Детский радиоэфир в России и Англии. Сравнительная характеристика

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Детский радиоэфир в России и Англии. Сравнительная характеристика

Глубоковских Г.Н. 1
1МАОУ "Гимназия №2"
Бехалова К.И. 1
1МАОУ "Гимназия №2"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Радио – одно из величайших изобретений человечества, позволившее преодолеть пространство между людьми, отправлять и получать информацию на огромные расстояния мгновенно. Радио играло, играет и будет играть огромную роль в обществе. И в наше время, несмотря на колоссальное развитие СМИ, роль радио все еще по-прежнему очень велика.

Два года назад, я участвовал в совместном проекте Соликамского радио «Соль ФМ» и детской библиотеки – «Говорящая книга». После чего меня пригласили на радио вести передачу для детей и их родителей «Радиодневник: «Сила знаний». В данной передаче мы рассказываем новости из жизни школьников 5-ти городов вещания, знакомим с новыми книгами, которые появляются в городской детской библиотеке, рассказываем интересные факты об окружающем мире, а также ведем рубрику «Свободный английский».

Во время работы на радио мне стало интересно, когда появилось радио, какими были детские передачи раньше, похожи ли они на современные, кто их вел, а так как я люблю английский язык, и даже мечтаю однажды побывать в Англии, то я решил изучить и детские радио передачи в Англии тоже.

Когда я прихожу в класс и рассказываю ребятам о том, насколько интересным будет новый выпуск «Радиодневника», я узнаю, что очень немногие из них слушают радио. И опрос, проведенный среди обучающихся 4-х классов МАОУ «Гимназии №2» показал, что, действительно, не многие ребята слушают радио. Те из них, кто все же слушает его, отдают предпочтение взрослым развлекательным радиопередачам.

Конечно, для современных детей сейчас более актуальны телевидение и Интернет, но не менее интересные, познавательные и развивающие передачи транслируются и по радио. В простой и доступной форме детям рассказывают об окружающих предметах и явлениях, знакомят с лучшими, доступными восприятию ребенка произведениями литературы и искусства, погружают в интересные события, произошедшие в мире. Радио учит ребенка слушать и слышать, развивает интеллект, обогащает культурный уровень.

Все вышесказанное указывает на проблему данного исследования: с одной стороны, радио играет огромную роль в воспитании и образовании ребенка, с другой стороны, несмотря на это, современные дети практически не слушают радио. Хотя несколько лет назад, по рассказам моих родителей, радио было в каждом доме, его регулярно слушали не только дети, но и взрослые. А в Англии, судя по статистике, радио более популярно, чем в России.

Тема исследовательской работы: Детский радиоэфир в России и Англии. Сравнительная характеристика.

Цель: изучить детские радиопередачи в России и Англии и выявить причины популярности/не популярности.

Гипотеза: мы полагаем, что детские радиопередачи в Англии популярнее, чем в России.

Объект исследования: детские радиопередачи в Англии и России.

Предмет: характеристика детских радиопередач в Англии и России.

Задачи исследования:

Изучить историю появления и развития детских радиопередач в Англии и России.

Проанализировать содержание детских радиопередач в Англии и России.

Выявить причины большей популярности детских радиопередач в Англии.

Методы исследования: анкетирование, сравнительный анализ, метод отбора.

Практическая значимость работы очевидна, т.к. в течение того времени, пока я занимался данным исследованием, я узнал огромное количество информации из разных областей знаний, повысил уровень владения английским языком, улучшил произношение, «открыл» для себя современные детские радиостанции как в Англии, так и в России, а также научился проводить анкетирование. Материал из данной работы может быть использован учителями для проведения классных часов.

Глава I Радио в России

Появление радио

К сожалению, сегодня о значении детского радиовещания многие успели забыть: телевидение и интернет в жизни школьников занимают главное место.

История радио начинается с первого в мире радиоприемника, созданного в 1895 году русским ученым Александром Степановичем Поповым, который родился рядышком с нами, на Урале. Через 5 лет после создания первого приемника начала действовать регулярная линия беспроводной связи. Благодаря радиограмме, переданной по этой линии, зимой 1900 года ледокол «Ермак» снял с льдины рыбаков, которых штормом унесло в море. Радио, начавшее свою практическую историю спасением людей, стало новым прогрессивным видом связи [2].

А в 1906 году канадец Реджинальд Фессенден осуществил первую трансляцию радиопрограммы, в которой лично играл на скрипке и прочел небольшой текст из Библии. С того времени голосовое радиовещание стало развиваться с каждым годом все больше и больше. Появлялись различные развлекательные радиопередачи, вещание производилось на широкую аудиторию [3].

Сегодня трудно себе представить жизнь без радио. Средствами радиосвязи оснащены все виды самолетов, морских и речных судов, научные экспедиции. Радиосвязь используется на железных дорогах, стройках, в шахтах. Космическая радиосвязь позволяет преодолевать огромные расстояния, с ее помощью мы получаем ценную научную информацию.

Из истории детских радиопередач СССР

С момента своего основания Советский Союз уделял большое внимание вопросу детского воспитания. С началом «холодной войны», событием, казалось бы, трагическим, детское радио только расцветает. На свет появляются десятки новых, великолепно подготовленных, безупречных с педагогической точки зрения радиопередач и рубрик, пользующихся бешеной популярностью.

В дошкольные годы жизни ребенка радио стремилось в простой и доступной форме рассказать малышам об окружающем мире, дать детям первые элементарные сведения о различных предметах, явлениях, событиях. Радио знакомило ребенка с лучшими доступными его восприятию произведениями литературы и искусства.

Радиовещание для детей среднего и старшего возраста было тесно связано с программами школьного обучения и воспитания. Оно помогало расширять и углублять знания, которые дети получали в школе, развивать их пытливость и любознательность [1].

Через все программы для детей проходила тема нравственного воспитания. Рассказывая о литературных произведениях, об исторических событиях, о жизни великих людей, для того, чтобы в детях воспитывались правильные ценности и идеалы.

Первыми радиопередачами для детей «советского периода» были: «Радиопионер» (1925 г.) и «Радиооктябренок». В1929 г. – были открыты еще четыре радиожурнала, нацеленные как на сельских, так и на городских маленьких жителей [4].

1 октября 1934 г. – первый выход передачи «Утренняя зорька» (позднее – «Пионерская зорька») Последний выход 30 декабря 1991года. Каждое утро сигналом пионерского горна начинается ежедневная радиогазета "Пионерская зорька" – одна из старейших передач Всесоюзного радио. Передача была предназначена для школьников средних классов. В ней освещалась жизнь пионерии, страны, соответствующие репортажи, интервью, радиоочерки. Для выпуска передачи приглашались известные артисты, музыканты, поэты. Песни для детской радиогазеты писали такие композиторы, как Е. Крылатов и А. Пахмутова. В сотрудничестве с ними работали поэты С. Гребенников, Н. Добронравов, и М. Садовский. Активное участие в подготовке и ведении передачи принимали сами пионеры. Так, при «Пионерской зорьке» Феликсом Тобиасом была организована «Школа юных дикторов», в которой, ребят учили не только декламации, но и актерскому мастерству. Передача прекратила свое существование в связи с распадом СССР.

В1944 г. выходит ежемесячная радиоигра-загадка «Угадай-ка», Автор Сергей Михайлович Богомазов, сочинивший множество пьес, сценок, инсценировок, текстов и песен для детского радио. «Угадай-ка!» – веселая игра для маленьких, дошкольников, «прожила» в эфире более 30 лет. Ее вели мальчик Боря (его роль исполняла заслуженная артистка РСФСР Юлия Юльская) и его старший друг дядя Сережа (к сожалению, фамилия артиста не сохранилась), у которого в запасе было множество интересных загадок. Всех героев «Угадай-ки» собирала, и работала с ними, режиссер детского радио - Нина Герман. Загадки для «Угадай-ки», в разное время, сочиняли: Самуил Маршак, Эмма Мошковская, Валентин Берестов, Борис Заходер, Сергей Михалков – всех не перечислить! Писатели и композиторы были любимыми гостями и участниками «Угадай-ки». На каждый выпуск передачи дети присылали письма. За все годы получили около двух миллионов! Самые интересные письма, Сергей Богомазов, включал в последующие выпуски [5].

В августе 1945 г. стартовала еженедельная программа для школьников «Внимание, на старт!». Просуществовала почти 40 лет. Цель передачи: привлечь к занятиям спортом возможно большее число школьников, рассказывала о наших известных спортсменах, о том, как они начинали свой путь к спортивной славе. Эфиры вели заслуженные тренеры нашей страны. В радиопередачах постоянно подчеркивалось, что спортивные успехи начинаются с регулярных занятий утреней гимнастикой и со школьных уроков физкультуры. Редакция постоянно следила за ходом соревнований взрослых спортсменов, рассказывала об их успехах.

  С 1932 года на радио приходит Роза Марковна Иоффе - радиорежиссёр, редактор и постановщик радиоспектаклей, создательница понятия «радиотеатр». Первые передачи Розы Иоффе: «Маша-растеряша» и «Горошина», а также, игры «Петрушкина Почта», вышли еще до войны [3].

В 1949 г. – Розой Иоффе был создан легендарный радиоспектакль по сказке А. Н. Толстого «Буратино». Он был сыгран одним актером – Николаем Литвиновым, главным детским «радиоволшебником». Примененный режиссёром прием «наложения» помог одному артисту не только изобразить шум целой толпы, но и петь разными голосами дуэтом, квартетом.

Всего под руководством Розы Иоффе было поставлено около 200 радиоспектаклей: среди которых: «Хозяйка медной горы», «Оле Лукойе», «Каштанка», «Маленький принц». Музыка и звуки, шумы – вот основные составляющие любого радиоспектакля, поставленного Р. Иоффе. С помощью шумов она переносила слушателя из одной эпохи в другую, давала возможность отправиться в лес или услышать, как бьется о скалы море. Радиопостановки Розы Иоффе вошли в золотой фонд детского вещания.

В апреле 1958 г. Выходит радиоигра «Путешествие по любимой Родине». Одна из передач-долгожительниц на Всесоюзном радио, просуществовала почти 30 лет. Это - географическая радиоигра, позволяющая юным слушателям лучше узнать географию нашей страны, историю географических открытий и географических загадок. У передачи были свои постоянные персонажи-ведущие: Юнга - Захар Загадкин (Лев Дуров) и кок - Антон Камбузов (выходила по четвергам два раза в месяц). В передаче детям предлагались географические диктанты с зашифрованными географическими названиями. Радиослушатели-дети, правильно ответившие на несколько диктантов, получали по почте дипломы [6].

В декабре 1963 г. выходит одна из самых необычных образовательных советских радиопередач – «КОАПП» или «Комитет по охране авторских прав природы». В течении 40 минут ведущие в занимательной форме рассказывала детям о животных, растениях, с точки зрения современной биологии и кибернетики. В роли ведущих выступали животные: председатель Кашалот, Стрекоза, Гепард, Удильщик, Сова, Мартышка и Птица-Секретарь, которая открывала и закрывала заседания КОАППа своим пронзительным криком. Голосами животных говорили популярные артисты: Михаил Погоржельский, Сергей Цейц, Юлия Юльская, Вячеслав Невинный и другие. Автор передачи писатель, эрудит, популяризатор науки – Майлен Константиновский. В 1984 году цикл радиопередач получил продолжение и превратился в серию мультфильмов.

С 1970 по 1989 год выходит познавательная программа для школьников о литературе «В стране Литературии» (позднее – «Путешествие в страну литературных героев»). Каждый её выпуск был маленьким спектаклем, в котором школьник Гена и профессор Архип Архипович беседовали с литературными персонажами и авторами известных книг, тем самым рассказывая радиослушателям об истории создания произведений. Роли ведущих исполняли актёры: Татьяна Курьянова и Борис Иванов. «В страну литературных героев» приходило много писем от радиослушателей, поэтому для их разбора выходило отдельное приложение к передаче под названием «Почтовый дилижанс в стране литературных героев», где основными действующими лицами и рассказчиками выступали персонажи Артура Конан Дойля – Шерлок Холмс с доктором Уотсоном [4].

1 января 1972 года в эфир выходит «Радионяня» – образовательная программа для младших школьников на Всесоюзном радио. Выходила в эфир в первое воскресенье месяца, просуществовала почти 20 лет. «Весёлые уроки радионяни» в шутливой музыкальной форме помогали детям запомнить правила русского языка, объясняли законы математики, физики, биологии, правила дорожного движения, правила поведения, вежливости, учили мыть полы и сочинять стихи, рассказывали о людях, которые посвятили свою жизнь детям. Идея – Елены Лебедевой. Авторы передач: Эдуард Успенский, Аркадий Хайт, Лион Измайлови многие другие поэты и писатели-юмористы [3].

Итак, в 1966 по Всесоюзному радио ежедневно передаются 10 - 14 передач, адресованных детям разного возраста (9 часов звучания).

В 90-е гг. литературно-драматические программы почти исчезли из эфира. Радиостанции перешли на вещание «по четвертям» и отказались от хронометража более часа, который необходим для передачи радиоспектаклей. Литературно-драматические программы посчитали неперспективными [3].

Конец 90-х гг. – работники радио поняли свои ошибки и коммерческие радиостанции стали возобновлять работу над радиотеатром. Но в соответствии с графиком, многосерийные спектакли пришлось разделять на несколько десятков передач, хронометражом 8-12 минут, каждая. Затем станции постепенно вернулись к радиопроизведениям, которые были взяты, из фондов детского радиотеатра советского периода. Например, станция «Эхо Москвы» совместно с Телерадиофондом заново подготовили передачи из циклов «Клуб знаменитых капитанов», «КОАПП» и «Страна Литературия». Кроме радиостанции «Эхо Москвы» радиотеатром для детей занималось и «Радио России». В эфире этой станции можно было услышать семь передач, ориентированных на детскую аудиторию. Среди них «Жду с нетерпением встречи с котом Мурычем», «Хочу все знать», «Как курица лапой».

Современные радиопередачи для детей в России

«Детское радио» – сегодня,единственная в России радиостанция, вещание которой целиком посвящено детям. Создана основателем холдинга «Газпром-медиа». Программы радиостанции впервые вышли в эфир 25 декабря 2007 года в Москве. Запуск уникального социального проекта накануне нового 2008 года, объявленного в России Годом семьи.

Детское радио вещает на ФМ частотах, в 37 крупнейших городах России, где проживает более 50 миллионов человек. Также, эфир доступен через спутниковое и интернет-вещание, а также мобильные устройства на платформах Android или IOS.

Данная радиостанция учитывает возрастные особенности и распорядок дня слушателей: утренний блок – для дошкольников, дневные программы – школьникам от 7 лет, вечерний блок – родителям, ночное время – музыка для сна.

Круглосуточный эфир Детского радио состоит из детских песен, спектаклей, познавательно-развивающих и развлекательных программ и рубрик, информационно-просветительских программ для родителей. В студию приглашаются детские писатели, актеры, музыканты и спортсмены. Радиостанция постоянно устраивает различные конкурсы, в которых может поучаствовать любой ребенок и проявить свой талант. У радиостанции есть замечательный сайт – www.deti.fm, с самыми интересными новостями и рубриками не только для детей, но и их родителей.

Кроме «Детского радио», сегодня, вещает еще 14 радиостанций и каналов (10 – в Москве, 4– в Санкт-Петербурге и 1 в Тюмени): «Гамаюн» (Москва), Старое Радио: Детское Радио (Москва), Зайцев FM: «Зайчата» (Москва), «Машенька» (Москва), «Соня» (Москва), Baby FM (Москва), Kids Hits (Москва).

Многие из них имеют свой сайт и проводят значительную работу в области детского радиовещания. Передачи можно слушать на ФМ частотах, либо с любого через интернет.

«Детский Канал» – детская радиостанция, входящая в состав медиа-холдинга «Русская Медиагруппа» (Москва). В эфире песни из детских мультфильмов и кинофильмов, сказки и музыкальные радиопостановки для самых маленьких слушателей.

Таким образом, мы видим, что в России существовало и существует большое количество детских радиостанций и радиопередач для детей. В 20 веке основной целью подобных передач было воспитание, обучение и развитие детей, в наши дни, добавился и информационная и развлекательная функция радиопередач.

Глава II Радио для детей в Англии.

2.1. Появление радио в Англии

Английский журнал «Беспроволочный мир» в сентябре 1920 года сообщил о передачах мощного радиотелефона, установленного в городе Чельсфорде. Человеческая речь принималась судовой радиостанцией до расстояния в 1800 км, музыка – до 2800 км.

Экспериментальное радиовещание, называвшееся радиотелефонией, осуществлял Гульельмо Маркони – выходец из богатой англо-итальянской семьи, уроженец Италии, отдавший свои способности радиоизобретателя великой морской державе [1].

Начало регулярному вещанию в Англии положили шесть производственных фирм, основавших частную компанию «Бритиш бродкастинг компани», или Би-би-си, которая вышла в эфир 15 декабря 1922 года.

Через пять лет решением парламента акции частной компании выкупило государство. Так, 1 января 1927 года состоялось второе рождение Би-би-си уже под названием «Бритиш бродкастинг корпорейшн». Эта компания явила собой образец профессионального журнализма и высокой культуры. До середины 40-х годов Би-би-си имела два общенациональных канала: «Home Service», или «Внутренняя служба» («Дом»), и «Light», или «Легкая программа». На втором канале в основном звучали комедийные передачи, викторины, камерная музыка, детские программы. Новости давались порциями. Он привлекал до двух третей слушателей. На канале «Внутренней службы» преобладала симфоническая музыка, радиопостановки по классическим произведениям, дебаты, аналитические информационные программы.

Послевоенной новинкой стал третий канал Би-би-си, предназначенный для образованной аудитории. В сетке его вещания были, к примеру, программы об искусстве пения «а-капелла», передачи, посвященные средневековой поэзии, истории Англии, а также комментарии на темы дня, «круглый стол» по международным проблемам [3].

Би-би-си заслужила всемирную репутацию самого надежного источника информации. В годы войны передачи из Лондона были голосом правды и надежды в оккупированной Европе. Кроме того, Лондон и студии Би-би-си в это время являлись опорной базой и польского Сопротивления, и радиостанции «Свободная Франция» под руководством де Голля, и большой армии американских журналистов, готовивших здесь программы для своих сетей. С зажигательными речами выступал во время войны по Би-би-си Уинстон Черчилль. В текстах его радиовыступлений позже были обнаружены интересные пометки, которые могли бы служить руководством для современных политиков, выходящих в эфир. Так, на полях одного из своих выступлений Черчилль пишет: «Аргументация слабая, здесь надо усилить голос!»

В 1973 году по решению парламента появилось частное радиовещание, финансируемое рекламодателями. С принятием ряда законов по электронным СМИ в 1990 и 1996 годах структура радиовещания обрела такую картину.

I. Общественное радиовещание – Би-би-си, работающее на пяти общенациональных каналах круглосуточно: «Рейдио-1» – трансляция поп-музыки для молодежи; «Рейдио-2» – легкая программа; «Рейдио-3» – классическая музыка;

«Рейдио-4» – внутренняя программа; «Рейдио-5» – информационно-спортивная радиостанция и частное радиовещание – «Управление по радиовещанию» («Рейдиоосорити») – три общенациональных канала:

– «Эф Эм Классика» – новости, классическая музыка. Вышел в эфир в 1992 году;

– «Вирджин 1215» – рок-музыка. В эфире с 1993 года;

– «Ток рейдио Ю. Кей» – «Разговорное радио Объединенного Королевства». В эфире с 1995 года [2].

2.2. Популярность радио в наши дни. Англия

В 2015 году рекламодатели Великобритании потратили 592 миллиона фунтов стерлингов на размещение рекламы товаров и услуг в эфире радиостанций страны. Столь высокие расходы на рекламу были бы невозможны, если бы британские вещатели не могли измерять аудиторию эфирного радио. Данные, характеризующие распределение времени, которое британцы тратят на прослушивание аудио-контента, показывают, что радио остаётся наиболее популярным источником аудиоинформации для жителей страны – его выбирают 74% британцев [4].

 Охват аудитории живого радио в Великобритании впечатляет: 90% от общего количества потребителей. Британцы любят и много слушают радио. Этому способствует высокая насыщенность страны радиоприемниками: на 1000 британцев приходится 1445 радиоприемников.

 В целом британский слушатель «еженедельно тратит почти 26 часов на прослушивание аудиоинформации, – говорится в отчёте «Время Аудио», и такое поведение характерно для 90% взрослого населения Великобритании.

2.3. Детские радиопередачи в Англии

В Англии, в отличие от СССР и России, существовало и существует гораздо меньшее количество детских радиопередач. Самыми известными среди них можно назвать: Радиошоу «Большой палец» (The Big Toe Radio Show), «Детский час» (Children's Hour), «Гоуфолт» (Go4It), «Слушай с мамой» (Listen with Mother), «Концертная вечеринка Овэлтини» (Ovaltiney's Concert Party) и «Пиратское радио 4» (Pirate Radio Four).

Уникальным явлением в Соедииненном Королевстве является «Школьное радио», созданное компанией Би-би-си для начальных школ. Первое вещание в школы осуществил композитор сэр Уолфор Дэвис, профессор музыки в колледже Грешам. Оно было передано второй британской радиостанцией 2LO в Лондоне 4 апреля 1924 года.

В 1928 году был создан Центральный совет по школьному радиовещанию (CCSB). Председатели: Герберт Фишер и Юстас Перси. Для каждого предмета учебного плана, освещаемого в передачах, был предметный комитет, в котором работали учителя.

1960–1980-е годы считались «золотым веком» для радиовещания британских школ, и к началу 1970-х годов около 90% школ использовали службу «Школьное радио». Би-би-си выпускала около 80 серий в год для школьного радио, что составляло около 16 часов звучания в неделю. 28 июня 2018 года «Школьное радио» прекратило вещание на BBC Radio.

Итак, мы видим, что в Англии первая детская передача вышла раньше, чем в России (Children'sHour – «Детский час», 1922 г.) Но, общее количество передач для детей на английском радио – немногочисленно. Содержание их повторяется.

Глава III Сравнение детских радиопередач в Англии и России

Для проведения сравнительного анализа нами была составлена таблица (Приложение 1). В первой графе две страны (Россия и Англия), далее два периода, которые мы взяли для сравнения (20 и 21 век). Третий столбик (количество детских радиопередач) необходим для отслеживания количества передач, что является важным в определении факторов популярности радио.

Сравнивая данные таблицы можно сделать следующие выводы: в России в 20 веке существовало большее количество радиопередач (14, в Англии – 5). В 21 веке, в России существует 15 радиостанций и радиоканалов, в Англии - 3. По содержанию передачи в России и Советском Союзе отличались большим разнообразием. Большое количество именитых писателей, режиссеров, композиторов и актеров было задействовано в работе над радиопередачами в России в 20 и 21 веках. Отличительной чертой русского радио было то, что в подавляющем большинстве передач активную роль принимали дети. Русские радиопередачи существовали дольше, чем Британские, исключение составляет «Школьное радио» Великобритании, просуществовавшее 90 лет.

Гипотеза нашего исследования не подтверждается, а полностью опровергается. В России и СССР детские радиопередачи были популярнее, чем в Англии, именно поэтому они существовали более продолжительное время. Такая популярность обусловлена тем, что огромное количество талантливых людей участвовало в создании радиопередач для детей в России. Немаловажен и тот фактор, что сами дети принимали активное участие в создании передач, и работе над ними. Это, естественно, делало передачи более живыми, детскими, приближенными к потребностям аудитории.

Глава IV Радиодневник «Сила знаний»

4.1. Новости из жизни дошкольников и школьников городов вещания (Соликамск, Чердынь, Красновишерск, Кудымкар, Губаха)

Изначально, наша программа выходила в эфир по субботам, в 12.00 на частоте 99.1 ФМ радио Соль ФМ. Вели мы ее вместе с автором и моей наставницей - журналистом, Дарьей Швецовой. С 1 сентября 2019 года, программа выходит в записи, каждую субботу, в 10:40 и 12:40, и воскресенье в 12:40 и 16:40. Вещание осуществляется в 5 городах Пермского края на разных частотах. В Соликамске - 99.1 FM, Красновишерске - 103.7 FM, Чердыни - 102.2 FM, Кудымкаре - 101.5 FM и Губахе - 101.6 FM. Передача рассчитана на школьников Верхнекамья и их родителей.

Передача состоит из нескольких рубрик. После приветствия я озвучиваю самые интересные новости из жизни дошкольников и школьников, различных конкурсах и проектах, соревнованиях и олимпиадах, которые состоялись в течении прошедшей недели. Самые достойных, мы приглашаем в эфир, где маленькие гости делятся секретами своих успехов и побед. Наши слушатели могут порадоваться не только за себя и своих сверстников, а также, быть в курсе происходящих событий в крае, а также жизни школьников соседствующих городов.

4.2. Английская рубрика «Изучаем с интересом»

Вторая рубрика, моя любимая - «Изучаем с интересом». Эту рубрику мы готовим вместе с моим педагогом по английскому языку. Здесь я рассказываю о Великобритании и других англоговорящих странах. О достопримечательностях Лондона, особенностях Канады, интересных традициях, знаменитых людях, поэтах, символичных праздниках, которые выпадают на дату эфира. Цитирую отрывки стихов на английском языке, знакомлю наших юных слушателей с новыми, английскими словами (Приложение 2).

4.3. «История одной книги»

Следующая рубрика – «История одной книги». Не менее интересная не только детям, но и их родителям. Здесь я кратко знакомлю слушателей с сюжетом новой книги, ее автором и героями. Анонсируемую книгу любой ребенок может взять и почитать в филиале библиотеки №6, по адресу: улица Кузнецова, д. 8, города Соликамска. Информацию по детским книжным новинкам еженедельно предоставляют работники библиотеки.

4.4. «Отдыхаем, развиваясь»

Завершается выпуск «Радиодневника» рубрикой «Отдыхаем, развиваясь», в которой я рассказываю о самых интересных фактах и событиях в мире, приуроченных к текущей неделе. От Дней Рождений выдающихся детских писателей, до празднования международного дня ЭСКИМО.

Как можно понять из краткой информации, представленной выше, радиодневник «Сила Знаний» – очень интересная и познавательная вещь.

Заключение


Когда я пришел на радио, то не мог себе представить, насколько интересным и полезным, окажется это занятие. За два года в эфире, нашей замечательной передачи, я узнал столько самой разной, нужной и полезной информации, сколько не узнал бы и за 5 лет. Не один десяток детей, успешных в разных сферах, посетили эфир. Я научился читать тексты по 6-7 страниц, брать интервью, добывать и компоновать информацию, импровизировать! Рубрика английского языка помогла расширить активный словарь, улучшить произношение, а сколько новых песен и стихов, на любимом мною языке!

Изучая радиопередачи советского периода, в рамках своего исследования, я заметил, что наш «Радиодневник» по своему содержанию, очень похож на многие из них! Но, отличается «изюминкой» - рубрикой английского языка. В процессе написания работы отметил, что популярнейшие детские радиопередачи создавали замечательные детские писатели и композиторы, интересно было познакомиться с уроками «Радионяни», радиорежиссером Розой Иоффе – поставившей 200! радиоспектаклей для детей, и Николаем Литвиновым – «радиоволшебником», озвучившим их.

Неожиданным было открытие «Детского Радио» с интереснейшими передачами, а также других радиоканалов, вещающих для детей на территории России. Интересно было узнать о «Школьном радио» - долгожителе в Великобритании. Находкой для меня, любителя английского языка, стал сайт «Школьного радио» Великобритании - BBC SCHOOL RADIO, www.bbc.co.uk. на котором можно найти большинство некогда транслируемых уроков и в очень доступной для детей форме, самостоятельно изучать английский язык.

В процессе исследования, я понял, что в России и Советском Союзе детские радиопередачи были популярнее аналогичных передач в Англии, т.к. в России созданию детских радиопередач уделялось огромное внимание, в этой работе принимали участие великие русские композиторы, писатели, режиссеры, а также, сами дети, что и делало передачи таким яркими и долгоживущими. Записи всех детских передач советского периода можно послушать на сайте: http://staroeradio.com/.

Результаты исследования заставили меня задуматься о том, как важно, чтобы дети слушали детские радиопередачи, ведь в них столько интересного, нужного и полезного!

Библиография

«Слушайте радио! Александр Степанович Попов (1859 – 1905)» // Детская энциклопедия. – 2010. - № 3. – С. 35 – 38.

Аристова В.В., Гальперштейн Л.Я. Моя самая первая энциклопедия. – М., 2006. – 239 с.

Открытия и изобретения. Детская энциклопедия «Махаон». – М., 2016. – 127 с.

[Электронный ресурс]. – http://hron.com.ua/kultura/istoriya/istoriya-sozdaniya-radio/(дата обращения 17.01.2019)

[Электронный ресурс]. – http://rockcult.ru/po/pirate-radio-golden-age/ (дата обращения 11.10.2018)

[Электронный ресурс]. – http://www.kulina.ru/articles/68822/ (дата обращения 15.10.2019)

Приложение 1

Сравнение детских радиопередач в Англии и России

Страна

Время

Ко-ли-чест-во детс-ких ра-ди-опе-ре-дач

Название и содержание передачи

Авторы и ведущие

Роль детей

Возраст аудитории

Про-дол-жи-тель-ность су-щес-тво-ва-ния

Россия

Англия

20 век (Советский период)

16

“Пионерская зорька”. Освещалась жизнь пионерии, страны, соответствующие интервью, очерки.

Приглашались известные артисты, музыканты, поэты. Режиссер Феликс Тобиас, композиторы: Е. Крылатов, А. Пахмутова, поэт: Н. Добронравов

Сами дети-юнкоры участвовали в создании

Передачи

Школьники средних классов

57 лет

“Угадай-ка”, разговор обо всем на свете. Об особенностях обычных предметов и явлениях живой природы, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Автор - С.М. Богомазов, реж. Нина Герман. Мальчик Боря – Ю. Юльская, дядя Сережа, девочка Галя – Г. Иванова, Константин Петрович – А. Ханов. Загадки сочиняли: С.Маршак, В.Берестов, Б.Заходер, С.Михалков

2 миллиона писем от детей, их включали в выпуски

Дошколь-ники

Более 30 лет

“Внимание на старт” рассказывала об известных спортсменах, о проходящих всероссийских соревнованиях.

Заслуженные тренера России по футболу, плаванию и т.д. - Г. Качалин, Л. Мешков и др.

 

Школь

ники

Около 40 лет

“Клуб знаменитых капитанов”. Радиоспектакль о путешествиях и экспедициях, о жизни в зарубежных странах, сообщали интересные сведения из области географии, зоологии и ботаники.

Авторы: Климентий Минц и Владимир Крепс. Текст песен: Сергей Богомазов. Ведущие: Мария Петровна и Катюша.

отвечали на вопросы, участвовали в конкурсах и викторинах.

Дошколь-ники, школьники

Около 35 лет

Литературный радиожурнал «Невидимка». Знакомил слушателей с новинками отечественной и зарубежной литературы.

Редакторы: Лев Кассиль, В. Каверин, Сергей Михалков и Константин Паустовский.

 

Школь-

ники среднего и старшего возраста

 

«Радиоклуб юных географов». Вещал о том, как проходят экспедиции, как совершаются открытия и что значит «написать научную работу».

Ученые – географы, биологи, зоологи, - а также моряки и даже летчики.

 

Школь-

ники среднего и старшего возраста

 

Географическая радиоигра «Путешествие по любимой Родине», позволяющая лучше узнать географию нашей страны и историю географических открытий.

Ведущие: юнга Захар Загадкин (Лев Дуров) и кок Антон Камбузов.

Дети решали диктанты, а правильно ответившие получали по почте дипломы.

Школь-

ники

около 30 лет

«КОАПП» – “комитет по охране авторских прав природы». Рассказывала о животных, растениях, с точки зрения современной биологии и кибернетики.

Автор: писатель, эрудит - Майлен Константиновский. Ведущие: Кашалот, Стрекоза, Гепард, Удильщик, Сова, Мартышка и Птица-Секретарь. Голоса животных: С. Цейц, Ю. Юльская, В. Невинный.

 

Средний и старший школьный возраст

9 лет

«Путешествие в страну литературных героев». Спектакль-рассказ, о творчестве писателей и истории создания литературных произведений.

Авторы: С. Рассадин и Б. Сарнов, редактор –М. Ашкинезер. Ведущие: школьник Гена (Татьяна Курьянова), профессор Архип Архипович (Борис Иванов)

Приходило множество детских писем, которые озвучивали в приложении к передаче «Почтовый дилижанс»

Средний и старший школьный возраст

19 лет

«Радионяня» - в шутливой музыкальной форме помогали детям запомнить правила русского языка, объясняли законы математики, правила дорожного движения, правила поведения, учили мыть полы и сочинять стихи, рассказывали о людях, которые посвятили свою жизнь детям.

“Театр у микрофона” декларировала лучшие произведения русской и советской классики. В эфире звучали: спектакли, пьесы, оперы и оперетты.

Идея: Елены Лебедевой. Авторы: Эдуард Успенский, Аркадий Хайт, Лион Измайлов и другие поэты и писатели-юмористы. Ведущие: «радиоволшебник» Николай Литвинов, Александр Лившиц («Саша») и Александр Левенбук («Алик»).

Актеры театра и кино

было доказано, что уроки «Радионяни в несколько раз эффективнее чем обычные уроки грамматики в школе.

Младшие школьники

20 лет

21 век

14

«Детское радио»

Круглосуточный эфир состоит из детских песен, спектаклей, познавательно-развивающих и развлекательных программ и рубрик, информационно-просветительских программ для родителей. В студию приглашаются детские писатели, актеры, музыканты и спортсмены.

транслируется в 37 городах, на разных ФМ-частотах

(Москва, частота 96,8 ФМ)

Дети принимают участие в создании рубрик, проведении передач, различных конкурсах, организованных радиостанцией

Дети, школьникистаршеклас-сники, родители

 

«Веснушка FM» - в эфире звучат песни из мультфильмов, детских сказок, кинофильмов для детей и песни из детства.

Санкт-Петербург, музыкальный радиоканал, от федеральной радиостанции Radio Record

 

Младший и средний школьный возраст

 

Радио «Машенька» -в эфире звучат колыбельные, сказки, детские песенки, классическая музыка, песни и музыка из мультфильмов и детских кинофильмов.

Москва, интернет-радиоканал

 

Дошколь-ный возраст

 

Radio Disney –

(Радио Дисней).

Молодежное, современное, хитовое радио. Среди детей - исполнителей - звёзды из шоу и развлекательных программ, идущих на Канале Дисней.

Москва,

является филиалом компании «The Walt Disney Company»

Песни, исполняютсязарубежными исполнителями возрасте до 16 лет.

Средний и старший школьный возраст

 

BabyFM - в эфире звучат музыкальные произведения, исполняемые юными российскими и зарубежными исполнителями.

Москва

любой ребенок может предложить собственные песни в эфир

Средний и старший школьный возраст

 

Kids Hits -круглосуточно транслируются детские песни. В коллекции радиостанции более полутора тысяч песен в исполнении детей со всего мира.

Москва,

музыкальная интернет- радиостанция

 

Средний и старший школьный возраст

11 лет

Зайцев FM: «Зайчата» (Москва) – музыкальный интернет-канал от развлекательного портала Зайцев FM. Круглосуточно в прямом эфире вы услышите, всеми любимые, песни из мультфильмов, детских сказок, кинофильмов для детей – никогда не стареющие песни из детства!

       

Royal Radio: Детское - транслируются песни из мультфильмов, детских сказок и фильмов для детей.

Санкт-Петербург, интернет-радиоканал от радиостанции Royal Radio.

 

Средний школьный возраст

 

“Ребячья Республика” - транслирует музыкальные композиции из мультфильмов и детского кино, колыбельные, детскую классическую музыку, популярные мелодии в детских аранжировках.

Тюмень, частота 89,2 FM.

Дети принимают участие в создании и ведении эфира

Младший и средний школьный возраст

 

“Поляна Сказок” - аудио версии спектаклей Санкт-Петербургского детского интерактивного театра «Поляна сказок”, а также стихи, в исполнении детей.

Санкт-Петербург. Читают знаменитые артисты Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России.

Дети читают стихи в прямом эфире

Младший и средний школьный возраст

 

“ТМ-Радио”. В эфире -песни в исполнении юных певцов и певиц, мелодии из детских мультфильмов, сказки и радиоспектакли, детские новости, эксклюзивные программы собственного производства.

Интернет-радиостанция (Санкт-Петербург)

Девиз: «Дети- детям!». Ребята принимают участие в разработке и ведении эксклю-зивных программ.

Младший и средний школьный возраст

 

“Детский Канал “. В эфире песни из детских мультфильмов и кинофильмов, сказки и музыкальные радиопостановки для самых маленьких.

Радиостанция медиа-холдинга «Русская Медиагруппа». (Москва)

 

Дошколь-ный и младший школьный возраст

 

Радио “Гамаюн” - в эфире играет этническая музыка, сказки, былины и рассказы для детей. Рассказывается о традициях древней старины. Радио обьединяет разные поколения, его слушают и обсуждают всей семьей.

Москва

 

Школьный возраст

 

«Старое радио»: Детское Радио. В эфире - постановки и спектакли для детей советского радиовещания, песни из мультфильмов и худ. фильмов для детей.

Москва, радиоканал для детей от интернет-проекта: «Старое радио»

 

Школьники

 

Радио “Соня” - музыкальный интернет-канал со спокойной музыкой для сна или дневного отдыха.

Москва

 

Дети, взрослые

 

20 век

4

«Детский час» (Children's Hour), радиопрограмма на BBC

Многие знаменитые британские дикторы работали на этой передаче (Дерек МакКалэч)

Знаменитые музыканты сочиняли музыку для передачи: Питер Максвэл Дэвис (PeterMaxwellDavies) и др.

-

Дети 5-15 лет

42 года

Слушай с мамой» (ListenwithMother), сфокусирована на книгах, поэзии и литературе, часто в передаче проводились конкурсы и игры, также в программе часто читали рассказы.

 

-

Дети, родители

32 года

«Концертная вечеринка Овэлтини» (Ovaltiney'sConcertParty), еженедельноая Британская радиопрограмма. Это шоу было смесью юмора и музыки. Шоу было очень популярно.

Главный ведущий комик Гари Хемсли

-

Дети

7 лет

«Пиратское радио 4» (PirateRadioFour). радиожурнал, выходил в эфир на BBC

-

 

Дети 8-14 лет

год

21 век

2

Радиошоу «Большой палец» (TheBigToeRadioShow) - ежедневное шоу, содержало музыку, с детьми играли, включали рассказы, написанные известными писателем

Дети

Дети вовлечены в создание

Дети 7-9 лет

5 лет

Go4It

была знаменитая программа, которая выходила в эфир по воскресеньям вечером на BBC Радио 4.

Известные английские дикторы, музыканты, певцы

-

Дети

8 лет

Приложение 2

Изучаем с интересом. Английская рубрика

В рубрике английского языка узнаем о празднике, который отмечают шотландцы в ночь на 25 января. Точно скажу, такого праздника в России нет. Они устраивают ужин в честь дня рождения любимого поэта, Роберта Бернса. Для шотландцев – Роберт Бернс больше, чем просто поэт, он символ северной страны, национальный герой. Празднование ночи Бернса (Burns Night) проходит традиционно. На стол подается национальное блюдо, Haggis хаггис – это рубленые потроха с салом, овсянкой, приправленные различными специями. При жизни поэта, это блюдо считалось едой бедняков, которые не могли себе позволить настоящее мясо баранины. Хаггис традиционно подается на стол с картофелем (tatties) и пюре из репы (neeps). Кушают все под звуки волынки (Bagpipes), мужчины надевают традиционную мужскую юбку (kilt). Кстати именно клетка, ее рисунок и цвет определяет исторические корни каждой семьи. Хозяин застолья читает Оду Хаггису «Ode to Haggis», которая была написана Робертом Бёрнсом. Ода чтеца всегда заканчивается всеобщим возгласом «Сландживар!», что в переводе с кельского означает «За здравие!». Второй тост: For independence! – «За независимость!» В этот вечер царит особая атмосфера уюта: звуки волынки и проникновенные стихи Роберта Бернса. Я же вам зачитаю строчки из самого известного его стихотворения:

My heart`s in the Highlands.

My heart`s in the Highlands, my heart is not here;

My heart`s in the Highlands, a chasing the deer;

Chasing the wild deer, and following the roe;

My heart in the Highlands, wherever I go.-

В горах мое сердце.

В горах моё сердце, не здесь, не со мною,

В горах за оленем несётся стрелою.

За диким оленем летит оно следом,

В горах моё сердце, где б только я не был…

 
Просмотров работы: 114