ВВЕДЕНИЕ
У нас в семье возник конфликт между мной и родителями. Мама с папой утверждают, что я слишком много времени провожу со своим смартфоном. Я не понимаю, почему их это так волнует. Ведь я хорошо учусь, занимаюсь футболом, а в свободное время играю в игры и общаюсь с друзьями, используя свой смартфон. Этой проблемой я поделился со своим другом. Он предположил, что это из-за моего плохого зрения, а еще из-за того, что родители боятся моей Интернет-зависимости.
Тогда мы решили с ним узнать, насколько эта проблема актуальна для наших сверстников.
Предмет исследования: использование девайсов и гаджетов подростками
Цель:
Выяснить, как влияют девайсы и гаджеты на жизнь подростков 10-12 лет
Задачи:
Узнать
Можно ли в современном мире обойтись без девайсов и гаджетов?
Как и какие девайсы и гаджеты используют наши одноклассники?
Что думают педагоги и психологи об использовании девайсов и гаджетов подростками?
Гипотеза:
Допустим, что постоянное использование гаджетов и девайсов отрицательно влияет на здоровье детей.
. Методы исследования:
Размышление и диалог с другом
Поиск информации в глобальной сети Интернет
Беседа с родителями и учителем
Наблюдение за сверстниками
Опрос и анкетирование одноклассников
Эксперимент
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ДЕВАЙСЫ И ГАДЖЕТЫ: В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ
Из разных источников в сети Интернет мы узнали, в чем разница между девайсами и гаджетами.
Девайс (англ. Device — прибор, устройство) — это многофункциональное устройство работающее от батареи или электросети. Для работы девайса не нужны вспомогательные устройства. К ним относятся: телефоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры, телефизоры, стиральные машины и т.д.
Га́джет (англ. gadget — штуковина, приспособление, устройство, безделушка) — небольшое устройство, созданное в вспомогательных целях, для того что бы облегчить быт человека. К гаджетам можно отнести смартбраслеты, фитнестрекеры, электронные пластыри, очки виртуальной реальности, плееры.
Главные отличия девайса от гаджета.
К примеру, один говорить, что телефон - это гаджет, а другой утверждает, что это девайс, так как главная его функция - звонки. Девайс отличается от гаджета тем, что для полноценной работы ему не требуются другие устройства. Для того чтобы позвонить с мобильного телефона, обязательно подключать к нему наушники, USB-кабель? Если нет, значит это девайс. Другой пример - это электронные часы. Для того чтобы посмотреть время или дату, их не нужно подключать к компьютеру или смартфону. Означает ли это, что данные часы относятся к девайсам? Нет, потому что в них всего две функции. У девайса большое количество различных опций и возможностей, что и отличает его от гаджета.
Лучшие девайсы - это те, которые содержат множество функций и могут выполнять сразу несколько задач. К таким устройствам относятся смартфоны нового поколения, ноутбуки и персональные компьютеры. Но как можно быстро определить, что такое девайс и что такое гаджет? Задайте простой вопрос: «Сколько в устройстве функций?». Если в нем большой перечень всевозможных функций, то он относится к девайсам - все просто.
Еще один пример - это велокомпьютер. Если он самый дешевый и может показывать только скорость и пройденное расстояние, то это гаджет, в котором ограниченное количество функций. Но если в нем есть навигатор, плеер, камера и многое другое, значит он стал полноценным девайсом.
Вывод: Девайс - это самостоятельное устройство, используемое в повседневной жизни и независящие от других вспомогательных приборов. Гаджет - это вспомогательный элемент, в котором ограниченное количество программ, и для корректного использования которого необходимо подключиться к девайсу.
МНЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ О ВРЕДЕ И ПОЛЬЗЕ ДАННЫХ УСТРОЙСТВ
Смартфоны и планшеты стали неотъемлемой частью жизни как взрослых, так и детей. Большинство детей ежедневно пользуются электронными девайсами.
Как и у каждого явления, у современного бума технологий есть явные плюсы и минусы Девайсы и гаджеты действительно могут навредить и физическому, и психологическому здоровью ребенка, если ими злоупотреблять. Однако их правильное и дозированное по времени использование способно принести ощутимую пользу.
Врачи Екатеринбургского центра «Микрохирургия глаза» считают, что «золотая середина» — это пребывание ребенка у монитора (компьютера, планшета или смартфона) со следующей продолжительностью:
Дети 4-5 лет — не более 15 минут;
6 лет — 20 минут;
7-9 лет — 30 минут;
10-12 лет — 40 минут;
13-14 лет — 50 минут.
Если складывается так, что занятие предполагает более длительное нахождение перед монитором, необходимо делать хотя бы 10-минутые перерывы каждые 20 минут и гимнастику для глаз.
Наши мамы и папы, настороженно относящиеся к техническому прогрессу, часто говорят про пагубное «компьютерное излучение». На самом деле, как раз этого стоит бояться меньше всего. Современные устройства, то есть компьютеры, планшеты и смартфоны, не превышают допустимой нормы электромагнитного излучения, если, конечно, не иметь дело с ними 10 часов подряд.
Вред от девайсов
Однако опасения на счет проблем со зрением уже не такие беспочвенные. Известно, что люди, проводящие много времени за компьютером, страдают от так называемого синдрома сухого глаза. Это связано с тем, что из-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает. Дети очень увлечены игрой или просмотром мультфильма, и они забывают о таком простом действии. В результате слезная пленка высыхает и источается. Появляется ощущение сухости или «песка» в глазах, с которым дети борются своеобразно — начинают тереть их грязными руками, что, в свою очередь, может привести к конъюнктивиту.
Близорукости же стоит бояться, если ребенок систематически держит экран на маленьком от себя расстоянии. Глаза вынуждены постоянно повышать резкость изображения, что чревато спазмом зрительных мышц. Оптимальное расстояние между глазами и монитором — 60-70 см.
Другая проблема связана с общим физическим развитием и, как следствие, ослабленным иммунитетом. Долгое сидение перед компьютером или с планшетом в руках лишает ребенка возможности двигаться, приводя к спазмам мышечных групп и нарушению осанки.
Наконец, интерактивные развлечения нередко приводят к головным болям, поскольку статичное напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи. От этого сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу.
Детские психологи считают, что злоупотребление планшетами и смартфонами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать.
Польза девайсов
Девайсы можно рассматривать не как средство развлечения, а как реальную помощь в развитии ребенка. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков.
Ребенок школьного возраста вполне может пользовать такими приложениями, как график дел, расписание уроков, ведение дневника и т. д. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из электронных устройств, а не рассматривать их только как развлечение.
Кроме того, специальные приложения даже помогают заниматься спортом. Вы с легкостью найдете тренировочные видеоуроки для ребенка или для всей семьи, где уже будет подобран комплекс упражнений. Их нельзя рассматривать как полноценную замену спортивным секциям, но они прекрасно подходят для проведения утренней гимнастики и разминки в течение дня.
Вывод: Электронные устройства уже прочно вошли в нашу жизнь, и нет смысла полностью запрещать их использование ребенку. Но надо четко контролировать время, которое подросток будет тратить на интерактивные развлечения, а также извлекать выгоду из детских обучающих программ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА И АНКЕТИРОВАНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ
Поговорив с одноклассниками, мы выяснили, что у каждого из них есть личный мобильный телефон. Кроме этого у всех дома есть компьютер, ноутбук или планшет. Мы предложили ребятам заполнить анкету (Приложение 2).
Вопросы анкеты:
Сколько времени ты проводишь с телефоном?
С какой целью проводишь время в телефоне?
Рассказываешь ли ты родителям, что делаешь в сети Интернет?
Делаешь ли ты зарядку для глаз?
Носишь ли ты очки?
Расстраиваешься ли ты, если родители забирают у тебя телефон?
В анкетировании приняли участие 29 наших одноклассников. Из них: 23 человека утверждают, что проводят с телефоном 1-2 часа, 6 человек – 3-5 часов. Для игр, телефон используют 13 человек, для общения в интернете – 7 человек, для скачивания фильмов и другое – 9 человек. Рассказывают родителям о том, чем занимаются в сети Интернет – 20 человек. Зарядку для глаз делают 21 человек, носят очки 6 человек. 23 наших одноклассника утверждают, что не расстраиваются, если родители забирают у них телефон на длительное время.
Вывод: Результаты анкеты (Приложение 3) показывают, что наши одноклассники много времени проводят с телефоном, но большинство из них делают зарядку для глаз. А еще, что наши родители и учителя преувеличивают нашу зависимость от смартфонов и планшетов.
ЭКСПЕРИМЕНТ В КЛАССЕ
Для того чтобы уточнить степень зависимости наших одноклассников от девайсов и гаджетов, мы попросили ребят отказаться на 8 часов от всех электронных устройств. На следующий день мы задали вопрос: «Кто смог обойтись без телефона 8 часов?». А еще мы спросили ребят, чем они занимались это время. А если не смогли обойтись без телефона, то почему?
Оказалось, что большинство ребят не смогли обойтись без телефонов и планшетов. Многим нужно было позвонить родителям или друзьям, некоторым нужно было найти информацию в Интернете. Но часть детей просто не смогли найти себе другое занятие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над проектом мы узнали много нового для себя. Например, чем девайсы отличаются от гаджетов (раньше мы об этом не знали). Как наши одноклассники используют их в повседневной жизни. О том, что электронные устройства помогают развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику и внимание. Но девайсы и гаджеты могут и навредить здоровью – при бездумном и неограниченном использовании портится зрение, может сформироваться зависимость, живое общение подменится виртуальным.
Мы поняли, что электронные устройства нужно использовать с умом. Нет ничего однозначно хорошего или плохого, нужно все, но в меру. Пусть девайсы и гаджеты присутствуют в нашей жизни наравне с прогулками в лесу и рисунками, с бассейном и коньками, общением со сверстниками и семейными досугами.
Мы научились проводить анкетирование и составлять диаграммы по результатам анкет. Мы планируем создать буклет о вреде и пользе девайсов и распространить его среди учеников нашей школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ермилова И.А.//Здоровье школьника - 2018 - №8, стр.56.
Гунн, Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье. Рекомендации для детей и взрослых / Г.Е. Гун. СПб.: Издательский Дом Нева. М. ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2013.
СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
https://polzavred.ru - Интернет-журнал с полезной информацией «Польза и Вред. Ру. Дети»
https://psiholognn.ru – Центр современных психологических технологий «Искусство жить»
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Польза гаджетов и девайсов
1. Гаджет - это реальную помощь в развитии ребенка.
2.Ценный источник информации. Можно быстро находить нужную информацию и обучаться.
3. Средство общения. Можно завести новые интересные знакомства с людьми, живущими в самых различных уголках мира.
4. Центр развлечений. Компьютерные игры позволяют разнообразить время отдыха. С друзьями можно посмотреть фильмы, послушать музыку, посмотреть фотографии и др.
5. Помощники в современной жизни. Написание текстов, редактирование фотографий, подготовка докладов, презентаций. Для чтения хороша электронная книга.
Вред гаджетов и девайсов
1. Основной минус – это ухудшение здоровья. Долгое времяпрепровождение с гаджетом приводит к болезни позвоночника и глаз. Также страдает и психическое здоровье.
2. Гаджеты лишают живого общения с окружающими. Гаджеты постепенно затягивают человека в виртуальный мир. Это очень актуальная проблема, особенно среди подростков. Многие почти не выходят на улицу, проводя время у мониторов.
3. Вирусы и мошенники. Мошенничество в интернете существует примерно столько же, сколько и сама сеть. Из года в год злоумышленники придумывают все новые трюки, направленные на то, чтобы обмануть своих жертв.
Приложение 2.
Анкета «Как ты используешь смартфон (телефон) и интернет»
№ |
Вопрос |
Варианты ответов |
||
1. |
Сколько времени в день ты проводишь с телефоном? |
1-2 часа |
3-5 часов |
Больше 5 часов |
2. |
С какой целью? |
Играю |
Общаюсь |
Другое (что?) |
3. |
Рассказываешь ли ты родителям, что ты делаешь в сети Интернет? |
Да |
Нет |
|
4. |
Делаешь ли ты зарядку для глаз? |
Да |
Нет |
|
5. |
Носишь ли ты очки? |
Да |
Нет |
|
6. |
Расстраиваешься ли ты, если родители забирают у тебя телефон? |
Да |
Нет |
Приложение 3.
Результаты анкетирования
Сколько времени ты проводишь с телефоном?
С какой целью ты проводишь время с телефоном?
Делаешь ли ты зарядку для глаз?
Носишь ли ты очки?
Рассказываешь ли ты родителям, что ты делаешь в Интернете?
Расстраиваешься ли ты, когда родители забирают у тебя телефон?