ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и значимость темы работы.
Принимая ванну перед сном, я задумалась. У меня возникли вопросы. Существовало ли мыло в древности? Пользовались ли шампунем? И вообще, как всё обстояло на самом деле?
Каждое утро мы умываемся. Моем руки с мылом по нескольку раз за день. И даже не догадываемся, чем же мылись наши предки? Как часто они это делали? Да и мылись ли вообще?
Мама рассказала мне, что, конечно же, древние люди мылись, только не было таких моющих и чистящих средств как сейчас, а пользовались тем, что доступно, что есть под рукой.
С некоторыми средствами я знакома, например, песок, глина, мыльный корень (мыльнянка). Мы их используем, когда отдыхаем на природе. Но из сказок мне известно, что русские девушки всегда отличались румянцем на щеках, длиной косой и красивыми нарядами. Так как же они могли при помощи обычной глиной или песка наводить чистоту в доме, ухаживать за телом, волосами, стирать одежду?
Я решила провести исследование.
Цель работы:
В этой работе я поставила перед собой цель - выяснить: действительно ли щёлок обладает хорошими моющими свойствами и сообщить о результатах исследования своим сверстникам.
Задачи:
Передо мной стояли задачи:
Изучить научно-познавательную детскую литературу, интернет- источни-
ки, чтобы узнать больше о гигиене наших предков.
Получить щёлок опытным путём в домашних условиях.
Выяснить: действительно ли щёлок обладает хорошими моющими свойствами.
Проанализировать полученные результаты, сделать выводы, сопоставить
с гипотезой, сообщить о результатах исследования своим сверстникам.
Гипотеза:
Имея поверхностные знания в данном вопросе, у меня возникла гипотеза, что в древности люди неспроста пользовались щёлоком, это средство обладает хорошими моющими свойствами.
Методы исследования.
Чтобы выполнить данную работу, я обратилась в детскую библиотеку, прочитала много статей из научно-познавательных книг для детей. Проделала кое-какие опыты, чтобы понять, какими образом можно получить желаемое моющее средство, удостовериться в его моющих способностях. Обратилась за разъяснениями к специалисту.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Обзор литературы.
1.1. Чем мылись наши предки? Как часто? И мылись ли вообще?
Я решила подробно узнать о гигиене наших предков. Как оказалось, история гигиены – это история борьбы человека за выживание. Несмотря на то, что враг на этой войне настолько мал, что даже не видим глазу, ни один раз человечество едва не было побеждено, и стояло на грани вымирания от страшных эпидемий. Главной причиной эпидемий служила антисанитария. [4]
В Средние века в Европе любое прикосновение к телу считалось грехом, поэтому люди вообще старались мыться как можно реже.
Первые записи на клинописных табличках рассказали о том, как 4000-3500 лет назад мылись древние люди. Бедняки для удаления грязи использовали мелкий речной песок и золу, а богачи соскребали ее с тела деревянным или бронзовым скребком.
В Древнем Риме и Греции налипшую грязь состригали специальным серповидным инструментом, который назывался «стригиль». Скребки эти были из слоновой кости, из зубов крокодила, из дерева или металла.
Рисунок 1 - Стригиль
В прочем, жители Средиземноморья использовали местную натуральную губку. После обработки от нее оставался только пористый скелет, который применялся как мочалка.
Рисунок 2 – Натуральная губка
По сравнению со своими соседями Россия отнюдь не была немытой. Существует мнение, что на Руси люди ходили в грязной, нестиранной одежде, а привычка мыться пришла к нам из так называемой цивилизованной Европы. Много ли в этом утверждении правды? Так ли все было на самом деле? [4]
Бани в России были известны в самой глубокой древности. Летописец Нестор относит их к первому веку от Р.X. , когда Святой апостол Андрей путешествовал по Днепру, проповедуя Евангельское слово, и дошел значительно севернее его, "туда, где теперь Новгород", где он увидел чудо - парившихся в бане. [4]
В ней, по его описанию, все превращались по цвету в сваренных раков. "Накалив печь в деревянных банях, - говорит Нестор, - входили туда нагими и там обливались водой; потом брали розги и начинали сами себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми; но потом, окатившись холодной водой, оживали. Так делали еженедельно, и притом, - заключает Нестор, - никем не быв мучимы, сами себя мучили, и совершали не омовение, а мучение".[4]
Рисунок 3 – Летописец Нестор
Такие же свидетельства можно найти и у Геродота. Он отмечал, что «…жители древнерусских степей всегда имели среди своих поселений специальные хижины с вечно горящим огнем, где раскаляли камни докрасна и на них поливали воду, рассыпали конопляное семя и в жарких парах омывали свои телеса». [4]
Пока Россия регулярно мылась, дамы при дворе короля Людовика-Солнце (современника Петра Великого) непрерывно чесались. Изящные блохоловки и чесалки из слоновой кости сегодня можно увидеть во многих французских музеях.
Рисунок 4 - Блохоловки
Русские бани стали распространяться во всем мире после войны 1812 года. Наполеоновская армия состояла из солдат разных стран, таким образом, отогревавшиеся во время морозов в бане, они привезли обычай париться в свои страны. В 1812 году первая русская баня открывается в Берлине, позже в Париже, Берне и Праге.
1.2. Моющие средства предков.
В Древней Руси мыло было роскошью. Техника мыловарения, хотя и простая сама по себе, привилась только в XVI веке, заимствованная с Востока.
Ничего удивительного в этом не было. Мыловарение было развито с древнейших времен в Европе, в странах с богатой масличной культурой. На Руси масличных растений было мало: лен да конопля — вот основные масла. Подсолнечник пришел в русскую аграрную культуру довольно поздно.
Другая технология мыловарения, из животных жиров, пришла с востока, где было более развито скотоводство. И тот, и другой источник жиров на Руси был неприемлем — все шло в пищу.
Так как же обходились без мыла наши предки?
Белье кипятили с золой. Для каждодневного умывания — колодезная вода. И раз в неделю баня! Читая русские сказки, узнаем, что и Баба-Яга, привечая путешествующих царевичей, предлагает им в баньке попариться.
А первое, что используется при любой болезни, — опять-таки баня. Почему? И зачем в бане веник? Почему именно веник из прутьев с листьями в сочетании с горячим паром и водой необходимы русской бане? Горячий пар — огонь, грязь, зло и болезнь разрушает. Ветки с листьями — земля, новую жизнь дают. А вода все сохраняет и бережет.
Но как же без мыла- то?!
А использовались вместо мыла растения и ягоды: вороний глаз, красная бузина, зорька белая (дрема) и, конечно же, мыльный корень (мыльнянка).
Рисунок 5 - Вороний глаз Рисунок 6 - Красная бузина
Рисунок 7 - Зорька белая Рисунок 8 - Мыльный корень
(дрёма) (мыльнянка)
А самым распространенным и универсальным средством был щелок.
Д ля его приготовления использовали обычную печную золу. Раньше его использовали повсеместно для стирки, мытья полов и посуды, для мытья тела и головы, для дезинфекции белья, опрыскивали им растения для защиты от вредителей... Использовали щёлок и в качестве жидкого мыла, и для чистки зубов.
Рисунок 8 – Изготовление щелока
Готовили щёлок из древесной золы, лучше берёзовой, в больших деревянных бочках, которые назывались буком или бучалом. В бочку насыпали золу, заливали водой, а потом бросали в неё раскалённые заранее камни (они назывались соответственно бучными). Вода сразу же нагревалась.
Глава 2. Методика работы.
2.1. Консультация специалиста
От обилия полученной информации, у меня разгорелся большой интерес к этому «чудо-средству». За помощью я обратилась к специалисту, учителю химии школы №1 Гайсину Эдуарду Альвертовичу. Мне необходимо было узнать рецепт приготовления щёлока и получить ответ на возникший в ходе исследования вопрос: Почему щёлок моет?
Рисунок 9 - Консультация
Эдуард Альвертович доступно объяснил, как делали щелок наши предки и почему же он все-таки моет.
Вот, что я узнала из беседы с Эдуардом Альвертовичем.
Во времена, когда мыло стоило очень дорого, а в маленьких селениях вообще не знали что это такое, мылись, стирали, отбеливали белье, мыли посуду, полы, удобряли огород и так далее, обычной печной золой. Делали натуральное средство из золы и называется оно щелок (поташ).
Щёлок - это консистенция из древесной золы, настоянная на воде. В основном состоит из карбонатов калия и натрия, обладает сильной щелочной реакцией. От этого слова произошло название класса химических соединений – щёлочи. В отличие от магазинных моющих средств, этот раствор полностью природное, экологически чистое, без консервантов, всех вредностей, встречающихся в современных средствах.
Щелок готовился двумя способами: горячим и холодным.
ГОРЯЧИЙ СПОСОБ
Необходимо взять эмалированную ёмкость, насыпать в нее две трети подготовленной золы и залить горячей или кипящей водой. Ставим на огонь, доводим до кипения и кипятим не менее трех часов. После того, как масса остынет, ее следует процедить и слить в другую емкость. Такой щелок считается более мыльным.
ХОЛОДНЫЙ СПОСОБ
Менее хлопотный, но придется подождать. Берем все в тех же пропорциях, заливаем водой, перемешиваем и даем настояться раствору три дня. После истечения времени, жидкость отстоявшуюся на поверхности слить в отдельную емкость.
Для применения щёлока в быту, необходимо разбавлять его водой в пропорции 1:10. А для мытья тела и волос нужно разбавить водой, либо отварами трав в пропорции 1:15.
Так почему же щелок моет?
Заменой щелоку в наше время служит обычная кальцинированная сода. И если мы возьмем сухую соду и смешаем её с твердым или даже жидким маслом, то ровным счетом ничего не произойдет. Жиры вступят в реакцию с щёлочью только в водной среде. Таким образом, получим мыло. Можно представить более просто - формулу:
2.2. Приготовление щелока
Вдохновившись и сгорая от любопытства, я отправилась за золой к бабушке и деду. Набрала в бане золы от сгорания дубовых дров.
Рисунок 10- Сбор золы Рисунок 11- Просеивание
Дома я её просеяла через сито, очистив от углей и крупных частиц, получив чистую золу.
С помощью мамы я залила её кипятком. Мы тщательно перемешали раствор золы и оставили его на трое суток отстаиваться.
Рисунок 11 – Заливка золы кипятком Рисунок 12 – Поташ
Через сутки мы получили расслоившийся раствор: нижний слой – осевшая зола, верхний - слегка желтоватого цвета, концентрированный раствор щелока (поташ). На ощупь он и вправду оказался скользким, будто мыло.
Следующим этапом было отделение верхнего слоя от нижнего. При помощи медицинской груши я отделила щелок от осадка.
Рисунок 13 – Забор верхнего слоя Рисунок 14 - Щёлок
Я получила баночку настоящего, экологически чистого универсального моющего средства, как и делали его наши предки.
2.3. Химический анализ на определение щелочной среды полученного вещества.
При помощи лакмусовой бумаги я смогла проверить подлинность того, что в полученном растворе щелочная среда. Индикатор окрасился в синий цвет.
Рисунки 15, 16 – Лакмусовая бумага указала на наличие щелочной среды
Фенолфталеин окрасил раствор в ярко розовый цвет, подтвердив наличие щелочной среды.
Рисунок 17 – Индикатор изменил цвет
2.4. Определение моющих свойств щелока.
Но на этом этапе мои эксперименты не закончились.
Я подготовила три одинаковых салфетки из хлопчатобумажной ткани, на которые были нанесены пятна: отвар кофе, вишневый сок, сок травы и растительное масло.
Взяла две ёмкости с водой: в одной развела щелок, в другой современный стиральный порошок. Замочила в каждом растворе салфетку на 12 часов.
Третью салфетку мы прокипятили в растворе щёлока.
Рисунок 18 - Нанесение контрольных Рисунок 19 – Замачивание салфеток
пятен
Результат:
Салфетка, замоченная в современном стиральном порошке, отстиралась идеально, пятен не осталось.
Салфетка, замоченная в растворе щелока, отстиралась хуже. Проглядывают все пятна.
Салфетка, прокипяченная в растворе щёлока, отстиралась чуть лучше, чем та, что замачивалась в том же растворе. Но с пятнами не справилась.
Может, мне следовало сделать раствор более насыщенным для лучшего результата?! Но моей целью было не отстирать, а понаблюдать за моющими свойствами щёлока. И, как мне кажется, щёлок со своей задачей справился. Мы воспользовались самым доступным и простым рецептом приготовления щёлока.
Проведя данное исследование, я выяснила, что люди в стародавние времена использовали в быту универсальное «чудо – средство» из древесной золы – щёлок.
ВЫВОД
Все поставленные задачи я решила:
изучила научно-познавательную литературу;
познакомилась с различными способами изготовления щёлока;
получив много полезной информации и исследовав секрет универсального моющего средства наших предков, смогла самостоятельно произвести щелок из самой обычной печной золы.
опытным путём убедилась в моющих способностях щёлока;
проанализировала полученные данные и сопоставила их с гипотезой;
поделилась выводами со сверстниками.
Гипотеза подтвердилась. Я убеждена, что щёлок – универсальное моющее средство наших предков. Сейчас оно незаслуженно забыто. Это – экологически безопасный продукт, который не только можно, но и нужно использовать в быту. Я горда тем, что именно мои предки когда-то им пользовались, соблюдая личную гигиену.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Краткая энциклопедия домашнего хозяйства./Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия».- М: 1959
Семёнова М. Мы-славяне./ Популярная энциклопедия.- СПб: Азбука классика, 2007
http://www.neboleem.net/stati-o-zdorove/823-istoriia-gigieny-v-rossii.php
http://www.kmkmuzey.ru/index.php/nackult/1366
Приложение А
Салфетка № 1
Рисунок А.1 - После замачивания в современном стиральном порошке
Приложение Б
Салфетка № 2
Рисунок Б.1 - После замачивания в щёлоке
Приложение В
Салфетка № 3
Рисунок В.1 - После кипячения в щёлоке