Моё увлечение – игра на саксофоне

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Моё увлечение – игра на саксофоне

Габдулфартов А.А. 1
1Средняя общеобразовательная школа №7 г. Альметьвск
Баязитова О.А. 1Васянина Т.В. 2
1Средняя общеобразовательная школа №7 г.Альметьевск
2МБОУ ДО «Детская музыкальная школа № 1 им. Р.Н. Нагимова»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Он на солнце заблестит,
Нежным звуком одарит.
В джазе самый первый он, Серебристый саксофон

Саксофон – это сравнительно молодой музыкальный инструмент, ведь с момента его происхождения не прошло и двухсот лет, зато популярность у него такова, будто он появился на свет еще до нашей эры. Востребованный во многих современных жанрах и стилях, сравнительно легкий в освоении и обладающий большим потенциалом выразительных и технических возможностей, он всегда привлекал к себе внимание начинающих музыкантов. На саксофоне можно музицировать все - от простых мелодий, звучащих по радио и телевидению, до исполнения классических пьес в разных стилях, а также сложнейших джазовых импровизаций.

Оптимальный возраст для начала учебы на этом инструменте – 10 лет, причем детям хрупкого телосложения придется подождать еще год. Если у ребенка крепкое телосложение, то можно начать заниматься насаксофоне и в 9 лет. 

Цель: выяснить, является ли моё увлечение полезным занятием для меня и моего здоровья.

Задачи:

1)изучить литературные источники и ресурсы Интернет по теме исследования;

2)выявить, есть ли положительные или отрицательные моменты игры на саксофоне для здоровья детей;

3)проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы.

Объект: саксофон

Предмет: влияние игры на саксофоне для моего здоровья.

Гипотеза: игра на саксофоне - приятное увлечение и полезно для здоровья.

Методы: изучение литературы, поиск информации, отбор информации, беседа.

Практическая значимость:

Саксофон, ты играешь души красоту,
Слышу я в твоих звуках любви чистоту.
Саксофон, ты чудесная сказка в ночи,
Не молчи дорогой, я прошу, ты звучи.

Сегодня саксофон — один из ярчайших духовых инструментов, и какая бы музыка на нём не исполнялась, классическая, джазовая или популярная, она всегда вызывает прилив радости и большого удовлетворения от услышанного и увиденного. Потому что звучит саксофон. Надеюсь, результаты моего исследования пригодятся моим одноклассникам и сверстникам, если перед ними будет стоять вопрос выбора музыкального инструмента для музыкального образования. Материалы моей работы можно будет использовать на внеклассных мероприятиях для расширения кругозора и популяризации саксофона.

1.Всё о саксофоне

1.1.История создания

В процессе работы над проектом были использованы источники в сети Интернет, так как литературных источников по данной теме очень мало.

Саксофон - духовой деревянный музыкальный инструмент. По принципу звук извлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева.

Саксофон был назван в честь своего изобретателя - бельгийца Адольфа Сакса. Изобретение было запатентовано в мае 1846 года. Адольф Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент «мундштучным офиклеидом», а название «саксофон» было предложено несколько лет спустя Гектором Берлиозом.

Однажды Саксу стало интересно узнать, можно ли сделать музыкальный инструмент, который бы стал промежуточным звеном между деревянными и медными духовыми инструментами. Для воплощения своей идеи в реальность Сакс решил к новому принципу построения: он соединяет коническую трубку с тростью кларнета и клапанным механизмом гобоя. Инструмент имел металлический корпус. Внешне он был похож на басовый кларнет. Сама трубка расширялась в конце и сильно загибалась вверх. К ней была прикреплена трость на наконечнике из металла. В целом получившейся инструмент чем-то напоминал английскую букву S.  Отметим, что задумка Сакса получилась великолепной. Новому инструменту удалось соединить в себе свойства медного и деревянного духовых инструментов. Кроме того, особое внимание привлек получившийся тембр. Звук, издаваемый саксофоном, напоминает звучание английского рожка, кларнета и виолончели.

Сначала саксофон стали активно использовать в военно-духовых оркестрах Франции, а в скором времени им заинтересовался симфонический оркестр. Не одно десятилетие саксофон использовали только французские композиторы, а именно Тома, Массне, Бизе, Равель и др. Но по истечению некоторого времени саксофон обрел популярность среди композиторов разных стран мира. Рахманинов, например, задействовал саксофон для воспроизведения своей одной самой прекрасной мелодии в первой части «Симфонических танцев».

Из Интернет источников выяснил, что с момента своего возникновения саксофон прошел интересный путь и даже столкнулся с мракобесием. В Германии, когда в этой стране процветал фашизм, игру на данном инструменте запретили, мотивируя это тем, что саксофон имеет неарийское происхождение.

В начале 20 века саксофоном заинтересовались музыканты из джаз-ансамблей и таким образом этот инструмент стал «королем джаза». Большинство композиторов 20 века высоко оценили саксофон. Например, Дебюсси придумал Рапсодию для данного инструмента с оркестром.

Семейство саксофонов, сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только 4 из них.

Структура саксофона 

Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса, и «эса» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эс насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука кларнета: он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а у теноровых и более низких разновидностей — иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как открытость (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются более закрытые мундштуки, для других жанров — более открытые.

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок), которая тоже схожа по строению с тростью кларнета. Обычно для её изготовления применяется камыш, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления — лигатуры, представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Звук из саксофона извлекается вдуванием воздуха в трубку и нажатием пальцев на клапаны. Саксофонист прикладывает мундштук к губам и посылает струю воздуха.

Саксофон является одним из основных инструментов джазового оркестра. Применяется также в духовом, эстрадном и симфоническом оркестрах и как сольный инструмент.

2.Саксофон и детское развитие

2.1.Польза для детского развития

По мнению врачей, в том числе и физиологов, основная польза от игры на саксофоне приходится на развитие головного мозга. Поспособствовала этому взаимосвязь нескольких особенностей, которые свойственны игре на данном музыкальном инструменте. Прежде всего, занятия на саксофоне требуют большой работы легких, повышенная вентиляция которых помогает снабжать нервные клетки головного мозга достаточным количеством кислорода, причем не только во время упражнений на саксофоне, но и в обыденной жизни. Степень оксигенами тканей головного мозга влияет на эффективность работы и скорость развития. Еще одним фактором, оказывающим благоприятное влияние на развитие мозга, является и само музицирование. За счет присутствия 19-22 клапанов, посредством которых регулируется звучание и расширяется палитра инструмента до 2,5 октав, исполнителю требуется определенная сноровка, отлаженная работа пальцев и хорошая память. А поскольку движение пальцев для воспроизведения мелодии на саксофоне сложнее, чем при работе с клавишными инструментами, то детскому мозгу необходимо приспосабливаться к управлению этим не легким механизмом. В дальнейшем данный навык поможет справиться и с другими сложными техническими изобретениями.

Память и абстрактное мышление – это те показатели, которые необходимы для получения высшего образования и неважно какого: гуманитарного либо технического. Поскольку саксофонист должен все время представлять перед глазами строение инструмента, принцип работы, взаимодействие всех его частей и при всем при этом держать в голове написанную нотами партию. Это единственный в своем роде инструмент, который помогает исполнителю передать в полном объеме, в режиме реального времени свои чувства и мысли, а также свое восприятие окружающей атмосферы. Эти возможности инструмента в своей практике широко применял Дмитрий Шостакович.

Беседуя со своим преподавателем в музыкальной школе, выяснил о ряде привилегий в будущем, если мое увлечение перерастет в профессиональную занятость:

1. Музыкальные учебные заведения (училища, колледжи и консерватории) на сегодняшний день бесплатные.

2. В армии ребята, имеющие музыкальное образование на духовом инструменте, имеют привилегии: играют в оркестре. На практике обычно попадают в столицу или крупные города, многие остаются там и работают, получают военное звание, хорошо оплачиваемую работу и жилплощадь.

3. Имеют возможность много путешествовать с оркестром.

4. Духовники редко болеют респираторными заболеваниями, т.к. со временем увеличивается объём легких, (Приложение №2) и стенки легких становятся эластичнее. Прямое доказательство тому моя медицинская карта. (Приложение №3) Если учесть тот факт, что раньше респираторными заболеваниям я болел по несколько раз в год и часто с осложнениями (бронхит и воспаление легких), то в этом году обращений в медицинские учреждения не было.

Сравнительная таблица объёма легких обычного ребенка и ребенка, который занимается на духовых инструментах:

ВОЗРАСТ

6

8

10

12

14

16

18

МАЛЬЧИК

3,5

4

4,3

4,5

4,8

5,9

5

МУЗЫКАНТ

3,5

4,2

4,6

4,9

5,5

6,3

7

Можно сказать точно, что игра на саксофоне несет большую пользу для нормального становления не только детской психики, но и для правильного развития некоторых физических факторов, творческого мышления, способности импровизировать и т.п. А ведь уроки музыки гармонизируют работу правого и левого полушарий мозга, и не только это. Игра на музыкальных инструментах великолепно развивает мелкую моторику рук, что прямо связано с развитием других функций, включая речевые навыки. Проявляют эти дети себя и в математике, доказано, что игра на инструментах развивает математические способности.

2.2. «Музыкальные» риски

Музицирование — занятие непростое. На первый взгляд может показаться: что может грозить музыканту? Не горные лыжи, не бокс, не альпинизм. Сидишь себе в помещении и тренькаешь в свое удовольствие, или дудишь. На самом деле все не так, как кажется при беглом взгляде. У музыкантов полным-полно профессиональных заболеваний. Из 10 музыкантов 8 или 9 сталкиваются со специфическими болезнями. Но, что важнее всего для родителей потенциальных учеников музыкальной школы, более 75% из них впервые сталкиваются с проблемой в юном возрасте.

Врачи полагают, что связано это, по большей части, со следующими факторами:

1. Недостаточное владение правильной техникой игры на инструменте. Во многом это зависит от преподавателя, от его умения правильно «поставить» осанку, руки, дыхание. Но порой проблема в том, что ученики сами пренебрегают советами, объясняя это тем, что «мне так удобнее, легче».

2. Неумеренные по интенсивности и продолжительности занятия. Иногда это связано с амбициями родителей или учителей, стремящихся любой ценой сделать из ребенка «звезду». Часто молодые музыканты сами настолько увлекаются, что готовы репетировать целыми днями, а ночью спать в обнимку с инструментом или партитурой.

3. Пренебрежение другими составляющими гармоничного развития: правильным режимом сна и отдыха, регулярным питанием, физической активностью и специальными упражнениями, помогающими снимать напряжение или развивать правильное дыхание.

4. Недостаточное внимание самого ученика или его наставников к состоянию здоровья. Как правило, первые симптомы расстройства здоровья игнорируются как несущественные.

5. Неправильный выбор инструмента, который должен соответствовать возрасту ребенка, его физическим возможностям. Например, игре на флейте следует начинать учиться с блок-флейты, и на оркестровую можно переходить не ранее чем в 11-13 лет. А на саксофоне до этого возраста и вообще играть не стоит — легкие еще недостаточно развиты.

6. Важно следить за техникой игры. От неправильного положения мундштука может испортиться прикус.

7. Выбор инструмента без учета состояния здоровья ребенка. Например, игра на духовых инструментах не рекомендуется детям с повышенным внутричерепным давлением, но показана тем, кто страдает астмой.

8. При длительной игре на духовом инструменте наступает кислородное голодание головного мозга, наступает некая эйфория.

2.3 Мое знакомство с саксофоном.

В ходе нашего исследования выяснили, что Альметьевская детская музыкальная школа №1 им. Р. Н. Нагимова основана и существует с 1958 года. За время работы АДМШ №1 окончили более 3000 человек по разным специальностям, в том числе и духовые инструменты. На саксофоне занимаются всего 10% от общего количества обучающихся.

Специальность

Количество учащихся %

Пианисты

20%

Народники

30%

Скрипачи

10%

Вокалисты

30%

Духовики

10%

В 10% духовые инструменты входят кларнет, флейта, труба, гобой, контрабас и саксофон.

Своё знакомство с этой школой я начал в 4,5 года, стал заниматься в группе раннего развития на фортепьяно, изучал ритмику и сольфеджио. Позже я смог пройти тестирование на три «5» и меня взяли в музыкальную школу в класс духовых инструментов в 6,5 лет! К этому времени я имел необходимые музыкальные знания и абсолютный слух. Я с трех лет занимался плаванием, и мои легкие были натренированы. Объём легких продолжает увеличиваться:

Объём легких

6 лет

7 лет

8 лет

2.2

2.6

2.9

Но есть некоторые трудности и проблемы, с которыми мы столкнулись при раннем обучении игре на саксофоне:

1. Выпадение молочных передних зубов, наличие которых очень важно при извлечении звука на инструменте.

2. Сложно понять в шестилетнем возрасте, как правильно дышать диафрагмой - важно именно правильно дышать, чтобы не навредить здоровью!

3. Саксофон достаточно тяжёлый инструмент – 3,5 кг. Носить самостоятельно 6-7 летним детям трудно.

Пришлось ждать несколько месяцев, пока вырастут передние зубы, чтобы начать практически заниматься на инструменте. В это время изучали теорию, расположение клапанов и их взаимосвязь на инструменте. Этот момент неизбежен! И не каждый педагог сможет ждать несколько месяцев! Наша учительница пошла на встречу моему сильному желанию заниматься, и сейчас довольна результатом, и пророчит мне консерваторию.

Итак, не смотря на утверждение всех Интернет источников о том, что начинать заниматься на духовом инструменте нужно с 10 лет, педагог по специальности Татьяна Владимировна утверждает, что чем раньше, тем лучше: если есть большое желание!

Заключение

Саксофон в настоящее время является очень популярным инструментом с очень обширной сферой применения. Он полноправный член в духовых и эстрадных оркестрах. Во многих современных жанрах, таких как рок, поп, рок-н-ролл, регги, эр энд би, соул, блюз, фанк саксофон является очень важным инструментом. В симфонической и оперной музыке саксофон также находит применение, но, к сожалению, не так часто, то есть постоянной прописки в симфоническом оркестре инструмент не получил.

В ходе своего исследования убедился, что игра на саксофоне для меня интересное и любимое занятие: мне нравится процесс обучения и игра на инструменте. Точно знаю, что игра на саксофоне не просто хобби – планирую связать свою жизнь с этим инструментом.

Мне повезло с моим преподавателем Васяниной Татьяной Владимировной, она добрая, специалист в своем деле, постоянно развивается сама и развивает мои навыки. Она всегда поддерживает меня, даже когда бывает очень сложно. С ней не скучно, она может заинтересовать. А выбрать правильно преподавателя так же важно, как и сам инструмент.

Выбирая инструмент для ребенка важно учесть, какие положительные и отрицательные моменты существуют для тех, кто интенсивно будет заниматься музыкой. Играть на саксофоне лучше начинать в возрасте 10 – 12 лет, когда организм сформирован, а легкие окрепли. Однако, учитывая акселерацию , планку «духовиков» постепенно понижают. 

В любом случае всем желающим научиться играть на саксофоне понадобится большое количество времени для практических занятий, а также упорство и терпение, ведь не все может получиться с первого раза. Детям и подросткам нужно посоветоваться с врачом, так как существуют определенные риски и проблемы. Нельзя играть на духовых инструментах при эмфиземе (патологическом увеличении объема легких), кистах в легких и на некоторых стадиях туберкулеза. Нужно быть осторожными и при врожденных пороках сердца.  

Предупредить проблемы всегда легче, чем потом их решать. Но это вовсе не означает, что не нужно обучать детей музыке. Польза музыкального образования сомнению не подлежит.

Таким образом, мы решили все задачи и достигли цели, которая была поставлена в начале нашей работы. Гипотеза нашла свое подтверждение: увлечение игрой на саксофоне приносит пользу моему здоровью (приложение), есть определенные успехи в учебе и внеурочной деятельности, пригодится и для будущей карьеры. А самой главное-я счастлив, занимаюсь любимым делом!

Интернет-источники

https://pandia.ru/text/77/182/6049.php

http://houserock.ru/arhiv/raznoe/2704-polza-saksofona-dlya-detskogo-razvitiya.html

https://chmag.ru/childrens-events/musical-development/525-uchim-saksofon-s-rebionkom

https://naturemed.ru/pochemu-mnogim-detyam-nelzya-igrat-na-d/

https://letidor.ru/dom-i-rebenok/polza-i-vred-5-instrumentov-dlya-malenkih-muzykantov.htm

Приложение 1

Средние показатели изменения объёма легких стандартного мальчика и мальчика, который занимается духовым инструментом

ВОЗРАСТ

6

8

10

12

14

16

18

МАЛЬЧИК

3,5

4

4,3

4,5

4,8

5,9

5

МУЗЫКАНТ

3,5

4,2

4,6

4,9

5,5

6,3

7

Приложение 2

Мои показатели объёма легких

 

Просмотров работы: 865