Введение
У каждого человека есть своя малая родина, будь то село, город или район. Каждый человек должен знать происхождение его малой родины, причины ее основания и роль в жизни государства. История города – это история его людей. История города Белово интересна тем, что переплетена с судьбами многих народов.
В настоящее время город Белово, расположенный в районе с исторически сложившейся высокой долей русского населения, стал центром миграционных потоков. Город «притягивает» мигрантов из экономически слабо развитых территорий. Поселяясь здесь, мигранты изменяют национальный состав города, привносят сюда элементы своей культуры. Мне интересно знать историю нашего города и те изменения, которые происходят с населением нашей территории.
Цель работы: изучить формирование национального состава города Белово, на примере школы №23 города Белово выяснить национальности и культуру учащихся и их отношение к людям других национальностей.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
Подобрать и проанализировать информационный материал по теме исследования;
Изучить культуру разных народов;
Провести опрос среди учащихся нашей школы;
Выяснить какие национальности обучаются в МБОУ ООШ №23
Объект исследования: представители различных национальностей.
Предмет исследования: национальность и культура людей.
Научно-практическая значимость: материалы моего исследования можно использовать на уроках истории, для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе. А также собранный материал может быть интересен не только жителям города, но и другим людям, так как они являются частью истории и культуры.
Глава I. История формирования национального состава
города Белово
XVII век начало освоения территории современной Кемеровской области, формирование ее национального состава. Начало важнейших событий, которые знаменовали новый поворот в исторической судьбе России.
Телеуты - старейшие жители территории Кузбасса, они были полновластными хозяевами земель, лесов и лугов. Место обитания коренного населения Белова и Беловского района носило название «Телеутская землица». Тогда это были населённые пункты с коренным тюркоязычным населением и деревни с обрусевшими телеутами. Посёлок Бабанаково, микрорайоны Чертинский, 8 Марта, Калтайка и село Заречное. Когда-то это были телеутские посёлки. Бабанаково именовалось Бабанаковским аилом.
Первоначально телеутские земли охватывали огромную территорию. В неё входили деревня Семёнушкино (Нарышева), село Беково, деревня Челухоева (Челухоевский улус). Деревня Сергеева и улус Шандинский впоследствии вошли в состав Гурьевского района. Примечательно ещё одно селение, которое входило в Баяновскую волость. Это Инские Вершины, где тоже жило множество телеутских семей. Ныне это деревня Инюшка Беловского района.
История зарождения маленького самобытного народа довольно интересна. Берега реки Бачат, притока Ини издревле были заселены племенами телеутов. По данным на 1812 год, там жило несколько сот телеутов.[3] Число это было примерное, так как во время переписи множество семей откочевало в другие места и выпало из реестра. Получалось это из-за давней и большой боязни попасть в ревизские списки и оказаться в числе заводских работных людей.
Исходной точкой проведения колонизации Кузнецкой котловины стало основание в 1604 году города Томска, который открыл путь русским землепроходцам В трудных, непривычных природных условиях при сложных взаимоотношениях с местным населением отрядам русских служилых людей приходилось подолгу задерживаться в незнакомых землях, а иногда и зимовать там. На месте таких зимовий стали возникать небольшие временные остроги как военные центры и центры управления на новых землях. Одним из первых острогов, возникших на Кузнецкой земле, стал Кузнецкий острог.
После основания Кузнецкого острога соседние племена стали платить дань русскому царю (ясак). Ясак собирали с коренного населения в основном шкурами пушного зверя: соболя, норки, горностая. Тогда этот товар высоко ценился на российских и зарубежных рынках и был верным и надежным источником пополнения государственной казны и личного состояния всякого предпринимателя. Появилось понятие «ясачные инородцы». Это словосочетание надолго укоренилось среди жителей телеутских улусов.
Телеуты не сразу стали жить оседло и кочевали с места на место по реке Бачат и другим соседним землям. В первой половине XIX века губернская власть не раз пыталась приучить инородцев к работе на земле.
Съезд крестьянских начальников определил, что из оседлых инородцев, проживающих в пределах первого крестьянского участка, необходимо образовать самостоятельную Телеутскую инородческую волость. В её состав вошли деревни Бабанакова, Бекова, Семёнушкина и улусы Больше-Бачатский, Челухоевский, Чертинский. Деревня Семёнушкина (Нарышева) осталась волостным центром. В эту же волость вошла часть земель нынешнего Гурьевского района. Телеуты, проживавшие в деревнях Инские Вершины (Инюшка) и Каралда нынешнего Беловского района, вошли в состав Баянской инородческой волости третьего крестьянского участка.
Появление русских приносило значительные изменения в жизнь телеутов. Русские деревни основывались, как правило, по берегам рек, и, главное, богатых плодородными пойменными землями, рыбными угодьями и питьевыми ресурсами. Обитавшие на прибрежных землях малочисленные группы телеутов быстро свыклись с новыми соседями, заимствуя у них, в первую очередь, новые, более совершенные формы ведения хозяйства и навыки плотницкого искусства.
В годы гражданской войны территория Телеутской волости часто становилась местом междоусобной вражды. Бывшие жители села Беково рассказывали, что, в Челухове один край заселяли телеуты, а другой - русские переселенцы, в том числе и из Тамбовской губернии. Их называли «тамбаши». Там, где жили русские семьи Батиных, Гуриных, Кулагиных и других, называли «российским краем».
За многие годы совместного проживания телеутов с русскими часты были случаи межнациональных браков. Так, Николай Васильевич Каргин ещё при царе за какую-то провинность был сослан в Сибирь «на топор и пилу». Бытовала такая формулировка в то время, когда человека отправляли в таёжные места на заготовку леса. Русский человек с донскими корнями Николай Васильевич женился на телеутке Баксариной Дарье Михайловне. И пошёл от этого род Каргиных, потомки которых живут на Беловской земле.
Наш край и стал настоящим Беловодьем для множества переселенцев. Подавляющее большинство русских служилых людей прибывали на Кузнецкую землю самовольно, получив на обзаведение хозяйством денежную «подмогу». Со временем первых русских поселенцев стали называть чалдонами (челдонами). Чалдонами принято называть вольнолюбивых людей, представителей казачьего сословия. Казаков, каторжников ссылали в Сибирь за вольнолюбие, не склонным подчиняться власти.
Энергичные меры Петра Iпо преодолению российской отсталости коснулись Кузнецкой земли. Разведывательные партии рудознатцев разошлись тогда по всей стране. Они искали железные и полиметаллические руды и по императорскому указу стремились найти каменный уголь, чтобы перевести на него с древесного угля зарождающуюся металлургическую промышленность России.
Принудительно сосланных людей крестьянского сословия насчитывалось в начале XVIII века всего несколько десятков. В небольшом количестве ссылались сюда и служилые люди, среди которых были даже иностранцы, в особенности немцы.
Временем основания Белово считается 1726 год. А всё начиналось с заимки первопоселенца Фёдора Белова. По преданиям, свой дом он построил в лесной глуши на речном берегу реки Бачат. Рядом с подворьем Беловых стали селится другие русские беглецы. Деревня росла медленно, но не уклонно.
Село Старобачаты Беловского района – старейшее в округе. Именно отсюда и пошла наша Беловская земля. Границы Бачатской волости стабилизировались к концу XIX века. В 1892 году в нее входило 30 населенных пунктов с общим населением 10 тысяч 189 человек.[3] Границы волости простирались от Афонина на юге до Пестерёва на севере, от Карагайлы На востоке до Малой Салаирки и Ур-Бедарей на западе. В начале XX века село Бачатское было крупным торговым и культурным центром Кузнецкого уезда. Здесь была своя больница, сельское училище, маслозавод, ямская станция.
Население Бачатской волости значительно увеличилось за счет российских переселенцев. Основной пик переселенческого движения приходится на годы Столыпинской реформы. За 1895—1905 годы сюда прибыло переселенцев в шесть раз больше, чем за предшествующие 25 лет. Создавались переселенческие участки на пустующих землях или после межевания отрезались от владений старожильческих сельских обществ. Так, в 1911 году в Бачатской волости выделили 2 переселенческих участка. Всего же в Кузнецком уезде было определено 43 таких участка. Рост переселения, развитие аграрного сектора стимулировали подъем сибирской промышленности.
Важную роль сыграло строительство железной дороги Кольчугино — Прокопьевские копи. Эту работу осуществляла первая сибирская трудовая бригада, сформированная из воинских частей, помогали местные крестьяне.
В 1926 году Белово становится станцией железной дороги. Это уже рабочий поселок, а не деревня. Открытие движения по железной дороге вызвало рост переселения. Вновь приехавшие переселенцы уже старожилами не считались. Большое значение для дальнейшего становления и развития Белова сыграло строительство Беловского цинкового завода. Проектирование и строительство велось с помощью немецких инженеров. 4 декабря 1938 года был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О преобразовании рабочего поселка Белово Беловского района в город».
Город Белово в 1938 году представлял собой несколько отдаленных микрорайонов. Их сельских территорий в черту города входила и деревня Грамотеино.
Время появления деревни Грамотеино (в старых документах Грамотейна) можно установить только примерно. Исследователи сходятся на том, что этот населённый пункт был основан в XVIII веке. В архивах есть также сведения, что в 1782 году в Грамотейной жило 25 душ мужского пола (количество женщин не учитывалось). Можно предположить, что общее население деревни в 1782 году, было не менее 50 человек.[3] Деревня Грамотейная была притрактовым населенным пунктом, промежуточной ямской станицей. В деревне был свой постоялый двор, состоящих из местных русских крестьян.
Годы не особенно изменили деревню. Население Грамотейной росло неспешно. К концу правления Екатерины Великой в деревне появилось всего несколько новых дворов. К 1793 году здесь жило 38, а через 18 лет 49 душ мужского пола. Перед отменой крепостного права в этом населённом пункте жило восемь десятков мужчин и более сотни женщин.[2]
Населенный пункт Грамотеино Беловского района был отнесен к категории рабочих поселков в 1952 году. Основой зарождения и последующего развития послужили богатые залежи угля. Вся история развития населенного пункта Грамотеино базируется на развитии угледобычи Грамотеинского шахтоуправления.
Основным населением до XX века преимущественно составляли русские переселенцы из соседних деревень. В годы Великой Отечественной войны в целях обеспечения угольных предприятий кадровыми, квалифицированными шахтерами на шахты направлялись дополнительные контингенты рабочих: мобилизованные военкоматами Средней Азии, строители из военно-строительных организаций Дальнего Востока и Забайкалья, заключившие договора из Курской области, включая тех, которые были заняты на строительстве оборонительных сооружений накануне Курской битвы, а также заключенные. Прежде всего вновь прибывших рабочих надо было обучить шахтерским профессиям. Главной формой подготовки новых кадров стало прикрепление новичков к опытным шахтерам.
Привлекались к работе на шахте ссыльные финны и немцы с Поволжья. Первые эшелоны с ссыльными прибыли в Грамотеино в 1942 году. Они были поселены в старом деревенском бараке, часть семей жила на квартирах у местных жителей. Мобилизованных немцев предполагалось использовать в основном на подземных работах и на тяжелых физических работах на поверхности.
Если финны жили свободно, то немцы – под строгим контролем. Они стояли на специальном учете и без специального разрешения коменданта не имели права отлучаться даже в соседние деревни. За нарушение производственной дисциплины и правил внутреннего распорядка Инструкцией предусматривались различные меры наказания: выговор, назначение на тяжелые работы, направление на штрафную шахту, арест и даже предание суду. В обычных условиях нормы выработки, продолжительность рабочего дня, оплата труда мобилизованных немцев не отличалась от вольнонаемных рабочих. Только в 1955 году все ограничения были сняты.
К 1944 году мобилизированные немцы постепенно адаптировались в новых условиях. Многие из них, пройдя техникум, освоили шахтерские профессии, среди них появились ударники и стахановцы. К концу войны перед шахтами была поставлена задача – создать из состава мобилизированных немцев квалифицированные кадры и способствовать их закреплению на постоянную работу в угольной промышленности. Многие из трудмобилизированных немцев навсегда остались в Грамотеино в качестве равноправных работников Грамотеинского шахтоуправления. После войны присоединились их дети, которые приехали для «воссоединения семей». В начале 90-х XX века доля немецкого населения начала уменьшаться и в настоящее время, прежде всего в связи с отъездом немецких семей в Германию.
Местная линия исторического развития, связанна с тюркским народом. Когда Кузнецкая земля была включена в состав Русского государства, русских встретили здесь коренные народы, говорившие на тюркском языке. На протяжении длительного времени активно происходило взаимодействие народов. Характерными особенностями этнических культур народов являются межэтнические заимствования, явившиеся результатом контактов с соседями. На территории нашего города проживают представители разных национальностей, которые принадлежат трём языковым группам: славянской, тюркской, финно-угорской.
Глава II. Национальный состав МБОУ ООШ №23 города Белово
На примере нашей школы, было проведено исследование, чтобы выяснить процентное соотношение национальностей учащихся школы. Для этого была составлена для учащихся анкета, состоящая из нескольких вопросов (см. Приложение 1).
Исходя из таблицы приложения 2, количественное соотношение национальностей в школе №23 выглядит следующим образом:
Национальный состав школы разнороден, учащиеся русской национальности составляют 92,7%. Среди других национальностей преобладают немцы (2,2%) и татары (1,8%), доля узбеков (0,8%) и грузин (0,8%). Есть учащиеся иных национальностей, относится к народам, являются мигрантами из стран Ближнего Зарубежья: Украина, Казахстан в последние 5 лет. Для детей коренной национальности Кемеровской области составляет 0%.
Численность представителей других национальностей неодинакова в разных возрастных группах, наиболее высока доля иноязычных учащихся в младшем звене, здесь она составляет 4,5%, в среднем – 2,8%.
Из приложения 1, следует, что большинство детей иноязычной национальности, не испытывают проблем в общении на русском языке (по оценкам самих анкетируемых), уровень владения русским языком (как письменной, так и устной формой) считают достаточным.
Данные анкетирования показали, что 88% учащихся знают культуру и историю своего народа, чтят традиции.
Важнейшей частью духовной культуры русских календарные праздники и обряды. В них ярче всего выражалось народное мировоззрение, способ осмысления окружающей природной и социальной действительности. Рождественско-новогодний цикл обрядов, связанных с зимним солнцеворотом, назывался «святками». Широкое распространение имеет рождественское и новогоднее празднование. Традиции русского народа особо соблюдаются во время празднования Пасхи. Перед наступлением этого праздника все пекут куличи и красят яйца. С масленицей принять считать проводами зимы, по традиции пекут блины, сжигают соломенное чучело. Особенно русские обычаи сказываются в обряде крещения. Детей обычно крестят в младенчестве. Для обряда крещения родителями ребенка выбираются крестные мать и отец, которые в дальнейшем будут наряду с родителями малыша нести за него ответственность и помогать на протяжении всей жизни. Семейными праздниками являются: дни рождения, свадьбы, новоселья. В такие дни вся семья собирается вместе.
Тата́ры - тюркоязычный народ. Существовала вера в различных духов-хозяев: воды – суанасы, леса – шурале, земли – жир анасы, домового ой иясе, хлевного – абзар иясе, представления об оборотнях – убыр. Верующие татары – мумульмане, за исключением небольшой группы кряшен, которые были обращены в XVI—XVIII веках в православие. Культура и традиции татарского народа связаны как с религией, так и со светской жизнью. Известным религиозным праздником является Курбан-Байрам. В этот день верующие должны обязательно принести в жертву животное, а также посетить мечеть и раздать там милостыню. 21 марта татары отмечают Навруз. Это праздник в честь дня весеннего равноденствия. В этот день принято веселиться от души, потому что чем радостнее будет людям, тем больше даров они дождутся от природы. самым известным является праздник под названием сабантуй. Он связан с началом сельскохозяйственных работ. Когда наступала весна, люди радовались окончанию зимы, тому, что снова можно приняться за работу на земле, вырастить урожай, который будет кормить их семьи в холодное время года. Культуру любого народа нельзя представить без национального костюма. Особенностью его у мужской части татар является тюбетейка. Этот головной убор бывает домашний и праздничный. Женские головные уборы позволяют определить возраст и статус их владелицы. Девушки надевают калфак с украшением-кисточкой. Замужние дамы закрывают головным убором не только волосы, но и голову, шею, плечи и спину. Покрывала под верхние головные уборы обычно надевают пожилые женщины. национальный костюм татар отличается яркими расцветками, богатым орнаментом, качественными ювелирными украшениями, разнообразием обуви. Его внешний вид зависит от того, к какой народной подгруппе относится человек, его надевающий.
Мордва́ — финно-угорский народ. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года девятый по численности народ Российской Федерации. Спецификой мордовских верований является преобладание женских божеств. Это объясняется, тем что заложение этих верований происходило в эпоху материнского родового строя, в период которого было характерна главная роль женщины в общественной и хозяйственной жизни. В последние годы активно пытаются популяризировать народную одежду: национальные костюмы надевают на важные мероприятия, как регионального, так и общероссийского и международного уровня. Большая часть мордвы - православные, реже - старообрядцы. Несмотря на это культурно-праздничные и бытовые обычаи мордвы тесно связаны с языческими традициями, уходящими корнями в глубокую старину. Словом "калядань-чи" мордва называет рождественский сочельник (в переводе на русский - день коляды). Этот день ассоциировался с нарождением солнца после долгой зимы и сулил рачительным хозяевам благополучие Во время празднования "калядань-чи" дети с весёлыми песнями ходили по домам деревенских жителей, которые угощали их специальными пирожками. На масленицу молодые люди катали понравившихся им девушек на салазках, перешучиваясь и закидывая их снежками. Обязательным угощением в эти дни были, естественно, блины, причем не только пшеничные, но и пшённые, и ячменные. Чуть позже, в октябре месяце, справляли Покров день, который считался сугубо женским праздником. На Покров совершали специфический обряд "покров баба": наряженные в нелепые одежды мордовки ходили по домам, пели песни, танцевали с метлой и веником, тем самым символически выгоняя "домашних вредителей" - сверчков и тараканов. За это хозяева угощали заботливых соседок пирогами. Мордовская танцевальная культура: юноша не ведет девушку в танце за руку, как в русском, а наоборот, сопровождает ее рядом. Два гордых, два достойных один другого. Мордовский танец наивен и прост, но этим-то по-своему красив.
Особенностью немцев, как нации, является их педантичность и аккуратность во всех сферах жизни. Для немцев не свойственно бурно выражать свои эмоции и нарушать границы личного пространства. Немцы отмечают такие христианские праздники, как Пасха и Рождество. На рождество обязательным считается на праздничном столе – жаренный гусь. Для празднования не дожидаются двенадцати часов. В любой праздник в домах наводят порядок, заканчивают все работы. В пасху строго соблюдается утренний и вечерний молебен.
Белорусы по большей части очень приветливы и добродушны, многовековая общинность наложила отпечаток и на характер взаимоотношений между людьми. Здесь редко увидишь шумные сцены на людях, высока взаимопомощь между людьми и доминирует уважительное отношение к старшим и к собеседнику. Даже, несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, "Громницы" и "Гуканне весны" (перелом года от зимы к лету), "Сороки" и "Деды", "Коляд" и "Дожинок" (праздник окончания жатвы), "талаки" и "сябрына" (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью.
Проанализировав ответы учащихся, можно сделать следующие выводы:
92,7% учащихся русские, 7,3% учащихся относятся к различным национальностям (в большинстве смешанные семьи: отцы или матери - русские);
Выяснили отношение учащихся к людям не их национальности: большинство учащихся с пониманием относятся к людям других национальностей, к их обычаям, традициям;
Почти во всех семьях стараются соблюдать национальные традиции, в первую очередь – праздники, и другие традиции (употребление блюд национальной кухни, молитвы и др.
Заключение
В результате исследования были получены данные о национальном составе населения города Белово. Также выявили причины разнообразного национального состава населения.
Богатство сибирских земель привлекали переселенцев, начиная с XVII века, кроме земледелия здесь развивались ремесла и промыслы. Кто-то приезжал самовольно в сибирские поселки за заработком на определенное время и оставались там навсегда. Кого –то принудительно ссылали на исправительные работы. Однако, выживая на этой суровой земле люди, привыкали, врастали в нее корнями и каждый, кто вырос на этой земле, оказался с ней сроднен на веки.
Несмотря, что коренными жителями нашего города являются тюркоязычный народ, на сегодняшний день подавляющее большинство населения города Белово составляют русские. В настоящее время в силу своего промышленного развития, перспективной социально-экономической системой город Белово привлекателен для населения из соседних республик. В Белово проживают представители иных национальностей: татары, немцы, украинцы, мордва, узбеки, армяне и др. Мы живем в городе с многонациональным составом, поэтому необходимо проявлять такие личные качества, как взаимопонимание, взаимоуважение, доброжелательность, сдержанность, коммуникабельность, терпимость к людям других национальностей. В школах проводить дни национальной культуры, на которых можно было бы познакомиться с обычаями и традициями культуры других народов. Это упрочило бы межличностные отношения учащихся разных национальностей.
Список источников и литературы
Белово: архитектура и строительство / под ред. А.Н. Зяблицева, Ю.Б. Бабанакова. – Белово, 2006.
Беловский вестник (г. Белово). 1991-2008.
Живописцев М.Ю. Белово – край родной: Исторические очерки. – Белово, 2011.
История Кузбасса / под. ред. Н.П. Шуранова. – Кемерово, 2006.
Коровин В.Т. История Беловского района: события, факты, люди (1920-2000) – Кемерово, 2005.
Личные дела учащихся школы №23 города Белово
Шемелев В.И. История Кузбасса с древнейших времен до отмены крепостного права. – Кемерово, 1998.
Приложение 1
Анкета исследования
1)твоя национальность _________________________________________
2)год рождения _______________________________________________
3)вероисповедание_____________________________________________
4)степень владения русским языком: а) не говорю, не пишу, б)говорю , но пишу, в)пишу и говорю свободно.
5) степень владения родным языком: а) не говорю, не пишу, б)говорю , но пишу, в)пишу и говорю свободно.
6)сколько человек в семье_______________________________________
7)все ли члены семьи имеют одну национальность? Если нет, то укажи кто и его национальность____________________________________________
8)возникают ли у тебя проблемы связанные с национальностью в школе или в жизни? Если «да», то какие?___________________________________
9)как ты относишься к людям других национальностей? _____________________________________________________________
10)знаешь ли ты историю и культуру своего народа?________________
11)ваше место жительство до приезда в Белово?____________________
Приложение 2
Национальный состав школы №23 (2019-2020 учебный год)
Национальность |
Численность |
Доля от общей численности учащихся |
Белорусы Грузины |
2 человек 3 человек |
0,5% 0,8% |
Узбеки |
3 человек |
0,8% |
Казахи Немцы Мордва Русские |
1 человек 9 человек 2 человек 369 человек |
0,2% 2,2% 0,5% 92,7% |
Татары |
7 человек |
1,8% |
Украинцы |
2 человек |
0,5% |
Итого: Русские – 92,7%; Иные национальности – 7,3%
13