Реконструкция и создание натурной модели календаря древних манси

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Реконструкция и создание натурной модели календаря древних манси

Швайбович З.А. 1
1МАОУ гимназия № 18
Потоскуев С.Э. 1
1МБУ ДО Городской дворец детского и юношеского творчества
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Для людей всегда было очень важно разделять и чувствовать поток времени. Сначала это было примитивное разделение суток на день и ночь, позже на сезоны и месяцы, связанные с охотой или собирательством, сельским хозяйством. В конечном счете различные цивилизации создавали собственные календари. Все это делалось для организации жизни сообщества в пространстве и во времени.

В запасниках Нижнетагильского историко-краеведческого музея хранится интересная находка, датируемая III тыс. до н.э. Она представляет собой каменный диск с центральным отверстием и большим количеством насечек, напоминающий древний календарь. В музее мне рассказали, что среди исследователей нет однозначной трактовки устройства древнего календаря. Мне захотелось подробнее изучить уникальный артефакт, реконструировать принцип его действия. Считаю, что его изучение позволит расширить знания о способах организации в пространстве и во времени жизни народностей, населяющих территорию древнего Урала примерно 3000 лет до н. э., то есть древних манси (устаревшее название- вогулы).

Тема: реконструкция и создание натурной модели древнего календаря по каменному диску-навершию.

Объект: процесс согласования суток, лунного месяца и тропического года в культуре народности манси на основе древнего календаря.

Предмет: каменный диск-календарь древних манси.

Целью работы стала реконструкция способов фиксации временных циклов у древних манси на основе артефакта в форме каменного диска с восемью группами упорядоченных насечек на его ребрах. В основе проекта лежит гипотеза, что данная находка является календарем лунно-солнечного типа.

Во время работы над проектом решались следующие задачи: изучение и анализ литературы по данной теме, обоснование, что данный артефакт является календарем, создание натурной модели каменного календаря, реконструкция с помощью созданной модели принципа построения и структуры указанного календаря, реализация на практике фиксации временных интервалов с помощью установленного принципа работы календаря.

Для достижения поставленных задач использовались методы моделирования работы календаря на основе имеющегося артефакта, математического моделирования и дешифровки числового и художественного кода календаря, синтез вариантов древних календарей народности, населяющей Средний и Северный Урал, анализ и синтез прочитанной литературы.

Как выяснилось в ходе работы над проектом, литературы, исследующей данную тему, крайне мало. Упоминания о данной находке содержатся в работах д-ра ист. наук Ю.Б. Серикова и канд. ист. наук А.А. Герасименко. В качестве одной из версий они также придерживаются мнения, что данный диск является протокалендарем древних народностей, населявших Средний Урал пять тысяч лет назад. В изучении истории и культуры древних манси я опиралась на исследования Н.В. Брагинской, С.А. Поповой и Е.Г. Федоровой. Структура и принципы работы календарей различных типов описаны в работах Е.И. Ромбандеевой, А.А Ширяева и Б.А. Воронцова-Вельяминова. Анализ изученной литературы позволил сделать предположение, что календарь использовался в комплекте с гномоном - древнейшим астрономическим инструментом позволяющим по наименьшей длине его тени определить угловую высоту Солнца. В проекте произведены практические расчеты, позволяющие вычислить длину тени, отбрасываемую гномоном.

1. Теоретическая часть проекта

1.1. Основные виды календарей

Выделяют три основных принципа построения календарей: солнечный, лунный и лунно-солнечный, в котором происходит своеобразный синтез двух предыдущих способов фиксации времени.

Теория работы солнечного календаря, в основе которого лежит тропический год, то есть период смены времён года, такова. Продолжительность тропического года составляет ≈ 365,24 суток. Таким образом, календарный год в солнечном календаре должен составлять 365 суток - обычный год или 366 суток - високосный год. Для того чтобы средняя продолжительность календарного года была близка к продолжительности тропического года, необходима система вставки високосов.

Тропический год определяется как период между двумя последовательными прохождениями Солнца одной и той же точки равноденствия (обычно весеннего). Поэтому одним из требований к солнечному календарю является тот факт, что момент прохождения Солнцем точки весеннего равноденствия по истечении календарного цикла должен приходиться на одну и ту же дату.

Теория построения лунного календаря основана на периоде смены фаз Луны, т.е. синодического месяца. Продолжительность синодического месяца в среднем составляет ≈ 29,53 суток. Таким образом, календарный месяц может состоять или из 29 или из 30 дней, причем месяцы в году чередуются, чтобы дни месяца как можно лучше попадали на одни и те же фазы Луны. В лунных календарях продолжительность года принимается равной 12 месяцам. Соответственно, продолжительность лунного года получается равной 12 × 29,53 = 354,36. Значит, в календарном году может быть 354 дня - простой год или 355 дней - продолженный (високосный) год. Для того чтобы средняя продолжительность календарного года была близка к продолжительности лунного года, необходима система вставки високосов.

К неудобству лунного календаря следует отнести тот факт, что продолжительность синодического месяца непрерывно меняется в пределах от 29 д. 6 ч. 15 мин. до 29 д. 19 ч. 12 мин. Причиной этому является довольно сложное движение Луны по орбите.

Начало месяца в лунных календарях приходится на неомению, то есть на первое появление молодой Луны в лучах заходящего Солнца. Это событие легко наблюдаемо, в отличии от новолуния. Неомения отстаёт от новолуния на 2-3 дня. Причём это время меняется в зависимости от времени года, широты наблюдателя и текущей продолжительности синодического месяца. Из-за этого невозможно как вести один и тот же календарь, основанный на наблюдении Луны в разных странах, так и пользоваться простым календарём из 29- и 30-дневных месяцев. Календарь, введённый по какой-либо системе, будет неизбежно расходиться с реальным движением Луны, хотя с той или иной точностью будет в среднем этому движению соответствовать.

Теория работы лунно-солнечного календаря основана на периодичности видимых движений Луны и Солнца. Продолжительность синодического месяца в среднем составляет ≈ 29,53 суток, а тропического года ≈ 365,24. Таким образом, один тропический год содержит в себе примерно 12,37 синодических месяцев. Значит, календарный год может состоять из 12 (обычный год) или из 13 (эмболисмический год - от др. греч. - вторжение) календарных месяцев, причём месяцы в году чередуются, чтобы дни месяца как можно лучше попадали на одни и те же фазы Луны. Для того чтобы средняя продолжительность календарного года была близка к продолжительности тропического года, необходима система вставки дополнительных месяцев. Такие месяцы-вставки существовали в древних календарях разных народов.

У древних народностей Среднего Урала дополнительный месяц назывался «змеиным», поэтому обнаруженные наборы знаков на культурных артефактах представляют собой наборы орнаментов в виде змеиного узора (зигзагообразной линии).

1.2. Описание артефакта

Диск датирован III тысячелетием до н. э. - временной промежуток с 3000 по 2001 год до нашей эры, окончание неолита - начало бронзового века. Найденное изделие имеет форму овального диска, выполненного из мягкого материала стеотита (талькохлорита). Его диаметр по длинной оси составляет 14 см, по короткой – 11,8 см. Толщина диска 1,5 см. Все поверхности диска – лицевая, оборотная и ребро – тщательно отшлифованы. В центре изделия находится круглое отверстие диаметром 3,5-3,7 см, что дает основание предположить, что он надевался на какой-то стержень, поэтому в специальной литературе его иногда именуют «навершием». Отметим, что из данного отверстия исходит 4 парные риски, направленные в каждую из сторон света, которые в специализированной литературе именуются как «крест» и служат, по некоторым предположениям, своеобразным компасом для древних народов. Такой вывод мы можем сделать на основании того, что риски, являющиеся «западом» и «востоком», смещены к «северу» в соответствии и с широтой места наблюдения.

По боковым граням диска с двух сторон прорезаны крупные насечки. На лицевой стороне с зооантропоморфными существами в одном горизонтальном поясе с отверстием по обе стороны нанесено по три насечки, в верхнем полукружии расположено 29 насечек, в нижнем – 20. На оборотной поверхности с геометрическим узором по обе стороны отверстия нанесено 4 и 3 насечки, в верхнем полукружии – 28, в нижнем – 26. На ребре изделия присутствует орнамент в виде зигзагообразной линии. Такая же зигзагообразная линия (только сдвоенная) нанесена и на оборотной стороне. Она идет по всему периметру диска вдоль орнаментированной насечками грани. На внешних и внутренних ребрах видны следы залощения. Ниже зигзага, в центральной части плоскости, располагается более сложный орнамент. Он состоит из тупых углов, соединенных между собой лучами. В двух местах, где лучи не соединяются, имеется разрыв (второй предполагаемо находится на выщербленном месте). На вершине каждого угла (за исключением одного) присутствуют парные насечки. Таких углов 12. Вокруг отверстия в вертикальной и горизонтальной плоскости нанесены длинные сдвоенные насечки.

На лицевой стороне изделия изображены два зооантропоморфных существа. Одно из них стоит, второе (по отношению к первому) лежит. У стоящего зооантропоморфа показаны голова, шея, руки, туловище, ноги и хвост. Голова состоит из ромба и двух углов под ним. Широкие плечи заканчиваются парными насечками, трехпалые руки от плеч свисают вниз. От локтя левой руки горизонтально протянулся, вероятнее всего, длинный шест, на котором через равные промежутки нанесены три пары насечек, обращенных вниз. На туловище 9 коротких рисок изображают, видимо, ребра. Одна нога, как и руки, трехпалая. Голова лежащего зооантропоморфа показана парными рисками, обращенными в разные стороны. Плечи и руки у него точно такие же, как и у первой фигуры. На туловище нанесено 7 насечек (ребер), ноги не трехпалые, хвост обозначен зигзагом. См. приложение №1, 2.

1.3. Обоснование гипотезы о календарном использовании диска

Диск был найден недалеко от поселка Антоновский южнее г. Н. Тагила. Это дает основания полагать, что артефакт раннее использовался народами, проживающими на данной территории, а именно манси (устаревшее название - вогулы). Такой же вывод можно сделать, анализируя изображения на диске: геометрический орнамент, четыре двойные риски в центре, символизирующие у древних манси крест, и антропоморфные существа. Похожие изображения встречаются на предметах культурного происхождения народностей манси.

Для того чтобы сделать предположения о способе использования найденного диска, ознакомимся с бытовой жизнью народности. По большей части манси - кочевой северный народ (редкие группы вели оседлый образ жизни). Их основным промыслом было рыболовство и охота, а также оленеводство. Год у древних вогулов делился на два неравных периода: Пор и Мось, (медведь и лось). Эти звери являлись священными, и у древних был целый культ поклонения, посвященный этим божествам. Этот факт дает нам основания полагать, что данный календарь тоже условно разделен на 2 части: с зооантропоморфными существами (для удобства назовем её №1) и с геометрическим узором (назовем её соответственно №2). Такой метод разделение времени характерен для того уровня организации цивилизации.

Орнамент, нанесенный на вторую сторону, сходен с мотивами типичными для мансийской культуры. Геометрические фигуры в виде «оленьих рогов», были найдены и на других предметах быта и поклонения.

Почему мы делаем вывод, что найденный артефакт является древним календарем?

Во-первых, можно с уверенностью сказать, что данный диск не являлся предметом быта, так как сделан из достаточно мягкого материала. Кроме того, на него нанесен слишком сложный узор, требующий больших трудовых и временных затрат.

Во-вторых, это не оберег. Кочевые манси жили в конических чумах летом, а зимовали в шалашах или юртах, оборудованных очагом. У оседлых групп были жилища, наполовину погруженные в землю и внешне напоминающие русскую избу. Этнографические данные не свидетельствуют о размещении на жилищах манси каких-либо оберегов. На месте археологических раскопок, где были обнаружены жилища манси III тысячелетия до н. э., также не было найдено похожих предметов.

В-третьих, насечки на артефакте сгруппированы так, что их количество соответствует, т.н. «астрономическим числам» 29, 14, 20, 26. Это является принципиально важным аргументом. Когда мы встречаемся с таким набором чисел, с очень высокой долей вероятности, речь идет именно о календаре. Помимо того геометрические узоры часто присутствуют на различных древних календарях, что опять-таки подтверждает предположение о назначении диска.

Данныйартефакт является лунно-солнечным календарем. Такой вывод мы можем сделать по следующим причинам:

- во-первых, во многих случаях лунный календарь не в полной мере удовлетворяет хозяйственным потребностям населения северных широт, так как многие виды деятельности привязаны к смене сезонов, то есть положению Солнца. Поэтому лунные календари, если и возникали как первоначальная основа счета времени, обычно заменялись лунно-солнечными или солнечными календарями;

- во-вторых, так как соотношение продолжительности дня и ночи на нашей территории со сменой сезонов существенно меняется, удобнее было отсчитывать сутки по Солнцу в верхней кульминации, а месяцы - по положению Луны;

- в-третьих, на данном календаре можно увидеть символические образы Луны и Солнца. Луна обычно представлялась древними в виде полумесяца либо геометрического узора. Солнце же обычно изображалось в виде окружности. Так как и те и другие знаки мы увидим на календаре, можно сделать вывод, что найденный календарь, скорее всего является именно лунно-солнечным.

2. Практическая часть проекта

2.1. Реконструкция принципа работы и структуры календаря древних манси на основе каменного диска

Рассмотрим один из наиболее вероятных вариантов использования календаря древними манси. Обратимся к описанию календаря. Вероятнее всего, насечки, нанесенные по правому и левому бокам обеих сторон, количество которых равно 3 или 4, являются количеством месяцев в том или ином периоде, а остальные насечки - числом дней в этих месяцах. На данном этапе развития цивилизации длина месяца могла варьироваться от 15 до 90 дней, в зависимости от элементов присваивающего хозяйства. Оперирование неравными периодами года является характерной чертой древних календарей: изменчивы продолжительность дня и ночи, а, следовательно, длина и число дневных и ночных часов, различны по длительности времена года и сезоны. В весенне-летнее время было легче измерять время по световому дню, в осенне-зимнее – проследить смены фаз луны и высчитать, сколько раз она должна возродиться (или умереть) до наступления весеннего равноденствия, главного события в году. Это дает основания предположить, что на стороне №1 изображен осенне-зимний период, где 29 рисок равно количеству дней в лунном месяце. Следовательно, обратная сторона соответствует весенне-летнему периоду, в пользу чего говорит и количество насечек - 28 и 26. Примерно за такое количество дней Солнце совершало полный цикл и возвращалось на то место, на котором было, примерно, месяц назад. 20 насечек скорее всего обозначают вставочный месяц. По всей видимости, вставка месяца приходилась как раз на весенне-летний период (перед или сразу после дня весеннего равноденствия). В пользу этого предположения говорит четвёртая залощенная насечка на второй стороне. Это еще один довод, говорящий в пользу лунно-солнечного принципа календаря, так как система вставок целого месяца более распространена в календарях такого типа. См. приложение №3.

Таким образом, мы предполагаем следующую реконструкцию способа счета времени по календарю, зафиксированному на навершии. Год начинался со дня весеннего равноденствия, то есть со второйчасти диска. Весенний период состоял из трёх месяцев, длиной в 28 дней. Такой вывод следует из направления «креста» в центре диска. Он является своеобразным указателем сторон света, верхняя риска которого обозначает «юг». Летний период, следовательно, составляет четыре месяца по 26 дней. Таким образом, весенне-летний период составляет 188 дней. Затем диск переворачивался и отсчитывалось два периода по три месяца, включающие 29 суток. Осенне-зимний период составлял 174 дня. В сумме год составлял 362 дня.

Но почему именно такие числа? Пять тысяч лет назад, когда был изготовлен данный диск, начало и конец года приходились на дни весеннего равноденствия. И если в наше время это 21 или 20 марта, то тогда из-за прецессии Земли данные дни были смещены на несколько дней раньше. По приблизительным подсчетам прецессия составила ≈ 3,6 дня за этот период. То есть и в весенне-летний, и в осенне-зимний период даже по их подсчетам накапливалась ошибка на 1 день в год. Из чего следует, что отрезок, составляющий время от весеннего до осеннего равноденствия, составлял не 184, а примерно на четыре дня больше, то есть как и на нашем артефакте -188. У древних манси год делился на две части, каждая из которых называлась годом, которые символизируют две стороны диска и переход от одного до другого зависел от дней равноденствий или солнцестояний.

У древних манси был еще несовершенный лунно-солнечный календарь, поэтому и согласование тропического года и лунного месяца было не таким точным. В связи с этим год равнялся не 365 дням, а примерно 362, из-за чего и нужна была вставка так называемого змеиного месяца. То есть их год отличался от нашего на трое суток, плюс шло накопление лишнего дня из-за грубого округления. Следовательно, в году недоставало четырёх дней. Такая вставка месяца нужна была примерно каждые пять лет и производилась после весеннего равноденствия, о вставке месяца свидетельствует неполноценная четвёртая риска на второй стороне. По такой логике високосный год у манси составлял 382 дня и выравнивал счет дней еще на пять лет.

2.2. Разработка и изготовление натурной модели диска-календаря

Описываемый артефакт является ценным музейным экспонатом и непосредственный контакт с ним строго ограничен. Однако для реконструкции практики его использования необходимо иметь возможность регулярной работы с ним, в силу чего встала необходимость изготовления его полноценной модели.

Было принято решение о выполнении модели диска-навершия из быстросохнущей полимерной глины. Пока глина не засохла, удалось с необходимой точностью нанести все насечки и орнаменты, кроме геометрического узора на внешнем ребре модели. После для большего сходства с оригиналом модель была покрашена в серый цвет акриловой краской. Во время изготовления модели приходилось часто обращаться к оригиналу, его снимкам и отрисовкам, и стало ясно, что края диска были скруглены не только из-за мягкости материала, но и особенностей его изготовления. Всего было создано несколько различных вариантов, в размерном отношении 1:1.

На основе готовой модели, можно попытаться представить способ фиксации суток и сезонов на практике, так как, просто положив календарь на какую-то поверхность или держа в руках, невозможно добиться реального результата. Вероятнее всего, оригинал календаря насаживался на какой-то прут или шест. Залощенность краев внутреннего отверстия свидетельствует о том, что скорее всего данный прут или шест в месте касания диска был обёрнут каким-то материалом. Возможно, это была кожа, ткань, мех и т. д. Также необходимо отметить, что залощенности внутреннего отверстия неравномерно расположены по высоте, и наиболее проявлены на его краях, из чего можно сделать вывод, что стержень основы имел конусообразную форму.

В процессе моделирования практического применения календаря стало понятно, что стержень основы (прут, шест) мог быть использован и скорее всего был использован в качестве гномона. Ведь с его помощью можно определить не только основные астрономические события: дни равноденствий и солнцестояний, астрономический полдень, то есть примерную середину солнечного времени суток, но и местонахождение наблюдателя по отношению к географическому Северному полюсу, анализируя характеристики астрономического полудня, т.е. реализовать полноценную ориентацию во времени и пространстве.

Гномон в переводе с древнегреческого - указатель. Использовался он либо самостоятельно, либо как составная часть солнечных часов. В первом случае с помощью него можно было определить наименьшую или наибольшую длину тени и угловую высоту, а во втором - примерное время солнечных суток. Обычно применялось 2 вида гномона: перпендикулярный и наклонный. Как же именно мог быть ориентирован стержень основы обсуждаемого календаря?

Первый вариант - расположение перпендикулярно земле в центре какой-либо основы, на которой он был закреплен. Второй вариант -размещение под углом к поверхности с учетом широты местности, что можно было определить по высоте Полярной звезды, и находился ближе к одному из краев. На наш взгляд, второй вариант был бы более точен, но гораздо менее практичен, в связи с большей сложностью точной фиксации диска в процессе работы. Поэтому, вероятнее всего, у манси использовался как раз первый вариант. Гномон мог либо устанавливаться прямо на ровном участке земли, либо имел еще и какое-либо основание (подставку). О материале подставки можно только догадываться, это могло быть дерево или, например, несколько плотных слоев кожи животных, Логично предположить, что деревянная основа более удобна с точки зрения изготовления и практического использования.

2.3. Алгоритм использования диска-календаря на практике

Вероятнее всего каменный календарь был постоянно закреплен на основе с центральным гномоном, чтобы точно отслеживать смену дней и периодов. Но вогулам необходимо было достаточно надежно фиксировать положение диска-навершия так, чтобы он не мог случайно сдвинуться. Это можно сделать несколькими способами. Сама поверхность гномона, обтянутая шкурой или кожей какого-либо священного животного, уже более-менее удерживала календарь в малоподвижном положении. И все бы ничего, но тень, которую отбрасывал гномон, если он был недостаточно высокий, была слишком широка и ложилась на несколько рисок одновременно, что естественно мешало точному определению суток. Поэтому, возможно, было несколько вариантов закрепления диска.

Во-первых, это могла быть, например, рыбья кость, прикрепленная к вершине гномона, для отбрасывания более узкой тени, благодаря которой можно было точно определить, какие сутки сейчас шли. Но опять-таки это было возможно только при том условии, что закрепление календаря на гномоне было достаточно прочным.

Во-вторых, закрепление календаря могло проходить благодаря каменному или, возможно, костяному клину или лезвию, которые могли крепиться сухожилиями либо смолой к основанию гномона, тем самым оставляя календарь в неизменном положении.

В-третьих, положения насечки могло происходить с помощью волоса или тонкой жилы животных, проживающих в этих широтах. Эти материалы со временем приходили в негодность, перетирались, поэтому, вероятнее всего, их смена происходила два раза в год, вместе со сменой сезонов и, вероятнее всего, имела также важное ритуальное значение. Логично предположить, что в каждое из полугодий использовался волос одного из священных животных. Эта версия является самой правдоподобной, поскольку, год манси делился условно на год Пора (медведя) и Мося (лося). Их шкура имела сакральное значение, ведь и сам календарь, вероятнее всего, так же являлся предметом поклонения у древних.

Фиксация волоса также могла происходить несколькими способами. Либо она натягивалась с севера (по-мансийски будет звучать как ёли ма) на юг (по-мансийски будет звучать как али ма), обозначенные на основе, проходя через щербину, сделанную на верхушке гномона. Тем самым на гномоне сразу было ясно, где располагается каждая часть света, и фиксация дней проходила достаточно точно. Имеется ввиду, что не было возможности перепутать риски, обозначающие сутки, и риски, обозначающие сезоны (месяцы), так как вторые располагаются на узкой стороне диска, и они с легкостью минуют препятствие в виде волоса, не задевая его. Когда же нужно было перевернуть диск, тем самым меняя год Пора на год Мося или наоборот, происходила и смена волоса, принадлежавшая одному из этих священных зверей. Затем ситуация повторялась. Волос натягивался в северном направлении, куда указывает тень гномона в верхней кульминации Солнца на наших широтах, и прикреплялся (например, смолой) к основе и верхушке гномона. В этом случае очевидно, где находится каждая часть света, и фиксируется точное положение суток по отношению к основе. См. приложение №4, 5.

Возникает вопрос, в какую сторону вероятнее поворачивался календарь. Ответ на него можно найти, опираясь на изображения на второй стороны диска с изображением направления сторон света. Если присмотреться, то можно заметить, что все риски центрального отверстия имеют наклон вправо. Таким образом, поворот, вероятнее всего, производился слева направо, так как только в этом случае обе антропозооморфные фигуры меняют своё положение, при котором один стоит, а другой лежит. На этой стороне вообще все фигуры обращены в правую строну, что ещё раз подтверждает наше предположение.

Заключение

Цель и задачи, поставленные в проекте, выполнены. Исследованы такие понятия, как эклиптика, синодический и тропический год, прецессия, изучена культура и быт народности манси, особенности различных видов календарей, рассмотрены различные методы изготовления модели календаря и гномона, выполнены чертежи и электронные макеты моделей, выбраны наиболее оптимальные и достоверные, изучены особенности фиксации времени у древних манси, освещен наиболее достоверный вариант использования диска-навершия с помощью гномона. В настоящее время в проекте рассмотрено не только обоснование, что найденный артефакт является календарем лунно-солнечного типа, но и рассмотрен наиболее вероятный способ фиксации временных промежутков на диске-навершии, таких как сутки, дни солнцестояний и равноденствий, времена года (сезоны), с помощью гномона.

Данная работа будет полезна и интересна в изучении во многих отраслях, таких, как астрономия, этнология, археология, история календарей, краеведение. Также проект может развиваться в историко-культурном направлении, в рамках которого возможна и детальная дешифровка художественного кода диска. Он может быть показан в рамках экскурсии в музее краеведения в городе Нижнем Тагиле, в котором как раз и находится данный артефакт.

Проект дает лучшее понимание об устройстве почти любого общества, так как для всех культур, особенно древних, несоизмеримое значение имело разделение времени на более мелкие удобные промежутки. Календарь являлся чуть ли не главным фактором, сплачивающим общество. Именно распределение работы во времени отличало один народ от другого, являясь дифференцирующим фактором. Ведь в нём были отмечены главные праздники, в нашем случае день весеннего равноденствия, начало и конец охоты, сбора урожая.

Список литературы

1. Брагинская Н.В. Календарь / Н.В. Брагинская // Мифы народов мира. - Москва, 1987. - С. 614.

2. Воронцов-Вельяминов Б.А. Эклиптика. Видимое движение Солнца и Луны / Б.А. Воронцов-Вельяминов // Астрономия: Учеб. для 10 кл. сред. шк. - 17-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 1987. - С. 20 -159.

3. Герасименко А.А. Древний календарь и календарная мифология населения Среднего Зауралья (опыт интерпретации одной находки) / А.А. Герасименко // Четвертые Берсовские чтения.- Екатеринбург, 2004.

4. Попова С.А. Мансийские календарные праздники и обряды / С.А. Попова. - Томск: ТГУ, 2008. - 138 с.

5. Потемкина Т.М. Календарно-обрядовая практика населения Зауралья в III тысячелетии до н. э / Т.М. Потемкина // Археоастрономия: проблемы становления: тезисы докладов международной конференции. Москва, 1996 г. – Москва, 1996. – С. 115 - 119.

6. Ромбандеева Е. И. Современный мансийский язык: лексика, фонетика, графика, орфография, морфология, словообразование / Ромбандеева Е. И. - Ханты-Мансийск: УИП ЮГУ, 2013. - 352 с.

7. Сериков Ю.Б. К вопросу о функциональном и сакральном назначении так называемых утюжков / Ю.Б. Сериков // Уфимский археологический вестник. –Уфа, 2013. - №13 - С. 4-12.

8. Фёдорова Е. Г. Манси / Е.Г. Фёдорова - Текст: электронный // Большая российская энциклопедия: Интернет-портал. – URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/2801045 (дата обращения: 25.02.2019).

9. Чиндина Л. А. Раннесредневековые "календари" Северной Евразии / Л. А. Чиндина, Г. С. Вртанесян // Вестник Томского государственного университета. – Томск, 2014. - № 383. С. 138-147.

10. Ширяев А.А. О смещении точек равноденствий и солнцестояний / А.А. Ширяев // Астрономический календарь на 1988 год: Справочное издание. - Москва: Наука, 1987. — 189-194 с.

Приложение 1

.

Внешний вид каменного диска-календаря древних манси

Приложение 2

Изобразительный код в оформлении фигур на навершии: 1 (А), 2 (А) – изобразительная основа фигур; 1 (Б), 2 (Б) – группа оригинальных элементов, наложенных на основу.

Приложение 3

Цифровой код в оформлении навершия: а – двойной зигзаг с 28 вершинами (по 14 в каждую сторону); б – 11 ломаных линий с парными отростками; в – ломаная линия без отростков; г – зигзаг с 28 вершинами (по 14 в каждую сторону)

Приложение 4

Внешний вид натурной модели каменного календаря на основе с гномоном.

Приложение 5

Расчет длины тени гномона.

Рассмотрим кратко принцип использования вертикального гномона и рассчитаем длину его тени в дни равноденствий и солнцестояний. Известно, что полуденная высота Солнца ежедневно изменяется. Во время весеннего и осеннего равноденствий она равна дополнению географической широты места наблюдения до 90°, а во время зимнего и летнего солнцестояний - меньше или больше равноденственной на угол, равный наклонению плоскости эклиптики к плоскости экватора. Поэтому из наблюдений за длиной тени гномона в течение года в древности получали географические широты и определяли угол наклона эклиптики к экватору. Так как видимый диаметр Солнца довольно значителен (около 30') длина тени, и ее положение не могут быть определены с большой точностью, однако для большинства практических задач древности это был очень надежный и распространенный инструмент.

Длина тени гомона может быть определена по формуле:

L=h/ tg (α)

где h — высота предмета (в нашем случае она равна примерно 8,5 см), α — угол, определяющий высоту солнца над горизонтом.

Для того, чтобы рассчитать α, нужно воспользоваться формулой:

α= (90°-φ) ±ε.

где φ широта места наблюдения, в нашем случае равная примерно 60°, а ε – угол между плоскостью эклиптики и плоскостью экватора, равный 23,5°. Следовательно, для зимнего солнцестояния (далее будет обозначаться з.с.)

α= (90°- 60°) +23,5°= 53,5°,

для летнего солнцестояния (далее будет обозначаться л.с.):

α= (90°- 60°) -23,5°= 6,5°,

а для равноденствий (далее будет обозначаться р.д.):

α= 90°- 60°= 30°,

Таким образом, tg (α) соответственно равен при з.с.- 1,35, л.с.- 0,11, р.д. - 0,57. При условии, что гномон размещается на возвышенности, дабы предотвратить заслонения Солнца какими-либо предметами, например, деревьями. В нашем случае взята высота гномона 8,5 сантиметров, и значение длины тени:

L з.с.= 8,5/1,35= 6,3 см;

L л.с.= 8,5/0,11= 77,3 см;

L р.= 8,5/0,57= 14,9 см.

Просмотров работы: 128