Введение
Обоснование актуальности темы исследовательского проекта
По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), 92% людей во всем мире неправильно чистят зубы, следовательно, взрослые неправильно учат чистить зубы и своих детей. Детская ротовая полость имеет существенные отличия от полости рта взрослого, а значит, и гигиена зубов тоже отличается. Стоматологи советуют обращать внимание на строение молочных зубов, особенно на первые моляры. Прорезываются они быстрее других и часто поздно освобождаются от «капюшона», который служит местом скопления зубного налета. Кроме того, именно в детском возрасте вероятность возникновения кариеса близка к 100%. Это связано с неспособностью детского организма противостоять бактериям, со строением и уязвимой структурой самого зуба и с другими факторами.
Кроме того, у ребёнка 7-10 лет по-прежнему недостаточно умения и ответственности для самостоятельного и качественного выполнения процедуры чистки зубов. Задача родителей всячески мотивировать своих детей и контролировать процесс гигиены.
Видимо, именно это и побудило моих родителей сделать мне нужный и полезный подарок – электрическую зубную щётку. Меня же заинтересовал вопрос: действительно ли электрическая зубная щётка эффективнее обычной, или это просто модный и интересный гаджет? Именно это я и решил проверить в ходе своего исследования, которое считаю своевременным и актуальным.
Гипотеза
Использование электрической зубной щётки существенно улучшает качество ухода за зубами.
Объект исследования:электрическая и обычная зубные щётки.
Предмет исследования: наличие остаточного зубного налёта после чистки зубов обычной и электрической щётками.
Цель исследования:
Изучить преимущества электрической зубной щётки
4
Сравнить количество остаточного зубного налёта после чистки зубов обычной и электрической щётками
Задачи исследования:
Изучить историю появления зубной щётки, как средства гигиены полости рта;
Выяснить, какими преимуществами обладают электрические зубные щётки;
Провести эксперимент и определить количество остаточного зубного налёта после чистки обычной и электрической щётками;
Сравнить полученные данные и сделать вывод по результатам исследования.
Методы исследования:
Метод сбора информации из первоисточника (книги, интернет-ресурс), анкетирование;
Метод анализа и обобщения полученных данных;
Метод эксперимента;
5
Подготовка к исследованию
На данном этапе мы определили цель и задачи исследования, собрали и изучили информацию об истории возникновения зубной щётки, механизмах появления зубного налёта и зависимости здоровья зубов от гигиены полости рта. Совместно с учителем мы определили способ реализации исследования – эксперимент.
Исторические сведения
История зубной щетки начинается с давних времен. В процессе раскопок археологи множество раз находили приспособления человечества, используемые для очищения зубов. В самом начале для чистки зубов люди применяли простые палочки, один конец которых был заострен, а другой размочален. Острый кончик был нужен для того, чтобы очищать рот от остатков пищи (принцип зубочистки), а налет с зубов помогал снимать второй край (грубые волокна дерева), который надо было жевать.
О первых таких зубочистках стало известно после нахождения их в гробницах Египта. Некоторые народы и по сей день чистят зубы таким образом. В основном это племена, территория проживания которых — современная Африка. Изготавливают такие палочки чаще всего из коры сальвадоры, которая обладает свойствами убивать микробы и укреплять десны. Также, зубочистками пользовалось население Древнего Китая, Индии, Ирана. Для их изготовления применяли мастиковое дерево, бронзу и золото.
Впервые упоминания о современной щётке можно встретить в летописях IV- III столетий до н. э. В то время это были зубные веники, созданные из расщепленных веточек.
При царе Иване Грозном пользовались палочками, на кончиках которых крепились пучки щетины, называли их – зубные метлы. При Петре I щётку царским указом велено было заменить тряпочкой и щепотью толчёного мела. В деревнях же по-прежнему зубы натирали берёзовым углём, который отлично отбеливал зубы.
6
Появление первой зубной щётки приходится на июнь 1498 года. Родиной ее считается Китай. Ручки для щёток делали из бамбука или кости, а для изготовления щетинки — брали свиную шерсть, которая становилась жёстче при холодном климате. Поэтому, когда щётка «прибыла» в Европу, ее материал не особо понравился жителям этих стран. Европейцы отдали предпочтение конскому волосу, который и стали применять в изготовлении своих щёток.
После выдвинутого предположения Луи Пастером о том, что причиной многих болезней могут стать болезнетворные микробы, для которых влажность, остававшаяся на натуральной щетине — это благоприятная среда для развития, было решено, что для здоровья зубов пользоваться ими довольно-таки небезопасно. Как вариант, стоматологи предлагали ежедневно кипятить зубные щётки, тем самым обеззараживая их, но от этой процедуры щетина быстро изнашивалась и щётка приходила в негодность.
В 1937 году на замену натуральной щетине пришли синтетические волокна. Слишком жёсткие поначалу, они ранили десны, и поэтому подверглись усовершенствованию (1950 год).
В 1939 году в Швейцарии была создана первая щётка, работающая от электричества, но в продаже она смогла появиться только лишь в 60-е годы. Однако, в отличие от современных устройств, та щётка в процессе использования «била» человека током. Появление устройства, питающегося не от сети, а от встроенного аккумулятора приходится на 1961 год. Зубная щётка с крутящейся головкой появляется чуть позже.
Говоря о технологии по производству зубных щёток, можно сказать, что одна разработка опережает другую. Так сотрудникам фирмы Panasonic пришла в голову идея о создании щетки с видеокамерой, чтобы дать возможность пользователю видеть все труднодоступные участки и хорошенько их почистить. По данным статистики, между 1963 и 1998 годом было запатентовано более 3000 моделей зубных щеток!
7
В январе 2003 года американцы назвали зубную щётку изобретением номер один в списке тех, без которых они не смогли бы прожить (Приложение 1).
Зубной налёт и его влияние на здоровье полости рта
Зубной налёт - это наслоение на эмали различных веществ: от остатков пищи до микробов. Именно они являются главной причиной нехорошего запаха и более серьезных последствий.
Несколько интересных фактов о зубном налёте:
Он локализуется как на зубах, так и на пломбах.
Его состав на верхних и нижних зубах отличается. На верхних концентрируются бактерии, которые чаще вызывают кариес.
Если своевременно не почистить зубы, число бактерий возрастает. В течение первых 3-4 часов после гигиены рта содержание бактерий составляет несколько десятков тысяч на 1 грамм, а вот через несколько суток – уже сотни миллиардов.
В чем опасность зубного налёта?
Все воспалительные процессы во рту начинаются как раз с безобидных отложений. Их несвоевременное удаление может привести к поражению эмали и воспалению дёсен. Твердые отложения формируют зубной камень, который приводит к ряду серьезных проблем.
Патогенные микробы, содержащиеся в налёте, начинают разрушать соединения между дёснами и зубами, оседают в них и приводят к расшатыванию зубов. Плохая гигиена ротовой полости – одна из причин заболеваний внутренних органов. Всасываясь в кровь, вредоносные бактерии распространяются по системе кровообращения.
Особенно опасно, если они проникают в органы: почки, легкие. Продукты распада бактерий снижают иммунитет и приводят к хроническим заболеваниям.
8
Механизм появления
Образование нетвердого зубного налёта – нормальный и беспрерывный процесс, проявляется он у всех: и у детей, и у взрослых. Во рту всегда
присутствуют микроорганизмы, и даже после интенсивной чистки или полоскания часть их остается.
Бактерии, содержащиеся в слюне, выделяют особые соединения, с помощью которых прикрепляются к эмали. В итоге образуется мягкий налёт, толщина которого увеличивается по мере скопления на нем частиц пищи и
других соединений. Если вовремя не снять зубной налёт, он становится твёрдым, превращаясь в зубной камень.
3 этапа образования налёта на зубах
1. Длится 3-4 часа после чистки зубов. Микробы, которые остались в ротовой полости, начинают размножаться и ко второй стадии их число достигает около 1 миллиона.
2. Длится 4-7 часов после чистки. Микробы начинают скапливаться на поверхности зубной эмали, образуя мягкий слой. К концу периода их число возрастает в 10 раз.
3. Через 7 и более часов после гигиены рта налёт можно увидеть на зубах. В нем преобладают микробы, которые выделяют вещества, разрушительные для зубной эмали.
Значение регулярной и качественной чистки зубов переоценить сложно. Главная опасность налёта – его быстрое превращение в зубной камень, который в домашних условиях удалить почти невозможно.
Виды зубного налёта
Жёлтый и белый
Самые безобидные и простые в удалении. Жёлтый налёт мягкий, образуется каждый день, в основном после еды, на корнях зубов. Достаточно почистить зубы хорошей пастой, чтобы от него избавиться.
9
Опасности в жёлтых отложениях на эмали нет: главное своевременно их удалять.
Белый налёт формируется во время сна. Поэтому так важно чистить зубы утром.
Коричневый
Для него характерен тёмный оттенок. Причина образования – окрашивание светлого налета красителями, содержащимися в кофе, чёрном чае. В этих продуктах есть красящие частицы, которые «липнут» к естественному светлому налёту и окрашивают его. Для удаления тёмного зубного налёта эффективны отбеливающие пасты и профессиональная чистка у стоматолога.
Чёрный
Такой зубной налёт часто образуется у детей. Является признаком заболеваний пищеварения, грибковых инфекций ротовой полости, паразитов в кишечнике. С гигиеной он никак не связан: чтобы убрать налёт, нужно устранить причину его появления.
Чернота на зубах у взрослых может появляться из-за наличия медных протезов, вредных привычек, несоблюдения гигиены.
Электрическая или классическая?
Сейчас в магазинах огромный выбор ручных и электрических зубных щёток. Мы решили выяснить, какие из них лучше, по мнению стоматологов.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выделить недостатки и преимущества каждой из них.
Недостатки
Классические щетки
Требуется немало времени и навыков для полного очищения зубов от налета.
Плохо очищают труднодоступные участки.
Сложно регулировать степень давления.
10
Электрические щетки
Один из главных недостатков электрических зубных щеток – высокая цена.
К некоторым щёткам тяжело найти сменные насадки.
Нужна регулярная подзарядка.
Подходят не всем, нужна консультация стоматолога.
Преимущества
Классические щетки
- Низкая цена.
- Наличие поверхности для чистки языка.
Электрические щетки
Лучше очищают зубы. (Для сравнения: обычной щёткой мы делаем примерно по 10 очищающих движений на каждом зубе, а электрической до нескольких тысяч. )
Справляются с чисткой труднодоступных участков.
Есть датчик давления. Он помогает не допустить травмы дёсен и зубной эмали.
Помогают укрепить дёсны (в процессе чистки щетинки соприкасаются с ними, делая своеобразный массаж).
В большинстве щёток есть таймеры, показывающие, сколько времени нужно уделить конкретному зубу.
С их помощью легче привить ребёнку навык чистки зубов, так как электрические щётки вызывают у детей интерес. Многие производители электрических щёток выпускают дополнительные приложения для смартфонов и планшетов, которые
можно скачать в виде игр. Там же встроен электронный дневник чистки зубов, напоминающий, что пора почистить зубы.
При наличии разных насадок одной щёткой может пользоваться вся семья. А если аккуратно обращаться со щёткой, то она прослужит от пяти до десяти лет.
11
В насадки встроены индикаторные щетинки. Как только щетинка изменила цвет, нужно поменять насадку.
Экономно расходуют зубную пасту.
Изучив перечисленные преимущества и недостатки, я сделал вывод, что, несмотря на высокую стоимость, электрические щётки предпочтительнее классических. Особенно в тех случаях, когда нужно привить навык чистки зубов детям.
Проведение исследования
Проверим мои выводы практическим путём. Для этого проведём эксперимент.
Чтобы понять, насколько тщательно мы чистим зубы, используем средства для выявления зубного налёта. Они продаются в аптеках в виде таблеток, содержащих пищевые красители, либо в виде специальных растворов, которые также содержат пищевые красители. Нужно разжевать таблетку, прополоскать рот раствором или нанести его на зубы ватной палочкой. Налёт, который есть на зубах, окрасится. Причём современные средства по степени интенсивности окраса позволяют определить, сколько дней налёту – сегодняшний он или накопился за несколько дней. Таким образом, можно увидеть, в каких местах чаще всего зубы остаются плохо очищенными.
Для эксперимента нам понадобилось:
ручная зубная щётка в соответствии с возрастом
электрическая зубная щётка в соответствии с возрастом
зубная паста в соответствии с возрастом
ватные палочки
индикатор зубного налёта – метиленовый синий (водный раствор 1%)
12
Ход эксперимента (Приложение 2):
Утренняя гигиена полости рта обычной зубной щёткой.
Спустя 6 часов ватной палочкой нанесём на поверхность зубов индикатор зубного налёта.
Вечерняя гигиена полости рта обычной зубной щёткой.
Утренняя гигиена полости рта электрической зубной щёткой.
Спустя 6 часов ватной палочкой нанесём на поверхность зубов индикатор зубного налёта.
Сравнение полученных результатов.
Заключение:
В ходе проведения эксперимента мы выяснили, что количество остаточного зубного налёта после чистки зубов электрической зубной щёткой существенно меньше, чем при чистке обычной щёткой. А, используя электрическую зубную щётку совместно с электронным приложением для смартфона, мы чистим зубы более качественно благодаря таймеру и дневнику чистки. Таким образом, в ходе исследования мы доказали нашу гипотезу, что использование электрической зубной щётки существенно улучшает качество ухода за зубами.
Считаю, что результаты проведённого нами эксперимента будут интересны моим одноклассникам и могут быть практически применены на уроках ознакомления с окружающим миром, а также в качестве памятки по уходу за полостью рта. Этот вывод был сделан по результатам опроса учеников моего класса (Приложение 3), который показал, что все ребята заботятся о чистоте своих зубов, чистят зубы 2 раза в день, пользуются классическими детскими зубными щётками, но очень хотели бы узнать об электрических зубных щётках.
Конечно же, выбор зубной щетки – сугубо индивидуальное дело. Главное, о чем нужно помнить каждому из нас: чем тщательнее мы чистим зубы и ухаживаем за полостью рта, тем меньше проблем с ними у нас будет возникать.
13
А у меня появился собственный девиз в борьбе за здоровье зубов:
Чтоб количество микробов
Не было критическим,
Я вступаю с ними в бой
Щёткой электрической!
14
Литература:
Веччионе Г. Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов. – М.: Астрель, АСТ, 2004.
http://istoriz.ru/zubnaya-shhetka-istoriya-izobreteniya.html
http://koffkindom.ru/preimushhestva-elektricheskix-zubnyx-shhetok.htm
https://rocs.ru/blog/zubnoy-nalet/
https://roskachestvo.gov.ru/press/articles/stoit-li-menyat-obychnuyu-zubnuyu-shchetku-na-elektricheskuyu/
https://www.oralb-blendamed-institute.ru/ru-ru/blendamed-institute/oral-b-elektricheskiye-zubnyye-shchetki/vybor-elekticheskoi-zubnoy-shchetki
https://www.startsmile.ru/detskaya-stomatologiya/gigiena-polosti-rta-u-detey/
http://zubki2.ru/gigiena-polosti-rta/dlya-detey.html
15
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис. 1 Первая зубная щётка
Рис. 2 Древние египтяне серьезно подходили к вопросу гигиены ротовой полости
Рис. 3 Зубная щётка 18 века
Р ис. 4 Зубная щётка с натуральной щетиной
16
Р ис. 5 Зубная щётка с синтетической щетиной
Р ис. 6 Первая моторизированная зубная щётка
Р ис. 7 Современная электрическая щётка
17
Р ис. 8 Памятник зубной щетке в немецком городе Крефельд
18
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис. 1 Мои зубные щётки и паста
Рис. 2 Принадлежности, необходимые для эксперимента
19
Рис. 3 Первый этап эксперимента – чистка зубов обычной зубной щёткой.
Рис. 4 Второй этап эксперимента – нанесение индикатора зубного налёта спустя 6 часов после чистки.
20
Рис. 5 Третий этап эксперимента – чистка зубов электрической зубной щёткой.
Рис. 6 Четвёртый этап эксперимента – нанесение индикатора зубного налёта спустя 6 часов после чистки.
21
Рис. 7 Итог эксперимента –сравнение полученных результатов.
Рис. 8 Индикатор налёта, нанесённый на зубы до чистки зубов.
22
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вопрос |
Да |
Нет |
Чистишь ли ты зубы? |
||
Ты чистишь зубы 2 раза в день? |
||
Знаешь ли ты, что существуют разные зубные щётки? |
||
Ты пользуешься обычной зубной щёткой? |
||
Ты пользуешься электрической зубной щёткой? |
||
Ты хочешь узнать подробнее об электрической зубной щётке? |
Вопрос п/п |
Да |
Нет |
1 |
20 |
- |
2 |
20 |
- |
3 |
20 |
- |
4 |
19 |
1 |
5 |
1 |
19 |
6 |
20 |
- |