Плесень и продукты питания

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Плесень и продукты питания

Мичков Т.Д. 1
1МБОУ "Сергинская СОШ", МАУ ДО "ЦДОД"
Худякова Н.К. 1
1МБОУ "Сергинская СОШ", МАУ ДО "ЦДОД"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Осенью я обратил внимание на фрукты, которые мы не сразу съели, и оставили во дворе в тени. Через несколько дней мама обнаружила тарелку с недоеденными фруктами и объявила нам, что мы развели плесень. Какое-то время спустя, доставая хлеб из пакета, я заметил, что он покрыт какими-то точками, и опять мама сказала, что это плесень….

Интересно, почему мама не любит плесень? У меня возникли вопросы: что же это за слово такое, откуда появляется плесень и как она выглядит?

Цель работы – возникновение плесени на продуктах питания.

Задачи:

Узнать, что такое «Плесень» из литературных и других источников.

2. Создать условия для возникновения плесени на продуктах питания, а именно – хлебе и лимоне.

Объект исследования: плесень.

Предмет исследования: плесень на продуктах питания – хлебе и лимоне.

Гипотеза: предположим, что повышенная влажность и температура являются благоприятным условием для появления плесени.

В первой главе даётся понятие плесени. Во второй главе я описываю свой эксперимент появления плесени на продуктах питания.

Во время эксперимента велось ежедневное наблюдение за продуктами питания, по мере возможности фотографировал, записывал изменения.

Работа будет храниться в электронной базе работ НОУ в школьном музее.

Глава I.

1.1. Что такое плесень?

В толковом словаре Ожегова С.И. читаем: «Плесень - это образуемые особыми грибками налёты, скапливающиеся в виде расплывчатых пятен на чём-нибудь гниющем, сыром». [3, С. 523]

Эти «особые грибки» настолько малы, что рассмотреть их можно детально только при большом увеличении. Невооруженному же глазу видны «расплывчатые пятна», а это уже целые колонии грибов, которые так и называются - плесневые грибы или микромицеты. Относятся к группе низших грибов, отличаются от высших грибов тем, что не имеют клеток, это как бы одна гигантская клетка.

Тело гриба – это грибница или мицелий, состоящий из огромного количества нитей (гиф), которые наполнены жидкостью и туго или рыхло переплетаются между собой, образуя плёнки, наподобие войлока. Разветвляясь, грибница образует огромную поверхность, которая обеспечивает всасывание воды и необходимых питательных веществ. [4]

Размножаются плесневые грибы спорами – это особая клетка, которая невероятно мала и перемещается в потоках воздуха или при помощи насекомых. Попадая в благоприятные условия, она прорастает и получается новая грибница, некоторые гифы этой грибницы проникают внутрь продукта и поглощают питательные вещества, а другие поднимаются вверх, на их верхушках образуются головки или спорангии, в которых развиваются споры. Созревшие споры опять попадают в воздух. [5]

«Плесневые грибы признают одними из самых древних обитателей нашей планеты. Все плесени очень распространены в природе и развиваются практически везде. Их огромные колонии растут при высокой температуре и высокой влажности. Их существование практически не зависит от наличия или отсутствия пищи. Они очень неприхотливы к среде обитания». [6]

На сегодня изучено около 100 тысяч видов грибов и всего одна треть из них – это привычные и видимые глазу макромицеты (опята, боровики, подосиновики и т.п.), а две трети относятся к плесневым микроскопическим грибам. [3, С. 523]

«Плесень развивается во влажных тёплых местах, где достаточно питательных веществ. Как правило, плесень появляется на погибших растениях и животных, как, например, плесень мукоровая. Другие виды плесени являются паразитами, живущими на живых организмах». [1, С. 151]

Фитофтора, с которой каждый год борется моя бабушка, спасая помидоры, это семейство низших грибов, которые относятся к классу оомицетов. Они паразитируют на растениях, а также на рыбе и рыбьей икре. Среди них много смертельно опасных для человека видов, которые вызывают заболевания культурных растений. Если эти растения человек употребит в пищу, то тоже обязательно заболеет.

Таким образом, можно сделать вывод, что плесень является вредителем как для растения, так и для человека.

1.2. Плесень полезная или вредная?

Среди людей сформировалось мнение, что плесень – это всегда плохо. Даже определенную категорию людей – ленивых бездельников, совсем недавно называли «плесень». Но это мнение сложилось из-за непонимания роли этих грибов в мире природы. [2, С.43]

Плесени имеют три неблагоприятных эффекта: пищевые отравления, аллергии и грибковые заболевания. В настоящее время, действительно опасны для человека около 400 видов плесневых грибов.

Почему складывается такая ситуация? Дело в том, что большинство людей живут в городах. А город – это особая система. Обычно в городе наблюдается высокий уровень загрязнения воздуха, воды, в том числе бытовыми органическими отходами. В городе много больших зданий и сооружений из определенных материалов (побелка, обои, ткани, ковры, кожа). В помещениях, где установлены стеклопакеты, которые не пропускают воздух, создаётся повышенную влажность в квартирах. Все это подходящие условия для роста микроскопических грибов.

Мы все постоянно слышим из рекламы и других источников, что нас окружают бактерии и вирусы, но точно так же, оказывается, нас окружают и микроскопические споры грибов. Человек с хорошим иммунитетом будет защищён от вредоносного гриба.

Плесневые грибы, не смотря на все свои отрицательные качества, делают и много хорошего.

Продукт плесневого гриба Пенициллиумнотатум спас миллионы жизней в годы войны, и до сих пор служит источником производства антибиотика Пенициллин. Наряду с антибиотиками с помощью плесневых грибов получают лекарства для борьбы с холестерином.

Развивающаяся на гниющем растении или продукте плесень делает великое дело: разрушает его, питаясь его органическими веществами, и перерабатывая, возвращает полезные вещества в почву. Для того, чтобы другие растения могли снова их использовать для жизнедеятельности. Это имеет огромное значение для всей нашей планеты. [2, С.44]

Одним из видов зигомицетов является и гриб мукор, который я постараюсь изучить в своей работе. Этот гриб появляется на пищевых продуктах и их остатках в виде налета белого, серого, зеленого, черного цвета.

Заканчивая главу, я узнал, что такое плесень, на что и как она влияет.

Глава II. Экспериментальная часть

Мне было очень интересно не в интернете по картинкам и схемам увидеть, что такое плесень и какой она бывает, а самому выяснить, как она развивается.

Для проведения эксперимента я взял:

Кусочки хлеба, лимона.

Теплая влажная среда – полка на кухне над плитой.

Холодильник – полка в холодильнике с постоянной температурой 2°С

Фотоаппарат

Наблюдение за процессом образования плесени:

Для эксперимента были взяты кусочки белого хлеба и лимон. По отдельности каждый экземпляр положили в полиэтиленовые пакеты.

Все экземпляры были помещены в две среды: 1- на полке над варочной плитой (теплая и влажная среда), 2 - на полке в холодильнике (постоянная температура 2°С).

Начало эксперимента 27 января 2020 года.

На 3 день наблюдений 30 января, мною было замечено, что в холодильнике не было обнаружено никаких изменений. А вот на полке над плитой – на хлебе появились небольшие сероватые расплывчатые пятна. Лимон остался без изменений.

Рис. 1. Плесень на хлебе Рис. 2. Лимон без плесени

Ещё через четыре дня наблюдений 3 февраля в холодильнике опять не произошло никаких изменений. А на полке, на хлебе сероватые пятна увеличились в размере и хлеб приобрёл неприятный запах. Эти и следующие фотографии, которые я сделал в ходе наблюдения, представлены в приложении «Таблица наблюдений за продуктами питания».

Через 14 дней наблюдений – 10 февраля:

- в холодильнике – опять ничего не изменилось.

- на полке - лимон покрылся светло-зелёным налетом и местами приобрёл тёмно-коричневый оттенок, хлеб приобрёл черноватый налёт, напоминающий мох.

Через месяц – 27 февраля

- в холодильнике хлеб зачерствел, но плесени не обнаружено. Лимон уменьшился в объёме, плесени тоже нет. Думаю, что лимон стал усыхать.

- на полке лимон весь покрылся зеленым налетом. Хлеб полностью изменился. Когда я его взял в руки, то на пальцах осталась чернота, т.е. она с хлеба перешла на мои руки. Запах был очень противный.

Выводы, следуемые из наблюдений:

1. Наличие теплоты и влажности сильно ускоряет процесс появления и развития плесени на продуктах питания.

2. Нахождение продуктов без проветривания – в закрытом пакете, тоже благоприятное условие для плесени.

3. Наличие света для плесени значения не имеет, т.к. что в холодильнике, что на полке над варочной плитой, доступа света не было.

4. На различных продуктах плесень развивается по-разному. Скорее всего, растут разные виды плесневых грибов.

5. Продукты, которые долго хранятся, даже в холодильнике – есть нельзя. Это очень опасно для здоровья.

Заключение

На протяжении целого месяца я наблюдал за появлением и развитием плесневых грибов на продуктах питания – хлебе и лимоне.

Плесневые грибы поражают продукты даже в закрытых пакетах, хотя, казалось бы, откуда им там взяться. Но, как мне удалось выяснить, споры плесени в огромных количествах постоянно находятся рядом с нами. При повышении температуры и влажности проникают в питательную среду и мгновенно начинают свою работу. Они разлагают продукты, которые находятся в неправильных условиях хранения.

Я провел очень увлекательную работу. Черная плесень, которая очень вредна для нашего организма, под микроскопом выглядит как маленькие черные коробочки интересной формы - такие маленькие и такие опасные.

Так и плесень – если поддерживать оптимальную температуру и влажность в помещении, проветривать и проводить уборку в квартире и в частности на кухне, постоянно следить за купленными продуктами питания (не допускать их порчи, а просроченные продукты немедленно выкидывать) – тогда и плесень не будет выполнять свои функции, данные ей природой. Не будет уничтожать эти продукты за нас!

Мною сделан вывод, что плесень на разных продуктах питания появляется в разный промежуток времени. Поэтому продукты надо есть свежими и не хранить их долгое время дома.

Список использованных источников и литературы

1. Ликум А. Всё обо всём: Популярная энциклопедия для детей. Т. I. – М.: «АСТ», 1993. - 511 с.

2. Марфенина О., Иванова А. Многоликая плесень//Наука и жизнь. – 2009. - № 10. – С. 42-44.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

Интернет ресурсы:

4. Грибы [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://HYPERLINK "https://biouroki.ru/"biourokiHYPERLINK "https://biouroki.ru/".HYPERLINK "https://biouroki.ru/"ru HYPERLINK "https://biologyguide.ru/".ruHYPERLINK "https://biologyguide.ru/"

5. Организмы грибов [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://HYPERLINKhttps://biologyguide.ru/florantino

6. Понятие классы грибов [Электронный ресурс]: Режим доступа: httpsHYPERLINK "https://gribomaniya.ru/"://HYPERLINK "https://gribomaniya.ru/"gribomaniyaHYPERLINK "https://gribomaniya.ru/".HYPERLINK "https://gribomaniya.ru/"ru.

Приложение «Таблица наблюдений за продуктами питания»

Дата

Продукты на полке

Продукты в холодильнике

Хлеб

Лимон

Хлеб

Лимон

30

января

       

3

февраля

   

Не видно изменений

10 февраля

   

Не видно изменений

27 февраля (через месяц)

       

10

Просмотров работы: 166