Введение.
«Дети концлагерей»
Светлана Стужева
Памяти детей,
погибших в фашистских концлагерях
в Великую Отечественную войну.
Свирепствует сила природы, бушует и злится,
И кроется тьмою зловещей бездонное небо.
А в небе являются детские скорбные лица,
И слышатся крики: «Нам хлеба, нам хлеба, нам хлеба…»
Концентрационные лагеря, специально оборудованные места превентивного заключения для противников нацистского режима. Были известны жестоким обращением с узниками и нечеловеческими условиями их содержания.
Тема концлагерей до конца не изучена. Многие считают, что концлагеря возникли во времена фашистской Германии, но они появились задолго до прихода Гитлера к власти. Фашистская Германия ужесточила содержание пленных и расширила границы концлагерей. Концлагеря делились на мужские, женские, детские.
Дети и война. Страшное это сочетание слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь. Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала все, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Но они выдержали войну и победили вместе со взрослыми.1
Глава I
«Обоснование проекта»
Актуальность темы:
Мой проект «Дети концлагеря» посвящен малолетним узникам. Детям лишенных детства. Самые обездоленные дети войны малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли родину и свободу. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.
Я считаю, что об этом нужно знать, нужно говорить, нужно помнить и нам, и будущим поколениям.
Живых свидетелей трагедии военных лет уже осталось немного, все они пожилые люди со слабым здоровьем, которые нуждаются во внимании и заботе младшего поколения.
Цель исследовательского проекта:
Изучение трагических страниц истории Великой Отечественной войны, воспитание у подрастающего поколения активной гражданской позиции и ненависти к фашизму.
В процессе работы использовали следующие методы:
-анализ литературы и публицистики;
- создание выставки детского рисунка;
Задачи исследования:
Осмыслить, как люди пережили страшное время, проведенное за колючей проволокой.
Определить степень влияния трагического детства на дальнейшую судьбу этих людей.
Глава II
«Концлагеря на территории Тосненского района»
В период Второй мировой войны немецкое руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных. Эти лагеря делились на пять категорий: сборные пункты, пересыльные лагеря, постоянные лагеря, основные рабочие лагеря, малые рабочие лагеря. Лагеря первой категории создавались в непосредственной близости к линии фронта или в районе проводившейся операции. Здесь шло окончательное разоружение пленных, составлялись первые учётные документы.
Следующим этапом движения пленных были пересыльные лагеря – Дулаг, обычно располагавшиеся вблизи железнодорожных узлов. После первичной сортировки пленных отправляли в лагеря, расположенные в тылу, вдали от военных действий – Шталаг. Лагеря типа «Шталаг» были базовой для сети основных рабочих лагерей, ему подчинённых.2
С начала оккупации на территории захваченных северо-западных областей были созданы лагеря, в которых содержалось от 1 до 10 тысяч пленных солдат и офицеров. В сентябре-октябре 1941 года создавались наиболее крупные лагеря, с числом военнопленных более 10 тысяч. Одновременно организовывались и десятки более мелких пунктов заключения военнопленных, в которых содержалось от нескольких десятков до нескольких сотен солдат.
На территории Тосненского района находились сборные пункты, пересыльные лагеря, а также рабочие команды. Согласно архивным документам, здесь было создано 9 концентрационных лагерей для советских военнопленных.3
2.1 «Тосно»
О первом лагере сохранилось больше всего воспоминаний, вероятно потому, что он располагался в центре поселка около железнодорожного вокзала: «В бывшем овощехранилище на откосе железной дороги (вблизи нынешнего пешеходного моста) находился лагерь русских военнопленных. Там, за высоким забором из колючей проволоки, содержались голодные, до предела истощенные люди.
«На том месте, где грузили несчастных пленных, в наше время садимся на электричку в Санкт-Петербург (3-я платформа)»;4 «Вдоль железной дороги, где сейчас автовокзал, там был лагерь».
Концлагерь у железнодорожного вокзала, по воспоминаниям очевидцев, состоял из двух частей, расположенных по обе стороны от железнодорожного полотна: в одной части, находились военнопленные, а в другой – мирные жители. Возможно, именно он-то и считался пересыльным под №XXI-В.5
А вот рассказ о другом Тосненском лагере: «У нас был аэродром на Лётной улице (ул. Ани Алексеевой). Там, где сейчас парк, в этом месте до войны был аэродром. Лётная поэтому так и называлась. До войны там проходили увеселительные мероприятия, а во время войны – лагерь для военнопленных. Это был как бы пересыльный пункт. Их было много. Жили они не в бараках, а под открытым небом, за колючей проволокой. И везде стояла охрана с собаками. Их практически не кормили. Местные жители носили, кто, что мог, хотя и сами голодали. Кидали им через проволоку овощи, траву (лебеду и щавель)».
2.2 «Никольское»
Есть упоминания о концлагере в районе города Никольское – там, где до войны находился посёлок им. Бадаева. Линия фронта проходила от него всего лишь в трёх километрах, и сюда попадали солдаты и офицеры, непосредственно захваченные в бою.
Об этом сохранились воспоминания никольчанина Ю.В. Федосеева: «раньше в Никольском Бадаевским посёлком называли поселение недалеко от деревни Перевоз. Там стояли десятка два бараков, в которых жили рабочие стекольного производства, клуб, контора. Когда немцы пришли, они обнесли два барака колючей проволокой и там содержали советских солдат, захваченных на передовой. Рассказывают, что были там солдаты – пехотинцы и моряки в чёрной морской форме. Командовал в этом лагере, якобы, поляк, который отличался невероятной жестокостью. И многие из них умирали от голода и непосильного труда. Отступая, фашисты расстреляли оставшихся в живых и сбросили в ров».6
Сегодня на месте бывшего лагеря установлен памятный знак «Камень-валун» - с берегов реки Тосны. С инициативой его установки выступила Никольская гимназия №1. Школьники сами заработали деньги, а с доставкой на место «Камня-валуна» помогли рабочие завода «Сокол». На «Камне» надпись: «Здесь покоятся останки нескольких тысяч военнопленных и местных жителей, погибших от ран, холода и голода в годы фашисткой оккупации 1941-1944 гг. Вечная им память».
Кроме того, непосредственно в самом Никольском существовал ещё один лагерь для военнопленных: «Перед войной была построена школа, в которой немцы разместили свой госпиталь. Там в подвале держали пленных. Перед отступлением немцы школу сожгли».7
Глава III «Детские концлагеря во время Великой Отечественной войны»
3.1 «Детский концлагерь в Вырице»
Выдержки из статьи "Детская Голгофа. О детском концлагере поселка Вырица в годы оккупации".
Журнал "Детская миссия", № 3.
Концлагерь на базе дома отдыха
30 августа 1941 года фашистские войска вошли в Вырицу - крупный поселок в Гатчинском районе Ленинградской области. В то время здесь жил один из самых замечательных подвижников XX века – святой старец Серафим. За советом и молитвой к нему приезжали не только наши соотечественники, но даже оккупанты – солдаты и офицеры армии Вермахта. Место им понравилось, и летом 1942 года в Вырице на базе дома отдыха Ленинградской швейной фабрики им. Володарского создается детский концлагерь. Фашисты не афишировали «учреждение». Говорили о «детском доме»: так он проходил по документам, так приказано было называть лагерь и самим малолетним узникам. «Приют» просуществовал до конца 1943 года. Оккупационные власти насильно свозили туда детей из зоны ожесточенных боев Шлиссельбург - Мга.
Жизнь в лагере
По воспоминаниям бывших узников, день в лагере начинался с криков: «По палатам бежала надзиратель Вера в черной форме с широким ремнем, осматривая постель, и кто провинился, того нещадно била плеткой». Кормили отвратительно: «Три раза в день выдавали турнепсовую похлебку, заболтанную мукой, иногда с кусочком протухшей конины. Было принято сначала съедать жидкость - это было первое, потом густоту - второе, а на третье сосали маленький кусочек хлебца, как конфетку».
У многих юных узников на свободе остались родные. Порой измученные дети пытались убежать к матери: из лагеря можно было уйти через Оредеж – не очень глубокую, узкую речку. Ребята перепрыгивали с камня на камень, иногда падали, тонули. А если выплывали, настигала облава: плетками арестантов гнали обратно и сажали на ночь в темный, сырой подвал, где бегали крысы.
Однажды несколько человек заболели тифом. Оккупанты немедленно объявили, что, если заразиться хоть один солдат, лагерь сожгут. И это были не пустые угрозы: незадолго до того эпидемия тифа вспыхнула в бараке для советских военнопленных – его сожгли вместе с обитателями. К счастью, с лагерем такого не случилось: болезнь отступила, унеся с собой 50 детских жизней.
У многих действительно были матери, но это не помогало детям избегнуть лагеря. А свиданий не полагалось. Порою измученные дети пытались убежать к матери: из лагеря можно было уйти через Оредеж, тогда неглубокую, узкую речку; дети перепрыгивали с камня на камень, иногда падали, тонули.
А если и спасались, то потом их всё равно настигала облава: детей плётками гнали обратно и сажали на ночь в карцер-подвал, где было темно, сыро, где бегали крысы.
Преподобный Серафим Вырицкий и дети из лагеря
Отец Серафим и сам, и через приходского батюшку постоянно призывал жителей Вырицы помогать детям. Он благословлял женщин на переговоры с лагерным начальством, а под конец оккупации ему удалось получить разрешение на походы ребятишек в церковь по воскресеньям. После службы причастники заходили домой к старцу, и батюшка, чем мог, угощал голодных, беседовал с ними. Он не поднимал серьезных тем, просто рассказывал интересные истории из жизни. И всякий раз говорил: «Победа будет за нами, ждите!» Сохранилась такая запись: «Принято от о. Серафима: девичьих нижних рубашек - 24 штук, штанишек – 4, маек – 1, одеяло ватное - 1, матрац детский - 1, платье - 1, нижних рубах для мальчиков – 1. Всего 43 вещи». Квитанция осталась только одна, но известно, что батюшка помогал лагерю регулярно.
Освобождение
Перед отступлением, в ноябре 1943 года, немцы вывезли из лагеря часть старших детей и несколько многодетных семей, остались малотрудоспособные. Их перевели в другое помещение - небольшое одноэтажное здание у впадения Мельничного ручья в Оредеж на углу улиц Коммунальной и Кирова. Зимой Вырицу освободили, первой в поселок вошла группа разведчиков. Они и обнаружили этот новый «детдом», где в подвале прятались человек тридцать детей - совсем маленьких, едва живых от голода, болезней и страха. Их вымыли, накормили и отправили в приют Шлиссельбурга. Многие дети были сами оттуда родом. После войны вырицкие узники пошли в школы. Иногда учителя говорили: «Оккупированные, встаньте». И вставал весь класс.
3.2 «Саласпилс детский концлагерь»
Са́ласпилс (концлагерь «Куртенгоф») — концентрационный лагерь (нем. Polizeigefängnis und Arbeitserziehungslager Salaspils, а также Lager Kurtenhof), созданный во время Второй мировой войны на территории оккупированной нацистской Германией Латвии. Существовал в 18 километрах от Риги рядом с городом Саласпилс с октября 1941 года до конца лета 1944 года.8
Саласпилс – пожалуй, самый жуткий из фашистских концлагерей. За три года его существования здесь убили и замучили до смерти тысячи детей. Это было не просто лагерь смерти – это был банк крови. Её выкачивали из маленьких узников, пополняя запасы немецких госпиталей. Изможденные и заморенные голодом малыши, некоторым из которых не было еще и пяти лет, цинично рассматривались как живые контейнеры, полные крови, либо как объекты медицинских экспериментов.
Лагерь начали строить в Латвии в октябре 1941-го. Рядом располагался поселок Саласпилс – отсюда и одноименное название, которое получил лагерь в народе, хотя официально он именовался Кайзервальд. Строили его евреи, в том числе из Рижского гетто.
Хотя официально Латвия не признает факта столь массового убийства детей в Саласпилсе, сохранилось немало воспоминаний очевидцев и других доказательств этим общеизвестным преступлениям. В основном сюда привозили малышей из Белоруссии и северо-западных областей России – Псковской, Калининской, Ленинградской.
«Лагерь трудового воспитания» (так официально в документах именовался Саласпилс) на самом деле был банком крови и местом проведения изуверский медицинских экспериментов. В этом так называемом «трудовом» лагере держали и двух-, и трёхлетних детей, и даже грудничков. Вместо имени у каждого ребенка был номер, выбитый на жетоне.
Согласно статистике, из 12 тысяч советских детей, используемых в лагере Саласпилс в качестве доноров, погибло больше половины, однако фашисты всеми силами постарались скрыть следы массовых убийств.
В память о погибших детях-донорах и других убитых в Саласпилсе после войны был установлен мемориал. Кажется, что в этих местах до сих пор витают души маленьких изможденных узников, отдавших свою кровь фашистским изуверам.9
3.3 Воспоминания малолетних узников концлагерей.
Вспоминает Соловьёва-Миронова Лидия Степановна.
Лидия попала в концлагерь, когда ей было 3 года и 8 месяцев. Сейчас Лидии 82 года. 13 февраля 43 года немцы подогнали свою машину, в которую посадили своих пленников, и ночью, в 3 часа привезли их на станцию Саблино. Оттуда из увезли в концлагерь в Красногвардейске. После войны город стал называться Гатчина. Лидия Степановна побывала в 3 концлагерях: в Красногвардейске, в Пскове и в Кохтлоярмах (название возможно написано неправильно). В момент освобождения пленников Лидии шёл 8 год. Ужасную жизнь в концлагере описывает Лидия: холод, есть давали баланды. Люди вокруг примерзали. В концлагере Лидия Степановна была с 9-летним братом, и 4-рёх летней сестрой. Лидии было 4 года. От холода грела их мама. Было много родственников, а также жителей города Никольского. В Красногвардейске пробыли зиму, весной же их всех увезли в Кохтлоярмы. Оттуда в Псков на окраину увезли 3 машины людей.
Как рассказывает Лидия, освободили их от плена так: брат Лидии прибежал и сказал: "Мама, наши едут!". После освобождения Лидия с сестрой приняли крещение. В марте 45 года им дали пропуск на въезд в Никольское.
Освободили всех родственников Лидии, а также семьи Федосеевых, Сысоевых, Королёвых из Никольского.
Сейчас у Лидии Степановны двое детей: сыну 55 лет, дочери 60 лет. Есть внук и внучка. Две правнучки. Одна из них в этом году пойдёт в нашу Гимназию в 1 класс. Другая будет учиться в Санкт-Петербурге. Дети и внуки Лидии всегда знали о её подвигах, о её детстве. Даже использовали её рассказы о войне и концлагерях для школьной программы.
Вспоминает Валентина Михайловна Смирнова.
Валентина Михайловна попала в концлагерь в 1937 и держали до 1944 на тот момент ей было 4 года. Находился этот концлагерь в Эстонии и там же жила ее родная тетя. Попала Валентина туда с мамой, а брат добровольно пошел в партизаны. С остальными детьми она в основном не общалась, но все же вместе они придумали кулёнки. Кулёнки- это хорошая трава, кора березы и это кладется в консервную банку, в которых гвоздем проделывали дыры, мешали, а потом клали в кипяток и это кушали.
В 1944 их спасли русские солдаты, раздав детям немного каши. Когда Валентина попросила ещё, ей отказали сказав, что сейчас нельзя много есть.
Сейчас Валентине Михайловне 83 года, у нее есть дочь, которая так же училась в Никольском. И она знает о то ужасе, через который пришлось пройти ее маме.
3.4 Этапы работы над проектом.
Моя работа над проектом проходила в несколько этапов:
1 этап – это изучение информации, просмотр художественных и документальных фильмов о Великой Отечественной войне.
2 этап – я очень люблю рисовать и поэтому не могла не отразить мою тему в рисунках. Моя работа заняла III место в районной олимпиаде по изобразительному искусству.
3 этап – создание выставки детского рисунка, в которой приняла участие инициативная группа художников 3 класса нашей гимназии.
4 этап – встреча с ветеранами, малолетними узниками концлагерей, детьми блокады.
Заключение.
Международный день освобождения узников нацистских концлагерей ежегодно отмечается 11 апреля. Именно в этот день в 1945 году американские войска вошли в Бухенвальд — самый крупный концентрационный лагерь. Здесь в марте того же года вспыхнуло вооруженное восстание, организованное интернациональными силами самих заключенных. Возможно, благодаря этому, нацисты не успели замести следы своих страшных преступлений и показания узников дошли до международного Нюрнбергского трибунала, после которого ООН признала 11 апреля, как Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.
Всего на территориях, подконтрольных гитлеровцам, концлагерях, лагерях смерти и тюрьмах содержалось 18 000 000 человек. Среди погибших — 5 млн граждан СССР, а также 6 млн евреев из разных стран. Каждый пятый узник был ребенком. Узников нацисты пытали, насиловали, морили голодом и при этом заставляли трудиться до полного изнеможения, у заключенных брали кровь для солдат вермахта, проводили над ними страшные медицинские эксперименты, испытывали на людях новые препараты, сжигали в печах крематория (порой заживо), травили в газовых камерах. Самыми известными концлагерями были Бухенвальд, Освенцим, Дахау.
Сейчас выжившие узники концлагерей живут среди нас. Их осталось совсем немного. Они скромны и, как правило, незаметны. В День Победы их не узнаешь по блеску орденов и медалей. И пусть они не принимали участия в боевых действиях, не ковали победу в тылу. Все равно для меня они - герои. Эти люди, испившие в детстве чашу войны, полную горя, страданий, унижения, голода, побоев, одиночества и полной незащищенности, заслуживают нашего искреннего уважения, сострадания и заботы. Мы обязаны помнить о них и передать эту память потомкам.
Список источников информации
Э. Максимова. «Дети военной поры»
Богов В. Лагерь для советских военнопленных Шталаг-350. Без права на память? // Война на уничтожение. С.471.
Т. Н. Минникова «Вычеркнутые из памяти».
Громова Е. М. Материалы Тосненского историко-краеведческого музея.
Михайлова Р. Помолимся о них. Тосненский вестник, 1996 г. 26 января.
Соловьева (Миронова) Л.С. Воспоминания. Проект ЛОООСП «Центр женских инициатив» г. Тосно «Живая история».
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070919/44090/
Википедия
ПРИЛОЖЕНИЕ
К
амень – валун
Ю
.В. Федосеев
Выставка детского рисунка.
Шарова Елизавета
III место
в
районной олимпиаде по изобразительному искусству.
Ш
арова Елизавета 7 «Б» класс
Погосян Ева 3 «А» класс
Асатрян Ева 3 «А» класс
В
стреча с малолетними узниками концлагеря в гимназии.
1 Э. Максимова. «Дети военной поры». С.4.
2Богов В. Лагерь для советских военнопленных Шталаг-350. Без права на память? // Война на уничтожение. С.471.
3 Т. Н. Минникова «Вычеркнутые из памяти». С.37.
4 Громова Е. М. Материалы Тосненского историко-краеведческого музея.
5 Т. Н. Минникова «Вычеркнутые из памяти». С.40.
6Михайлова Р. Помолимся о них. Тосненский вестник, 1996 г. 26 января.
7Соловьева (Миронова) Л.С. Воспоминания. Проект ЛОООСП «Центр женских инициатив» г. Тосно «Живая история».
8 Википедия
9Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070919/44090/
11