Комплексное исследование реки Бабка

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Комплексное исследование реки Бабка

Худякова С.С. 1
1МБОУ Ухоловская средняя школа Рязанской области
Свинарева Н.М. 1Бубнова Е.А. 1
1МБОУ Ухоловская средняя школа Рязанской области
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Малые реки- реки, имеющие площадь водосбора менее 2000 км , а длину менее 200 км. В России около 3 млн. малых рек, что составляет более 99 % от общего количества всех рек. Около- 95% от общей длины всех рек. Сток малых рек составляет более трети суммарного речного стока. Малые реки - один из главных компонентов ландшафта, имеющие, большое экологическое значение. В отличие от крупных рек, малая река очень тесно связана с окружающим ландшафтом. Каждое изменение в ландшафте водосбора сразу же сказывается на ее режиме. Главная причина этого состоит в неравномерности поступления в реку поверхностных и грунтовых вод. Это объясняется одновременным по всей площади водосбора стоком талых и дождевых вод, быстрым прохождением паводков, пониженным подземным питанием рек в лесной зоне и полным его исчезновением - в степной. Водные ресурсы малых рек как часть общих водных ресурсов – важные факторы размещения производительных сил и социально-экономического развития общества. Малые реки интенсивно используются для транспортировки грузов и людей, лесосплава, водоснабжения населенных пунктов и промышленности, сброса сточных вод, орошаемого земледелия, сельскохозяйственного производства, рыбного хозяйства, рекреации. Однако с конца 70-х годов хх в. хозяйственное использование малых рек резко сократилось из-за их загрязнения и обмеления. Если до этого во многих районах малые реки были источником питьевой воды, то теперь в европейской части России из-за антропогенного загрязнения реки для этих целей не используются. Малые реки, расположенные в промышленных районах и районах ведения сельского хозяйства первыми принимают на себя разрушительный удар антропогенного давления на природу. Они, как кровеносные сосуды человека, впитывают антропогенное загрязнение и отбросы и либо откладывают их у себя на дне, либо выносят в более крупные реки и водоемы, загрязняя всю гидросферу. Последствия антропогенного давления, которое испытывают малые реки – постепенная деградация вплоть до полного осушения. Необходимость охраны и сбережения малых рек возникла еще в XIX в. В 1888 г. император Александр подписал лесоохранительный закон­ «Положение о сбережении лecов», в котором особая роль отводилась защит­ным лесам и насаждениям, охраняющим .берега судоходных рек, каналов и водных источников от обрывов, размывов и повреждения ледоходом., а так­же от cыпyчих песков. На площади, признанной защитной. не дозволялись рубка леса, выпас скота, сбор лесной подстилки и т. д. Нарушившие закон обязаны были не только уплатить штраф, но и «искусственно облесить не­правильно оголенную площадь».

Актуальность выбранной темы несомненна: экологическая грамотность сегодня является необходимым условием сохранения окружающей среды и самой жизни человека. Без серьезного изучения состояния окружающей среды, без организации систематической работы по охране прекрасных уголков природы в нашем поселке и на Земле в целом, невозможно представить дальнейшее существование человечества.
Цель: Изучить экологическое состояние р.Бабка.

Задачи:

1 Изучить литературу и интернет – ресурсы по теме

2 Провести визуальное исследование водоем

3 Провести описание водоема

4Пронаблюдать за изменением уровня воды в реке

5Определить органолептических показателей качества воды

6Определить химические свойства воды

7Определить расход воды, скорость течения реки

8Начертить профиль реки.

Гипотеза

Предположительно река за последнее время подвержена деградации в результате антропогенного воздействия.

Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы на уроках экологии и биологии, а так же во внеурочной деятельности. Ранее изучением этой реки никто не занимался. Это первая работа по этой теме.

1.2 Обзор литературы

В настоящее время проблема деградации малых рек наиболее актуальна, так как сообщает А.И. Ажгиревич «… малые реки, будучи своеобразным компонентом географической среды, выполняют функции регулятора водного режима определенных ландшафтов, поскольку в значительной степени поддерживают равновесие и осуществляют перераспределение влаги. А также они определяют гидрологическую и гидрохимическую специфику средних и крупных рек».

По мнению американских ученых Пенелопы и Чарлза Ревелль

«…загрязнения не обязательно должны быть токсичными, чтобы вызвать гибель водных организмов или снизить качество воды. Примерами таких загрязнений могут служить органические отходы, фосфаты и нитраты.

Органические отходы окисляются бактериями и другими организмами. Для окисления микроорганизмам необходим кислород,

растворенный в воде. Фосфаты и нитраты, поступающие в воду, служат питанием для фотосинтезирующих водорослей. В ночное время, водоросли поглощают кислород при дыхании, его уровень в воде может упасть ниже уровня необходимого для жизнедеятельности других водных организмов».

Мы знаем, что чаще всего в большем количестве фосфаты поступают

в водоемы с удобрениями, смываемыми с полей. Поэтому при проведении мониторинга я к тому же фиксировала распашку полей, её удаленность от водного объекта.

Проблема охраны водных ресурсов очень хорошо изложена в книге Природа Рязанского края , где четко указаны основные предприятия области, являющиеся источниками загрязнения рек; описаны классы качества, даны возможные варианты охраны водоемов. В книге отмечено что, «…увеличение производства стирально-моющих средств и ряда других препаратов на основе поверхностно активных веществ (ПАВ) создает реальную экологическую опасность. Наличие таких свойств, как пенообразование и эмульгирование, позволяет отнести ПАВ к разряду токсичных веществ».

В большей степени подвергаются воздействию данных токсинов.

Реки Верда, Келец, Трубеж, Листвянка. В р. Верда обнаружен молибден, вольфрам, кобальт и аммиак; в р. Келец- формальдегид и фтор; в р. Трубеж- производится сброс неочищенных сточных вод г. Рязани. В р. Листвянке обнаруживаются хлориды, сульфаты, нефтепродукты, фенолы и цинк.

Как сообщает Новиков Ю.В. «… результаты последних исследований ихтиологов из нескольких специализированных НИИ превзошли худшие прогнозы. На нескольких участках Москвы-реки и Оки у 100% выловленных рыб выявлены серьёзные генетические аномалии.

Специалистами зафиксировано несколько десятков аномалий».

Е.И. Мишнин в своей книге “Природа Рязанской области” писал, что запасы водных ресурсов области достаточны для удовлетворения потребностей в воде, однако качество вод низкое.

В.А. Кривцов в своей книге “Природа Рязанской области” пишет, что в соответствии с “Положением о Водоохранных зонах и их прибрежных защитных полосах”, утвержденным правительством РФ от 1996 г., вдоль рек устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.

1.3 Характеристика района исследования

Климат Рязанской области умеренно континентальный. Характеризуется теплым летом, умеренно-холодной зимой с устойчивым снежным покровом и хорошо выраженными переходными сезонами года – весной и осенью.
Средняя месячная температура самого теплого месяца года - июля, колеблется от 18,5 до 19,5 °С. Температура воздуха самого холодного месяца – января, составляет –10,5-11,0 °С. В зимнее время образуется устойчивый снежный покров, высота которого к концу зимы на полях достигает 25-30 см. Годовая амплитуда средних месячных температур составляет 30-30,5°С.
По увлажнению Рязанская область относится к зоне неустойчивого увлажнения. Среднее годовое количество атмосферных осадков около 500-575 мм. Сумма положительных среднесуточных температур воздуха за период активной вегетации растений в Рязанской области составляет 2150-2350 °С.1

Мои исследования проходили в поселке Ухолово, Ухоловского района, расположенного в южной части Рязанской области. Наиболее крупной рекой в р.п. Ухолово является Аксень, приток Оки третьего порядка. Она берёт начало у одноимённой деревни Аксень. Длина реки составляет 15 км. Левым притоком реки Аксень является объект нашего исследования река Бабка длиной 8 км. Местонахождение створа: р.п. Ухолово, приблизительно в 200 метрах от улицы Заречная.

2. Основная часть. Собственные исследования

2.1. Определение ширины, глубины и количества воды в водоеме.

Цель: научиться определять основные параметры водоема

Задачи: сформулировать представление о характеристиках водоемов;

научиться определять ширину и глубину водоема Ход работы:

Определение ширины водоема

Ширину водоема измерили с помощью шнура, натянутого с одного берега на другой.

Фото. Определение ширины водоёма

Ширина водоема – 3,7 Во время весеннего разлива - 4,5

2. Определение глубины водоема. Так как водоем имеет небольшую глубину, поэтому в своих исследованиях использовали линейку. Измерение глубины реки осуществляли от левого берега к правому. Глубина водоема – 62 см

Фото. Определение глубины водоема

3 Определение количество воды в водоеме

Расчет этого показателя проводят посредством умножения длины, ширины и средней глубины исследуемого водоема. Количество воды выражают в м3.

4,5м х 0,69м х 8000м = 24840 м3

2.2 Наблюдения за изменением уровня воды в реке

Цель: провести наблюдения за изменением уровня воды в реке

Задачи: выяснить причины изменения уровня воды в реке;

закрепить приемы измерения глубины водоема;

Ход работы:

Нами был организован водомерный пост. Наблюдения за уровнем велось 1 раз в сутки , результаты фиксировались. Таблица. Измерения уровня воды в реке

Дата исследования

Уровень воды в реке

08.04.19

62 см

09.04.19

69 см

10.04.19

67 см

11.04.19

65 см

12.04.19

62 см

13.04.19

58 см

Фото. Измерение уровня воды

2.3. Описание водоема

Цель: научиться проводить описание водоема

Задачи: ознакомиться с характеристиками водоема

закрепить правила пользования определителями

научиться проводить предварительное описание водоема

Органолептические наблюдения - это метод наблюдения состояния водного объекта путем его непосредственного осмотра. При органолептических наблюдениях особое внимание обращают на явления, необычные для данного водоема или водотока и часто свидетельствующие о его загрязнении: гибель рыбы и других водных организмов, растений, выделение пузырьков газа из донных отложений, появление повышенной мутности, посторонних окрасок, запаха, цветения воды, нефтяной пленки и пр.

Методика работы

1. Ознакомились с бланком - предварительного опи­сания водоёма.

2. Используя его, провели описание водоёма.

3. Результаты обследования занесли в протокол.

4. Ознакомились с методиками органолептического анализа воды.

5. Согласно методикам, провели оценку качества воды.

6. Занесли результаты исследований в протокол обследования участка водоёма

7. Сделали выводы о качестве воды и об экологи­ческом состоянии водного объекта.2

Фото. Изучение характеристик водоёма

2.3.1. Бланк описания водоема

Дата 12.04.2019

Название водоема по карте: р. Бабка (местное р.Бабка)

Район, округ Ухоловский район

Ближайший постоянный ориентир: ул. Заречная

Характеристика поверхности водоема: закоряжен, завален сучьями, упавшим древостоем, спадом листвы, полуразложившимися растительными остатками, захламлен бытовым мусором, металлоломом (нужное подчеркнуть или дописать) .

Наличие островов, плотин, дамб, шлюзов, створов, причалов (нужное подчеркнуть). Характеристика дна: дно каменистое, каменисто-песчаное, песчаное, глинистое, глинисто-каменистое, заиленный песок, сильно заиленное топкое, ил чёрного цвета, коричневого цвета, светлый ил (нужное подчеркнуть и дописать).

Наличие родников на дне и берегу: есть, нет, мало, много (нужное подчеркнуть).

Характеристика воды: наличие следов нефтепродуктов: отдельные пятна, примазки на растениях, пятна на большей части поверхности, наличие пены, мусора (нужное подчеркнуть).

Вода прозрачная, мутная, слегка мутная, бесцветная (нужное подчеркнуть).

Цвет серый, зеленоватый (нужное подчеркнуть)

Запах: землистый, гнилостный, торфяной, травянистый (нужное подчеркнуть).

Интенсивность запаха (в баллах): нет (0), очень слабая (1), слабая (2), заметная (3), отчётли­вая (4), очень сильная (5) (нужное подчеркнуть).

Характеристика берега и прибрежной зоны

Высота берега: высокий, низкий (нужное подчеркнуть).

Склон: обрыв, крутой, умеренной крутизны, пологий (нужное подчеркнуть).

Грунт берега: каменистый, песчаный, глинистый, подзолистый, торфяной,

известняковый, топкий, заболоченный (нужное подчеркнуть).

Травяной покров: сплошной, редкий, не нарушен, нарушен эрозией,

вытоптан скотом, с кострищами, колеями автотранспорта (нужное подчеркнуть).

Древесная растительность: редкая, сплошная, представлена преимущественно: ольхой серой, ивой, черёмухой, рябиной, берёзой (нужное подчеркнуть и дописать)

Прибрежно-водная растительность: обильная, редкая, образует сплошные полосы, куртины, осоки, рогоз, камыш, тростник, стрелолист обыкновенный, частуха подорожниковая, хвощ, дербенник иволистный

Водная растительность: обильная, редкая, сплошная, сплавина (нитчатые водоросли (спирогира, зигнема), одноклеточные; водоросли зелёные, сине-зелёные), кувшинка, кубышка, водокрас, сусак зонтичный, элодея, ряска, многокоренник, рдесты

Животные живущие рядом с водой и в воде: лягушки, пиявки, перловицы, водомерки, стрекозырыба водится/не водится

Берег с которого производится наблюдение: залушенная, облесенная, с редкой древесной растительностью.
Характер угодий:
лес, кустарник, луг, болото, пашня, пастбище
Хозяйственные объекты:
жилая застройка, садово-огородные участки,

промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия и объекты

(силосные ямы, склады удобрений).

Нарушения охранного режима и водоохранных зон

Нарушение дачных участков, строительство и реконструкция зданий, стоянки и мойка автотранспортных средств, применение и складирование химических средств, мусора, навоза (нужное подчеркнуть и дописать) нет.

В пределах защитных полос: распашка земель, применение удобрений, выпас скота (кроме водопоя), индивидуальное строительство, движение автотранспортных средств

2.4. Определение температуры воды

Цель: Научиться определять температуру воды с использованием термометра.

Задачи: закрепить навыки пользования термометром;

научиться проводить измерение температуры воды.

Ход работы:

1 Термометр опускали на нужную глубину, держали там его 10-15 минут и после этого производили отсчет по шкале термометра.

Результаты исследования

Температура воздуха - +6 °C.

Температура верхних слоёв воды - + 8 °C , на глубине - +7 °C

2.5. Определение рН воды

Цель: научиться характеризовать качество воды по показателям рН

Задачи: сформировать представление о рН воды

научить определять рН различными методами

Содержание ионов водорода (вернее, гидроксония) в природных водах опре­деляется в основном количественным соотношением концентраций уголь­ной кислоты и ее ионов: СО2 + Н2О → Н+ + НСО3 - → 2Н+ + СО32-.

Для удобства выражения содержания водородных ионов была введена ве­личина, представляющая собой логарифм их концентрации, взятый с обрат­ным знаком: рН = — lg [H+].Для поверхностных вод, содержащих небольшие количества диоксида углерода, характерна щелочная реакция. Изменения рН тесно связаны с процессами фотосинтеза (из-за потребления СО2 водной ра­стительностью). Источником ионов водорода являются также гумусовые кис­лоты, присутствующие в почвах. Гидролиз солей тяжелых металлов играет роль в тех случаях, когда в воду попадают значительные количества сульфа­тов железа, алюминия, меди и других металлов: Fe2+ + 2H2OFe(OH)3 + 2H+

рН воды — один из важнейших показателей качества вод. Величина кон­центрации ионов водорода имеет большое значение для химических и биоло­гических процессов, происходящих в природных водах. От величины рН за­висит развитие и жизнедеятельность водных растений, устойчивость различ­ных форм миграции элементов, агрессивное действие воды на металлы и бетон; рН воды также влияет на процессы превращения различных форм биогенных элементов, изменяет токсичность загрязняющих веществ.3

Ход работы:

Опускали в исследуемую воду кусочек универсальной индикаторной бумаги, выдерживали около 15 секунд и сравнивали ее цвет с цветной шкалой.

рН воды = 7

Фото. Определение рН воды

2.6. Построение профиля долины реки.

2.6.1. Методика нивелирования.

Оборудование: 2 школьных нивелира, рулетка, миллиметровая бумага.

Построение профиля долины реки Бабка позволяет наглядно показать рельеф участка. Школьный нивелир – простейший прибор для определения превышения одной точки местности над другой. Нивелир изготовили самостоятельно. Он представляет собой две Т-образно скрепленных рейки высотой 1 метр. Горизонтальная рейка (визир) имеет длину 20-30 см. В точке соединения реек вбили маленький гвоздик и к нему на ниточке подвесили груз (гайку). По положению отвеса при работе судили о вертикальности нивелира.

Вертикальную (метровую) рейку разметили фломастером на отрезки по 5 см сверху вниз. Для удобства выполнения работы заготовили 2 одинаковых нивелира. Измерения начали от уреза воды. Начальную точку стояния у воды отме­чаем колышком, и в эту точку строго вертикально устанавливаем нивелир. Затем выбираем направление профиля перпендикулярно течению реки. Один ученик направляет нивелир по выбранной линии профиля. В том месте, где взгляд наблюдателя пересекает склон берега, второй ученик устанавливает еще один нивелир. Эта втораяточка, на метр по высоте превышает первую (на высоту самого нивелира). Замеряем рулеткой расстояние меж­ду этими двумя точками. Заносим все полученные данные в табли­цу 3 (строки 1, 2, 3, 4). В строке «Относительная высота» указывают превышение данной точки над точкой начала профиля, т.е. над урезом воды. Мы работаем с нивелиром высотой 1 м, то, начиная со второй точки (при том, что первая точка — это урез), относительная высота будет составлять 1м, 2м, Зм и так далее. По результатам нивелирования чертим профиль долины (см. рис.). Подбираем гори­зонтальный и вертикальный масштабы нашего чертежа. Для удобства вертикальный масштаб берем в несколько раз больше, чем горизонтальный. Удобнее всего чертить такой профиль на миллиметровой бумаге. По го­ризонтали откладываются значения из строки 3 (расстояние от предыдущей точки), а по вертикали — из строки 4 (относительная высота). Полученные точки соединяем между собой от руки.4 

Результаты нивелирования долины реки Бабка.

Местоположение профиля: среднее течение реки Бабка.

1

№ точки

1

2

3

4

5

2

Расстояние до начала профиля, м

0

4,54

8,52

16,52

20,02

3

Расстояние от предыдущей точки

0

4,54

3,98

8

3,50

4

Относительная высота, м

0

1

2

3

3,60

Фото. Нивелирование

2.6.2 Порядок проведения замеров глубины реки и построения профиля.

Глубина – это расстояние от поверхности воды до дна по вертикали. Значения глубин используются для определения геометрических характеристик живых сечений, построения продольных и поперечных профилей.

Прибором для измерения малых глубин в отдельных точках служит переносная водомерная градуированная рейка.

1. На выбранном створе исследуемой реки забиваем колышки, поперек течения натягива­ем размеченную веревку, по ней определяется ширина реки.

2.В соответствии с измеренной шириной определяют число промерных точек и их положение на створе. При этом первая и последняя точки находятся непосредственно на урезе воды. 

3. Замеряем глубину в точках отмеченных маркерами при помощи градуированной рейки. Мерная рейка имеет нулевую отметку у нижнего конца. Опускаем ее до дна и фиксируем деление, на уровне которого находится вода — это и есть глубина реки в данном месте.

4. Замеры проводим через полметра, так как река неширокая.

2.6.3 Обработка результатов промеров глубин.

По результатам промеров глубин строим поперечный профиль реки. Для этого на чертеже наносим точку постоянного начала и горизонтальную линию поверхности воды. Вниз от неё по промерным вертикалям откладываются глубины. Для получения более рельефного профиля вертикальный масштаб чертежа принимаем в несколько раз больше горизонтального.

Поперечный профиль реки Бабка.

Произведено измерение глубин:

№ точек

Расстояние от берега м

Глубина

м

 

0,5

0,38

 

1

0,65

 

1,5

0,68

 

2

0,69

 

2,5

0,62

 

3

0,59

 

3,2

0,18

Ширина реки в месте измерений – 3,7 м , глубина максимальная – 0,69м

Профиль речной долины реки Бабка.

Профиль поперечного сечения реки Нивелирование речной долины

горизонтальный масштаб: в 1 см 0,3 м горизонтальный масштаб: в 1 см 0,5 м

вертикальный масштаб: в 1 см 0,2 м вертикальный масштаб: в 1 см 1 м

2.7. Измерение скорости течения реки.

Используемое оборудование: поверхностные поплавки, вешки, рулетка, секундомер.

Ход работы: Измерения скорости течения воды я проводила с использованием поверхностных поплавков, изготовленных из дерева (кружки диаметром 10 см, толщиной 3см). Поплавки сбрасывала в воду с берега. По секундомеру определяла время t прохождения поплавка между двумя соседними створами, расстояние между которыми l0 метров. Поверхностная скорость течения приравнивается к скорости движения поплавка. Поплавок запускала в воду с пускового створа на 5 метров выше по течению от верхнего створа. Когда поплавок проходит верхний створ, ученик флажком подавал сигнал, а учитель отпускал стрелку секундомера. Махальщик нижнего створа также сообщает о проходе створа поплавком. Руководитель в этот момент останавливал стрелку секундомера, записывал показания его в журнал. Таким образом, определяли время прохождения 4 поплавков между двумя вешками. Зная расстояние между вешками (L, м) и время прохождения поплавком этого расстояния (t, сек) вычисляли скорость течения V = L/t, м/сек. Скорость течения воды в реке определяется как среднее арифметическое скоростей движения поплавков.5

Результаты измерения скорости течения реки поплавками

и расход воды

Ширина реки (длина главного створа) 3,7 м.

№ поплавков

Расстояние между верхним и нижним створами, L

Время прохождения сек.

Скоростьм /сек

Площадь сечения реки, ω, м2

Расход воды в реке, Q, м3

1

5

17

0,29

1,838

0,53

2

5

14

0,36

1,838

0,66

3

5

15

0,33

1,838

0,61

4

5

13

0,38

1,838

0,698

среднее

5

14

0,34

1,838

0,625

Фото Определение скорости течения реки

2.8. Определение расхода воды в реке.

2.8.1 Методика определения расхода воды в реке.

Одной из основных гидрологических характеристик реки является расход воды Q - количество воды, протекающей через поперечное сечение русла реки в единицу времени. Q измеряется в м3/с, а для малых водотоков в л/с.

Чтобы узнать расход воды, надо знать площадь поперечного сечения реки S и скорость течения в створе V. Створ - линия водного объекта, в котором проводятся гидрологические работы.

Q = S *V

Для определения площади поперечного сечения использовала построенный поперечный профиль реки. 6

Вывод: 1. Площадь поперечного сечения реки равна – 1,838 м2 2.Расход воды в реке равен 0,625 м3

3.Заключение.

Проведённые исследования и наблюдения позволили нам сделать следующие выводы:

1. Река Бабка являетсялевым притоком реки Аксень

2. Длина реки 8 км.

3. Местонахождения створа: р.п. Ухолово, приблизительно в 200 метрах от улицы Заречная.

4. Ширина водоема - 3,7 м

5. Глубина водоема –69 см

6. Количество воды в водоеме – 24840 м3

7. Уровень воды в реке – 69 см

8. Скорость течения реки – 0,34 м/с

9. Расход воды в реке равен - 0,625 м3/с 10. На поверхности водоема наблюдаются полуразложившиеся растительные остатки, захламлен бытовым мусором. 11. Дно- заиленный песок; на дне и берегу есть родники. 12.Вода прозрачная. 13. Водная растительность представлена нитчатыми водорослями (спирогира, зигнема), элодеей, ряской, рогозом. 14. В реке живут: пиявки, лягушки, есть мелкая рыба.

15. Температура воды в реке + 80, на глубине +7 (при температуре воздуха - +6)

16. рН воды - 7

17. В последнее время река сильно деградирует – мелеет, зарастает рогозом широколистным. Причиной, в первую очередь, является антропогенная деятельность.

Сток малых рек формируется в тесной связи с ландшафтом бассейна, они отличаются высоким уровнем уязвимости. Особенно большой вред малым рекам наносит интенсивная хозяйственная деятельность. Из-за этого они быстро зарастают и заболачиваются, деградируют и, в конечном счете, исчезают.

Поскольку у малых рек способность к самоочищению существенно ниже, чем у больших, важно создавать на их берегах водоохранные зоны и строго поддерживать их режим. Вдоль берега можно посадить лесополосу. Нужно запретить распашку полей рядом с реками, а так же выпас скота. Родники, питающие реку надо расчистить.

4. Используемая литература

1. Авдеева Н.В. Учебные исследовательские работы по экологии 358с. 2. Ажгиревич А.И. Экология- М.-Ростов-на-Дону; МарТ, 2006- 768с.

3. Боголюбов А.С. Построение профиля склона речной долины «Экосистема», 1999

4. Зверев А.Т. Экология. М.; ОНИКС. 2005-255с.

5. Кривцов В.А.и др. Природа Рязанского края Рязань, 2004-257с.

6. Кулинич Г.С. Полевые геологические исследования на территории Горьковской области: методические указания для студентов естественно-географического факультета и заочного географического факультета. – Горький: ГГПИ им.М.Горького,1982.

7. Миркин Б.М. Наумова Л.Г. Экология России М; Устойчивый мир, 1999- 272с.

8. Парахонский Э.В. Экология М; Эксмо, 2006-144с.

9. РевельП., РевельЧ. Среда нашего обитания: В 4кн.- М,: Мир, 1995

10. Шумной В.К. и др. Общая биология М; Просвещение, 2001-462с

1География Рязанской области 8-9 класс. Часть 1.

2 Авдеева Н.В. Учебные исследовательские работы по экологии .

3Авдеева Н.В. Учебные исследовательские работы по экологии.

4 А.С. Боголюбов Построение профиля склона речной долины

5 Г.С.Кулинич. Полевые геологические исследования на территории Горьковской области

6 Г.С.Кулинич. Полевые геологические исследования на территории Горьковской области

16

Просмотров работы: 337