ВВЕДЕНИЕ
1. Цель научно-исследовательской работы.
Разработать оптимальный режим жизнедеятельности первоклассника, позволяющий достигнуть высоких результатов во всех сферах деятельности (учебе, спорте, творчестве) и стать «Абсолютным Лидером».
2. Задачи научно-исследовательской работы.
2.1 Изучить и проанализировать информацию из открытых источников о различных режимах жизнедеятельности, режиме питания и отдыха, о гармоничном и всестороннем развитии ребенка.
2.2 Провести опрос, путем анкетирования, учеников 2 и 3 классов АНОО Гимназии «Лидер»: лидеров в учебе, спорте, творчестве, лидеров лингвистов и абсолютных лидеров. Проанализировать и систематизировать полученные данные.
2.3 На их основании, разработать оптимальный режим жизнедеятельности «Абсолютного Лидера».
2.4 Экспериментально, на личном опыте, провести наблюдения за влиянием разработанного и установленного режима жизнедеятельности на достижение планируемого результата.
3. Методы исследования.
В данном исследовании были применены теоретический, статистический и экспериментальный методы исследования.
Теоретический метод исследования включает в себя:
изучение и анализ литературы по следующим вопросам: что такое режим жизнедеятельности, что такое режим жизнедеятельности школьника и как он должен формироваться, почему надо соблюдать режим.
Статистический метод исследования включает в себя:
разработку анкеты для учащихся 2 и 3 классов АНОО Гимназии «Лидер»;
проведение анкетирования учащихся 2 и 3 классов АНОО Гимназии «Лидер»;
сбор, обработку и анализ результатов анкетирования и построение графиков и диаграмм;
Экспериментальный метод исследования заключается в том, чтобы на личном опыте, провести наблюдения за влиянием разработанного и установленного режима жизнедеятельности на достижение планируемого результата стать «Абсолютным Лидером». Данный метод исследования планируется разделить на 2 этапа:
1 этап — это краткосрочный результат, который будет зафиксирован по итогам 1 и 2 модуля 2019-2020 учебного года и покажет, насколько эффективно влияет и положительно сказывается мой действующий режим дня на показателях в учебе, спорте, творчестве и на состоянии эмоционального и физического здоровья;
2 этап — это долгосрочный результат, который будет зафиксирован по итогам всех 7 модулей 2019-2020 учебного года и выявит целесообразность, актуальность и действенность разработанного и установленного режима жизнедеятельности и дальнейшего его применения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретическая часть.
Режим жизнедеятельности — это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых, сон.
Режим жизнедеятельности школьника – это установленный распорядок жизни школьника, который подчинен учебе.
В режим дня школьника необходимо включить такие обязательные разделы как: учебные занятия в школе; выполнение домашних заданий; полноценный сон; регулярное питание; занятия физическими упражнениями; пребывание на свежем воздухе; личная гигиена, участие в хозяйственных делах семьи; занятия в свободное время: чтение, занятия музыкой, спортом, иностранными языками, рисованием. Очень важно планировать активный отдых в выходные дни: прогулки в парке, занятия физической культурой и спортом, проведение время на открытом воздухе.
Основными принципами режима являются строгое и четкое его выполнение, недопустимость частых и необоснованных изменений.
При неправильной организации режима жизнедеятельности замедляется темп восприятия информации, нарушается координация движений и точность выполнения заданий, появляется рассеянность, ухудшение эмоционального состояния и здоровья.
2. Практическая часть.
2.1 Проведение анкетирования.
Разработана типовая анкета (Приложение №1 «Анкета ученика АНОО Гимназии «ЛИДЕР» (лидера в учебе, спорте, творчестве, лидера лингвиста и абсолютного лидера)»). Учащимся было предложено заполнить данную анкету.
В опросе, путем анкетирования, приняли участие 54 ученика АНОО Гимназии «Лидер»: 28 учеников 2-х классов и 26 учеников 3-х классов.
2.2 Обработка и анализ результатов анкетирования.
Рассмотрим и проанализируем ответы учеников на вопросы анкеты на примере диаграмм.
Опрос показал, что 17% (9 человек) учеников – абсолютные лидеры; 28% (15 человек) учеников являются Лидерами в 2-х и 3-х сферах деятельности одновременно.
У 37% (20 человек) больше оценок «5», а 9% (5 человек) - круглые отличники и учатся только на «5».
Дети знают, что такое режим дня и у 83% (45 человек) он есть, а 80% (43 человека) опрошенных соблюдают установленный режим жизнедеятельности.
Оказалось, что 65% (35 человек) спят менее 10 часов, при норме ночного сна для школьников 1-4 класса 10-10,5 часов. При этом хочется отметить, что зарядку делает больше половины учеников.
59% (32 человека) регулярно питаются 4-5 раз в день, что соответствует нормам кратности приема пищи. При этом 61% (33 человека) считают свое любимое блюдо полезным для здоровья.
Более 80% детей ежедневно уделяют внимание спорту и творческой деятельности: 83% (45 человек) занимаются спортом каждый день 1 час и более; 93% (50 человек) посещают творческие кружки и секции, проводя время там не менее 1 часа.
Нормативные затраты времени на выполнение домашнего задания для учеников 2-3 классов составляет 1,5 часа. У 76 % (41 человек) опрошенных на это уходит времени от 1 часа до 2 часов.
Самообразованием занимаются все дети, при этом 85% (46 человек) уделяют этому 1 час и более в день.
Все ученики имеют достаточно свободного времени для занятия любимым делом. 58% (31 человек) детей отдают предпочтение творчеству, 24% (13 человек) спорту; а 18% (10 человек) любят проводить время с друзьями, домашними питомцами, настольные игры и конструирование.
Общая нормативная продолжительность пребывания на свежем воздухе для детей младшего школьного возраста в день составляет 3-3,5 часа. Исходя из опроса и норм, можно сделать выводы, что все дети недостаточно времени проводят на свежем воздухе.
Проанализировав полученные данные, можно сделать выводы: большинство детей знают, что такое режим жизнедеятельности и придерживаются его; они разносторонне развиты, хорошо учатся и достаточно времени уделяют спорту, творческому развитию и самообразованию; регулярно питаются. Но преобладающее количество учеников спят меньше нормы, и все дети недостаточно времени проводят на свежем воздухе.
Поэтому необходимо чаще проветривать помещения, в выходные дни больше времени проводить на природе, по возможности заниматься спортом и хобби на свежем воздухе. Так же необходимо пересмотреть время засыпания и пробуждения с учетом сна ребенка не менее 10 часов.
2.3 Личные наблюдения.
Я, Тищенко Алиса Александровна, мне 7 лет. 1 сентября 2019 года мой режим жизнедеятельности буднего дня кардинально изменился: я стала ученицей 1 «А» класса АНОО Гимназии «ЛИДЕР». Я стараюсь придерживаться своего действующего режима: просыпаюсь и засыпаю в одно время; сон составляет 9,5 часов; у меня 5 полноценных приемов пищи в день; достаточно времени для занятий творчеством, спортом и остается время на хобби; в будние дни отмечается недостаток времени для прогулок на свежем воздухе, но это время восполняется прогулками в выходные дни в парках и на природе.
Соблюдение мной режима дня хорошо влияет на мое физическое и эмоциональное состояние. Также по итогам 1-го этапа экспериментального метода исследования отмечаю положительное влияние на показатели в учебе:
итоги усвоения материала за 1 модуль составили 90-100%, что соответствует оценке «отлично»;
итоги усвоения материала за 2 модуль составили, 90-100%, что соответствует оценке «отлично».
2.4 Разработанный режим жизнедеятельности «Абсолютного Лидера».
При разработке режима жизнедеятельности «Абсолютного Лидера» за основу были взяты:
организация учебного дня учеников 1 классов АНОО Гимназии «ЛИДЕР» (Таблица 1.);
Таблица 1.
№пп |
Организация учебного дня ученика 1 класса АНОО Гимназии «ЛИДЕР». |
Время |
1 |
Прием детей в гимназию |
7:00-8:00 |
2 |
Завтрак |
8:15-8:30 |
3 |
Занятия по расписанию |
8:30-11:45 |
4 |
Обед |
11:45-12:05 |
5 |
Занятия по расписанию |
12:05-13:45 |
6 |
Полдник |
13:45-14:00 |
7 |
Занятия по направлениям доп. образования |
14:00-16:00 |
8 |
Ужин, прогулка |
16:00-17:00 |
мой действующий режим жизнедеятельности буднего дня, так как по личному опыту видны положительные результаты соблюдения режима;
типовую схему режима дня для учащегося 7-9 лет (1-4 класс) (Таблица 2.), составленный на основании СанПиН 2.4.2.2821-10, рекомендаций Роспотребнадзора России «О рациональном режиме дня для учащихся и определении качества школьных ранцев» и «Рациональное питание школьника»;
Таблица 2.
№пп |
Режимные моменты: школьник 7-9 лет (1-4 класс) |
Время |
1 |
Подъем |
7:00 |
2 |
Утренняя гигиеническая гимнастика, умывание, одевание, уборка постели |
7:00-7:30 |
3 |
Завтрак |
7:30-7:50 |
4 |
Дорога в школу |
7:50-8:20 |
5 |
Учебные занятия в школе |
8:30-12:30 |
6 |
Дорога из школы |
12:30-13:00 |
7 |
Обед |
13:00-13:30 |
8 |
Отдых |
13:30-14:30 |
9 |
Прогулка на воздухе |
14:30-16:30 |
10 |
Приготовление уроков |
16:30-17:30 |
11 |
Прогулка на воздухе |
17:30-19:00 |
12 |
Ужин, свободное время |
19:00-20:00 |
13 |
Вечерняя гигиена, подготовка ко сну |
20:00-20:30 |
14 |
Сон |
20:30-7:00 |
данные анкетирования учеников 2 и 3 классов АНОО Гимназии «ЛИДЕР» (Приложение №1.).
Вся изученная информация и полученные данные были проанализированы, систематизированы и сведены в Таблицу 3.
Таблица 3.
РАЗРАБОТАННЫЙ РЕЖИМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АБСОЛЮТНОГО ЛИДЕРА»
№пп |
Режим жизнедеятельности «Абсолютного Лидера» |
Время |
1 |
Подъем |
6:15 |
2 |
Утренняя гигиена: умывание, уборка постели, зарядка |
6:15-6:30 |
3 |
1-й Завтрак |
6:30-6:45 |
4 |
Сборы в школу |
6:45-7:00 |
5 |
Дорога в школу |
7:00-7:30 |
6 |
Свободное время в гимназии, флешмоб |
7:30-8:15 |
7 |
2-й Завтрак |
8:15-8:30 |
8 |
Занятия по расписанию |
8:30-11:45 |
9 |
Обед |
11:45-12:05 |
10 |
Занятия по расписанию |
12:05-13:45 |
11 |
Полдник |
13:45-14:00 |
12 |
Занятия по направлениям дополнительного образования: спортивные секции, занятия творчеством. |
14:00-16:00 |
13 |
1-й Ужин и прогулка на свежем воздухе |
16:00-17:00 |
14 |
Дорога домой |
17:00-17:30 |
15 |
Свободное время (по возможности на свежем воздухе) |
17:30-18:30 |
16 |
2-й Ужин |
18:30-19:00 |
17 |
Приготовление домашнего задания, чтение художественной литературы |
19:00-19:30 |
18 |
Свободное время (по возможности на свежем воздухе) |
19:30-20:00 |
19 |
Вечерняя гигиена, подготовка ко сну |
20:00-20:15 |
20 |
Сон |
20:15-6:15 |
ВЫВОД
Если ты хочешь достигнуть высоких результатов во всех сферах деятельности: учебе, спорте, творчестве и стать «Абсолютным Лидером» тебе просто необходимо подружиться со временем, а главное – научиться им управлять.
Разработанный режим жизнедеятельности поможет тебе в этом деле и сохранит хорошую работоспособность на протяжении всего учебного года. Ты непременно заметишь, как изменится твоя жизнь, и удивишься, каких больших успехов в учёбе, спорте и творчестве оказывается, можно добиться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (с изменениями на 22 мая 2019 года).
Ссылка на сайт Роспотребнадзора Росси. ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: О рациональном режиме дня для учащихся и определении качества школьных ранцев. https://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=12463&sphrase_id=1840107
Ссылка на сайт Роспотребнадзора Росси. ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ:
Рациональное питание школьника.
https://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=12453&sphrase_id=1840107
4. Скворцова С.Н. «Режим дня и его влияние на здоровье ребёнка и качество его обучения. Лектории для родителей 1-4 классов».
5. Крутецкая В. А. «Правила успеваемости и режим дня школьника».
Приложение №1
Анкета ученика АНОО Гимназии «ЛИДЕР»
(лидера в учебе, спорте, творчестве, лидера лингвиста
и абсолютного лидера)
№ пп |
Вопрос |
Выберите ответ из предложенных вариантов и обведите его |
Или напишите свой вариант ответа |
||||||
1 |
В какой сфере деятельности в школе Вы преуспели? |
учеба |
англ. язык |
||||||
творчество |
спорт |
||||||||
абсолютный лидер |
|||||||||
2 |
Каких оценок у Вас больше? |
4 |
5 |
у меня только 5 |
|||||
3 |
Есть ли у Вас режим дня? |
да |
нет |
||||||
4 |
Соблюдаете ли Вы режим дня? |
да |
нет |
||||||
5 |
В котором часу Вы просыпаетесь в будние дни? |
6:00 |
6:30 |
7:00 |
|||||
7:30 |
8:00 |
8:30 |
|||||||
6 |
Делаете те ли Вы зарядку? |
да |
нет |
||||||
7 |
Сколько у Вас приемов пищи в день? |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
8 |
Какое Ваше любимое блюдо? Считаете ли Вы его полезным для здоровья? |
да |
нет |
не знаю |
мое любимое блюдо |
||||
9 |
Сколько времени в день у Вас занимают занятия спортом? |
1 час |
2 часа |
3 часа |
|||||
10 |
Сколько времени в день у Вас занимают занятия творчеством: вокал, танцы, рисование, театральная студия? |
1 час |
2 часа |
3 часа |
|||||
11 |
Сколько времени в день у Вас занимает выполнение домашних заданий? |
1 час |
2 часа |
3 часа |
|||||
12 |
Сколько времени у Вас уходит в день на самообразование? |
1 час |
2 часа |
3 часа |
|||||
13 |
Сколько свободного времени в день у Вас остается на отдых: прогулки на природе, активные игры, просмотр мультиков, видеоигры, чтение любимых книг? |
1 час |
2 часа |
3 часа |
|||||
14 |
Играете ли Вы в видеоигры? |
да |
нет |
редко |
|||||
15 |
Ваше хобби, любимое занятие в свободное от учебы время? |
- |
мое хобби |
||||||
16 |
В котором часу Вы ложитесь спать в будние дни? |
20:00 |
20:30 |
21:00 |
|||||
21:30 |
22:00 |
22:30 |