Введение.
Все дальше и дальше уходят от нас страшные и в тоже время героические дни 1941-1945годов, но память о событиях семидесятипятилетней давности не ушла; она остается с нами. Слишком высокой была цена завоеванной Победы.
О войне написано в книгах, учебниках, очень много информации сейчас можно получить на специализированных сайтах, для работы я использовала «Память народа» и «Подвиг народа», но самое ценное – это семейные архивы и воспоминания переживших те страшные времена. В нашей семье хранятся архивные справки и фото моего прапрадеда Шайдурова Ксенофонта Селиверстовича, участника Великой Отечественной войны, а особенно ценно то, что о нём я успела поговорить с его женой, моей прапрабабушкой, Шайдуровой Варварой Фёдоровной, она ушла из жизни совсем недавно, 11 января 2020 года, дожив до 103 лет.
Я знаю, что дед (можно я буду так называть моего прапрадеда), на войне получил очень серьезное ранение, которое привело к полной слепоте, но на фотографии 1942 года он еще здоров и мир для него открыт и разноцветен. Я для себя сделала вывод, что война разделила жизнь деда на два периода: до 1943 года – ясное зрение, яркий цветной мир, с 1943 года - полная темнота.
Цель моей работы изучить биографию прапрадеда Шайдурова Ксенофонта Селиверстовича.
Предмет исследования события из жизни моего прапрадеда Шайдурова Ксенофонта Селиверстовича до ранения и после.
Объект исследования биография Шайдурова Ксенофонта Селиверстовича.
Задачи:
Изучение литературы по теме исследования
Изучение документов и фотографий из семейного архива
Интервью с родственниками.
Изучение военной и трудовой биографии моего прапрадеда
Гипотеза – фотография ценный источник информации, фотография с подписью – вдвойне, мощный мотиватор к проведению исследования по заинтересовавшей теме.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов важнейший этап в истории страны. Не все ушедшие на фронт вернулись домой - 27 миллионов погибших,1 а если и возвращались, то израненные и искалеченные. Так случилось и с моим дедом, он вернулся с фронта в 1944 году, абсолютно слепым.
Основная часть.
Довоенный этап жизни.
Ксенофонт Селиверстович родился в 1918 году в селе Колесово, семье Корытовых, и в возрасте 9 недель был взят в дети бездетной семьёй Шайдуровых Селиверста Ермиловича и Екатерины Вахромеевны, проживавших в соседнем селе Творогово, (в будущем, планирую заняться и изучением этой истории нашей семьи, узнать родственников по биологическим родителям прапрадеда). Образование он получил начальное, 4 класс не закончил, но обладал хорошими, математическими способностями, очень хорошо считал в уме, был принят учеником счетовода в колхоз «Победа». В 1937 году женился на Шигаевой Варваре Федоровне, у них уже к этому времени родилась дочь Надежда, а в 1939 году - Людмила. Бабушка Варвара, в отличие от деда была из многодетной семьи. Семья Ксенофонта была позажиточней, чем бабушки Вари, и она старалась всячески помочь своим братьям и сестрам. Как вспоминает она сама, собирала небольшой узелок муки, картошки, хлеба и прятала «на задах», в крапиве, это было условленное место, туда прибегали кто-нибудь из её братьев или сестер и забирали посылочку. Когда кто-то из них приезжал в гости, прапрабабушку называли няня, теперь мне стало понятно, почему. Дед Ксенофонт скорей всего знал об этом, но никогда не укорил за это бабушку.
В 1940 году деда призвали в армию, он прошел обучение в полковой школе, в Приморском крае, в воинской части почтовый ящик №3109, именно такая информация содержится на фотографии 1942 года, получил звание младший сержант (Приложение 1).
В конце 1942 года Ксенофонта Селиверстовича отправляют на Запад, на фронт, но по дороге с Востока, ему был дан небольшой отпуск. Он пробыл дома всего двое суток, и через два дня бабушка проводила его на станцию. Как потом, позже, дед писал в письме, можно было еще пожить дома пару дней, так как поезд задержался, так вспоминает бабушка Варя. С фронта написал несколько писем, в которых спрашивал о жизни, о дочерях, но никогда не упоминал о сложностях на войне.
Участие в боевых действиях на фронте.
О смелости и храбрости деда Ксенофонта на фронте во время Великой отечественной войны я узнала из архивных справок, полученных по запросам дочери Людмилы из Центрального архива Министерства Обороны Российской Федерации, который находится в городе Подольске, Московской области, (Приложения 2, 3,4). По воспоминаниям прапрабабушки Варвары и дочери Людмилы, он сам никогда в подробностях не рассказывал о фронтовых буднях, потому что не считал это особым геройством, и родственники точно и не знали обстоятельства получения им очень серьезного ранения, которое привело к полной потере зрения. Даже до первых архивных справок в семье считали, что ранение дед получил, когда горел танк, в котором он находился во время боя в сражении на Курской дуге.
Более точную картину удалось восстановить, изучив архивные справки, а также я нашла наградной лист и описание подвига Шайдурова Ксенофонта Селиверстовича на сайте «Память народа» и «Подвиг народа», (Приложения 5,6).
Проанализировав 2 документа, архивную справку №3/77451 от 15.04.2010 и наградные листы, найденные на вышеуказанных сайтах, я узнала следующее: фронтовая жизнь деда Ксенофонта связана со II Украинским фронтом. В составе 198 гвардейского артиллерийского полка, 98 гвардейской стрелковой дивизии он провоевал с 4 февраля 1943 года до 17 декабря 1943 года. На фронте дед был наводчиком 76 мм орудия. Боевые действия, действительно, проходили на Курской дуге, это был ее завершающий этап по освобождению города Харькова, военная операция Красной Армии называлась «Полководец Румянцев».2 В августе 1943 года, во время боев за освобождение города Харькова, дед своим орудием подбил немецкий танк «Фердинанд», 3 машины с вражескими солдатами. Полное освобождение Харькова от немецко-фашистских захватчиков произошло 30 августа 1943 года. 198 гвардейский артиллерийский полк продолжал вести бои по закреплению наших войск на освобожденных территориях Украины, и дед Ксенофонт продолжал геройски воевать. В сентябре 1943 года ему удалось прямой наводкой уничтожить шестиствольный немецкий миномет. В составе своего полка продолжал наступление и освобождал Украину от немецко-фашистских захватчиков. При освобождении местечка Новгородка дед был очень серьезно ранен. «16 декабря 1943 года в районе местечка Новгородка огнем своего орудия бесстрашно отражал атаки танков противника», так описано в архивной справке. Наградной лист Кабанского райвоенкома от 28.05.1947 конкретизирует эти события: «17 декабря 1943 года … сопровождая пехоту, выдвинувшись на передний край, в момент немецкой атаки прямой наводкой подбил немецкий танк Фердинанд, через полчаса. До последней минуты находился у орудия и через полчаса был тяжело ранен».
О ранении подробно написано в архивной справке ФГКУ «Центральный архив МО РФ» №2/16864 от 15.06.2015 года. В справке читаем следующее: «В боях за город Харьков тяжело ранен осколком мины, ограниченные движения обоих рук, потеря зрения на оба глаза».
Дед Ксенофонт был доставлен в госпиталь и о своем ранении не стал сообщать своей жене, а написал письмо, с помощью санитарки, брату моей бабушки, Шигаеву Ивану Федоровичу, который в это время также воевал. Дед очень переживал, что с таким ранением он может быть не принят семьей или же станет для нее обузой. Санитарка из госпиталя, которой, скорей всего, он понравился, внушала ему, что он будет не нужен жене, дед даже хотел покончить с жизнью и планировал выпрыгнуть из окна, об этом он сам рассказывал бабушке. Иван Федорович и сообщил моей бабушке в письме о ранении деда, при этом однозначно заявил, что если она откажется от мужа, то, в таком случае он отказывается от нее, как от сестры. Бабушка Варвара сообщила мужу в письме, что она его ждет, и готова с ним жить дальше, не смотря на его ранения.
В мае 1944года ей сообщили в письме, что если она готова принять мужа, то должна его встречать на станции Селенга. Бабушка вспоминает: «Когда подошел поезд, я стояла у садочка и держалась за него. Поезд остановился и сопровождающий мужа крикнул, встречает ли кто-нибудь Шайдурова, я ответила, что да. Муж узнал меня по голосу, но вместо того, чтобы бежать его встречать, я никак не могла оторваться от садочка, конечно от волнения».
Дочь Людмила вспоминает: «Отец привез гостинцы, сахар кусочками, лежал он в спальне. Мы брали отца за руку, вели к тумбочке, протягивали ладошки. Получив угощение, бежали на улицу играть и угощали ребятишек». Она до сих пор помнит непередаваемый вкус этого сахара.
Послевоенный этап.
По приезду домой Ксенфонту Селиверстовичу пришлось учиться жить заново, теперь в полной темноте. Первое время ориентироваться его учили дочери, с их помощью он передвигался по дому, по улице, но практически сразу начал задумываться о поисках возможного места работы. Сложно представить, где смог бы работать абсолютно слепой человек, но когда я узнала, кем работал мой дед после ранения, я еще больше зауважала его. Сначала он работал контролером в Потребсоюзе, ревизировал магазины, так как выше я уже указывала, что дед хорошо считал, даже быстрее, чем на счетах. Затем, долгое время разносил почту.3 Сложно представить слепого почтальона, но дед справился и с этой практически невыполнимой задачей. Всю корреспонденцию, по адресам, ему раскладывали на почте. Дед подходил к магазину, народ разбирал только свои газеты и письма, никогда не было случая, чтобы кто-то воспользовался его слепотой и взял чужое. Мог подойти к дому, он уже неплохо ориентировался, вызывал хозяев и они, также забирали только свою почту. Иногда ему помогали разносить почту дочери.
Был период в его трудовой деятельности, когда он работал заведующим избой-читальней Твороговского сельсовета, колхоза «Победа». В наградном листе Кабанского райвоенкома от 28.05.1947 работа деда оценивается, как хорошая. В 60-е годы XX возглавлял Кабанское общество слепых, на котором по его инициативе было организовано производство валенок. С большой ответственностью относился к своей работе Ксенофонт Селиверстович, ему объявлялись благодарности от районных и республиканских властей, вспоминает бабушка.
Дед оказывал посильную помощь и по домашнему хозяйству. Во время сенокоса, при помощи детей, а их после войны родилось ещё четверо, помогал убирать сено. Привез из Улан-Удэ саженцы ранеток и посадил дома сад из деревьев, который до сих пор растет, и мы с удовольствием кушаем по осени ранетки. К сожалению не все деревья сохранились, некоторые из-за старости выпилили.
Награды Шайдурова Ксенофонта Селивёрстовича
Мой дед был награжден очень значимыми для солдата наградами, но как я выяснила в ходе работы, одну награду, Орден Отечественной войны II степени он получил при жизни, а Орден Славы IIIстепени, получила уже его жена, намного позже. О том, что у деда есть, награда, которую он не получил при жизни, удалось узнать после получения архивной справки из Центрального архива Министерства Обороны.
Орденом Отечественной войны дед был награжден в 1947 году, по ходатайству Кабанского райвоенкомата за полученное ранение. Об этом свидетельствует наградной лист, который я нашла на сайте «Память народа», там же я познакомилась с Указом ПВС СССР от 6 ноября 1947 года, подписанный председателем Н. Шверником. Эта награда была вручена деду, а также и медаль «За победу над Германией» - Указ ПВС СССР от 9 мая 1945 года. Такая информация содержится в архивных справках от 15.10.2010 и 13.05.2010, в них же указано, что дед был награжден Орденом Славы III степени, но отметки о вручении награды нет.
Изучив наградные листы с сайта «Подвиг народа», я получила полное описание подвига деда, за которое он был награжден Орденом Славы III степени. Приказ по 93-ей гвардейской Харьковской стрелковой дивизии действующей армии №1/н был подписан командиром дивизии генерал-майором Тихомировым 02 января 1944 года. В наградном листе указано, что 16 декабря, наводчик 4-го орудия Шайдуров Ксенофонт Селиверстович, около Новгородка уничтожил танк. Рядом с фамилией деда в приказе значится фамилия командира 4-го орудия Шафоростова Федора Максимовича, которого также наградили Орденом Славы III степени. (Приложение 7). Я сделала вывод, что это был сослуживец моего деда. Изучив и его наградной лист, узнала, что совпадают дата и место сражения, 4-е орудие, на котором дед был наводчиком, а Щафоростов – командиром. Информация в наградном листе Шафоростова дополнила имеющиеся сведения о прапрадедеде. Читаем следующее: «16 декабря 1943 года противник бросил в контратаку танки, орудие Шафоростова стояло на прямой наводке …, в результате атаки был подбит танк типа «Тигр». Атака танков была отбита». Таким образом, от действий прапрадеда, (так как он был наводчиком орудия), зависело продвижение немецких танков на позиции нашей армии. Из сообщений в наградном листе делаем выводы, что эти действия заслуживают высокой оценки, так как атака была отбита.
Дочь Ксенофонта Селиверстовича, Людмила обратилась в 2015 году в Кабанский райвоенкомат с ходатайством о вручении награды. 25 ноября 2015, в День Матери удостоверение о награждении Орденом Славы III степени Шайдурова Ксенофонта Селиверстовича было вручено дочери героя. Награда нашла героя через 71 год после её вручения. (Приложение 8).
Заключение.
Гипотеза, выдвинутая в начале работы, я считаю, доказана. Фотография моего прапрадеда Шайдурова Ксенофонта Селиверстовича 1942 года, сохранившаяся у его жены позволила мне узнать о его жизни. В процессе исследования я смогла точнее узнать о событиях 1943 года, в результате которых дед получил серьезное ранение, и уже я смогла рассказать его жене и дочери, как все было на самом деле.
Эта исследовательская работа была представлена на Всероссийский конкурс исследовательских работ «Мой прадед» в 2019 году и отмечена сертификатом участника, но исследование было продолжено и полученные новые данные позволили участвовать в этом же конкурсе и в 2020 году. 9 мая 2020 года подведены итоги Всероссийского конкурса с международным участием «Правнуки Победителей», организованного Общероссийским общественным движением «Бессмертный полк России». Всего в нем приняли участие более 16 тысяч молодых людей из России и зарубежных стран и в этом году я стала победителем, чем очень горжусь, посвящаю эту победу памяти моих прапрадеда и прапрабабушки.
Мое исследование заинтересовало потомков Ксенофонта Селиверстовича. С бабушкой у них было шестеро детей, которые подарили им тринадцать внуков, двадцать два правнука и одиннадцать праправнуков. К сожалению, дед дожил только до четырех внуков, он умер в 1968 году. На данный момент моё исследование можно считать завершенным проектом, так как по его результатам издана небольшая книга о жизни моего прапрадеда – героя Шайдурова Ксенофонта Селивёрстовича, и распространена среди родственников. (Приложение 9).
В книгу вошли воспоминания о прапрадеде не только родных, но жителей села, которые помнят его. Дело в том, что написав сначала исследовательскую работу, я выступила на школьной исследовательской конференции. И тут же мне стали рассказывать о прапрадеде, учителя, которые его помнили. К уже известным сведениям, добавилась информация о том, что он играл в домино! Михаил Иванович Рещиков, мастер производственного обучения вспоминает: «Дядя Афанасий, (его в деревне все звали именно так) играл в домино на равных со зрячими мужиками. Я удивлялся, как быстро он мог определить, какие доминошки у него в руках». Удивляла его и работа прапрадеда почтальоном. «Однажды я стоял на улице, подошел дядя Афанасий, спросил мою фамилию и отдал наши газеты. Я занес их домой и спрашиваю у матери, как он знает, что это наши газеты. У неё тоже не было никаких объяснений». Мухин Владимир Васильевич, узнал о моей работе от жены, которая работает учителем начальных классов. Вот его воспоминания: « Запомнился мне с гордой осанкой, в его походке чувствовалась уверенность, я всегда удивлялся, как можно не имея зрения идти так уверенно и гордо. Дядя Афанасий, для нас пацанов, был олицетворением событий связанных с войной»
Удалось мне списаться в социальных сетях с бывшим жителем села Творогово Михаилом Григорьевичем Грибановым, живущим сейчас в о Владивостоке. Он отправил мне фотографию прапрадеда послевоенного периода, такой в семье не было. Его воспоминания хочется отнести к заключению моей работы. « Дядя Афанасий приходил к нам в школу, на торжественную линейку в честь Дня Победы. Для нас это было необычно. Много дядя Афоня говорить не мог, начинали катить слёзы, но он продолжал рассказывать. Мы все завидовали Кольке Шайдурову, (сын Ксенофонта Селиверстовича, мой прадед)! Какой батя! Их с войны пришло немного и раненные. Для нас это были легенды!» Для меня Ксенофонт Селивёрстович, мой прапрадед, тоже легенда и Герой, переживший ужасы войны и трудности послевоенной жизни.
Благодаря собранному историческому материалу, я узнала, какой высокой ценой заплатил мой дед за Победу. Я с гордостью и с большим уважением могу назвать его настоящим Героем. Спасибо ему и всем участникам Великой Отечественной войны за сегодняшнюю мирную жизнь.
С писок использованной литературы и источников.
Данилов А. А., А. В. Филиппов, История России 1900 – 1945 гг. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М., Просвещение, 2009.
Макарова Л. К. «Байкальские огни», газета №№ 35-36, 6 мая 2010 года.
http://fb.ru/article/315981/osvobojdenie-harkova-ot-nemetsko-fashistskih-zahvatchikov
https://pamyat-naroda.ru
http://podvignaroda.ru
1Данилов А. А., А. В. Филиппов, История России 1900 – 1945 гг. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М., Просвещение, 2009. Стр. 365.
2http://fb.ru/article/315981/osvobojdenie-harkova-ot-nemetsko-fashistskih-zahvatchikov
3 Макарова Л. К. «Байкальские огни», газета №№ 35-36, 6 мая 2010 года.
5