Занятия бадминтоном как способ укрепления здоровья школьников

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Занятия бадминтоном как способ укрепления здоровья школьников

Кокорев А.С. 1Скибицкая А.В. 1
1Автономная некоммерческая общеобразовательная организация "Ногинская гимназия"
Голованова О.Н. 1
1Автономная некоммерческая организация "Ногинская гимназия"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Жизнь современного школьника уже нельзя представить без техники и «гаджетов». Различные приборы и технологические новинки — от компьютеров, электронных книг, планшетов и смартфонов, до социальных сетей и компьютерных игр — всё это очень изменило нашу жизнь.

Благодаря достижениям науки облегчён и физический, и умственный труд. Но, несмотря на всю пользу, техника меняет наши привычки и характер. И самое очевидное – современные дети стали много сидеть перед мониторами и мало двигаться, что плохо действует на здоровье.

Проблема: Мы заметили, что у многих наших одноклассников, и у нас самих в том числе, стало ухудшаться зрение.

Многие дети страдают зависимостью от «гаджетов». Но дело не только в них. Плохая экология, напряжённая учёба в школе, стрессы (например, во время экзаменов), плохое питание тоже влияют неблагоприятно. Как результат - ухудшается зрение, дети болеют всё чаще и больше с каждым годом.

Таким образом, современные школьники подвержены множеству болезней. Самыми распространёнными из которых, по последним исследованиям врачей, являются близорукость, искривление позвоночника, гастрит и невроз.

Так как в сохранении здоровья важную роль имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, мы попробовали играть после школы в бадминтон. Нам очень понравился этот вид спорта и поэтому мы решили узнать о нём больше.

Цель работы: Изучить и проанализировать информацию о спортивной игре «бадминтон». Доказать её пользу в борьбе с «болезнями цифровой эпохи», вызванными малоподвижным образом жизни, а также повышенной зрительной нагрузкой.

Гипотеза:Мы предполагаем, что занятия бадминтоном могут снизить вред, который наносят организму школьника стрессы и учебная нагрузка, а также улучшить зрение и самочувствие в целом.

Актуальность работы: Здоровье детей и подростков является актуальной проблемой и предметом первостепенной важности, так как без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего.

План исследования: 

Найти и изучить информацию о спортивной игре «Бадминтон».

Провести социологический опрос среди учеников начальных классов в АНОО «Ногинская гимназия».

Найти и проанализировать данные о распространении близорукости среди детей в г. Ногинск.

Провести беседу с врачом-офтальмологом.

Провести беседу с тренером по бадминтону.

Провести беседу с психологом.

Описать собственный опыт, полученный в результате практических занятий спортивным бадминтоном в течение полугода.

Проанализировать и обобщить полученные данные.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Состояние здоровья современных школьников.

«Здоровье – это бесценный дар природы, оно даётся, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек».

Академик И. П. Павлов

Врачи постоянно говорят нам о том, что нужно соблюдать режим дня, так как этот фактор сильно влияет на состояние здоровья. Но режим дня школьника во многом зависит от учебной нагрузки. Медиками уже доказано, что существует прямая связь между учебной нагрузкой и здоровьем школьников.

А поскольку учебная нагрузка в нашей школе не маленькая, проблема ухудшения здоровья существует и в гимназии.

Поэтому сначала мы решили изучить влияние учебной нагрузки на учеников нашей школы.

Мы провели опрос среди ребят начальной школы, задав им такие вопросы:

В каком ты классе?

Сколько часов в неделю у тебя занимает выполнение домашнего задания?

Сколько часов в неделю ты проводишь перед экранами (компьютер, ТВ, смартфон, планшет и др.)?

Сколько часов в неделю ты занимаешься активными видами спорта?

Сколько часов в неделю ты гуляешь на свежем воздухе?

Сколько часов в неделю уходит на посещение кружков и дополнительных занятий, не включая спортивные секции?

Во сколько ты обычно ложишься спать?

Результаты анкетирования (Приложение 1) показали, что учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками и в конце дня мы часто утомляемся. Но устранить это утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную работу. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности.

Мы обратились в детскую поликлинику№1 города Ногинск, и нам удалось получить данные о распространении близорукости у детей в нашем городе.

Распространение миопии (близорукости) у детей в г. Ногинск

 

2000г.

2008г.

2019г.

7-10 лет

4%

8%

11%

11-14 лет

22,6%

30%

45%

15-17 лет

46,5%

61,2%

65,3%

Впервые взято на учет

468 чел.

583 чел.

612 чел.

Миопия высокой степени (≥ -6)

12,3%

16%

16,9%

Из таблицы видно, что количество детей с близорукостью в последние годы сильно увеличивается. Если в 2000 году в нашей поликлинике среди детей от 7-ми до 10-ти лет близорукость диагностировали у 4%, то в 2019 году уже 11% учеников начальной школы имеют ухудшение зрения.

А среди подростков в 2019 году больше половины имеют диагноз близорукость.

Все это заставляет серьёзно задуматься.

Влияние бадминтона на зрение

Мы слышали раньше о том, что занятия бадминтоном оказывают положительное влияние на остроту зрения. Чтобы выяснить, так ли это на самом деле, мы обратились к врачу-офтальмологу.

На консультации мы проверили остроту своего зрения, а также врач рассказала нам о процессе аккомодации.

Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо ясное видение предметов на разном расстоянии. Способность глаза фокусировать изображение рассматриваемых предметов на сетчатке независимо от расстояния, на котором находится предмет, называется аккомодацией. Аккомодация – это способность глаза хорошо видеть и вдаль, и вблизи.

Рис. 3. Процесс аккомодации глаза.

Весь механизм, представляющий собой аккомодацию, состоит из хрусталика, цилиарной мышцы и цинновой связки. Если человек смотрит вблизь, то происходит сокращение цилиарной мышцы и расслабление цинновой связки, хрусталик становится почти круглым.

Если человек смотрит вдаль, то расслабляется цилиарная мышца, сокращаются цинновые связки, а хрусталик становится плоским.

После этого мы задали врачу несколько вопросов и получили ответы:

Почему нарушается аккомодация?

Чрезмерные нагрузки на глаза в течение длительного времени.

Отсутствие чередования отдыха и трудового режима.

Ослабление мышц спины и шеи.

Проблемы с кровотоком, связанные с недостаточными физическими нагрузками.

Низкое количество витаминов, белка и жиров в рационе.

Чем опасно нарушение аккомодации?

Нарушение процесса аккомодации в детском возрасте приводит к развитию близорукости, или миопии.

Частота близорукости за последние 20 лет выросла примерно в 1,5 раза. К росту предрасполагает гиподинамия (пониженные физические нагрузки) и существенное увеличение зрительной нагрузки вблизи, связанное с учёбой и увлечением «гаджетами».

На что нужно обратить внимание для профилактики близорукости?

Для уменьшения риска возникновения близорукости врач посоветовал нам обратить внимание на такие правила:

Зрительная работа должна проводиться только в условиях хорошего освещения.

Работа должна чередоваться с отдыхом

Чтобы глазные мышцы расслабились, нужно делать специальные упражнения.

Рацион должен быть насыщен микроэлементами и витаминами, которые укрепляют зрение.

Очень важно регулярно быть на свежем воздухе, так как естественное освещение благотворно влияет на зрение, в отличие от искусственного.

Необходимо регулярно заниматься спортом.

Какими видами спорта Вы порекомендуете заниматься для профилактики близорукости?

Врач посоветовала нам обратить внимание на виды спорта, связанные со слежением за движущимся объектом и рассказала об исследованиях, проведённых за рубежом и в нашей стране в НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Эти исследования были связаны именно с бадминтоном. Доказано, что с помощью этого вида спорта можно достигнуть повышения остроты зрения на 10-20 %, улучшения аккомодации на 30%, улучшения кровоснабжения сосудов глаза на 5-6 %.

У детей с близорукостью снижено насыщение крови гемоглобином, что тоже можно улучшить с помощью бадминтона, так как этот спорт включает в себя прыжки, бег, взмахи с глубокими вздохами.



Врач одобрила наше увлечение бадминтоном и даже рекомендовала его для тренировки аккомодации и уменьшения прогрессирования миопии.

Мелинти Елена Владимировна

Врач-офтальмолог, детский офтальмолог

3. Влияние бадминтона на общее оздоровление организма.

Получив информацию о влиянии бадминтона на зрение, мы решили пообщаться с нашим тренером по бадминтону и узнать у неё о влиянии данного спорта на общее состояние организма.

Для каких органов и систем полезны занятия бадминтоном?

Бадминтон – это не только попытки соперников отбить волан. Помимо правил, это ещё и непрерывное движение: сгибания, разгибания, наклоны туловища с выпадами, прыжками и перебежками. А также мощная работа ног.

Почти 10 км «пробегает» бадминтонист за одну игру. И делает он это с максимальной скоростью. А ракеткой он замахивается примерно 500 раз, если речь идёт об одной одиночной игре.

Школьник 7-14 лет должен двигаться в течение дня не меньше 4 часов. 15-17-летним ученикам в день нужны 3-4 часа активности. Из этого времени полчаса важно посвятить умеренной мышечной нагрузке. И бадминтон отлично справляется с этой задачей. А ещё, он полезен для всех основных систем нашего организма:

Сердечно-сосудистая системаЛюбительские занятия приводят к укреплению сердечной мышцы. Сосуды становятся эластичными, а давление приходит в норму.

Лёгкие. Занятия на свежем воздухе заставляют лёгкие перекачивать много воздуха. От этого в кровь поступает больше кислорода и обменные процессы происходят быстрее.

Мышцы и кости. Во время игры работают почти все мышцы. Кости получают усиленное питание, поэтому риск развития остеопороза снижается.

Координация. Летящий волан и необходимость попасть по нему ракеткой развивают ловкость, улучшают рефлексы и заставляют игрока реагировать быстрее. Такие навыки пригодятся в жизни, в учёбе и в других видах спорта.

Именно поэтому специальная комиссия ЮНЕСКО отнесла бадминтон к числу видов спорта, способствующих укреплению здоровья и гармоничному развитию человека.

Какие качества развиваются у игроков в бадминтон?

В процессе игры участникам приходится следить за траекторией полёта волана – это полезная гимнастика для глаз. А ещё им нужно выполнять множество наклонов, коротких перебежек, прыжков и разгибаний – это развивает координацию движений, быстроту, гибкость, ловкость и выносливость.

Форма волана обеспечивает его аэродинамические свойства. Самую большую скорость летающий снаряд развивает сразу после удара ракеткой – 300, а то и 400 километров в час. В этот момент по скорости он близок к стартующему гоночному болиду. В бадминтонной партии все происходит очень быстро и спортсмен должен уметь мгновенно среагировать на бросок.

В программе подготовки NASA и российских космонавтов тоже есть занятия бадминтоном. Потому что игра развивает навык по быстрому принятию решений. В критической ситуации он бывает единственным шансом на спасение.

Кому можно рекомендовать занятия бадминтоном?

В профессиональном спорте и возраст, и физическая подготовка - вещи довольно значимые. Во-первых, для того, чтобы начать играть на высоком профессиональном уровне, потребуется не менее 10 лет упорных тренировок, потому чем раньше начнет будущий спортсмен осваивать премудрости данной игры - тем лучше. Оптимальный возраст для начала занятий бадминтоном - 5-6 лет, а в спортивную секцию ребенка можно отдавать в 10-11 лет

Противопоказаниями к занятиям могут стать заболевания шеи, особые формы близорукости (когда происходит отслоение сетчатки), травмы головного мозга. Впрочем, есть методика оздоровительного бадминтона, которая исключает прыжки и большие нагрузки - она позволяет тренировать даже тех, у кого серьёзные проблемы со здоровьем. Всемирная федерация бадминтона разработала программу «Shuttle Time». Её цель - сделать бадминтон доступным для всех детей.


А вот на любительском уровне бадминтон полезен не только детям и людям с хорошим здоровьем. В некоторых бадминтонных клубах открываются специальные группы здоровья для пожилых людей, а также для людей, имеющих проблемы со здоровьем или восстанавливающихся после травм и операций.

Иващенко Ольга Игоревна

Мастер спорта, член сборной России по бадминтону.

Бадминтон с точки зрения психологии.

Мы понимаем, что здоровый школьник – это не только отсутствие болезней, но и полное душевное и социальное благополучие. Поэтому мы решили также получить консультацию психолога. Мы встретились с психологом и задали ей интересующие нас вопросы.

Психолог рассказала нам о том, что дети, которые занимаются таким подвижным и энергичным видом спорта, как бадминтон, меньше других подвержены плохому настроению. Это происходит потому, что бадминтон является игровым видом спорта и очень увлекателен. Играя в бадминтон, ребенок избавляется от накопленного за день напряжения и получает позитивные эмоции.

Также мы узнали о том, что дети, которые играют в бадминтон, учатся целеполаганию.

Если внимательно присмотреться к течению жизни, то мы увидим, что вся она состоит из целей – маленьких и больших, легко достижимых и совершенно недостижимых. Так и в бадминтоне – есть цели. Можно сказать, что маленькая цель – это попасть по волану, а большая – выиграть чемпионат или Олимпиаду. Но и такая маленькая цель, как попадание по волану, для маленького ребёнка становится большой целью. И это только первая цель.

Следующей целью будет перекинуть ударом волан через сетку. Кстати, а что же такое сетка? Это препятствие. Препятствие к достижению цели. Ведь в жизни тоже так. Когда в жизни есть цель, то обязательно есть и препятствия к её достижению. И это препятствие надо преодолеть.

Так и для юного бадминтониста. Надо преодолеть препятствие – сетку для того, чтобы достигнуть новой цели – перебросить волан на сторону противника. Это тоже сначала будет сложно и потребует нескольких упорных тренировок. Но и эта цель будет достигнута, и снова будет радость!

У ребёнка уже будет закрепляться понимание того, что достижение целей, во-первых, реально. Во-вторых, он будет знать, что оно принесёт массу положительных эмоций. Он будет сам стремиться ставить себе новые цели, потому что не будет бояться их.

Так, маленькими шажками и, главное, в игровой форме, будет воспитываться сильная волевая личность, которая, войдя в большую жизнь, будет достигать больших успехов, не зависимо от того, вырастет этот маленький спортсмен чемпионом или нет.

Волан летит с огромной скоростью вверх и вниз, а также в ширину и в глубину, приближаясь и удаляясь. Игрок должен в считанные секунды соотнести координаты своего тела с пространством. Так игра в бадминтон развивает пространственное мышление, тренирует точность зрительного восприятия, координацию, скорость принятия решений.

И наконец, играя в бадминтон, дети учатся коммуникациям, особенно, когда игра идет пара на пару. Ведь чтобы победить игроки должны понимать каждое движение друг друга.

Таким образом, можно сказать, что играя в бадминтон, ребенок будет совершенствовать своё тело, свой дух, и будет улучшаться его общее психологическое состояние.

Терегулова Юлия Васильевна Практикующий психолог, гештальт-терапевт, арт-терапевт, семейный психотерапевт, детский психолог, автор книг по раннему развитию.

Бадминтон и интеллект.

Для успеха игры в бадминтон почти каждое движение должно быть «умным» – как на соревнованиях, так и на тренировках. У бадминтонистов есть такая поговорка: «играй сначала головой, затем – ногами и только потом – рукой».

Здесь не надо бежать раньше, чем сообразит голова. Более того, она должна побольше думать, чтобы иногда давать покой ногам. Это способствует расслаблению мышц, восстановлению физических и духовных сил.

Ведь, после каждого удара нужно предугадать, что соперник будет делать после того, как волан прилетит на его поле. И заранее продумать свои действия. А ещё, рассчитать траекторию полёта волана.

Нередко спортсмены высокого класса на ответственных соревнованиях заявляют, что умственно устали больше, чем физически. Бадминтонисты высокого класса имеют в своем арсенале примерно такое количество игровых комбинаций, сколько и средний шахматист.

К тому же считается, что движение кисти в момент соприкосновения ее с ручкой ракетки активизирует деятельность коры больших полушарий мозга. Спортсмены все больше тяготеют к «умным» видам спорта, в которых гармонично сочетается физическое и умственное совершенствование. Особенно ценится в этом отношении бадминтон.

Другой немаловажный аспект игры – обманные движения. Сначала нужно научиться предугадывать намерения соперника. Следующий уровень – самому обманывать и провоцировать соперника на нужные удары. Так что тут не только спорт, но и театр в миниатюре!

Личный опыт и наблюдения.

Мы занимаемся спортивным бадминтоном на протяжении полугода и по нашим личным наблюдениям, игра в бадминтон придаёт бодрость, улучшает аппетит и дарит отличное настроение. Научиться в него играть могут почти все. Первые успехи приходят уже после недели занятий.

Игра подходит и одинаково интересна, как мальчикам, так и девочкам. Бадминтон является одним из наименее травматичных видов спорта, потому что между игроками практически исключается физический контакт.

В процессе обучения тренер может регулировать интенсивность нагрузок в зависимости от физической подготовки игрока, но при этом игра остаётся такой же увлекательной.

С умением перебивать волан через сетку и поддерживать игру с партнёром приходят азарт и жажда победы. Игра настолько захватывает, что усталость организма ощущается гораздо позднее, чем приходит на самом деле.

Заключение.

В результате проведенных нами исследований мы выяснили, что:

Бадминтон очень полезен для профилактики близорукости и, как оказалось, даже оказывает лечебный эффект.

Играя в бадминтон, ребёнок активно двигается, а значит, получает физическую нагрузку.

Бадминтон на любительском уровне укрепляет сердце, сосуды, лёгкие, кости, мышцы.

Бадминтон повышает тонус, снимает напряжение, развивает различные физические качества: ловкость, быстроту, выносливость.

Бадминтон – отличная тренировка для ума и нервной системы.

Бадминтон помогает не только укрепить физическое состояние, но и улучшить эмоциональное состояние играющего.

Интенсивные, многократно повторяющиеся перемещения по площадке помогают игрокам держать свое тело в прекрасной форме.

Занимаясь данным проектом, мы затронули одну из самых серьёзных проблем ? проблему детского здоровья.

Подводя итоги, мы считаем, что цель нашей исследовательской работы достигнута. Мы сумели привести доводы о том, что занятия бадминтоном оказывают укрепляющее действие на организм школьников и положительно влияют на психику детей. Но самое важное то, что этот вид спорта очень эффективен в профилактике и лечении близорукости.

Совместно с врачом мы разработали буклеты «Гимнастика для глаз» (Приложение 3) и «Почему стоит играть в бадминтон?» (Приложение 2), а также видеоролик с упражнениями для глаз.

Мы надеемся, что благодаря проведенным нами исследованиям кто-то ребят обратит внимания на такой вид спорта, как бадминтон. А возможно, начнёт заниматься каким-то другим видом спорта, главное – более серьёзно задумается о своём здоровье.

Список литературы

1. Бугаев. В.С. Обучение игре в бадминтон: учеб. пособие / В.С. Бугаев. – Сыктывкар: Коми филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кировская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития» в г. Сыктывкаре, 2009. – С. 47

2. Дегтярев А. А., Козлов А. В. Применение бадминтона как оздоровительной технологии на учебных занятиях со студенческой молодёжью // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 448-451. — URL https://moluch.ru/archive/81/14549/ (дата обращения: 05.02.2020).

3. Жиренко О.Е. Здоровьесберегающее образование в современной начальной школе. – Воронеж, 2009. – С. 3-6.

4. Мавроматис В. Д. Применение бадминтона в оздоровительной физической культуре : учеб. пособие. СПб. :СПбГАСУ. 2012. – С. 60

Ресурсы интернет

1. 25 причин играть в бадминтон — URL https://vbadminton.ru/ (дата обращения: 01.02.2020).

2. Бадминтон: польза для здоровья, противопоказания, правила игры — URL https://chudesalegko.ru/badminton-polza-dlya-zdorovya-protivopokazaniya-pravila-igry/ (дата обращения: 23.01.2020)

3. Главное о бадминтоне— URL http://www.takzdorovo.ru/dvizhenie/vmesto-sportzala/glavnoe-o-badmintone/ (дата обращения: 01.02.2020)

4. Сайт национальной Федерации бадминтона России — URL http://www.badm.ru/ (дата обращения: 01.02.2020)

Приложение 1.

Результаты анкетирования детей в начальных классах АНОО "Ногинская гимназия"

 

Приложение 2 Буклет «Почему стоит играть в бадминтон?»

П риложение 3 Буклет «Гимнастика для глаз»

Просмотров работы: 1331