КОМПЛЕКСНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КОМПЛЕКСНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ

Нифантьев В.Д. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37 ГОРОДА ТЮМЕНИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА КУЗНЕЦОВА
Антонов А.В. 1Куприна А.В. 2
1ГАУ ДО ТО дворец творчества и спорта "Пионер"
2Тюменский государственный университет
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема исследования является актуальной, так как имеет огромное практическое значение. Проблема недобора призывников по причине физической неготовности и комплекс физической подготовки, направленный на разрешение данной ситуации – все это может практически применяться тренерами-педагогами общих и специальных учебных заведений, причем как средних, так и высших.

Цель работы – проанализировать роль комплексной физической подготовки как одного из факторов успешной адаптации к воинской службе.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

изучить и сопоставить причины недостаточного физического развития молодежи допризывного возраста;

проанализировать какие виды спорта и упражнения могут быть использованы в рамках нашего КФП (комплекса физической подготовки);

определить упражнения и движения, имеющие военно-прикладной характер и добавить их в наш комплекс;

проанализировать, как данные программы покажут себя в рамках годичного макроцикла, и какие итоговые результаты мы получим в конце цикла в двух экспериментальных группах;

выделить основные рекомендации касательно того, где и как может использоваться КФП на практике.

Предметом исследования выступает комплексная физическая подготовка как инструмент повышения адаптационных способностей допризывников.

Теоретическая база работы - труды отечественных и зарубежных специалистов, а также интернет-ресурсы.

При проведении исследования применялисьметоды опроса (анкетирование), эксперимента (в рамках микроциклов и мезоцикла), наблюдения, теоретического анализа и систематизации.

1. Текущая ситуация с призывом и основные условия для успешной адаптации к воинской службе

Можно предположить, что подготовка молодых людей допризывного возраста к срочной службе в армии будет успешной, если: 1) определить и обосновать ключевые факторы, позволяющие оптимизировать процесс подготовки к службе (повышение адаптационного потенциала); 2) создать и опробовать практически программу допризывной психофизической подготовки молодых людей на спортивных занятиях; 3) выполнить полноценное педагогическое воздействие на развитие физических характеристик (плюс изучение специальных двигательных действий) и морально-психологических (ответственность, уверенность в себе, решительность, дисциплинированность, самоконтроль), вплоть до влияния на формирование личности в целом в ходе специализированной спортивной подготовки.

Успешность адаптации к воинской службе зависит от эффективности системы допризывной подготовки, в которой огромную роль играет физическая культура и спорт. При этом допризывная подготовка идет по двум основным направлениям: 1)физическая подготовка и 2) морально-психологическая ?11?.

Учитывая специфику воинской службы, основными задачами для физической подготовки выступают: укрепление здоровья и подготовка организма и его систем к стрессовым нагрузкам; развитие физических характеристик: силы, выносливости, скорости движений (быстроты) и реакции, ловкости, гибкости; освоение военно-прикладных двигательных навыков и умений; всестороння психофизиологическая подготовка молодых людей к службе в армии, включая развитие морально-волевых качеств ?13?.

Последняя нам необходима для достижения следующих целей: развития дисциплинированности, умения соблюдать режим, сформировать привычку к порядку; развития волевых качеств; убрать тревожность, страх перед армейской жизнью, склонность к депрессиям и меланхолии и сформировать уверенного в себе, морально «бодрого» человека; преодоления предвзятого негативного отношения к службе в ВС РФ.

Комплексная физическая подготовка способна решить данные задачи, особенно если за помощью обратиться к боевым (ударным, индивидуальным видам спорта, способствующих общему физическому развитию (легкая атлетика, кроссфит), а также командным видам спорта (повышение уровня социальной подготовленности, развитие коммуникационных навыков) ?34?.

Значительная часть молодых людей, призванных на срочную службу, проходить ее не готовы по целому ряду причин. Причем в данном случае меры госрегулирования не способны решить всех проблем, хоть и дают результаты (призывнику психологически проще согласиться на службу в армии длительностью в 1 год, нежели 2-3 года). Чтобы сделать допризывников сильными, выносливыми, жизнерадостными и готовыми к преодолению трудностей, следует уделить столь же много внимания здоровью, морально-психологической и физической подготовке молодежи, как это делалось ранее. Как раз здесь нам на помощь приходит физическая культура и спорт, которые обладают серьезным оздоровительным, развивающим и воспитательным потенциалом. Об этом в своих трудах говорили такие авторы как Г.И. Скворцов, В.А. Кавалерова, Н.Х. Хакунов. А вопросы влияния физических тренировок (ФКиС – физкультуры и спорта) на развитие волевой сферы, нравственно-этической области человека, были освещены в работах таких ученых-исследователей как В.В. Белоусов, В.Н. Казанцев, В.И. Столяров и некоторых других. Комплексное решение вышеописанной проблемы во многом может быть достигнуто за счет как усиленной общефизической подготовки в школе, так и в значительной (или куда большей) мере за счет тренировочных занятий по конкретному военно-прикладному виду спорта. Такие тренировки могут способствовать росту функционально-физических способностей организма, а также психологических.

2. Сущность и основные понятия комплексной допризывной подготовки

Сущность и содержание комплексной подготовки допризывников, действующие на данный момент принципы воспитания определяют ряд педагогических условий, способствующих решению соответствующих задач комплексной допризывной подготовки, а именно: 1) организованное и целенаправленное использование средств и методик спортивной подготовки для развития у молодых людей необходимых физических качеств, овладения ими военно-прикладными навыками и улучшение свойств их характера (морально-психологический фактор); 2) правильная организация учебно-тренировочного процесса, которая предполагает выделение ряда учебно-тренировочных и общеразвивающих занятий. Например, две тренировки с элементами педагогической подготовки и одна общеразвивающая тренировка в неделю; 3) проведение внеурочных педагогических акций (туристические походы, экскурсии, симуляция боя); 4) использование в комплексном учебно-тренировочном процессе общих педагогических методов подготовки (убеждение через разговор, презентацию принципов и понятий с доказательством на основании личного и общего опыта, мотивацию поведения в нужном направлении) в целях решения задач допризывного морально-психологического тренинга; 5) использование классических схем и программ подготовки специализированных (ударных и командных) видов спорта; 6) использование интуитивного подхода в подготовке юношей/ девушек как в микроциклах, так и в мезоциклах; 7) постоянный мониторинг изменений организма тренирующихся и корректировка программы подготовки.

Программа комплексной физической подготовки позволит развить такие качества как выносливость, сила (взрывная и медленная), быстрота (движений и реакции), ловкость, гибкость; позволит овладеть соответствующими двигательными навыками, нацеленными на преодоление полосы препятствий (ППП), передвижения по пересеченной местности (ППМ), овладение техникой боя (основными ударными и борцовскими техниками). Как дополнительный модуль можно использовать морально-психологическую подготовку.

Программа комплексной допризывной подготовки молодых людей может быть использована как в годичной подготовке, так и быть более продолжительной (2-3 года). Если за основу берем годичную программу подготовки, то это деление можно представить как: 2 макроцикла – 2 учебных полугодия; 6 мезоциклов - 1,5 месяца каждый (но могут варьироваться в зависимости от длины четверти, каникул, карантина); 36-38 микроциклов – микроциклы недельной длительности (но можно за основу микроцикла брать двухнедельный период)

Рассмотрим общую схему комплексного физкультурно-спортивного занятия (тренировки): 1) в условиях спортивного зала или открытого спортивно-тренировочного комплекса – общие, специальные и военно-прикладные тренировочные движения и комплексы; командные спортивные игры (включая состязательный компонент); 2) специальная подготовка в ударных (боевых) видах спорта и соответствующие соревнования; 3) в условиях открытой местности (на природе) – бег по парковым дорожкам или бег по пересеченной местности (и эстафеты), туристические походы, военизированные игры, экскурсионное посещение военных частей

Для воплощения в жизнь программы КФП мы взяли две сравнительные группы: класс с более высоким уровнем физической подготовки и учащимися, которые интересуются спортом (назовем его условно А), а также класс Б, обычный, где крайне невысоко число физически подготовленных молодых людей. Соответственно уровни у них разные, но именно это позволяет нам для класса А без риска для здоровья учащихся применять специальную программу комплексной подготовки. Именно такой подход можно считать педагогически правильным и исключающим разного рода риски. Ведь если начать тренироваться по данной КПФ класс схожий по общему уровню физподготовки с классом Б, то у некоторых учащихся могут возникнуть проблемы со здоровьем. От аритмии и хронической усталости, до гипертонии, повышения кислотности желудка, болей в суставах и прочих признаков того, что организм не может должным образом отреагировать на стресс. Эти две группы одного возраста и отличаются лишь уровнем физической подготовки и морально-волевой готовности. Первый продвинутый класс (ПК) соответственно выше уровнем, нежели второй обычный класс (ОК).

Мы остановились на недельных микроциклах и мезоциклах приблизительной длительностью в 1,5 месяца (с коррекцией на каникулы и карантин). Основная нагрузка ложилась на три тренировочных занятия в неделю, что распределялись между уроками физической культуры. Обобщая можно сказать, что два занятия были общефизической направленности, но могли также включать элементы специальной подготовки. А третье занятие также должно было включать фактор морально-волевой подготовки и подготовки прикладного характера. Например, применение таких элементов как стрелковая подготовка может сопровождаться пояснениями от преподавателя, почему для будущего солдата важно научиться точно стрелять и почему потраченные силы и время сейчас, окупятся затем в армии. А если учебное заведение располагается в соответствующей зоне холодного климата, где есть возможность заниматься лыжным спортом, то можно проводить такие «выездные» занятия с небольшими марш-бросками на лыжах. А во время привалов-передышек преподаватель может проводить разъяснительную работу, например, почему так важно в зимнем климате уметь ходить на лыжах, в каких родах войск и боевых ситуациях это может пригодиться, почему это полезно для здоровья и т.п. Аналогично проведение занятия с уклоном в боевую подготовку с элементами из бокса, самбо и так далее, также имеет направленность военно-прикладную. В данном случае, преподаватель может пояснить, каким образом действует тот или иной удар или прием, в какой боевой ситуации он может быть применен, почему владеть боевыми искусствами важно для тех ребят, которые хотят служить в специальных войсках и т.п. К основным тренировкам по возможности добавлялись дополнительные, такие как поход на тренировку в специализированную секцию, прохождение полосы препятствий, а также занятия с преимущественно уклоном на моральную подготовку.

3. Основной тренировочный комплекс

Комплекс силовой подготовки подразумевает преимущественно упражнения, развивающие скоростно-силовые характеристики, как с весом своего тела, так и с дополнительными отягощениями. Для работы с весами используются умеренные (безопасные) веса в 55-60% от разового максимум, что позволяют выполнять по 8-12 повторений в 5-6 подходах в каждом упражнении комплекса (самих упражнений обычно не более 8-10).

Комплекс силовой подготовки включает в себя: 1) отжимания от пола с блином от штанги на спине – 5 подходов по 12 повторений (5п.*12); 2) подтягивания на турнике со своим весом или с дополнительным – 5п.*8-10 повт.; 3) жим штанги лежа – 6*8-10; 4) приседания со штангой на плечах – 5*10-12; 5) становая тяга – 6*8-10; 6) жим штанги стоя – 5-10-12; рывок пудовой гири одной рукой – 4*10; 7) выпрыгивания на тумбу с места (высоту подбираем индивидуально) – 4*6-8.

Комплекс анаэробно-аэробной подготовки:выпрыгивания с места вперед, толчок двумя ногами – 6*10; выпады в стороны на каждую ногу стоя – 6*12; подтягивания с раскачиванием – 5*10; подъем штанги на грудь с подставок – 4-5*10-12; прыжок вдаль с короткого разбега – 5*10-12; выталкивание (толкание) ядра с места – 5*10; перепрыгивание с раскачкой с более высокой перекладины на более низкую – 4-6*10-12; берпи – 4-5*12-15.

Комплекс военно-прикладной подготовки. Для успешного преодоления разрушенного моста необходимо помимо силы мышц развить чувство равновесие и силы мышц-стабилизаторов, это удерживает от падения и позволяет сохранить баланс (прыжки на месте с разворотом на 90, 180 и 360 градусов в каждую сторону, для имитации выкладки можно использовать отягощение в рюкзаке – 5*12; стойка на одной ноге на определенное время – 2*30сек, 2*60 сек и 2*120 сек. и т.п.).

Преодоление рва, траншеи и т.п. – это распространенная составляющая полосы препятствий и обычная преграда в зоне боевых действий; поимо выработки навыков преодоления подобных преград также нацелен на развитие взрывной силы, скоростной выносливости и скоростно-силовых характеристик.

Преодоление скоростного отрезка полосы препятствий как развитие взрывной силы и скорости, а также частично анаэробной выносливости (при спринте мышцы работают преимущественно в анаэробном режиме):

Рассмотрим итоговые результаты годичного макроцикла КФП для двух основных групп.

В конце годичного макроцикла мы получили в экспериментальной группе прирост в рабочих объемах (число выполняемых за одну тренировку подходов и повторений с заданной программой упражнений) в 98%. (см. Приложение 1). Это впечатляющий результат, но вполне реальный для данного возраста и характерных для него восстановительных способностей. Чистый же прирост по подымаемым весам составил 44% - это тоже хороший результат. Он стал возможным как за счет того, что в качестве экспериментальной группы был выбран класс, который был наполнен молодыми людьми активно занимающимися различными видами спорта и принимающими участие в школьных соревнованиях. Спортивная база, помноженная на правильную комплексную систему тренировок, привела к столь хорошим результатам. Если в условиях средней школы провести полноценно хотя бы два цикла в двух последних «выпускных» классах, то такой класс можно не просто подготовить к обычным условиям службы, но и рекомендовать для прохождения службы в спортивной роте или специальных войсках (морская пехота, разведывательная рота, войска быстрого реагирования и т.п.).

Что же касается контрольной группы – обычного класса, то там соответственно были ниже начальные результаты, не было должной спортивной базы перед началом специализированного макроцикла. Но, тем не менее, эффективность нашего комплекса демонстрирует результат по части рабочего объема, который за год вырос почти на 50% (49%). При этом прибавка в рабочих весах составила 18%, показатель, безусловно, не столь высокий как в экспериментальной группе, он примерно в 2,5 раза ниже, но с учетом вышеописанных обстоятельств и условий, это почти 20-типроцентная прибавка в рабочих весах. Так что в целом результат получился достаточно неплохой, что доказывает эффективность представленной нами системы комплексной физической подготовки.

А что касается легкоатлетического тренинга, то в экспериментальной группе удалось достичь в среднем прогресса в 12% (см. Приложение 2). Это касалось как сокращения времени на преодоление дистанции в спринте и кроссе, так и прироста результатов в прыжках.

В контрольной второй группе в среднем был показан закономерно меньший прогресс – 7,7%, а прирост в прыжках в длину с места составил +16,6%.

Заключение

Это позволяет нам сделать вывод о том, что применение комплексной программы подготовки в рамках годичного микроцикла, если это осуществляется четко, последовательно и под контролем опытного педагога-тренера, приводит к росту результатов как в физически подготовленной группе, так и в отстающей. То есть обычном среднестатическом среднем классе школы, где как минимум половина молодых людей далеки от спорта и физкультуры. Соответственно применение данной системы комплексной подготовки позволит физически и психологически подготовить молодежь к нагрузкам и стрессам, которые им предстоят при поступлении на службу в армию РФ.

Подытоживая можно сказать, что комплексная физическая подготовка, включающая как средства общефизической подготовки, так и специальной, а также элементы морально-полевой подготовки, помогает подготовить молодежь, готовую не только к срочной службе в армии, но и не избегающую службу. Кроме того, адаптационный потенциал и скорость, с которой такие молодые люди приспосабливаются к армейской службе, позволяют им намного быстрее и эффективнее адаптироваться к нестандартным для обычного человека условиям воинской службы.

Список источников

Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К.Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208с.

В какой стране рукопашка спецназа самая эффективная. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=CSUKw3wstKQ

Виленский, М.Я. Нравственно-волевое воспитание учащихся ДЮСШ: теория и практика/М.Я. Виленский, В.Н. Казанцев // Физическая культура. – 1997. – №1. – С.27- 32.

Допризывная подготовка (ДПЮ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mil.by/ru/all_about/doprizyv/

Коряковская, Д, А. Подготовка граждан Российской Федерации к воинской службе в условиях информационного терроризма: автореф. дис. ... канд. полит. наук / Д.А. Коряковская. – М., 2004. С.14-26.

Кто и зачем сейчас идет служить в армию России - https://www.znak.com/2016-07-28/kto_i_zachem_idet_segodnya_sluzhit_po _kontraktu_v_armiyu_rossii

Построение микроциклов в спортивной тренировке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vespo.com.ua/enciklopediya-sporta/postroenie-mikrotsiklov-v-sportivnoy-trenirovke/

Преодоление психологической полосы препятствий военнослужащими ЗВО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=XR7guRfwT6c

Психологическая подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-psihologicheskaya-podgotovka-molodezhi-k-sluzhbe-v-vooruzhennyh-silah-rossiyskoy-federatsii#ixzz6Q5tZz6Ps

Психофизиологические и психологические особенности юношей-призывников с различным отношением к воинской службе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-02/dissertaciya-psihofiziologicheskie-i-psihologicheskie-osobennosti-yunoshey-prizyvnikov-s-razlichnym-otnosheniem-k-voennoy-sluzhbe#ixzz6Q6mOiF8Q

Скворцов, Г.И. Педагогическая стратегия нравственного воспитания спортом / Г.И. Скворцов [Электронный ресурс]. – 2001. – Режим доступа: http://sportfiction.ru/articles/pedagogicheskaya-strategiya-nravstvennogo-vospitaniya-sportom/

Содержание комплексных занятий по физкультуре с использованием спортивных игр в системе военных довузовских образовательных организаций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1574

Теория и методика физического воспитания и спорта. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kpnu.edu.ua/wp-content/uploads/sites/sites/13/2013/11/Холодов-Ж.К.-Кузнецов-В.С.-Теория-и-методика-физического-воспитания-и-спорта.pdf

Тренировочные циклы: микроцикл, мезоцикл, макроцикл. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sportwiki.to/Тренировочные_циклы:_ микроцикл,_мезоцикл,_макроцикл

Учимся преодолевать препятствия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://life.mosmetod.ru/index.php/item/uchimsya-preodolevat-prepyatstviya

Формирование готовности старших школьников, проживающих в северных регионах, к службе в армии в процессе физического воспитания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-formirovanie-gotovnosti-starshih-shkolnikov-prozhivayuschih-v-severnyh-regionah-k-sluzhbe-v-armii-v-protsesse-fizicheskog#ixzz6Q6lp7vW1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1. Результаты по годичному макроциклу в экспериментальной группе - продвинутый класс (ПК), в тяжелоатлетических упражнениях

 

В начале цикла

В конце цикла

Наименование упражнения

Рабочий объем (подходов/повторений)

Вес (кг)

Рабочий объем (подходов/повторений)

Вес (кг)

Жим лежа

4*6

24

6*10

36

Подъем на грудь штанги с подставок

5*4

26

6*8

39

Приседания со штангой на плечах

5*4

34

6*8

48

Жим штанги стоя

4*5

18

5*6

26

Становая тяга

4*10

38

6*10

52

Таблица 2. Результаты по годичному макроциклу в контрольной группе - обычный класс (ОК), в тяжелоатлетических упражнениях

 

В начале цикла

В конце цикла

Наименование упражнения

Рабочий объем (подходов/повторений)

Вес (кг)

Рабочий объем (подходов/повторений)

Вес (кг)

Жим лежа

3*5

20

4*6

22

Подъем на грудь штанги с подставок

4*2

22

4*4

24

Приседания со штангой на плечах

4*3

28

5*4

34

Жим штанги стоя

4*4

16

4*5

19

Становая тяга

4*6

32

4*8

40

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 3. Результаты по годичному макроциклу в экспериментальной группе - продвинутый класс (ПК), в легкоатлетических упражнениях

 

В начале цикла

В конце цикла

Наименование упражнения

Рабочий объем (подходов/повторений)

Рабочий объем (подходов/повторений)

Бег спринтерский (60м)

16,8

15,4

Прыжок в длину с места

2,1

2,5

Прыжок с места вверх на тумбу

0,8

1,1

Прохождение лабиринта (50м)

27,9

24,8

Кросс (5 км)

34

28

Таблица 4. Результаты по годичному макроциклу в экспериментальной группе - продвинутый класс (ПК), в легкоатлетических упражнениях

 

В начале цикла

В конце цикла

Наименование упражнения

Рабочий объем (подходов/повторений)

Рабочий объем (подходов/повторений)

Бег спринтерский (60м)

17,6

16,9

Прыжок в длину с места

1,8

2,1

Прыжок с места вверх на тумбу

0,7

0,9

Прохождение лабиринта (50м)

30,2

28,4

Кросс (5 км)

39

34

Просмотров работы: 319