Застрявшие в сети

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Застрявшие в сети

Политанский А.Е. 1
1МБОУ СОШ №72
Сиденко Е.С. 1
1МБОУ СОШ №72
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реальная опасность состоит не в том,

что компьютеры начнут думать, как люди,

а в том, что люди станут думать,

как компьютеры.

Сидни Харрис

ВВЕДЕНИЕ

ХХ век дал много «технических чудес», среди них, компьютер с его многочисленными возможностями (в начале 90–х годов он стал считаться неким символом благосостояния), в том числе и мировая информационная сеть Интернет.

Вы заметили, как стремительно Интернет ворвался в нашу жизнь? Кажется, совсем недавно мы ещё даже не подозревали о нём, а сегодня с его помощью не только передают данные, обмениваются информацией, но и совершают сделки, зарабатывают и тратят деньги.

О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно, компьютер подрастающего поколения, порой даже заменяя подросткам друзей, родителей, школу... Мы вообще стали жить по-другому, мы больше не общаемся в школе, не выбегаем на перемене, чтобы поиграть в футбол, девчонки не приходят за час до уроков, чтобы попрыгать на скакалке, родители не читают своим детям сказки на ночь, а родственники, которые живут далеко, теперь вовсе не приезжают на праздники, потому что могут в любой момент позвонить нам по Skype. Интернет может нас накормить, одеть, рассказать что-нибудь интересное, или плохое – дело вкуса. Трудно не согласиться с тем, что интернет – это мир, в котором можно жить.

Я считаю, что вопросы негативного влияния компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решил исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.

Актуальность данной работы определяется тем, что возможности, которые предоставляет обществу интернет, воистину безграничны. Актуальность фразы «за интернетом будущее» носит вполне логичный характер, ведь технологии и информационные базы постоянно совершенствуются, а работа в сети – чрезвычайно удобна и экономит время и деньги. На данный момент многие сферы жизни людей связаны с интернетом и каждый человек сам выбирает, какое место в его жизни будет занимать интернет, но далеко не каждый знает, к чему может привести его выбор.

Целью моей работыявляется определение влияния компьютера на жизнь и здоровье учащихся школы.

Задачи, которые я ставил перед собой:

Анализ источников информации;

Предположить, какой стала бы жизнь без интернета;

Рассмотреть преимущества и недостатки интернета;

Проведение анкетирования с целью выявления зависимости школьников от компьютера;

Проанализировать результаты соцопроса и сделать выводы;

Разработать план профилактических мер;

Провести опыт влияния телефона на прорастание лука.

Методика исследования:

1. Анализ литературы по теме исследования.

2. Анкетирование, математическая обработка данных, построение диаграмм.

Практическая значимость работы состоит в том, что будут созданы рекомендации по профилактике зависимости от компьютера, подобран щадящий режим при работе за ПК на уроках.

Гипотеза исследования: использование сотового телефона вредно и не безопасно для детского организма.

1. Теоретическая часть

1.1. Назад в будущее

Раз уж речь пошла о компьютерах, то почему бы не вспомнить как все начиналось?! Самый первый компьютер в мире был создан и построен в США математиком из Гарвардского университета Говардом Эйксном еще в 1941 году. Он получил название от своих создателей «Марк 1», и его поставили работать в Гарварде.

П риведу в пример одну цитату “кто отказывается от прошлого, тот не имеет будущего.” Итак, теперь поговорим о появлении интернета.

Все началось в 1957 году, когда американское правительство (точнее министерство обороны) посчитало нужным создать некую новейшую систему обмена данных между высшими государственными органами США[1].

Идея была очень нова, агентство по передовым научно-исследовательским разработкам выдвинуло идею создать сеть, связывающую компьютеры. Этот план утвердили и передали для выполнения Калифорнийскому, Стэндфордскому и Ютскому университетам. К 1969-му появилась небольшая сеть, которая объединила вышеуказанные университеты. Эта система серьезно заинтересовала министерство обороны, которое стало выделять на ее расширение и доработки крупные средства. Ввиду этого сеть ARPAnet (так назвали эту систему) становилась все более совершенней и привлекательней.

К 1971 году стала возможна отправка электронной почты по ARPAnetу. Это многократно повысило престиж проекта и привлекло дополнительное внимание к нему со стороны правительства.

В 1973 будущий интернет стал международным. Американцы провели по дну Атлантического океана кабель, связывающий департаменты США с правительственными организациями Норвегии и Великобритании. В 70-х развивались протоколы для передачи данных, которых было огромное количество. Со временем это стало проблемой, нужна была стандартизация, которую провели в 1983 году. И именно в этом году закрепился всем знакомый протокол TCP/IP, которым мы пользуемся и сейчас. В том же 1983 году сеть и назвали Интернетом, причем новое название закрепилось за сетью довольно быстро.

1989 год в истории всемирной паутины очень важен, хотя бы потому, что впервые выдвинулась идея её создания. Эту идею выдвинули британцы, которые и разработали протоколы HTTP, URL, HTML – словом, все то, что мы имеем в современном интернете.

В 1990 году состоялся первый дозвон, то есть первое подключение к Интернету через телефонную линию (технология DIAL-UP).

В 1991 всемирная паутина стала доступна для пользователей во всех странах (там, где, разумеется, имелся доступ к интернету).

В 1997 году в интернете было около 10 млн. компьютеров, а число зарегистрированных доменов приближалось к 1-му миллиону. А в течение следующих пяти лет число интернет пользователей увеличилось в пять раз.

Итак, интернету в этом году исполниться всего лишь 50 лет, и никто не может представить, какой была бы сегодня жизнь без самой знаменитой сети в мире[2].

1.2. ЖИЗНЬ БЕЗ ИНТЕРНЕТА

Невозможно представить, что современный человек может обойтись без интернета.Чего бы мы лишились?

• Мы не могли бы узнать прогноз погоды за одну минуты, нам не сообщали бы, что происходит в мире, а старый радиоприемник стал бы играть главную роль.

• Рабочие встречи нужно будет собирать по телефону, работники должны будут бегать на почту для отправки документов.

• Мы жили бы менее сообщено и, учитывая, что ни «Одноклассников» ни «вКонтакте» не существует, единственным способом общения были бы снова домашние посиделки, но уже только в местном окружении и заменой SMS была живая встреча на улице. Мы стали бы опять писать письма от руки, чтобы не потерять друзей детства, которые сейчас живут за границей, и, конечно же, вернулись бы к беседам по телефону и т.п.

Этого уже нет в нашей электронной жизни. Мобильные телефоны, mp3, блютусы, ноутбуки, айфоны становятся человеческими органами, без которых так трудно жить. В обществе все чаще встречается выражение, которое гласит: «Если у тебя нет айфона, значит ты нищий.» Люди поменяли свою реальную жизнь на виртуальную? Интересный выбор…

1.3. ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕРНЕТА

В известной книге Харли Хана «Полный справочник по Интернет» есть такая цитата: «Интернет есть, несомненно, величайшее достижение в истории человечества. Он впечатляет больше, чем египетские пирамиды, он прекрасен, чем творения Микеланджело, он важнее, чем чудесные изобретения эпохи промышленной революции». В чем же его преимущество?

• Интернет позволяет людям общаться и знакомиться.

• Сегодня, благодаря интернету можно существенно экономить на связи, используя скайп или whatsApp.

• Интернет позволяет нам экономить массу времени, заказывая какие-либо товары в сети.

• Интернет активно вытесняет традиционное кабельное и спутниковое телевидение.

• Все большее количество людей, живущее в регионах, да и не только - будут переходить на дистанционное образование.

• С развитием интернета, в последнее время очень сильно поменялась ситуация и на рынке труда.

Таких примеров из различных сфер нашей жизни, можно привести еще много. Процесс глобализации интернета и внедрения в нашу жизнь будет только увеличиваться.

1.4. ОСНОВНЫЕ ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЧЕЛОВЕКА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Проанализировав литературу, я постарался доступно для человека, не имеющего отношения к медицине, описать профессиональные заболевания пользователей компьютеров. Итак, основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

Сидячее положение в течение длительного времени;

Воздействие электромагнитного излучения монитора;

Утомление глаз, нагрузка на зрение;

Перегрузка суставов кистей;

Стресс при потере информации.

Рассмотрим каждый фактор по отдельности и его влияние на здоровье человека [3].

Сидячее положение в течение длительного времени

Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако вследствие статичности она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц и относительной статичности позы может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах. Следствием этого может быть геморрой и простатит, т.е. заболевания, при которых требуется длительное и малоприятное лечение. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Воздействие электромагнитного излучения монитора

Излучение от компьютера двух видов – радиочастоты и низкочастотное. Оба вида неблагоприятно влияют на здоровье.

Воздействие волн приводит к разрушению защитных клеток, иммунная система становится слабее. Изменения магнитного поля провоцируют усиление выработки адреналина – гормона стресса, повышается нагрузка на сердце. Продолжительное воздействие даже слабого излучения от компьютера приводит к развитию болезни Альцгеймера либо Паркинсона, дисфункции половой системы, проблемам со сном. Часто у пользователей возможно появление аллергических реакций, болезней органов дыхания.

Воздействие на зрение

Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный вариант цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых программах, неправильное расположение экрана [4].

Перегрузка суставов кистей рук

Нервные окончания подушечек пальцев разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и накопители лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.

Влияние компьютера на психику

В нашей школе случилась одна очень неприятная ситуация с девочкой моего возраста. Почти не выходя из дома, днем и ночью она общалась в социальной сети с различными людьми, пока не была вмешена в загадочную историю с одним из «друзей в ВК». И тогда я понял, что никакой прогресс легко человеку не дается. Приобретая одно, мы теряем другое. Об этой дорогой «цене» давно бьют тревогу: компьютер способствует деструкции не только физического, но и психического здоровья человека.

Интересный факт: Россия занимает 14-е место в мире (10,8 млн человек) по пользованию сетью Интернет в мире. На первом месте по количеству проведения часов в Глобальной сети в неделю (57,5 ч) находятся израильтяне. Это значит, что они могут свыше двух суток не выходить из Сети [5].

Я вряд ли ошибусь, если скажу, что людям, проживающим всю свою жизнь в интернете крайне необходима социальная поддержка. Они испытывают огромные сложности с общением, в некоторых случаях крайне низкую самооценку и закомплексованность. К сожалению, Интернет способен решить практически все такие проблемы, предоставляя жизнь виртуальную (где можно сделать себя абсолютно кем угодно, то есть, воплотить все свои мечты) взамен жизни реальной, к которой такой человек попросту оказывается неприспособленным.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГАДЖЕТОВ

Нами были разработаны и проведены мероприятия, которые проходили в МБОУ СОШ №72 с сентября 2019 года по январь 2020года. Было задействовано около 103 человек 7-8 классов.

п/п

Мероприятие

Пояснение

Охват

1

Профилактические беседы с учениками

Показ социальных видеороликов: «Интернет дороже сына» и «Влияние компьютера на психику ребенка».

7-8 классы

2

Проведение тестирования для выявления у обучающихся зависимости от социальных сетей

Данная методика используется для определения выраженности зависимости от Интернета и компьютерных игр в интернете как одного из видов интернет-аддикции и особенностей ее проявления. Цель данной методики:выявление особенностей поведения подростков в интернет-среде.

7-8 класс

3

Проведение дебатов на тему: «Зависимость от
социальных сетей»

Учащимся в группах предлагается в результате обсуждения найти ответы на поставленные вопросы, и представителю от каждой группы выступить с обобщающими выводами.

8 класс

4.

Акция «Скажем гаджетам нет!»

В назначенный день всем учащимся 7-8 классов предлагалось прийти в школу без гаджета.

7-8 класс

5.

Анкетирование родителей «Мой ребенок и компьютер»

Было проведено анкетирование с целью выявления уровня

взаимодействия ребенка с компьютером в семье.

7-8 класс

2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

2.2.1. Проведение дебатов на тему: «Зависимость от
социальных сетей»

Участники дебатов обсудили эту актуальную тему на встрече: «Зависимость от социальных сетей. За и против». Разделившись на команды, ребята провели интересную дискуссию. Одна команда утверждала и выступала «за» пользу социальных сетей, вторая опровергала и выступала «против», третья утверждала, что все должно быть в меру. В нескольких раундах дети выражали свое мнение, приводили доказательства, факты и примеры из жизни. Все вместе ребята посмотрели видеоролик о пользе и опасностях социальных сетей. В завершении участники пришли к выводу, что социальными сетями нужно пользоваться в меру, а свободное время больше уделять внимание другим своим увлечениям. 

2.2.2. Анализ тестирования выявления у обучающихся зависимости от социальных сетей

Данная методика использовалась для определения выраженности зависимости от Интернета и компьютерных игр как одного из видов интернет-зависимости и особенностей ее проявления. Цель данной методики:выявление особенностей поведения подростков в интернет-среде.

В анкетировании участвовало 103 человека. Результаты представлены на диаграммах.

Проанализировав диаграммы можно сделать вывод:

Большую часть жизни ученика занимает интернет;

Больше половины из них чувствуют ежедневную потребность в интернете;

Малая часть учеников использует интернет для общения в социальных сетях, и лишь небольшая часть ребят используют для помощи в учёбе;

Половина из опрошенных не признаёт, что зависимы от интернета и гаджетов;

Результаты опроса учащихся школы

Средства коммуникации

7 классы

(минуты)

8 классы

(минуты)

Мобильный телефон

747,3

1283,5

Компьютер

807

1031,7

Телевизор

356

246,6

Результаты опроса отражены в виде графика, показывающего, как увеличивается время пользования мобильным телефоном и снижается время, отведенное на просмотр телепередач.

2.2.3. Анкетирование родителей «Мой ребенок и компьютер»

В начале ноября прошло анкетирование с целью выявления уровня взаимодействия ребенка с компьютером в семье. В анкетировании приняло участие более 80% родителей и несмотря на возможность анонимного заполнения анкеты – подписались почти все родители.

Я решил освятить некоторые вопросы, которые меня больше всего волнуют. Результаты представлены в следующих диаграммах.

Родителям были вручены памятки по профилактике компьютерной зависимости. И список основных симптомов, на которые родителям стоит обратить внимание.

2.2.4. Акция «Скажем гаджетам: нет!»

В начале декабря мы попытались провести акцию «Скажем гаджетам: нет!». Особым успехом она не увенчалась, смогли выполнить условие, а именно прийти в школу без телефона, всего лишь 24 человека из 103, включая 2-х учителей. Но в будущем, я проведу еще такую акцию и надеюсь, что численность более активных увеличится.

2.2.5. Эксперимент

Исследования я построил на наблюдениях за прорастанием лука. 26 декабря я посадил 2 луковицы в два горшочка: контрольный и экспериментальный (рисунок 1).

Рисунок 1. 26 декабря 2019 год

Оба горшочка находились в одинаковых условиях, но возле экспериментального один раз в день лежал сотовый телефон в двух часов. Всходы в экспериментальном горшке появились на 3 дня позже, и это запаздывание длилось до конца эксперимента (рисунок 2).

Рисунок 2. 9 января 2020 год

25 января контрольный побег лука был выше, чем экспериментальный (рисунок 3).

Рисунок 3. 25 января 2019 год

Результаты эксперимента представлены в таблице.

День

Действия

Высота ростка

26декабря

Посадка 2 луковиц

0см

9 января

полив

Взошел контрольный экземпляр

14 января

полив

 

20 января

 

Взошел экспериментальный

25 января

полив

Экспериментальный- 12 см, контрольный- более 20см.

После наших экспериментов мы серьезней относимся к таким словам, что мощность электромагнитного излучения телефона и его влияние на головной мозг человека не сравним ни с каким другим бытовым прибором, в этом не сомневаются российские ученые, а теперь и я.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя и анализируя различную литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника, я сделал вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Человек отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим, теряет интерес к общению. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества, только нужно правильно фильтровать свои интересы и время, отведенное для игр. Гипотеза моего исследования подтвердилась. Действительно использование сотового телефона вредно и не безопасно для детского организма. Эксперимент с прорастанием лука, в какой-то мере, доказывает мою гипотезу. Задачи, которые были поставлены мной в начале нашей работы, выполнены:

Разработаны и вручены памятки взрослым и детям по профилактике компьютерной зависимости (Приложение 5);

Проведено анкетирование, результатами которого стали наглядные диаграммы, показывающие, что проблема зависимости существует и с ней нужно бороться, а значит работа выполнена не зря (Приложение 3,4);

Проведена акция «Скажем гаджетам нет!»;

Разработаны и вручены памятки, которые позволят ученикам и их родителям соблюдать нормы работы за компьютером (Приложение 1,2);

Прошедшие дебаты, заставили ребят задуматься над проблемой и признать, что такая все-таки существует;

На будущее мною поставлена задача: выявить и сопоставить статистические данные, используя АРМИС (аппаратно-диагностический комплекс), проанализировать рост количества компьютеров у учащихся и показателей заболеваемости по результатам ежегодных медицинских осмотров.

Обращаясь к своим сверстникам, я хочу сказать: «Пожалуйста, не заменяйте реальное общение — электронным, не забывайте, что с вами может быть человек, который любит вас в реале, а не за ваши фотографии в интернете. Не забывайте о тех, кому нужна не виртуальная, а реальная помощь».

Так компьютерная зависимость- миф или реальность…Решать Вам!

ЛИТЕРАТУРА

Колесников О.Э.  «Интернет для делового человека». - M.: МЦФ. Издат. фирма “Яуза”, 1996. - 281 c.;

История вычислительной техники, Казакова И.А., 2011;

Клименко С., Уразметов В. - Internet - среда обитания информационного общества: Российский Центр Физико-Технической Информатики, Протвино, 2005 – 273с.;

Источник: https://otravlen.info/izluchenie/ot-kompjutera.html;

Источник:https://www.vesti.ru/doc.html?id=510973&cid=780.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Гимнастика для глаз

Список упражнений:

Закройте глаза и сильно зажмурьте их на пять секунд. Далее открываем сомкнутые веки и смотрим вдаль. Упражнение повторяем 5 раз.

Сейчас нужно перевести взгляд на переносицу, и задержать глаза в таком состоянии в течение пяти секунд. Далее смотрите на любой объект вдали в течение пяти секунд. Упражнение повторяем 5 раз.

В данном упражнении работают только глаза, головой двигать нельзя. Сначала смотрим прямо, затем вправо и влево. После переводим взгляд вверх, а потом вниз. И в завершении двигаем глазами по диагонали сначала справа, а потом слева. Повторяем 3-4 раза.

В этом упражнение вы как бы рисуем взглядом кривую. Сначала смотрим влево, вниз, затем вправо и вверх. Повторяем это упражнение, начиная с правой стороны. Повторяем 3-4 раза.

Сначала очень быстро моргаем, затем открываем глаза на три секунды, а уже после зажмуриваем на те же три секунды. Снова быстро моргаем и смотрим вдаль в течение пяти секунд. Повторяем 2-3 раза.

Отводим большой палец на 30-35 сантиметром и смотрим на него в течении трех секунд сначала каждым глазом по очереди, а затем двумя сразу. Повторяем 2-3 раза.

Для данного упражнения нужно выбрать любой близкий предмет, который хорошо освещен. Смотрим на него около 30 секунд. Если это движущийся предмет, то это еще лучше. Далее смотрим на большой предмет, находящийся вдали. Спустя 30 секунд переводим взгляд на первоначальный объект. Поверяем 5-6 раз.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Гимнастика для кистей рук

(все действия необходимо повторять по 5-6 раз):

1. Поднимите вверх руки, с усилием сожмите пальцы в кулак, после чего разожмите.

2. Расслабьте кисти рук и потрясите ими в воздухе, постепенно их поднимая в стороны и вверх.

3. Сложите ладони вместе перед грудью и нажимайте на концы пальцев, наклоняйте кисти рук влево и право.

4. Соедините вместе ладони, и затем попеременно отводите пальцы рук назад до отказа на счет 1—4.

5. Теперь соедините кисти рук и, опираясь на концы пальцев отводите основания кистей в стороны, не смещая при этом концов пальцев.

6. Вытяните руки вперед и вращайте кистями в стороны и внутрь.

7. Сделайте руки полусогнутыми, затем с силой сожмите и разожмите пальцы рук.

8. Прижмите локти к бокам, направьте ладони вперед, и затем постепенно сжимайте и разжимайте фаланги пальцев

9. Теперь переплетите пальцы и сделайте несколько сжимающих движений.

10. Поочередно разминайте расслабленные пальцы от кончиков до основания: сначала на правой, затем на левой и наоборот, заканчивая круговыми вращательными движениями.

11. Теперь снова прижмите локти к боку, сожмите пальцы в кулак и делайте вращательные движения кистями рук поочередно в разные стороны.

12. Расслабьте кисти и потрясите ими в воздухе, поднимая вверх и вниз.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета для изучения интернет-зависимости подростков

Подростку предлагается ответить на ряд вопросов.

1. Ваш пол?

А) Мужской

Б) Женский

2. Твой возраст?

А) 12 – 20

Б) 21 – 25

В) больше 26

3. Увлечение, хобби: есть нет

4. Чем, помимо учёбы вы любите заниматься?

_____________________________________________________________

5. Ваше отношение к интернету.

а) считаете полезным открытием;

б) вам все равно;

в) считаете, бесполезной тратой времени;

6. Какова ваша потребность в интернете?

а) отношусь равнодушно;

б) периодически возникает потребность выйти в интернет;

в) испытываю ежедневную потребность в интернете;

г) не представляю свою жизнь без интернета.

7. Для чего Вы пользуетесь интернетом?

А) Для работы, учебы, поиска информации

Б) Для личных целей (социальные сайты, игры, музыка и т. д.)

В) Вообще не пользуюсь

8. Что больше всего привлекает Вас в пользовании интернетом?

А) Доступность

Б) Простота использования

В) Полезность

9.Откуда Вы чаще всего заходите в интернет?

А) Компьютер/ноутбук

Б) Планшет

В) Мобильный телефон

10. Считаете ли Вы себя интернет - зависимым человеком?

А) Да

Б) Нет

В) Затрудняюсь ответить

11. Что вы испытываете, когда долго не играете или не находитесь в Интернете?

а) беспокойство;

б) раздражительность;

в) чувство дискомфорта;

г) чувство подавленности;

д) ощущение пустоты;

е) другое.

12. В Интернете вы предпочитаете (выбрать не больше двух):

а) виртуальную реальность;

б) социальные сети (какие);

в) ICQ (чаты);

г) USENET(конференции);

д) Сетевые игры (нужное подчеркнуть: бродилки, аркады, квесты, гонки, стрелялки, РПГ, стимуляторы);

е)________________________________

13. Какие сайты в интернете вы посещаете чаще всего?

а) сайты знакомств;

б) игровые, развлекательные сайты;

в) поисковые сайты;

г) сайты, где есть чат-комнаты.

14. Влияет ли интернет на вашу учебу?

а) не влияет;

б) интернет помогает мне учиться (работать);

в) мешает учебе (работе);

15. Как вы считаете, интернет влияет на ваше здоровье?

а) не влияет;

б) влияет незначительно;

в) здоровье значительно ухудшилось.

16.Как относятся близкие (родители, друзья) к вашему увлечению?

а) играют вместе со мной;

б) положительно;

в) нейтрально;

г) отрицательно;

д) резко отрицательно.

17.Какие ролевые компьютерные игры вы предпочитаете? (выбрать не больше двух)

а) игры, в которых вы смотрите глазами своего героя;

б) игры, в которых вы смотрите на своего героя со стороны;

в) руководительские игры.

18.Когда вы играете, то испытываете:

а) эйфорию;

б) радость;

в) облегчение;

г) азарт;

д) расслабление.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Анкета для родителей "Мой ребенок и компьютер" №1

Уважаемые родители, просим вас принять участие в анкетировании.

Подчеркните один из предложенных вариантов ответа или запишите свой вариант.

1.Умеет ли ваш ребенок пользоваться компьютером? ДА НЕТ

2.Сколько времени ваш ребенок проводит за компьютером в день?

_________________________________________________________________

3.Как ваш ребенок проводит время за компьютером?

Варианты ответов: играет в игры, смотрит мультфильмы или фильмы, другое (запишите, что именно) __________________________________________________________________

4.Вы довольны, что ваш ребенок так увлечен компьютером? ДА НЕТ

5.У вас есть беспокойство по поводу пользования ребенком компьютера?

_________________________________________________________________

6.Что такое информационная безопасность ребенка, по вашему мнению?

_________________________________________________________________

7.Какие меры по информационной безопасности вашего ребенка вы предпринимаете?

_________________________________________________________________

8.Какие черты характера появились у ребенка после начала использования компьютера?

_________________________________________________________________

9.Сколько времени вы сами проводите за компьютером?

Благодарим за участие в анкетировании!

1

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Памятка для родителей

«Профилактика компьютерной зависимости у ребенка»

.Поощряйте творческие увлечения ребенка, будь то рисование или занятия музыкой.

2.Приобщайте ребенка к занятиям спортом, ведь у детей, увлеченных спортом, компьютерная зависимость проявляется реже.

3.Не забывайте, для ребенка важен личный пример родителей. Нельзя, чтобы слова расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то и сам не должен играть по три-четыре часа.

4.Если ваша работа связана с компьютером, и вы вынуждены проводить за ним много времени, в беседах с ребенком акцентируйте его внимание на том, что компьютер вам необходим для работы.

5.Компьютер может стать вашим помощником в организации совместной творческой деятельности с ребенком. Привлекая ребенка к поиску необходимой информации для подготовки сообщения к уроку или просматривая в Интернете репертуар детских театров, вы будете воспитывать в ребенке культуру работы с компьютером и в Интернете.

6.Соблюдайте режим работы за компьютером. Попытайтесь объяснить ребенку, что компьютер не право, а привилегия, поэтому проведение времени за ним подлежит контролю со стороны родителей. Однако не злоупотребляйте своим «правом на запрет», ведь «запретный плод сладок».

7.Если ребенок все-таки имеет компьютерную зависимость, то не стоит устанавливать резкие запреты или ограничения, ребенок может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной. Обязательно с перерывами.

8.Предложите ребенку другие способы времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми стоит заняться на досуге. Важно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры и т. д.).

9.Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).

10.Обратите внимание на компьютерные игры, в которые играют дети, т. к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов. Обсуждайте игры с ребенком, выбирайте их вместе. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

11.Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, не стоит откладывать или бояться визита к специалисту, важно вовремя обратиться к психологам в специализированные центры.

 

Основные симптомы зависимости ребенка

Зависимыми от компьютера обычно становятся подростки в возрасте от 12 до 15 лет. Но первые звоночки обычно можно услышать уже в младшей школе, когда интерес к виртуальному миру только просыпается. Определить, что у ребенка есть зависимость, можно по таким признакам: Ребенок перестает заниматься своими любимыми ранее делами.

Ребенок общается только на компьютерную тему и дружит с такими же ребятами.

Ему не интересно общаться с родителями, он замыкается в себе. В этот период ребенок может начать говорить неправду, юлить.

Он становится раздражительным, на просьбы реагирует нервно.

В реальной жизни перестает быть активным, его ничего не интересует.

Перестают работать биологические часы, ребенок теряет над собой контроль.

 

Если вы заметили у ребенка хотя бы половину этих признаков, обратите внимание, не много ли времени он проводит у монитора.

Перед родителями испытывает чувство вины, но все равно продолжает играть.

27

Просмотров работы: 58