Введение
Актуальность темы исследования вопроса в наше время сложно переоценить, так как мобильный телефон в современном мире уже является не роскошью, а средством связи, им владеет основная часть населения земли, в том числе школьники всего мира.
Родители покупают школьникам мобильные телефоны, чтобы дети были на связи с ними, а дети используют смартфон преимущественно для всевозможных развлечений.
При этом мы часто слышим от своих родителей, учителей, в средствах массовой информации о необходимости ограниченного использования мобильного телефона, о возникновении зависимости от него, но ведь использование телефона для нашего поколения кажется таким же обычным, как использование зубной щетки, и нам порой даже не верится в рассказы старшего поколения о том, как буквально несколько десятилетий назад люди и представить не могли, что может быть такое чудо, как связь на расстоянии, получение информации из непривычных источников, хранение информации «в своем кармане».
С одной стороны, современным школьникам очень повезло, что, будучи гражданами цифровой эпохи, они имеют большие возможности, но есть и другая сторона медали – зачастую, дети вообще не могут обходиться без телефона. Зависимостью от мобильных телефонов, других гаджетов, интернета и цифровых технологий обеспокоены родители, психологи и педиатры во всем мире.
Распространение сотовых телефонов обуславливает большое количество научных исследований относительно вреда неограниченного использования мобильного телефона, особенно для школьников, и возникновения мобильной зависимости, как ее еще называют - мобиломании.
Вопрос о мобильной зависимости школьников стоит на повестке дня во многих странах. Одна из главных причин его возросшей значимости — постоянное увеличение времени, которое ребенок проводит перед экраном. Впрочем, это относится и ко взрослым.
В связи с наличием различного рода информации о вреде использования мобильного телефона, о мобильной зависимости и наставлениями взрослых я решила изучить данный вопрос более детально и попробовать сделать вывод о том, действительно ли мобильная зависимость существует, не преувеличена ли она, действительно ли неограниченное использование мобильного телефона может причинить вред, и есть ли это так, то есть ли пути решения данной проблемы.
Гипотеза: у школьников существует в той или иной степени мобильная зависимость, но безвыходных ситуаций не бывает
Цель моего исследования: выяснить, действительно ли существует мобильная зависимость у школьников и можно ли на нее повлиять
Задачи моего исследования: выяснить, если речь идет о зависимости, какое негативное влияние оказывает мобильный телефон, и существуют ли методы борьбы с мобильной зависимостью.
Для решения этих задач мною применялись два метода исследования: теоретический (изучение литературы, Интернет-ресурсов, анализ, обобщение), эмпирический (анкетирование, эксперимент).
Объект исследования: мобильная зависимость школьников
Несмотря на то, что выбранная мною тема не самая новая и необычная, но, тем не менее, исследования в указанном направлении начались сравнительно недавно, так как мобильные телефоны вошли в нашу жизнь основательно каких-то 20 лет назад, соответственно появляются все новые статистические данные, выводы ученых, направления исследований, то есть информация по данной проблеме порой неоднозначна, противоречива и изменчива.
1.Теоретическая часть
1.1 Мобильный телефон: история создания и эволюция.
На сегодняшний день, думаю, вряд ли кому-то нужно объяснять, что такое мобильный телефон, между тем, понятие мобильного телефона было сформулировано как переносное средство связи, предназначенное преимущественно для голосового общения, работы в сетях сотовой связи. В просторечии - «мобильник», «труба», «мобила», «сотик», но это сейчас, а в прошлом веке это было невероятное изобретение для человечества.
Известно, что 1876 году в патентное бюро в Вашингтоне Александр Белл сдал заявления на выдачу патента на «Телеграфное устройство, при помощи которого можно передавать человеческую речь». Так, А.Белл остался в истории официальным изобретателем устройства.
В 1878 году Томас Эдисон усовершенствовал телефон, дополнив его микрофонов и индукционной катушкой, что позволило значительно увеличить расстояние между собеседниками.
Принято считать, что родиной мобильного телефона является США. Однако, в 1957 году Л. И. Куприянович создал в СССР экспериментальный образец мобильного телефона ЛК-1, в 1961 году - создал карманный мобильный телефона, который помещался в ладони, однако, почему изобретатель не стал совершенствовать свое детище дальше, история умалчивает, возможно потому, что аппарат остался незамеченным среди множества технических новинок и не был оценен начальством в должной степени, что не открывало перспектив для дальнейшей работы в этом направлении.
Компания «Моторолла» в апреле 1973 года выпустила первый мобильный телефон, который получил имя «Motorola DynaTAC 8000X», весил около килограмма, а в высоту достигал 25 см., поступивший в продажу через десять лет, в 1983г., а в 1984 году появилась итоговая модель этого телефона, стоившая почти 4000 долларов и пользующаяся огромным спросом.
После этого мобильные телефоны стали преобразовываться: выпускались телефоны с флипом, со встроенными часами, в форме «раскладушки».
Также появляются новые компании по производству телефонов. Компания Siemens в 1996 г. начала производство первого телефона с цветным дисплеем и диктофоном, компания Nokia выпускает первый коммуникатор, Sony - первые мобильные телефоны в форм-факторе «слайдер». После чего появляется защищенный корпус, возможность использования двух сим-карт, полифония, с 2000 года - фотокамеры, мр-3 плеер, Bluetooth, в 2007 год — анонсирован знаменитый Apple iPhone.
Проанализировав историю совершенствования телефонов становится понятным, что интерес к ним был всегда, но с каждым шагом по внедрению новых возможностей телефона появляется все большая нуждаемость в телефоне, привязанность человека к мобильному телефону.
1.2 Мобильная зависимость (номофобия, мобиломания, телефономания, смартфонозависимость) - болезнь 21 века?
В целом мобильная зависимость как угроза для здоровья, по моему мнению, не осознается в полной мере обществом, хотя предпосылки к этому, безусловно, есть.
Мы не любим слово «зависимость», так как оно заставляет нас думать, что с человеком не все в порядке, при этом нашу близость с мобильным телефоном мы больше относим к разряду привычек.
Между тем, зависимость отличается от привычки. Разница между привычкой и зависимостью заключается в неспособности человека противостоять зависимости, он всецело поглощён ею, когда настроение человека, его мысли, поведение, чувство комфорта всецело зависят от какого-то внешнего условия, в то время как привычка- это способность сохранять и легко воспроизводить ранее приобретенные навыки, привычка делает обращение с предметом более простым, легким и занимающим меньше времени и внимания выполняющего.
Проблема мобильной зависимости впервые была поднята несколько лет назад, но сейчас, когда мобильник есть у девяти из десяти жителей развитых стран, это приобрело масштаб настоящей эпидемии.
Мобильная зависимость - это состояние человека, при котором телефон становится предметом культа, считает мобильный телефон частью себя, а без него чувствует себя неполноценным, боится живого общения и отсутствие в реальном мире того, что вызывает положительные эмоции.
Синонимом данного термина является термин «мобиломания», который появился в медицинских словарях.
Также в 2008 году при проведении исследований в Великобритании появился термин «номофобия» (англ. Nomophobia, от no mobile-phone phobia) — страх (фобия) остаться без мобильного телефона или вдалеке от него.
Целью исследования было изучение тревог, испытываемых пользователями мобильных телефонов, в нем участвовало 2,1 тысяча человек. Около 53 % пользователей мобильных телефонов в Великобритании признались, что тревожатся, когда «теряют свой мобильный телефон, у него заканчивается заряд батареи или средства на счете, или при нахождении вне покрытия сотовой сети». Около 58 % мужчин и 47 % женщин испытывают подобные страхи, а еще 9 % переживают, когда их мобильные телефоны выключены. 55 % опрошенных заявили, что основной причиной тревоги была невозможность оставаться на связи с друзьями или семьей. Уровень стресса при номофобии сравним со стрессом при посещении стоматолога. Каждый десятый из опрошенных заявил, что они должны быть все время доступны по телефону из-за их работы. Около половины номофобов никогда не выключают свои мобильные телефоны. Подобное психологическое расстройство наблюдается у большинства владельцев современных гаджетов.
У человека имеются признаки мобиломании (номофобии, мобильной зависимости, телефономании ), если он: никогда не отключает мобильный телефон; постоянно держит мобильник максимально близко к себе: в руке или кармане; ночью во время сна располагает телефон рядом с собой; не выпускает мобильник из вида, даже когда кушает, моется и др.; становится нервным, когда телефон разряжается, забыл его дома, поломался; страдает от слуховых галлюцинаций, постоянно отслеживают звонки, смс и другие уведомления на своем телефоне; отвечает на звонки и смс безотлагательно, даже в ущерб более важным делам или правилам этикета; регулярно скачивает новые программы, картинки, меняет мелодии и настройки; хочет по особенному украсить телефон или приобрести новую модель; боится, что внезапно закончатся деньги на счету.
Действительно, 60% школьников, подростков, пользующихся смартфонами, сами говорят, что ощущают сильную зависимость от него. Но все же это не зависимость в медицинском смысле слова, когда, расставшись с какой-либо привычкой, человек физически ощущает себя плохо, не может себя контролировать и так далее.
Да, оставшись без любимого гаджета, школьники ощущают себя неуютно, капризничают, ищут пути вернуть его, однако 87% из них, как утверждают психологи, если будут отвлечены на другой вид деятельности, забудут о своей привязанности до того момента, когда у них вновь появится свободное время. У школьников это скорее бытовая зависимость от предмета, который дает комфорт. Точно такова же зависимость домохозяйки от современной плиты, посудомойки или мультиварки. Просто привычка к гаджетам сильнее всего бросается в глаза, так как традиционно ассоциируется не с необходимостью, а с развлечением.
1.3 Негативные последствия мобильной зависимости.
Если мы говорим о зависимости, то априори, как и любая зависимость, мобильная зависимость имеет отрицательные сопутствующие факторы и негативные последствия, однако это явление относительно новое, достоверных научных данных мало, зато гипотез великое множество.
Какими негативными последствиями она может обернуться?
Безусловно, что самое главное в жизни каждого человека – это здоровье.
Так вот, неограниченное по времени использование мобильных телефонов приводит к следующим последствиям:
1. Ухудшение зрение, так как глазные мышцы постоянно находятся в напряжении, у офтальмологов даже появился термин «экранная близорукость».
2. Ухудшение памяти, что может быть связано с тем, что все больше и больше мы полагаемся на возможности телефона и не тренируем свою память.
3. Расстройство сна, которое отмечается при использовании интернета и разговорах по мобильному телефону перед сном.
4. Ухудшение осанки, спазм мелких мышц, проблемы с сосудами – к этому приводит долгое пребывание в неподвижной позе, удерживание смартфона.
5. Стресс, так как недавнее исследование американских физиологов установило, что компьютерные игры – эмоциональный стресс для ребенка.
И как следствие, снижение иммунитета.
Кроме того, мобильная зависимость повышает риски:
- попадания под влияние деструктивных групп, так как в социальных сетях действует более 10 000 групп, которые формируют у школьников предпосылки к совершению действий криминального характера;
- дорожно–транспортных происшествий (ДТП) как для водителей, так и для пешеходов, которые постоянно пользуются мобильными телефонами и отвлекаются на звонки, смс и т.д.;
- стать жертвой электрического разряда молнии.
Также мобильная зависимость приводит к нарушению правил этикета, так как во многих общественных местах и в некоторых учреждениях (например, театр, школа и др.) необходимо отключать телефон, между тем, желая постоянно быть «на связи», люди не соблюдают элементарные правила.
В целом, у мобильно зависимых людей ухудшается качество жизни, так как человек, постоянно погруженный в виртуальный мир, забывает о реальном — мало общается с людьми «вживую», ограничивает себя в активном отдыхе, особенно в те места, где «плохо ловит», его продуктивность снижается, так как вместе выполнения каких-то дел человек посвящает время мобильному телефону.
Не следует забывать, что поверхность мобильного телефона - настоящий источник вирусов и бактерий, так как в процессе исследований на корпусе мобильного телефона нашли больше бактерий, чем на дверных ручках, клавиатурах, подошвах обуви и даже сиденьях туалета.
1.4 Польза мобильного телефона в жизни человека.
Рассуждая о мобильной зависимости, мы, тем не менее, не можем вычеркнуть мобильный телефон из своей жизни, так как его роль в жизни человека сложно переоценить, и факт того, что мобильный телефон делает жизнь человека проще, не требует доказательств.
Так, с помощью этого компактного прибора мы в любой момент можем быстро связаться со своими родственниками и друзьями, коллегами по работе; заглянуть в записную книжку мобильника и получить любую информацию: от номера телефона до важных записей; оплатить покупки, перекинуть срочную информацию, домашнее задание, отправив его в виде голосового сообщения; контролировать безопасность детей родителями, получить доступ в глобальную сеть Интернет, послушать музыку, посмотреть фильм. Вооспользоваться калькулятором, будильником, электронной почтой, Bluetooth, календарем.
Более того, уже можно оставить на полке любимый фотоаппарат, так как фотографические возможности современных телефонов колоссальны.
Польза мобильного телефона очевидна- экономия времени и денег.
1.5 Как избавиться от мобильной зависимости.
Итак, ведя речь о мобильной зависимости, обсудив все за и против присутствия в нашей жизни мобильных телефонов, можно с уверенностью сказать, что жизнь без мобильных телефонов уже невозможна, но нужно максимально избегать своего зачисления в ряды мобильно зависимых людей.
Лаборато́рией Каспе́рского [1] проводилось исследование, в результате которого установлено, что 85% российских детей не представляют жизнь без гаджетов, 92 процента из них являются активными пользователями с 4-5 лет,более 40% младших школьников имеют аккаунты в сетях, 80% детей проводят в Сети в среднем три часа в день, а также то, что российские дети (56%) проводят больше времен в Интернете, чем школьники США (51%) и Европы (40%).
По убеждению экспертов Лаборатории Касперского, именно низкая цифровая грамотность родителей лежит в основе их беспечного отношения к интернет-активностям юного поколения, взрослым нельзя оставлять детей в одиночку в Сети, а стоит вместе осваивать новый цифровой образ жизни, что позволит не допускать ненужной в этом возрасте чрезмерной увлеченности Интернетом в ущерб учебе, досугу, спорту, прогулкам и живому общению.
В связи с получением такой статистики Лабораторией Касперского разработаны программы, позволяющие контролировать не только местонахождение ребенка родителями, но и уровень заряда его батареи, __________________________________________________________________ [1] международная компания, специализирующаяся на разработке систем защиты от компьютерных вирусов, спама, хакерских атак и прочих киберугроз; центральный офис «Лаборатории Касперского» находится в Москве.
контролировать время использования мобильного телефона или другого гаджета, блокировать нежелательные запросы, возможность управлять доступом к играм и другим приложениям.
Мне кажется, что в «отношениях» с мобильным телефоном должна быть «золотая середина», то есть «мера», поскольку статистика волнительная, так как наша страна обгоняет США и Европу по показателю мобильной зависимости школьников.
Мобильная зависимость школьников - это проблема мирового масштаба, которую каждая страна решает своими методами, но преимущественно вводится запрет на использование мобильных телефонов в школах во время учебы.
Между тем, по моему мнению, основанному на изученных статьях психологов, социологов, педагогов и информатиков, запрет только подогревает интерес школьника, соответственно, не всегда эффективен, поэтому лучшего эффекта можно добиться, приучая детей к соблюдению правил разумного обращения с гаджетами.
Мое внимание в процессе написания исследовательской работы привлекли работы Андрея Владимировича Курпатова, врача-психиатра, который является автором множества книг и в последнее время часто ведет конференции, семинары, вебинары, рассказывая о вреде неограниченного использования мобильных телефонов, мобильной зависимости, ее последствиях и способах борьбы.
«Человек, который большую часть времени проводит в смартфоне, теряет способность учиться, творчески мыслить, а со временем и общаться с другими людьми» - к такому выводу пришел Курпатов А.В. в своих исследованиях, сравнивая зависимость от гаджетов с пищевой зависимостью, и, если последняя требует увеличения калорий, то есть количества пищи, то первая- требует увеличения информации и приводит к «информационному ожирению», так как большая часть информации- мусор.
Так вот, по его мнению, чтобы не быть подверженным или избавиться от мобильной, как он ее называет, цифровой, зависимости, необходимо отключить на своем смартфоне звук, всплывающие уведомления, убедить себя в том, что вы не обязаны всегда быть на связи, не носить с собой телефон по квартире, не брать телефон в руки в любую свободную минуту, начинать утро не с телефона, следить за экранным временем, удалить «токсичные» приложения, убивающие время, применять обыкновенный будильник, ручки, карандаши, блокноты.
По мнению Курпатова А.В., не обязательно уезжать в лес и отказываться от всех благ цивилизации, а достаточно соблюдать ряд нехитрых правил, которые сделают жизнь более счастливой и осмысленной, однако нужно научиться быть ответственным и не давать себе поблажек.
Также я изучила еще множество советов по избавлению от мобильной зависимости и профилактике мобильной зависимости и ее последствий, к которым можно отнести следующие: не следует пользоваться мобильным телефоном во время еды, за два часа до сна, сразу после пробуждения; не следует носить его везде с собой по дому; следует посещать дополнительные секции и кружки, чтобы ограничить свободное время; носить телефон лучше в сумке или рюкзаке, а не в кармане или руке; контролировать время использования телефона; не класть телефон рядом с собой ночью и ставить ночью на беззвучный режим; удалить лишние приложения; отдавать приоритет «живому» общению; стараться не использовать телефон в учебных заведениях; отключать телефон в местах и заведениях, где на это прямо указано; использовать обычный будильник; находить занятия без телефона (рисование, вязание, лепка, чтение и др.)
Полагаю, что приучить себя выполнять вышеперечисленные рекомендации не очень сложно, и тогда вы не будете причислены к списку мобильнозависимых людей.
2.Практическая часть.
2.1 Анкетирование и его результаты.
В процессе исследования темы я решила составить анкету (Приложение №1) и выяснить не только у своих одноклассников, но и у учеников 5 и 7 классов ряд вопросов, которые мне помогут разобраться в исследуемой теме.
Анализ ответов показал следующее:
Все школьники имеют мобильные телефоны, которые у большинства появились в связи с поступлением в первый класс, а у пятой части всех опрошенных- в дошкольном возрасте.
55 % школьников считают, что мобильный телефон негативно влияет на ученика, 20%- никогда об этом не задумывались и 25% -не верят в то, что мобильный телефон может причинить вред. Следует отметить, что 23 ученика 3 класса говорят о вреде излишнего использования мобильного телефона, при этом 23 ученика 5 и 7 классов не видят повода для переживаний, а 16 учеников из всех классов не задумывались на эту тему.
Из всех опрошенных самыми осведомленными оказались ученики третьего класса, которые выказали о том, что неограниченное пользование мобильным телефоном может привести к нарушению зрения и психики, головным болям, переутомлению, рассеяности, отвлекает от учебы, но с ними не согласились 24 ученика старших классов, которые считаю, что никакого негативного влияния не может быть, при этом 3 ученика 7 класса предположили, что может возникнуть мобильная зависимость, а также 1 ученик высказался о негативном влиянии излучения, между тем 7 учеников старших классов поддержали третьеклассников относительно ухудшения зрения и 6 по поводу того, что мобильный телефон отвлекает от учебы.
Безусловно, что мобильный телефон для всех школьников прежде всего средство связи, при этом практически все ученики используют его и как будильник, после чего места распределились следующим образом: игры, социальные сети, фото и видеосъемка, поиск информации в Интернете. Я обратила внимание, что мальчики предпочитают игры, а девочки преимущественно общение в социальных сетях.
Ночью мобильный телефон ночует под подушкой у 4% опрошенных, в другой комнате- у 20%, на прикроватной тумбочке- у 60%, на полу около кровати- у 16%. У 70% опрошенных имеется мобильный интернет, и только у 7% он отсутствует.
2/3 учеников высказались о том, что в такие нарушения как бессонница, быстрая утомляемость, головные боли, сонливость днем, ухудшение зрения у них имеются.
65% опрошенных используют телефон час-два и более в сутки.
Никаких ограничений относительно использования мобильного телефона нет у 38% опрошенных, у 28% имеются ограничения по времени пользования телефоном и 33% могут пользоваться телефоном после выполнения каких-либо задач (уроков, посещения тренировок, дополнительных занятий, уборки и др.)
Для половины школьников запрет пользоваться телефоном является одной из мер родительского наказания, но такая тенденция снижается по мере взросления и к ученикам 7 класса практически не применяется.
Ни дня не могли бы обойтись без мобильного телефона 13% опрошенных, при этом 37% легко бы расстались с ним на неделю.
Если телефон забыт дома или разрядился, то 33% школьников очень расстроится, а 41%-нет, при этом 24% не знают, как отреагируют на такую ситуацию.
80% учеников предпочли бы живое общение, а не онлайн.33% опрошенных постоянно проверяют телефон на предмет пропуска звонков или смс, 38% не придают этому значения и 29% делают это редко.
В результате анкетирования я выяснила, что ситуация с мобильной зависимостью среди опрошенных школьников не критическая, но на нее стоит обратить внимание, так как большинство учащихся очень много времени тратят на мобильный телефон, у почти половины учеников нет никаких ограничений относительно пользования мобильным телефоном, и тревожит тот факт, что большая часть старшеклассников не подозревает, что мобильный телефон- это источник вреда, но безусловно радует то, что школьники предпочитаю живое общение.
2.2. Эксперименты и наблюдения
Также в процессе моего исследования я решила провести самостоятельно эксперимент, который заключался в том, что на определенный срок я отказывалась от пользования мобильным телефоном добровольно и вынужденно.
Так, первый свой эксперимент я решила провести, когда родители ограничили мое пользование телефоном на три дня. Могу сказать, что я считала дни, часы, минуты до окончания срока запрета, в большей степени из-за того, что очень хотелось заглянуть в мессенджеры, прочитать присланные мне сообщения, снять видео и посмотреть количество «лайков». При этом большой необходимости в звонках не было, так как родители всегда знали расписание уроков в школе и вовремя забирали меня.
Второй эксперимент был мною проведен, когда в феврале семьей мы спонтанно уехали на три дня в горы в пос. Архыз Карачаево-Черкесской республики. На эти три дня я добровольно отказалась от пользования телефоном, чтобы проверить себя и сделать определенные выводы. Так вот, когда я добровольно отказалась от мобильного телефона, то спокойно проводила время без него, у меня не возникало безудержного желания заглянуть в телефон, так как я была занята очень интересными и увлекательными делами: общалась с родителями, сестрами и другими людьми, любовалась красотой природы, ходила на экскурсию в заповедник, каталась на лыжах, ледянках, парилась в бане и спала сном младенца после насыщенного дня.
В результате своего эксперимента я пришла к выводу о том, что запретный плод действительно сладок, что в зависимости от повода для отказа от телефона формируется отношение к ситуации.
Я поняла, что добровольно я могу отказаться от своего телефона, но не навсегда, однако, смогу соблюдать рекомендации и ограничить время пользования мобильным телефоном, чтобы не навредить своему здоровью.
Заключение
В результате исследования проблемы могут сказать, что моя гипотеза подтвердилась, так как мобильная зависимость действительно присутствует среди школьников, что свести ее до минимума или вообще избавиться от нее можно, если очень захотеть и начать следовать изложенным мною рекомендациям. Это путь медленный, но верный, развивающий параллельно силу воли.
Безусловно, мобильные телефоны необходимы в нашей жизни, это действительно целый мир, который умещается у нас в кармане, они нам во многом помогают, но в то же время оказывают и негативное воздействие на наше здоровье и влияют не лучшим образом на качество жизни.
Таким образом, каждый школьник должен задуматься о важности сохранения собственного здоровья в сложном техногенном мире, ведь мобильный телефон прежде всего средство связи, и он не должен мешать главной задаче каждого школьника – учебе.
Каждый человек сам может обеспечить свою безопасность, если будет обладать необходимой информацией. Каждый из нас может и даже обязан принять простые меры предосторожности.
Главное помнить: телефон - для человека, а не человек для телефона!
Литература
Журнал «Здоровье детей» №1,2 2008г.В.Зайцева «Уровень безопасности» №1;В.Зайцева « Дети и мобильник» №2; Статья. Электронные дети
Журнал «Дети в информационном обществе» выпуск № 31 статья «В смешанной реальности».
Электронные ресурсы:
http://ru.wikipedia.org
http://detionline.com
https://medportal.ru, стать «Ребенок с мобильником: роскошь или необходимость"
https://msvpressa.ru
/https://arodmedotvet.ru
https://cyclowiki.org/
ttps://kurpatov.ru
www.kaspersky.ru/
Приложение № 1
Анкета для одноклассников
Прошу Вас ответить на несколько вопросов.
1.Есть ли у Вас мобильный телефон?
1) да
2) нет
2.В какой период вашей жизни он у Вас появился?
1) в связи с началом обучения в школе
2) еще в дошкольном возрасте
3) не помню
3. Считаете ли Вы, что телефон негативно влияет на ученика?
1) да
2) нет
3) не задумывался/не знаю
4. Если да, то какой вред, по вашему мнению, может принести телефон (напишите свой вариант)?
________________________________________________________________
5. Какие возможности телефона Вы чаще всего используете ? /расставьте цифры от 1 до 9 в порядке увеличения частоты использования/
1) мобильная связь __
2) фотосъемка и видеосъемка __
3) игры __
4) общение в социальных сетях __
5) просмотр видео __
6) прослушивание музыки __
7) поиск информации в сети Интернет __
8) будильник __
9) напоминания, заметки __
6. Где находится ваш мобильный телефон ночью?
1) в другой комнате
2) под подушкой
3) на прикроватной тумбочке
4) на полу около кровати
7. Есть ли у Вас выход в Интернет ?
Нет
Да, но только Wi-Fi
Да, мобильный интернет и Wi-Fi
8. Если у Вас имеются нарушения из нижеперечисленных, то подчеркните: бессонница ночью, сонливость днем, головные боли, боли в сердце, понижение зрения, быстрая утомляемость.
9. Сколько времени сутки Вы используете телефон, примерно?
1) 10-15 минут
2) 15-30минут
3) от получаса до часа
4) час-два
5) два часа и более