Можно было бы сказать, что Великая Отечественная война очень далека от нашего поколения. Но какой же всё-таки она была жестокой, если мы, живущие спустя 75 лет, до сих пор слышим о ней! В России, я думаю, нет семьи, которой бы не коснулась её зловещая рука.
Мой прапрадед Зачиняев Фёдор Михайлович (1898-1943) ушёл на фронт в первые дни войны, был сапёром, погиб при взятии высоты в посёлке Синявино Ленинградской области 29 августа 1943 года. Моя прапрабабушка Зачиняева Анна Павловна одна растила троих детей. Одна из её дочерей – моя прабабушка живёт в городе Ельце Липецкой области.
Ей было 6 лет, когда началась война. Семья жила на окраине города, около мясокомбината. Там в то время стояло несколько бараков, в то числе и их – семейный. Прабабушка, Какунина Зинаида Фёдоровна, хорошо помнит, как его обитатели подкармливали детей сладостями. С началом войны бараки опустели: мужчины ушли на фронт.
Слово «война» ей было непонятно, но по тому, как горько плакали мама и бабушка, как волновался папа, она поняла, что случилось что – то страшное.
Не вычеркнуть из памяти 1942 год: тогда немцы нещадно бомбили Елец, стараясь уничтожить железнодорожный узел. До сих пор, прабабушка, слышит зловещий свист бомб и грохот взрывов. От страха тогда стыла в жилах кровь, и сжималось сердечко. А у её мамы появилась странная привычка – как только начинался налёт, она хватала детей и бежала на простор, в поле. Если рядом оказывались наши солдаты, они, как могли, закрывали детей собой и на чём свет стоит ругали взрослых, мол, нужно прятаться в подвал или щель в земле. На что мама невозмутимо и наивно отвечала, что в поле легче увидеть падающую бомбу и убежать от неё подальше.
Позже они бегали спасаться от налётов в подвал церкви Елецкой Божьей Матери, что на улице Пушкина – там организовали бомбоубежище. Однажды бомбили так сильно, что маленькая Зина, не добежав до подвала, спряталась от страха в ближайшую собачью будку. Как будто она могла её спасти. Прапрабабушка, Анна Павловна, потом еле вытащила её оттуда, так она перепугалась.
Удивительное дело, но даже домашние животные чётко разбирались, чей самолёт летит. Наша козочка Зорька всегда паслась около барака, услышит гул, поднимет голову, прислушивается: если наш, то ведёт себя спокойно, продолжает мирно щипать травку. При налёте вражеской авиации она начинала метаться, стараясь хоть куда – нибудь спрятаться, предчувствуя неладное.
Я с большим вниманием слушаю прабабушкины рассказы и понимаю, что чем дальше в историю уходят страшные события Великой Отечественной войны, тем величественней встаёт немеркнущий подвиг народа, который отстоял свободу и независимость Отечества.
В этом году – 75 лет как война закончилась долгожданной Победой. Мы живём под мирным небом, но уже не осталось в живых фронтовиков, да и «детям войны», немало лет. Казалось бы, пора забыть лихую годину… Но как вычеркнуть из памяти похоронки, рассказы вернувшихся с фронта солдат о зверствах фашистов, бомбёжки? Никому и никогда не пожелаю испытать ужасы войны, поэтому рассказы о ней, правдивые, настоящие, должны передаваться из поколения в поколение…