Как научить добру?

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как научить добру?

Честных Е.С. 1
1МБОУ "Первомайская сош" Первомайского района Тамбовской области
Чекменева Л.В. 1
1МБОУ "Первомайская сош" Первомайского района Тамбовской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В этом году я оканчиваю школу. Моя мечта – стать учителем. А значит, я должна буду взять на себя ответственность за воспитание детей, будущего моей страны. Я должна не только дать им знания, но и объяснить, почему важно быть добрым и честным, порядочным и скромным, великодушным и справедливым. «О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет», - писал Д.С.Лихачёв. Но не все молодые люди читали его «Письма о добром и прекрасном», не все воспитываются на примерах русской классики. Миллионы детей растут, взрослеют «под опекой» гаджетов с их скудной и однообразной лексикой. Еще двадцать - тридцать лет назад мы были самой читающей страной в мире. Сейчас, благодаря компьютерным технологиям, познакомиться с кратким содержанием «Войны и мира» можно за полчаса. Но краткое содержание не передаст главный посыл Л.Н.Толстого, великого философа, его мудрость, адресованную нам, потомкам, - «зло никогда не побеждает зло, но только добро побеждает зло». Как же предать молодым людям нравственные постулаты, лежащие в основе всего живого на земле? Как научить добру, милосердию, состраданию?

На мой взгляд, очень важно с раннего возраста приобщать детей к истинной красоте. Достоевский высказал мысль: «Красота спасёт мир», а Рерих добавил: «Осознание красоты спасёт мир». Онавокруг нас: книги русских классиков, симфонии Бетховена и Чайковского, трагедии Шекспира, полотна Репина, древние храмы Владимира и Суздаля… Создатели всех этих чудес света были не просто людьми неординарными и безмерно талантливыми, они были Людьми добрыми и милосердными. Все мы знаем, что в памяти поколений остался Моцарт, а не Сальери. Приобщение к этой духовной красоте, безусловно, даёт ребёнку правильные ориентиры в жизни. Но какое количество школьников знает эту добрую красоту, осознаёт, живёт по её законам? Дети из провинции не всегда имеют возможность посетить музей или театр. Часто рассказ учителя – единственный источник информации. Безусловно, ИКТ, современная «кладезь» знаний, очень полезны для приобщения к прекрасному. Беседуя о «Снегурочке» А.Н.Островского, мы непременно послушаем оперу Н.А.Римского-Корсакова. Прочитав о нелёгкой крестьянской судьбе в «Матрёнином дворе» А.И.Солженицына, мы обязательно посмотрим художественный фильм, постараемся усвоить уроки доброты от безграмотной деревенской женщины. Но все же личную сопричастность к соприкосновению с прекрасным ничто заменить не может

Осенью 2017 года нам посчастливилось принять участие в замечательной Всероссийской патриотической программе «Дороги Победы». Это были незабываемые экскурсии в Москве, Сергиевом Посаде, Ростове Великом! Это было приобщение к прекрасному! Это были Уроки Доброты, прекрасно сочетающиеся с современными технологиями! Жаль, что эта программа закончилась.

Недостаточно только говорить о доброте, нужно жить, совершая добрые поступки. Шесть лет подряд, начиная с 5 класса, наш класс приезжает в гости к воспитанникам мичуринского детского дома «Аистёнок». Там прекрасные педагоги, болеющие душой за каждого ребёнка. Там удивительные дети: чистые, опрятные, воспитанные, но в их глазах – ожидание. Ожидание мамы. Этих встреч ждут «аистята», но ещё больше ждём мы. Стараемся восполнить тот недостаток тепла и доброты, который не смогли им дать родители. Сами учимся Добру и Милосердию.

Наш класс является волонтёрским отрядом. Весной этого года мы познакомились с ветераном войны в Афганистане Елисеевым Владимиром Леонидовичем. Сначала мы навестили его в больнице, потом стали приезжать к нему в село Чернышевка: помогали убирать территорию возле дома, слушали его рассказы о войне, размышления о жизни, играли на гитаре и пели песни. Владимир Леонидович говорил, что столько добра еще никто не привносил в его жизнь. А я думаю, что это духовный обмен добротой и взаимопониманием.

Конечно, прав русский классик. Недостаток доброты в обществе есть. Каждый из нас не раз сталкивался в жизни и с хамством, и с несправедливостью. Высокотехнологичный 21 век требует стремительности во всем. Делая карьеру, зарабатывая деньги, люди часто не успевают остановиться и задуматься: так ли я живу? Ради чего весь этот бег? Почему так важно сохранить именно традиционные нравственные ценности? «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы», - эти слова Д.С.Лихачёва, на мой взгляд, дают исчерпывающий ответ на вопрос. Мы – гости на Земле, а Добро, Любовь, Милосердие, как и все истинное, совершенное, настоящее – вечны, потому что «сеют души в людях».

Мало констатировать факт недостатка доброты в обществе, нужно стремиться исправить это. Нужно «приводить в порядок свою планету» - делать её счастливой! А без доброты сделать это невозможно. Так пусть радуют людей пейзажи Левитана, вдохновляет музыка Бетховена, пусть в храмах звонят колокола, а люди помогают друг другу!

Просмотров работы: 46