ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время вопросы, касающиеся изучения иностранных языков являются наиболее актуальными. Освоением языков занимаются как дети, так и взрослые. Наши одноклассники, друзья, родственники и многие знакомые учат иностранные языки. В современных российских школах английский язык является одним из предметов, которые входят в перечень обязательных для изучения. При изучении языка каждый преследует свои цели и цели эти разнообразны. Так для чего же мы занимаемся изучением иностранных языков?
Целью исследования является изучение вопроса «Зачем изучать иностранные языки»?
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:
Изучить научную литературу по вопросу;
Выявить причины изучения английского языка в современном мире;
Провести анкетирование среди учащихся школы;
Проанализировать мнения учеников нашей школы;
Сделать выводы на основании проведенного исследования
Объект исследования: английский язык.
Гипотеза: основана на предположении о том, что английский язык — это не просто урок в школе, а необходимость, продиктованная современным временем.
Работа проводилась поэтапно:
Составление основной информационной работы.
Анализ литературы и различных источников по теме.
Проведение анализа и сравнения собранных данных анкет.
Обозначение выводов и результатов работы.
При написании проектной работы применялись следующие методы: экспериментальный, для проведения анкетирования и определения необходимости изучения английского языка; поисковый и описательный, предполагающий анализ языковых факторов; аналитический, предполагающий сопоставительный анализ отобранных данных.
Наша работа делится на две части: теоретическую и практическую. В первой части рассмотрены такие элементы как история английского языка и его роль в современном мире. Во второй части работы представлены результаты обработки полученных анкет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ИСТОРИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
. История английского языка
История английского языка началась в V веке, когда в Британию, в то время населенную кельтами и частично римлянами, вторглись три германских племени. Германское влияние оказалось настолько сильным, что вскоре на территории почти всей страны от кельтского и латинского языков почти ничего не осталось. Только в отдаленных и труднодоступных районах Британии, которые остались не захваченными германцами (Корнуолл, Уэллс, Ирландия, Горная Шотландия), сохранились местные валлийский и галльский языки. Эти языки сохранились и сегодня: они называются кельтскими языками, в отличие от германского английского языка.
Затем в Британию из Скандинавии пришли викинги со своим древнеисландским языком. Потом в 1066 году Англию захватили французы. Из-за этого французский язык целых два века был языком английской аристократии, а старый английский применялся простым людом. Этот исторический факт весьма существенно сказался на английском языке: в нем появилось множество новых слов, словарь увеличился почти вдвое. Поэтому именно в лексике расщепление на два варианта английского - высокий и низкий, соответственно французского и германского происхождения, - можно довольно явственно ощущать и сегодня.
К началу XX века английский язык все более явственно становится языком международного общения. Сегодня около 82% всех текстов Интернете представлено именно на английском языке. Английский язык надолго, если не навсегда, сохранит свою позицию в качестве глобального языка международной коммуникации, и прежде всего - в качестве универсального языка общения в Интернете, где уже сейчас обычна ситуация, когда венгр общается с японцем, а бразилец с русским. В большинстве случаев общим языком общения для многих народов оказывается именно глобальный английский язык - упрощенный вариант традиционного английского. И хотя глобальный английский еще не сформировался в своей окончательной форме, он фактически уже широко используется наиболее активной частью человечества, не принадлежащей к англоязычному миру
. Английский язык среди языков мира
В настоящее время насчитывается около 6 000 языков на земле. Я решила разобраться на каком языке говорит большая часть жителей нашей планеты и какой язык является самым распространенным.
Большая часть жителей нашей земли говорят на китайском языке. А Английский язык занимает 2 место среди наиболее распространенных языков на земле. Это официальный язык жителей США, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии. Он является родным языком примерно для 410 млн. людей и вторым языком для 1 млрд. человек, однако точных данных учеными не установлено.
Английский, является наиболее преподаваемым языком среди всех языков: 300 млн. китайцев - больше, чем все население Соединенных Штатов, - учат английский язык; в 90 странах английский - либо второй язык, либо широко изучается; во Франции в государственных средних школах для учащихся обязательно изучение в течение четырех лет английского или немецкого языка, большинство - как минимум 85% - выбирает английский; в Японии учащиеся должны изучать английский язык в течение шести лет до окончания средней школы. В Норвегии, Швеции и Дании обязательно изучают английский язык. В России, где изучение иностранных языков для детей обязательно, большинство учат английский язык. Помимо этого, английский язык дополняет и другие языки мира. Удивительно, но даже корейский имеет много заимствований от английского.
Английский язык стал языком международного общения.
. Роль английского языка в современном мире
В последние десятилетия иностранные языки являются объектом пристального внимания и изучения не только ученых, но и простых людей. При этом отмечается возрастающая роль, которую играют иностранные языки, в осуществлении влияния на сознание и деятельность широких слоев населения. Также необходимо учитывать, что знание иностранных языков является весьма значимым в сфере личной и профессиональной коммуникации человека, что позволяет быть ему на шаг впереди других.
Практически невозможно представить себе жизнь современного человека, не знающего иностранный язык, ведь большинство современных средств коммуникации и общения ориентированы на людей в той или иной мере, владеющих языком. Например, молодой человек в возрасте 20 лет постоянно сталкивается с английским языком, будь то Интернет, музыка, аннотации к иностранным товарам.
Английский язык – это предмет в школьном расписании российского ученика. А именно в моём расписании это урок обязательного изучения. Некоторым ошибочно кажется, что с окончанием урока, заканчивается роль английского языка в нашей жизни. Однако несложно заметить, что английский язык преследует нас повсюду.
Прежде всего, английский язык – это язык программирования и компьютеров. Даже клавиатура всех компьютеров имеет клавиши на английском языке (up - вверх; down – вниз; print – печать; еnd – завершение, конец; home – дом; backspace – назад; enter – вход, ввод и т.д.).
Английские слова и выражения доносятся с наших телеэкранов. Некоторые телевизионные передачи имеют названия на английском языке (Comedy Club – клуб комедии; Animal Planet – Планета животных, Discovery – Открытие, каналы на телевидении). Сколько английских слов мелькает в рекламах каждый день (LG – Goods for Life – товары для жизни; Canon – Can do it – Кэнон - сможешь это сделать;).
Английский есть в каждом нашем доме (средство для мытья посуды Fairy – Фея; шампунь для головы Head and Shoulders – Голова и плечи; отбеливатель Vanish – исчезновение;). Как легко выучить название новых стран, если заглянуть на этикетку одежды, на которой также написано из какого материала сделана вещь и как ее надо стирать (made in China – сделано в Китае; 100% cotton – 100% хлопок; wash 30 – 40* - стирать при температуре 30 – 40 градусов и т.д.).
Таким образом, английский язык не заканчивается окончанием урока в школе, он окружает нас всегда и повсюду!
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Методика проведения исследования.
Теоретические положения, изложенные в предыдущей главе данной работы, были проведены нами на практике. Опытно - практическая работа включала три этапа: организационный, практический и обобщающий.
В своей работе я провела исследование спроса и мотивации учеников к изучению иностранных языков в школе с целью выявления причин изучения иностранного языка.
Площадкой для проведения исследования и выявления заинтересованности учеников в изучении иностранных языков послужила МБОУ «Бутовская СОШ» Яковлевского городского округа Белгородской области.
Одним из приемов реализации поставленных задач был выбран метод анкетирования для определения уровня заинтересованности учеников в изучении иностранных языков. Основным способом организации метода анкетирования является анкета, содержание и форма которой определяются спецификой исследования.
Анкета характеризуется тем, что точно отвечает цели и характеру исследования; соответствует возрастным особенностям и возможностям испытуемых; вопрос предполагает выбор из нескольких вариантов ответов, а иногда испытуемый должен сам конструировать ответ.
Данный способ был выбран потому, что он наиболее удобный, быстрый, простой и эффективный в определении тех или иных возникающих вопросов.
Поставив перед собой конкретные задачи, я приступила к осуществлению работы. Была разработана универсальная анкета (см. Приложение 1) для учащихся среднего и старшего звена школы с вопросами для определения возрастной категории учеников - класса, в котором они обучаются. Также в анкете был представлен вопрос для выявления уровня самооценки имеющихся знаний по изучаемому иностранному языку, по изучению желаемого иностранного языка и, самое главное, мотивации в овладении новыми знаниями.
. Результаты анкетирования учащихся
Изучив теоретические сведения и выполнив практическую часть работы, мы вернулись к цели данного исследования - изучение вопроса «Зачем изучать иностранные языки»? Чтобы определить необходимость иностранного языка, было проведено анкетирование среди учащихся средних и старших классов, которое подтвердило гипотезу. Как показало анкетирование на вопрос « Нужно ли изучать иностранный язык» учащиеся 5,6,7 класса ответили да- 100%, 8 класс – да 77%, нет - 23% , 9 класс – 82%- да , 18 % -нет, 10 класс – 85%- да, 15 %- нет, 11 класс – 100 % -да. На вопрос анкетирования «Необходимы ли современному человеку хорошие знания иностранного языка - да, хорошие знания иностранного языка сегодня необходимы каждому современному человеку ответили 93% среди учащихся 5 классов, да - это желательно, но не обязательно 7% , по 6 классу да, хорошие знания иностранного языка сегодня необходимы каждому современному человеку ответили 91% в 7 классе – 84%, 8 класс - да, хорошие знания иностранного языка сегодня необходимы каждому современному человеку ответили 77% , по 9 классу – 82% , по 10 классу – 85% и по 11 классу – 100 % хорошие знания иностранного языка необходимы каждому современному человеку
Составление карты потребностей
После проведения анкетирования было выполнено обобщение полученных сведений и составлены карты потребностей учеников, наглядно отражающие их самооценку получаемых знаний иностранного языка в учебном заведении, а также цель и желание изучать другие иностранные языки.
Работа была проведена тщательно и были учтены все ответы учащихся. Как было упомянуто выше, было выявлено пять основных причин для изучения иностранного языка:
Общение. Один из важных аспектов жизни любого человека – это возможность общаться с другими людьми. Иметь возможность общаться на языке собеседника – это огромная привилегия. Люди, владеющие несколькими языками, имеют возможность завести более широкий круг общения, как в личной, так и в профессиональной жизни. Знание иностранного языка делает вас "своим" в любой стране, открывая закрытые двери, как в прямом, так и в переносном смысле.
Учеба в иностранных университетах / Рост по карьерной лестнице. Хорошее знание английского откроет двери в лучшие университеты. Во всех самых престижных и известных высших учебных заведениях мира используется английский язык. И если вы мечтаете поступить в один из них, то без изучения английского не обойтись. Преимущества получения диплома одного из лучших вузов очевидны – вам будут доступны самые престижные и высокооплачиваемые профессии в известных компаниях мира. Знание иностранных языков входит в десятку самых популярных навыков, которые требуются практически в любой сфере деятельности. При этом в современном мире спрос на специалистов со знанием языков постоянно растет.
Информация. Большая часть контента, доступного в интернете, написана на английском языке. Многие сайты создаются на английском, а уже затем переводятся на другие языки, но некоторые компании вообще не заботятся о переводе, потому что огромное количество людей говорит по-английски. Если ты знаешь английский, ты сможешь воспользоваться информацией, которая в противном случае была бы для тебя недоступна!
Возможность увидеть мир. Путешествия в другие страны не оставят никого равнодушным. Новый опыт, новые знакомства, новые места. Но у людей, которые знают иностранный язык, больше возможностей увидеть не только популярные туристические достопримечательности, но также открыть для себя неизведанные уголки. Язык – это самый прямой путь узнать побольше о других культурах. Понимание культуры страны приводит к большей толерантности, апатии и принятию других.
Хобби. Владение английским – возможность познакомиться с оригиналами лучших литературных произведений. Хорошее знание английского позволит вам насладиться творчеством известных авторов. Английский откроет перед вами мир кинокультуры. Вы сможете смотреть лучшие мировые кинопремьеры в оригинале, без субтитров. А ведь крупнейшие мировые киностудии ежедневно выпускают новые фильмы. Вы сможете смотреть самые интересные для вас фильмы, не дожидаясь премьеры в России. Также вы сможете без проблем понимать смысл англоязычных песен своих любимых исполнителей.
Не менее важным было выяснить уровень оценки знаний, получаемых по иностранному языку в школе. В целом можно сказать, что ученики высоко оценивают уровень знаний (так на вопрос «Что для Вас иностранный язык?» урок в школе - 100% учащиеся 5-7 класс, 8 класс – 70% -урок в школе 30 % - необходимость в жизни , 9класс -81 % ответили, что урок в школе , 19 % необходимость в жизни , 10 класс – 100% ответили, что урок в школе , 11 класс – 80 % урок в школе , 20 % является необходимостью). Это стимулирует интерес к получению новых знаний в области изучения других иностранных языков. Так на вопрос «Есть ли у Вас необходимость/желание для дополнительных занятий для изучения языка?»
А) Да ответили – 53 %
Б) Нет - 17 %
В) Есть необходимость, но нет желания - 18 %
Г) Есть желание, но нет возможности - 12 %
Ответили из общего числа учащихся 5-11 классов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так на основании изученной нами информации, а также результатов проведенного исследования, можно однозначно сделать вывод, что наше предположение о том, что английский язык необходим русскому человеку, подтвердилось.
В заключении хотелось бы еще раз отметить важность изучения иностранных языков в современном мире. Миллионы российских жителей выезжают за границу с самыми разнообразными целями: работать по контракту в западной компании, отдыхать по туристической путевке и т.д. На улице, в такси, в гостинице, в аэропорту - везде Вы сможете чувствовать себя свободно и уверенно, у вас в запасе есть несколько десятков иностранных слов, и не только английских!
Кроме того, человек, знающий иностранный язык высоко ценится при трудоустройстве. Но, так как базовые знания закладываются в школе, в частности знания иностранных языков, мы пришли к выводу о том, что нашим сверстникам очень важно понимать, что иностранные языки существуют для реального общения и практического использования в будущей профессии, во время путешествий, прослушивания иностранной музыки и чтения зарубежной литературы в оригинале.
Следовательно, рациональное использование результатов исследования - разработанной карты потребностей, продемонстрирует обучающимся заинтересованность и педагогического состава и административного аппарата учебного заведения в становлении их успешными личностями. Это непременно улучшит успеваемость по предмету и повысит интерес к изучению иностранных языков. Вместе с тем повышается рейтинг образовательного учреждения в обществе.
Также в результате были разработаны рекомендации для школы по оптимизации учебного процесса. Так, для максимально эффективного восполнения потребностей школьников и стимулированию их к получению новых знаний и умений в освоении иностранных языков в основном было предложено использовать внеурочное время для занятий по выбранным иностранным языкам. Более того, единично с некоторыми классами, и даже, возможно, с отдельными учениками, провести профилактическую беседу о важности применения иностранного языка в жизни, мотивируя к более усердной работе.
Заключительной фразой нашей работы можно выбрать слова «Учите иностранные языки, и весь мир будет в ваших руках!»
Список используемой литературы
1. Леонтьев А. А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. - М.: Издательство МГУ, 1971
2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей/Е.Н.Соловова. – М., 2002. – 240с.
3. Аракин, В.Д. История английского языка; М.: Физматлит - Москва, 2003. - 272 c.
4. Englishzoom. Изучение и преподавание английского языка – режим доступа:https://www.englishzoom.ru/stati-po-metodike-prepodavaniya/10-prichin-izuchat-inostrannye-yazyki.html (дата обращения: 30.07.2020)
Приложение 1
АНКЕТА
ФИО___________________
Класс___________________
1.Нужно ли изучать иностранный язык?
А) Да
Б) Нет
2. Необходимо ли современному человеку хорошее знание иностранного языка?
А) Да, хорошее знание иностранного языка сегодня необходимо каждому человеку.
Б) Да, это желательно, но не обязательно
В) Нет, хорошее знание иностранного языка не является необходимостью.
3. Для чего Вы изучаете иностранный язык?
4.Что для Вас иностранный язык?
А) урок в школе
Б) необходимость в жизни
5. Довольны ли Вы уровнем своего владения языком?
А) Да
Б) Нет
В) Затрудняюсь ответить
6. Выразите своё личное отношение к необходимости знания иностранного языка.
А) Очень хочу хорошо знать иностранный язык
Б) Мне вполне достаточно имеющейся школьной базы, нет никакой необходимости тратить силы и время на изучение иностранного языка дополнительно.
В) Знать иностранный язык - это хорошо, но возникает слишком много трудностей при его изучении, которые я не вижу необходимости преодолевать.
7. Есть ли у Вас необходимость/желание для дополнительных занятий для изучения языка?
А) Да
Б) Нет
В) Есть необходимость, но нет желания
Г) Есть желание, но нет возможности
8. Какой иностранный язык Вы бы хотели изучать?
9.Хотели бы Вы иметь друга по переписки за границей?
А) да
Б) нет
В) друг по переписки есть
10.Всегда ли вы записываете домашнее задание по иностранному языку?
А) всегда
Б) иногда забываю
В) записываю редко
11.При выполнении домашнего задания по иностранному языку к кому Вы обращаетесь за помощью?
А) родители
Б) братья, сестры
В) учитель
Г) одноклассники