ВОЕННЫЙ ВРАЧ. ХАЛАТ ПОВЕРХ МУНДИРА...

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВОЕННЫЙ ВРАЧ. ХАЛАТ ПОВЕРХ МУНДИРА...

Давиденко Ф.А. 1
1МБОУ гимназия №7 г. Чехова
Гришакина О.П. 1
1МБОУ гимназия №7 г. Чехова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

То, что сделано советской военной медициной в годы минувшей войны,

по всей справедливости может быть названо подвигом.

И. Х. Баграмян

В 2020 году исполнилось 75 лет Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Эта победа досталась стране великим трудом, подвигом, воинской доблестью на фронте и в тылу. Война - это смерть, горе, увечья, страдания, так как противоборствующие стороны стараются уничтожить друг друга. Одни нападают, другие защищаются. Море погибших, покалеченных, раненых… О многих сражениях и героях мы знаем из уроков истории, различных мероприятий, кинофильмов, телепередач, всероссийских акций, официальных сайтов о Великой Отечественной войне, рассказов ветеранов, детей войны, тружеников тыла, семейных реликвий. А вот о военных медиках, их тяжелом труде, смелости, решительной борьбе за жизнь и здоровье каждого воина информации не так уж много, особенно мало знакома она школьникам.

В своей научно-исследовательской работе мы выделили проблему: восполнить пробел в знаниях детей о подвиге военных медиков, в частности о медиках нашего края, ушедших на войну.

Тема о Великой Отечественной войне всегда актуальна для нашего народа, очень важна для понимания значения Победы, для знания достоверных фактов, для воспитания патриотизма в молодом поколении и чувства гордости за свою страну, сумевшую преодолев столько боли и страданий не просто выжить в те годы, а победить. Победить злейшего врага, отстоять свою честь и будущее.

Цель работы: на основе сбора и анализа информации подготовить материалы для тематической телепередачи на школьном телевидении гимназии №7 г. Чехова Московской области «Военный врач. Мундир поверх халата…»

Задачи:

- изучить и проанализировать различные источники о вкладе военных медиков в Победу нашей страны в Великой Отечественной войне;

- выяснить боевой путь и медицинские заслуги медиков нашего района, ушедших на фронт и работавших в госпиталях во время Великой Отечественной войны;

- подготовить материалы для специального тематического выпуска о военных медиках минувшей войны для школьного телевидения и сайта образовательной организации.

При выполнении исследования мы использовали энциклопедическую литературу о Великой Отечественной войне, материалы учебников по истории России, специальную краеведческую литературу, документы с официальных сайтов, музеев нашего города.

Данный вопрос в целом известен военным и медицинским историкам в рамках истории нашего государства, но краеведческие материалы о работе военных медиков представлены очень скупо.

Данным исследованием мы занимались в рамках итоговых индивидуальных проектов, предусмотренных требованиями ФГОС для каждого школьника, где вклад ученика по своей теме полностью индивидуален. Работа заняла 4 месяца. Я планирую в будущем стать врачом, планирую помогать людям в любых медицинских ситуациях, поэтому тема для меня особенно интересна.

Судьбу разделив со страной и народом.

О медиках во время Великой Отечественной войны

За время письменной памяти об истории человечества прошло 16 000 больших и маленьких войн. И это всегда страшное и уничтожающее событие. Великая Отечественная война – одна из самых кровопролитных, длительных и губительных.

Подвиг людей во время этой войны был разный: в танке, где очень мало места, нужно было проводить сутки; разведка могла лежать на снегу много часов, чтобы принести сведения; а связисты обязаны были обеспечить связь и зимой, и в дождь; а медицинский персонал делал невозможное, почти не имея инструментов и обезболивающих средств. В это тяжелело время медицинские работники проявляли подлинный героизм и преданность своему Отечеству, их подвиги в военные годы неповторимы. Но разве ситуация сегодня с пандемией по всему миру не поставила наших врачей тоже в условия, работы в которых полна риска и находится тоже на грани подвига? Вероятно, это специфика профессии и людей, которые сознательно выбирают себе путь – жертвовать собой ради людей, помогать им, спасая их жизни.

Во время Великой Отечественной войне на фронте и в госпиталях трудились свыше 200 000 врачей и 500 000 средних медицинских работников. Военные медики вернули в ряды защитников Родины миллионы солдат и офицеров. Они оказывали медицинскую помощь на поле боя, под огнем противника, а если этого требовала обстановка - сами становились воинами и увлекали за собой других.

Известный полководец, маршал Советского союза Иван Христофорович Баграмян, после завершения войны, писал: «То, что сделано советской военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом. Для нас, ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика останется олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности».

В феврале 1942 г. разработана единая военно-полевая медицинская доктрина.

Генерал – полковник медицинской службы Е.И. Смирнов писал: «Важное место принадлежит организации медицинского снабжения войск. Четкая организация должна обеспечивать маневр медицинским имуществом боевого обеспечения и чем выше медицинский начальник, тем большими правами он должен располагать для осуществления маневра».

Главной задачей медслужбы была сортировка раненых, поступающих с поля боя на перевязочные пункты и оказание первой помощи. Кроме ранения бойцы получали еще шок, нервно-психическое и болевое напряжение, с этим тоже нужно было справляться.

Основной «кузницей кадров» для военно-медицинской службы являлась Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова. Военные врачи, проходившие в ней усовершенствование, и слушатели, получившие в период обучения специальные военно-медицинские знания, составляли костяк руководящего и лечебного состава медицинской службы Красной Армии. В ее стенах были подготовлены и направлены на фронт 1829 военных врачей. При этом в 1941 г. в академии было произведено 2 досрочных выпуска. Выпускники академии проявили подлинный героизм, выполняя на войне свой патриотический и профессиональный долг. 532 воспитанника и работника академии погибли в боях за Родину. С 1942 года Московский стоматологический институт восстанавливает подготовку врачей-стоматологов – хирургов, т.к. на фронте было много челюстно-лицевых ранений.

За 1941 – 1945гг. медицинскими вузами страны было подготовлено и направлено в действующую армию более 65 тыс. врачей и призвано из запаса 80 тыс. врачей.

На фронте и в тылу широкое распространение получил метод местного обезболивания, разработанный А.В. Вишневским - он применялся в 85-90% случаев. Апробация пенициллина и лечение септических процессов разрабатывалась под руководством профессора И. Г. Руфанова.

З.В. Ермольева, получила в 1942 г. первый советский пенициллин и впоследствии активно участвовавшую в организации промышленного производства антибиотиков.

Профессор А.Н. Бакулев предложил радикальную хирургическую обработку черепно-мозговых ранений с наложением глухого шва независимо от сроков оперативного вмешательства.

В годы войны наши медики вернули в строй 72,3% раненных и 90,6% больных воинов. Если эти проценты представить в абсолютных цифрах, то число раненых и больных, возвращенных в строй медицинской службой за все годы войны, составит около 17 млн человек, причем 85% возвращались в строй из фронтовых пунктов, 15% из госпиталей тыла.

Благодаря главным образом стараниям медиков в годы войны ни фронт, ни тыл не знали эпидемий инфекционных заболеваний.

Война, начавшаяся 22 июня 1941г., с первых дней выявила такие проблемы, которыми военно-медицинской службе пришлось заниматься впервые. Это не только спасение раненых, но срочная эвакуация госпиталей различного назначения на сотни тысяч коек на восток, это медико-санитарные задачи, организационные вопросы и многое другое.

Военно-медицинская служба располагала мед. подразделениями в частях, медсанбатами в дивизиях, полевыми госпиталями в армиях из расчета по одному на стрелковый корпус, гарнизонными и окружными госпиталями со складами медико-санитарного имущества.

Большие потери несла медицинская служба непосредственно на поле боя. Более 80% всех ее санитарных потерь приходилось на рядовой и сержантский состав, то есть на передовое звено, действовавшее на линии фронта. Во время войны погибли или пропали без вести более 85 000 медиков. Из них 5 000 врачей, 9 000 средних медицинских работников, 23 000 санитарных инструкторов, 48 000 санитаров и санитаров-носильщиков.

Многие первичные медицинские работники награждались за свой труд на фронте: за вынос 15 человек представляли к медали «За боевые заслуги» или «За отвагу», 25 человек - к ордену Красной Звезды, 40 человек - к ордену Красного Знамени, 80 человек - к ордену Ленина.

Герои - врачи Великой Отечественной войны. Расскажем лишь о двух из них. Но это удивительные примеры жизненной стойкости и преданности своей профессии.

С первых дней войны перед медицинскими работниками встали очень сложные задачи. Не хватало квалифицированных кадров медицинских работников, особенно хирургов, т.к. большая часть кадровых военных хирургов были мобилизованы в армию. Врачи вынуждены были работать по совместительству, не считая рабочих часов, буквально ночуя на работе. Свой опыт медики накапливали в сражениях. Летом и осенью 1941 года в городах и поселках, в санаториях и домах отдыха создавались военные госпитали. В первый год войны нужно было переместить около 2000 эвакогоспиталей. Не легко приходилось восточным областям, куда переместили эвакуированных.

Николай Нилович Бурденко

Родился в 1876 году в селе Каменка Нижнеломовского уезда Пензенской губернии, ныне город Пензенской области. Окончил земскую школу, духовное училище, духовную семинарию. Поступил в Томский государственный университет. В 1899 году Бурденко был исключен из университета за участие в студенческом революционном движении и вынужден был уехать из Томска. Проработав, почти год в колонии для больных туберкулезом детей, благодаря помощи ряда профессоров, Бурденко было разрешено вернуться в университет. Вскоре он переводится в Юрьевский университет (г. Тарту, Эстония), где по установленному порядку преподаватели и студенты выезжали на борьбу с эпидемиями. Бурденко был участником таких медицинских отрядов, участвовал в ликвидации эпидемий тифа, черный оспы, скарлатины. С начало русско-японской войны добровольцем поступил в военно-санитарный отряд. Свыше года в составе отряда участвовал в боевых действиях в Маньчжурии. Награжден солдатским Георгиевским крестом. Эти обстоятельства позволили Николаю Бурденко окончить университет только в 1906 году.

С началом Великой Отечественной Войны Николай Нилович был призван в Красную армию 1 августа 1941 года, а ведь он был уже пожилой человек. Тогда же ему было присвоено воинское звание «корпусный врач». Он назначается главным хирургом Красной Армии и много времени проводит на фронтах. Нередко для проведения сложных операций добирался до полковых и дивизионных медсанбатов. Лично произвел тысячи сложнейших операций. Организовал работу по оперативному сбору материалов о ранениях и внедрению в практику новейших способов лечения. В годы войны им создано учение о боевой ране.

Во главе бригады врачей он лично испытывал во фронтовых госпиталях новые лекарства – стрептоцид, сульфидин, пенициллин. По его настоянию эти лекарства стали применять хирурги всех военных госпиталей. Многие тысячи раненых солдат и офицеров были спасены благодаря беспрестанным научным поискам, которые всю войну проводил Бурденко.

В 1941 году при переправе через Неву академик Бурденко попал под бомбардировку и был контужен. Последствие оказались очень тяжелыми – одно за другим он перенес кровоизлияния в мозг, почти полностью лишился слуха. Ученый был эвакуирован в Омск. Однако Бурденко продолжал работать и на больничной койке. Как только наступило улучшение, немедленно вернулся в Москву и вновь приступил к поездкам на фронт.

В 1943 году Николаю Ниловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1944 году он выступил инициатором создания Академии медицинских наук СССР. На ее первом заседании в том же году Николай Нилович Бурденко был избран академиком и первым президентом этой академии. Бурденко - автор свыше 400 научных трудов, генерал – полковник медицинской службы. Заслуги Николая Бурденко перед Родиной в годы Великой Отечественной войны невозможно переоценить.

Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко

Зинаида Михайловна Туснолобова – Марченко родилась в городе Полоцке, в Белоруссии, 23 ноября 1920 года, в семье крестьянина. Детство и учёбу Зина так же прошла в Белоруссии, но по окончании семилетки, вся семья переехала вскоре в Сибирь, в город Ленинск-Кузнецк, Кемеровской области. Вскоре, в Сибири умирает её отец. Кормильца в семье не стало, и Зина пошла, работать на завод лаборантом-химиком. В 1941 году, за три месяца до начала войны, она выходит замуж за Иосифа Марченко. Началась война, и мужа призвали на фронт. Зина тут же поступила на курсы медсестёр и после окончания их тоже ушла на фронт добровольцем. Служить Зина попала в 849-й стрелковый полк Сибирской дивизии. Первое боевое крещение она получила 11 июля 1942 года под Воронежем. Бой длился трое суток. Она наравне с мужчинами-бойцами ходила в атаку и там, на месте, оказывала медицинскую помощь, старалась тут же выносить раненых из поля боя. Из трёхдневного того боя она вынесла 40 раненых.

За этот храбрый, самоотверженный подвиг, Зина была награждена орденом Красной Звезды. Затем за спасение новых 123-х раненых солдат и офицеров её наградили орденом Красного Знамени. Но трагедия её ждала ещё впереди. Последний бой с врагом для неё оказался роковым. В 1943 году полк вёл бой у станции Горшечное, Курской области. Зина металась от одного раненого к другому, но тут ей сообщили, что ранен командир. Командир – важное лицо для организации боя. Она тут же бросилась к нему. В это время немцы шли в атаку по полю. Она бежала, вначале пригнувшись, но почувствовав, что горячая волна обожгла её ногу и в сапог наполняется жидкость, она поняла, что ранена, тогда она упала и поползла. Снаряды рвались вокруг неё, но она продолжала ползти. Снаряд вновь разорвался невдалеке от неё, она увидела, что командир погиб, но рядом с ним находился планшет, где, как она знала, были секретные бумаги. Зина с трудом доползла до тела командира, взяла планшет, сумела его спрятать за пазуху, но тут вновь раздался взрыв, и она потеряла сознание.

Из госпиталя Зина, через газету, писала письма на фронт: «Русские люди! Солдаты! Товарищи, я шла в одном ряду с вами и громила врага, но сейчас я не могу больше сражаться, прошу вас: отомстите за меня! Вот уже больше года я лежу в госпитале, у меня нет ни рук, ни ног. Мне всего 23 года. Немцы отняли у меня всё: любовь, мечту, нормальную жизнь. Не щадите недруга, который пришёл незвано к нам в дом. Истребляйте фашистов, как бешеных псов. Отомстите не только за меня, но и за поруганных матерей, сестёр, своих детей, за сотни тысяч, угнанных в рабство…» Поддержка словами в то время была необходима, найти правильные слова, это важно.

Медики в Чеховском районе Московской области в годы Великой Отечественной войны

Город Чехов носит это имя с 1954 года, а до этого, основанное в XII веке поселение называлось Лопасня. Это юг Подмосковья, всегда исторически защищавший Москву от набегов различных врагов.

Из 35 000 жителей Лопасненского района 10 000 ушло на фронт в годы Великой Отечественной войны, почти половина из них не вернулась. 630 человек добровольно вступило в Лопасненский батальон народного ополчения, 242 из бойцов погибли под Москвой под Наро-Фоминском в 1941 году. Все прекрасно понимали, что через 50 км – столица, сердце Родины, которую враг будет брать всеми силами. Именно здесь, в Подмосковье и предстояло его остановить. Бои были ожесточенными, не зря говорят, что каждый сантиметр подмосковной земли полит кровью солдат, ее отстоявших.

22.02.2015 года в Музее памяти (г. Чехов) в трех залах открылась экспозиция «Медицинская служба на фронте», которая рассказывает, как в целом была организована медицинская служба в нашем районе в это время и говорит о подвигах отдельных медиков – уроженцев нашего края. Согласно статистике, смерть в госпиталях составляла лишь 6% от общего состава раненых и больных, а для этого нужно было самоотверженно трудиться всем работникам медицины днем и ночью. Мы несколько раз бывали на экскурсиях в Музее памяти.

Осенью-зимой 1941-1942 гг. в Лопасне и её окрестностях (так это близко к рубежам обороны Москвы) дислоцировались различные санитарно-медицинские учреждения 43-й Армии: банно-прачечный отряд, ветлазарет, 292-й медсанбат 17-й СД, 244-й МСБ 53-й СД (Тюфонки), Передвижной полевой госпиталь № 404 в Нерастанном. В ноябре 1941 г. Санотделом 43-й Армии была разработана схема эвакуации раненых. С передовой раненые поступали в медсанбаты в д. Тюфонки и в Лопасне, далее в передвижные госпитали и эвакопункты на ст. Столбовой, в г. Климовске, в инфекционный госпиталь в г. Подольске, на сборные эвакопункты в городах Бронницы, Воскресенск и далее в глубокий тыл по железной дороге Казанского направления.

В обязанности санитарно-медицинских учреждений входила не только медицинская помощь, но организация захоронения умерших от ран и погибших на поле боя. Больных, умерших от ран в 292-м медсанбате хоронили на территории Старого Чеховского городского кладбища примерно на полпути от церкви Зачатия Праведной Анны до нынешних ворот Старого кладбища. Бои на подступах к Москве шли ожесточенные. В 20 км от города проходил Стремиловский рубеж обороны Москвы. Враг не жалел ничего, чтобы уничтожить столицу, а с ней и всю страну. Многое узнать о лопасненцах, защищавших Родину можно в Музее памяти 1941-1945 гг. в г. Чехове. (http://музей-памяти-1941-1945.рф/text_a/t_026.htm , http://muzejpamyati.narod.ru/2015/11.htm статья о санитарно-медицинской службе района на фронте )

Военные медики не только выполняли свои прямые обязанности, но, если требовала обстановка, брали в руки оружие и воевали наравне со всеми. Начальник зубоврачебного кабинета 292-го медсанбата 17-й Стрелковой дивизии капитан медицинской службы И.В. Пышный вспоминал, что бывали случаи, когда приходилось брать в руки не только винтовку, но и пулемет. Фронтовой хирург А. С. Петрова вспоминала, что однажды, до прихода подкрепления, всему личному составу их санчасти пришлось держать настоящую военную оборону. Всех потом наградили медалью «За отвагу». Военными медиками были операционная медсестра Нина Белокопытова, медсестра фронтового госпиталя Светлана Серафимовна Гудкова, лопасненский ополченец, младший лейтенант медицинской службы Николай Алексеевич Данилов; военврач-эпидемиолог полковник медицинской службы Владимир Александрович Дементьев; хирург-ординатор, начальник медпункта сабельного батальона Николай Александрович Марков; вольнонаемная медсестра Александра Семеновна Пастушенко, фронтовой хирург Валентина Аркадьевна Пергамент, оперирующий хирург Роза Вениаминовна Равикович и многие другие.

В период Великой Отечественной войны в с. Мещерское нашего района на базе психиатрической больницы (https://www.guzmopb2.ru/ ) был организован военный эвакогоспиталь, он размещался в здании медтехникума. Через госпиталь прошло более 2310 солдат и офицеров Красной Армии. Начальником госпиталя был назначен главврач больницы, известный психиатр В.М. Банщиков. О военных медиках можно узнать в Музее Мещерского филиала Московского областного медицинского колледжа №5 (http://serpuhovmed.ru/html/museum.html ), медицинском училище сейчас – ранее медицинском техникуме.

После напряженного многочасового дежурства у постели больных и раненых, которых по несколько раз приходилось эвакуировать в бомбоубежища, медики утром отправлялись за 5-10 км в окрестные леса на заготовку дров по 150-200 кубометров для центральной котельной, обеспечивающей огромную больницу теплом, водой и электроэнергией. Кроме того, многие участвовали в строительстве оборонительных сооружений и рытье противотанковых рвов, были донорами.

Я только еще начал поиск информации о медиках нашего района в годы Великой Отечественной войны, и представляю, как много мне предстоит узнать и проанализировать. Но я уже сейчас хотел бы сделать тематическую передачу – Урок мужества «Военные медики» на нашем школьном телевидении гимназии №7 г. Чехова, репортером которого я являюсь.

3. Проект сюжета на телевизионном канале гимназии №7 г. Чехова о военных медиках

План проведения тематической передачи «Военный врач. Халат поверх мундира»

Время трансляции – октябрь-ноябрь-декабрь (в годовщины Битвы под Москвой)

Продолжительность 20 минут.

План сюжета: вступительное слово, музыкальная заставка (на фоне песен военных лет – фотографии медико-санитарной службы во время войны), рассказ о подвиге врачей во время Великой Отечественной войны, сюжет о Н.Н. Бурденко, репортаж с экспозиции о военных медиках Музея памяти 1941-1945 гг. г. Чехова, репортаж о встрече учащихся с председателем первичной ветеранской организации работников здравоохранения Чеховского района, Отличником здравоохранения СССР Адой Александровной Деминой, сюжет о выпускниках гимназии, обучающихся в данной время в Мещерском филиале Московского областного медицинского училища №5, слушающих лекции по истории медицины в Музее училища.

Приглашение к проведению исследовательских работ по семейным архивам о судьбе медиков нашего района, участвовавших в спасении и лечении воинов и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.

Заключение

В результате работы над нашей темой мы выяснили очень много интересных сведений, которые подчас не знают школьники.

Чтобы рассказать в нашей гимназии о подвиге военных медиков, врачей, медсестер, санитаров, работников госпиталей мы решили подготовить, снять и показать тематическую передачу на школьном телевидении нашей гимназии о военных медиках в годы Великой Отечественной войны в целом и о медиках, которые в нашем районе (Лопасня в годы войны) спасали жизни солдат на подступах к Москве.

Сделать такую передачу весной нам помешала пандемия и карантинный режим в образовательных организациях. Если с сентября мы начнем учиться в нормальном режиме, такую передачу мы обязательно сделаем.

В годы войны наши медики вернули в строй 72,3% раненных и 90,6% больных воинов. Разве это не подвиг? При этом особенно следует подчеркнуть, что, начиная с 1 января 1943 г. из каждой сотни пораженных в боях 85 человек возвращались в строй из медицинских учреждений полкового, армейского и фронтового районов и только 15 человек - из госпиталей тыла страны.

Поэтому труд военных медиков в годы Великой Отечественной войны по всей справедливости называется гуманным, самоотверженным и героическим.

Литература:

Бойко О.А. Энциклопедия. Герои Великой Отечественной войны. -М.: Проф-Пресс, 2019. – 96 с.

Вокруг Чехова. В 2-х томах. /Составитель Сахарова Е. – М.: РИПОЛ классик, 2018. – 319 с, 337 с.

Драбкин А.В., Исаев А.В. Великая Отечественная война. -М.: ЭКСМО, 2020. – 704 с.

Кобяков Ю.А. Лопасненская старина. Очерки истории края с древнейших времён до начала ХХ века / Ю.А. Кобяков. – М.: «Чеховский Печатный Двор»2013. – 296с.: ил

Макаров А.В. Прокин А.М. Люди и судьбы. Хроника / А.В. Макаров, А.М. Прокин.– М.: Изд. центр «Старая Бассманная», 2004. -384с.:

Прокин А.М. Колыбель и слава предков (Волость Лопасня и город Чехов) / А.М. Прокин, А.В. Макаров, Ю.Ф. Соловьев. – М.: Изд. центр «Старая Бассманная», 1998. – 360с.

Энциклопедия. Великая Отечественная война. – М.: Проф-Пресс, 2019. – 96 с.

Подвиг медиков во время Великой Отечественной войны. Статья. Министерство здравоохранения Самарской области. [Электронный ресурс] – URL https://stom163.ru/polzainfo/1055-podvig-medikov-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html Дата обращения 01.07.2020

Подвиг советских медицинских работников в Великой Отечественной войне. Статья. Территориальный центр Медицины катастроф Ивановской области. [Электронный ресурс] – URL http://tcmkio.ru/news/2479/ Дата обращения 05.07.2020

Музей памяти 1941-1945 года г. Чехова Московской области. Официальный сайт. Электронный ресурс] – URL http://музей-памяти-1941-1945.рф/text_a/t_026.htm Дата обращения 10.07.2020

Полк лекарей. Знаменитые медики во Время Великой Отечественной войны. Статья. Официальный сайт газеты «Аргументы и факты» [Электронный ресурс] – URL https://aif.ru/society/history/polk_lekarey_znamenitye_mediki_velikoy_otechestvennoy_voyny Дата обращения 15.07.2020

Опыт медицины в годы Великой Отечественной войны. Статья. Проект кафедры истории медицины Московского медико-стоматологического университета им. Евдокимова [Электронный ресурс] – URL https://www.historymed.ru/chair/memory/experience-medicine/ Дата обращения 20.07.2020

7

Просмотров работы: 284