Театр жив, пока у него есть зритель

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Театр жив, пока у него есть зритель

Березовский П.А. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 135 имени академика Б.В.Литвинова"
Березовская Е.С. 1Агафонова Н.В. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 135 имени академика Б.В.Литвинова"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Театр… Любите ли вы театр так, как люблю его я?..» Эту цитату я случайно услышал по телевизору и почему-то запомнил. Это отрывок монолога, который с таким восхищением и восторгом самозабвенно читала героиня фильма «Старшая сестра» (реж. Георгий Натансон). Благодаря всемирной паутине, позже я узнал, что актрису зовут Татьяна Доронина, а ее монолог – это отрывок из статьи известного критика XIX века В.Г. Белинского.

Дослушав проникновенный отрывок, я задумался, люблю ли я театр? Что я могу о нем сказать? Какие чувства, как у зрителя, вызывает у меня игра актеров на сцене, музыка, декорации?

В силу своей занятости и проживании в маленьком городке, где нет профессионального театра, я редко бываю в настоящем драматическом театре, но если предоставляется возможность, не упускаю.

Некоторое время назад я считал, что лучшее из всех видов искусств – кино. Там всё настоящее, смотришь – веришь. Всё, как в жизни. Можно было не читать книги, лишь посмотреть фильм – и тебе всё понятно. С такими чувствами я пребывал до первого своего разочарования. Им стал анимационный фильм «Му-му» по И. Тургеневу. Я мучительно не понимал, что руководило Герасимом, когда он совершил жестокое преступление по отношению к своему любимому существу. Надеясь найти ответ на свой вопрос, я взял в руки книгу. С того момента моё отношение к чтению литературы изменилось так же, как и к театру. После прочтения книги нашей современницы Евгении Пастернак «Хочу в школу!», несколько лет назад мне посчастливилось побывать на одноименном спектакле. Это был мой первый осознанный поход в настоящий театр. Я смотрел на всё, начиная с вешалки, по-другому, впитывая в себя дух древнейшего искусства, словно губка.

Что для меня театр, как для зрителя? Это храм со своими строгими правилами и законами, это красота и изящество, это союз разных видов искусств, которые дополняя пьесу своими выразительными средствами, возносят спектакль на пьедестал величия культуры и красоты.

Первое, на что я бросил взгляд, войдя в театральный зал, - это роскошный занавес и оркестровая яма. Звуки настраиваемых инструментов дразнили мою душу предвкушением чуда. Партер, амфитеатр, балкон, плавно наполняющиеся зрителями, разделяли моё нетерпеливое ожидание. Наконец, гаснет свет, оркестр грянул, медленно поднялся занавес, и море огней наполнили сцену волшебной россыпью.

Спектакль… Несколько часов ты находишься под гипнозом. Живешь жизнью героев, переживаешь, страдаешь, радуешься, испытываешь настоящие эмоции. Если ты знаком с произведением, то восхищаешься задумкой режиссера, его приемами, сопоставляешь свои фантазии с идеями и решениями создателей спектакля: декорациями, костюмами, гримом, освещением, музыкой, хореографией и, конечно, игрой актеров.

Год назад я посмотрел спектакль режиссёра Алвиса Херманиса «Шукшинские рассказы» в исполнении Театра Наций, где главные роли играют Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Я знаком с их творчеством по фильмам и сериалам, но, увидев их актёрскую игру на сцене театра, я был поражен их талантом. Настолько самозабвенно и проникновенно они, меняя образы, переходили из одного рассказа в другой. Зрители были в полном восторге, их бурные овации казались бесконечными. А совсем недавно я открыл для себя еще одного талантливейшего актера Театра на Таганке, которого уже сорок лет нет с нами…

Я всегда добросовестно читаю всю литературу, заданную на лето нашим учителем. На этот раз в списке был «Гамлет» У. Шекспира. По совету мамы я посмотрел фрагмент спектакля Ю. Любимого – монолог Гамлета «Быть или не быть…» в исполнении Владимира Семеновича Высоцкого. Словно завороженный, я смотрел и слушал этот монолог, восхищаясь игрой и голосом великого артиста. Безусловно, я начал изучать творчество Высоцкого, смотреть видео спектаклей, находящихся в интернете, и очень жалею, что никогда не смогу посмотреть вживую спектакль с Владимиром Высоцким…

Я сделал вывод для себя, что театр – живой вид искусства. Актеры заучивают огромные тексты, они не имеют права на фальшь, у них нет второго дубля, как в съемках фильма, они по-настоящему вживаются в образ, надев его на себя за несколько часов до спектакля. А зритель погружается в атмосферу другого мира, забывая о своих мыслях, тревогах, волнениях. Здесь он может обрести свою мечту, посмотреть на себя со стороны или узнать в чьём-то образе своего знакомого. У меня после посещения театра и просмотра хорошего спектакля ощущение того, что я стал мудрее, образованнее, добрее. Значит, театр делает нас лучше.

Театральные труппы ездят со спектаклями по стране, миру, собирают огромные залы зрителей, срывают аншлаги. И это говорит о том, что театр жив. И пока у него есть зритель, он будет жить.

Просмотров работы: 60