Загадочные айсберги: в поисках истины

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Загадочные айсберги: в поисках истины

Леоненко П.Д. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 50 города Макеевки"
Шехмаметьева Т.П. 1
1МОУ "Средняя школа № 50" г. Макеевки
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вся моя исследовательская работа напоминает путешествие то по ледяным просторам севера и Антарктики, то в книжных глубинах школьной библиотеки, то к маме на кухню. Конечно, сразу возникает вопрос, а какое отношение айсберг имеет, например, библиотеке или кухне.

Всему виной синквейн к слову с трудным написанием «айсберг», которое нужно было выбрать самостоятельно и составить на урок русского языка. Я очень люблю такие задания, а тут задумалась.

Для моего учителя и руководителя это – явление природы, грамматическая категория, а для мамы – закусочное блюдо. Для бабушки – овощ, для меня же, на сегодня, – объект исследования. Предмет его – поиск ответов на вопрос, знаешь ли ты, что айсберг это – ...

Так родилась тема моего исследования – «Загадочные айсберги: в поисках истины».

Цель работы. Изучить природу айсбергов, установить сферы употребления слова и понятия в языке и жизни человека.

Задачи.

Изучить природу айсбергов и создать видеоролик.

Установить лексико-семантическую структуру слова «айсберг» через фразеологизм.

Научиться делать салат «Айсберг» и составить технологическую карту блюда.

Расширить представление о способах передачи и сохранения информации.

Методы исследования:

сбор и обработка информации из книг и Интернета об айсбергах;

опрос одноклассников и родственников, анализ полученных данных;

проведение опытов и предварительные выводы по их результатам;

овладение навыками приготовления салата.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что она носит познавательный характер и в практических целях может

быть использована при изучении предметов «Окружающий мир», «Технология» и во внеурочной деятельности. Надеюсь, что и взрослых, и детей, также как и меня, увлечёт исследование загадочных айсбергов.

Актуальность исследования определяет его целеполагание: согласно известному афоризму, владеешь информацией – владеешь миром.

Основная часть

Глава 1. О странностях льда

§ 1. Ледяные горы.

Общеизвестно, что около 10 % Земли постоянно покрыто льдом. Вода в твердом состоянии, в виде снега и льда, покрывает вершины высоких гор, поверхность Антарктиды, Северного Ледовитого океана и его берегов.

От ледников, которые покрывают материки, откалываются огромные куски льда и пускаются в свободное плавание. Например, северные айсберги рождаются от ледникового покрова Гренландии, а южные, значительно превышающие размеры северных, от Антарктиды. Эти ледяные глыбы затем дрейфуют и выглядят, как настоящие дворцы. [5, 6, 7]

«Айсберг» (от англ. «iceberg»)  буквально означает «ледяная гора».

Следовательно, айсберги – это лёд из пресной воды или хранилища чистой питьевой воды в замороженном виде. [8]

§ 2. Айсберги: цифры и факты.

На основе справочной литературы и Интернет-материалов я установила, что  айсберги представляют собой как природное явление:

Образование айсбергов напрямую связано с шельфовыми ледниками Антарктиды, северных островов Канадского Арктического архипелага, а также Гренландии. Они дают наибольшее их количество и самые крупные экземпляры.

В году 1956 г. выявлен самый крупный айсберг в истории (длиной 335 км и шириной 97 км), его площадь превышала площадь такой страны как Бельгия.

Состав. Пресной воды во всех айсбергах Земли больше, чем во всех её реках и озёрах, вместе взятых.

Масса айсберга достигает трёх-четырёх миллионов тонн.

Высота айсберга иногда достигает 30-35 метров, что сравнимо с высотой 10-этажного дома.

Количество айсбергов в прибрежных водах только Антарктиды составляет около 100 000.

Цвета у айсбергов бывают в основном либо белый, либо голубоватый, но в Южном океане попадаются и нежно-розовые.

Идея транспортировки айсбергов в засушливые районы как плавающего запаса пресной воды неуклонно набирает сегодня своих сторонников.

Положение. Около 90% айсберга всегда находится под водой, над поверхностью которой возвышается лишь 1/10 его часть.

Поющими называют айсберги с образующимися целыми системами сквозных промоин, откуда в ветреную погоду раздаются фантастические звуки.

Презентуя на уроке окружающего мира видеоролик на основе собранных материалов, я предложила подумать одноклассникам (23 чел.), а они, в свою очередь, родителям (17 чел.), каким может быть синквейн «Природа айсберга». Вот что у нас получилось в результате анализа данных соцопроса (40 чел.):

АЙСБЕРГ

Величественный, холодный.

Откалывается, дрейфует, нависает.

Запас пресной воды на Земле – это вечные льды севера и Антарктики.

Ледяная гора.

§ 3. Опасная красота. «Огромные ледяные глыбы, плавающие в океане, представляют опасность для судоходства. Всем известна трагическая судьба английского пассажирского лайнера «Титаник», столкнувшегося 14 апреля 1912 года с огромным айсбергом. В этой катастрофе погибли около 1500 человек. Вскоре после этой трагедии был создан Международный ледовый патруль, который следит за движением айсбергов и предупреждает суда о возможной опасности. Финансируют эту службу 17 стран».[9]

Глава 2. Как я открывала тайны айсберга: методический инструментарий исследования и предварительные выводы.

В экспериментальной части работы я попробовала создать несколько моделей айсбергов и ответить на вопрос, почему айсберги не тонут?

Рис. 1 Экспериментальная часть работы

§ 1. Опыт № 1. Моделирую айсберг.

Для этого в одноразовых разной формы и размеров стаканах заморозила подкрашенную красителями пресную очищенную воду. Затем для получения «океанской» воды (она должна быть соленой!) в банке развела соль.

§ 2. Опыт № 2. Почему айсберг не тонет?

Позже по очереди опускала свои чудесные айсберги в банку с полученным раствором и наблюдала за ними. (см. Рис. 1)

Оказалось, действительно, на поверхности воды плавает только десятая часть – макушка айсберга, остальная спрятана под водой.

Причины этого явления имеют прямое отношение к разгадке природы айсберга [4]:

Плотность льда ниже, чем у воды.

Айсберг состоит из пресной воды, а она легче соленой.

Увеличение объема воды в момент ее преобразования в лед.

§ 3. Мамина «Школа кулинара»: мастер-класс по приготовлению салата «Айсберг».

Рис. 2 Мамина «Школа кулинара»: рецептура салата

§ 4. Радость открытия: «верхушка айсберга».

Работая со словарями, толкование слова, его происхождение и т.п. я узнала быстро. В школьной библиотеке много самых разнообразных современных источников. Проблема возникла с фразеологизмом «вершина айсберга»: сколько не искала – нет, и всё! Помог случай. На уроке английского языка учительница, заметив листочек с этим выражением у меня на парте, сказала:

TIPOFTHEICEBERG (англ.) «верхушка айсберга» малая видимая часть какого-либо события, проблемы; внешнее проявление явления, которое намного меньше самого явления.

И добавила, что фразеологизм (идиома) «молодой», общеупотребительным стал с начала XXI века. Так вот, почему я не могла его отыскать в академических словарях прошлого столетия! Позже я нашла её словам подтверждение в Интернет-ресурсах. [8]

Заключение

Как видим, мои поиски истины увенчались успехом: удивительное свойство воды в твердом состоянии подарило нам опасную, но неповторимую красотуайсберг. И обобщить полученную информацию можно графически, составив ассоциативный куст, ментальную карту, кластер или ассоциограмму способ графического представления материала, позволяющий сделать наглядным результат мыслительного процесса при изучении или обобщении какой-либо темы. Этот список приемов графической организации информации можно дополнить еще одним видом – «айсберг» слова, понятия, состояния. Где его видимая часть лишь представляет определение («верхушка айсберга»), содержание же – его скрытая, «подводная» часть. Например, айсберг «Моё исследование» (см. Схема 1):

Исследовательская работа

Загадочные айсберги: в поисках истины

Виды деятельности и эмоциональное состояние

Интерес и любознательность

Знания и умения

Ежедневные цели

Ошибки и критика

Маленькие достижения и удачи

Успех

Мозговая активность

Самодисциплина

Усердие, упорство

Разочарования и обиды

Радость открытия

Самореализация

Схема 1. Айсберг «Моё исследование»

В рамках исследования стоит ещё заглянуть на огород к бабушке: что-то она говорила об одноименной овощной культуре.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Арабаджи, В. И. Загадки простой воды. – М.: Знание, 1973. – 95 с.

Котляков, В. МСнег и лёд в природе Земли. М.: Наука, 1986.157 с.

Котляков, В.М. Снежный покров и ледники Земли. Книга 2.: Избранные сочинения в шести томах. / В. М. Котляков. М: Наука, 2004. 448 с.

Кульский, ЛА., Даль, В. В., Ленчина, ЛГВода знакомая и загадочная. К.: Рад. школа, 1982. – 120 с.

Лосев, К.С. Антарктический ледниковый покров.  М.: Наука 1982. 158 с.

Какое из известных науке веществ самое необычное? – URL: http://zablugdeniyam-net.ru/priroda/kakoe-iz-izvestnyx-nauke-veshhestv-samoe-neobychnoe

25 удивительных айсбергов и ледников со всего мира. – URL: http://bigpicture.ru/?p=566322

О фразеологизме «вершина айсберга». – URL: https://dslov.ru/fslov/f908.htm

https://slovar-vocab.com/english-russian/idioms-dictionary/tip-of-the-iceberg 1122038.html

Интересные факты об айсбергах. – URL: http://xn--80aahh2ah1cn0e.xn--p1ai/

2

Просмотров работы: 418