Меня зовут Стрелков Геннадий, мне 8 лет. Я учусь в 1 «Б» классе Средней общеобразовательной школы № 4 г. Орска. В школе у меня много друзей, мне там очень нравится. Каждый день мы получаем новые знания и делаем новые открытия.
Сегодня я хочу представить вашему вниманию свою исследовательскую работу на тему: «Краски, подаренные природой».
Часто с родителями мы выезжаем на природу. Я обратил внимание на то, что на одежде остаются «следы» от травы, от пыльцы цветов, от сока ягод. Я часто спрашивал у взрослых, почему так происходит. Они мне рассказали, что растения вырабатывают натуральные красители. Сырьем служат цветы, стебли, листья, корнеплоды растений. Например, краситель красного цвета получается из свёклы, кожицы винограда, чёрной смородины; жёлто-коричневый цвет –из луковой шелухи, зелёный –из шпината.
К цветной окраске окружающих предметов у людей отношение особое. Представьте себе сколько бы мы потеряли, лишившись мира красок.
Добывать природные красители люди научились еще за 3000 лет до н. э. Кампешевое дерево и корни марены, сок акации и ягоды черники, цветы шафрана и резеды - вот что было источником красителей в Древнем Египте.
Кампешевое дерево
Марена
Цветы акации
Ягоды черники
Цветы резеды
Даже из высушенных тел насекомых кошенили получали алый краситель, а из морских моллюсков-багрянок получался знаменитый краситель древности - пурпур. Чтобы получить всего один грамм красителя, надо было достать из морских глубин несколько десятков тысяч раковин. Ценился такой краситель на вес золота.
Кашениль
Моллюски- багрянки
Красную краску можно получать из: ягод и коры крушины, корней марены красильной, спелых ягод бузины, травы душицы, сока из цветков дикого мака, корня конского щавеля, корней подмаренника настоящего, сабельника болотного, горца змеиного, цветов манжетки, свеклы, ягод вишни, красной смородины, брусники, кизила, клюквы, малины, клубники и чая каркаде.
Для окраски тканей в оранжевый цвет готовят отвар из растений чистотела, шелухи лука, ягод облепихи моркови, хны, паприки.
Желтые красители извлекают из коры осины, сока ольхи, ягод толокнянки и крушины, листьев и коры березы, травы полыни и корней куркумы, цветков купальницы европейской, дрока красильного, купавки и зверобоя, коры и корней
барбариса, травы золототысячника, листьев восковика, кожуры мандарин и
апельсин, цветков липы, календулы, ромашки, шафрана.
В зеленый цвет можно окрасить ткани, используя стебель болотного хвоща, листья щавеля, ягоды можжевельника, коры черемухи и тополя, пижмы обыкновенной, вахты трехлистной, плауна булавидного и листьев дикой яблони, листьев крапивы и шпината, петрушку, укроп, зеленый чай и басму.
Голубую краску издавна получали из цветков горечавки или василька синего, синюю – из корней горца птичьего и девясила, листьев вайды и гречихи, ягод ежевики, цветов иван-да-марьи и герания лесного, травы шалфея лугового, а фиолетовую — из ягод черники или семян большого погремка, вереска и краснокочанной капусты, ягод винограда и черной смородины.
Растения-красители собирают в такую пору, когда в них содержится больше всего окрашивающих веществ: листья весной, цветки сразу после раскрытия бутонов, корни незадолго до цветения растений или осенью. Многие растения можно собирать все лето.
Цветовая гамма натуральных красителей очень разнообразна. И для своей работы я решил использовать ингредиенты, которые легко добыть и некоторые из них растут в нашей местности. Попробуем добыть основные цвета.
Цель моей работы сформировалась было легко и быстро: я запланировал изучить полученные краски из различных растений.
Описание опыта.
Тема: «Краски, подаренные природой»
Цель исследования: изучение выработки красителей из растений.
Объект исследования: красильные вещества из растений, ягод, цветов.
Предмет исследования: различные материалы, с которыми будут взаимодействовать красильные вещества (нити, ткань, пряжа, яйца, крем, живые цветы)
Мне предстояло решить следующие задачи:
1.Подготовить необходимое оборудование. Осуществить план экспериментов.
2.Провести эксперимент и сфотографировать весь процесс.
3.Сделать анализ результатов эксперимента и выводы о красильных свойствах растений и особенностях их взаимодействия с различными материалами.
4.Показать наглядный материал исследования.
Я захотел сам убедиться в том, что красители можно получить из природных материалов. Для своих экспериментов я взял:
-корнеплод моркови;
-корнеплод свёклы;
-листья шпината;
-красную капусту;
-ягоды чёрной смородины;
-ягоды вишни;
Ход моих экспериментов:
1.Взять материал.
2.Выжать из него сок.
3.Погрузить в полученный раствор предметы для окрашивания
Опыт 1. Получаем оранжевый цвет из сока моркови. Выжимаем сок моркови, берём белую салфетку и пропитываем её морковным соком.
Вывод: белая салфетка от морковного сока стала желтой.
С мамой мы решили, что окрашенную таким образом салфетку, мы подарим бабушке на день рождения.
Опыт 2. Получаем сиреневый цвет с помощью красной капусты. По тому же принципу выжимаем сок красной капусты, обмакиваем в него белую пряжу.
Вывод: от сока красной капусты, пряжа приобрела сиреневый цвет.
Опыт 3. Получаем зелёный цвет. Для этого опыта мне понадобились листья шпината. С помощью соковыжималки получаем сок шпината, берём белую розу и обмакиваем её в краситель, полученный из шпината.
Вывод: после окрашивания роза приобрела зеленый цвет.
Н а фото представлены результаты окрашивания различных предметов природным красителем.
Опыт 4. Мама очень любит печь пироги и торты и украшать их кремом. Я предложил ей покрасить крем натуральными красителями и украсить торт. Для этого я разделил полученный крем для торта на разные тарелки, добавил в него несколько капель красителя.
Вывод: получились интересные цвета : для цветов -красный, розовый, сиреневый, желтый, для листьев –зеленый.
Опыт 5. В качестве эксперимента мы покрасили ещё куриные яйца. Для этого мы разлили каждый краситель в глубокие чаши и опустили на несколько минут в каждый краситель куриное яйцо.
Вывод: яйца приобрели разные цвета, самое яркое получилось яйцо, окрашенное соком свёклы, а самое светлое –соком моркови.
После всех проведённых экспериментов я подумал: «А смогут ли окраситься живые цветы моими красителями?».
Опыт 6. Я поставил в стаканы с растворами белые хризантемы. Окрас цветов менялся на глазах. Было очень интересно наблюдать за процессом окрашивания. От сока шпината хризантема стала зеленой, от морковного сока желтой, от сока вишни розовой, от сока черной смородины голубой.
Вывод: живые цветы можно окрасить с помощью природных красителей.
Всё получилось очень красиво. Я понял, что нужно только постараться, чтобы был результат.
Основные выводы:
Для окрашивание предметов используются различные части растений: стебли, листья, плоды, цветы.
В разных частях растений красильные вещества различны по яркости цвета. Например, в ягодах-более яркий цвет, а в лепестках, стеблях, листьях –менее яркий.
Различные материалы окрашиваются по разному. Напрмер, ткань, пряжа лучше впитывают краску и получается цвет ярче, а более гладкие поверхности (яйца) имеют свойства «скатываться».
Сок растений, поднялся по стеблю и окрасил хризантемы в разный цвет.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал данного исследования можно использовать как в школе на уроках окружающего мира, в кружках по интересам, так и дома.
Литература.
1.О.Никифорова. Краски из растений.-Малыш, 1988.
2.http://priart/narod.ru/paintinq.htm
3.http://www.clamber.ru/maps/916-kraski-iz-rastenij.htm/