История села Рыскулово Саракташского района Оренбургской области

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История села Рыскулово Саракташского района Оренбургской области

Юмагулов Д.В. 1
1МОБУ СОШ с. Арсеново
Вартанян М.М. 1
1МОБУ СОШ с. Арсеново
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Каждое лето я с удовольствием отдыхаю в с. Рыскулово Саракташского района Оренбургской области у своего дедушки со стороны мамы Рыскулова Минибая ……… Он большой знаток истории своего края, своего аула. Дедушка часто рассказывает нам, своим внукам, разные истории, приводит исторические факты, говорит об исторических событиях, произошедших в нашей местности. Я решил записать его рассказы, воспоминания.

Выбор и обоснование темы, актуальность исследования

Тема моей исследовательской работы называется «История с. Рыскулово Саракташского района Оренбургской области».

Актуальность исследования объясняется интересом к истории родного края, желанием сохранить историю, рассказанную моим дедушкой.

1.2. Цель и задачи исследования:

Знать историю страны, историю малой родины, отдать дань уважения старшему поколению Рыскуловых.

Задачи: 1. Изучение истории села. 2. Определение важных этапов развития башкирского края.
3. Изучение прошлого по ревизским сказкам.

Методы исследования: сбор информации, интервью, сравнение, анализ.

Объектом исследования является история села Рыскулово.

2. Основная часть

2.1. Общая характеристика

Село Рыскулово (баш. Ырыҫҡол) расположено в Саракташском районе Оренбургской области. Населенный пункт находится на границе с Республикой Башкортостан. Ближайшие населенные пункты Султанбаево, Сунарчи, Новогафарово, Тирякле (в прошлом Ферма №4), Арсёново (в прошлом совхоз Сакмарский). Село Рыскулово расположилось в красивейшем месте, в долине, у берегов реки Касмарки (баш. Ҡаҫмарт) и окружено со всех сторон горами. Климат континентальный. Растительность имеет лесостепной характер. Вдоль береговой линии Касмарки преобладает лесная растительность: дуб, липа, тополь, береза, клен. Животный мир представлен лесо-степной фауной: кабаны, рыси, лисы, зайцы, сурки, дикие утки, гуси, недалеко от населенного пункта охотники видели медведя. В реке Касмарке обитают: пескари, щуки, хариусы, головли, раки, черепахи и прочие земноводные животные.

Одной из природных достопримечательностей является гора Йылан-тау, с восточной стороны визуально напоминает пельмень, поэтому некоторые жители села Арсеново ( Зианчуринский район, Республика Башкортостан) называют ее Пельмень-гора.В теплое время года, на нее взбираются жители и гости Рыскулово. И другой достопримечательностью является сосна, которая растет возле дома Куватова Шагита, ей уже около 500 лет.

2.2. Основание села

Доподлинно неизвестно точной даты основания с. Рыскулово, так как раньше башкиры вели полукочевой образ жизни и жили в данной местности только определенное время года. Также неизвестно первоначальное название с. Рыскулово, так как в настоящее время аул носит название реальной личности, который жил в XVIII веке. А башкирские аулы могли менять свои названия. Так например, соседнее село Султанбаево в XVIII веке называлось Ярышево, и только в XIX веке закрепилось за ним название Султанбаево. Другое название аула Этбай.

По одной из версий, Рыскулово основано в 1586 году. Возможно эта дата имеет какое-то основание. В 2016 году был проведен юбилей села Рыскулово, отмечали 430- летие села. Но точно известно, что в сентябре 1769 г. «по согласию всех мирских людей», «Кара-Капчацской волости, команда старшины Максюта Мулакаева деревни Рыскуловой, башкирцы Куват Сляусинов, Гусман Мурашев, Тайгун Угяшев, Алдакай Дусаев, Гадиль Яшаев, Сакир Рускулов да Мурзаш Чурагулов…» позволили на своей вотчине на р. Касмарка, чуть выше своей деревни, оренбургскому купцу М. Е. Бородину построить мельницу, за что последний обязался выплачивать «оброку в год по 2 руб., а на все 20 лет – 40 руб.». Также в Рыскулово дейстовала мечеть, построенная в 1772 году. На карте Уфимского наместничества 1786 года отмечана и деревня Рыскулово.

Фрагмент карты Уфимского наместничества 1786 года.

Таким образом, можно сделать вывод, что уже во второй половине XVIII века башкиры села Рыскулово окончательно осели на территории современного проживания. Аул получил название от имени реального человека, его дети и потомки фигурируют в различных документах, вполне возможно, что Рыскул был старшиной деревни.

2.3. Население (состав, численность, религиозный состав)

Жители села Рыскулово башкиры, по происхождению крупного рода кара-кыпчак (баш. ҡара-ҡыпсаҡ), рядом проживали башкиры рода усерган (баш. үҫәргән), во второй половине XIX века жители Рыскулово, начинают идентифицировать себя с этнонимом үҫәргән. Известные родовые подразделения: апал (к ней относятся представители фамилии Рыскуловых), башҡапсыҡ (Курмановы), муҡшы (Акмановы), кәшем (Сыртлановы), күрек(Якшыгуловы), а так же йыуасалы, борай. Этнический состав был однородным. Помимо башкир ревизия 1816 года зафиксировала одну семью «из киргиз» (чаще всего киргизами называли казахов), также жители припускали в аул припущенников и на правах вотчинников, башкир из других населенных пунктов. В годы советского периода в башкирскую среду интегрировались несколько русских семей, давно проживавших среди местных башкир. Также этноним «мокша», может говорить, что один из предков по отцовской или материнской линии мог иметь финно-угорские корни.

Фрагмент Плана 1914 г. «Оренбургской губернии Орскаго уезда 2-ой Усерганской волости ...».

Большинство башкир не были крепостными и зависимыми людьми, а являлись вотчинниками (хозяевами) своих земель. Жители Рыскулово также были башкирами-вотчинниками и имели в собственности огромные участки земли. Они припускали на свою землю припущенников (арендаторов). На протяжении столетий жители Рыскулово жили на «собственной земле»,«летом выходили на кочевья», основным видом жизнедеятельности башкир было скотоводство. Поэтому скот имел огромное значение для местного населения. Но иногда случались болезни, от которых умирал скот.

Рыскулово состояло из трех частей Нижней (другое название Тирякле), Средней и Верхней.

Башкиры исповедовали Ислам. Жили согласно шариату. В Рыскулово действовала мечеть, которая находилась в Среднем Рыскулово. В дореволюционное время у башкир была своя письменность на основе арабицы, имели свою собственную систему образования. Многие жители первоначальное образование получали в мечети, затем продолжали обучение в медресе, в различных учебных центрах региона или зарубежья.

Также по этой ревизии (1816 года) зафиксированы должностные лица: хорунжий Шангарей Сыртланов, зауряд-хорунжий Мухамматкирей Сыртланов, зауряд-хорунжий Султан Курманов, зауряд-хорунжий Мухамматрахим Сыртланов, урядник Габдрашит Сыртланов, урядник Музафар Сыртланов, указной мулла Юнус Рыскулов, указной мулла Сиразитдин Рыскулов, указной мулла Габдулла Яхъин, указной мулла Зиятдин Яхъин, указной муадзин Хасан Муратшин, указной муадзин Габдулгалям Муратшин, зауряд-хоружий Низамутдин Сыртланов, урядник Мифтахитдин Сыртланов, урядник Габдулмуталип Муратшин, виц-урядник Габдулвагап Рыскулов, урядник Ильяс Рыскулов, урядник Кутлуахмет Рыскулов. А согласно метрическим книгам уроженцы Рыскулово Сыртланов Шамсилислам Музафарович, Сыртланов Мухаммадхарис Мухаммадкаримович, Сыртланов Хакимсултан Мухаммадкиреевич являлись почетными гражданами.

Гора Йылан-тау

V ревизия (1795 г.) зафиксировала в Рыскулово 24 двора и 173 жителя обеих полов, VII ревизия (1816 г.) учла уже 241 жителей (133 мужчин и 108 женщин) при 22 дворах, следующая ревизия 1834 года зафиксировала рост численности до 504 жителей (275 мужского и 229 женского полов), последняя X ревизия (1859 г.) учла 615 жителей (311 мужского и 304 женского полов) при 112 дворах. Учет населения 1866 года, показал снижение населения до 492 человек (261 мужчин и 231 женщин), при 102 дворах. Значительная убыль населения связана с переселением некоторых жителей в другие населенные пункты. В 1900 году в ауле Рыскулово насчитывалось 431 жителей обоих полов при 117 дворах. Первая сельскохозяйственная перепись 1917 года зафиксировала 687 жителей при 139 дворах. Значительная убыль населения приходится на период гражданской войны, уже по результатам переписи 1920 года, количество жителей в Рыскулово сократилось до 582 человек при 133 дворах. Следующая перепись 1926 года учла 476 жителей при 112 дворах, мужчин сократилось до 208 человек, а женщин до 268 человек. Таким образом, в результате войн, голода, эпидемий меньше чем за 10 лет, с 1917 по 1926 гг., количество жителей сократилось на 30% или 211 человек. В годы гражданской войны, Рыскулово входило в состав автономии Башкурдистана, многие жители участвовали на стороне башкирского национального движения, другие были на стороне красных. Село Рыскулово не раз было местом боя между различными силами гражданской войны.

Позже, аул входил в состав Башкирской АССР, и только после образования Оренбургской области, Рыскулово перешло в ведение новообразованной области. При разделе границ между Оренбургской областью и Башкирской АССР, Нижнее Рыскулово (Тирякле) было переселено на территорию Башкирской АССР, в нескольких километрах от прежнего места жительства. Новый населенный пункт получил название «Ферма №4», совсем недавно жители вернули себе историческое название Тирякле (баш. Тирәкле).

В годы советского периода были организованы колхозы и совхозы, Рыскулово входило в колхоз «Кагарман». Некоторые жители из-за своего социального, религиозного или политического положения подвергались различным формам репрессий, некоторые, спасая себя и свои семьи, сбегали в Среднюю Азию.

В первое десятилетие советского периода, действовавшая в деревне мечеть, была закрыта.

Вторая мировая война коснулась практически каждую семью. Большинство мужчин были отправлены на фронт, а дома остались женщины, старики и дети, на плечи которых легла тяжелая работа.

В военный и послевоенный период занимались в колхозе разведением овец, лошадей, коров, возделывали культурные сорта растений.

Жители села Рыскулово занимались разведением овец, этому способствовали местные природные условия, так на двух фермах четвертой бригады содержалось более 25 тысяч овец ставропольской тонкорунной породы. По поголовью и настригу овец колхоз занимал первое место в районе. Также в с.Рыскулово на двух отарах содержалось около 1400 коров. Рыскуловские чабаны были известны далеко за пределами района, так Ш.Х. Куватову и Д.В. Ярышеву, за честный и славный труд, было присвоено звание «Лучший чабан пятилетки». В 70-х гг. построили клуб. В деревне действовала начальная школа, но, несмотря на то, что население состояло из башкир, образование велось на русском языке. Несмотря на естественный прирост, численность населения не увеличивалась, так как многие жители переезжали на новое местожительство.

В летний период проводили праздник сабантуй, который получил распространение в советский период, и который раньше не имел большого распространения.

Стремительное сокращение населения наблюдается в постсоветский период. Не сумев встроиться в рыночные отношения, население, в первую очередь молодежь, стало стремительно покидать село. Результатом стало то, что уже перепись 2010 года зафиксировала только 120 человек, большинство которых пенсионеры или предпенсионного возраста.

Для нормального функционирования населенного пункта в 2001 году построили гравийную дорогу и в общей сложности три моста. В 2007 году провели газ. Но несмотря на определенные блага, это не остановило отток населения и в 2008 году окончательно закрылась начальная школа, теперь все школьники учатся в соседнем селе Сунарчи.

В настоящее время в Рыскулово работают несколько фермерских хозяйств, основным видом деятельности которых является скотоводство.

2.4. Историческое развитие

Башкиры являются коренным народом Южного Урала. Башкиры сохраняли свое вотчинное право на землю, сохраняли свою религию, имели свою армию, жили согласно исламскому праву (шариату).

И только после того как начались ущемления прав населения, башкиры начали военные действия против царских властей и попытались создать свое собственное государство. Шла постепенная колонизация края, строительство крепостей, расхищение земель, попирание религиозных прав, чему активно сопротивлялись башкиры.

Одним из маштабных восстаний башкир было участие в Пугачевском бунте. Жители села Рыскулово, как и остальные башкиры, активно участвовали в восстании. По рассказам сторожил, помимо мужчин, в военных действиях приходилось участвовать и женщинам. Так известно, что в Пугачевском восстание дочь Рыскул-бабая Карлугас участвовала в боевых действиях.

Помимо войн с царской администрацией, рыскуловские башкиры сохранили память о войнах с калмыками и набегах казахов. По воспоминаниям моего дедушки Рыскулова Минибая, в годы Второй мировой войны, недалеко от деревни нашли при выкапывании ямы, череп человека, иодин из стариков вспомнил, что в этом месте, в давние времена, башкиры вырезали много калмыков.

Так как башкиры отличались воинственностью, Российская империя не раз использовала их в своих военных кампаниях. Известно, что рыскуловские мужчины участвовали во французской кампании 1812-1814 гг., русско-японской войне 1904-1905 гг. и в Первой мировой войне. А с 1798 года по 1865 год все башкирское население несло военную службу, в задачу которой входили охрана границ, несение службы, во время походов выставление пятисотенных полков, доставка почты.

В 2012 году в деревню Рыскулово приезжала съемочная группа БСТ, программа « Башкорттар». Мой дедушка Рыскулов Минибай рассказывал о разделении границы между Башкортостаном и Оренбургской областью, как раз в том месте, где и находится село Рыскулово. По его словам это исконно башкирские земли.

Анализ исследований

В своей исследовательской работе я рассказал об истории с. Рыскулово Саракташского района Оренбургской области, так как раньше эти места входили в состав Башкирской АССР. Интерес к истории села был вызван рассказами моего дедушки. Изучение истории стало возможным благодаря данным ревизских сказок, переписи населения разных лет и эпох.

В работе я использовал краеведческую литературу, а так же рассказы дедушки Рыскулова Минибая ………

4 . Заключение

Работа по теме обогатила мои знания, вызвала интерес к истории с. Рыскулово, помогла увидеть такие разные этапы в жизни моей малой родины, родины моих предков.Мы учимся любить и беречь Родину. Эту любовь нам прививают наши родители, наши бабушки и дедушки, чтобы мы в будущем передали ее своим потомкам. Спасибо моему дедушке за рассказы!В этом году моему картаю ( дедушке) исполнилось 85 лет, они с олясай ( бабушка) уже 62 года вместе. Они вырастили 8 детей , у них 12 внуков и 7 правнуков. Я желаю им крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Приложение

Просмотров работы: 689