Мультфильмы - что это?

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мультфильмы - что это?

Фоменко Д.Е. 1
1МБОУ СОШ №4 города Алейска Алтайского края
Фоменко Г.А. 1
1МБОУ СОШ №4 города Алейска Алтайского края
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

 Иногда кажется, что мир вокруг жесток, безразличен, угрюм и неприветлив.  Кажется, что все потускнело, стало серым и черным. В такие моменты хочется включить старые добрые мультфильмы.  Они  способны раскрасить наш мир не только в яркие пестрые краски, но и принести с собой  ощущение искренней радости.  

Если бы не было в нашей жизни мультфильмов, то наш мир не был бы таким ярким.

В.М. Котеночкин

Все, и дети, и взрослые, очень любят смотреть мультфильмы. Интересные мультики, как и вкусные конфеты, никогда не надоедают. В них живут герои наших любимых детских книжек, которые ведут себя совсем как живые – радуются, грустят, совершают чудеса… Наверное, каждый взрослый и ребёнок хоть раз задумался над тем, как же «оживают» любимые герои, как происходят эти чудеса? И каждый из нас, думаем, тоже хотел бы создать свой собственный мультфильм.

Но как его создать? С чего начинать? В чем заключаются секреты создания мультфильмов? Чтобы ответить на эти волнующие нас вопросы, мы решили провести исследование.

Актуальность работы состоит в том, что в современном мире на жизнь детей огромное влияние оказывает телевидение и интернет, в том числе мультфильмы, которые стали неотъемлемой частью жизни. Дети учатся у героев мультфильмов добру, анализируют их поступки, мультфильмы развивают образное и абстрактное мышление.

Объект исследования: мультипликация.

Предмет исследования: процесс создания мультфильмов.

Методы: изучение литературы, поиск информации в интернете по данной теме, просмотр видеороликов о создании мультфильмов, просмотр мультфильмов, анкетирование, сравнение, анализ и обработка информации, создание собственного мультфильма.

Отсюда вытекают следующие задачи:

Узнать историю появления мультипликации;

Изучить историю и способы создания мультипликационных фильмов, выявить наиболее популярные.

Изучить программу Киностудия и создать свой мультфильм.

Проанализировать результаты исследований, сделать выводы.

Методы работы:

Анализ статей по данной теме

Анкетирование учащихся нашей школы

Обработка полученных результатов

Гипотеза работы: мы предположили, что, если раскрыть секреты создания

мультфильмов, то можно сделать свой маленький мультфильм.

Основная часть

История создания мультипликационных фильмов

1. Что такое мультипликация?

Мультипликация (от лат. multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение) — это технические приёмы, с помощью которых создаётся иллюзия движущихся картинок из неподвижных изображений, то есть кадров или рисунков [3]

Анимация (от фр. animation: оживление, одушевление) — западное название мультипликации: вид киноискусства и его произведение (мультфильм), а также соответствующая технология.

Есть знаменитая фраза режиссёра-мультипликатора Тодора Динова: «Мультипликация начинается там, где кончаются возможности других видов искусств». И действительно с помощью рисованного мультфильма можно передать то, о чём человек мог только думать или мечтать. Интересно, почему же дети так любят мультфильмы? Наверное, потому, что их безграничная фантазия настолько реальна, что только ленивый может не заметить, что всё, что когда либо человек придумывал и о чём мечтал, воплощалось в жизнь… Это чудо, когда простые и неподвижные рисунки начинают оживать. С помощью мультипликации можно передать практически любую и самую смелую идею и фантазию. А что такое фантазия? И насколько она реальна? [3]

Наши глаза удивительно устроены. Они порою «видят» то, чего на самом деле нет. Человеческий глаз удерживает на сетчатке любое изображение в течение одной двадцатой доли секунды. Так как в кинопроекторе за секунду пробегает 24 кадра, каждый длительностью в одну двадцать пятую доли секунды, то все они сливаются в одно непрерывное изображение. На этом и основан принцип кинематографа.

В графической мультипликации кадры — это последовательные фазы движения рисованных объектов, основанные на плоских марионетках и «перекладках». В объёмной мультипликации кадры являются фотографиями объёмных объектов — кукольных, барельефных, пластилиновых. В компьютерной мультипликации кадры считываются специальными компьютерными программами.

2. Из истории мультипликации

Когда появились первые мультфильмы точно не известно. Еще древние люди пытались передать движение в рисунке. Впервые картинки «ожили» в 1 веке. В древней Ассирии у входа в царский дворец стояли статуи крылатых быков с пятью ногами. Когда человек проходил мимо этих статуи, казалось, что быки шагают. Так же очень красиво передавали движение художники Древней Греции в рисунках на вазах [4].

В 15в в Европе появились первые забавные книжки - блокноты2, на каждой страничке которых была нарисована одна и та же фигура в разных позах. Позднее эту форму «оживления» картинок назвали «кине́ографом»[1].

Конец 17в - А.Кишером был придуман «чудо-фонарь», который показывал движущееся изображение на стекле3.

 

Корни возникновения мультипликации связаны со стробоскопом – оптической игрушкой, изобретенной бельгийским изобретателем Жозефом Плато в 1932 году. Принцип этого устройства был прост – на край круга наносился цикличный рисунок. Например, бегущая лошадь, которую изображали несколько раз в разных стадиях движения. При вращении круга рисунок сливался, и возникала иллюзия движущегося объекта.

Первым настоящим мультипликатором принято считать француза Эмиля Рейно. Он создал аппарат праксиноскоп, который состоял из крутящегося барабана, системы зеркал и фонаря. В 1892 году Рейно запустил своеобразный аттракцион - оптический театр. Там он демонстрировал зрителям комические сюжеты продолжительностью 15-20 минут. Это случилось за несколько лет до знаменитой премьеры братьев Люмьер, то есть мультипликация стала известна французам даже несколько раньше, чем кинофильмы. [4]

В 1906 г. - сделана запись первого русского кукольного мультфильма. Его снял балетмейстер из Санкт-Петербурга Александр Ширяев. Он изготавливал куклы из папье-маше высотой в 20—25 см, все части «тела» которых держались на мягкой проволоке. Это позволяло балетмейстеру придавать им нужное положение. Куклы одевались в соответствующие костюмы из бумаги и ткани.

Вр емя по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.

1910 г. - Художник и оператор Владислав Александрович Старевич разработал особую художественную технику и прием для постановки и съемки объемно кукольной мультипликации, сохранившуюся в своих основных чертах и по настоящее время.

1

1912 г. - В. А. Старевич выпустил пародийные мультипликационные фильмы "Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами" и другой под названием "Авиационная неделя насекомых". В этих фильмах участвовали специально разработанные Старевичем куклы различных насекомых, которые на основе мягкой проволочной конструкции могли перемещаться, видоизменять свою форму, принимать различные позы и производить разнообразные движения.

1928 г. - создан первый звуковой полнометражный мультфильм. Его создателем стал американский художник-мультипликатор, кинорежиссёр, актёр и сценарист Уолт Дисней.

Его мультфильмы «Белоснежка и семь гномов», «101 далматинец», мультсериалы о Микки Маусе и другие пользуются огромной популярностью и в наше время

А в 1936 г. - по приказу самого Иосифа Сталина создана легендарная мультипликационная студия нашей страны «Союзмультфильм». Свой первый мультипликационный фильм, «В Африке жарко», студия выпустила в том же, 1936 году. Сценарий для мультфильма написал Сергей Михалков. Тогда ещё чёрно-белая лента, повествовала историю о животных, населяющих жаркую Африку, и жаждущих попробовать ледяное мороженое. Осуществить их мечту, по замыслу автора, должны были дружелюбные морж и обезьяна, - обитатели сурового Северного полюса. На пути к Африке они попадают в массу интересных и увлекательных историй, справляются со всеми трудностями и добираются-таки до своих южных товарищей. А в благодарность за вкусное мороженое, увозят к себе на родину множество тропических фруктов.

В пятидесятые годы двадцатого века Союзмультфильм выпускает такие известные мультфильмы, как «Аленький цветочек», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева» и другие.

На рубеже шестидесятых – семидесятых годов коллектив Союзмультфильма создаёт удивительные мультипликационные сериалы: «Малыш и Карлсон», «Ну, погоди!», «Бременские музыканты», «Вини-Пух» и «Крокодил Гена».

В числе мультипликаторов, трудившихся на студии Союзмультфильм, можно выделить Романа Качанова, создавшего знаменитого Чебурашку и экранизировавшего повесть Кира Булычёва «Путешествие Алисы» (мультфильм «Тайна третьей планеты»). Режиссёром многих известных мультфильмов, например, трилогии приключений Вини-Пуха и его друзей выступал Хитрук Фёдор Савельевич. Он же режиссировал и «Каникулы Бонифация», работал над многими другими мультфильмами в качестве мультипликатора. Также на Союзмультфильме в своё время работали Норштейн Ю.Б., Шварцман Л.А. и А.Ю. Хржановский и другие известные российские мультипликаторы.

За долгие годы своего существования студия Союзмультфильм выпустила сотни мультиков, полюбившихся советским детям и нам, зрителям двадцать первого века.

Классификация мультфильмов на сегодняшний день достаточно велика, поэтому мы остановимся на наиболее приоритетных и известных.

В сети Интернет мы выяснили, какие бывают мультфильмы.

3. Классификация мультфильмов

По технологическому процессу: песочная, пластилиновая, кукольная, компьютерная, рисованная.

По цели создания мультфильмы бывают: развивающие, образовательные, обучающие, воспитательные, познавательные, развлекательные.

По производству: российские, японские, французские, американские, английские.

По продолжительности: короткометражные (длительностью до 45 минут), полнометражные (более 45 минут).

По возрастным интересам: детские, взрослые, для подростков.

4. Мультфильмы – вред или польза

Дети с удовольствием смотрят разные мультики, но какая польза должна быть от мультфильма? Должен ли он быть обучающим (обучение счёту, азбуке, логике) или просто развлекающим?

Самое главное - это:
1. В мультфильме не должно быть жестокости, страшных героев;

2. В основе повествования – основные человеческие ценности: честность, верность, уважение, взаимопомощь, верная романтическая любовь, стремление к свободе выбора и т.д.;
3. Зрители должны смеяться не над героем, а с ним, поэтому для смеха авторы могут ввести бестолкового приятеля главного героя;
4. Обязательно нужно выразить любовь героя к семье, добавив в сюжет членов семьи;
5. «Плохие» герои существуют для того, чтобы главному герою было с кем бороться и кого побеждать.

Положительные стороны мультфильмов:

Учат уважать себе равных;

Мириться, если произошла ссора;

Не обижать слабых;

Быть честным, уважать родителей и старших;

Учат хорошим манерам;

Развивают фантазию, творческие способности;

Создают хорошее настроение;

Расширяют кругозор, развивают любознательность;

Учат сопереживать, сочувствовать, размышлять;

Иметь свое мнение.

Отрицательное влияние мультфильмов:

Герои некоторых мультфильмов агрессивны – они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат и даже убивают персонажей. Последствия – проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребенка в реальной жизни;

Некоторые персонажи нарушают общепринятые нормы поведения – их никто не наказывает за это, не говорит, что так делать нельзя. Нарушается представление о хорошем и плохом поступке, воспитывается ощущение полной безнаказанности, нет четкой границы между добром и злом.

В некоторых мультфильмах показывают опасные для жизни формы поведения, повторять которые в реальной жизни глупо, а иногда и просто опасно! Просмотр таких примеров для подражания может привести даже к травмам.

Иногда показывают сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям, сцены издевательства над беспомощностью, слабостью, старостью. Как вы думаете, как поведут себя маленькие зрители после просмотра таких мультиков? Скорее всего, это будет непристойное поведение, грубость, безжалостность…

Создание анимационных фильмов

При создании всех мультфильмов используется один способ – покадровая съемка. Представьте себе, какой это трудоемкий процесс: если мультфильм идет всего десять минут со скоростью 24 кадра в секунду, то для него нужно снять более 14 тысяч кадров – а значит, нарисовать более 14 тысяч рисунков. Это большой и кропотливый труд. Творцы мультфильмов – художники – мультипликаторы – добрые волшебники экрана. Это под их руководством оживают рисованные персонажи будущего мультфильма. Но оживить персонаж, оказывается, совсем непросто. Ведь в жизни не существует ни Карлсона, ни Чебурашки, ни Крокодила Гены. Их создает художник [2]

Одному художнику, конечно трудно, трудно справиться с такой огромной работой. Поэтому в работе над мультфильмом принимает участие большая группа художников. Кроме художников, при создании мультфильмов, работают люди и других специальностей.

Продюсер определяет общий замысел, сценаристы разрабатывают сюжет и сценарий, который затем разбивается на эпизоды и сцены, иллюстрируемые серией набросков.

Далее все это передается режиссеру-мультипликатору, который распределяет сцены между художниками-мультипликаторами. Каждый из них отвечает за основные положения персонажей в сцене. Промежуточные эпизоды дорисовывают младшие мультипликаторы.

Другие художники готовят фон, на котором разворачивается действие. Контурные рисунки передаются для окраски, переносятся на прозрачный пластик и обводятся пером или тушью. В том случае, если используется цвет, он наносится на обратную сторону пластинок.

Затем оператор покадрово фотографирует рисунки при помощи фотоаппарата. Актёры озвучивают персонажей фильма. Наконец, звукорежиссёр синхронизирует звук с изображением.

В настоящее время для создания мультфильмов используют компьютер. Появились мультфильмы, сделанные целиком на компьютере.

Число замечательных фильмов столь велико, что просто невозможно их всех перечислить. Да это вовсе и не нужно. Главное то, что человек начинает смотреть мультфильмы почти с пеленок и не расстается с ними всю свою жизнь[5]

Исследовательская работа

Мы решили провести анкетирование среди ребят 4-ого и 6-го класса и сравнить какие мультфильмы нравятся детям и что им нравится в мультфильмах. (Приложение 1)

В анкетировании приняло участие 26 учеников 6-го класса и 29 учеников 4-ого класса. Вот какие результаты у нас получились.

Все опрошенные ребята утвердительно ответили, что любят мультфильмы – 69% учеников 6 класса и 90% учеников 4-го класса.

На вопрос «Как часто ты смотришь мультфильмы?» 34,6% учеников 6а класса и 61, 5% учеников 4а класса смотрят их каждый день. 2-3 раза в неделю – 38,8% учеников 6а класса и 18,4% учеников 4а класса. Один раз в неделю 15,4% учеников 6а класса и 19,2% учеников 4а класса. 15,4% учеников 6а класса и 15,4% учеников 4а класса не смотрят мультфильмы.

На вопрос: «Знаешь ли ты, когда появились первые мультфильмы?» Утвердительно ответили только 11 человек.

Большинство опрошенных учеников знаю, что такое анимация, 92,6% учеников 6а и 80,8% учеников 4а класса.

Какие же мультфильмы предпочитают наши ребята – 19,2% учеников 6а класса и 15,4% учеников 4а класса с удовольствием смотрят старые советские мультфильмы. 26,9 % учащихся 6а класса и 7,7% учащихся 4а класса смотрят зарубежные мультфильмы. Смотрят современные российские мультфильмы 50 % учащихся 6а класса и 69,2% учащихся 4а класса и старые советские мультики. 3,86 % учащихся 6а класса и 7,7% учащихся 4а класса ответили, что не любят смотреть мультфильмы..

Ребята указали самые любимые мультфильмы: «Калабанга», «Сказочный патруль», «Смешарики», «Простаквашино», «Ну погоди», «Волк и теленок», «Лунтик», «Фиксики», «Барбоскины», «Маша и медведь», «Три богатыря», «Гравити фолз», «Моана», «Гадкий я», «101 долматинец», «Элвин и бурундуки».

Как видно, героев современных русских и советских фильмов гораздо больше. Почему же? Герои добрые, воспитанные, красивые, не похожи друг на друга, сердца героев добрые и открытые. Сюжеты понятны, рисунки красочные и яркие, редко повторяются. После просмотра этих мультфильмов хочется задуматься о поступках героев, об их отношениях друг с другом. Многие мультфильмы поучают, развивают.

84,6% учащихся 6а класса и 69,2% учащихся 4а класса считают что мультфильмы влияют на детей.

Какую же пользу могут принести мультфильмы? Вот какие ответы дали наши ребята – учат добру, трудолюбию, дружбе, взаимоуважению, воспитывают уважение к старшим, помогают определить, где добро и где зло, развивают и воспитывают, показывают хорошие поступки, да и просто веселят.

Не забыли мы спросить и о том, а какой же вред могут нести мультфильмы? Первая причина, которую озвучили ребята – вред глазам от частого и долгого просмотра телевизора. Помимо этого, современные мультфильмы, в основном иностранного происхождения, показывают агрессию героев по отношению к окружающим, насилие и жестокость, нередки и грубые, а иногда и непристойные слова, неуважение к старшим, безнаказанное баловство.

Подытожив все это, ребята сделали вывод, что все же в мультфильмах больше хорошего, чем плохого. Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что мультфильмы занимают огромное место в жизни детей, их воспитании и вносят много положительного в развитие подростков, а значит просмотр мультфильмов, особенно современных российских и советских мультфильмов, а так же киностудии «Уолта Диснея» полезны для просмотра.

VI. Практическая работа

Создание мультфильма

Для создания мультфильма мне понадобились следующие материалы:

 пластилин, картон, бумага.

А также инструменты и приспособления: нож для пластилина, стол, фотоаппарат, лампа, компьютер и программа для обработки снятых кадров.

Составил план работы:

Подготовка декораций

Нашли подходящий фон

Изготовление героев

Съёмка и обработка мультфильмов

Установили лампу так, чтобы свет падал на подготовленные декорации.

Установили фотоаппарат и установили напротив стола с подготовленным фоном.

Передвигали фигурки примерно на полсантиметра, немного меняли позы и фотографировали. Чем меньше передвинешь фигурку, тем более естественными будут ее движения в готовом мультфильме.

Когда сняли все кадры, скопировала фотографии на компьютер.

Открыли программу Киностудия, и на видео дорожку последовательно выложили загруженные фотографии. Установили нужную скорость. Лучше всего, если часть кадров будут сменяться быстро, а некоторые будут оставаться на экране чуть подольше. Тогда герои выглядят, как живые. На аудио дорожку наложили звук.

Результаты исследовательской работы:

Создал свой собственные мультфильмы! В результате проделанной работы я много узнал, прочитал много литературы. Я был сценаристом, режиссером, художником-мультипликатором, звукорежиссером и фотооператором.

Вывод. Снимать пластилиновые мультфильмы - можно в домашних условиях. И я теперь знаю точно, что мультфильм – это талант и творчество, кропотливый труд людей и очень интересное занятие! Я предлагаю посмотреть, что у меня получилось.

Заключение

Мультфильм – это особый вид большого кинематографического искусства. Он учит добру и справедливости. Действительно, взрослые и дети получают огромное удовольствие, глядя на любимых мультипликационных героев, переживают вместе с ними, выходят из самых трудных ситуаций, учатся на их ошибках.

Итак, исходя из нашей исследовательской работы, мы сделали следующие выводы:

Еще древние люди пытались передать движение в рисунке. Впервые картинки «ожили» в 1 веке. Но популярность мультфильмов до сих пор не угасает.

Существует много техник создания мультфильмов.

Зная основные секреты создания мультфильмов, при наличии доступного технического обеспечения, можно создать свой собственный мультфильм.

Изучив литературу, обратившись к интернет – источникам по теме работы, научившись «оживлять» рисованных героев, раскрыв тайны мультипликации, у нас получилось создать своими силами свой первый мультфильм «Приключение Смайл-принцессы». (Приложение 2)

Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась.

Эта работа нам понравилась, и мы продолжим эксперименты по созданию мультфильмов. Хочется попробовать другие техники, посмотреть, что окажется сложнее, интереснее.

Приложение 1

Анкета для учащихся

1. Любишь ли ты смотреть мультфильмы?

- да, очень

- нет, мне всё равно

2. Как часто ты смотришь мультфильмы?

- каждый день

- 2-3 раза в неделю

- раз в неделю

- не смотрю

3. Знаешь ли ты, когда и где появились первые мультфильмы?

- да

- нет

4. Знаешь ли ты, как создаются мультфильмы?

- да

- нет

5. Знаешь ли ты, что такое анимация?

- да

- нет

Какие мультфильмы тебе нравятся больше?

- старые советские

- зарубежные

- современные российские

– никакие

7. Твой самый любимый мультфильм?___________________________

8. Как ты считаешь, мультфильмы влияют на развитие ребёнка? Если да, то как?

- да______________________________________________________

- нет

Приложение 2

Приключение Смайл-Принцессы.

Я расскажу сегодня сказку,

Про волшебство, про интернет,

Про то, как люди без оглядки,

Бросают все в обмен на сеть.

Представьте…

В некотором царстве в некотором государстве «Сайт» жили - были

Смайл - Король и Смайл - Принцесса. Любила она погулять по интернету и однажды. Перешла она по подозрительной ссылке… Пыталась она вернуться она назад. Но тут! Появились разбойники, много слышала она про вирусы но никогда не встречалась с ними. Испугалась она их, но бежать было поздно. Они схватили ее и унесли по непонятным сайтам. В это время Смайл - Король уже начал поиски принцессы. И вдруг раздается телефонный звонок. Это были те самые разбойники. Они просил за возврат принцессы административный пароль от его государства - Сайт.

Закручинился король. Но пришел к нему на помощь его старый друг Антивирус. Вместе они пошли и победили разбойников. Принцесса усвоила урок и больше никогда не переходила по подозрительным ссылкам.

Список литературы:

Белоусов Ю.А Я познаю мир: Детская энциклопедия: кино.- М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство АСТ», 2000

Большой энициклопедический словарь. – М.: «Большая Российская энциклопедия», . - 1997. – с.768.

В.С.Шергин, А.И Юрьев Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. Т.2. – М.: АСТ, 2007

Викторина про мультфильмы: http://www.fun4child.ru/1468-viktorina-pro-multiki-s-otvetami-dlja-detejj.html

 История мультипликации:

 http://www.letopis.info/themes/cinematograph/istorija_multiplikacii.html

Чудакова Н.В Я познаю мир: Детская энциклопедия.: Культура - М.: ООО «Издательство АСТ – ЛДТ», 1998

Просмотров работы: 3715