Путешествие по памятным местам ВОВ г. Наро-Фоминска в среде программирования Scratch

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Путешествие по памятным местам ВОВ г. Наро-Фоминска в среде программирования Scratch

Кравченко М.К. 1
1МАОУ Наро-Фоминская СОШ №3 СУИОП
Кузьмина А.А. 1
1МАОУ Наро-Фоминская СОШ №3 СУИОП
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность проектно-исследовательской работы: 2020 год в России – Год памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Увлекательная игра про путешествие по родному городу вызовет интерес у ребят, а процесс создания обучит основам языка программирования Scratch

Цель работы – привлечь внимание к памятным местам ВОВ города Наро-Фоминск. Изучить язык программирования Scratch.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

узнать, какие памятники есть в городе;

изучить историю их появления;

сформировать умение работать с различными источниками информации, отбирать нужный материал и систематизировать полученные данные;

изучить необходимый материал по Scratch;

создать проект, который будет входить в коллекцию компьютерных игр «Экскурсия по г. Наро-Фоминск».

Для реализации поставленных задач были выбраны следующие методы:

поиск информации из книг, Интернета;

расспросы родителей, учителей, экскурсоводов о памятниках нашего города;

сбор фотоматериалов;

создание проекта;

обобщение опыта.

Возможность рассказать о местах, связанных с ВОВ, о наградах и подвигах нашего города – это уже большая честь, а тем более в такой увлекательной форме.

Проект «Путешествие по памятным местам ВОВ г. Наро-Фоминска» я размещу в публичном доступе в сети Интернет. Я поделюсь и сделаю зримой память в сердцах своих сограждан.

Глава 1. Наро-Фоминск «Город воинской славы»

В середине осени 1941 года, когда немецкие войска вели наступление на Москву, наибольший удар на себя принял Наро-Фоминск. Здесь шли ожесточённые сражения, противник был остановлен на реке Наре. В 2009 году за прошлые героические события ему был присвоен статус «Города воинской славы».

На месте, откуда началось освобождение, установлен памятник танку Т-34. Этот памятник посвящён воинам 457 полка 222 смоленской бранденбургской краснознаменной ордена суворова стрелковой девизии в составе 33 армии. С этого рубежа начали наступления и 26 декабря 1941 года освободили город Наро-Фоминск от немецко-фашистких захватчиков.

Наро-Фоминск – Город воинской славы, номер указа о присвоении звания: N 463, дата указа о присвоении звания: 27.04.2009 г.

Через год после того, как Наро-Фоминску присвоили статус «Города воинской славы», на центральной площади Победы в память об этом событии была открыта 12-метровая мраморная стела. Внизу на табличках можно прочитать следующую информацию: указ Президента РФ о присвоении городу статуса, рассказ о подвиге горожан в военные годы, данные о погибших жителях и разрушенных сооружениях. Стела хоть и скромная, но смотрится величественно.

26 декабря 1941 года город окончательно освободили советские войска, которыми командовал генерала Ефремов М. Г., в честь него названа одна из центральных улиц и установлен постамент.

Основные памятники и монументы, связанные с ВОВ

Стела "Город воинской славы".

Памятник Советским воинам возле Парка Воровского у реки Нара.

Вечный огонь на территории Никольской церкви.

Постамент с танком Т-34-85. Посвящен воинам 457-го стрелкового полка 222-й стрелковой дивизии 33 армии и 1-й гвардейской стрелковой дивизии.

Мемориальная доска на здании краеведческого музея, посвященная почетному гражданину г. Наро-Фоминска Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову.

Памятник, посвященный командующему 33 армии генерал-лейтенанту М.Г. Ефремову.

Стела, посвященная Героям Советского Союза маршалу бронетанковых войск П.П. Полубоярову и братьям А.Г. и С.Г. Курзенковым.

Мемориалы павшим в боях за Родину в 1941-1945 гг.

Заслуги города в военной истории России

Испокон веков на Наро-Фоминской земле были люди, которые влияли на её судьбу, оставляя след в истории, и память в сердцах сограждан. Наиболее отважные из них - Герои Советского Союза, большая часть которых отважно сражалась с немецко-фашистскими захватчиками во время Второй мировой войны.

За годы войны в Вооруженные силы страны Наро-Фоминским и Верейским военкоматами было призвано более 31 тысячи человек. Из них 2915 человек погибли в бою, 867 человек умерли от ран и болезней, 160 человек умерли в плену, 3800 пропали без вести. В течение первых месяцев войны промышленность районов и сельское хозяйство перестраивались на выпуск военной продукции. Апрелевский завод грампластинок наладил производство мин. Фабрика деревянных игрушек изготавливала ручки для гранат. Наро-Фоминская прядильно-ткацкая фабрика выпускала ткань для парашютов, плащ-палаток, портянок.

По инициативе Городского комитета обороны более 2 тысяч человек приняли участие в строительстве оборонительных сооружений. Силами населения было вырыто 53 км противотанковых рвов, 1083 окопа, 8 ям для укрытия людей, установлено 400 метров противотанковых надолбов, возведено 168 дотов, 133 дота, 824 блиндажа, сделано 36 лесных завалов.

8 июля 1941 был сформирован Наро-Фоминский истребительный батальон из 300 бойцов. Командиром батальона стал пограничник старший лейтенант М.А. Голованов, комиссаром – директор школы №6 В.Г. Тишечкин, начальником штаба – лейтенат милиции Шибицкий. Бойцы батальона охраняли наиболее важные объекты, несли патрульную службу в городе. 18 октября 1941 года он получил приказ занять оборону Наро-Фоминска.

Нападение гитлеровских захватчиков прервало мирный труд жителей Наро-Фоминска. Городская промышленность, сельское хозяйство города и района перестраивались на военный лад. Формировались партизанские отряды. В лесах строились землянки, возводились укрепления, создавались партизанские базы в районе. Темными ночами на базы возили продовольствие, имущество, боеприпасы. Создавались подпольные группы, шла энергичная подготовка к обороне Наро-Фоминска. По дорогам района везли эвакуированное имущество, гнали стада. Передвигалось население из эвакуированных районов.

Наро-Фоминск заслуженно получил почетное звание «Город воинской славы» за мужество, стойкость и героизм жителей, проявленный в борьбе за свободу и независимость Отечества.

Глава 2. Создание коллекции памятных мест в середе программирования Scratch

2.1. Среда программирования Scrath. Необходимые блоки для работы.

Скретч – это новая среда программирования, которая позволяет ребятам создавать собственные анимированные и интерактивные истории, презентации, модели, игры и другие произведения. Этими произведениями можно обмениваться внутри международной среды, которая постепенно формируется в сети Интернет.

Скретч создавался специально для того, чтобы подростки 8 – 16 лет использовали его самостоятельно. Эта новая технологическая среда позволяет им выразить себя в компьютерном творчестве. Скретч разрабатывался как новая учебная среда для обучения школьников программированию. В Скретче можно создавать фильмы, играть с различными объектами, видоизменять их вид, перемещать их по экрану, устанавливать формы взаимодействия между объектами. Это объектно-ориентированная среда, в которой блоки программ собираются из разноцветных кирпичиков команд точно так же, как собираются из разноцветных кирпичиков конструкторы Лего. Можно взять любой объект и осуществить над ним действия:

видоизменить его внешний вид;

переместить его;

поместить команды перемещения и видоизменения внутрь блоков управления;
добавить звуки;

и т.д.

В результате выполнения простых команд может складываться сложная модель, в которой будут взаимодействовать множество объектов, наделенных различными свойствами. Начальный уровень программирования настолько прост и доступен, что Скретч рассматривается в качестве средства обучения не только старших, но и младших школьников.

При создании скриптов используется палитра блоков, которая занимает левую часть экрана. По функциональному назначению блоки делятся на 10 групп, принадлежность блока к той или иной группе обозначается его цветом.

Группа

Английское название

Цвет

Примечание

Движение

Motion

синий

управляют движением спрайта (не применяется в фоне)

Внешний вид

Looks

фиолетовый

управляют внешностью спрайта

Звук

Sounds

розовый

управляют звуком спрайта

События

Events

жёлтый

проверка наличия событий, отправка сигналов ко всем спрайтам

Управление

Control

оранжевый

управляющие конструкции, заголовки обработчиков событий

Сенсоры

Sensing

голубой

опрос устройств ввода, таймер и имя участника

Операторы

Operators

зелёный

арифметико-логические операции

Переменные

Variables

оранжевый

раздел для управления переменными и списками

Другие блоки

My Blocks

светло-розовый

преобразуют комбинацию блоков в один блок, что упрощает код,

или же упрощает создания своего личного блока

Добавить

Расширения

Extensions

темно-зелёный

расширяют возможности Скретч. Есть разные виды расширений, такие, как: музыка, перо, видео распознавание, текст в речь, переводчик, Makey Makey, micro:bit, LEGO MINDSTORMS EV3 и LEGO Education WeDo 2.0

2.2. Процесс создания игры ««Путешествие по памятным местам ВОВ г. Наро-Фоминска»

Для создания проекта «Памятные места ВОВ г.Наро-Фоминска» мне понадобились следующие блоки:

управление;

движение;

внешний вид.

В качестве спрайта я выбрал уже созданного персонажа Devin и использовал четыре его костюма для смены внешности во время показа (Рис.1).

(Рис.1. «Спрайт Devin»)

Для сцены были выбраны фотографии из Интернета в открытом доступе, в данном проекте я использовал 11 фотографий памятных мест, 1 фотография – фон г. Наро-Фоминска вид сверху и заставка «Спасибо за внимание», которую я создал сам в редакторе Скретч (Рис.2.).

(Рис.2. «Выбранные фоны для сцены»)

Проект запускается после перевода в полноэкранный режим и нажатия кнопки управления «Зеленый флажок». Блок «Внешний вид» позволяет изменять костюмы спрайта и вести повествовательную речь, а так же изменять фон. Блок «Управление» необходим для фиксирования картинки и повторения нужных действий. Блок «Движение» позволяет перемещать спрайта в необходимое место, прятать его после завершения показа. Все блоки можно увидеть в Приложении 1. Внешний вид – Приложение 2.

Заключение

Я изучил язык программирования Скретч, он оказался не сложным и доступным для изучения с нуля. Считаю, что цель проекта достигнута. Конечно не все задачи реализованы, но у меня есть огромное желание продолжить развитие данного проекта.

Проект «Путешествие по памятным местам ВОВ г. Наро-Фоминска» я разместил в публичном доступе в сети Интернет, ссылка для просмотра https://scratch.mit.edu/projects/377674393 . Я поделился и сделал зримой память в сердцах своих сограждан.

На будущее планирую создать Проект «Экскурсия по г. Наро-Фоминск», где основной фон ‒ это карта города с размещёнными в ключевых точках спрайтами. Спрайт, например Стрелка перемещается по карте с помощью клавиатуры. При касании Стрелкой ключевого спрайта, происходит переход на сцену, в которой рассказывается подробно о конкретном месте на карте города. Проект «Путешествие по памятным местам ВОВ г. Наро-Фоминска» будет входить в базу.

Список используемой литературы

Мажед Маржи: «Scratch для детей. Самоучитель по программированию», Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2018 г.

Денис Голиков: Scratch для юных программистов, Издательство: BHV, 2017 г.

Елена Зорина: Путешествие в страну Алгоритмию с котенком Скретчем, Издательство: ДМК-Пресс, 2016 г.

Комаровский Ю.В. «Памятные и самые красивые места Наро-Фоминской земли», ISBN: 9785918911679, 2012 г.

Scratch https://scratch.mit.edu/

Скретч википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Скретч_(язык_программирования)

Музей Победы: навечно в памяти http://pobeda.poklonnayagora.ru/city/19.htm

Книга Памяти, совет ветеранов http://nfcity.ru/vizitnaya_kartochka/kniga_pamyati_sovet_veteranov/

 

Просмотров работы: 106