Введение
Знаете ли вы, какую огромную пользу нашему здоровью и настроению приносят живые растения в школе?
Многочисленные исследования доказывают, что растения и некоторые другие природные элементы могут снять стресс, чувство тревоги, раздражения и густи.
Достоверным фактом является и то, что растения благотворно влияют на микроклимат помещений. Комнатные растения поглощают вредные для здоровья человека примеси воздуха, нейтрализуют их, увлажняют воздух и обеззараживают его.
Различные социальные исследования подтвердили, что растения обеспечивают комфортные условия для работы, делают менее заметным ее монотонный и однообразный характер, снимают переутомление.
Давайте рассмотрим некоторые свойства комнатных растений:
Свойства растений |
Результат воздействия |
Очищают воздух от токсических веществ Повышают производительность и безопасность труда Оптимизируют влажность воздуха Убивают вирусы и бактерии Снижают вредную ионизацию воздуха и ЭМИ Защита от шума Создают уют в помещении |
Чистый и свежий воздух в помещении Снижение уровня заболеваемости Снятие нервного напряжения, усталости Повышение концентрации внимания Повышение настроения, снижение стрессов |
Исследования, проводимые в Голландии и Дании, доказали, что существует взаимосвязь интерьера помещения и настроения людей, которые там находятся более четырех часов. Если в этих интерьерах преобладали так называемые «позитивные» растения – настроение людей заметно улучшалось. В чем причина этого? Да в том, что растения создают более яркую и радостную атмосферу и повышают качество вдыхаемого воздуха.
Итак, растения влияют не только на наше здоровье, но и настроение и психическое (эмоциональное) состояние. В нашей школе много разных растений – и мы решили установить, как они влияют на наше эмоциональное состояние учащихся. Для этого мы провели подсчет и установили самые распространенные растения в школьных кабинетах и рекреациях.
Наиболее распространенными растениями оказались:
Бегонии
Нефролепис
Сансивиерия
Традесканция
Хлорофитум
Некоторые из этих растений называют «докторами на подоконнике», а вот как они могут повлиять на наше настроение и успеваемость? Это я и решил установить.
Проблема: многочисленные исследование доказывают, что растения не только улучшают качество воздуха в помещениях, но и влияют на эмоциональное состояние людей, а значит и на настроение, и на работоспособность; для учащихся работоспособность связана и с успешностью обучения, качеством знаний и оценок.
Цель: установить влияние наиболее распространенных растений в школе на настроение учащихся.
Задачи: выявить наиболее распространенные растения в школе, определить их систематическое положение, установить влияние этих растений на психо-эмоциональное состояние учащихся, выработать рекомендации по размещению растений в различных помещениях школы, создать презентацию, ознакомить с результатами исследований учеников, учителей и родителей.
Бегония королевская
Родина: Тропические леса разных материков
Влияние на здоровье: вещества, которые выделяет бегония, особенно благоприятно влияют на состояние дыхательных путей, способствуют улучшению их состояния и препятствую развитию хронических заболеваний бронхов.
Влияние на эмоциональное состояние: бегония полезна для медлительных людей, для тугодумов и тех, кто не умеет принимать решения быстро. Существует мнение, что Королевская Бегония развивает красноречие, помогает быстрей формулировать фразы, помогает преодолеть человеку страх в общении. Посредством тонкого влияния этого растения человек начинает чувствовать в себе силы побеждать неприятеле одним только словом… Обратите внимание на этот цветок учителя, журналисты, неуверенные и робкие ученики!
Нефролепис возвышенный
Родина: тропические леса разных регионов
Влияние на здоровье: благотворно влияет на верхние дыхательные пути., способствует профилактике заболеваний суставов, (особенно мелких- пальцев рук и ног).
Влияние на эмоциональное состояние: полезен папоротник тем, у кого много нереализованных желаний, кто стремится скорей достичь желаемого.
Папоротник помогает, не разбрасывая силы, сконцентрироваться на главном.
Под тонким влиянием этого растения те, кто предпочитал попереживать над этой проблемой, начинают задумываться, а у тех, кто привык подходить к вопросам рационально, просыпаются чувства. Папоротник даст более полное восприятие жизни как эмоциональным, впечатлительным, так и рациональным людям, воспринимающим мир умом. Папоротник хорошо иметь тем, кто занимается интеллектуальной деятельностью, кому приходится много думать. Благодаря папоротнику человек, размышляя, быстрее находит решения.
Сансевиерия
Родина: Африка
Влияние на здоровье: повышает адаптационные способности организма, сансевиерия бережет от простуд, недомоганий и общей слабости при смене атмосферного давления, влажности, и температуры воздуха.
Влияние на эмоциональное состояние: сансевиерия помогает преодолеть лень и отдаться изучению наук, причем она ускоряет процесс обучения чему-либо, что делает ее полезной для тугодумов и людей с «дырявой памятью». Это растение поможет всегда, когда есть проблемы с обучением. Оно обладает и еще одним свойством, необходимым живущим в тесноте людям. Это на редкость неприхотливое растение, дает человеку силы получить образование в любых, самых неблагополучных условиях.
Сансевиерия бережет ваши нервы и приспосабливает вас к любым трудностям, связанным с обучением.
Сансевиерия может быть талисманом-оберегом, как для учеников, так и для учителей. Последним, это растение дает силу уверенно вести ученика сквозь дебри невежества к свету науки.
Традесканция
Родина: Северная и Южная Америка
Влияние на здоровье: это растение полезно иметь в домах, обитатели которых имеют проблемы с легкими, бронхами или суставами. Традесканция бережет нас от воспалений дыхательных и мочевыводящих путей.
Влияние на эмоциональное состояние: солнечная традесканция приносит человеку радость, развивает чувство юмора, помогает смотреть на трудности с улыбкой и весело выполнять любую работу. Если вы забыли, когда в последний раз смеялись от души – посадите дома традесканцию.
Подмечено, что в неблагоприятной зоне помещения, растение бледнеет, чахнет, а ее целебные свойства слабеют. В таких местах вашего дома не должно быть рабочего стола, и тем более кровати.
Хлорофитум хохлатый
Родина: Африка
Влияние на здоровье: это одно из самых полезных комнатных растений, способное нейтрализовать вредные и даже ядовитые вещества в воздухе помещений: соединения серы, азота и формальдегиды, которые образуются при сжигании бытового газа. Кроме того, хлорофитум отлично увлажняет воздух и «собирает» на листья бытовую пыль. Все это значительно улучшает микроклимат в помещении, где находится это растение.
Влияние на эмоциональное состояние: хлорофитумы защищают атмосферу от несдержанных и вспыльчивых поступков, развивают в человеке терпимость, и в то же время, развивают в нем целеустремленность. По некоторым данным, размещение этого растения в столовых может удержать от переедания.
Выводы и рекомендации
Комнатные растения не только красивы, не только приятно пахнут, они защищают от шума, регулируют влажность воздуха, очищают его от ядовитых веществ, а еще благоприятно влияют не только на наше тело, но и душу.
Учитывая особенности воздействия наиболее распространенных растений на настроение учащихся, мы можем сделать следующие выводы:
бегонию королевскую лучше разместить в кабинетах иностранного и русского языков, биологии, географии, истории;
нефролепис можно разместить во всех рекреациях, библиотеке, учительской, кабинетах математики;
сансевиерию хорошо бы разместить не только во всех помещениях школы, но и дома у учеников;
хлорофитум лучше разместить в рекреациях, столовой, кабинетах технологии и информатики.
Чтобы нас могли радовать растения за ними, конечно же, необходимо ухаживать, помнить, что рядом с нами удивительные живые создания, от которых зависит и наше настроение, и даже успехи в учебе.
Все, что мы делаем для растений, в конечном итоге, мы делаем для себя. Иначе говоря, с любовью обращаться с растениями, окружать их заботой, ухаживать за ними – это благо для нас самих. С особенностями ухода и размещения растений можно ознакомиться в «Школьном определителе растений», выполненном учащимися нашей школы.
Список литературы:
1.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. - М.: Агар,2009.
2.Воронцов В.В. Комнатные растения. – М.: Фитон, 2015.
3. Плешаков А.А. Атлас-определитель. - М.:Просвещение,2018.
4.Титова К.Д. Определитель комнатных растений. – М.:А-Стрель, 2015.
5.Филиппова И.А. Лечебные свойства комнатных растений. – М.: Весь, 2018.