Сохранение исторической памяти о героях Великой Отечественной Войны на примере Героя Советского Союза Шмакова Анатолия Ивановича

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сохранение исторической памяти о героях Великой Отечественной Войны на примере Героя Советского Союза Шмакова Анатолия Ивановича

Ладыгин М.О. 1
1МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов
Семенова О.А. 1Федорова А.С. 1
1МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов.
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

В годы Великой Отечественной войны Советский Союз сыграл первостепенную роль в сплочении прогрессивных сил для борьбы против гитлеровского фашизма. Исследователи провели огромную работу, чтобы выявить и сохранить в памяти будущих поколений факты самоотверженного подвига жителей нашей страны, как на фронте, так и в тылу. Но, на сегодняшний момент исследования в данной области не проведены до конца. И одной из не до конца исследованных областей является героизм нашего народа. В родном для меня городе такие герои тоже есть. Вообще в Нижнем Тагиле было 36 Героев СССР. И один из них Анатолий Иванович Шмаков.

Цель работы: в ходе исследования исследовать сохранение исторической памяти о героях ВОВ на примере Шмакова А.И. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

- изучить понятие «Герой Советского Союза» и определить перечень Героев Советского Союза из Нижнего Тагила;

- собрать материалы о нашем земляке – Герое Советского Союза Шмакове А.И.;

- изучить участие и результаты боевых действий Шмакова А.И.;

- осуществить поиск форм сохранения памяти о Герое Советского Союза Шмакове А.И.

Объект исследования – боевой путь Героя СССР Шмакова А.И.

Предмет исследования – история Нижнего Тагила и его жителей в период Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.)

Материал для исследования: рассказы, воспоминания родных о Шмакове А.И., музейные материалы, посещение музея НТГМК, работа с архивными материалами.

Методы исследования: В ходе реализации проекта познакомился с алгоритмом ведения исследовательской работы, изучал краеведческую литературу, просматривал имеющуюся литературу, материалы интернета, воспоминания сослуживца, работал с материалами музея ГАПОУ СО «Нижнетагильский горно-металлургический колледж им. Е.А. и М.Е. Черепановых», разработал анкету и провел опрос своих одноклассников.

Гипотеза: Если мы узнаем о подвиге своих земляков, мы сможем рассказать своим друзьям и знакомым, а они смогут рассказать своим знакомым. Таким образом, больше людей узнает о героях своей Малой Родины и сможет передать эту информацию последующим поколениям. Таким образом, мы сможем сохранить память о той ужасной войне в сердцах нашего народа. Память народная – это историческая память о великом и в то же время трагическом для всего человечества событии.

Практическая значимость: результаты моего исследования могут быть полезны для одноклассников. Я познакомил их с Героем Советского Союза. Этот материал можно использовать на уроках истории, при проведении внеклассных мероприятий, посвященных памятным и юбилейным датам, музейным урокам. Кроме того, записал ролик и выложил на ресурсе You-tube и вышел с инициативным предложением о присвоении улицы в городе Нижний Тагил имени Героя Советского Союза Шмакова Анатолия Ивановича.

Глава 1. Понятие «Герой Советского Союза»

1.1. Звание «Герой Советского Союза»

Тысячи и тысячи наших соотечественников – простых, дорогих, любящих, любимых – не пощадили себя, кровью своей, жизнью своей отстояли не только нашу Родину, но и нашу будущую Победу, наш Мир, мир в Европе и во всем мире. Следующий год пройдет под девизом «Год памяти и славы». И очень важно, чтобы мы все узнавали больше информацию о событиях нашего прошлого, и прежде всего, о героических страницах истории нашей страны.

На основе двухтомника «Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь», книг о Героях, архивных материалов создана электронная база данных биографий Героев периода Второй мировой войны, насчитывающая 12 тысяч персоналий. Однако, информация в них дана по Героям краткая. Но Герои Великой Отечественной Войны – это те люди, с которых брали пример в самые сложные и трудные времена для нашей страны.

Герой Советского Союза — высшая степень отличия СССР. Высшее звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время 1, с. 26. 16 апреля 1934 года постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Героя Советского Союза 1, с. 26. Практика награждений была закреплена Постановлением ЦИК в Положении о звании Героя Советского Союза 29 июля 1936 года. В этой редакции гражданам, удостоенным звания, кроме грамоты полагался также орден Ленина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Автор эскиза награды — архитектор Мирон Иванович Мержанов (приложение 1) 5.

В отличие от первоначального Положения теперь предусматривалась возможность многократного награждения «Золотой Звездой» (приложение 2). Всего за время существования звания, оно было присвоено 12776 человек, из них участникам Великой Отечественной Войны за боевые заслуги 11739 человек (рисунок 1 - выполнен самостоятельно по материалам 5. Приложение № 3). Сохранение памяти о подвиге советского народа, который внес ключевой вклад в победу над фашизмом, с годами приобретает все большее значение – на фоне явного угасания памяти о войне в западных странах. Ветеранов Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше. При этом среди «союзников» с годами заметно меняется восприятие крупнейшего военного конфликта в современной истории человечества.

Проблема сохранения памяти о Великой Отечественной войне, как части и главного содержания второй мировой войны, очень важна в современном мире. Сохранение памяти о подвиге советского народа, который внес ключевой вклад в победу над фашизмом, с годами приобретает все большее значение – на фоне явного угасания памяти о войне в западных странах. Ветеранов Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше. При этом среди «союзников» с годами заметно меняется восприятие крупнейшего военного конфликта в современной истории человечества.

Французский институт общественного мнения (IFOP) проводил опрос в разные годы после окончания войны. Были взяты годы для сравнения: май 1945 г., 1994 г., 2004 г., 2015 г. На примере этого можно проследить как изменялось мнение и отношение, а также определение того кто внес наибольший вклад в победу над фашистской Германией (Приложение 4) 12 . Так, в мае 1945 г. «по свежим следам» мнение было однозначным: главной силой в борьбе с гитлеровской Германией был, по мнению французов, СССР. Спустя десятки лет это восприятие изменилось: главную роль, по мнению жителей западных стран, в войне сыграли США. В 2015 году аналогичный опрос провела британская международная интернет-фирма YouGov среди американцев, британцев, французов и других европейцев, чьи страны участвовали во Второй мировой войне (Приложение 4). Большинство опрошенных заявили, что главный вклад в победу над гитлеровской Германией внесли США. При этом, по оценкам британцев, победу во Второй мировой войне в первую очередь помогла принести Британия. Изменения так кардинально мнения связывают с рядом причин: уход из жизни ветеранов войны, тружеников тыла, свидетелей и очевидцев тех страшных событий; «холодная война» и, как следствие, недружественное отношение к СССР; пропаганда и др. В письме генералу Макартуру в мае 1942 г. президент США признает, что русская армия нанесла наибольший урон фашистам (Приложение 5).

Оценки европейцев, подавляющая часть которых была захвачена в первые месяцы Второй мировой войны и фактически перешла на сторону фашистской Германии, обеспечивая Гитлера дополнительными мощностями по производству оружия, техники, остаются на их совести. СССР выстоял в войне и уничтожил больше военной силы, чем остальные союзники, вместе взятые. Поэтому в городах СССР, а впоследствии в России и других бывших республиках, которые еще сохраняют историческую память, 9 мая проводятся парады победы. Именно поэтому люди, которым небезразличен тот вклад, который внесли их предки в победу, участвуют в акции «Бессмертный полк». Наше и будущее поколение является главным хранителем прошлого. Поэтому долг молодого поколения и всего народа суметь пронести память о великих подвигах наших дедов, отцов, сыновей.

Я и мои одноклассники не знаем всех ужасов, которые пришлось пережить людям во время войны, но в своем большинстве осознаем, что в результате этой войны все человечество и особенно страны - участники понесли самые разрушительные в мировой истории и невосстановимые потери. Нами был проведен социологический опрос одноклассников, а для этого составлена анкета из 7 вопросов (приложение № 6). Вопросы в анкете касались информации о Героях Советского Союза в целом, и конкретно тагильских Героев. Были опрошены 22 человека в нашем классе – 6 «А». И были получены следующие результаты.

На вопрос: «Назови дату начала и окончания Великой Отечественной войны» все опрошенные ответили правильно и назвали даты: начала – 22 июня 1941 года и окончания – 9 мая 1945 г. Следующий вопрос «Назови имена Героев Советского Союза» вызвал некоторые затруднения. В частности, назвали следующие героев: Валя Котик – 50%, Иван Кожедуб – 27%, Дмитрий Карбышев – 36%, Николай Гастелло – 50%, Алексей Маресьев – 82%, Олег Кошевой – 23%, Ульяна Громова – 23%, Зоя Космодемьянская – 36%, Маршал Г.К. Жуков – 91%, Сергей Черных – 100%, Анатолий Иванович Шмаков – 36%, Вересков Виктор Александрович – 68%, Ермак Владимир Иванович – 36%, Мотин Иван Никитович - 23%, Пылаев Константин Федорович – 68%, Яковлев Василий Нестерович – 36% (рисунок 2 – выполнен самостоятельно по материалам 3. Приложение 7).

В беседе одноклассники объяснили, что про некоторых героев они слышали на уроках истории, литературы (О. Кошевой, А. Маресьев, У. Громова, Г.К. Жуков), про некоторых узнали, т.к. их имена носят названия улиц (Гастелло Н., С. Черных, В. Вересков и др.). Про Валю Котика узнали в начальной школе, т.к. у одной из учениц бабушка находилась в партизанской отряде вместе с Валей Котиком.

Вопрос: «Назови имена Героев Советского Союза, проживавших в нашем городе?» дал следующие ответы: Сергей Черных – 100%, Анатолий Иванович Шмаков – 36%, Вересков Виктор Александрович – 68%, Ермак Владимир Иванович – 36%, Мотин Иван Никитович - 23%, Пылаев Константин Федорович – 68%, Яковлев Василий Нестерович – 36%. На вопрос: «Знаешь ли ты имена педагогов-участников ВОВ, работавших в нашей школе?» ученики затруднились ответить.

На вопрос «О чем тебе говорит имя Анатолия Ивановича Шмакова?» больше половины одноклассников (91%) ответили, что они знают этого героя, т.к. о нем рассказывал я. Знают, что он героический летчик, родился, учился в нашем городе, что он ученик Сергея Александровича Черных тоже Героя Советского Союза.

На вопрос: «Хотел бы ты узнать больше о Героях Советского Союза и что конкретно бы ты хотел узнать?» 100% ответили положительно. В беседе ребята рассказали, что хотели бы узнать о героях-земляках, о подвигах Героев Советского Союза. Выяснилось, что у одного из ребят дедушка тоже является Героем Советского Союза.

Таким образом, можно отметить, что тема является достаточно актуальной. Как выяснилось, из 11739 человек – Героев Советского Союза (периода Великой Отечественной Войны) известны нашему классу только 16 человек, а из 36 Героев-тагильчан только 7 человек. При этом надо отметить, что интерес у моих одноклассников к изучению таких героических личностей имеется.

1.2. Герои Советского Союза в Н. Тагиле

Очень интересно сколько же Героев Советского Союза жили в городе Нижний Тагил, в частности, нас интересовали те Герои, которые свое звание получали в годы ВОВ 6. К таким лицам рекомендуется 6 отнести тех людей принадлежность, которых к городу определяется: родившиеся в Нижнем Тагиле, на территории сел и поселков Нижнетагильского Пригородного района (Висимского, Петрокаменского). Это объясняется тем, что указанные территории обслуживались одним объединенным горвоенкоматом. Именно из него граждане СССР призывались в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии; лица, приехавшие на новостройки города в 1930-е годы из других регионов страны и ушедшие отсюда на фронт.

По сведениям Л.И. Мышлявцева, В.В. Кокуркина в списке Героев Советского Союза находятся 51 фамилия (однако 5 из них получили свое звание не в годы ВОВ) 3.

Тагильчане представлены в данном списке 36 Героями (рисунок 3. Выполнен самостоятельно по материалам 3. Приложение 8). В честь 6 Героев Советского Союза названы улицы в нашем городе – Черных С.А., Пылаев К.Ф., Белявский Н.И., Вересков В.А., Мотин И.Н., Холкин В.В. 2, с. 363. Черных С.А. получил свое звание за боевые заслуги на войне в Испании. Его племянница работала в НТГМК им. Е.А. и М.Е. Черепановых, зовут ее Штрек Светлана Леонидовна. Сергей Александрович своими рассказами о небе увлек Анатолия Ивановича Шмакова – еще одного Героя Советского Союза (приложение 9).

В Нижнем Тагиле установлен Памятник тагильчанам Героям Советского Союза и кавалерам Ордена Славы - мемориальный памятник (приложение 10). Открыт 7 мая 2010 г. в преддверии празднования 65-летия Великой Победы. Автор проекта - нижнетагильский скульптор, член Союза художников РФ, Александр Иванович Иванов. Памятник представляет собой стелу из гранита, которую венчает металлическая чаша с имитацией факела. На чаше изображены танки и ветви лавра. Материалом для изготовления этой чаши послужил металл от сохранившейся техники времен ВОВ. На лицевой стороне стелы выполнено изображение медали Героя Советского Союза и установлена мраморная доска почета, на которую золотыми буквами нанесены фамилии 27 Героев Советского Союза и 8 полных кавалеров Ордена Славы – жителей Нижнего Тагила, павших смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны 5. Памятник установлен рядом со средней школой № 75/42. Память этих героев увековечена в названиях улиц, школ, училищ, но еще она живет в сердцах каждого горожанина, передается через поколения.

Вывод: Герой Советского Союза – это самое высшее звание. Дают такое звание за боевые заслуги. Больше всего наград получили Герои Великой Отечественной Войны. Они проявили мужество и смелость, защищая Родину. В Нижнем Тагиле звание Героя Советского Союза получили 36 человек. Из них 31 герой за свои героические подвиги во время ВОВ.

2. Шмаков А.И. – нижнетагильский Герой Советского Союза

2.1. Шмаков Анатолий Иванович – наш земляк

Сохранение памяти о подвиге советского народа, который внес ключевой вклад в победу над фашизмом, с годами приобретает все большее значение – на фоне явного угасания памяти о войне в западных странах. Ветеранов Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше. При этом среди «союзников» с годами заметно меняется восприятие крупнейшего военного конфликта в современной истории человечества. Поэтому важно знать не только о героическом подвиге всего народа, но и отдельных героических личностях.

В первые дни войны были утрачены два миллиона тонн боеприпасов, армия оказалась почти безоружной. Производство снарядов, мин, бомб резко возрастало. В Нижнем Тагиле опробовали и передали в войска 28425 партий снарядов 3, С.23. Вклад нашего города в Победу во Второй мировой войне был велик. Значительный и неоценимый вклад в нее внесли и наши земляки.

За годы войны из Нижнего Тагила ушло на фронт более 25000 танков, практически каждый второй танк, принимавший участие в боевых действиях, сошел с конвейера Уральского танкового завода № 183 2, С. 363. К 1942 году не было в Нижнем Тагиле завода или фабрики, которые не выпускали бы военную продукцию. Находящееся в центре города самое старое учебное заведение Урала - Нижнетагильский горно-металлургический колледж тоже не осталось в стороне (приложение 11). Старшекурсники уходили на фронт. Колонна ребят с рюкзаками за плечами под звуки оркестровой меди от главного корпуса шла на вокзал, где их ожидал эшелон (приложение 12). В войне от НТГМК приняли участие более 50 учащихся, выпускников и сотрудников горно-металлургического техникума. 91 человек из них не вернулись домой. Один из них – героическая личность – Шмаков Анатолий Иванович (приложение 11).

Шмаков А.И. родился 8 декабря 1921 года в посёлке Лая Пригородного района Свердловской области. Из семьи крестьянина. В 1930 году, после смерти матери, с отцом и братом переехал в г. Нижний Тагил. В Нижнем Тагил Шмаков Иван Константинович (отец) работал на строительстве завода, затем устроился корреспондентом в газете «Тагильский рабочий», заведующим отделом писем. Затем они переехали в город Свердловск, где отец А.И. Шмакова продолжил работу журналистом в газете «Уральский рабочий», затем в Челябинске – в областной газете. Затем был город Очер (Пермская область).

Затем они вернулись в Нижний Тагил. Здесь Анатолий поработал электриком, а затем поступил в Нижнетагильский горно-металлургический техникум. Толя слушал лекции по металлургии и одновременно занимался в аэроклубе 2, с. 363. А «заболел» небом при встрече с Черных С., вернувшимся из Испании Героем Советского Союза. В 1940 году по комсомольской путёвке Анатолий Иванович был направлен в Красную Армию. Сначала был зачислен в Новосибирскую военную авиационную школу лётчиков, впоследствии оттуда переведён в Чкаловскую (Оренбургскую) военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1941 году (приложение 12). На момент призыва на фронт он владел немецким языком (читает, пишет, говорит со словарем), имел гражданскую специальность «Электро-слесарь», окончил 7 классов средней школы и школы ФЗУ. Кроме того, окончил 2 курса Нижне-Тагильского горно-металлургического техникума.

2.2 Участие и результаты боевых действий Шмакова А.И.

С 20 июля 1940 года Анатолий – курсант Военно-Авиационной школы пилотов. Военную присягу Шмаков принял 7 ноября 1940 года. 25 января 1941 года курсанта А. Шмакова переводят Новосибирскую авиационную школу пилотов. 15 июня 1942 года курсанта Шмакова вновь переводят, теперь в I-ую Чкаловскую школу пилотов им. К.Е. Ворошилова. В 1944 году он окончил I Чкаловскую школу пилотом им. К.Е. Ворошилова. Участник Великой Отечественной войны с июня 1944 года. Воевал на 1-м и 2-м Белорусских фронтах, прошёл боевой путь от Бобруйска до окрестностей Берлина. Участвовал в Белорусской, Восточно-Прусской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях 3 и 2 Белорусских фронтов, поддерживал с воздуха советские части на вислинских и одерских плацдармах в составе 783 штурмового авиационного полка 8. Служил в запасных и учебных частях. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Старший лётчик 783-го штурмового авиационного полка 199-й штурмовой авиационной дивизии 4-го штурмового авиационного корпуса 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта лейтенант Анатолий Шмаков 2, с. 363.

О его героических поступках свидетельствуют наградные листы (приложение 13, 14,15). За два месяца, которые Анатолий Иванович провел на фронте совершил 94 успешных боевых вылета на самолете Ил-2 и прошел славный путь от Бобруйска до Ростока. Участвовал в составе частей 4 Штурмового Авиационного Корпуса летом 1944 года в поддержании наступления 9 Танкового корпуса при прорыве глубоко-эшалонированной обороны противника на Бобруйском направлении. В этой операции Шмаков совершил 24 успешных боевых вылета, провел 6 воздушных боев и отражал атаки истребителей противника, при которых сбил один ФВ-190.

Особые образцы мастерства и отваги Шмаков показал по окружению и уничтожению Гдынско-Ганцингской группировки немецких войск. Шмаков пробивался через все препятствия и успешно выполнял все боевые задания, произведя при этом 40 успешных боевых вылетов. Несмотря на то, что противник цели прикрывал сильным зенитным огнем, Анатолий Иванович совершил 12 успешных боевых вылетов. В результате совершенных 94 успешных боевых вылетов, противнику нанесен большой урон в технике и живой силе. В наградных листах перечислен в единицах урон: 4 танка, 76 автомашин, 60 подвод с грузом, 4 дзота, 15 железнодорожных вагона, 3 артминометных батарей, 4 зенитных батареи, 1 паровоз, 2 бензозаправщика, взорвано 5 складов с боеприпасами и горючим, 1 шоссейный мост, 1 переправа, убито и ранено более 250 солдат и офицеров. В 1944 году выполняя боевое задание в составе 6 ИЛ-2 в районе Жибанково Шмаков показал образцы меткого бомбометания. В 1945 г. ведущим шестого ИЛ-2 Анатолий Иванович штурмовал и бомбил автотранспорт и живую силу в районе Облуш. Таким образом, старший летчик 788 Штурмового Авиационного Танненбергского Краснознаменного Полка Шмаков Анатолий Иванович был представлен к высшей правительственной награде – званию «Герой Советского Союза» (приложение 13-15).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года лейтенанту Шмакову Анатолию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (приложение 16). Анатолий Иванович награждён: орденом «Ленина», 2 орденами «Красного Знамени», 2 орденами «Отечественной войны I степени», 2 орденами «Красной Звезды», орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, медалью «Золотая Звезда», медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Кенигсберга», «ХХХ лет СА и флота (За боевые заслуги)», «40 лет Вооруженных Сил СССР», «За безупречную службу» I степени и другими медалями. Был награжден юбилейными медалями: «ХХ лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»., «50 лет Вооруженных Сил СССР», «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и др.

С 21.06.1961 г. проходил военную службу в должности заместителя главного штурмана в 48 Воздушной армии Одесского военного округа. 17.12.1969 г. был назначен Начальником командного пункта Управления полетам в 5-ой Воздушной Армии Одесского военного округа. С 16.12.1971 года был повышен до должности начальника 1051 командного пункта Управления полетами, 5-ой Воздушной армии Одесского военного округа. В 2005 году Президент РФ Владимир Путин вручил Герою Советского Союза именные часы (приложение 16). Его послужной список и наградные листы заставляют не только проявлять уважение, но и удивляться, задумываться, гордиться (приложение 17). Шмаков А.И. прошел длинный путь до звания «полковник». После войны проживал в Одессе6. Умер 16 февраля 2012 года. Похоронен в Одессе на II Христианском кладбище (приложение 18).

2.3. Память о герое

Памятники установлены в сквере на углу Адмиральского проспекта и Фонтанской дороги, на месте бывшего военного аэродрома в городе Одесса (Украина), а также на Втором Христианском кладбище города Одессы (приложение 18).

Памятная доска установлена и на стене НТГМК в г. Нижний Тагил (приложение 19). В музее НТГМК Шмакову А.И. посвящен стенд (приложение 20), где хранятся его личные вещи. В Нижнем Тагиле помнят о нашем Герое и чтут память.

Долгое время сотрудники музея НТГМК вели переписку как с самим А.И. Шмаковым, так и с его семьей, проводились встречи (приложение 21, 22). 4 Анатолий Иванович в письмах рассказывал не только о том как он воевал, но и про учебу в колледже, про службу в армии, про Украину (в которой он проживал) и др.

На родине Анатолия Ивановича, в селе Большая Лая, имеется дом, где жил А.И. Шмаков и школа, где установлена мемориальная доска (приложение 23). К сожалению, политика вмешалась в отношения между гражданами двух стран и родственники Шмакова А.И. отказались общаться с представителями колледжа. Связь была утеряна. Но в колледже бережно относятся ко всем материалам, которые есть об Анатолии Ивановиче.

Очень важно, чтобы память о наших героях сохранялась. В условиях пересмотра в ряде стран итогов Великой Отечественной войны очень важно знать правду и сохранять ее для своих потомков. Очень важно сквозь время помнить о наших Героях. Мы начинаем с нашей малой Родины. Предлагаем собрать максимально полный материал. В честь наших Героев-тагильчан названы некоторые улицы. Это позволяет нашим тагильчанам не только запоминать фамилии. Наши земляки начинают интересоваться в честь кого названа улица на которой он живет, ходит, работает…

Мы вышли с инициативой о присвоении одной из улиц в новом микрорайоне ГГМ имя славного земляка, Героя СССР – Шмакова Анатолия Ивановича, чей славный подвиг вписан в историю Великой Победы Великого народа и нам был дан положительный ответ (приложение 24). Администрация города пообещала назвать в честь нашего героя новую улицу. Кроме того, нами была разработана экскурсия в музей ГАПОУ СО НТГМК и рассказом о Шмакове А.И. А мой вариант экскурсии позволит присутствовать через камеру в музее (приложение 25).

Кроме того, нами была разработана экскурсия в музей ГАПОУ СО НТГМК и рассказом о Шмакове А.И. Особенностью экскурсий является возможность активного познания объектов исследования. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает «вылазку», - посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом случае под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними. Т.е. экскурсия обеспечивает учащимся знакомство с реальными предметами и явлениями в их естественном окружении. Имеется возможность с помощью интерактивной экскурсии узнать о Герое Советского Союза, не посещая музей. У многих людей нет такой возможности – посетить музей. Я сделал небольшую экскурсию по экспозиции, посвященной Шмакову А.И. и разместил ее по адресу - https://www.youtube.com/watch?v=vQXholcjB8w.

Вывод: Шмаков Анатолий Иванович является Героем Советского Союза и награжден за свои боевые действия во время ВОВ. Он уничтожил много фашистской техники и самих фашистов. Свой путь Анатолий Иванович продолжил и в мирное время. Героев Советского Союза осталось очень мало. К сожалению, нет уже и нашего Героя. Но память о них мы должны сохранить и передать следующему поколению.

Заключение

Беспримерная самоотверженность народов России в годы Великой Отечественной войны навсегда останется в памяти людской. И не только нынешнее поколение, но и многие грядущие, будут склонять голову перед бессмертием подвигов Героев. Когда я приступил к работе, я даже не подозревал, как меня заинтересует тема Великой Отечественной Войны. Попав в музей Горного колледжа я понял сколько интересного таится за стенами этого учебного заведения. А попав в зал Музея, посвященный ВОВ, я сразу обратил внимание на плащ-палатку. Я подошел к витрине, где он висел и прочитал, что он принадлежит Герою Советского Союза Шмакову Анатолию Ивановичу. И мне стало интересно узнать все.

Я изучил документы Шмакова А.И., послушал рассказы заведующего музеем Н.В. Зайцевой. Это уникальный человек, который очень любит свою работу и бережно относится к любому выпускнику. А еще я встретился с племянницей другого Героя Советского Союза Черных С.А. - Штрек С.Л., работавшей в этом же колледже. К сожалению, сегодня ее уже больше нет. Прочитал книги о Героях Советского Союза.

Я очень много узнал о звании «Герой Советского Союза», кто его получил, а еще о наших земляках – тагильчанах, имеющих звание «Герой Советского Союза». Мне было очень интересно. А еще я очень хотел бы, чтобы в честь наших Героев Советского Союза были названы улицы города. И однажды я бы прошел по улице имени Шмакова Анатолия Ивановича.

Мужество и героизм не подвластны времени и сегодня, как и много столетий назад, в народе рождаются новые герои. Подводя итоги всему выше сказанному, можно сделать вывод о том, что наше и будущее поколение является главным хранителем прошлого, тех, кто защищал страну и сохранил мир на нашей земле. Именно поэтому долг россиян и всего народа - суметь пронести память о великих подвигах наших дедов, отцов, сыновей.

Список литературы

Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь в двух томах. — М.: Воениздат, 1987-1988. — Т. 2. Любов — Ящук/Пред. ред. коллегии И. И. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — 863 с.

Золотые Звезды свердловчан. 2-е изд., испр. и доп. Свердловск, 1970. / стр. 363-365

Золотые Звезды Героев: Нижний Тагил: библиографический указатель / В.Г. Криницын; Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводский Урал» - Нижний Тагил, 2005. – 127 с.

Материалы Музея и архива ГБОУ СПО СО НТГМК им. Е.А. и М.Е. Черепановых

Соколова Г. Взлетная полоса: судьба героя породнила Нижний Тагил и Одессу // Областная газета, 16.05.2012

Интернет-ресурсы

Герои страны - http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?id=23748

Одесские новости. Канал «А-ТВ» // http://atv.odessa.ua/?t=17830

Официальный сайт Администрации города Нижний Тагил Электронный ресурс // http://ntagil.org/kontrol/237241/

Последние герои // http://historyntagil.ru/people/6_278.htm

70-летие Победы | Фронтовики-тагильчане | Герои Советского Союза // http://www.turizmnt.ru/pobeda/frontoviki/148/3037/

Сохранение памяти о Великой Отечественной войне Электронный ресурс // Портал «Вести.Экономика» /  https://www.vestifinance.ru/articles/101242

Рецензии. ИФОП (Французский институт общественного мнения). Французы и Де Голль Электронный ресурс // https://library.by/portalus/modules/history/readme.php?archive=&id=1486467744&start_from=&subaction=showfull&ucat=

Приложение 1

Фото 1. Мержанов М.И.

Приложение 2

Фото 2. Медаль «Золотая Звезда»

Приложение 3

Рис. 1. Количество присвоенных званий «Герой Советского Союза»

Приложение 4

Рис.1 Ответы французов на вопрос: «Кто, по Вашему мнению, внес наибольший вклад в победу над фашистской Германией?» 12

Рис. 2 Ответы респондентов на вопрос: «Кто, по Вашему мнению, внес наибольший вклад в победу во Второй Мировой войне?»

Приложение 5

Рис. Письмо президента США генералу Макарутура12

Приложение 6

Анкета

Класс________________________________________________________

Назови дату начала и окончания Великой Отечественной войны

_____________________________________________________________

Какие основные военные битвы ты знаешь?

_____________________________________________________________

Назови имена Героев Советского Союза?

_____________________________________________________________

Назови имена Героев Советского Союза, проживавших в нашем городе? ___________________________________________________________

Знаешь ли ты имена педагогов-участников ВОВ, работавших в нашей школе? ______________________________________________________

О чем тебе говорит имя Анатолия Ивановича Шмакова?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хотел бы ты узнать больше о Героях Советского Союза и что конкретно бы ты хотел узнать?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 7

Рис.2 Распределение ответов на вопрос: «Назови имена Героев Советского Союза»

Приложение 8

Рис. 3. Герои Советского Союза – тагильчане

Приложение 9

Фото 3. Черных Сергей Александрович

 

Приложение 10

Фото 4. Памятник тагильчанам - Героям Советского Союза и кавалерам Ордена Славы

Приложение 11

Фото 5. Занятия в НТГМТ

Фото 6. Студенты НТГМТ на шествии

Приложение 12

Фото 7. Студенты, преподаватели НТГМТ уходят на фронт от главного корпуса техникума

Фото 8. Таким Шмаков Анатолий Иванович ушел на фронт

Приложение 13

Фото 9. Шмаков Анатолий Иванович и Модин Леонид Андреевич 3

Фото 10. Шмаков А.И. на фоне любимого истребителя МиГ-

Приложение 14

Фото 11. Наградной лист Шмакова А.И.

Приложение 15

Фото 12. Фрагмент приказа о присвоении звания с обоснованием героического поступка Шмакова А.И.

Приложение 16

Фото 13. Фрагмент приказа о присвоении звания с обоснованием героического поступка Шмакова А.И.

Приложение 16

Фото 14. Удостоверительные документы к званию и медали «Золотая Звезда» Шмакова А.И.

Фото 15. Именные часы Шмакова А.И.

Приложение 17

был

Приложение 18

Фото 16. Втором Христианском кладбище города Одессы

Приложение 19

Фото 17. Открытие памятной доски на стене НТГМК

Фото 12. Памятная доска Шмакова А.И.

Приложение 20

Фото 18. Витрина в музее НТГМК, посвященная Шмакову А.И. (плащ-палатка, фотографии, именные часы и др.)

Фото 19. Музейный стенд в НТГМК, посвященный Герою СССР Шмакову А.И.

Приложение 21

Фото 20. Письмо Анатолия Ивановича

Приложение22

Фото 21. Встреча с Героем СССР Шмаковым А.И.

Фото 22. Встреча с Героем СССР Шмаковым А.И.

Фото 23. Выступление Шмакова А.И.

Приложение 23

Фото 24. Дом, где жил А.И. Шмаков

Фото 25. Школа, где учился Шмаков

Приложение 24

Фото 26. Городские ресурсы через которые была предложена инициатива о присвоении одной из улиц звания Героя СССР Шмакова А.И.

Приложение 25

Сценарий экскурсии

Характеристика экскурсии:

Доминирующий вид деятельности – творческо – исследовательский, межгрупповой.

Предметно-содержательная область –история, обществознание и краеведение.

Характер контактов – внутри школы.

Количество участников – все пользователи Интернет.

Форма работы: урочная и внеурочная.

Планируемый результат:

- повышение эффективности гражданско-патриотической работы;

- повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению гражданско-патриотической работы со школьниками;

- формирование гражданской активности;

- внедрение информационно-коммуникативных технологий;

- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего края, повышение интереса к музейно-краеведческой деятельности;

- формирование гордости и любви к своей малой Родине;

- развитие творческих способностей;

- изготовление экскурсии.

Перспектива дальнейшего развития. Осуществление настоящего проекта экскурсии позволит:

- продолжить работу патриотического воспитания;

- оказать повседневную помощь в саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей.

Новизна: информационный обмен, самоанализ деятельности в виде презентации.

Социальная эффективность: рассказ одноклассникам и ученикам своей школы, привлечение интереса к Героям-тагильчанам интернет-сообщества.

Затраченные ресурсы: видеосъемка.

Практическое применение: активное участие в данном проекте позволило систематизировать все сведения о Герое Советского Союза Шмакове А.И.. В классе прошел классный час с использованием данного проекта.

Для работы над проектом были использованы различные пути:

-посещение музея ГАПОУ СО НТГМК;

-работа с архивными документами, материалами музея колледжа;

- проведение опроса одноклассников;

-обращение к средствам СМИ; исследование первоисточников.

Концепция проекта: Великая Отечественная война рассматривается в контексте Второй мировой войны на основе исторических событий и конкретных Героев.

Цель: познакомить школьников с боевым подвигом Героя Советского Союза, приобщать к поиску информации.

Этапы экскурсии:

Рассказ о стенде, посвященного Герою Советского Союза в ГАПОУ СО НТГМК.

Рассказ о зале, посвященном Великой Отечественной войне.

Рассказ о Шмакове А.И.

Просмотров работы: 18