Безопасный Интернет для детей

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Безопасный Интернет для детей

Елизарова В.А. 1
1МБОУ г. Иркутска СОШ №35
Елизарова О.Н. 1
1МБОУ г. Иркутска СОШ №80
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

На написание данной работы и создание продукта повлияло желание участвовать в городском конкурсе презентаций и мультимедиа проектов по теме «Безопасный Интернет для детей», в результате которого я заняла 1 место в 2019 году.

 

Так как я сама достаточно много провожу времени в Интернете с целью поиска информации в учебных целях, то мне стало интересно, в чем же заключается опасность интернета и как можно защитить себя и своих друзей.

 Проблема обеспечения безопасности детей в глобальной сети становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей на фоне роста различных видов мошенничества в сети, увеличения вредоносных атак, а также негативного и агрессивного контента. Большинство малолетних пользователей Интернета не знакомы с возможными опасностями глобальной сети и мерами борьбы с ними.

Цель работы – разработка авторской презентации по теме «Безопасный Интернет для детей в стихах», содержащей основные правила безопасного поведения в глобальной сети в доступной для восприятия форме.

Для достижения цели был поставлен ряд задач:

Анализ источников по теме

Формулировка основных правил Безопасного Интернета в стихотворной форме

Разработка дизайна презентации, подбор иллюстраций

Запись аудио для сопровождения презентации

Создание авторской презентации в конечном виде

Объект изучения: Безопасный Интернет

Предмет изучения: процесс создания презентации «Безопасный Интернет для детей в стихах»

Гипотеза: созданный продукт может способствовать соблюдению детьми младшего школьного возраста правил Безопасного Интернета и, как следствие, уменьшению числа случаев интернет-мошенничества в отношении несовершеннолетних.

Практическая значимость:

Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия в рамках проведения тематического классного часа; для проведения урока информатики по данной теме (например, в 5-м классе есть урок по теме «Поиск информации в интернете», в начале урока учащимся можно напомнить, чем опасен интернет, как правильно себя вести в сети); при наличии школьного ТВ можно использовать как информационный ролик.

Целевая аудитория: учащиеся 2-6 классов

Использованные программные продукты: MS PowerPoint, Диктофон онлайн (программа для записи голоса через микрофон)

На первом этапе работы я изучила, что такое «компьютерная презентация», какие виды презентаций бывают и какие требования к ним предъявляются.

На втором этапе я определилась с программой – это MS PowerPoint, т.к. ранее с ней знакома, имею опыт создания презентаций в данной программе. Далее изучила правила безопасного интернета и сформулировала их в доступной для детей младшего школьного возраста форме.

На последнем этапе, я провела вводное анкетирование, апробацию продукта и повторное анкетирование учащихся, сделала выводы.

Глава 1. Компьютерная презентация как вид мультимедийного продукта

Понятие компьютерной презентации

Компьютерная презентация – это особый документ с мультимедийным содержимым, демонстрация которого управляется пользователем. На данный момент это один из самых популярных способов подачи информации, который используется во многих сферах жизни.

Достаточно часто устное выступление или письменный доклад требуют визуального сопровождения и наглядного представления информации. В данном случае может быть использована компьютерная презентация. Это определенная последовательность слайдов или же видеоряд. Это файл, в котором собрана вся необходимая информация для проведения выступления.

Мультимедиа (англ. multimedia) — контент, или содержимое, в котором одновременно представлена информация в различных формах — звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд.

Мультимедийная презентация – это презентация, в которой информация представлена в различных формах.

Виды презентаций

Презентации можно разделить на следующие виды по типу их носителя:

1. Бумажные презентации:

Бумажные презентации, как правило, используются в качестве раздаточного материала во время выступления, либо могут быть представлены отдельным лицам для индивидуального ознакомления. В плане восприятия они не очень эффективны.

2. Электронные презентации:

Электронные презентации демонстрируются на экране монитора, плазменной панели или с помощью проектора. Этот вид презентаций имеет все технологические и функциональные возможности, необходимые, для наиболее понятного визуального представления информации и произведения хорошего впечатления на публику. Такие презентации поддерживают анимацию, видео, звук и интерактивные элементы - все эти возможности можно направить на создание незабываемого эффекта.

Виды электронных презентаций по технике их демонстрации:

- Интерактивные презентации, выполняющиеся под управлением пользователя. Используются при демонстрации материала докладчиком перед аудиторией. Процессом демонстрации такой презентации управляет ведущий, сопровождая демонстрацию презентации своими комментариями. Также презентации такого типа могут показываться в выставочных и торговых залах на экранах информационных киосков, только в этом случае презентацией управляет зритель - человек, которому адресована эта информация. презентация мультимедийный электронный программа

- Непрерывно выполняющиеся презентации. Презентации такого вида используются без участия пользователя. В основном демонстрируются на плазменных панелях и мониторах в презентационных, торговых залах, выставочных стендах и других местах скопления целевой аудитории.

Требования к презентациям

Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляе­мых к организации и оформлению данных блоков.

Объем и форма представления информации:

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: человек в среднем может единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Один слайд учебной презентации в среднем рассчитывается на 1,5-2 минуты.

Заголовки должны быть краткими и привлекать внимание аудитории.

В текстовых блоках необходимо использовать короткие слова и предложения.

Вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.

Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь в докладе. С одной стороны, не должна становиться главной частью выступления, а с другой, не должна полностью дублировать материал.

Расположение информационных блоков на слайде

Структура слайда должна быть одинаковой на всей презентации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Информационные блоки рекомендуется располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо.

Поясняющая надпись должна располагаться под рисунком (фотографией, диаграммой, схемой).

Единый стиль презентации

Вся презентация должна должны быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона.

Стиль включает в себя:

общую схему шаблона: способ размещения информационных блоков;

общую цветовую схему дизайна слайда;

цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

параметры шрифтов (гарнитура, цвет, размер) и их оформления (эффекты), используемых для различных типов текстовой информации (заголовки, основной текст, выделенный текст, гиперссылки, списки, подписи);

способы оформления иллюстраций, схем, диаграмм, таблиц и др.

Необходимо обеспечить унификацию структуры и формы представления учебного материала.

Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у обучающегося ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности.

В стилевом оформлении презентации не рекомендуется использовать более 3 основных цветов и более 3 типов шрифта.

Вспомогательная информация не должны преобладать над основной информацией.

Правила использования фона

Фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее. Для фона предпочтительны холодные тона.

Любой активный фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала.

Правила использования текстовой информации

Не рекомендуется:

перегружать слайд текстовой информацией;

использовать блоки сплошного текста;

в нумерованных и маркированных списках использовать уровень вложения глубже двух;

использовать переносы слов;

использовать наклонное и вертикальное расположение подписей и текстовых блоков;

текст слайда не должен повторять текст, который преподаватель произносит вслух (зрители прочитают его быстрее, чем расскажет преподаватель, и потеряют интерес к его словам).

Анимационные эффекты

Рекомендуется использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Однако не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

Анимация должна быть сдержанна, хорошо продумана и допустима:

для демонстрации динамичных процессов;

для привлечения внимания слушателей, создания определенной атмосферы презентации.

Достоинства и недостатки компьютерных презентаций

К достоинствам компьютерной презентации можно отнести:

Информационную емкость - возможность в одной презентации разместить большой объем графической, текстовой и звуковой информации.

Компактность – презентации обычно обладают небольшим объемом, позволяющим передать их по сети и записать на диск или USB-накопитель.

Наглядность - «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Мобильность - презентация может быть показана с ноутбука, даже на выезде.

Интерактивность - возможность непосредственно воздействовать на ход презентации.

Как недостаток можно выделить:

Необходимость умения работать в PowerPoint;

Возможные проблемы при воспроизведении файла презентации.

Глава 2. Процесс создания компьютерной презентации «Безопасный Интернет для детей в стихах»

2.1. Основные правила безопасного интернета

Интернет – уникальная реальность нашего с вами времени. Это безграничный мир информации, где есть не только развлекательные и игровые порталы, но и много полезной информации для учебы. Здесь можно общаться со своими друзьями в режиме онлайн, можно найти новых друзей, вступать в сообщества по интересам. Информация, оперативно обеспечивающая ваши ежедневные потребности, - все это Интернет.

Почему же полицейские вынуждены предупреждать об опасностях виртуального мира, если в нем так много всего хорошего и полезного?

Достаточно большая часть интернет-пользователей ищет не друзей в Интернете, а свои жертвы.

Дело в том, что недобросовестные граждане - мошенники, наркодилеры, иные злоумышленники, асоциальные и психически нездоровые люди по-своему оценили возможности Интернета. Ведь именно Всемирная паутина дает возможность преступникам действовать анонимно.

Поэтому небезопасное поведение в сети Интернет может нанести вред и вам, и вашим родным и близким людям. Обезопасить себя не так уж и трудно – достаточно серьезно отнестись к проблеме кибербезопасности и соблюдать простые правила:

Используйте всегда индивидуальные и сложные пароли, состоящие из букв, цифр и специальных символов.

Для защиты компьютера от негативного контента или вирусов на нем устанавливайте специальные защитные программы и фильтры. Использовать можно только лицензионное программное обеспечение с актуальными обновлениями.

Устанавливать надо все обновления, как только они становятся доступными.

не посещайте ресурсы с сомнительной репутацией, которые вызывают у вас (или у вашей антивирусной программы) подозрения любого толка.

Никому не передавайте свои конфиденциальные данные (логин, пароль), свидетельство о рождении, паспортные данные, адрес и прописку, и даже ваши фотографии.

2.2. Характеристика программы MSPowerPoint

PowerPoint – это программа, входящая в состав Microsoft Office, и представляющая собой графический пакет подготовки презентаций и слайд-фильмов. Он предлагает пользователю большой набор возможностей работы с текстом, средств рисования, построения диаграмм, стандартные иллюстрации.

PowerPoint – это инструмент, позволяющий создавать и оформлять различного рода презентации. Однослайдовые презентации могут, например, использоваться как рекламные проспекты, афиши или объявления, а многослайдовые окажут неоценимую помощь в качестве сопровождения любого выступления. Неоценимым помощником PowerPoint может стать для преподавателей в качестве средства подготовки конспектов их лекций. Программа PowerPoint ориентирована на непрофессиональное создание изображений слайдов, фотопленок или презентаций для просмотра на экране компьютера. Кроме того, она позволяет выводить презентации в Интернет.

2.3. Структура и содержание презентации «Безопасный Интернет для детей в стихах»

Созданная мною презентация содержит 11 слайдов, переход между которыми осуществляется с помощью меню с гиперссылками. Картинки на слайдах взяты с Интернета, они соответствуют тематике, текст – авторский, мною сформулированы правила Безопасного Интернета для детей в стихотворной форме. Каждый слайд имеет звуковое сопровождение. Запись звука сделана с помощью программы Диктофон онлайн.

Более подробно содержание и структура презентации отображены на рис. 1-11 (приложение 1). Скачать продукт можно по ссылке https://yadi.sk/i/DyECm6IsJsxcnQ.

Глава 3. Описание исследования

Исследовательская часть нашей работы состояла из нескольких этапов. На первом, мы составили вопросы анкеты (приложение 2) для учащихся 2-6 классов с целью выяснить, насколько они придерживаются правил Безопасного интернета.

Следующим шагом нами был проведен анализ полученных данных. Наглядно результаты отображены в диаграмме (приложение 3, а) и показывают, что большая часть учащихся не знакомы с правилами безопасного интернета или их не соблюдают.

Третьим этапом была апробация продукта – авторской мультимедийной презентации «Безопасной Интернет для детей в стихах» на уроках информатики (5-6 классы) и на классных часах (2-4 классы).

После апробации учащимся предложили повторно ответить на вопросы анкеты (приложение 2). Результаты повторного анкетирования отображены на диаграмме (приложение 3, б) и показывают, что значительно выросло число учащихся, знающих основные правила пользования глобальной сетью, и уменьшилось число учащихся, ежедневно подвергающих себя и свой компьютер опасностям при работе в сети.

Заключение

В ходе работы по созданию презентации «Безопасный интернет для детей в стихах» я получила знания о том, как обезопасить себя и своих близких от опасностей Интернета, а также получила новые практические умения при работе в программе PowerPoint:

Научилась делать гиперссылки;

Вставлять аудио и настраивать его воспроизведение;

Настраивать анимацию на графические объекты.

В результате работы была подтверждена гипотеза о том, что данный продукт может способствовать соблюдению детьми младшего школьного возраста правил Безопасного Интернета и, как следствие, уменьшению числа случаев интернет-мошенничества в отношении несовершеннолетних.

Кроме этого, данный продукт имеет практическую значимость и может быть в дальнейшем использован как электронное наглядное пособие на уроках информатики или на тематических классных часах.

Считаю, что поставленная нами в начале работы цель достигнута.

Список интернет-источников

Виды презентаций https://vuzlit.ru/790719/vidy_prezentatsiy

http://fb.ru/article/254543/kompyuternaya-prezentatsiya---eto-opredelenie-etapyi-sozdaniya-istoriya-i-vidyi

https://multiurok.ru/files/issledovatelskaia-rabota-bezopasnost-v-seti-intern.html

https://studfiles.net/preview/4186930/page:5/

https://studopedia.su/18_22367_obshchaya-harakteristika-PowerPoint.html

https://www.molnet.ru/mos/ru/survive/o_506989

Приложение 1

 

Рис. 1

Рис. 1

 

Рис. 2

 

Рис. 3

 

Рис. 4

 

Рис. 5

 

Рис. 6

 

Рис. 7

 

Рис. 8

 

Рис. 9

 

Рис. 10

 

Gif-анимация

(распускается цветок)

Рис. 11

Приложение 2

Анкета «Безопасный Интернет»

Здравствуй, дорогой учащийся! Меня зовут Варя, я ученица 6-го класса, и я прошу тебя помочь мне, ответив на вопросы анкеты ?

Укажите свой возраст  ______________

Какую социальную сеть вы предпочитаете? 

Вконтакте  

Одноклассники  

twitter  

facebook  

instagram  

мой мир  

Как защитить себя в Интернете? 

стараться давать как можно меньше информации о себе  

 защитить свой компьютер, расширять круг знакомств с неизвестными людьми  

размещать фотографии свои, друзей и родственников  

Как обезопасить свой компьютер? 

выключить и спрятать в шкаф  

установить антивирусную программу  

обновлять операционную систему  

установить "родительский контроль"  

 

Использование Интернет является безопасным, если: 

защитить свой компьютер, защитить себя в Интернете, соблюдать правила  

разглашать личную информацию, заботиться об остальных, регулярно обновлять операционную систему  

защитить компьютер, создавать резервные копии документов, закону надо подчиняться даже в Интернете  

Чем опасны социальные сети? 

Личная информация может быть использована кем угодно в разных целях  

При просмотре неопознанных ссылок компьютер может быть взломан  

Все вышеперечисленное верно 

Кто создаёт опасные программы? 

чёрный властелин 

хакеры 

 шпионы    

Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?

Посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия

Пойти на встречу одному  

Пригласить с собой друга  

Что в Интернете запрещено законом? 

Размещать информацию других без их согласия  

Размещать информацию о себе  

Копировать файлы для личного использования  

Какую информацию нельзя разглашать в Интернете? 

Свое мнение и комментарии  

Свои увлечения  

Свой псевдоним  

Домашний адрес

Паспортные данные  

Номер телефона    

В каких целях вы используете интернет? (несколько ответов) 

Играю в онлайн игры  

"Сижу" в соц.сетях  

поиск информации для докладов(рефератов)  

 самоподготовка  

скачиваю/слушаю фильмы (музыку)  

веду свой блог или сайт  

общаюсь в Skype 

общаюсь в viber   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3, а

Результаты входного анкетирования

Приложение 3, б

Результаты анкетирования на контрольном этапе (после апробации)

Просмотров работы: 104