Военная техника, спасшая мир

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка-2020

Военная техника, спасшая мир

Ворона А.А. 1
1ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани
Бондарь Н.И. 1
1ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

 

Великая Отечественная война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. В этом подвиге, равного которому еще не знала история, слились воедино высокое мастерство военноначальников, величайшее мужество воинов, партизан и самоотверженность тружеников тыла. Великая Победа над фашизмом, одержанная нашей страной, — это знаменательное событие, которое наша страна отмечает ежегодно.

Историческая память о прошлом всегда важна и необходима – во все времена и в любом государстве. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. Даже спустя много-много лет, очень важно помнить о том страшном времени, об его исторических событиях, чтить память погибших, окружить вниманием и заботой ветеранов, защищавших Родину. Необходимо знать историю и значение военной техники советской Армии в Победе над фашистской Германией, ведь оборона и защита нашей страны напрямую зависит от нашей боевой техники. В связи с этим проблема недостаточности знаний о военной технике в годы Великой Отечественной Войны становится одной из актуальных.

Цель исследовательской работы: ознакомиться с боевой техникой Великой Отечественной войны и показать ее значение в годы Великой Отечественной войны в целях воспитания патриотизма.

Задачи исследования:

- познакомиться с военной техникой Великой Отечественной войны, изучить внешний облик, устройство и область применения разных видов военной техники;

- получить представление о значении военной техники в победе над фашистами;

- привить чувство гордости и уважения к ветеранам;

- воспитать патриотические чувства, любовь к Родине.

Гипотеза исследования: если бы во время Великой Отечественной войны не было бы такого развития вооружения Советской Армии, то возможно это бы повлияло на ход Великой Отечественной войны.

Объектом моего исследования является боевая техника Великой Отечественной войны, а предметом: значение боевой техники в годы Великой Отечественной войны.

Методы исследования:

- изучение научно – популярной литературы;

- социологический опрос;

- изучение интернет-ресуров по теме.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

На протяжении истории человечества отгремело не меньше пятнадцати тысяч войн, и уже с глубокой древности Военная техника и различные изобретения играли в них огромную роль. Страх перед навязыванием чужой воли, страх перед лицом опасности является исключительным стимулом к техническому прогрессу. Можно сказать, что история человечества - это история войн, а его развитие - это развитие оружия. С древних времен человечество постоянно изобретало и совершенствовало оружие, с помощью которого можно было защитить себя и уничтожить врага.

Оружие - это орудия, изготовленные человеком для борьбы со своими врагами, людьми или зверями. Нередко бывало, что тот или иной образец оружия превращался в символ целой эпохи.

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. План "Барбаросса" - план молниеносной войны с СССР - был подписан Гитлером 18 декабря 1940 года. Теперь он был приведен в действие. Немецкие войска - сильнейшая армия мира - наступали тремя группами ("Север", "Центр", "Юг"), нацеленными на быстрый захват Прибалтики и затем Ленинграда, Москвы, а на юге - Киева.

На войне главное – люди. Это верно, но одних солдат недостаточно. Вторая Мировая война показала, как важна боевая техника. Не зря немецкие генералы, так надеялись на свой план блицкрига. Главной движущей силой этого плана, как раз и была техника. Моторизированные части вермахта, очень быстро оказывались там, где противник не ожидал их увидеть.

Гитлер и его генералы делали ставку именно на такой быстрой и молниеносной войне, которая не дает противнику организовать хоть какую-нибудь оборону. Так было во всех европейских странах, захваченных фашистами. Но когда Гитлер захотел захватить Советский Союз тактика блицкрига дала сбой. Огромная страна, отсутствие нормальных дорог, весенняя и осенняя распутица, суровые и снежные зимы, и невероятный героизм русского народа, все это сделало тактику Гитлера малоэффективной.

Во время войны инженерные мысли стали бить ключом. Все идеи были направлены на создание более эффективного боевого оружия. Такого, которое не только сможет на равных конкурировать с немецким, но и превосходить его.

Сравнивая тактико-технические характеристики советской и немецкой техники времен Великой Отечественной войны, историки в большинстве случаев приходят к выводу об однозначном превосходстве Третьего рейха, упоминая разрушительную мощь, скорострельность, точность, прицельную дальность и защищенность немецкого оружия. А победе над фашистскими захватчиками мы обязаны только численному превосходству советских войск. Но те, кто так думают, наверное, забывают, что советские воины воевали не голыми руками. Каждому солдату нужно было вложить в руки простое и эффективное оружие.

Поэтому Победа над фашисткой Германией зависела не только от самоотверженности солдат, но и от вооружения армии. К началу войны Советская Армия была обескровленной, на вооружении стояла устаревшая техника. На Германию же наоборот работала почти вся захваченная Европа. Поэтому для Советского Союза начало войны было неудачным, и понадобилось некоторое время для мобилизации сил и создания новой техники.

Посмотрев замечательные фильмы о войне, изучив литературу, я решила рассмотреть подробнее, какой была военная техника во времена войны, и какую роль она сыграла в Великой Победе над сильным противником.

Во время Великой Отечественной войны Советская Армия имела следующие виды вооружения:

- Стрелковое оружие.

- Артиллерия.

- Танки и бронетехника.

- Авиация.

- Военно-морской флот.

Далее мы подробнее рассмотрим каждый из этих видов.

2.1. СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ

СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ - это ручное огнестрельное оружие, в котором для выбрасывания поражающего элемента из канала ствола используется сила давления газов, образующихся при сгорании пороха или специальной горючей смеси. Оно обычно включает в себя такие виды огнестрельного оружия, как пистолеты и револьверы, винтовки и автоматы, карабины и ружья, а также ручные пулемёты и пистолеты-пулемёты.

Стрелковое оружие и ручные гранаты были самым массовым вооружением Великой Отечественной войны.

Все стрелковое оружие подразделяют на:

- оружие малого калибра – от 2,7 до 6,5 мм;

- нормального калибра – от 6,5 до 9 мм;

- крупного калибра – от 9 до 15 мм.

По способу использования в бою стрелкового оружия делится на ручное, удерживаемое при стрельбе непосредственно стрелком, и станковое, смонтированное на специальном станке или установке.

В годы Великой отечественной Войны Советской Армией активно использовались:

Трехлинейка Мосина

Основным стрелковым оружием пехотных частей СССР первого периода войны безусловно была прославленная трехлинейка — 7,62 мм винтовка С. И. Мосина образца 1891 г. модернизированная в 1930 г. Название трёхлинейка происходит от калибра ствола винтовки, который равен трём русским линиям (старая мера длины, равная одной десятой дюйма, или 2,54 мм — соответственно, три линии равны 7,62 мм). Ее достоинства хорошо известны — прочность, надежность, неприхотливость в обслуживании в сочетании с хорошими баллистическими качествами, в частности, с прицельной дальностью — 2 км.

Трехлинейка – идеальное оружие для вновь призванных солдат, а простота конструкции создавала огромные возможности для ее массового производства. Но как любое оружие, трехлинейка имела недостатки. Постоянно примкнутый штык в сочетании с длинным стволом (1670 мм) создавали неудобства при передвижении, особенно в лесистой местности. Серьезные нарекания вызывала рукоятка затвора при перезарядке. На ее базе была создана снайперская винтовка и серия карабинов образца 1938 и 1944 года. Судьба отмерила трехлинейке долгий век (последняя трехлинейка была выпущена в 1965 г.), участие во многих войнах и астрономический «тираж» в 37 млн. экземпляров.

На основе винтовки образца 1891 года и её модификаций был создан целый ряд образцов спортивного и охотничьего оружия, как нарезного, так и гладкоствольного.

СВТ-40

В конце 30-х годов выдающийся советский конструктор-оружейник Ф.В. Токарев разработал 10-зарядную самозарядную винтовку кал. 7,62 мм СВТ-38, получившую после модернизации название СВТ-40. Она «похудела» на 600 г и стала короче за счет внедрения более тонких деталей из дерева, дополнительных отверстий в кожухе и уменьшения длины штыка. Чуть позже на ее базе появилась снайперская винтовка. Автоматическая стрельба обеспечивалась отводом пороховых газов. Боекомплект помещался в коробчатом, отъемном магазине.

Прицельная дальность СВТ-40 — до 1 км. СВТ-40 с честью отвоевала на фронтах Великой Отечественной. Ее по достоинству оценили и наши противники. Исторический факт: захватив в начале войны богатые трофеи, среди которых было немало СВТ-40, немецкая армия приняла ее на вооружение, а финны создали на базе СВТ-40 свою винтовку — ТаРаКо.

Творческим развитием идей, реализованных в СВТ-40, стала автоматическая винтовка АВТ-40. От своей предшественницы она отличалась возможностью вести автоматическую стрельбу с темпом до 25 выстрелов в минуту. Недостатка АВТ-40 — низкая кучность стрельбы, сильное демаскирующее пламя и громкий звук в момент выстрела. В дальнейшем по мере массового поступления в войска автоматического оружия ее сняли с вооружения.

ППД-40

Великая Отечественная война стала временем окончательного перехода от винтовок к автоматическому оружию. Советская Армия начинала воевать, имея на вооружении небольшое количество ППД-40 — пистолет пулеметов конструкции выдающегося советского конструктора Василия Алексеевича Дегтярева. По тем временам ППД-40 ничем не уступал своим отечественным и зарубежным аналогам.

Рассчитанный на пистолетный патрон кал. 7,62 х 25 мм, ППД-40 имел внушительный боекомплект из 71 патрона, размещенном в магазине барабанного типа. Имея вес около 4 кг, он обеспечивал стрельбу со скоростью 800 выстрелов в минуту с эффективной дальностью до 200 метров. Однако уже через несколько месяцев после начала войны его сменил легендарный ППШ-40 кал. 7,62 х 25 мм.

ППШ-40

Перед создателем ППШ-40 – конструктором Георгием Семеновичем Шпагиным стояла задача разработать предельно простое в эксплуатации, надежное, технологичное, дешевое в производстве массовое оружие.

От своего предшественника – ППД-40, ППШ унаследовал барабанный магазин на 71 патрон. Чуть позже для него был разработан более простой и надежный секторный рожковый магазин на 35 патронов. Масса снаряженных автоматов (оба варианта) составляла соответственно 5,3 и 4,15 кг. Скорострельность ППШ-40 достигала 900 выстрелов в минуту с прицельной дальностью до 300 метров и с возможностью вести одиночную стрельбу.

Для освоения ППШ-40 достаточно было нескольких занятий. Он легко разбирался на 5 частей, изготовленных методом штамповочно-сварной технологии, благодаря чему за годы войны советская оборонка выпустила около 5,5 млн. автоматов.

ППС-42

Летом 1942 года молодой конструктор Алексей Судаев представил свое детище – пистолет-пулемет калибра 7,62 мм. Он разительно отличался от своих «старших собратьев» ППД и ППШ-40 рациональной компоновкой, более высокой технологичностью и простотой изготовления деталей методом дуговой сварки.

ППС-42 был на 3,5 кг легче и требовал в три раза меньше времени на изготовление. Однако, несмотря на вполне очевидные преимущества, массовым оружием он так и не стал, оставив пальму первенства ППШ-40.

Ручной пулемет ДП-27

К началу войны ручной пулемет ДП-27 (Дегтярев пехотный, кал 7.62мм) стоял на вооружении Красной Армии почти 15 лет, имея статус основного ручного пулемета пехотных частей. Его автоматика приводилась в действие энергией пороховых газов. Газовый регулятор надежно предохранял механизм от загрязнений и высоких температур.

ДП-27 мог вести только автоматический огонь, но даже новичку достаточно было нескольких дней для того, чтобы освоить стрельбу короткими очередями по 3-5 выстрелов. Боекомплект из 47 патронов размещался в дисковом магазине пулей к центру в один ряд. Сам магазин крепился сверху ствольной коробки. Масса неснаряженного пулемета составляла 8,5 кг. Снаряженный магазин увеличивал ее еще почти на 3 кг.

Это было мощное оружие с прицельной дальностью 1,5 км и боевой скорострельностью до 150 выстрелов в минуту. В боевом положении пулемет опирался на сошки. На конце ствола навинчивался пламегаситель, значительно уменьшающий его демаскирующее действие. ДП-27 обслуживался стрелком и его помощником. Всего было выпущено около 800 тыс. пулеметов.

Вооружение стрелковых войск в общем отвечали требованием общевойскового боя того времени. Но слабым местом стрелковых войск было отсутствие в их составе танков непосредственной поддержки пехоты, а также неукомплектованность противотанковой артиллерией и зенитными средствами. Все это снижало их боевые возможности, особенно в борьбе с танками и авиацией противника.

2.2. АРТИЛЛЕРИЯ

Артиллерия - это род войск, основным вооружением которого является огнестрельное оружие относительно крупного калибра: пушки, гаубицы, миномёты и т.д.

Большой вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли советские артиллеристы. Недаром говорят, что артиллерия — это «Бог войны», а также она является первым помощником пехоты.

Артиллеристы, перед тем как пехота пойдёт в атаку, уничтожают вражеские орудия и пулемёты, взрывают минные поля, разрушают доты, блиндажи, проволочные заграждения.

Для ведения войны нужно очень много боевой техники и особенно артиллерийского вооружения. В военное время не только оборонные заводы увеличивают выпуск продукции, но и многие заводы «мирного назначения» переключаются на оборонную работу. Неожиданное нападение немецко-фашистских захватчиков и их продвижение на восток заставили эвакуировать заводы из западных областей страны в безопасную зону — на Урал и в Сибирь. Новые усовершенствования в технологии производства резко сократили сроки изготовления вооружения для армии, а выпуск продукции артиллерийских заводов значительно увеличился.

Непрерывно улучшалось и качество артиллерийского вооружения. Важным событием предвоенных лет для нашей армии явилось создание отечественных миномётов.

ЗИС-3

ЗИС-3 - 76-мм дивизионная пушка образца 1942 года стала самым массовым орудием Великой Отечественной войны. Дивизионная пушка, разработанная под руководством Василия Гавриловича Грабина, появилась на фронте во второй половине 1942 года. ЗИС-3 представляла орудие современной на тот момент времени конструкции. Ствол пушки — моноблок с казенником и дульным тормозом (поглощали примерно 30% энергии отката). Использовался полуавтоматический клиновой затвор. Спуск был рычажным или кнопочным (на орудиях разных производственных серий). Ресурс ствола у орудий первых серий доходил до 5000 выстрелов, но у большинства орудий не превышал 2000 выстрелов.

Первое массовое боевое применение данного орудия связано предположительно с боями на Сталинградском и Воронежском направлениях. Легкая и маневренная ЗИС-3 она нашла очень широкое применение для борьбы как с живой силой, так и с техникой врага.

Дивизионная пушка оказалась по сути универсальной, а главное простой в освоении и производстве, как раз в тот момент, когда требовалось в сжатые сроки направить в действующую армию максимально возможное количество орудий. Всего было выпущено более 100 тыс. ЗИС-3 – больше, чем всех остальных орудий вместе взятых за время войны. Выпуск ЗиС-3 велся на предприятиях в Горьком (Нижний Новгород) и Молотове (Пермь).

Гаубица-пушка МЛ-20

Уникальное орудие, сочетавшее в себе дальность стрельбы пушки и способность гаубицы вести настильный огонь. Ни одна битва, включая Московскую, Сталинградскую, Курскую, Берлинскую, не обходилось без участия этих орудий. В то же время ни одна армия мира, включая германскую, не имела на тот момент на вооружение подобных систем.

Примечательно, что МЛ-20 стала первым советским орудием, открывшим огонь по территории Германии. Вечером 2-го августа 1944 года из МЛ-20 по немецким позициям в Восточной Пруссии было выпущено около 50 снарядов. И тут же в Москву было отправлено донесение о том, что снаряды теперь рвутся на территории Германии. С середины войны МЛ-20 устанавливалась и на советские САУ СУ-152, и позднее на ИСУ-152. Всего было выпущено около 6900 орудий МЛ-20 различных модификаций.

«Сорокопятка»

45-миллиметровая противотанковая пушка образца 1937 года являлась основным противотанковым орудием Красной армии в начальный период войны и была способна поражать практически любую немецкую технику. Военный дебют этой пушки состоялся несколько ранее — летом 1938 г., когда «сорокопятки» применялись для поражения огневых точек противника во время боев на Хасане, а год спустя вызвали шок у японских танкистов на Халхин-Голе.

С 1942 года на вооружение была принята ее новая модификация (45-миллиметровая противотанковая пушка образца 1942 года) с удлиненным стволом. С середины войны, когда противник стал использовать танки с мощной броневой защитой, основными целями «сорокопяток» стали транспортеры, самоходные орудия и огневые точки противника. На базе «сорокопятки» была создана и 45-миллиметровая полуавтоматическая корабельная зенитная пушка 21-К, оказавшаяся из-за низкой скорострельности и отсутствия специальных прицелов малоэффективной. Поэтому 21-К по возможности заменяли автоматическими пушками, передавая снятую артиллерию на усиление позиций наземных войск в качестве полевых и противотанковых пушек.

52-К

Это орудие в годы Великой Отечественной войны очень широко использовалось как на фронте, так и для защиты тыловых объектов и крупных транспортных узлов. В ходе боевых действий оно нередко применялось и в качестве противотанкового. А до начала массового производства БС-3 это была практически единственная пушка, способная на больших дистанциях бороться с немецкими тяжелыми танками.

Известен подвиг расчета старшего сержанта Г. А. Шадунца, который за два дня боев в районе современного города Лобня Московской области уничтожил 8 немецких танков. Этому эпизоду битвы под Москвой посвящен художественный фильм «У твоего порога». О другом примере успешных действий советских зенитчиков, разгромивших огнем 85 мм орудий на дороге Луцк — Ровно немецкую колонну, К. К. Рокоссовский позднее вспоминал: «Артиллеристы подпустили фашистов поближе и открыли огонь. На шоссе образовалась чудовищная пробка из обломков мотоциклов и бронемашин, трупов гитлеровцев. Но наступавшие вражеские войска продолжали по инерции двигаться вперед, и наши орудия получали все новые цели».

Б-34

Универсальная 100-миллиметровая корабельная артиллерийская установка на советских кораблях (например, крейсерах типа «Киров») использовалась в качестве зенитной артиллерии дальнего боя. Орудие оснащалось броневым щитом. Дальность стрельбы 22 км; потолок — 15 км. Каждый из крейсеров типа «Киров» должен был нести по шесть 100 мм универсальных орудий.

Поскольку отслеживать перемещение самолетов противника тяжелым орудиям было невозможно, то стрельба, как правило, велась завесами на определенной дальности. Полезным оказалось орудие и для поражения наземных целей. Всего до начала Великой Отечественной войны было выпущено 42 орудия. Поскольку производство было сосредоточено в Ленинграде, оказавшемся в блокаде, крейсеры Тихоокеанского флота «Калинин» и «Каганович» были вынуждены оснащать не 100-миллиметровыми, а 85-миллиметровыми пушками в качестве зенитной артиллерии дальнего боя.

Одной из самых результативных стационарных советских батарей стала 394-я батарея из четырех 100-миллиметровых орудий, расположенная на мысе Пенай (район современной Кабардинки) под командованием лейтенанта А. Э. Зубкова. Изначально она сооружалась для отражения возможной атаки с моря, однако с 1942 года успешно действовала по наземным целям. Всего за время боев батарея провела 691 стрельб, выпустив более 12 тысяч снарядов.

Батарея подвергалась массированным артиллерийским и авиационным ударам противника. Расчеты несли серьезные потери, а орудия постоянно получали повреждения; неоднократно проводилась замена орудийных стволов и броневых щитов. Уникальным был случай, когда немецкий снаряд попал прямо в ствол орудия через дульный срез, но, к счастью, не разорвался (этот эпизод независимо друг от друга подтвердили после войны командир и механик батареи). В 1975 г. на месте легендарной батареи был открыт музейно-мемориальный комплекс.

М-30

122-мм гаубица образца 1938 года М-30 стала самой массовой советской гаубицей периода Великой Отечественной войны. Данное орудие серийно производилось с 1939 по 1955 год и состояло, и до сих пор состоит на вооружении некоторых стран. Наличие такой гаубицы в составе артиллерийских частей Красной Армии внесло неоценимый вклад в победу в войне. Всего за время выпуска М-30 было собрано 19 266 гаубиц данного типа.

Гаубица была разработана в 1938 году КБ «Мотовилихинских заводов» (Пермь), под руководством Федора Федоровича Петрова.

В целом гаубица М-30 обладала классической конструкцией: надежный прочный двухстанинный лафет, жестко закрепленный щит, имеющий поднимаемый центральный лист, и ствол длиной 23 калибра, не имеющий дульного тормоза. Гаубица М-30 оснащалась тем же самым лафетом, что и 152-мм гаубица Д-1. Колеса большого диаметра получили цельные скаты, они были заполнены губчатой резиной. В то же время модификация М-30, которая после войны выпускалась в Болгарии, обладала колесами другой конструкции. Каждая 122-м гаубица обладала сошниками двух разных типов — для твердой и мягкой почвы. Основным видом боеприпасов для 122-мм гаубицы М-30 был достаточно эффективный осколочный снаряд, который весил 21,76 кг. Гаубица могла стрелять данными снарядами на дальность до 11 800 метров. Она предназначалась в первую очередь для ведения огня с закрытых позиций по открыто расположенной и окопанной живой силе и технике противника. 

БМ-13 «Катюша»

«Катюша» — неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Такие установки активно использовались СССР во время Второй мировой войны. По своей популярности легендарная «Катюша» мало чем уступают танку Т-34 или автомату ППШ. До сих пор доподлинно неизвестно откуда взялось это название (существуют многочисленные версии), немцы же называли эти установки «сталинскими органами» и жутко боялись их. Артиллерийская часть установки состоит из восьми направляющих, рамы, на которой они находятся, поворотного и подъемного механизмов, прицельных приспособлений и электрооборудования. Экипаж машины (БМ-13) состоял из 5-7 человек.

БМ-13 – настоящее оружие Победы. Она принимала участие во всех значимых сражениях на Восточном фронте, расчищая дорогу пехотным соединениям. Первый залп «Катюш» прозвучал летом 1941-го, а через четыре года установки БМ-13 уже обстреливали осажденный Берлин. Применение БМ-13 против танков было менее эффективным, так как реактивный снаряд М-13 был фугасно-осколочным, а не бронебойным. Кроме того, «Катюша» никогда не отличалась высокой кучностью стрельбы. Но если ее снаряд попадал в танк — уничтожалось все навесное оборудование машины, башню часто заклинивало, а экипаж получал сильнейшую контузию.

Основным преимуществом реактивных установок было большое количество снарядов, которое они выпускали за один залп. Если по одной площади работали сразу несколько РСЗО, то разрушительный эффект увеличивался за счет интерференции ударных волн. «Катюши» отличались предельной простой конструкции, несложными были и прицельные приспособления этой установки, а также низкой стоимостью и простотой в изготовлении. Время одного залпа БМ-13 – примерно 10 секунд, после залпа машина покидала огневой рубеж, не подставляясь под ответный огонь противника. Однако были у этого оружия и недостатки, главным была низкая точность стрельбы из-за большого рассеивания снарядов. Эту проблему частично решили БМ-13СН, но окончательно она не решена и для современных РСЗО. Сильное задымление во время залпа, что служило демаскирующим фактором также было одним из недостатков данного вида оружия.

2.3. ТАНКИ И БРОНЕТЕХНИКА

Танк – бронированная гусеничная машина для сопровождения пехоты, прорыва линии фронта и уничтожения огневых точек и боевой техники врага.

Опыт применения танков в боях в Испании, у озера Хасан, на Ханхин-Голе выявил необходимость усиления броневой защиты, в связи с этим изменился взгляд на соотношение основных характеристик танков по подвижности, вооружению, защите.

Вторая мировая война продемонстрировала мощь танков во всей красе. Тяжёлые бронированные машины стали во главе немецкой стратегии блицкрига, когда действующие автономно танковые соединения наносили неожиданные удары по противнику, прорываясь на большую глубину и уничтожая инфраструктуру, командные пункты и так далее.

После начала Великой Отечественной войны началось противостояние не только сильнейших армий того времени, но и конструкторских школ танкостроения.

Разработка колёсно-гусеничных танков была прекращена, отказались и от многобашенных танков.

Первыми новыми танками были:

Т-40

Лёгкий (малый по классификации своего времени) плавающий танк периода Великой Отечественной войны. Разработан в первой половине 1939 года на московском заводе № 37 под руководством Н. А. Астрова, ведущего разработчика всей советской линейки малых и лёгких танков того периода. В декабре того же года Т-40 был принят на вооружение Советской армии.

Производство Т-40, включая его сухопутные варианты, продолжалось до декабря 1941 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-60. Всего было выпущено около 960 серийных машин, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1942 годах. На базе Т-40 в 1941 году была построена первая самоходная установка БМ-824 класса реактивных систем залпового огня на танковом шасси. Небольшое число уцелевших в боях Т-40 использовалось в качестве учебных машин вплоть до конца войны. Вскоре после окончания войны Т-40 был снят с вооружения Советской армии. До настоящего времени сохранилось два подобных танка в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.

Т-50

советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в 1940 году на заводе № 174 в Ленинграде под руководством С. А. Гинзбурга.

В 1941 году Т-50 был принят на вооружение Красной армии, однако после начала Великой Отечественной войны из-за угрозы захвата Ленинграда противником завод № 174 был сначала эвакуирован в Чкалов (Оренбург), затем ещё раз в Омск. Из-за нехватки двигателей и организационных проблем с развёртыванием выпуска продукции на новых местах производство Т-50 было завершено в марте 1942 года. Всего было выпущено, по разным источникам, 65—75 лёгких танков Т-50, которые приняли участие в боях Великой Отечественной войны 1941—1943 года. Один танк этой марки был захвачен армией Финляндии и использовался вплоть до 1954 года. По совокупности своих боевых, технических и эксплуатационных свойств Т-50 считается одним из лучших танков мира в своём классе.

Т-34

Знаменитая «три́дцатьчетвёрка» — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, и с 1944 года стал основным средним танком Красной Армии СССР. Разработан в Харькове под руководством конструктора Михаила Ильича Кошкина. Самый массовый средний танк Второй мировой войны отправился на фронт зимой 1942 года. Танк нес 67,5-мм пушку, пробивавшую броню любых немецких танков и два пулемета. Его наклонная броня 45-52 мм выдерживала снаряды вражеских противотанковых пушек тех лет. Танк развивал скорость 50 км/ч, был чрезвычайно прост в эксплуатации и ремонте.

С 1942 по 1945 гг. основное, крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан рядом специалистов лучшим средним танком Второй мировой войны и оказал громадное влияние на дальнейшее развитие мирового танкостроения. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и технологическими характеристиками.

Танк Т-34 является самым известным советским танком Второй Мировой войны, а также одним из самых узнаваемых ее символов. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.

Т-70

Он был разработан в КБ Горьковского автомобильного завода под руководством Н. А. Астрова и предназначался для замены легкого танка Т-60. В январе 1942-го после показа первого опытного образца И. В. Сталину танк приняли на вооружение Красной Армии.

С марта на ГАЗе началось его серийное производство (сначала параллельно с Т-60). Но со временем выявились низкие боевые качества Т-70, которые с трудом могли бороться с немецкой бронетехникой, а слабая бронезащита не позволяла эффективно использовать для поддержки пехоты. В результате, многие советские танковые военачальники давали Т-70 очень нелестную характеристику. Пиком карьеры легкого танка Т-70 стала битва на Курской дуге, после чего его карьера стала стремительно клониться к закату. В ходе этого грандиозного сражения стало окончательно ясно, что эффективность легких танков в открытом бою близка к нулю.

КВ-1

Советский тяжёлый танк времён Великой Отечественной войны. Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем, и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца ретроспективно получил цифровой индекс. Выпускался с августа 1939 года по август 1942 года.

Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне. КВ-1 имел надёжное противоснарядное бронирование, мощный дизель вместо ранее применявшихся авиационных бензиновых двигателей, и 76 – миллиметровую пушку, заменённую в начале 1941 г. на более мощную того же калибра, установленную в литой башне, что было технологической новинкой.

Наши танкисты в хороших танках воевали храбро и умело. Недалеко от Ленинграда произошёл бой – танку КВ пришлось сражаться с 43-мя вражескими танками. За полчаса он подбил и поджёг 22 машины танкистов. После боя советские танкисты насчитали на своём танке полторы сотни вмятин от вражеских снарядов. Броня выдержала все удары.

КВ-2

Танк был принят на вооружение Советской Армии в 1940 году и представлял собой модификацию КВ-1, предназначенную для борьбы с долговременными огневыми точками. Опытный образец, выпущенный в феврале 1940 года, участвовал в войне с Финляндией и зарекомендовал себя с положительной стороны. В соответствии с предназначением, КВ-2 был вооружен весьма мощным 152-мм орудием М-10, установленным в высокой бронированной башне кругового вращения. Стрельба из этого орудия велась выстрелами раздельного заряжения, поэтому боевая скорострельность была невысока.

Кроме того, КВ-2 мог вести огонь только с места. Управление огнем осуществлялось с помощью телескопического танкового прицела Т-5 и панорамного танкового прицела ПТ-5. На всех машинах устанавливалась радиостанция 71-ТК-З. Для защиты от нападения с воздуха некоторые КВ-2 вооружались зенитным пулеметом, устанавливаемым на крыше башни. Производство было остановлено с началом Великой Отечественной войны. Всего было выпущено около 330 КВ-2.

ИС-1

Танк ИС – тяжелый советский танк расшифровывается, как "Иосиф Сталин", число означает порядковый номер модели тяжелых танков семейства ИС. Начало работ над танками ИС связано с появлением на фронте зимой 1942 - 1943 годов тяжелого немецкого танка "Тигр", с которым советские танки КВ-1, Т-34 не могли справляться, то есть просто не пробивали его.

Этот танк, иногда называемый также ИС-85, стал первым тяжелым танком нового семейства. От КВ он отличался усиленной бронезащитой, новым двигателем и силовой передачей. Очертания корпуса и общая компоновка были заимствованы от разработанного ранее опытного танка КВ-13. В лобовой части корпуса толщина брони составляла 120-мм, в башне - 100-мм, а на бортах корпуса - до 90-мм. В центре выступающей вперед лобовой части корпуса было размещено отделение управления, доступ в которое осуществлялся через люк башни.

Принятый на вооружение Советской Армией в средине октября 1943 года тяжелый танк ИС-1 был сразу же запущен в серийное производство на Челябинском тракторном заводе и производился сравнительно недолго, в период с октября 1943 года по конец января 1944 года, так как завершалась работа по установке на танк новой длинноствольной 122-мм пушки Д-25 с дульным тормозом. Танк с этой пушкой получил название ИС-2 и был поставлен на серийное производство вместо ИС-1. Всего было выпущено 67 танков ИС-1.

СУ-76

Самоходная установка — 76-го калибра — советская самоходная артиллерийская установка (САУ), применявшаяся в Великой Отечественной войне. Самоходка выполнена на базе лёгких танков Т60, Т-70 и предназначалась для непосредственного сопровождения пехоты, имела противопульное бронирование. Основное вооружение позволяло бороться с лёгкими и средними танками противника. Самый лёгкий и самый массовый тип САУ из выпускавшихся в Союзе ССР в годы Великой Отечественной войны и войны с Японией.

СУ-100

Советская противотанковая самоходная артиллерийская установка (ПТ-САУ) периода Второй Мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе. Была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 — начале 1944 года как дальнейшее развитие ПТ-САУ СУ-85 ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками.

Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года. Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным. После войны СУ-100 неоднократно модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской армии. СУ-100 также поставлялись союзникам СССР и участвовали в ряде послевоенных локальных конфликтов. К концу XX века СУ100 была снята с вооружения в большинстве использовавших её стран.

Таким образом, делая вывод можно сказать, что в бронетанковых войсках большое внимание уделялось повышению огневой мощи, маневренности и защищённости танков.

2.4. АВИАЦИЯ

Советская авиация времён Великой Отечественной войны заслуживает особого внимания. Ведь именно авиация сыграла огромную роль в победе над фашизмом. В годы Великой Отечественной войны боевая авиация стала одной из главных ударных сил. Без крылатых помощников Советской Армии было бы в разы тяжелее одолеть врага. Боевые птицы существенно приблизили заветный миг, стоивший жизни миллионам советских граждан. И хоть в самом начале войны наши силы потеряли более девятисот самолетов, многие из которых были сожжены врагом на аэродромах. Но уже к середине войны, благодаря самоотверженному труду конструкторов, инженеров и рядовых рабочих, отечественная авиация снова была на высоте и выбилась в лидеры по количеству авиатехники.

Давайте рассмотрим лучшие самолеты времён Великой Отечественной войны, на крыльях которых советские летчики приближали Победу.

И-16

Старичок И-16 к началу Великой Отечественной войны состоял на вооружении советской авиации в качестве основного истребителя. Деревянный каркас, фанерная обшивка, слабое вооружение.

Этой крылатой машине тяжело было противостоять новейшим немецким «Мессершмиттам» и «Фокке-Вульфам», но именно И-16 известен как истребитель, на котором совершил свой великий подвиг советский летчик Иван Иванов. Звено его истребителей вступило в бой с немецкими бомбардировщиками в первые минуты войны. В бою с очередной группой машин Люфтваффе советские пилоты израсходовали весь боезапас, топлива едва хватало дотянуть до аэродрома, но остановить немецкие машины было куда важнее, чем выжить. Поняв это, И. И. Иванов совершил первый в истории Великой Отечественной войны воздушный таран.

 МиГ-3

К началу войны истребителей МиГ-3 было в строю значительно больше, чем других машин. Однако «третий» МиГ был еще недостаточно освоен строевыми летчиками, переучивание большинства их не было завершено.

В скором порядке были сформированы два полка на МиГ-3 с большим процентом знакомых с ними испытателей. Это отчасти помогло в устранении недостатков пилотирования. Но все же МиГ-3 проигрывал даже истребителям И-6, распространенным в начале войны. Превосходя в скорости на высотах более 5000 м, на малых и средних высотах он уступал другим истребителям. Это и недостаток, и одновременно достоинство «третьего» МиГа.

МиГ-3 – высотный самолет, все лучшие качества которого проявлялись на высоте свыше 4500 метров. Он нашел себе применение как высотный ночной истребитель в системе ПВО, где его большой потолок до 12 000 метров и скорость на высотах были решающими. Так, МиГ-3 в основном и применялся до конца войны, в частности, охраняя Москву.

В самом первом бою над столицей, 22 июля 1941 года, Марк Галлай, пилот 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Москвы на МиГ-3 сбил вражеский самолет. На этом же самолете в начале войны летал и одержал свою первую победу один из асов-летчиков Александр Покрышкин.

Як-9

Конструкторское бюро Александра Яковлева до конца 30-х годов выпускало легкие, в основном спортивные самолеты. В 1940 году был запущен в серию истребитель Як-1, обладающий прекрасными летными качествами. В начале войны Як-1 успешно давал отпор немецким летчикам.

Уже в 1942 году на вооружение наших ВВС начал поступать Як-9. Новая советская машина обладала высокой маневренностью, позволяющей вести динамичный бой вблизи противника на низких и средних высотах.

Именно Як-9 оказался самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны. Производился он с 1942 по 1948 год, всего было построено почти 17 тысяч самолетов. Этот Як стал настоящим самолетом Победы!

В конструкции Як-9 вместо тяжелого дерева использовался дюралюминий, что сделало самолет легче и оставило место для модификаций. Именно способность Як-9 к модернизациям стала его главным преимуществом. Он имел 22 основные модификации, из которых 15 строились серийно. Это и фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, перехватчик, эскорт, разведчик, пассажирский самолет специального назначения и учебно-тренировочный самолет.

Самой удачной модификацией считается истребитель Як-9У, который появился осенью 1944 года. Его пилоты «ласково» прозвали «Убийцей».

Советские асы за штурвалом нового истребителя заставляли немецких летчиков серьезно понервничать. Самолет Як-9 стал самым массовым истребителем СССР, а его выдающиеся летные характеристики, огневую мощь и маневренность выделяли даже асы Люфтваффе. Летчики французского истребительного авиаполка «Нормандия-Неман» тоже любили Яки: начинали французские асы ещё на первых Як-1, но Як-9 по-настоящему запал им в души.

Ла-5

В начале Великой Отечественной войны немецкая авиация имела преимущество в небе СССР. Но в 1942 году появился советский истребитель, который мог вести с немецкими самолетами бой на равных – это Ла-5, разработанный в КБ Лавочкина. Легендарный «Лавочкин» стал настоящей рабочей лошадкой советской авиации: именно этот самолет пользовался наибольшей популярностью среди советских асов

Конструктивно этот истребитель был очень простым — например, в кабине не было ни одного гироскопического прибора, как, например, авиагоризонта или гирокомпаса. Но, несмотря на свою простоту, летчикам самолет сразу понравился.

Новый самолет Лавочкина имел крепкую конструкцию и не разваливался даже после десятков прямых попаданий. При этом Ла-5 обладал впечатляющей маневренностью и скоростью: время виража 16,5-19 секунд, скорость выше 600 км/ч.

Еще одно достоинство Ла-5 – он, как дисциплинированный солдат, не выполнял фигуру пилотажа «штопор» без прямого приказа пилота, а в случае если попадал в штопор, то выходил из него по первой команде.

Ла-5 воевал в небе над Сталинградом и Курской дугой, на нем сражались летчики-асы: Иван Кожедуб, Николай Гулаев, Кирилл Евстигнеев — список можно продолжать очень долго! На этом самолете летал знаменитый Алексей Маресьев — пилот, из-за ранения лишившийся обеих ног, но оставшийся на службе.

У-2

У-2 считается самым массовым бипланом в истории мировой авиации. Создавая в 1920-х годах учебный самолет, Николай Поликарпов не предполагал, что для его неприхотливой машины найдется еще одно, серьезное применение.

Во время Великой Отечественной войны У-2 превратился в эффективный ночной бомбардировщик. В советских ВВС появились авиационные полки, вооруженные исключительно У-2. Именно эти бипланы выполнили более половины всех вылетов советских бомбардировщиков в годы войны.

«Швейные машинки» – так называли немцы У-2, бомбившие их подразделения в ночное время. Один биплан за ночь мог совершить несколько боевых вылетов, а учитывая максимальную бомбовую нагрузку в 100-350 кг, самолет мог сбросить боеприпасов больше, чем тяжелый бомбардировщик.

Именно на бипланах Поликарпова воевал знаменитый 46-й гвардейский Таманский авиационный полк. Четыре эскадрильи из 80 летчиц, 23 из которых получили звания Героя Советского Союза. За храбрость и авиационное мастерство немцы прозвали девушек Nachthexen – «ночные ведьмы». За годы войны женский авиаполк совершил 23 672 боевых вылета.

Всего за время войны было изготовлено 11 тысяч бипланов У-2. Выпускались они на авиазаводе № 387 в Казани. Кабины к самолетам и авиалыжи к ним производились серийно и на заводе в Рязани. Лишь в 1959 году У-2, переименованный в 1944 году в По-2 в честь его создателя, закончил свою безупречную тридцатилетнюю службу.

Ил-2

Ил-2 – самый массовый боевой самолет в истории, всего было выпущено более 36 тысяч машин. Атаки Ил-2 приносили неприятелю огромные потери, за что немцы прозвали штурмовик «черной смертью», а среди наших летчиков как только не называли этот бомбардировщик – «горбатый», «крылатый танк», «бетонный самолет».

В серию Ил-2 вышел перед самой войной – в декабре 1940 года. Первый полет на нем совершил знаменитый летчик-испытатель Владимир Коккинаки. Эти серийные бронированные штурмовики поступили на вооружение уже в начале войны.

Штурмовик Ил-2 стал основной ударной силой советской авиации. Залогом отличных боевых характеристик стали мощный авиационный двигатель, бронестекло, необходимое для защиты экипажа, а также скорострельные авиационные пушки и реактивные снаряды.

Над созданием компонентов для самого массового штурмовика в истории работали лучшие предприятия страны, в том числе и входящие сегодня в Ростех.  Ведущим предприятием по производству боеприпасов для самолета было известное Тульское КБ приборостроения. Прозрачное бронестекло для остекления фонаря Ил-2 производилось на Лыткаринском заводе оптического стекла. Сборка двигателей  для штурмовиков велась в цехах завода № 24, сегодня известного как предприятие «Кузнецов». Винты для штурмовика выпускали в Куйбышеве на заводе «Авиаагрегат».

Благодаря современным на тот момент технологиям, Ил-2 стал настоящей легендой. Был случай, когда штурмовик вернулся с вылета и на нем насчитали более 600 попаданий. После быстрого ремонта «крылатые танки» снова отправлялись в бой.

Пе-2

Свой вклад в разгром гитлеровской Германии внесли и пикирующие бомбардировщики Пе-2, которые стали самыми массовыми самолетами бомбардировочного класса в СССР.

Цельнометаллические, шустрые и маневренные, эти крылатые машины стали настоящей бедой для немецких наземных сил — точность бомбовых ударов оказывалась крайне высокой, а благодаря высокой скорости Пе-2 советские асы-бомбардировщики уходили от атак немецкой истребительной авиации. Жолудев, Анпилов, Долина и ещё множество пилотов за штурвалом своих любимых «пешек» — так ласково прозвали они Пе-2 — внесли свой огромный вклад в победе советской армии в Великой Отечественной войне.

Ил-4

Другой легендарный бомбардировщик советской авиации — Ил-4, тоже хорошо себя зарекомендовал и даже прославился во время бомбардировок Берлина летом-осенью 1941 года. После начала войны, в августе, командование авиацией советского Балтийского флота разработало план по нанесению бомбовых ударов по немецкой столице. После тщательной разведки ВВС сформировали специальную ударную группу из пятнадцати самолетов Ил-4. В ночь с 7 на 8 августа звено провело бомбардировку Берлина. Нацисты оказались настолько ошарашены, что не смогли вовремя среагировать и сбить советские бомбардировщики силами своих ПВО. Все советские машины в целости вернулись на базу.

Именно благодаря выше представленной «великолепной восьмерке игроков» и, конечно же, другим, менее известным самолетам, советские воины одержали победу над фашистской Германией и её союзниками не спустя 10 лет после начала войны, а всего через 4 года. Окрепшая авиация стала главным козырем наших солдат, и не давала врагу расслабиться. А учитывая то, что все самолеты разрабатывались и производились в условиях холода, голода и лишений, их миссия и роль создателей выглядит особенно героически!

2.5. ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ – это один из трёх видов вооружённых сил России, предназначенный для ведения боевых действий на море в целях обеспечения обороны и безопасности страны. 

К началу войны в составе ВМФ Советского Союза находилось около тысячи боевых кораблей различных классов (в том числе 3 линкора, 8 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 287 торпедных катеров, 212 подводных лодок), свыше 2,5 тыс. самолетов морской авиации и 260 батарей береговой обороны. Они стали участниками жесточайших боев Великой Отечественной Войны. В ходе военных действий были сформированы Азовская, Беломорская, Волжская, Днепровская, Ильменская, Ладожская, Онежская и Чудская флотилии. В целом, флот был мощной ударной силой, способной существенно влиять на обстановку как в море, так и в приморской полосе действий сухопутных войск.

Благодаря этому наш флот смог не только отразить внезапное нападение врага, но и с первых же дней войны приступить к решительным действиям. Четыре военных года были наполнены событиями невиданного драматизма и напряжения. Нашим флотам пришлось пережить очень тяжелый первый период войны, когда приходилось оборонять свои базы с суши. Более 400 тыс. моряков ушли на сухопутный фронт, чтобы остановить врага. ВМФ делал все возможное для оказания помощи войскам на приморских направлениях. И делал он это благодаря следующим видам боевого вооружения:

ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ: «Севастополь», «Октябрьская революция», «Марат».

Линейный корабль «Севастополь» («Парижская коммуна»)

Линейный корабль «Севастополь» был заложен на Балтийском заводе 3 июня 1909 г., спущен на воду 16 июня 1911 г., и введен в состав Балтийского флота в ноябре 1914 г.

В 1938 г. «Севастополь» («Парижская коммуна») был введен в состав Черноморского флота в качестве флагмана. С февраля 1940 г. по апрель 1941 г. проведена очередная модернизация корабля, в ходе которой совершенствовалась силовая установка и система ПВО линкора, корабль лишился авиационного вооружения. Принял участие в Великой Отечественной войне, участвовал в боевых действиях по обороне Севастополя. За период войны корабль совершил 15 боевых походов, 10 артиллерийских стрельб по позициям противника, отразил 21 налет авиации противника. 8 июля 1945 г. «Севастополь» за боевые отличия был награжден орденом Красного Знамени.

КРЕЙСЕРЫ: «Киров», «Ворошилов», «Максим Горький», «Красный Крым» и т.д.

Краснознамённый крейсер «Киров»

Краснознамённый крейсер «Киров» — лёгкий крейсер проекта 26. Первый крейсер советской постройки. Спущен на воду 30 ноября 1936 года.

В период Второй мировой войны был активным участником боевых действий в Балтийском море. Участвовал в обороне Таллина и Ленинграда. 27 февраля 1943 года «За образцовое выполнение экипажем боевых заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу» крейсер «Киров» был награждён орденом Красного Знамени. За годы Великой Отечественной войны на крейсер было совершено 24 налета авиации, в которых участвовали 347 Ju-88 и Ju-87.Крейсер был выведен из состава флота 22 февраля 1974 года и разобран на металл. Две носовые башни главного калибра корабля установлены на площади Балтфлота в Санкт-Петербурге в роли памятника.

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ: «Разумный», «Гремящий», «Баку», «Беспощадный», «Бойкий», «Грозный», «Громкий», «Железняков» и т.д.

Эскадренный миноносец«Баку»

«Баку» (заложен в Комсомольске-на-Амуре как «Киев», переименован в «Орджоникидзе», затем в «Баку» в 1940 г) сперва был в составе Тихоокеанского флота, а когда в мае 1942 года Ставкой Верховного Главнокомандования было принято решение перебросить с Тихого океана на Северный флот несколько современных боевых кораблей, совершил переход из Владивостока до пролива Югорский Шар, тем самым став одним из первых советских боевых кораблей, совершивших переход Северным морским путём с востока на запад. 24 октября 1942 года в составе Северного флота из трёх дивизионов была создана бригада эсминцев, и лидер «Баку» возглавил 1-й дивизион.

Во время службы на Северном флоте «Баку» сопровождал союзные транспорты и конвои, участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника, входил в состав кораблей охранения, обеспечивавших проводку конвоев. 6 марта 1945 года «Баку» был награждён орденом Красного Знамени. 30 июля 1963 года «Баку» был исключён из списков флота, а затем разобран на металл.

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ: «А-5», «Д-3 Красногвардеец», «», «К-52», «Л-4 Гарибальдиец», «М-117», «М-172» и т.д.

К-21

К-21 — советская крейсерская дизель-электрическая подводная лодка времён Великой Отечественной войны. Участвовала в войне в составе Северного флота. Совершила 12 боевых походов и 6 минных постановок.

За время войны «К-21» было засчитано 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей, из которых в послевоенное время было подтверждено потопление на минах одного транспорта, одного боевого корабля (большой охотник за ПЛ), а также потопление артиллерией двух норвежских невооруженных рыболовецких мотоботов и повреждение ещё трёх мотоботов. 23 октября 1942 года подводная лодка «К-21» была награждена орденом Красного Знамени.

Делая вывод, я могу сказать что, благодаря вышеперечисленной боевой технике Советский Военно-Морской Флот сокрушил морскую мощь врага на Баренцевом, Балтийском и Черном морях, а также обеспечил поддержку наших войск на приморских направлениях. ВМФ внес достойный вклад в достижение победы над фашистской Германией. Но это было достигнуто огромной ценой.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Работая над этим проектом, я провела среди учащихся 8-11 классов нашей школы анкетирование на тему: Как хорошо вы знаете оружие, которое использовала Советская армия в годы Великой Отечественной войны?

В анкетировании приняли участие 150.

На вопрос «Была ли готова наша страна дать отпор врагу имеющимся вооружением на период начала Великой Отечественной войны?» ответили:

«да»-19% , «нет»-62%, « не знаю»-19%

На вопрос «Какое оружие было самым широко используемым Советской армией в годы Великой Отечественной войны?» ответили:

Пистолет «Балтиец»-19% ,

«Винтовка Мосина»-62%,

«Пистолет-пулемёт Судаева (ППС)»-19%

На вопрос «Как назывался танк, появление которого изменило ход Второй мировой войны?» ответили:

«Т-34»-58%, «Т-80»-13%, «Т-50»-29%

На вопрос «Самый легендарный штурмовик Великой Отечественной войны - это...» ответили:

«Ли-2»-12%, «Миг-1»-26%, «Ил-2»-62%

На вопрос «Вы уже знаете, что самым популярным советским штурмовиком был Ил-2. Какое у него было прозвище?» ответили:

«Чёрный ястреб»-37%, «Небесный тигр»-8%, «Летающий танк»-55%

На вопрос «Какое оружие было символом советских солдат?» ответили:

«Пистолет Макарова»-12%, «Пистолет ТТ»-15%,

«Пистолет-пулемёт Судаева (ППС)»-73%

На вопрос «Самый широко используемый Советской армией пистолет в годы Второй мировой войны - это...» ответили:

«Пистолет ТТ»-62%, «Пистолет Макарова»-20%, «Пистолет Коровина»-18%

На вопрос «Как называли советскую боевую машину реактивной артиллерии БМ-13?» ответили:

«Наташа»-11%, «Катюша»-80%, «Светлана»- 9%

На вопрос «Что такое ППШ?» ответили:

«Противоракетное подразделение Шапошникова»-18%,

«Пистолет-пулемёт Шеймина»-24%, «Пистолет-пулемёт Шпагина»-58%

На вопрос «Назовите фамилию конструктора, под чьим руководством был спроектирован лучший танк Великой Отечественной войны Т-34» ответили:

«Кошкин»-60%, «Калашников»-5%, «Токарев»-35%

Делая вывод анкетирования, мы видим что большинство опрошенных показали очень хорошие знания в исследуемом вопросе, а значит они интересуются историей Великой Отечественной войны.

4.ВЫВОД

В Великой Отечественной войне Советскому Союзу противостоял очень сильный противник и в военном, и в научно-техническом плане. Проведя данное исследование, я считаю, что победу мы завоевали не только кровью и численным превосходством советских солдат, но и достигнутым техническим превосходством.

Накануне и во время Великой Отечественной войны в нашей стране происходило бурное развитие военной техники. Наибольшее развитие получили бронетанковые войска, артиллерия и авиация:

1) В бронетанковых войсках большое внимание было уделено повышению огневой мощи, маневренности и защищённости танков.

2) В вооружении артиллерии были изобретены орудия с увеличенной скорострельностью и дальностью стрельбы.

3) На вооружение авиации появились самолёты, которые во многом превосходили прежние образцы по огневой мощи, дальности, высоте и скорости полёта, защищенности, что обеспечивало в последующем господство нашей авиации в воздухе.

Но также в годы Великой Отечественной войны развитие получили и другие виды вооружения.

Таким образом, создававшиеся в это время образцы военной техники превосходили по многим своим техническим показателям аналогичные вооружения других стран. Однако высокие боевые характеристики советского вооружения в первые годы войны не были полностью реализованы в связи с отсутствием опытных командных кадров.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

75 лет минуло со дня окончания Великой Отечественной войны – одного из самых трагических и героических этапов истории нашего народа. Советская Армия проявила необычайную силу и мощь духа в борьбе с фашистской Германией. Истинными творцами Победы были простые солдаты и офицеры, но эту славу по праву делят с ними и те, кто создавал и выпускал для них оружие и военную технику. Все силы были направлены на помощь фронту. Военные заводы и фабрики работали круглосуточно. Создавались и совершенствовались новые боевые машины, танки, самолеты, корабли, оружие. Победу мы завоевали не только кровью и численным превосходством советских солдат, но и достигнутым военно-техническим превосходством.

Без достижения военно-технического превосходства невозможно было бы сокрушить главные силы нацистской Германии, Ее стран – сателлитов. Образцы вооружения и военной техники 75-летней давности – не просто участники войны и не только символы победы. Это плоды таланта, опыта и упорного труда. Эффективность, простота, надежность советского оружия были признаны и врагами, и союзниками.

Великая Отечественная война длилась официально (1418 дней, с 22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.) . 3 года, 10 месяцев и 16 дней.

Это одно из тягчайших испытаний, когда-либо пережитых Советским Союзом. Я хочу поклониться людям, защищавшим Родину с оружием в руках, людям, трудящимся в тылу на заводах и в колхозах, людям павшим и выжившим, людям, победившим и даровавшим нам Жизнь и Отечество!

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Великая Отечественная война. 1941-1945. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2005. –512 с.: ил.

2. Крупченко И.Е. Военная история. - М.: Воениздат, 1971.

3. Митяев А.В. Наше оружие. – М.: «Детская литература», 1989 – 40 с.

4. Плотников С.Е, Савченко И.Ф. Оружие победы. - М., 1986.

5. Тюшкевич С.А. Советские Вооруженные Силы. - М.: Воениздат, 1978.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. voennaja-tekhnika;

2. eou-tehnika-velikoj-otechestvennoj,

3. bibliotekar.ru,

4. historynotes.ru,

5. shkolnie.ru,

6. www.techcult.ru,

7. oruzhie.info ,

8. cezarium.com,

9. rosuchebnik.ru/material/sovetskie-samolety-velikoj-otechestvennoj-vojny/

Просмотров работы: 42