Использование полотенца, как предмета культуры и быта русского народа в Долгоруковском районе

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Использование полотенца, как предмета культуры и быта русского народа в Долгоруковском районе

Барабанова П.В. 1
1МБОУ лицей с. Долгоруково
Жданова М.Н. 1
1МБОУ лицей с. Долгоруково
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одним из ярких предметов русского быта является полотенце – это своеобразный памятник истории и культуры. Первые впечатления о народном полотенце сродни песне. В притихшем, неподвижном вечернем воздухе начинает звучать песня. Тихие женские голоса льются спокойно и мелодично, а в это время из рук мастериц выходит тоже песня, только другая, которую можно увидеть и застывает на полотне в виде красочных узоров и линий.

К сожалению, мы очень мало знаем о таком уникальном предмете домашнего обихода, как полотенце. Почему они такие разные, по длине, характеру отделки, узорам...

Объект: изучение полотенца, как предмета культуры и быта русского народа в конце XIX начале XX вв.

Предмет: использование полотенца жителями Долгоруковского района в конце XIX начале XX вв.

Предметная область: краеведение.

Цель – сформировать знания о полотенце, как предмете обрядовой и бытовой культуры русского народа в Долгоруковском районе, в конце XIX начале XX вв.

Задачи исследования:

изучить теоретический материал (литературные источники), поисковый материал (посещение музеев), фотодокументы о полотенце;

изучить технологию изготовления полотенца;

проанализировать собранный материал;

сделать вывод о том, как выглядели и использовались полотенца в Долгоруковском районе;

изготовить полотенце с целью демонстрации экспоната на выставках и знакомства моих сверстников с бытом и культурой родной местности.

Методы исследования:

Аналитический метод (сбор и анализ литературы);

Сравнительный метод (выявление социально-экономических факторов развития народного рушника на территории района)

Эмпирический метод (исследование объекта через опытно-практическую деятельность: интервью, фотографирование, изготовление реплики)

Гипотеза: полотенце, являясь одним из наиболее многочисленных предметов в фондах музеев, остается слабо систематизированным и изученным.

Этапы проведения исследования:

подготовительный этап (выбор темы исследования, определение объекта и предмета исследования, определение цели и задач, формулировка названия работы, разработка гипотезы, составление плана исследования, работа с литературой и другими источниками, выбор методов исследования);

практический этап (организация условий проведения исследования, проведение исследования (сбор материалов), обработка результатов исследованияизготовление реплики костюма);

заключительный этап (формулировка выводов, оформление работы).

Для выполнения данной работы были использованы энциклопедии, литература содержащая информацию об истории полотенца, составляющих элементах и их отличительных особенностях в зависимости от места жительства. Изучены материалы краеведческого музея-усадьбы «Край Долгоруковский», музея-усадьбы с. Стрелец, музея народных ремесел и промыслов г. Елец, школьных музеев с. Долгоруково. Проведена беседа с жителями Долгоруковского района.

Глава 1. Народное полотенце

1. 1. История полотенца

В каждой семье в ванной, на кухне висит полотенце. Вернее, не одно, а несколько. Этот домашний атрибут так привычен, что люди просто не задумываются о его уникальности. Главная функция полотенца заключается в устранении остатков влаги, и примечательно то, что за тысячи лет альтернатива ему не найдена.

В словаре современного русского языка полотенце определено как «изделие из ткани в виде узкой и длинной полосы, предназначенное для вытирания лица, тела и посуды» [7, стр. 269]. При этом выделяются три основных признака полотенца: материал (ткань), форма (продолговатый кусок) и назначение (утилитарное). В традиционной культуре русских полотенце – предмет, наделенный широким спектром функций, определявших материал, характер орнаментации и назначение [11].

Самым первым сырьём для ткани у древних цивилизаций стал лён, ему насчитывается более 10 тыс. лет. Первые полотенца начали делать изо льна, и эта практика оставалась незыблемой в течение десятков веков.

Исследователи отмечают огромное количество случаев использования полотенец в быту, на праздниках и в семейной обрядности русских. Полотенце использовали в домашнем обиходе, убранстве жилища, обрядах, одежде.

В Долгоруковском районе повседневные полотенца, используемые для вытирания рук, лица, посуды и т.д. были короткими и почти не украшали, а полотенца, предназначенные для убранства избы в праздник, были красиво орнаментированными, и никогда не применялись в утилитарных целях. Их вывешивали на стены, иконы, зеркала, рамки с фотографиями, стелили под иконы и на стол. Обычно это делали в честь большого праздника или важных событий семейной жизни: свадьбы, крестин, возвращения сына с военной службы или по случаю приезда долгожданной родни[2].

В русском языке и его диалектах возникло более ста наименований полотенец в зависимости от области применения, не исключением является и Долгоруковский район.

Полотенца, используемые в домашнем обиходе для вытирания рук, лица, покрывания хлеба, пирогов называли «личник», «ручник», «утиральник», «накрючник», «наквашник», «рукотёр» [2].

Полотенца для убранства избы – «зеркальное», «набожник», «маховик», «спичник» [2].

В одежде использовались богато украшенные, либо совсем не украшенные полотенца – «убрус», «ширинка», «сорока» [3].

В свадебном обряде – «свадебное покрывало», «подножник», «дарное», «рушник», «рукобитное» [2].

В родильной и похоронно-поминальной обрядности – «белильце» (белое полотенце без орнамента, иногда с присутствием белой вышивки – мережки) [2].

1. 2. Изготовление и узоры

Процесс изготовления полотенца в нашем крае можно разделить на несколько этапов:

посев конопли или льна;

первичная обработка волокон;

прядение, беление, разматывание ниток;

ткачество на стане;

отбеливание и мягчение полотенца.

Вышивка – наиболее распространенный способ украшения полотенца. Вышивали в основном девушки «на выданье». Вышивали, считая нитки в ткани. Самые распространенные цвета – красный, черный, серый. В народной вышивке нашей местности преобладающими орнаментальными мотивами являются следующие (Приложение 1):

орнитоморфные — изображение всевозможных птиц и их оперенья [12];

растительные — деревья, цветы, листья;

геометрические — ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры;

мифологические – изображение богов, Макоши, Роженицы, Дажьбога

До XVIII—XIX века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на полотенцах стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение [11].

Изучением и подробным анализом вышивки на рушниках занимались многие исследователи, в частности академик Б. А. Рыбаков, Г. А. Григорьева, Е. Моисеенко.

1.3 Рушник как предмет народной культуры русского народа [6, стр. 169].

Рушник, расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. На Руси имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально-обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике служили не только украшением повседневного быта, но и являлись символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками [1].

Для изготовления рушника использовали льняное, реже конопляное полотно. Его традиционные размеры: 30—40 сантиметров (ширина полотна с ткацкого стана) в ширину и от 3 и более метров в длину. Для украшения используют вышивку, кружево, бранное ткачество, ленты[1].

Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой сакральный смысл и имел четкое предназначение (Приложение 2).

Рушник как элемент родильных, крестильных и погребальных обрядов. Его повязывали на шею умершего, покрывали гроб, и на рушниках спускали в могилу. В течение сорока дней рушник считается вместилищем души умершего, своеобразным окном между миром живых и миром мёртвых. Рушниками украшали намогильные кресты, деревья, церкви[1].

Свадебный рушник означал жизненный путь, по которому вместе шли жених и невеста. Таких рушников было несколько – венчальный, на икону, под хлеб, для каравая, союзный рушник, для свадебного поезда, для свидетеля, настольные рушники, рушник для связывания рук на свадьбе – чисто белый, чтобы жизнь была безоблачной, или вышитый только красными нитками – на радость. Рушник под ноги молодым – самый главный на свадьбе. Вышивали такие рушники геометрическим орнаментом, чтобы не затоптать счастье. Вышивала этот рушник невеста. Он имел две стороны разно оформленные. Первую вышивали для жениха, вторую для невесты. Помогать невесте было нельзя. На венчальных рушниках вышивался растительный орнамент, имена молодых и пожелания счастья. Традиционным орнаментом были птицы – жаворонки, голуби – как символы пары жениха и невесты. Они олицетворяли счастье и верность в любви. Цветочные орнаменты вышивки оберегали молодых от злых сил и несли в себе пожелания процветания, здоровья и богатства. Красный цвет в вышивке рушника означал солнце, тепло и красоту. Свадебные рушники достигали 3-х метров в длину и символизировали дорогу жизни. Такой рушник передавался из поколения в поколение[2].

Обережный рушник, ими завешивали окно «от злых духов», когда освящали хату или справляли поминки, завешивались углы хаты – «чтоб нигде не спряталась нечисть». Над дверями также вешали длинный рушник – для защиты дома [2].

Хлебосольный рушник – самый неограниченный в выборе узора. Именно на нем вышивают пару птиц, целующихся клювиками, пожелания, деревья рода и море цветов, чтобы жизнь молодых была усыпана счастьем, радостью и цветами [2].

Рушник в красный угол – обычно его украшали вышивкой с переплетением калины и дуба [1].

В Долгоруковском районе вышивали в технике «крест», «болгарский крест», «гладь», «набор». Кружевную отделку плели либо крючком, либо на коклюшках[1], [2], [4].

1.4 Золотые правила рушника [9, стр. 26].

Нельзя украшать рушник мережками – жизнь будет дырявой.

Нельзя вышивать свадебные рушники ночью – в это время суток вышивают только магические вещи.

Вышивка должна быть чистой и аккуратной с обеих сторон – лицевая сторона для людей, изнаночная – для Бога.

Рушник – это дорога жизни, поэтому полотнище должно быть целым и непрерывным, как жизнь (не вставляйте в середину рушника никаких кружев или тесемок – этим вы навредите, разрезанную жизнь уже не сошьешь)

На свадебных рушниках вышивают пары таких птиц как сокол, индюк, павлин, петух и курица. Не вышивают кукушек – вдовий символ, соловьев – символ неженатых парней (чтобы муж не изменял)

Все размеры рушника (ширина, длина) должны делиться на семь

Центр рушника обязательно должен оставаться пустым, без вышивки – Божье место. Становясь на рушник, молодые получают благословение свыше.

После свадьбы рушники хранятся в семье молодых, как символ счастливой семейной жизни в скрученном в трубочку виде, чтобы всякая нечисть по кругу ходила и поняла, что здесь ей делать нечего.

Свадебные рушники, особенно под него, используются один раз! В случае очень счастливой семейной жизни в наследство передают только узор, а рушник вышивается новый.

Глава 2. Исследование экспонатов музеев Долгоруковского района

Чтобы узнать историю полотенца нашей местности, мы посетили музеи Долгоруковского района, пообщались с местными жителями [4], [5], [6], и попробовали себя в роли исследователей и экспертов – это является новизной нашего исследования.

Работник музея – усадьбы с. Стрелец, Надежда Крюкова, показала свой любимый рушник из льняного волокна. Рушнику более 100 лет, его длина 5 метров, ширина 50 см. На рушнике вышиты геометрические узоры красного цвета, техника «набор» (Приложение 3).

У жителей села, в домашних коллекциях, мы увидели не только традиционные образцы, но и богато украшенные украинские рушники [3].

Для анализа мы взяли полотенца и рушники, выполненные местными рукодельницами, к сожалению их имен в архивах не оказалось.

Первый экспонат музея-усадьбы с. Стрелец. Полотенце длиной 2 метра, выполнено из отбеленного льна полотняным переплетением. Вышивка красного и черного цвета, техника – «крест». На рушнике используется растительный и орнитоморфный орнамент. Низ полотенца оформлен кружевом связанным коклюшками (Приложение 4). Вывод: полотенце настенное праздничное.

Второй экспонат музея-усадьбы с. Стрелец. Полотенце длиной 1,4 метра выполнено из серого льна полотняным переплетением. Украшено бранным ткачеством – в виде полосок красного цвета (Приложение 4). Вывод: повседневное полотенце – «утирка».

Третий экспонат музея-усадьбы с. Долгоруково. Полотенце длиной 2, 5 метра выполнено из отбеленного льна полотняным переплетением. Вышивка красного и черного цвета, техника – «крест». На рушнике используется растительный орнамент (листья дуба). Низ полотенца оформлен кружевом связанным коклюшками (Приложение 4). Вывод: полотенце - рушник, было предназначено для украшения красного угла.

Итак, в нашей местности наиболее часто встречаются такие полотенца как утиральник, свадебный и крестильный рушник. Цвет вышивки – красный и его оттенки, для поздних образцов – зеленый, черный, розовый, серый. Чаще всего вышивали обереговые символы, изображения петухов, розы и виноград. Техника выполнения крест, двойной крест, набор, бранное ткачество, гладь (Приложение 5). Основа полотна выполнена из льна или хлопка, цвет белый или серый. Край полотенца украшен кружевом, выполненным на коклюшках и крючком.

Глава 3. Технология изготовления изделия

2.1. Технология изготовления хлебосольного рушника (Приложение 6)

Изучая материалы музеев, мы не смогли удержаться от изготовления своего полотенца – рушника. Мое изделие – хлебосольный рушник, изготовлен из льняной ткани полотняного переплетения. Длиной 3 метра, шириной 40 см. особое внимание уделила орнаменту вышивки. На концах полотенца изображены символы предков, земли, воды, хлеба, купальской травы, солнца. Этот орнамент олицетворяет значимость каждого элемента мотива вышивки, его необходимость в цикле жизни.

1. Подготовка ткани к раскрою. Декатировка ткани. Определение основы и утка. Обнаружение дефектов ткани. Перегнут ткань по долевой, выровняв рисунок, сколоть. Выровнять поперечный срез ткани

2. Подготовка деталей кроя к обработке.

3. Обработка, соединение деталей и узлов

Хлебосольный рушник

Узел

Вид обработки

Графическое изображение

Декорирование полотенца

Вышивка:

техника «набор»;

техника «крест»

 

Изготовление бордюрного кружева

Вязание крючком

 

Обработка низа изделия

Швом вподгибку с открытым срезом и обметанным краем

 

4. Окончательная обработка изделия. Чистка изделия. Влажно-тепловая обработка.

Заключение

Выполняя работу, мы подтвердили гипотезу, полотенце, являясь одним из наиболее многочисленных предметов в фондах музеев, остается слабо систематизированным и изученным.

В результате, была достигнута цель исследования, мы сформировали представление о полотенце, как предмете обрядовой и бытовой культуры русского народа в Долгоруковском районе

Теоретическая значимость: систематизация имеющейся в местных источниках информации о народном полотенце - рушнике, а так же знаний о процессе создания рушника, отличительных особенностях полотенца нашей местности.

Практическая значимость: на примере собранного материала и изготовленного рушника мои сверстники могут больше узнать о быте и культуре русского народа и родного края. Материалы исследования могут быть использованы на уроках, классных часах. Директор музея «Край Долгоруковский Н.И. Христенко попросила оставить наше исследование в музее, для демонстрации его посетителям.

Литература и источники:

Данные государственных и личных архивов, сведения краеведческих музеев:

Материалы Долгоруковского краеведческого музея - усадьбы «Край Долгоруковский» / Рязанцев И. К. Рукописная книга «История села Большой Колодезь»

Материалы музея - усадьбы с. Стрелец / Быт жителей Долгоруковского края

Воспоминания:

Березина Н. К. Воспоминания жителя с. Братовщины Долгоруковского района/ Записаны 22.01.19 г. преподавателем технологии МБОУ лицей с. Долгоруково Ждановой М.Н.

Трефилова И. Г. Воспоминания жителя с. Долгоруково / Записаны 12.01.19 г. обучающимся МБОУ лицей с. Долгоруково Барабановой П. В.

Неделина Н.В. Воспоминания жителя с. Долгоруково / Записаны 15.01.19 г. обучающимся МБОУ лицей с. Долгоруково Барабановой П. В.

Печатные источники:

Славянский мир / сост.: Р.В. Андреев, В.В. Будаков, А.Ф. Попова. – Воронеж : Центр духовного возрождения Черноземного края, 2001. – 271 с.: ил.

Словарь русского языка : в 4 т. / под ред. М.С. Шевелевой. – 3-е изд. Стереотип. – Т. III (П-Р). – М., 1987

Валенцова М. М., Узенёва Е.С. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под ред. Н.И. Толстого ; Институт славяноведения РАН. – М. : Межд. отношения,, 2009. – Т. 4 : с. 147 – 150.

Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М. : Наука. 1978.-207 с.: ил.

Молотобарова О. С. Учите детей вышивать : Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с., ил.

Материалы сети Интернет

11. http://izvestia.asu.ru/2009/4-4/hist/TheNewsOfASU-2009-4-4-hist-14.pdf

12. file:///D:/Desktop/1982_1_022_Bernshtam.pdf

 

Просмотров работы: 71