Её изящество - скрипка

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Её изящество - скрипка

Ярышкина М.К. 1
1МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь Липецкой области
Матвеева Л.Н. 1
1МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь Липецкой области
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше

они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них»

В. Г. Белинский.

Наверно, каждый ребенок 1 сентября, идя в 1 класс, становится немного взрослее. А я 01.09.2019 года стала намного взрослее, так как сразу пошла в 1 класс двух школ: это общеобразовательная школа и музыкальная школа. Каждый день я беру в руки свою скрипку, мне доставляет удовольствие извлекать на ней звуки, играть мелодии.Но в тоже время трудно совмещать учёбу в школе и в музыкальной школе. Были минуты, когда я была уже готова оставить занятия музыкой. Эта проблема возникла не только передо мной, но и перед мамой. Мы решили подробнее узнать об истории скрипки, её устройстве, о том, как музыка влияет на развитие ребёнка.

Цель исследования: изучение влияния занятий музыкой на школьника, его чувства, эмоции и даже здоровье.

Гипотеза: я предположила, что занятия музыкой оказывают положительное влияние на развитие школьника, его успеваемость, можно ли выразить свои мысли, чувства, настроение через музыку.

Перед собой я поставила следующие задачи:

1.Изучить историю возникновения скрипки, её устройство, правила ухода за инструментом.

2. Узнать, какое влияние оказывает занятия музыкой на школьника.

3. Провести социологический опрос в форме интервью и анкетирования по теме исследования.

4.Подготовить мультимедийную презентацию по теме исследования.

5. Отрепетировать музыкальную пьесу для исполнения на научно-практической конференции.

Объект исследования: музыкальный инструмент – скрипка.

Предмет исследования: влияние музыки на развитие школьника.

Методы исследования: работа с литературными источниками, анализ и обобщение информации, социологический опрос, исполнение музыкальной

пьесы.

Глава 1. Появление музыкального инструмента

1.1.Из истории появления первых скрипок

Первые дошедшие до нас литературные и сохранившиеся иконографические, а также материальные свидетельства бытования смычковых инструментов в Европе относятся к рубежу IX—X столетий.

На Руси, по свидетельству древнейших памятников, смычковые инструменты были известны очень давно, но ни один из них не развился настолько, чтобы впоследствии стать инструментом симфонического оркестра. Наиболее старым древнерусским смычковым инструментом является гудок. Время, когда зародился гудок, в точности не известно, но существует предположение, что «гудок» появился на Руси вместе с проникновением «восточных» инструментов — домры, сурны и смыков. Эта пора обычно определяется второй половиной XIV и началом XV столетия.

 Сейчас трудно уже с точностью установить, когда произошло окончательное завершение того инструмента, который известен теперь под именем «скрипки». Вернее всего это совершенствование шло непрерывной чередой, и каждый мастер вносил нечто своё. Тем не менее, с полной очевидностью можно утверждать, что XVII столетие явилось для скрипки тем «золотым веком», когда произошло окончательное завершение соотношений в строении инструмента и когда он достиг того совершенства, которого уже не смогла перешагнуть ни одна попытка его «усовершенствовать».
     История в своей памяти удержала имена великих преобразователей скрипки и связала развитие этого инструмента с именами трёх семейств скрипичных мастеров. Это, прежде всего, семейство кремонских мастеров Амати, ставших учителями Андрэа Гварнэри (1626—1698) и Антонио Страдивари (1644—1736). Однако, своим окончательным завершением скрипка обязана больше всего Джюзеппэ-Антонио Гварнери (1687—1745) и в особенности Антонио Страдивари, который и почитается величайшим творцом современной скрипки. Итак, скрипка получила своё наиболее совершенное воплощение к концу XVII столетия. Антонио Страдивари был последним, кто довёл её до современного состояния.
А Франсуа Турт — мастер XVIII века — почитается создателем современного смычка. «Классический» вид смычка, созданный Туртом, сохранился почти без изменения.

Можно сделать вывод, что сотни лет скрипка совершенствовалась и занимала особое место в сердцах людей.

1.2. Строение скрипки

Для того чтобы играть на скрипке, необходимо знать строение музыкального инструмента. Для этого я заглянула в Детскую музыкальную энциклопедию.

Скрипка состоит из двух основных частей — корпуса и грифа, между которыми натянуты струны. Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах. Нижняя и верхняя плоскости корпуса — деки — соединены друг с другом полосками дерева — обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, её распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутрь скрипичного кузова вставляется душка, сообщающая вибрации крышки днищу. Без этой маленькой детали тембр скрипки теряет живость и полноту.
    Нижняя дека или «днище» скрипичного кузова делается из клёна, из двух симметричных половинок. Верхняя дека или «крышка» делается из ели. Имеет два резонаторных отверстия — эфы (по форме они напоминают латинскую букву f) (Приложение №1).В середине верхней деки расположена подставка, над которой проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифнике).

Обечайки соединяют нижнюю и верхнюю деку, образуя боковую поверхность скрипки. Их высота определяет объём и высоту скрипки,  
принципиально влияя на тембр звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже — тем пронзительнее звучание скрипки.Обечайки изготавливаются, как и днище, из клёна.

Вывод: скрипка совершенствовалась из века в век. Это очень изящный инструмент, поэтому нужно знать правила работы с ним, выполнять правила ухода за инструментом.(Приложение № 1)

1.3. Виды скрипок и их особенности

Из анализа литературных источников я выяснила, что существует несколько классификаций скрипок.

Если проводить классификацию по размеру скрипок, то можно выделить следующие виды этого инструмента:

-4/4 (четыре четверти) или целая скрипка. Она предназначена для игры в старших классах музыкальной школы и для тех, кто занимается игрой на скрипке профессионально;

-3/4 (три четверти) или трехчетвертная скрипка. Является переходной скрипкой между «целой» и «половинкой»;

-1/2 (одна вторая) или половинка. На ней играют или крупные дети, или ученики средних классов в музыкальной школе;

-1/4 (одна четверть) или четвертинка. Для учеников младших классов;

-есть и совсем миниатюрные скрипки для игры малышей - 1/8 и 1/16.
Бывают (очень редко, как отголоски прошлого времен Страдивари) нестандартные виды скрипок: например, 7/8. Она чуть больше скрипки 3/4.

Если же подразумевать под видом скрипки дерево, то существуют три вида дерева, которые в основном используются для создания скрипок:
клён, ель; эбеновое (черное) дерево.

Есть классификация по звучанию: альт,виолончель, контрабас.(Приложение № 2)

Альт - самый низкий тембр, который имеет музыкальный инструмент, и его можно сравнить с мужским басом (грубым и низким).

Виолончель - более спокойный звук. Можно сравнить с голосом девушки в возрасте (то есть не тонкий, но и не такой грубый, как у мужчины).

Контрабас - тоже низкое звучание, но очень «волнующее». Звук не плоский, а как будто объемный.

У скрипки высокий тембр звучания, но напоминает по звуку остальные струнные инструменты. 

Классическая форма скрипки — не единственная из возможных. Были в истории и совершенно фантастические варианты скрипок (Приложение 3).
Звучание скрипок Шано сравнивали со скрипками Страдивари, и после этого появилось много мастеров, которые использовали схожие приемы при изготовлении скрипок.

Я сейчас занимаюсь на скрипке1/4 (одна четвертая) или четвертинка

   

  

Скрипка и искусство

Изобретенная в глубокой древности, скрипка, приобрела огромную популярность и стала во многих странах народным инструментом. В результате многовековой эволюции к концу XVI века была выработана современная конструкция скрипки. Она является самым подвижным и гибким инструментом среди смычковых. Приемы игры на ней совершенствовались вместе и искусством отдельных виртуозов.

Вторая половина XIX века оказалась временем блестящего расцвета русской скрипичной исполнительской культуры. Скрипичное исполнительство в этот период достигает высокого профессионального уровня; появляются замечательные Петербургская и Московская скрипичные школы. Отличительной чертой их является акцент на серьезную классическую музыку. В отношении исполнительского стиля прослеживается умение раскрыть идею произведения, искусство «художественного перевоплощения», как результат утверждения в русской музыкальной культуре реалистической эстетики.

Период барокко — период рассвета скрипки как профессионального инструмента. По причине близости звучания к человеческому голосу и способности производить сильное эмоциональное воздействие на слушателей, скрипка стала ведущим инструментом. Звучание скрипки устанавливалось выше других инструментов, что делало её более подходящим инструментом для игры мелодической линии. Играя на скрипке, музыкант-виртуоз способен исполнять быстрые и трудные фрагменты произведений (пассажи).

Скрипки составляют также значительную часть оркестра, в котором музыканты поделены на две группы, известные как первые и вторые скрипки. Чаще всего мелодическая линия посвящена первым скрипкам, в то время как группа вторых исполняют аккомпанирующую функцию или имитирующую.

Иногда мелодия поручается не всей группе скрипок, а скрипке-соло. Тогда мелодию играет первый скрипач — концертмейстер. Чаще всего это необходимо для придания мелодии особого колорита, нежного и хрупкого. Скрипка-соло наиболее часто ассоциируется с лирическим образом.

Струнный квартет в его изначальном виде, состоит из двух скрипок (музыкантов, исполняющих партии первой и второй скрипки), альта и виолончели. Аналогично оркестру, чаще всего ведущую роль играет первая скрипка, но в целом солирующие моменты могут быть у каждого инструмента.

Знаменитые скрипачи: Николло Паганини, Иоганн Штраус, АрканджелоКорелли, Антонио Вивальди, Леонид Коган, Владимир Спиваков. О них я узнала в Большой детской энциклопедии «Мировая классическая музыка» (Приложение №4).

Вывод: изучение теории музыки помогает мне больше узнать о великих композиторах и исполнителях скрипичных произведений.

Влияние музыки на человека

Из анализа литературных источников выяснилось, что еще Аристотель и Пифагор считали музыкальную терапию лекарством, исцеляющим не только тело, но и душу. А современные исследователи выяснили, что весь мир, включая человеческое тело, находится в постоянной музыкальной вибрации. Только наше ухо различает 1378 различных тонов в различных диапазонах, а вне спектра слышимости существуют миллионы звуков. Но даже самые незначительные изменения в их частоте влияют на состояние наших внутренних органов. Уже сегодня медицина использует музыку как средство, способное заменить анестезирующие препараты. В крупнейшей в Европе клинике спортивной медицины в Люденшайде музыкотерапия используется в предоперационный, самый стрессовый для пациентов период. Специальные музыкальные композиции снижают уровень содержания стрессовых гормонов в крови, ускоряет лечение. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о ее влиянии на психику, поведение и на здоровье. Неважно, в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние, так или иначе, является фактом. В настоящее время врачи обратили внимание, что музыка помогает больным скорее выздороветь. Он утверждает, что целительная сила музыки повышается осенью, помогая организму настроить организм на долгие российские холода. Влияние музыки на растения было отмечено ещё в древности. Так, в индийских сказаниях упоминается, что, когда бог Кришна играл на арфе, розы раскрывались прямо на глазах изумлённых слушателей. Во многих странах верили в то, что песенное или музыкальное сопровождение улучшает самочувствие и рост растений и способствует наиболее обильному урожаю. Но только в XX веке доказательства влияния музыки на растения были получены в результате опытов, проведённых в строго контролируемых условиях независимыми исследователями из разных стран.

Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль.

Ученых всегда волновал вопрос о том, как занятия музыкой способствуют воспитанию человека:

1. Занятия музыкой развивают у детей красивую и грамотную речь, способствуют преодолению скованности в речи. К таким выводам пришли учёные из Франции и Португалии после совместного исследования, результаты которого потрясли весь мир. Мозг музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества, которые отвечают за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи.

2. Занятия музыкой оказывают влияние на развитие математических способностей детей. Именно музыка позволяет развиться пространственному представлению и образному мышлению человека, учит логике построения, развивает способность цельного восприятия. Развивает литературные способности, многие дети начинают писать глубокие содержательные стихи.

3. Музыка учит ребёнка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь, следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Ребёнок, играющий, например «Осеннюю песнь» П.И.Чайковского и как бы видящий, в это время грустную картину осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять всё излагаемое учителем и от этого будет лучше запоминать.

4. Музыка помогает развить ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств. Музыка способна дать мощный толчок и раскрыть множество других способностей, заложенных в человеке.

5. Занятия музыкой влияют на мозг человека. Исследования показали, что мозг музыканта работает лучше, чем у других людей, при его работе чаще, чем у других, бывают задействованы оба полушария одновременно и одинаково активно. Мозг музыканта быстрее обрабатывает информацию. Это объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют двумя руками. Музыканты полнее используют творческий потенциал, отпущенный им природой.

6. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.

7. Музыка влияет на наш организм. Например, нервная система человека и мышцы способны усваивать ритм. Как часто мы начинаем приплясывать или, сами того не замечая, пристукивать пальцами при звучании ритмичной мелодии. А вот если включить спокойную и мелодичную музыку, биение сердца замедляется, дыхание становится более глубоким, а мозг успокаивается. Такое физиологическое влияние музыки на организм способно обеспечить усиление концентрации человека, повышение внимания и сосредоточенность.

8. Музыку используют для лечения заикания у детей, ведь, как оказывается, петь человеку намного легче, чем говорить. А если, например, грудной ребенок постоянно слушает музыку, он раньше остальных произносит свои первые звуки и слова, так как музыка сама стимулирует его шевелить язычком, активизируя при этом умственную деятельность и как бы побуждая к общению.

Глава 2. Влияние музыки на поведение одноклассников

2.1. Социологический опрос одноклассников

Цель анкетирования заключалась в том, чтобы проанализировать, как воспринимают школьники музыку разных направлений.

Результаты анкетирования

Таблица 1

Вопрос

Да

Нет

Не знаю

1.

Нравится ли тебе слушать музыку?

100%

-

-

2.

Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку?

85%

15%

-

3.

Нужна ли музыка в повседневной жизни?

85%

15%

-

4.

Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день?

85%

5%

10%

5.

Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека?

80%

5%

15%

Вывод: все ребята любят слушать музыку, большинство из них считает , что музыка нужна в повседневной жизни, соглашаются, что музыка влияет на организм человека.

2.2. Эксперимент «Влияние музыки на поведение одноклассников»

В эксперименте я попросила участвовать ребят своего класса – 20 человек.

Вначале было предложено самостоятельно замерить свой пульс, затем прослушать классическую музыку, и снова замерить пульс. Занести наблюдения в таблицу:

Таблица 2

Ситуации

Замер пульса в тишине

Замер пульса после

прослушивания классической музыки

Замер пульса после

прослушивания поп-музыки

Замер пульса

после

прослушивания рок-музыки

№1

82

85

   

№2

80

 

80

 

№3

83

   

95

Вывод: у большинства пульс не изменился, а у некоторых даже стал спокойнее. Впечатления детей: музыка светлая, чистая, спокойная, нежная.

На следующий день ребятам снова было предложено замерить свой пульс и прослушать популярную детскую песню «Мамонтёнок». Было заметно, как у всех приподнялось настроение, на лицах многих появилась улыбка, некоторые дети даже начали пританцовывать на местах. Затем снова замерили пульс. Результат занесли в таблицу.

Вывод: пульс незначительно участился, настроение стало лучше. Впечатления детей: музыка задорная, весёлая, лёгкая, хочется танцевать.

На третий день участники эксперимента опять начали с измерения пульса. И прослушали композицию тяжёлого рока.

Вывод: пульс участился на 15-20 ударов, поведение многих детей стало развязным, а некоторые дети просто затыкали уши во время прослушивания.

Впечатления детей: музыка давит на мозги, возбуждает, бесит, голова болит.

Далее было предложено, чтобы в течение одного дня в классе на переменах звучала классическая музыка, а в другой день – тяжелый рок.

Все учащиеся согласились, чтобы на переменах звучала классическая и современная музыка. От рок-музыки учащиеся отказались, так как у них ухудшалось настроение и самочувствие.

Вывод: проведенный нами эксперимент доказал, что музыка может влиять на поведение и настроение человека.

2.3.Социологический опрос взрослых

Мне важно было узнать мнение взрослых о том, считают ли они, что музыка влияет на состояние и развитие школьников вообще и как они оценивают влияние занятий музыкой на меня. Я взяла интервью у мамы, у двух педагогов музыкальной школы им.Игумнова и моего классного руководителя.

Моя мама, Ярышкина Екатерина Владимировна, считает, что музыка способствует развитию у меня чувства ритма, что способствует владению чёткой дикции. Постоянное исполнение ритмического рисунка мелодии, у меня развиваются математические способности. Я легко пишу диктанты на сольфеджио, улавливая высоту и длительность звука.

Занятия музыкой способствуют развитию у меня фантазии и воображения, что проявляется в сочинительстве сказок и стихов.

Мой учитель, Матвеева Людмила Николаевна считает, что посещение музыкальной школы для меня – это не только развитие музыкальных способностей детей, но и воспитание воли, характера, умения трудиться. Занятия музыкой приучают меня к ежедневному систематическому труду, воспитывают усидчивость и терпение, способствуют формированию мировоззрения, моральных качеств, эстетического вкуса, обогащают мой внутренний мир .

Игра на музыкальных инструментах помогает в усвоении правописания. Способность писать без ошибок зависит не только от знаний правил, овладению грамотным письмом иногда могут мешать нарушения пространственного восприятия. По статистике, 60 % школьников имеют довольно расплывчатые представления о таких понятиях, как право, лево, внизу, вверху. Маша, знающая азы игры на скрипке, этих затруднений не испытывает: она твёрдо усвоила, где правая, где левая рука. Благодаря ежедневному воздействию на мелкие мышцы кисти, у девочки установился правильный каллиграфический почерк.

Дети не могут выразить развёрнуто мысль при написании сочинения, организовать текст (разбить на абзацы, имеющие законченно смысловое содержание). Маша, как ребёнок, играющий на инструменте, умеющий делить на фразы музыкальное произведение, умеющий передать мысли композитора в звуке, легко справляется с этими задачами и в устной, и в письменной речи. Занятия музыкой развивают у детей красивую и грамотную речь, способствуют преодолению скованности в речи. Мозг музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества, которые отвечают за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи. Маша легко и выразительно читает незнакомый текст, передаёт подробно его содержание, высказывает своё мнение распространёнными яркими предложениями.

Занятия музыкой оказывают влияние на развитие математических способностей девочки. Именно музыка позволяет развиться пространственному представлению и образному мышлению человека, поэтому Маша умело выстраивает композицию рисунка. У ученицы развиваются литературные способности, она начала писать глубокие содержательные стихи и сказки.

Денисова Олеся Борисовна, учитель по вокалу музыкальной школы, считает. что занятия музыкой делают мир школьника ярче, богаче, а самого ребёнка –счастливее: ведь он умеет понимать, слышать то, что многие его сверстники услышать и понять не в состоянии.

4. Лукаш Альбина Борисовна, педагог по классу скрипки в музыкальной школе считает, что мир школьника, который занимается в школе искусств, богаче и прекрасней, его время чётко распланировано, каждый час заполнен какими-то занятиями. Его 24 часа вмещают гораздо больше, чем сутки ребёнка, который после школы мается от безделья, не зная чем себя занять.

Занятия музыкой влияют на мозг человека. Исследования показали, что мозг музыканта работает лучше, чем у других людей, при его работе чаще, чем у других, бывают задействованы оба полушария одновременно и одинаково активно. Мозг музыканта быстрее обрабатывает информацию. Это объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют двумя руками. Музыканты полнее используют творческий потенциал, отпущенный им природой. Эта способность наблюдается у Марии.

Занятия музыкой развивают у детей красивую и грамотную речь, способствуют преодолению скованности в речи. Мозг музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества, которые отвечают за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи.

Заключение

Скрипка один из самых сложных инструментов. Игра на скрипке требует кропотливого труда, усердия, терпения. Но результаты того стоят. У ребенка развивается не только слух, внимательность, но и музыкальный вкус. С детства в сознание ребенка закладывается любовь к классической музыке, любовь к творчеству. Я играю на скрипке с удовольствием, но это довольно трудно, потому что я должна быть внимательна и терпелива. Уроки музыки отнимают много времени. Но когда я слушаю волшебные звуки моей скрипки, я понимаю, что музыка украшает мою жизнь и отражает мои эмоции, помогает выражаться. И музыка – наилучший путь к жизненному успеху.

Я занимаюсь помимо занятий на скрипке еще и танцами. Танцую всегда на ведущих позицияхэто благодаря чувству такта, умению считать и двигаться под музыку, все это следствие работы на инструменте. Участвую в различных олимпиадах, занимаю призовые места. Участвовала не однократно в конкурсах чтецов, также получала призовые места. Не буду останавливаться на достигнутом и думаю, что игра на скрипке поможет открыть во мне еще больше талантов.

Я очень надеюсь, что смогу и дальше заниматься музыкой.

Дети, занимаясь игрой на скрипке, учатся чувствовать и передавать эмоции музыкального произведения. Занятия музыкой оказывают положительное влияние на моё развитие, на мою успеваемость в школе и в творчестве.

Считаю, что гипотезы полностью подтверждены.

Список использованных источников и интернет-ресурсов

Матвиенко Е.  Новинки нашего оркестра. «Музыкальный руководитель» №1 , с.14

Стоклицкая Е.  В.Борисовский – педагог. – М.:Музыка, 1984, с.51- 53

Тарасова К.  Развитие музыкальных способностей школьников.   «Музыкальный руководитель» № 1,2010 г., с.6

Ямпольский А.   К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей.М.

www.rognovsergey.ru

Приложение №1

Строение скрипки.

Приложение №2

Скрипка – значительная часть оркестра.

Квартет инструментов Шано (альт, виолончель и 2 скрипки).

Париж, 1819–1820 годы

Приложение № 3

Фантазии на тему скрипки

Русская ветвь Страдивари.

2.В 2007 году в Хуайнане было построено необычное здание - дом в форме

скрипки.

3.. Строх-скрипка представляет собой гибрид скрипки и трубы.

7.Скрипка-лебедь. Скрипка-лебедь - символ музыкального совершенства.

Приложение № 4

Великие создатели скрипки и композиторы

1.Николо Поганини 2. Иоганн Штраус

3.Андрэа Амати 4.Николо Амати

5.Антонио Страдивари

Приложение №5

Как правильно выбрать скрипку.

Как правильно выбрать скрипку среди множества инструментов? Красивые резные инструменты радуют глаз, однако, далеко не все из них могут поразить чистым ровным звучанием. Скрипку называют королевой оркестра, поэтому и к выбору ее следует подойти серьезно. В этой статье мы поделимся с вами полезными советами о том, как правильно выбрать скрипку.

Классическая деревянная скрипка подходит, как для начинающих музыкантов, учащихся и детей, так и для профессиональных скрипачей. Электроскрипка не подходит для обучения игры на ней, так как из нее очень трудно извлечь чистый ровный звук.

Размер

При выборе скрипки важен не только его музыкальный размер, но и весовые габариты инструмента. Иначе игра на неправильно подобранной скрипке может вызвать физический дискомфорт. Так, тяжелая скрипка может вызвать зажатость мышц и перекос постановки у начинающих музыкантов.

Чтобы правильно подобрать инструмент по размеру, скрипку ставят на левое плечо и вытягивают левую руку вперед без напряжения. Головка скрипки должна свободно располагаться в ладони и доходить до ее середины, а левая рука – без напряжения обхватывать завиток скрипки.
Смычок

Смычок, как и скрипка, имеет свой размер. Для взрослых изготавливается смычок размером 4/4. Бывают также взрослые смычки размером 7/8, который на несколько сантиметров короче обычного. Также бывают смычки размером 1/32, 1/16, 1/10, 1/8, 1/4, 2/4. Чаще всего это ученические, то есть, детские смычки.

При выборе смычка необходимо его тщательно осмотреть на предмет трещин. Если же вы обнаружили трещины на смычке, его покупать нельзя. В ненатянутом состоянии трость смычка должна касаться волоса, то есть, наблюдается сильный его прогиб. Волос смычка должен быть натуральным, то есть, конским. Цвет желательно белый. Черная синтетика годится только для начального этапа обучения. Чтобы проверить винт, сильно натяните волос до выпрямления трости и отпустить. При этом винт должен легко вращаться, а резьба – остаться на месте.

Чтобы проверить качество смычка, сильно натяните волос до выпрямления трости и слегка ударьте по ладони. При этом смычок не должен резко отскакивать или оставаться на месте. Смычок также не должен ослаблять свое натяжение после нескольких повторных ударов. При выборе смычка проверьте его вес, упругость и прямоту. Для проверки прямоты смычка, посмотрите вдоль его трости, вам не должно быть видно поперечного искривления. Если вы обнаружили даже малейшее искривление, не берите такой смычок, так как он быстро выйдет из строя и не даст извлечь красивого звука из скрипки.

 

Приложение № 6

Советы по уходу за скрипкой

1.Чтобы скрипка прослужила долго и исправно, за ней необходим бережный уход. Необходимо хранить и переносить инструмент в плотном футляре. Чтобы внутри футляра не завелись клещи, которые поедают конский волос на смычке, необходимо положить вовнутрь гвоздику. Также желательно приобрести специальный мешочек из шелковой ткани для хранения в нем скрипки.

2.Хранить скрипку необходимо при комнатной температуре. Скрипка не любит сквозняков и перепадов температур. Поэтому скрипку необходимо держать подальше от батарей и окон, так как древесина может быстро рассохнуться.

3.Перед каждой игрой необходимо наносить канифоль на внешнюю сторону конского волоса смычка. Пыль от канифоли необходимо вытирать с поверхности инструмента, чтобы она не въедалась в скрипку и не оставляла грязевых разводов. После игры на скрипке нужно расслабить смычок, чтобы конский волос слегка провисал.

4.Нельзя браться за скрипку и смычок жирными или грязными руками.
Нельзя доставать скрипку из футляра сразу после того, как вы занесли инструмент с улицы. Необходимо подержать скрипку в футляре в помещении 15-20 минут, чтобы она привыкла к комнатной температуре. Если на инструменте скопилась влага после того, как вы достали его из футляра, необходимо тщательно протереть скрипку.

Приложения №7

Анкета для одноклассников

1. Нравится ли тебе слушать музыку?

2. Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку?

3. Нужна ли музыка в повседневной жизни?

4. Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день?

5. Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека?

6.Какая музыка вам больше нравится (подчеркни): классическая, поп-музыка, рок-музыка?

Приложение № 8

Сказкао скрипачах и скрипке

Сказка про Скрипку и Девочку

Однажды мама принесла домой небольшой красивый футляр. Она позвала Аню:

- Открой, пожалуйста, и познакомься с гостьей.

Ане было очень любопытно, и она поскорее с маминой помощью открыла футляр. Внутри была маленькая скрипочка!

Скрипочка спала, а когда футляр открыли — начала потихоньку просыпаться.

- Здравствуй, Скрипочка, — тихонько сказала Аня. Тихонько, потому что, когда кто-то просыпается, не надо его торопить.

Скрипка потянулась и приподнялась.- Здравствуйте, — сказала она неслышно.

- Приятно познакомиться, Скрипочка! Теперь мы будем вместе учиться музыке, — сказала Аня.

- Да? Я очень рада! Только я пока ничего не умею, — ответила Скрипочка.

- Зато я уже начала учиться:  мне даже рассказали, как тебя правильно держать, и я тебе помогу, — поддержала её Аня.

Мама обратилась к Скрипке:

- Дорогая гостья, расскажи нам о себе.

- Хорошо. Только знаю я очень мало. Нас долго мастерят, и всё это время мы словно бы спим. Потом нас продают, а мы продолжаем спать. Если нас купит тот, кто по-настоящему хочет играть на скрипке — мы просыпаемся. А если нас купит надоелец — то мы можем так никогда и не проснуться.

- А кто такой надоелец? — Заинтересовалась Аня.

- Это тот, кому всё быстро надоедает. Говорят, нам для того, чтобы зазвучать, нужно много времени, внимания, занятий. И вот, если человек — надоелец, он очень быстро говорит: «Надоело!» и откладывает скрипку в сторону. Тогда скрипка долго лежит и спит, иногда и по 100 лет.

Когда меня ещё только мастерили, я в своих снах мечтала, чтобы мой владелец любил музыку и  не был надоельцем. А вы любите о музыку?

- Да, — в один голос ответили Аня и мама.

- Я буду стараться, — сказала Аня.

- А если тебе будет иногда трудно, ты не превратишься в надоельца?

- Нет!

- Как хорошо! Тогда мы будем вместе учиться, — улыбулась Скрипка.

- А чем угостить тебя, маленькая Скрипочка?

- Давайте послушаем вместе с вами красивую музыку! Тогда у нас с вами сразу прибавится сил.

- Давай! А я ещё хочу спросить у тебя, — сказала Аня, — а что ты будешь делать в перерывах, когда я буду спать, гулять, играть или заниматься чем-то другим?

- Я буду расти. Внешне я так и останусь маленькой скрипочкой. Но ведь я теперь знаю, что есть человек, с которым мы будем вместе играть музыку — это ты, Аня. Теперь я буду думать о тебе, стараться тебя понять, настраиваться на твой характер. А когда я это делаю — я внутри расту!

- А как мы узнаем, растёшь ты или нет — ведь ты же останешься маленькой? —  Спросила мама.

- А нам с Аней будет всё приятнее вместе играть, потому что мы будем понимать друг друга. Аня это очень хорошо почувствует, поверьте. Она сама будет вам рассказывать. Когда человек старательно учится, а скрипка внутри растёт — тогда и говорят: «Ах, это настоящая музыка души!»

- Как я рада, что ты у меня теперь есть! — Воскликнула Аня. А мама предложила:

- Давайте устроим скрипичный завтрак! Ведь всё только начинается, надо подкрепиться!

И они включили музыку.P. Sarasate. Gypsy Airs

***

Б. Заходер. Скрипач

У меня сосед — скрипач,

Да какой еще!

Хоть плачь!

Он недавно въехал к нам.

Он тоже мальчик.

Толя.

Учится в какой-то там

В музыкальной школе.

Я звал его играть в футбол,

А он, конечно, не пошел:

«Я занят, к сожалению,

Готовлюсь к выступлению».

Чего и ждать от скрипача!..

Боится он небось мяча!

Да хоть бы он умел играть

На своей скрипучке!

Играл бы, что ли, всякие

Хорошенькие штучки,

А то он пилит целый день

Одну и ту же дребедень.

Идешь еще по лестнице,

И слышится вдали:

«Тили-пили, тили-пили,

Тили-пили-пили…»

— Что он там пилит, наш сосед?

Спрашиваю маму.

— Он не пилит, — был ответ, -

А играет гамму. -

Тут мама стала объяснять,

Что надо упражняться,

Что я бы, чем мячи гонять,

Мог тоже позаняться,

Что без ученья нипочем

Не станешь даже скрипачом.

В общем, из-за этих гамм

За уроки сел я сам.

Я ему за эти гаммы

Как-нибудь еще задам!

А на днях билет мне дали

На концерт в Колонном зале.

Был замечательный концерт!

Я не скучал нисколько.

Вдруг,

Совсем уже в конце,

Выходит этот Толька.

В костюмчике

С воротничком,

Со скрипочкой

И со смычком…

Я

Затрясся прямо:

Сейчас

Начнется

Гамма!

— Давай скорее уходить, -

Толкаю я соседа, -

А то он как начнет зудить -

Не кончит до обеда!

— Ти-и-ше! — сзади закричали.

Я и встать-то не успел.

Слышу, тихо стало в зале.

Кто-то, слышу, вдруг запел.

Неужели это скрипка?

Тут какая-то ошибка!

Я смотрю на сцену -

Нет, ошибки нет!

Там стоит со скрипкой

Толя, мой сосед!

Играет, не боится!

А ведь кругом народ…

Скрипка, словно птица,

Поет, поет, поет…

И вдруг она умолкла,

А зал загрохотал!

Я как крикну:

— Толька!

Ну что ж ты перестал?

Сосед толкнул меня плечом:

— Ты что, знаком со скрипачом? -

И я ответил с торжеством:

— Да мы же вместе с ним живем!

Домой нам было по пути.

Он дал мне

Скрипку понести!

Приложение № 9

Интервью у педагогов

Просмотров работы: 872