Магия семи чудес света в Нижнем Тагиле

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка-2020

Магия семи чудес света в Нижнем Тагиле

Вакутин Е.В. 1Вакутина Е.В. 2
1МАОУ Политехническая Гимназия
2МАОУ Политехническая Гимназия
Турчанинова В.Н. 1
1МАОУ Политехническая Гимназия
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Семь чудес Древнего мира не зря получили данный высокий статус в глазах наших далеких предков и долго оставались образцами высокого искусства для поколений художников разных эпох. Вдохновляя мастеров на новые шедевры и рассказывая нам – далеким потомкам – истории войн, завоеваний, величия, верований, творческих поисков и великой любви, семь чудес света Древнего мира неслучайно были и остаются неким мировым культурным кодом, определенным общим знаменателем, на котором основана культура многих поколений человечества. В условиях нарастания напряженности на мировой арене нам очень важно вспоминать о данных – объединяющих всех людей культурно-исторических корнях. Неслучайно упомянуто слово «вспоминать», ведь в современном мире, не секрет, далеко не каждый сможет называть все семь Чудес света Древнего мира. И если взрослые люди часто забывают, путают данные шедевры культуры и архитектуры, то для детей и подростков это может стать трудной задачей. Видимо, именно такие мотивы были у устроителей снежного городка в нашем городе, выбравших тему архитектурных шедевров мира, включая семь чудес света, для своего творения. Он понравился всем жителям и гостям города.

Кроме актуализации и работы по популяризации сведений о семи чудесах света среди школьников, мы полагаем, что у нашего исследования есть еще один аспект практической актуальности, заключающийся в поиске новых тем и направлений, которые так же, как и тема «Семь чудес света Древнего мира», стали бы интересными для горожан в качестве оформления будущих снежных городков.

Считаем, что можно говорить и о социальной актуальности исследования. Мы хотим показать, что места отдыха должны быть интересными, насыщенными информацией из истории и культуры мира, России и нашего края и тем самым воспитывать посетителей. Использование в местах семейного отдыха горожан подобных тем целесообразно не только по причине улучшения качества досуга, но и потому что повышает культуру и осведомленность граждан, в первую очередь – детей, по вопросам истории и культуры.

Цель исследования – изучить применение и значение тематики «Семь чудес света Древнего мира» и перспективы в создании рекреационных зон города.

Задачи исследования:

Изучить литературу по теме исследования.

Описать историю создания, облик и значение семи чудес света Древнего мира.

Охарактеризовать снежный городок-2019 в городе Нижнем Тагиле, основанный на тематике «Чудеса света».

Выявить отношение учеников гимназии к тематике снежного городка и осведомленность учащихся по теме «Семь чудес света Древнего мира».

Разработать методические материалы для проведения мероприятий, повышающих осведомленность учащихся по теме.

Методы исследования: анализ, синтез, историко-генетический и историко-типологический, наблюдение, анкетирование, метод графического изображения данных. Достоверность результатов обеспечивается комплексом теоретических и эмпирических методов исследования.

База исследования: снежный городок г. Нижнего Тагила, МАОУ Политехническая гимназия (г. Нижнего Тагил).

Выбор и древнейшие описания семи чудес света Древнего мира

На первом этапе исследования опишем историю создания, облик и значение семи чудес света Древнего мира.

Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) – знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры. Сам выбор количества обоснован древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона [5]. Безусловно, в античном мире было множество шедевров архитектуры и скульптуры. Около 5 века до н. э. люди поставили задачу определить список семи – самых замечательных по своей красоте и величию. Легко предположить трудности, какие существовали в то время, связанные с путешествиями! Передвигаться можно было только на верблюдах или лошадях, фактически без возможности нормально отдохнуть. Но выбор семи чудес света был настолько важным делом, что люди шли на эти жертвы, и выдерживали долгие недели и месяцы в седле, чтобы осмотреть имеющиеся в разных странах чудеса, претендующие на звание мировых. Несмотря на все трудности пути великие люди, такие как Геродот, Каллимакс и другие, смогли выполнить научные исследования на хорошем уровне, фиксируя данные в документах, дополняя их фактами и доказательствами, изображениями чудес и т.д. [4]. Таким образом, «отбор» чудес происходил в соответствии с действовавшими научными принципами и с соблюдением принципа объективности!

Древние рассказы разных жанров наполнены слухами, легендами и преданиями о Чудесах света. И на сегодняшний день Семь чудес Древнего мира продолжают вдохновлять творческих людей: писателей, архитекторов, режиссеров и многих других. Да и у обывателей 21 века Семь чудес света постоянно на слуху.

Таким образом, на данном этапе исследования мы узнали, что создание перечня Семи чудес света Древнего мира было целенаправленным делом, которым озадачились еще современники данных шедевров, а знаем мы о них благодаря многим описаниям, воспоминаниям и свидетельствам современников и потомков. Тогда эта тема заинтересовала нас ещё больше, и мы решили изучать её, выходя за пределы школьной программы.

Семь чудес света Древнего мира: идеи, воплощения и потери

На следующем этапе исследования составим краткую характеристику Семи чудес света Древнего мир, проследим историю их создания.

Древнейшим из семи чудес древности является грациозная Египетская пирамида в Гизе. Кроме того, это единственное из чудес, сохранившихся до наших дней. Во времена своего создания Великая пирамида была самым высоким сооружением в мире. И удерживала она этот рекорд почти 4000 лет – до строительства Эйфелевой башни! Великая пирамида была построена как гробница Хуфу. Он был одним из фараонов, или царей древнего Египта, а его гробница была завершена в 2580 году до н.э. Пирамида Хуфу является самой большой в Гизе [6].

Следующее из семи чудес Древнего мира – висячие сады Семирамиды. Они были построены царем Навуходоносором, который правил городом Вавилоном в течение 43 лет, начиная с 605 до н.э. [5]. По легенде, висячие сады Семирамиды были построены, чтобы удивить и порадовать жену Навуходоносора, Амитис. Дочь царя Мидии вышла замуж за Навуходоносора с целью создания альянса между народами. Она пришла из зеленой, солнечной страны, и высушенная на солнце местность Месопотамии показалась ей удручающей. Царь решил воссоздать родину юной невесты путем создания искусственных гор с садами. Название происходит от неточного перевода греческого слова, которое означает не только «висеть», но «нависать» как в случае с террасой или балконом. Уже во времена Геродота построение висячих садов приписывалось легендарной покорительнице всей Азии – ассирийской царице Шамурмат (в греческом произношении – Семирамида) [3].

Единственное чудо света Древнего мира, оказавшееся на Европейском материке, – статуя Зевса Олимпийского. Она находилась в храме. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Предполагают, что статуя поднималась в высоту на 17 метров. Обнаженный до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, теплой слоновой кости, одежду – золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники – богини победы, другой опирался на высокий жезл [10].

Само строительство Храма Артемиды можно назвать чудом. Ранние деревянные здания Храма приходили в ветхость, сгорали или гибли от землетрясений, и поэтому в середине VI века до н.э. было решено построить, не жалея средств и времени, великолепное жилище для богини-покровительницы из мрамора [15]. Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Херсифрон рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих землетрясениях. Херсифрон не дожил до завершения строительства храма. Оно было закончено примерно в 450 году до н.э. Все, что сделал Херсифрон и его преемники, исчезло из-за Герострата [8]. Этот сюжет стал основой известных произведений в живописи и литературе. Так, один из замечательных спектаклей Нижнетагильского театра драмы, к сожалению, уже снятый из репертуара, посвящен именно этой легендарной личности.

А храм эфесцы решили построить вновь. Второй храм строил архитектор Хейрократ. Новый храм достигал 109 метров в длину, 50 – в ширину. 127 двадцатиметровых колонн окружали его в два ряда, причем часть колонн были резными, и барельефы на них выполнял знаменитый скульптор Скопас. Этот храм и был признан чудом света.

Современником второго храма Артемиды был Мавзолей в Галикарнасе. В строительстве и украшении их принимали участие лучшие мастера того времени. Мавсол был правителем Карии, входившей в Персидскую империю, с 377 по 353 гг. до н.э. Столицей области был Галикарнас, ставший под названием Бодрум туристическим центром в современной Турции. Мавсол сменил своего отца в качестве повелителя города и сатрапа провинции. Мавсол женился на своей сестре Артемизии. Приобретая всё больше могущества, он стал задумываться о гробнице для себя и своей царицы. Мавсол мечтал о величественном памятнике, который бы напоминал миру о его богатстве и могуществе спустя долгое время после его смерти. Мавсол умер до окончания работ над гробницей, но его вдова продолжала руководить строительством до его полного завершения, примерно в 350 г. до н.э. Гробница была названа Мавзолеем, по имени царя, и это слово стало означать всякую внушительную и величественную гробницу. Плиний утверждает, что мавзолей достигал в высоту ста двадцати пяти локтей, то есть шестидесяти метров, другие авторы дают либо большие, либо меньшие цифры [4]. Мавзолей стоял в центре города, спускавшегося к морю. Поэтому с моря он был виден издалека.

Младший современник мавзолея и храма Артемиды – Колосс Родосский – следующий шедевр, относящийся к семи чудесам света Древнего мира. Идея создать статую Гелиоса, бога – покровителя, родилась весной 304 года до нашей эры во время осады острова. Статую решили поручить изваять скульптору Харесу, ученику Лисиппа. Мастер предложил сделать Гелиоса стоящим. В левой руке он держал ниспадающее до земли покрывало, правую приложил ко лбу, вглядываясь вдаль. Такая поза не соответствовала канонам, но Харес понимал, что колосс не удержится, если бог протянет руку вперед.

Основой 36-метровой статуи послужили три массивных каменных столба, скрепленные железными балками на уровне плеч. Основания столбов были в ногах статуи и в покрывале. На высоте плеч и на поясе столбы соединялись поперечными балками. На столбы и балки крепился железный каркас, который покрыли чеканными листами бронзы [15].

Колосс был возведен на берегу гавани на облицованном белым мрамором искусственном холме. Сверкающий бог был виден за много километров от Родоса. Создание бронзового гиганта длилось около 12 лет, но простоял он, однако, всего 56 лет. В 220 до н. э. во время землетрясения статуя рухнула, не выдержав колебаний почвы. Самым уязвимым местом статуи оказались колени. Отсюда и пошло выражение «колосс на глиняных ногах».

Последнее из классических чудес Древнего мира – Александрийский маяк. Александрия, основанная в 332 году до нашей эры, раскинулась в дельте Нила. Гавань Александрии, вероятно, самая деловитая и оживленная в древнем мире, была неудобной и опасной. Чтобы обезопасить мореплавание, решено было построить маяк на острове Фарос, на подходе к Александрии [16]. В 285 году до н. э. остров соединили с материком дамбой, и архитектор Сострат Книдский приступил к работам. Строительство заняло всего пять лет. Маяк получился в виде трехэтажной башни высотой 120 метров. В основании он был квадратом со стороной тридцать метров, первый шестидесятиметровый этаж башни был сложен из каменных плит и поддерживал сорокаметровую восьмигранную башню, облицованную белым мрамором. На третьем этаже, в круглой, обнесенной колоннами башне, вечно горел громадный костер, отражавшийся сложной системой зеркал. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, такой пологой и широкой, что по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами [18]. Маяк был и крепостью, и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу. На башне находилось множество остроумных технических приспособлений: флюгера, астрономические приборы, часы [18]. Руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне.

Таким образом, на данном этапе исследования мы составили себе представление о перечне, сущности, внешнем виде и особенностях создания каждого из семи чудес света Древнего мира. Оказалось, что заслуга каждого чуда света не только в величественном виде и поразительной архитектуре. Каждое из них было очень важно для современников как символ или как необходимое в практическом смысле сооружение. До наших дней сохранились только Египетские пирамиды, которые до сих пор влекут людей своими загадками и тайнами. А также это чудо света служит визитной карточкой Египта, и стало своеобразным брендом этой страны!

Снежный городок «Чудеса света» в Нижнем Тагиле

Каждый год для ледового городка в нашем городе выбирается тема, согласно которой придумывается интересное исполнение. Например, в основу концепции строительства ледового городка 2018 года была положена театральная тематика, поскольку данный год был объявлен Годом театра в России. Основными ледовыми фигурами стали фигуры сказочных и театральных персонажей [12].

2019 год был объявлен годом культуры, поэтому темой оформления новогоднего ледового городка стали «Чудеса света» архитектуры Древнего мира и современности. В этом году главный городок расположился в трёх культурных пространствах: на Театральной площади, в сквере за Нижнетагильским драматическим театром и площади перед КДК «Современник» – и объединил самые известные сооружения архитектуры Древнего мира и современности.

Всего в центре Нижнего Тагила было смонтировано 19 скульптурных композиций. В праздничные дни тагильчане могли посетить величественный Тадж-Махал, увидеть Эйфелеву башню в иллюминации и пройтись по Великой китайской стене и, самое главное, почувствовать себя на настоящей экскурсии по Семи чудесам Древнего мира!

 

Рисунок 1. Пирамида Хеопса (здесь и далее - в ледовом городке Нижнего Тагила).

На площади Молодежи были возведены семь чудес света Древнего Мира, в том числе: пирамида Хеопса, висячие сады Семирамиды, мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и прочие. На Театральной площади разместилась выставка современных архитектурных чудес света. Отдельное пространство было посвящено московскому Кремлю, внутри которого были воссозданы изо льда современные наиболее известные и посещаемые исторические объекты, такие как: Колизей, Биг-Бэн, Тадж-Махал, Великая китайская стена, Эйфелева башня.

 

Рисунок 2. Висячие сады Семирамиды.

Проект ледового городка был создан тагильской компанией «Парад», а изваяли городок за 21 день мастера из Нижнего Тагила, Невьянска и Ижевска. На возведение этого ледяного великолепия потребовалось 1200 тонн льда, вырубленного на акватории Нижнетагильского пруда [13].

Многие учащиеся Политехнической гимназии посетили ледовый городок неоднократно, а пятиклассники получили еще и учебно-исследовательское задание – выполнить проект по истории (учитель – Турчанинова Вероника Никитична), подразумевавший поиск среди многочисленных чудес архитектуры древности и современности, представленных в ледовом городе, Семь Чудес света Древнего мира. Ребятам нужно было их найти, сфотографироваться на фоне данных скульптур, подготовить презентацию «Семь чудес света», в которой рассказать коротко о каждом из Чудес, проиллюстрировав своими фотографиями у ледяных скульптур. Выполнение этого проекта должно было расширить и углубить знания по данной теме.

 

Рисунок 3. Храм Артемиды Эфесской.

Когда мы с семьей впервые попали в ледовый городок, мы были удивлены и восхищены. Памятники, о которых мы читали в школьных учебниках, возникли перед нами как по волшебству. Большинство из них не сохранилось до наших дней, поэтому увидеть их воочию нет возможности. Но благодаря ледяным скульптурам, представленным в нижнетагильском ледовом городке, мы смогли не только их увидеть, но и потрогать, покататься с горок и вообще весело провести время среди настоящих семи чудес света Древнего мира!

 

Рисунок 4. Фаросский маяк.

Гуляя по городку, мы отметили, что детям и взрослым очень нравятся представленные объекты – они с удовольствием ходят, разглядывают их, многие дети спрашивают взрослых о том или ином объекте: что это, было ли такое сооружение в действительности, каких размеров и т.д. Стало понятно, что детям очень интересно гулять и узнавать новое, получать новые знания.

 

Знают ли современные школьники семь чудес света Древнего мира?

Чтобы ответить на данный вопрос, мы разработали и провели анкетирование, направленное на:

определение степени осведомленности учащихся о семи чудесах Древнего мира;

определение степени удовлетворенности нынешним снежным городком, выполненным в тематике чудес света;

сбор информации по интересующим подростков темам: каким они бы хотели видеть городок в следующие годы.

Для сбора необходимой информации мы разработали анкету. Анкетирование было проведено в параллелях 5-х, 9-х и 11-х классов (по одному классу с параллели). Всего было опрошено 68 человек: 5 Б класс – 25, 9 А класс – 22, 11 В класс – 21.

Вопрос № 1 звучал: Посетили ли Вы снежный городок, посвященный Чудесам света, в нашем городе? Из ответов мы узнали, что городок чрезвычайно популярен у младших подростков (87%), а чем старше ребята, тем реже посещают его (21 и 11% у 9 и 11 кл.). Мы считаем, что старшие классы мало посещали ледовый городок из-за большого объёма домашнего задания.

Вопрос № 2 звучал: Слышали ли Вы ранее такое понятие как «Семь чудес света»? Мы получили 100% ответов «Да» во всех классах. То есть тема семи чудес света Древнего мира ни для кого из ребят не показалась новой. Все ребята, независимо от возраста, ранее слышали о данном культурном феномене. Но вот сколько чудес света назовут наши респонденты?

Вопрос № 3 звучал: Какие из семи чудес света Вы помните? Ребятам предстояло перечислить известные им памятники. Ответы мы распределили в зависимости от того, сколько правильных объектов назвали ребята:

 

5 класс

9 класс

11 класс

7 объектов

65 %

9 %

25%

5-6 объектов

15 %

36 %

40 %

3-4 объекта

15 %

32 %

20 %

1-2 объекта

5 %

23 %

15 %

Проанализировав ответы респондентов, мы сделали выводы:

Пятиклассники больше всех остальных помнят названия чудес света и реже всех ошибаются. Скорее всего, это связано с тем, что ребята совсем недавно прошли эту тему в курсе истории. Для них, вероятно, это было чем-то наподобие проверочной работы. Почти все учащиеся с лёгкостью справились. Также, вероятно, сыграл свою роль ещё и тот факт, что пятиклассники (как показали ответы на первый вопрос) сумели посетить Ледовый городок даже не один раз!

Девятые классы плохо справились с заданием. Правильно были названы минимальное количество названий чудес света. Респонденты многократно допускали неточности, называя в списке не только чудеса света Древнего мира, но и популярные достопримечательности (Эйфелева башня, Колизей и т.д.). Мы считаем, что это связано с тем, что учащиеся давно проходили это по программе и уже многое забыли. Кроме того большинство из них ни разу не были в ледяном городке. Несмотря на это многие слышали о его теме и хотели бы его посетить, но не смогли и очень об этом жалеют.

Одиннадцатые классы достаточно хорошо справились с третьим заданием анкеты. Это связанно, вероятно, с тем, что многие из них повторно проходят программу курса истории для подготовки экзаменам. А также смотрят образовательные программы и читают научно-популярную литературу.

Вопрос № 4 звучал: Понравилась ли Вам идея снежного городка с тематикой «Семь чудес света»? Мы узнали, что тема семи чудес света Древнего мира ни для кого из ребят не показалась неинтересной, малоувлекательной и нестоящей внимания. Даже старшеклассники, которые сами не смогли посетить городок, высказались, что идея им очень понравилось.

 

Рисунок 5. Колосс Родосский.

Вопрос № 5 звучал: Какие еще темы Вы предложили бы для снежного городка в следующие годы? Наши респонденты предложили темы: Спорт; Наследие Нижнего Тагила; Космос; Музыка; Произведения М. Булгакова; Футбол; Компьютерные игры; Аниме; Культурные ценности; Золотое кольцо России; Великие люди современности; Сказки А. С.Пушкина; Мультфильмы; Мои любимые книги. Мы считаем, что данный перечень может дать идеи для следующих ледовых городков в нашем городе.

Вопрос № 6 звучал: Считаете ли Вы важным, чтобы снежный городок был не только местом развлечения, но и давал возможность узнать новую информацию, вспомнить историю? И вновь мы увидели единодушие наших респондентов!

 

Рисунок 6. Мавзолей в Галикарнасе.

Поскольку мы увидели с одной стороны, – интерес и неравнодушие наших респондентов к данной тематике, а с другой – наличие ошибок и неточностей в понимании учащимися Семи чудес света Древнего мира, мы подготовили методический материал по теме «Семь чудес Древнего мира» – красочную презентацию для классного часа или внеурочного мероприятия по истории, стендовую информацию для размещения в холле гимназии и красочный буклет, который должен привлечь внимание читателей разного возраста! Все эти материалы призваны повысить осведомленность учащихся по данной интересной теме.

В начальных классах нашей школы – МАОУ Политехническая гимназия (г. Нижний Тагил) мы провели тематические классные часы с викториной по семи чудесам света Древнего мира и устроили раздачу наших авторских ярких буклетов. В кабинетах классов среднего и старшего звена мы оформили красочные тематические стенды. Всем ребятам понравились наши материалы, они отметили, что им было интересно и полезно узнать эту информацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы приходим к выводу, что тема «Семи чудес света» очень актуальна в наши дни. Не смотря на прогресс и новые технологии, данные произведения искусства являются важной частью нашей истории. Это ценное наследие.

В ходе нашей работы мы внимательно изучили литературу по теме исследования и постарались полноценно описать историю создания, облик и значение семи чудес света Древнего мира. Не смотря на то, что история каждого объекта достаточно объемная мы постарались выделить самые важные, на наш взгляд, исторические моменты, чтобы Вы смогли достаточно чётко понять и представить, что же такое «Семь чудес света».

Конечно, сухих фактов и статей повествующих просто об истории не достаточно, чтобы отобразить всю магию Семи чудес света. Именно поэтому во втором пункте первой главы мы решили рассказать об интересных фактах данных объектов. При сборе информации для этого фрагмента, мы сами для себя открыли очень много интересного и загадочного, о чём не знали, даже закончив первую часть. Надеемся, что и Вы сможете, если не впервые, то ещё раз открыть для себя магию Семи чудес света.

Когда мы приступили к главе второй, то стало совершенно ясно, что нам нужно провести виртуальную экскурсию по нашему нижнетагильскому ледовому городку. Надеемся, что мы достаточно полно смогли охарактеризовать снежный городок-2019 в городе Нижнем Тагиле, основанный на тематике «Чудеса света».

Далее мы опросили учеников Политехнической гимназии и выявили отношение учеников гимназии к тематике снежного городка и осведомленность учащихся по теме «Семь чудес света Древнего мира». Все результаты вы сможете увидеть в нашей работе, а в целом можем сказать, что идея всем понравилась, даже тем, кто не смог посетить наш ледовый городок.

После опроса выяснилось, что у многих учащихся есть недочёты в знаниях из представленной нами темы. Поэтому мы разработали методический материал, презентацию, которую можно показать на классном часу или даже на уроки истории.

Значимость и новизна исследования заключается

в выявлении большого значения использования тем культуры и истории для обустройства рекреационных зон, в первую очередь – для несовершеннолетних горожан,

в разработке методических материалов для тематических классных часов для разных параллелей гимназии на тему «Семь чудес света Древнего мира»,

в предложении перспективных направлений и тем будущих снежных городков нашего города.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гонеим, М. «Потерянная» пирамида. – М.: 2009.

Замаровский, В. Путешествие к семи чудесам света. – М., 1980.

История Древнего мира: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений. Вигасин, А. А., Годер, Г. И., Свенцицкая, И. С. – М.: Просвещение, 2012.

Монусова, Е. Тайны величайших чудес света. – М., 2000.

Нерсесов, Я. Н. Семь чудес света. – М., 2009.

Целлар, К. Архитектура страны фараонов. – М .: 2007.

https://101mesto.com/kulturnoe-nasledie/sem-chudes-sveta.html

https://1chudo.ru/7-chudes.html

https://awesomeworld.ru/sozdannoe-rukami-cheloveka/7-chudes-sveta-drevnego-mira.html

https://fishki.net/1972949-kratkaja-storija-semi-drevnih-chudes-sveta.html

https://infak.ru/sem-chudes-sveta/

https://mstrok.ru/news/ledovyy-gorodok-s-chudesami-sveta-v-nizhnem-tagile-postroit-ekaterinburgskiy-predprinimatel

ntagil.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=219930 (дата обращения – 19 января 2019)

https://putidorogi-nn.ru/7-chudes-sveta/501-sem-chudes-drevnego-mira

https://www.tourister.ru/publications/475

v-spisok.ru/ (дата обращения – 16-26 января 2019)

https://en.wikipedia.org/wiki/Семь_чудес_света

http://darkbook.ru/7-chudes-sveta

Просмотров работы: 34