I. Введение
Много разных потрясений пережило человечество в 20 веке, ушедшее от нас в прошлое. Но такого ужаса, принесшее народам планеты фашистское нашествие, еще не знала история. Против нашествия фашистской Германии на защиту своего Отечества поднялся весь советский народ, стар и мал, проявляя беспредельное мужество, героизм, стойкость и верность на фронте и в тылу.
Прошло с тех пор 75 лет. В моем родном поселке Морки не осталось в живых людей, воевавших на фронте, а те, кто был мал - работали в тылу, им сегодня много лет, за 80, а кому-то за 90, и их мало. С болью и горечью они вспоминают те суровые 40-ые годы. Это наши прабабушки и прадедушки. Поэтому я решила записать и сохранить их воспоминания о военных годах. Канвой работы стали воспоминания жителей района, взятые из сочинений учеников о своих бабушках, что явилось новизной исследования.
Нельзя сформировать жизненную позицию, на мой взгляд, не осмыслив подвига старшего поколения. Знакомясь с судьбами моих земляков, о которых говорит картотека в музее истории школы, я поставила цели и задачи.
Моей целью исследовательской работы стало изучение трудового героизма наших земляков в годы Великой Отечественной войны.
Также определила задачи:
разобрать собранный учениками краеведческий материал по данному вопросу и систематизировать его;
дополнить справочник «Судьбы людей в годы войны» своим исследованным материалом;
выяснить роль тружеников тыла Морков в победе над фашистской Германией;
узнать судьбу эвакуированных людей в Морках;
подготовить материал к изданию брошюры по воспоминаниям тружеников тыла «Далёкий нам снившийся тыл- он жил, ничего не жалея»;
Полноценная летопись Великой Отечественной войны не может быть создана за короткий срок. Поэтому я использовала различные методы исследования и формы работы.
Методы исследования:
изучение книг и источников; поиск и сбор информации; обработка материала; анализ и обобщение; создание «продукта» и его использование;
Форма работы:
изучение по учебникам историю Великой Отечественной войны, тыл в годы войны - по Книге Памяти;
знакомство с документами правительства страны, касающиеся тыла;
просмотр и изучение архива музея истории школы и отчётов о походах учеников;
запись воспоминаний жителей поселка;
работа в муниципальном бюджетном учреждении культуры «Моркинский районный музей», «Моркинская централизованная библиотечная система»; в архивном отделе и отделе ЗАГС администрации муниципального образования "Моркинский муниципальный район";
просмотр записей материалов Государственного казенного учреждения «Государственный архив Республики Марий Эл»;
работа над сайтами Интернет-сети;
Объект исследования - трудовой героизм советских людей в тылу, предмет-люди.
Ближе познакомиться со временем, в котором жили мои герои, мне помогли художественные литература и фильмы, книги А.Иванова «Вечный зов» - о восстановлении эвакуированного завода и В.Тельпугова «Полынь на снегу» - о героическом труде рабочих. Из энциклопедии для школьников Ю.А.Никифорова «Великая Отечественная Война» узнала о работе тыла, мужестве женщин, стариков и детей, их героическом и непосильном труде, в школьной энциклопедии А.В.Шубина «История России. 20 век» - о наградах за труд в тылу. В Книге Памяти Зенкина А.А. «Вспомним их поименно» - о героическом труде марийского народа, об эвакуации предприятий и людей в марийский край, о немецких лагерях и работе жителей района и пленных на лесозаготовках.
Тема «Война и тыл» имеет актуальность всегда, так как невозможно одержать победу без единства.
II. В тылу как на фронте
Победа! Конечно, она добыта, прежде всего, ратным подвигом советского солдата. Но ее не было бы без трудового подвига тыла. С первых дней войны страна превратилась в единый военный лагерь. Выдвинутый коммунистической партией страны лозунг «Все для фронта, все для победы!», стал боевым знаменем советского народа. Руководящую функцию по переводу всей экономики страны на военные рельсы взял на себя созданный 30 июня 1941 года Государственный Комитет Обороны. Немаловажную роль сыграли Указы Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» от 26 декабря 1941 года. Уже 1июля 1941года правительство Марийской АССР приняли постановление «О перестройке работы на военный лад». Жизнь республики, нашего района тоже была поставлена на военные рельсы. Большинство промышленных предприятий республики перешли на выпуск военной продукции.
С первых дней войны ушедших мужчин на фронт заменили женщины, старики и дети, на их плечи легла огромная ответственность. Но наибольший вклад в обеспечение фронта внесли женщины. Заменив своих сыновей, мужей, отцов, они заняли ведущее место в экономике.
Разбирая записи из архивных документов Государственного архива Республики Марий Эл, и просмотрев записи воспоминаний старожилов, я узнала, что в Морках не было военных заводов, но жители посёлка работали во всех отраслях хозяйства.
Женщинам нередко приходилось выполнять работу, считавшуюся традиционно мужской. Они работали трактористами, комбайнерами, механиками. Женщины проходили обучение при Моркинской машинно-тракторной станции и выходили работать на поля. Об этом я узнала из копии документа Калашниковой Анисьи Павловны /приложение 1/. Всю войну она проработала на тракторе. По записи воспоминаний Анисьи Павловны поняла, что долг перед страной был выше всего: «отдавали все силы, а однажды во время грозы не спряталась, продолжала работать. Как оставить трактор? Я не решалась». И по воле случая, молния ударила в девушку, что в дальнейшем из-за болезни ей пришлось уволиться с работы. Что это? Подвиг, героизм или военная закалка – выполнить начатое дело до конца.
Самоотверженно трудились моркинцы и на лесозаготовках. В книге Памяти даны такие цифры, что 14 млн. кубометров дал марийский край родине, около 30 кубометров в среднем от каждого жителя [5,с.6]. Юноши и девушки от темна до темна, по пояс в снегу, валили лес и на захудалых лошадёнках свозили их к малым рекам. А весной сплавляли заготовленный лес по рекам Ировка, Илеть и Юшут. Из воспоминания моей прабабушки, по маминой линии, Эпаевой Марии Сергеевны /приложение 2/ узнала: «После школы, нас, молодых девчонок, направили работать в лес, сучкорубом. Заготовляли брёвна, а весной сплавляли по реке Илеть. Жили там же, в лесу, в землянке. Было очень холодно, у нас была ветхая одежда, и на ногах лапти с онучами. Кушать было нечего, давали немного муки, мы её смешивали с перемолотыми шишками и делали хлеб». Простоя на лесозаготовках не было, труженики были всегда заняты, так как, моей прабабушке запомнился перевоз продуктов на лошадиных повозках из Казани в Морки. Было очень трудно, лошади застревали в грязи, приходилось вытаскивать лошадей и на себе переносить мешки с солью. По отчетам совершённых походов по марийской земле, из рассказов старожилов Василевских узнала, что в нашем районе на лесозаготовках работали немецкие военнопленные, что находились в одном из лагерей № 171 в поселке Суслонгер. Можно на фото увидеть сохранившиеся солдатские делянки /приложение 3/, где жили военнопленные.
Также труд немецких военнопленных применялся в хозяйстве: на посадке картофеля. Без улыбки нельзя не прочитать воспоминания Александровой Ирины Николаевны: «Мне было 9 лет. Весенний день 1942года, люди пошли сажать картошку, но прибежала женщина и сказала: «Немцы пришли». Все переполошились. Жители сбежались посмотреть на них. Оказалось, что наши солдаты привезли немцев для погрузки колхозной картошки, чтобы отправить её на фронт».
Изучая Указ Президиума Верховного Совета СССР от февраля 1942 года «О мобилизации на период военного времени трудоспособного населения для работы на производстве и в строительстве»[4], рассматривая архивные документы, я выяснила, что жители нашего края работали не только на лесозаготовках, но и на других объектах.
Массовый героизм проявляли жители района на строительстве оборонительных сооружений. К осени 1941 года немцы рвались к Волге. На левом берегу Волги строили оборонительные сооружения, областная партийная возглавила это строительство, протяженность которой было 125 километров, и проходила она по территории Звениговского и Волжского районов. По данным архива Районного комиссариата на строительстве окопов проявляя мужество и героизм, работали женщины из Морков, в их числе была моя прабабушка Данилова Анастасия Ивановна /приложение 2/.
Работая с документами военкомата, я выяснила, что наших жителей вербовали на работу и в другие области страны. Интересна судьба Рыбаковой Анны Филипповны, в ее вспоминании я прочитала: «Мне шёл тогда 21 год, нас отправили работать в Ивановскую область. Наша задача заключалась в том, что мы должны были извлекать торф из - под земли. Затем везли торф для сушки в поле за 3 километра на паровозе. Причём для паровоза сначала прокладывали рельсы на небольшое расстояние, вручную толкали машину с грузом, снова прокладывали рельсы… и так до конечного пункта. 4 года мы жили полуголодные, за день давали 600 грамм хлеба и суп из листьев капусты. Каждый день жили в ожидании, что завтра нас может не стать, фронт находился недалеко от нас. Часто мы слышали взрывы, грохот, звуки самолётов».
Я считаю, подвигом можно назвать героический труд женщин, детей и молодых людей, делавших все для скорейшей победы над врагом.
В подтверждении приведу слова из стихотворения К.Ваншенкина «Хлебные карточки»: «Далёкий нам снившийся тыл. Он жил, ничего не жалея» [1].
Немаловажную роль в приближении победы сыграли эвакуированные. Решила подробно узнать о них. Первым делом, ознакомилась с Постановлениями ЦК КПСС и СНК СССР от 27 июня 1941 года «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества» [4,с.168] и «О порядке эвакуации населения в военное время»от 5 июля 1941года. И нашла данные об эвакуированных людях в нашу республику в записях документов Государственного архива Республики Марий Эл.
В первые месяцы войны более 36 тысяч эвакуированных жителей западных областей страны, 26 детских домов встретили радушный прием на марийской земле. В «Книге Памяти» прочитала о том, что для принятия эвакуированных семей только в 1941 году на станцию Шелангер было направлено почти 500 подвод [2,с.15].Далее в документах архива районной администрации, я выяснила, что более 5 тысяч человек были эвакуированы в наш район. В числе эвакуированных людей были коренные жители Ленинграда, Эстонии и наши земляки, жившие на западе страны. Одна из них наша землячка Бутылкина Ольга Алексеевна. Валентина Георгиевна нам на уроках истории рассказывала, что пришлось испытать Ольге Алексеевне, это ужасы первых дней войны. Я узнала, что ее муж, офицер пограничной службы сразу был отправлен на фронт, а она, без документов, в домашнем халате и тапочках, вместе с другими жителями бежали в г. Салдус /Прибалтика/, чтобы сесть на поезд, отправляющийся на восток. «Прошло много лет, а этого я не могу забыть», - так вспоминала Ольга Алексеевна. В годы войны и после она работала в области здравоохранения.
Меня заинтересовала судьба эвакуированных учителей и учеников. Война лишила больницы, школы профессиональных кадров. Как бы ни было трудно, никто не промышлял о закрытии школ. Вчерашние школьницы заступали на должности учителей, завучей и даже директоров - и справлялись. На помощь приходили эвакуированные учителя. Из записи данных Государственного архива Республики Марий Эл мне стало ясно, что семь учителей из 12 нашей школы, были учителями из Ленинграда. Директором школы была Гагарская Ольга Ивановна, завуч -Старчак Агнесса Федоровна, Шер Дина Яковлевна, Самарская. Но кто они? Какова их судьба? Вместе с моим руководителем, обращаясь к учителям района с данным вопросом, я получила дополнительные сведения об эвакуированных людях от Осиповой Ирины Григорьевны, учителя Нуж-Ключинской школы. Она сообщила, что в их школе тоже работали учителя из Ленинграда. Директором назначили Дорогову Софью Александровну /приложение 4/. Первое время после их отъезда жители деревни поддерживали с учителями связь через письма.О дальнейшей судьбе эвакуированных людей жители деревни ничего не знают.
Как правило, эвакуированные люди долго не задерживались здесь, уезжали. К сожалению, были случаи, что они умирали на чужбине, в Морках на кладбище №1 захоронены эстонцы с надписью имён на плитах. Но при опросе местных жителей о захороненных эвакуированных людей ничего не известно. Этот вопрос для меня остается не раскрытым.
С большой самоотдачей трудились медицинские работники и учителя. Исследуя работы учеников по воспоминаниям их родственников о военных годах, я поняла, что, несмотря на проблемы, наша школа работала в полную нагрузку. Но учеба начиналась поздней осенью, когда заканчивались полевые работы. Ученики писали на газете между строк, гусиным пером, макая в чернила, разбавленные сажу с водой. В кабинете сидели по 2 класса, а эвакуированные дети учились отдельно от моркинских детей. В Морки их прибыло 209, но обучались только158 детей [6, с.53].
Какие же были проблемы в школе? Анализируя изученный материал, могу их назвать:
не хватало учебных принадлежностей /учебники, тетради/;
не хватало учителей;
не все эвакуированные учителя были взяты на учёт и не все работали;
а также не все дети учились;
Не смотря ни на что, школа продолжала жить. В 1942-43годы развернулось социалистическое соревнование среди школ и учителей республики. Из нашей школы победила Шевелёва Мария Владимировна/приложение 5/. В документах Государственного архива Республики Марий Эл я прочитала такие строки о ней: «Опытная работница. Всецело предана делу воспитания детей. Активная общественница. Интересы школы выше и прежде личных», датированное: апрель 1943г. Мария Владимировна родоначальник учительской династии, и ее потомки трудятся таким же образом, с самоотдачей и любовью к детям.
Вместе с учителями активны были дети, они приняли участие в новой форме стенной печати «Окна ТАСС» [7].Велик их вклад в победу. Учащиеся школы собрали более 5 тысяч рублей на строительство авиаэскадрильи и самолёта «Марийский Пионер» [2, с.16].
В свободное время ученики помогали фронту. В результате анкетирования, проведённого среди учителей, и опроса старожилов узнала, что в годы войны рождались и действовали различные формы помощи и поддержки Красной Армии. Одна из форм помощи- подарки. Они были бесхитростны -табак, кисет, кусок мыла, рукавицы, но тем более ценными, что в их сборе и отправке принимали участие дети.
Трудились все. Обычно зимой вязали варежки, носки, шили кисеты, весной дети раскидывали удобрения на полях. Летом – пололи, собирали ягоды, грибы, делали снопы, смотрели за маленькими детьми, осенью – собирали колосья на полях. Для большинства трудящихся жизнь в годы войны имела характер полуголодного состояния. Лаврентьева Мария Григорьевна, она работала в нашей школе, вспоминала, что всё время хотела кушать. А за один трудодень колхоз давал 200-300 грамм зерна, детям 200 грамм хлеба, взрослым -500 [3, с.12].Не смотря на это, советские люди готовы были идти на любые жертвы, во многом отказывали себе, чтобы сокрушить врага.
Никакому врагу не одолеть тот народ, когда наравне со всеми против врага встают даже дети.
Исследуя документы Правительства и партии о проводимых ими мерах по обеспечению отраслей народного хозяйства рабочими руками, и анализируя эти документы, можно смело сказать, что дети в годы войны делились на 3 группы:
группа – 1-5 лет – малые дети. Эти дети сидели дома, играли, за ними смотрели старшие дети, не смотря на то, что в Морках действовал детский садик. Изучая энциклопедию «Велика Отечественная война», я узнала, что для детей такого возраста отпускалось специальное питание из молочных кухонь. На ребенка в яслях полагалось 900г сахара в месяц, но так было только на бумаге. Боброва Вера Ивановна, нянечка садика ответила, что питание было скудное, да и дети мало посещали садик.
группа – 6-8 лет – группа, смотревшая за малышами. Но уже 6-7 летний ребенок знал цену хлеба. Этим детям приходилось выполнять всю домашнюю работу (варить, стирать, мыть полы, следить за малышами) /приложение 6/.
группа – 8-14 лет.- эти подростки работали наряду со взрослыми.
В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года о режиме рабочего времени я прочитала и была поражена тем, что лица, не достигшие 16 лет, были привлечены к обязательным сверхурочным работам. Это не боле двух часов в день, а в сельской местности были увеличены трудодни в 1,5 раза, даже для детей с 12 лет.
Дефицит трудовых ресурсов не уменьшался и в феврале 1942года. Президиум Верховного Совета СССР издал указ о «Мобилизации на период военного времени трудоспособного населения для работы на производстве и в строительстве» [4,с.170]. Мобилизации подлежали юноши и девушки с 16лет. Затем действия этого указа было распространено на колхозы и совхозы. С мая 1942года стали принимать на производственное обучение подростков, достигших 14летнего возраста, установив для них шестичасовой рабочий день.
Беззаботное детство не досталось им. Как стремительно взрослели они, становясь опорой старшим.
Война войной, но народ жил обычной жизнью. Запомнилась беседа с моим соседом Яндаковым Леонидом Логиновичем: «По вечерам выходили играть, до полуночи слушали песни девушек и парней, играли на гармони, кто-то на балалайке, а утром снова на работу». Найденная фотография в школьном архиве свидетельствуют об этом /приложение 7/.
Исследуя эту тему, мне стало интересно, а какие награды получили земляки за самоотверженный труд. При изучении энциклопедии для школьников «Великая Отечественная война» обнаружила, что в 1945 году была учреждена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», ею были награждены в стране более 16,1 миллионов человек. Я обратилась в Совет ветеранов войн, ознакомилась с картотекой «Тыл-фронту» и выяснила, что многие имеют награды за труд в тылу. Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» в Морках награждены 35 человек. Одна из них Чепакова Анастасия Степановна /приложение 8/, Из записи ее воспоминаний узнала, что она начала работать заведующей складом в 16 лет, заменив ушедшего на фронт брата, а также приходилось работать и на поле. За труд в годы войны, она награждена медалями, об этом свидетельствует удостоверение /приложение 9/. А при получении награды Анастасия Степановна испытывала чувство гордости за свою Родину, что и ее труд был вкладом в победу над фашизмом. И моя прабабушка Эпаева Мария Сергеевна тоже имеет такую награду, но, к сожалению, мы не могли найти удостоверение.
Думаю, что люди ковавшие победу в тылу, герои. В годы лихолетья общее горе и жизненные невзгоды объединили их, сделали терпимее друг к другу, и у них была общая цель- разгромить врага. Наши прадедушки и прабабушки осознавали, что от них зависит судьба страны.
III. Заключение
Таким образом, учениками нашей школы сделано немало в поисковой и исследовательской работе в направлении «Великая Отечественная война». Я тоже вложила небольшой вклад в данную работу: во -первых, материал был приведен в систему; во-вторых, внесены дополнения; в-третьих, создана наглядность; в-четвертых, найдены новые темы для исследования.
Для исследования поставленной цели - трудовой героизм наших земляков, я составила вопросы: труд, женщины и дети, школа, эвакуированные в тылу, награды. Провела исследование и описала каждый из этих вопросов, исследовательская работа дала мне возможность ближе познакомиться с событиями прошлых лет, понять роль тружеников тыла в Великой Отечественной войне, по праву гордиться их героическим трудом.
Собран достаточный материал для справочника «Судьбы людей в годы войны» /приложение 10/ благодаря кропотливому труду ребят, их родителей, учителей.В результате, для систематизации справочника, были созданы разделы: «Подвиги на фронте», «Трагедия плена», «Партизанское движение», «Самоотверженный труд в тылу», «Эвакуированные люди», «Люди, искусство, война».
На занятиях кружка музея истории школы, в результате имеющего материала, составили таблицу «Награды тружеников тыла». Я дополнила новой информацией и переоформила таблицу /приложение 11/. Собран большой материал, но я считаю, поставленная цель выполнена частично, нуждается в дальнейшей работе, так как одна из задач узнать о судьбе эвакуированных людей изучена не до конца. Я мало знаю о них, об их дальнейшей судьбе. На мой взгляд, эту тему можно изучать бесконечно.
Но самим собой возникли вопросы, и были рождены задачи для новых исследований: дополнить разделы справочника наглядным материалом, согласно записям воспоминаний земляков и рассмотреть вопросы «Эвакуированные в наших краях», «Взрослые дети» военной поры».
Собранный материал будет ценным для учителей, учеников и родителей, для создания экспозиции «Тыл – фронту» в музее истории школы.
Время неумолимо идет. Все меньше становится людей, ковавших победу. И это обязывает нас еще бережнее относиться к ним, окружить их вниманием. Мы оказываем помощь одиноким пожилым людям, заботимся о них, общаемся с ними /приложение 12/. Такие встречи сближают нас, мы стали лучше понимать проблемы старшего поколения. А они, среди нас – последние из героев Великой Отечественной войны.
Для нас, детей, не знавших войну, стало ясно, надо помнить прошлое, беречь тех, кто перенёс эти ужас и страдания и не допустить их в будущем.
Список литературы и источников
Ваншенкин К.И. Хлебные карточки, г. Москва, 1992г., стр. 18.
Зенкин А.А. Книга Памяти. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1993.- 440с., ил., 8л.ил.
Зенкин А.А. Книга Памяти. Йошкар-Ола: Мар.кн.изд-во, 1997.-352с.
Никифоров Ю.А.. Энциклопедия для школьников. Великая Отечественная война, 1941-1945.-М.: Олма-Пресс, 2005.-512с.: ил., стр.167-173.
Соловьев В.С.Поименный список участников Великой Отечественной войны Моркинского района. -Йошкар-ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2002.-360с.
ГБУ «Государственный архив Республики Марий Эл», ф.407, опись 1, ед. 150, стр. 53.
ГБУ «Государственный архив Республики Марий Эл», ф.401, опись1, стр. 60.
Воспоминания:
а/ Осипова Ирина Григорьевна, 1968 года рождения, житель д. Нужключ Моркинского района Республики Марий Эл;
б/ Петрова Елизавета Сергеевна 1935года рождения, житель п. Морки Республики Марий Эл;
в/ Яндаков Леонид Логинович,1933 года рождения, житель п. Морки Республики Марий Эл;
Запись воспоминаний:
а/ Александрова Ирина Николаевна /1933 -1989/, жившая в п. Морки Республики Марий Эл;
б/ Бутылкина Ольга Алексеевна /1922 – 2002/, жившая в п. Морки Республики Марий Эл;
в/Данилова Анастасия Ивановна /1925 -2017/, жившая в д. Мазиково Моркинского района Республики Марий Эл;
г/ Калашникова Анисья Павловна /1924-2004/, жившая в п. Морки Республики Марий Эл;
д/ Рыбакова Анна Филипповна /1921 -1981/, жившая в д. Новая Моркинского района;
е/Эпаева Мария Сергеевна /1920 -2012/, жившая в п. Морки Республики Марий Эл;
Копии:
а/ справка Калашниковой А. П., об окончании Моркинской машинно- тракторной станции Марийской АССР от 1954года;
б/ удостоверение «Ветеран Великой отечественной войны» Даниловой Анастасии Ивановны;
в/ удостоверение «Ветеран Великой отечественной войны» Эпаевой Марии Сергеевны;
г/ удостоверение на медаль Чепаковой А.С.«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»;
11. Справочник «Судьбы людей в годы войны»;
12.Таблица «Награды тружеников тыла»;
13.Фотографии:
№1: Солдатские делянки;
№2: Учителя Нужключинской школы / Дорогова С.А., эвакуированная из Ленинграда -сидит слева/;
№3: Шевелева Мария Владимировна, директор школы в годы Великой Отечественной войны;
№4: Дети деревни Тараканово Косолаповского сельского совета Марийской АССР, 1944год;
№5: Детисела Морки, 1942год;
№6: Чепакова Анастасия Степановна /1924-1994/, жившая в п.Морки Республики Марий Эл;
Приложение
Приложение 1
Справка Калашниковой А.П.
о работе при Моркинском МТС
1942-1946гг.
Справка находится в музее истории школы
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
Сфотографировано Даниловой Дарьей Алексеевной,
обучающейся 9 «а» класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
03.07. 2020
Приложение 2
Удостоверение «Ветеран Великой Отечественной войны»
Эпаевой Марии Сергеевны
Удостоверение «Ветеран Великой Отечественной войны»
Даниловой Анастасии Ивановны
Сканирование удостоверений Даниловой Дарьей Алексеевной,
обучающейся 9 «а» класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
07.07. 2020
Приложение 3
фото 1: Солдатские делянки
На фото изображена группа туристов
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
во время похода I категории сложности в ноябре 1999 г.
Фотография храниться в музее истории школы
Ксерокопия фото сделана Даниловой Дарьей Алексеевной,
обучающейся 9 «а» класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
03.07. 2020
Приложение 4
Фото 2: Эвакуированные учителя из Ленинграда
Дорогова Софья Александровна, директор школы в д. Нужключ Моркинского района, эвакуированная из Ленинграда
/ Дорогова С.А. сидит первая слева /
Фото находилось в музее Нужключинской средней школы
Моркинского района Республики Марий Эл
Для ксерокопии была передана 12.03.2006г. музею истории школы
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
Ксерокопия фото была сделана Книжник Натальей Александровной, выпускница школы 2007г.
Приложение 5
фото 3: Шевелева Мария Владимировна. 1943год
Фото находится в музее истории школы
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
Ксерокопия фото сделана Даниловой Дарьей Алексеевной,
обучающейся 9 «а» класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
10.06.2020
Приложение 6
Фото 4: Дети войны
д.Тараканово Косолаповского сельского совета
Марийской АССР. 1944год
Фото находится в семейном архиве Афанасьевой Валентины Георгиевны,
учителя истории
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
Сканирование сделано Афанасьевой Валентиной Георгиевной,
учителем истории
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
05.07.2020
Приложение 7
фото 5: Дети села Морки, 1942год
Фото находится в музее истории школы
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
Ксерокопия фото сделана Даниловой Дарьей Алексеевной,
обучающейся 9 «а» класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
03.07. 2020
Приложение 8
Фото 6: Чепакова Анастасия Степановна, 1945год
Фото находится в семейном архиве Афанасьевой Валентины Георгиевны,
учителя истории МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
Сканировано Афанасьевой Валентиной Георгиевной,
учителем истории
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
Приложение 9
Копия удостоверения медали
«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»
Чепаковой Анастасии Степановны
Ксерокопия фото сделана Даниловой Дарьей Алексеевной,
обучающейся 9 «а» класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
03.07. 2020
Приложение 10
Сборник «Судьбы людей в годы войны» /воспоминания/
Сборник создан учениками клуба «Искатель»
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
2000год
Сборник дополнен и переоформлен членами объединения «Музей и дети»
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
январь 2020г.
Приложение 11
Награды тружеников тыла
медаль |
получили |
||
годы |
женщины |
мужчины |
|
«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.» |
в 12 лет |
1-Олюнина З.М. |
|
в 13 лет |
1-Швецова М.И. |
||
в 16 лет |
1-Смирнова В.И. |
||
в 17 лет |
1-Иванова Т.И. |
||
в 18 лет |
1-Филиппова |
1-Корнилов В.Г. |
|
в 19 лет |
3 |
1 |
|
в 20 лет |
4 |
3 |
|
в 21 лет |
2 |
||
в 24 лет |
5 |
2 |
|
в 25 лет |
1 |
||
в 26 лет |
1 |
||
в 27 лет |
2 |
||
в 28 лет |
2 |
||
в 31 лет |
3 |
||
итого |
35 |
28 |
7 |
Таблица «Награды тружеников тыла»
Таблица создана членами объединения «Музей и дети» в сентябре 2010года
Таблица дополнена информацией и переоформлена
Даниловой Дарьей Алексеевной,
обучающейся 9 «а» класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
03.07. 2020
Приложение 12
Фото 7: Забота о Ветеране Великой Отечественной войны
Романов Александр с прадедом Зуевым Алексеем Александровичем
Фотография передана в музей истории школы
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
03.09. 2019
Сканировано Даниловой Дарьей Алексеевной,
обучающейся 9 «а» класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Марий Эл
03.07. 2020