Жизнь без мусора

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Жизнь без мусора

Чубарова А.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №5" г. Кумертау
Марченко Л.А. 1
1МБОУ СОШ №5 г. Кумертау
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Мусорная фантазия»

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки

Быстро наши города превратятся в свалки

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете

Пострашней произойдут беды на планете…

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты.

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются как град старые ботинки.

А когда пойдут дожди из пустых бутылок

На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдёт круговорот мусора в природе?..

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

(Андрей Алексеевич Усачёв)

Актуальность

 Великий Нильс Бор предрекал: человечество погибнет не от атомной бомбы, бесконечных войн, оно похоронит себя под горами собственных отходов. Исходя из этого, и выбрана мною тема «Жизнь без мусора». Я думаю, эта тема актуальна, потому что сейчас на фоне мусорной реформы и проблем со свалками тема мусора заметно оживилась.

Что делать? В чём проблема? Мы предположили, что количество мусора растет не только потому, что жители не хотят его утилизировать, а возможно потому, что не знают, как это сделать. Я решила изучить данную проблему.

Мы сталкиваемся с мусором ежедневно, поэтому каждый человек может сделать первый шаг к очищению планеты – разделение мусора.

Проблема исследования обусловлена следующими причинами - мусор загрязняет землю, воду, воздух и влияет на здоровье человека, проблему нельзя решить только техническими и материальными средствами, необходимо также изменить мировоззрение людей.

Цель моего исследования -  Убедиться, что каждый человек может внести вклад в решении «мусорной» проблемы, доказать важность любого, даже самого маленького действия и мотивировать людей на раздельный сбор отходов.

Задачи исследования для реализации поставленной цели:

Найти путь в чистое будущее и способы уменьшения количества мусора в повседневной жизни.

Исследовать, как обращаются с отходами жители разных стран мира, познакомиться с различными технологиями вторичной переработки.

Провести эксперимент в своей семье по раздельному сбору мусора.

Научиться сортировать отходы.

Подсчитать какую долю нашего мусора составляют полезные материалы.

Объект исследование: бытовые отходы.

Предмет исследования: раздельный сбор бытовых отходов,возможность их вторичного использования и переработки.

Гипотеза: Если предположить, что люди научатся раздельному сбору мусора и использованию бытовых отходов вторично, то количество мусора в наших контейнерах сократится и этим мы сбережём природу.

Методы исследовательской работы:социологический опрос, анализ, эксперимент, наблюдение.

Теоретическая значимость

Работа окажет влияние на повышение экологического образования (культуры, сознания, воспитания и формирования у школьников экологических ценностей).

Расширяет кругозор школьников в области рационального природопользования и охраны природы.

Воспитывает чувство ответственности за свои поступки.

Практическая значимость

Уменьшение объема мусора в контейнерах.

Развитие экологической культуры, вовлечение населения в раздельный сбор мусора.

Ожидаемые результаты

Уменьшение количества мусора в повседневной жизни.

Внедрение системы раздельного сбора мусора.

Активное участие каждого в возврате отходов в оборот.

Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы сбора отходов бытового мусора.

1.1 Влияние бытовых отходов на окружающую среду и здоровье человека.

В результате человеческой деятельности ежегодно образуются миллионы тонн различных отходов, в том числе и бытовых.

Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами влияет на человека через воздух, воду, пищу растительного происхождения, выросшей на отравленной мусором почве. Поступающие в почву химические соединения накапливаются и приводят к постепенному изменению ее химических и физических свойств, снижают численность живых организмов, ухудшают плодородие. Вместе с загрязняющими веществами часто в почву попадают болезнетворные бактерии, яйца гельминтов и другие вредные организмы.[1]

В настоящее время вторичная переработка мусора становится традиционным явлением лишь в немногих странах, но важна необходимость ее более активного применения. Такие способы утилизации отходов, как размещение на свалках и сжигание, не являются безвредными. Мусорные свалки выделяют газ метан, который создает угрожающий нашей планете парниковый эффект, удерживая тепло в земной атмосфере.[3]

Сжигание отходов также ведет к выбросу опасных газов, содержащих токсичные тяжелые металлы: кадмий, ртуть, свинец. Поступая в организм, они могут оказывать влияние на функцию кроветворения, вызывать изменения на состав крови, способствовать развитию канцерогенного, генетических и других отдаленных биологических эффектов. Повышенное выделение метана, кислорода, углекислого газа, способно вызывать удушье человека.[2]

Жителям г. Кумертау важно не забывать о негативном влиянии их неправильного обращения с бытовыми отходами. Важно утилизировать предметы, содержащие тяжелые металлы, в специализированных местах и во избежание загрязнения воздуха вредными веществами ни в коем случае не сжигать этот мусор. Будет полезно ограничение использования одноразовой посуды, пластиковых пакетов и прочих современных удобств, которые вредят окружающей среде и здоровью людей.

1.2. Культура утилизации и переработки мусора, как способ решения проблемы.

На сегодняшний день решение «мусорной» проблемы состоит в налаживании раздельного сбора и переработки отходов. Опыт разных стран показывает, что участие каждого жителя вносит значительный вклад в развитие культуры грамотного обращения с отходами и помогает сделать процесс избавления от мусора безопасным и эффективным. Например:

Каждый житель Швейцарии обязан сортировать мусор – это закон. Нарушителям – крупный штраф. За соблюдением закона следит мусорная полиция, которая способная найти и привлечь к суду даже человека, выбросившего из окна машины окурок. В стране на перерабатывающие заводы попадает более 90% использованной стеклотары. На улицах Женевы расставлены металлические контейнеры для битых и нестандартных бутылок, причем стекло сортируется по цвету: белое, зеленое, коричневое. Батарейки, содержащие опасные для живых организмов реагенты, никогда не выбрасываются в мусорное ведро, как и старые электрические приборы, домашняя техника, строительный мусор.[5]

В США развит раздельный сбор мусора – он должен выбрасываться в строго определенные контейнеры. Действует система штрафов. В Штатах работают более 550 мусороперерабатывающих заводов. Некоторые штаты США используют систему депозитов: при покупке товаров в таре (например, в бутылках), которую можно переработать, покупатель платит определенную сумму в качестве залога. При сдаче бутылки он получает эти деньги обратно. Предприниматели выпускают более экономичные упаковки, а потребители учатся многократно использовать имеющиеся в наличии предметы.[5]

В Японии отходы активно используют при создании насыпных территорий в океане. С начала 2000-х годов японское общество охватила настоящая волна: «моттаинай-нэ-э-э» часто можно услышать из уст японцев разных поколений. Это трудно перевести, но смысл в том, что не следует ничего выбрасывать до тех пор, пока сохраняются какие-либо полезные свойства, что расточительность неуместна.[5]

Финны умудряются прятать его под землей: он хранится в специальных емкостях вместимостью от 3 до 5 кубических метров, спрятанные на две трети в землю. Следующим достижением по утилизации мусора стали, сир – лифты, представляющие собой специальные подъемники, которыми оборудованы места массового скопления людей. Мусор для финнов является практически стратегическим сырьем. Из него они наловчились выжимать «соки». Вода, полученная после прессовки отходов, очищается до состояния питьевой. Метан – газ, выделяемый при разложении отходов (который финны улавливают и потом сжигают), используется как вид топлива для агрегатов, работающих на мусорных полигонах.[5]

1.3. Отходы - это не мусор, а вторичное сырье.

На первый взгляд, секрет семьи Анны Кондратьевой прост — мусор они сортируют и сдают в переработку; пищевые отходы, например, картофельные очистки, отдают на съедение специальным червячкам, а в пять килограммов входит то, что не подходит для сортировки. (Приложение №1) На соседство с червячками согласится не каждый, но у Анны действительно есть чему поучиться, если вы тоже думаете о том, как можно сортировать мусор и что с ним делать. Темой раздельного сбора мусора Анна заинтересовалась четыре года назад. (Приложение №2) В первую очередь она отказалась от мусорного ведра, о чем до сих пор не жалеет. Вместе с мужем они начали сортировать мусор. Сначала отделяли от общей массы только бумагу, стекло и банки, но после разобрались и с приемом других видов вторсырья. Сейчас на переработку сдают всё, что принимают, включая ветошь и электролампы. А всё, что не удается рассортировать, тоже находит своё место — отправляется в стеклянную банку. Сейчас там несколько фантиков от конфет и блистеры от таблеток. Многие переживают, что сортировка отходов занимает много времени, а главное, места. Придется ставить несколько ведер или коробок. Анна предлагает удобную альтернативу — вертикальные контейнеры. На каждом указано содержимое: бумага, стекло, пластик, металл. Такие контейнеры заполняются за пару месяцев. После этого Анна с мужем увозят всё на переработку. Они не выкидывают даже пищевые отходы. Пользуются комнатным вермикомпостером — это контейнер, где живут черви. Они перерабатывают пищевые отходы в биогумус. Если компостер правильно эксплуатировать, отходы в нем не гниют, и запаха никакого нет. Черви — существа светобоязливые, поэтому из компостера они никогда не выползают. Компост, который образуется, Анна добавляет в цветы. Всё это — раздельный сбор отходов, замена одноразовых вещей на многоразовые альтернативы и вдумчивый выбор продуктов в магазине — помогло семье Кондратьевых сократить бытовой мусор до пяти килограммов в год на двоих.[4]

А вот как по-своему решают вопрос с бытовыми отходами мои бабушка и дедушка, которые живут в своем доме. Первый совет, который даёт бабушка начинающим «разделителям», — не несите мусор в дом. Замените большие пакеты - на тканевые авоськи, а маленькие — на легкие сеточки. Бабушка и дедушка стараются внимательно относиться к тому, что покупают, и не нести в дом заведомо не перерабатываемые вещи, например, упаковки. Они также почти не пользуются одноразовыми вещами, такими, как пластиковые пакеты, одноразовая посуда, одноразовые стаканчики для кофе навынос, потому что они оказываются на свалке, прослужив считаные минуты. Бабушка из старых вещей, шьет рукавицы, сумки, коврики. Пищевые отходы отправляют на навозную кучу. Пластиковые бутылки, отдают молочнице, а жестяные банки используют на огороде - отпугивать кротов. Бабушка всегда говорит: «Отходы – это не мусор». У бабушки с дедушкой есть чему поучиться.

Вывод. Мне кажется очень разумной практика возврата отходов в оборот, потому что это одновременно и предотвращает загрязнение окружающей среды, и сохраняет ресурсы.

Раздел 2. Практическая работа по расчету целесообразности раздельного сбора бытового мусора.

Сущность и положение исследования.

1)Анкетирование.

Среди ребят нашего класса был проведен опрос, и я узнала:

1. Есть ли польза от раздельного сбора мусора?

2. Какая польза от раздельного сбора мусора?

3. Какие виды контейнеров вы бы хотели видеть в городе?

4. На сколько категорий вы готовы сортировать бытовой мусор?

И получил следующие ответы. На первый вопрос подавляющее большинство ребят (67%) признают, что есть польза от раздельного сбора мусора.

На второй вопрос опрошенные (50%) преимущественно указывают экологическую пользу от раздельного сбора мусора.

На третий вопрос ребята (60%) выбрали оборудованные мусорные площадки со стационарными контейнерами для мусора.

Ответы на четвертый вопрос меня удивили и порадовали. Большая часть одноклассников (52%) готовы сортировать бытовые отходы на три части, а более четверти опрошенных на 5 категорий. Результаты занесены в (Приложение №8).

Вывод: Ребята нашего класса готовы заниматься раздельным сбором мусора. Это может говорить о сформировавшейся экологической сознательности.

2) Эксперимент.

Из чего состоит мусорное ведро?

Содержимое ведра в классе.

В течение недели мы отмечали, какие типы отходов встречаются в мусорном ведре в классе.

 

Бумага

Пластик

Пищевые отходы

Металл

Стекло

Ткань

Понедельник

+

+

-

-

-

-

Вторник

+

-

-

-

-

-

Среда

+

+

+

-

-

+

Четверг

+

+

+

-

-

-

Пятница

+

-

-

-

-

+

Количество выбрасываемого мусора в кабинете в среднем составляет около 1 кг в сутки.

Такие отходы, как металл и стекло не встречаются в школьном мусоре.

Большая часть по объёму составляет бумага.

Из пластика – сломанные линейки, пакеты, ручки, упаковки от йогурта.

Пищевые отходы составляют - огрызки яблок, кожура бананов, апельсинов.

Все отходы из мусорного ведра в классе можно переработать.

Содержимое ведра дома.

Практическая часть.

1. опыт №1

Я провела опыт, в котором я собирала бумагу, которую моя семья выбрасывала, и за месяц накопилось: 1 кг 391 г.

2. опыт №2

Я провела опыт, в котором, я сортировала мусор, который наша семья собрала за целый день, в течение одной недели.

Дни недели

поне

вторн

сред

четв

пятни

субб

воскр

всего

Кол-во мусора за 1 день в граммах

809

1133

1119

748

1224

874

1109

7016

ветошь

150

350

200

180

280

150

110

1420

металл

24

13

8

86

109

50

12

305

пластик

88

86

26

68

102

136

136

642

Стекло

194

300

438

230

350

150

443

2105

бумага

83

41

67

25

52

30

78

376

Пищевые отходы

27

343

380

159

331

358

327

2168

Общий вес отходов за всю неделю в среднем составляет 7 кг 016 г, то есть за год наша семья выбрасывает около 340 кг мусора, большая часть которого могла бы быть переработана (Приложение 9)

Кол-во мусора за неделю в граммах 7016

Кол-во мусора за месяц в граммах 28064

Кол-во мусора за год в граммах 336768

Наши исследования показали: Если мы из своего мусорного ведра уберем на переработку пластик, бумагу, батарейки, лампочки, одежду. Оно станет легче в два раза, а окружающий мир чище.

План личных действий по решению проблемы бытовых отходов.

Первый шаг, который мы сделали, это отделили старые вещи от отходов и отдали их в клуб «Дружба». Где наши ребята посещают объединение «Умелые руки» и шьют удивительные игрушки. (Приложение №4)

Второй наш шаг участие в конкурсе "Соберём, принесём, спасём!". Мы с ребятами создали Эко – отряд «Экологический патруль». Это было не трудно, провели акцию «Сдай батарейку – сохрани природу», поставили в подъезде коробочки и соседи откликнулись нам помочь. Я собрала – 21 штуку. Наш класс занял I место в школе. Мы продолжаем эту работу. (Приложение №5)

Третий наш шаг это сбор макулатуры "Соберём, принесём, спасём!". Все ребята сделали интересные коробки для сбора бумаги и картона, поставили их в подъезде, в классе и дома. Один раз в месяц, мы собираем макулатуру, ведем подсчет и сдаем в библиотеку. Я с 1 января собрала и сдала 17 килограмм. Мы все хорошо знаем и помним, что 100 кг макулатуры спасет одно дерево. (Приложение №6)

Четвертый шаг. Не забываем отделять от отходов пластик и утилизировать в специальный контейнер. (Приложение №7)

Из бросового материала на уроках технологии мы делаем интересные поделки. И у нас есть победители в городском конкурсе «Подари вещам вторую жизнь». (Приложение №8)

Я буду продолжать исследование «Жизнь без мусора», чтобы найти наиболее разумный способ обращения с отходами и спасти нашу окружающею среду от «мусорного монстра»! (Приложение №3)

Вывод. Для себя я решила, что буду сортировать мусор, использовать органический мусор для компостных куч, показывать окружающим свое отношение к мусору личным примером, проводить социальную работу в школах и детских садах.

III. Заключение.

Единственной моделью, которая позволяла бы в случае ее внедрения решить проблему утилизации твердых бытовых отходов в нашей стране, является раздельный сбор мусора. Метод сортировки отходов еще на стадии их образования является технологически оптимальным и экономически целесообразным. Предложенная схема раздельного сбора мусора учитывает и интересы обычных граждан-пользователей, и интересы коммунальщиков, и интересы общества. Мусор не будет создавать проблем для общества, а работать на него в виде вторичного сырья. У населения города должно формироваться экологическое мировоззрение. Данная схема раздельного сбора мусора объединяет отдельных граждан города в общество, повышает уровень гражданской активности населения. Данная исследовательская работа требует огромного комплекса доработок, расчетов и согласований, чтобы приобрести статус проектной деятельности и быть реализованной. Однако, без осуществления подобных первых шагов не возможно дальнейшее движение к развитию. Впрочем, общий вывод вполне однозначен: воплощение схемы раздельного сбора мусора в отдельных населенных пунктах и в государстве в целом - это жизненно важная потребность современного общества.

IV. Литература.

Алимкулов С.О., АлматоваУ.И. Отходы-глобальная экологическая проблема. Современные методы утилизации отходов//Молодой ученый.-2014.-№21-С.66-70.

Бабанин И. В. Мусорная революция / И. В. Бабанин // Бытовые отходы. - 2009. - № 3. - С. 56-60.

Шалай В.В., Шукшин М.В. «Необходимые меры по борьбе с мусором», Москва, Просвещение. 2010 г.

https://m.e1.ru/news/66007279 Не несите это в дом: правила обращения с мусором.

beautytime.ru/samye-ekologicheski-chistye-strany-mira.html

Приложение 3

«Жизнь без мусора»

   

Многоразовая альтернатива. Красивые сеточки вместо полиэтиленовых пакетов.

Комнатный вермикомпостер

для переработки пищевых отходов

Приложение 4

Отходы в доходы

   

Старые вещи на новый лад

Клуб «Дружба», объединение «Умелые руки»

Приложение 5

«Сдай батарейку – сохрани природу»

   

Экобокс для батареек

Эко-отряд «Экологический патруль»

Приложение 6

«Соберём, принесём, спасём!»

   

Коробки для сбора бумаги и картона

100 кг макулатуры – спасёт одно дерево

Приложение 7

Раздельный сбор отходов – мой выбор!

   

Пластик и лампы

Контейнер для раздельного мусора

Приложение 8

«Подари вещам вторую жизнь»

 

Поделки из бросового материала

 

Просмотров работы: 128