степной хорь, зеленушка, серая куропатка и др.). К настоящему времени в нацпарке выявлено 56 видов млекопитающих, 181 вид птиц, 6 видов пресмыкающихся, 4 вида земноводных, 9 видов рыб. Млекопитающие представлены шестью отрядами из девяти, обитающих в России. Наиболее древними представителями этого класса являются насекомоядные (ёж обыкновенный, крот европейский, 4 вида землероек, белозубка малая) и рукокрылые (серый ушан, северный кожанок и пр.). Разнообразен видовой состав грызунов, в их числе белка обыкновенная и летяга, полёвки (обыкновенная, красная, рыжая), лесной лемминг. Зайцеобразные представлены зайцем-беляком, на остепнённых открытых пространствах встречается заяц-русак. Среди парнокопытных – лось, косуля сибирская, кабан. Обитают семейства куньи (ласка, горностай, колонок, куница, барсук, речная выдра), собачьи (волк, лисица, енотовидная собака), медвежьи (медведь бурый), кошачьи (рысь). Самый крупный хищник, обитающий на Таганае – бурый медведь, а самый крупный представитель отряда млекопитающих – лось. |
|||
4. Зюраткуль — национальный парк, |
Заповедник основали 3 ноября 1993 году. Зима длинная и морозная длится 6-7 месяцев в году, лето теплое, а межсезонье короткое. Климат зависит от рельефа. На сравнительно небольшом участке парка может отличаться температура воздуха и количество осадков. |
Млекопитающих насчитывается 46 видов. Встречаются полевка, в лесах – крот, белка, лиса, волк, рысь и медведь. Редкими представителями стали европейская норка и выдра. Здесь встречаются животные, которые признаны на территории РФ вымирающим видом: сапсан, филин, хариус |
|||
5 Южно-Уральский государственный природный заповедник |
Это объект, уникальный по нескольким причинам. Во-первых, он является самым крупным на Южном Урале, охватывая площадь более 250 га; во-вторых, это один из немногих заповедников, расположенных на территории сразу двух субъектов – Башкирии и Челябинской области. Создали его в конце семидесятых годов, чтобы сохранить елово-пихтовые леса, высокогорные растения, эндемиков Южного Урала. |
В Южно-Уральском заповеднике представлено огромное разнообразие животных, причем в основном это лесные виды млекопитающих; акклиматизированных всего два – ондатра и норка американская. На территории заповедника несложно увидеть лося. |
II Практическая часть
2.1 Осведомлённость школьников (опрос).
Изучив природу родного края, провела анкетирование (Приложение № 1) на тему "Как звери зимуют ? " В опросе приняли участие 90 школьников с 1 по 6 классы, выяснилось, что больше половины ребят(54 чел.) не были ни в одном заповеднике и не знают, какие животные там обитают (Рис.1) Рис 1. В каком из заповедников или национальных парков удалось побывать.
На рис .2 представлены результаты опроса "Как звери зимуют". Вопросы: что помогает животным выжить зимой, впадают ли в спячку , готовят ли корм на зиму, а чей хвост служит одеялом ? Помогли проанализировать текущую ситуацию о познаниях школьников в этой тематике.
Рис 2. Результаты опроса "Как звери зимуют".
Из диаграммы видно, что большая часть ребят дают неточные ответы или не знают ответов на вопрос. Школьники 6 класса не так хорошо справились с вопросами анкеты, в отличии от ребят второго и третьего классов.
2.2 Поиск фактов. Музей Ильменского заповедника. Для тщательного изучения интересующей меня темы посетила естественно-научный Ильменский государственный заповедник, который входит в пятерку крупнейших музеев России.
Экскурсовод рассказала нам, что первые коллекции минералов и горных пород в Ильменском заповеднике начали собирать еще в 1925 году, а сам музей открыли в 1936 году в построенном для него деревянном здании. В 1941 года вспыхнувший пожар уничтожил здание музея вместе с коллекциями. В последующие годы здание вновь отстроили на фундаменте прежнего. Восстановили и коллекции.
Нам рассказали, что на территории заповедника произрастает множество растений, грибов. Живёт более 57 видов млекопитающих, почти 200 видов птиц, более 3000 насекомых.
СПРАВКА: / 955 видов сосудистых растений, известно 138 видов мхов, 173 вида грибов, 479 видов водорослей. Живет 57 видов млекопитающих, 173 вида птиц, 5 видов амфибий, 6 видов рептилий, 18 видов рыб. Из беспозвоночных обитает 3200 видов насекомых, 228 видов паукообразных, 72 вида моллюсков / . В музее есть несколько залов, где представлено множество минералов и горных пород, но больше всего понравился последний, биологический зал, где представлены витрины с животными и птицами, обитающими в заповеднике. Особенно впечатляет диорама длиной 33 метра - одна из крупнейших в России, в ней представлены экспозиции животных и птиц в разные времена года (Рис. 3)
Рис.3 Биологический зал Ильменского заповедника
2.3 Наблюдение за дикими животными. Контактный зоопарк. Охотничье хозяйство.
После посещения музея Ильменского заповедника мы с семьёй побывали в посёлке Кумысный, в контактном страусзоопарк (страусиная ферма-зоопарк, а сокращенно будет Страусзоопарк).
Мы познакомились с такими животными и птицами как : говорящая чернобурая лиса Скарлетт, песец Лео, ручной хорёк Тетя-Мотя, енотовидная собака Тайсона, сова Лагуна и Агуша, еноты- полоскуны Мура и Масик, зайчик Степашка, покормили ручную касулю Барби, настоящего медведя и сибирскую рысь Соню. Практически все животные ручные, многих мы держали на руках и фотографировались рядом.
Все время экскурсии нас сопровождали экскурсоводы: Елена Александровна и Марсель Маратович - они ухаживают за этими животными и знают особенности их поведения в зимний период.
Нам показывали, рассказывали и подавали животных. После проведения экускурсии я провела беседу, записав видео интервью с экскурсоводом Еленой Александровной, которая мне рассказала об особенностях выживания диких животных в зимнюю стужу.
Также по дороге через посёлок Кумысный, мы проехали в Сунукольское охотничье хозяйство в Чебаркульском районе. Егерь Антипов Виталий Александрович, рассказал нам, что в хозяйстве водятся кабан, косуля, лось. От егеря узнали, как тяжело животным в лесу зимой, но за счёт своих особенностей (кто-то впадает в спячку кто-то запасается кормом и подкожным жирком) они выживают в мороз. Пример особенностей представлен в таблице 2.
Таблица 2. Особенности выживания волка, белки, сурка
Название животного |
Особенность выживания |
Волк. |
Не впадает в спячку и не боится морозов . Меняет шерсть на пушистую. |
Суслик и сурок |
Надёжная защита от холода — жирок под кожей, к осени сурки обычно накапливают около одного килограмма жира, а затем впадают в полугодовую спячку. Перед тем, как улечься спать, сурок забивает вход в свою норку землёй, чтобы было теплее. |
Белка |
Зимой не спит, но она заранее готовится к голодной поре — запасает грибы, сушит их, нанизывая на сучки. У белки острый нюх — она может учуять шишку, спрятанную под огромным сугробом! В сильные морозы белки прячутся в гнезде, которое заранее сплетают из прутьев и выстилают мхом и травой |
III. Заключительная часть
3.1 Выводы
В ходе моего исследования, я узнала много фактов об особенностях выживания диких животных в зимнее время года. Изучала много литературы, искала интересные факты в интернет -источниках, посетила музей Ильменского заповедника, контактный зоопарк диких животных, охотничье хозяйство. Кроме этого, поделившись впечатлениями со своими одноклассниками в форме доклада на минутку любознательности по предмету "Окружающий мир" убедилась, что тема вызывает интерес, что подтверждает её актуальность.
В ходе всей проделанной работы моя гипотеза подтвердилась - ведь на самом деле у животных, обитающих в Челябинской области, есть особенности, помогающие им пережить зимние холода.
3.2 Справочник "Животные Челябинской области. Особенности выживания зимой". Система QR кодирования.
Собрав много фактов об особенностях выживания животных Челябинской области в зимнее время года, я всю информацию систематизировала в одном источнике -справочнике "Животные Челябинской области. Особенности выживания зимой".
Справочник содержит описание животного и его особенности, помогающие пережить зиму.
В справочник удалось вставить большой объём информации благодаря системе QR кодирования. Используя, телефон или планшет по QR коду можно найти дополнительную информацию о заповедниках Южного Урала, прочитать рекомендации поведения при встрече в лесу дикого зверя и посмотреть фильм и услышать голоса отдельных животных.
Данный справочник был представлен учителям школы и проведён опрос "Полезен ли справочник на уроках, в качестве дополнительного материала" ? Результаты опроса представлены на рис. 4
Опрос показал, что учителя, начальной и старшей школы заинтересовались и готовы применить справочник на своих уроках. Это доказывает, что моя работа актуальна и значима.
VI.Литература
1. |
Природа Южного Урала : учеб.пособие - приложение к учебнику "Окружающий мир" для уч-ся 3-4 кл. / Е.В. Григорьева.- 2-е изд.- Челябинск: АРБИС, 2012 . - 144 с. |
2. |
Животные России / И.В.Травина. - М:РОСМЭН - ПРЕСС 2013 . - 96 с.: ил.- (Детская энциклопедия РОСМЭН. |
3 |
Животные России. - Ростов н /Д: Владис, 2019.- 64 с. - (Популярная детская энциклопедия). |
4 |
Интернет ресурс https://www.taganay.org/ (официальный сайт Таганай) |
5 |
Интернет ресурс http://igz.ilmeny.ac.ru/ (официальный сайт Ильменский заповедник) |
6 |
Интернет ресурс http://www.zuratkul.ru/ (официальный сайт Зюраткуль) |
7 |
Интернет ресурс http://www.south-ural-reserve.ru/ (официальный сайт Южно-Уральский государственный природный заповедник) |
Приложение № 1 АНКЕТА |
|
Уважаемые школьники! Прошу помочь и ответить на вопросы анкеты. Ваши ответы помогут в исследовании особенностей выживания диких животных Южного Урала в зимний период. |
|
1. Какие животные обитают на Урале ? |
Ответ: _____________________________________________________ ____________________________________________________________ |
Выберете один или несколько ответов (Поставьте, крестик - Х )
2. Как вы думаете, что помогает выжить животным в лесу, холодной зимой на Урале?
густой тёплый мех
накапливает подкожный жир
впадают в спячку
все указанные признаки помогают выжить зимой
3. Знаете ли, какие из животных, чтобы выжить зимой, впадают в спячку?
4. Чей хвост служит одеялом в зимнюю стужу ?
Волку
Лисице
Белке
5. В каком из заповедников или национальных парков вам удалось побывать ?
Ильменский государственный заповедник
Национальный природный парк "Таганай"
Национальный природный парк "Зюраткуль"
Не был ни в одном из заповедников и парков
6.Знаете ли, кто из животных в настоящее время обитает в этих заповедниках ?
7. Кто из животных не заготавливает корм на зиму? |
Ответ: __________________________________________ |
СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ !