Введение
Стендовый моделизм – это проектирование, конструирование, изготовление в масштабе копий техники, сооружений, композиций для демонстрационных и воспитательных целей.
Я давно интересуюсь сборкой машин. Мне нравится не только собирать модели, но и раскрашивать их. Это очень кропотливая работа, потому что фигурки людей имеют высоту не более 5 сантиметров, а элементы их обмундирования могут быть меньше 1 сантиметра. Так же мне нравится история, а моделирование позволяет отображать исторические моменты.
Актуальность моей работы заключается в том, чтобы использовать стендовые модели в обучающем пространстве и при использовании их, можно сделать образование намного простым для учеников и результативным для работы преподавателей.
Объект исследования: Стендовый моделизм.
Предмет изучения: Стендовая модель в обучающем пространстве.
Цель моей работы – повышение интереса учеников к освоению материала за счет раскрытия возможности использования стендовых моделей на уроках.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с историей стендового моделизма.
2. Изучить информацию о стендовых моделях.
3. Изготовить стендовую модель.
4. Подготовить доклад для одноклассников с использованием стендовой модели.
5. Провести анкетирование.
6. Сделать выводы.
Гипотеза: использование стендовых моделей на уроках повышает эффективность усвоения материала.
Методы исследования: изучение литературы и Интернет-ресурсов по данной теме, прикладной, анкетный опрос, анализ, обобщение.
Практическая значимость: изготавливать на уроках технологии, использовать на уроках окружающего мира, истории в качестве наглядных пособий к историческим сюжетам, а также выставлять в качестве экспонатов на выставках.
Глава 1. Стендовое моделирование
Из истории военно-исторического моделирования в России
Стендовое моделирование имеет богатую и интересную историю. Ещё с древних времён, прежде чем построить здание, а позже при изготовлении машин и механизмов, вначале выполняли его уменьшенную модель-копию.
Широкое распространение стендовое моделирование получило в 70-е годы XX века. Первые в стране смотры-конкурсы микромоделей военной и транспортной техники устраивали под эгидой журнала “Техника молодежи”. На них выставлялись изделия искусных моделистов, мастеривших из картона, дерева, пластика и других подручных материалов великолепные мини-копии самолетов, танков, автомобилей и кораблей всех времен и народов. Впрочем, многие их коллеги уже тогда предпочитали появившиеся в продаже пластмассовые сборные модели. Однако модели были лишены множества мелких подробностей и деталей – мелких, конечно, только с точки зрения изготовителя, но очень дорогих сердцу энтузиастов-моделистов. Поначалу стремились как можно точнее раскрасить модели в соответствии с оригиналами – наносился характерный камуфляж, национальные опознавательные знаки, символы отдельных соединений, подразделений, вплоть до личных обозначений командиров экипажей и летчиков. Имитировали разными способами на моделях копоть от выхлопных газов двигателей, следы от попаданий снарядов, осколков и пуль.
Следующий этап в творчестве самодеятельных моделистов ознаменовался появлением на смотрах-конкурсах композиций. Моделисты упорно искали изображение оригиналов техники во всех доступных тогда источниках – книгах, альбомах, музейных экспозициях, даже в черно-белой фото- и кинохронике военных лет. Все это приближало к полному правдоподобию, что, собственно, и требовалось от военно-исторических миниатюр. Конечно, при таком методе ошибки были неизбежны, тем не менее, создатели подобных композиций достигали совершенства. Общим стимулом был горячий интерес к прошлому и настоящему техники. Особенно боевой, что легко объяснимо – ведь в ней издавна и в первую очередь, воплощались все лучшие и эффективные достижения ученых, инженеров и изобретателей.
1.2. Общее представление о стендовой модели
Создание стендовой модели – это вид технического творчества, в процессе которого создаётся копия реальных предметов в определённом масштабе. Стендовая модель точно отображает лишь вид прототипа. Характерное отличие от действующих моделей в том, что в стендовом моделизме стремятся к как можно более точному и детальному копированию прототипов, вплоть до воспроизведения мельчайших деталей на технике, оттенков окраски, внутреннего оборудования, шрифта надписей, имитации характерных загрязнений и повреждений и т. п. Нередко воспроизводится не просто самолет, танк или паровоз данного типа, а конкретный исторический экземпляр со всеми характерными для него индивидуальными особенностями, к тому же по состоянию на определенный момент времени. [1]
Основными материалами, применяемыми в стендовом моделизме, являются пластмасса и картон, хотя применяются также и металл, и дерево. Модели могут быть выполнены в любом масштабе, однако существует общепринятый ряд — 2:1, 1:1, 1:2, 1:3, … 1:35, 1:43, «0» 1:45, 1:48, «S» 1:64, 1:72, «H0» 1:87, «TT» 1:120, «N» 1:160 и другие. [1]
Множество предприятий в мире выпускает как готовые стендовые модели, так и комплекты деталей для самостоятельной сборки.
Прилавки магазинов буквально ломятся от всевозможных изделий. Это сборные модели всего, чего угодно: самолетов, танков, самоходок, автомобилей, боевых кораблей и многое другое. Все это богатство позволяет создавать любому желающему диорамы, которые раньше можно было увидеть только в музеях.
В разных регионах России энтузиасты военно-исторического моделирования объединяются в клубы по интересам, организовывают и проводят выставки, организуют экскурсии. Занятие моделированием становится увлечением на всю жизнь.
1.3. Лучше тысячи слов
Ученым уж более ста лет известно, что при запоминании изображений и текста действуют разные правила. Визуальная информация запоминается и воспроизводится быстрее. Этот феномен называется эффект превосходства образа.
Проведенные несколько лет назад исследования показали, что люди способны запоминать более двух с половиной тысяч изображений, и процент точности последующего их воспроизведения равен 90, несмотря на то, что участники эксперимента имели возможность видеть изображение в течение всего 10 секунд.
Во время эксперимента визуальную информацию сравнивали с другими видами информации. Излюбленным контрольным показателем был текст или представление информации в устной форме, и обычно результаты воспроизведения визуальной информации всегда были лучше. И эта тенденция по-прежнему неизменна.
Текстовое и устное изложение не просто менее эффективны, чем визуальный ряд, с точки зрения сохранения информации в памяти, но даже на порядок менее эффективны.
Если данные подаются в устной форме, человек запоминает из них около 10 процентов, как показывают тесты, проводимые 72 часа спустя. В случае с изображениями данный показатель повышается до 65 процентов.
Почему наш мозг любит визуальный контент?
Визуальный контент – это один из самых эффективных способов воздействия на аудиторию. Почему? Потому что мы воспринимаем визуальную информацию быстрее и полноценнее текстовой, особенно, когда изображения интересны и красочны.
Достаточно 1/4 секунды, чтобы запустить процессы восприятия визуальной информации.
А, как известно, внимание человека фиксируется лишь на 8 секунд. Поэтому скорость играет решающую роль.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
Эффективность визуального контента стоит на 3 китах: привлекательности, понятности и удержании.
* ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
Красочные образы всегда привлекательны. Хороший дизайн способен привлечь внимание даже скептически настроенного зрителя.
Исследования Университета Саскачеван доказало, что например диаграммы с привлекательным и необычным дизайном более понятны, запоминаются легко и надолго.
* ПОНЯТНОСТЬ
Наш мозг мыслит ассоциативно, что позволяет моментально вызвать обратную связь на визуальный стимул без каких-либо усилий.
Обратите внимание, насколько быстро мы замечаем объекты, не похожие на остальные по: форме, размеру, цвету, ориентации в пространстве.
Мозг воспринимает и интерпретирует визуальные данные гораздо быстрее текстовых или звуковых.
* УДЕРЖАНИЕ
Наша зрительная система способна быстро передавать информацию в мозг, где из памяти возникают определенные образы, ассоциирующиеся с новым контентом.
Эстетика и привлекательность дизайна обеспечивают более полное восприятие и глубокое воздействие, что благоприятно сказывается на удержании внимания зрителя.
Люди привыкли познавать мир через зрительные образы, поэтому именно визуальный контент является самым эффективным из ныне существующих. [6]
1.4. Использование стендовых моделей в обучающем пространстве
«На уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти. Значит, нужен путь интересный всем и каждому». Е. Ильин.
Имеющаяся на уроке стендовая модель может сопровождать прием сюжетного повествования, в котором учитель, с помощью художественных средств, реконструирует определенный исторический эпизод. А факты воспроизводятся в ярких, динамичных образах, наполненных драматическим содержанием.
При выборе исторических фактов, информацию о которых необходимо донести до ученика используя сопровождение миниатюры и / или модели (моделей) следует обращать внимание на:
* достоверность, верификацию действительности факта исторической наукой:
* значимость для понимания истории, то есть они должны отражать основные идеи и тенденции эпохи;
* максимальную конкретность и возможность создания на их основе яркого образа;
* высокая степень эмоционального воздействия.
Ведущим инструментом, с помощью которого учитель формирует устойчивые, яркие исторические представления у учащихся, есть образная наглядность. Именно от грамотного ее применения зависит заинтересованность ученического коллектива в овладении содержанием школьного курса окружающего мира, истории, мотивации к самостоятельному освоению дополнительными историческими знаниями, не предусмотренными программой.
Итак, при использовании такого нетрадиционного средства предметной наглядности, как историческая миниатюра ученик имеет возможность непосредственно увидеть реконструированный достоверный образ человека, техники изучаемого периода, получить индивидуальные эмоционально окрашенные представления, почувствовать колорит старины.
Так, для предметной наглядности я решил изготовить макет с изображением фрагмента «Дороги жизни».
Глава 2. Практическая часть
1. Изучил литературу о «Дороге жизни», вооружении.
2. Создал собственный макет:
2.1. Собрал и окрасил технику, персонажей (Приложение фото 1).
2.2. Подготовил материалы необходимые для создания макета: клей, сода пищевая, краски, смола (фото 2). [2,3,4,5]
2.3. На подготовленное основание нанес имитацию снега, воды (фото 3).
2.4. Установил элементы макета на основание (фото 4).
Для подтверждения своей гипотезы я подготовил небольшой доклад о «Дороге жизни» с использованием собственного макета.
По окончании доклада я провел опрос среди своих одноклассников и предложил ребятам ответить всего на один вопрос: «Помогла ли вам стендовая модель лучше понять доклад?».
100 % учеников на вопрос: «Помогла ли вам стендовая модель лучше понять доклад?» ответили положительно (Приложение график №1). Доклад с использованием стендовой модели был более информативен и вызвал большой интерес одноклассников. Одни из ребят захотели узнать историю глубже, другие сделать свои модели.
Вывод по 2 главе:
Таким образом, на основании проведенного исследования, я сделал вывод, что использование стендового моделизма мотивирует к самостоятельному освоению дополнительной исторической литературы, не предусмотренной программой.
Заключение
Я думаю, я не ошибусь, если в заключении этой работы назову именно эти важнейшие составляющие стендового моделизма, которые каждый из нас находит для себя в любимом деле:
1. ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОРИИ
Создание стендовой модели напрямую влияет на наше знание окружающего мира, истории. Невозможно создать достойную масштабную модель без знания прототипа, и исторического контекста, в котором он жил. Каждый раз, делая новую модель, мы погружаемся в новую историческую эпоху, начинаем узнавать все новые тонкости и аспекты.
2. ЛЮБИМОЕ ХОББИ
Это занятие позволяет реализовать себя в бескорыстном творении. Позволяет найти маленькое любимое дело. Радовать себя, своих близких, друзей и родственников.
3. ЛИЧНОЕ РАЗВИТИЕ
Масштабный стендовый моделизм заставляет человека интенсивно развиваться. Нужно учиться мыслить. Представлять. Воображать. Модель сначала создается в душе, голове, мыслях — и только затем выплескивается готовое изделие. И чтобы с каждым разом получалось всё лучше — нужно учиться. Учиться. УЧИТЬСЯ.
При проведении данной исследовательской работы мною были выполнены все поставленные первоначально цели.
Моя гипотеза о том, что использование стендовых моделей на уроках повышает интерес учеников к освоению материала подтвердилась полностью.
Предлагаю изготавливать стендовые модели на уроках технологии и использовать на уроках окружающего мира, истории.
Список использованных источников и литературы
1. А.Завалий. Искусство диорамы. 2004-54с.
2. Журнал «Моделист. Конструктор» 1977-10, 12.
3. Журнал «СтендМастер» №22-23
4. Цейхгауз «Советы моделисту. Пособие для моделистов. Чукашев Э.»
5. Цейхгауз «Уроки моделизма».
6. Итернет-ресурсы
Приложение
фото 1
фото 2
фото 3
фото 4
График №1