Дети Войны

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дети Войны

Харченко Д.В. 1
1МБОУ "Гимназия" г.Выборг
Голобородько Н.А. 1
1МБОУ "Гимназия" г.Выборг
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я научился читать в 4 года. Прочитал много интересных книг. Но тронули моё сердце книги на военную тему.

У войны нет лица. У войны нет возраста, пола и национальности. Война ужасна. Война не выбирает. Каждый год мы вспоминаем войну, унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну.

2020 год в России ознаменовали 75-летием Победы в Великой отечественной войне. В Ленинградской области этот год объявлен Годом Победителей. В связи с этим в регионе запущена акция «Живая память Победы в семейных архивах».

Актуальность: каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Они уходят, унося с собой события той страшной войны, память о которых живёт в наших сердцах. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками.

Целью работы является изучение исторических материалов о детях времен Великой Отечественной войны, о том, как жили и чем занимались дети и подростки во время войны.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

Изучить и отобрать литературу по данному вопросу.

Узнать о жизни детей во время Великой отечественной войны.

Изучить исторические материалы о детях блокадного Ленинграда.

Побеседовать с детьми войны, проживающими в городе Выборге.

Глава 1. Детство, растоптанное войной

§ 1. Дети войны, кто они?

По статистике Великая Отечественная война унесла около 27 миллионов жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 миллионов – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство.

У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны» – так называют сегодняшних 80-90-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

21 июня 1941 года жизнь шла своим чередом – взрослые работали, старшеклассники готовились к выпускному вечеру, дети играли, никто из них не подозревал, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово – ВОЙНА. 22 июня 1941 года рано утром фашистские войска вероломно нарушили границу нашей родины. Так началась Великая Отечественная война, которая продлилась четыре года. Фашисты бомбили наши города, издевались над мирным населением на захваченных территориях, убивали стариков и детей. На защиту Отечества встали не только взрослые, но и дети.

Детям войны рано пришлось становиться взрослыми. За ними некому было присматривать, некому было выполнять их капризы. Ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера, чтобы страна могла победить в войне.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках.

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. сс противостояли войне. Дети сражались, совершали подвиги и были награждены орденами и медалями, удостоены званием «Героя Советского Союза», многие награждены посмертно.

§ 2. Жизнь детей во время войны

Война - страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, потери родных и близких, лишения. Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их.

Их отцы уходили на фронт, погибали, а матери часто не знали, где добыть еду, чтобы прожить следующий день. Немного проще было сельским жителям. У них была земля, которая, хотя и давала скудный урожай, но все же могла немного прокормить.

В городах для детей ситуация была сложнее. Еду выдавали по пайкам, порции были крошечные. Увеличенную порцию хлеба могли получать работники фабрик и заводов. Многие промышленные предприятия были эвакуированы вглубь страны, вместе с ними ехали и семьи работников. И дети шли работать. И работали иногда быстрее и качественнее, перевыполняя все установленные нормы. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы.

В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.

При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы.

Дети мечтали повторить подвиги отцов и братьев. Многие дети пытались бежать из своих домов на войну, но большинство из них были захвачены военной полицией и возвращены в свои дома. Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной войны шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее.

Часто солдаты находили детей в разоренных и сожженных деревнях Советского Союза. Осиротевших детей помещали в специально созданные во время войны детские дома, но иногда мальчишек включали в активные боевые подразделения, где они получали оружие и специальную форму. Во время войны дети несли боевую службу на фронте, находились на оккупированных территориях, выживали в блокадном Ленинграде, становились узниками фашистских концлагерей. Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали всё это партизанам, конечно, они серьёзно рисковали. Многие школьники, на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненных красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. На «детском фронте» воевали как мальчики, так и девочки. Особенно массовым он был в Белоруссии.

Глава 2. Юные герои Великой отечественной войны

§ 1. Их имена нужно знать

Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии. Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза.

Я хочу рассказать о детях, которые просто жили, выживали, преодолевали тягости войны. Они не были удостоены высоких наград, но их имена мы должны знать и помнить.

24 января 1943 года погиб 16-летний партизан Лёня Голиков.

Он родился в Новгородской области, в деревне Лукино. Летом 1941 года, ему 15 лет, вступает в партизанский отряд. На его боевом счету 27 операций, во время которых юный партизан уничтожил 78 вражеских офицеров и солдат, 14 подрывов мостов, 9 автомобилей противника.

Мне запомнился самый значимый подвиг- он подорвал легковой автомобиль врага-генерал-майора Ричарда Виртца, в машине был портфель с важными документами (схемы минных полей).

Партизаны не давали немцам спокойно передвигаться по железным и шоссейным дорогам. Немцы говорили: «За каждым домом, за каждым кустом нас поджидают проклятые партизаны».

Лёня воевал меньше года, ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, он награждён медалью «Золотая звезда». Его именем названы улицы, установлены памятники во Пскове, в Великом Новгороде.

Зина Портнова

В начале 1941 года 15-летняя Зина с младшей сестрой Галей приехали из Ленинграда к бабушке в Белоруссию. Когда началась война, Зина вступила в отряд «Юные мстители». Они расклеивали листовки, портили имущество врага. Зина устроилась посудомойкой в столовую, где обедали немецкие офицеры. Девушка чистила овощи, мыла полы, а за работу получала остатки еды, которые приносила бабушке и сестрёнке. Однажды Зине удалось всыпать крысиный яд в суп. В итоге погибли около 100 офицеров. Это вызвало большую панику у немцев, они искали виновных. Подозрения пали на Зину, они заставили девочку съесть тот суп, но, увидев, что Зина спокойно его ест, поверили и отпустили. Домой Зина дошла еле живой, бабушка лечила её разными отварами трав. Позже Зина ушла в лес в партизанский отряд. В 1944 году, зимой, после долгих пыток, её расстреляли. Посмертно ей присвоено звание Героя Советского Союза.

Её сестра Галя, сейчас жива, ей 82 года, в войну было 7 лет. Живёт Галина Мартынова в Санкт- Петербурге, в Кировском районе.

Я всё думаю, как они, ещё ведь не взрослые, имели такую силу воли, что не боялись фашистов. Для них было главным- сражаться любыми способами, чтобы помочь своему народу выгнать немцев с нашей земли.

 

§ 2. Дети войны, живущие рядом

Грачёву Галину Васильевну все знают как отличного врача в нашем городе. Сейчас ей 78 лет, но когда-то она была маленькой девочкой, на долю которой выпало пережить войну.

Её семья жила на Рыбном переулке в городе Выборге. Папа в свои 26 лет был заместителем командира полка связи, и как только началась война, ушёл на фронт. В 1942 году он погиб и был похоронен в посёлке Путилово во Всеволожском районе Ленинградской области. Маме с маленькой Галей пришлось переехать в Ленинград в коммунальную квартиру. Много трудностей испытала эта девочка, и голод, и бомбёжки. Они натерпелись от войны не меньше, чем бойцы на фронте.

С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налётов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной армии, работали на воскресниках. А тем временем голод, холод, болезни в два счёта расправлялись с хрупкими маленькими жизнями.

В первые дни войны семье хватало на пропитание. А потом Галя вместе с матерью ходила собирать колоски, гнилую картошку, чтобы хоть как-то прокормиться. В войну она всегда мечтала вдоволь покушать чёрного хлеба: его тогда всегда не хватало. А ещё у девочки было два желания: отогреться, да выспаться.

Из фронтовой кухни в памяти Галины Васильевны навсегда останутся самыми вкусными два блюда: гречневая каша с тушёнкой и макароны по-флотски.

Позже мама с дочкой уезжают в Бежецкий район Калининской области к родственникам, где мама работает на запасном аэродроме медсестрой. Именно в Бежецке была граница между войной и миром. Там они переждали войну и затем вернулись в Выборг.

В нашем городе живет блокадница Шумова Валентина Григорьевна. Она часто посещала гимназию и рассказывала о том, как жилось во время Великой Отечественной войны. В 1941 году началась ее борьба за жизнь, маленькая Валя пошла в 1 класс и помогала маме растить маленького годовалого братика.

Она написала интересную книгу «Есть только миг…». Много интересного и поучительного для жизни в этой книге. И отношение к людям, к еде, особенно к хлебу, любовь к чтению, жажда жизни, стремление оставаться человеком…всё в этой книге.

Валентина Григорьевна рассказывает, что во время блокады работал один театр –музкомедии, тогда назывался театр имени А.С. Пушкина. И люди слушали, смотрели, плакали и смеялись. Также дух горожан поддерживало ленинградское радио, звучали стихи и сказки для детей.

Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои. Они не любят говорить о войне. Они живут рядом с нами. Смотря на них, мы должны защищать будущие поколения от жестоких и бессмысленных войн.

Заключение

Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.

Жизнь и психика детей, видевших войну, изломана и искалечена. Видеть массовую гибель людей, терпеть голод и лишения трудно даже взрослому человеку. Что же тогда говорить о детях, которым довелось пережить войну. Всегда нужно помнить о тех детях, которые погибли во время военных действий и чтить их светлую память. Дети, которые пережили войну, прошли самое суровое испытание, которое может выпасть на долю человека. Они достойны уважения, мы должны знать их имена, чтить и помнить об их маленьких и больших подвигах.

Список источников и используемой литературы

1. Алексеев С.П. «100 рассказов о войне», Издательство «АСТ», 2017 г.

2. Алексеев С.П. «Рассказы о войне», Издательство «Стрекоза», 2017 г.

3. Богомолов В.О.«Иван. Зося», Издательство «Детская литература», 2019 г.

4. Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке», Издательство «Детская литература», 2019 г.

5. Шумова В.Г. «Есть только миг…», 2016 г.

6. Интернет-ресурсы

Просмотров работы: 660