Математические задачи по мотивам сказок коренных народов Приамурья

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка-2020

Математические задачи по мотивам сказок коренных народов Приамурья

Власюк А.А. 1
1МБОУ СОШ с.Киселёвка Ульчского района Хабаровского края
Бывалина Л.Л. 1
1МБОУ СОШ с.Киселёвка Ульчского района Хабаровского края
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

 

Актуальность темы.

Хабаровский край, Ульчский район, нижнее Приамурье… Эти места – родные для меня. Я родилась и живу здесь. Мне нравится зелень тайги, ширь Амура, синь небес. Я долго могу, забравшись на Братскую скалу, любоваться бескрайними просторами моего родного края.

Мне приходят в голову вопросы. Какие люди населяли эти места раньше, как они жили, во что верили? Чему поклонялись? Чему учили своих детей?

Проблема. Мы живем на Нижнем Амуре, но мало знакомы с культурой коренных народов, населявших ранее эти земли.

Жаль, что мы, подростки, мало знаем об истории нашей малой родины, народах, населявших Приамурье в давние времена. Коренные народы Приамурья имели свои обычаи, свою культуру. Это отразилось в их сказках, легендах, которые передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Мне нравятся уроки литературы, русского языка, а вот математика дается с трудом. Мне захотелось не просто научиться придумывать и решать разные математические задачи, но, соединив в проекте математику и литературу, больше узнать о культуре коренных народов Приамурья.

Гипотеза: составляя и решая математические задачи по мотивам сказок коренных народов Приамурья, я не только разовью математические навыки, но и больше узнаю о культуре народов, населявших Приамурье в давние времена.

Цель проекта: составить сборник математических задач по мотивам сказок коренных народов Приамурья.

Задачи проекта:

изучить литературу по теме проекта, прочитать сказки коренных народов Приамурья;

выяснить, какие традиции и культурные ценности отражены в сказках;

придумать математические задачи на основе сказок народов Приамурья;

создать сборник задач и электронную игру-викторину для учащихся 5 - 7 классов.

В своем проекте мне хотелось показать роль сюжетных математических задач, составленных по мотивам сказок, мифов коренных народов Приамурья для повышения интереса учеников школы к прошлому родного края.

Объект исследования: сказки.

Предмет исследования: сказки коренных народов Приамурья.

Новизна данной работы заключается в том, что был составлен сборник задач и электронная математическая игра - викторина для учащихся 5-7 классов на основе сказок коренных народов Приамурья.

Практическая значимость: сборник задач и электронную математическую игру для учащихся 5-7 классов, составленных на основе сказок коренных народов Приамурья по темам: «Действия с натуральными числами», «Действия с десятичными дробями», «Действия с целыми числами», «Координатная прямая», «Степень числа, свойства степени», «Уравнения», «Проценты» можно использовать на уроках математики не только для совершенствования математических умений, но и для знакомства с некоторыми верованиями, представлениями, традициями коренных народов Приамурья.

В ходе выполнения работы были использованы следующие методы:

1) эмпирические методы – составление, решение задач по мотивам сказок коренных народов Приамурья, описание (фиксация результатов), анкетирование;

2) теоретические методы – анализ литературы по теме проекта, сопоставление содержания сказок с ценностями коренных народов Приамурья, обобщение полученных результатов, формулирование выводов.

Ожидаемый результат: составлен сборник сюжетных математических задач и игра-викторина для учащихся 5-7 классов по темам: «Действия с натуральными числами», «Действия с десятичными дробями», «Действия с целыми числами», «Координатная прямая», «Степень числа, свойства степени», «Уравнения», «Проценты»; проведена математическая игра с использованием созданного сборника, расширен кругозор о жителях, населявших нижний Амур в давние времена, их быте, обычаях, традициях, верованиях.

2. Теоретическая часть

2.1. Традиции народов Приамурья.

История Приамурья своими корнями уходит в далекую древность. Народы Нижнего Амура – нанайцы, ульчи, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы – жили в гармонии с природой. Это было обусловлено их бытом и традиционными занятиями: охотой, рыбалкой, сбором дикоросов. Коренные народы Приамурья были рыбаками, охотниками. Из природных материалов они плели сети, неводы, делали ловушки на зверя. Деревья, кустарники использовали для строительства домов, лодок, нарт, изготовления домашней утвари. Собирали травы, коренья, употребляли их в пищу, использовали в медицинских целях.

Труд был четко разделен на женский и мужской. Но при отсутствии мужчины, женщина могла и рыбачить и ходить на охоту, кроме этого она выделывала шкуры и кожи рыб, готовила, изготовляла кухонную утварь, шила одежду, заготавливала припасы на зиму. Она была хранительницей очага.

Большую роль в жизни населения играла обработка природных материалов растительного и животного происхождения - кож, шкур, кости. Использовали кожи, меха для шитья одежды, обуви, головных уборов. Умели резать по дереву. Изготавливали и орнаментировали сундучки, шкафчики, ящики для одежды, посуду. За помощью больные обращались к шаманам. У шамана были помощники тотемы или сэвэны.

В энциклопедии нашла значения непонятных для меня терминов – тотем, сэвэн. Из нескольких формулировок отобрала одну, более предпочтительную.

Тотем - существо, предмет или явление (чаще всего животные или растения), являющиеся объектом почитания (или культа) группы людей, считающих его своим покровителем и верящих в общее происхождение и кровную близость с ним.1[6]

Сэвэны представляют собой абстрагированные фигурки человека, зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся.

Сэвэны — это духи-исцелители, духи-божества, духи-хозяева местности, воды и тайги.2[12]

Религиозные верования основывалось на анимизме: небо, земля, горы, вода, тайга населялись всевозможными духами, которые могут влиять на жизнь людей.

Считалось, что человек происходит от зверя или птицы. Народы Приамурья считали, что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте; что зверь может возродиться после смерти, если не повредить его кости и череп, сохранив их; что у зверей и птиц есть свои духи-хозяева, которых надо периодически задабривать, чтобы охота была удачной.3[7]

У людей сложились обычаи и обряды поклонения добрым духам. От них зависят удача на охоте и рыбной ловле, спокойствие и благополучие семьи. Например, нивхи выделяли двух главных богов: Палыс — бог тайги и гор и Толыс — бог моря. Палыс, по мнению нивхов, живет на высокой горе, ездит по своим владениям на нарте, запряженной медведями, распоряжается всеми зверями тайги и посылает их в руки охотников. Бог моря Толыс, если добр к людям, то посылает много рыбы и морских зверей. От желания Толыса зависит судьба и благополучие рыбаков. Существовали культы тигра и медведя. Им поклонялись, почитали и боялись. Встретить тигра на тропе в лесу на охоте – к беде.

2.2. Понятия сказки, сказания.

Природа, образ жизни, верования, традиции, представления о добре, зле, нравственных ценностях народов Приамурья отразились в их фольклоре, сказках.

С помощью словарей сформулировала понятия сказки, сказания.

Сказка — один из жанров фольклора, литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.4[10]

Сказание–это прозаическое повествование с историческим или легендарным сюжетом, облеченное в литературную форму, письменную или устную. Различают мифологические (древнейшие) и исторические (более поздние) сказания. Разновидности сказания: миф, предание, легенда, быль и др.5[11]

Сказки народностей Приамурья можно разделить на сказки о животных, героические, волшебные, бытовые. Но часто в сказках всё переплетается. И волшебное, и бытовое, и героическое. В бытовых сказках высмеиваются хвастуны, злые обидчики, лентяи, обманщики. В героических сказках главными героями выступают сильные и отважные люди, охотники, воины. Помощниками человека в сказках становятся животные, силы природы, бытовые предметы, спасающие человека от разных бед.

2.3. Значение сказок в жизни коренных народов Приамурья.

В прежние времена, когда охотники и рыбаки собирались в стойбище у костра, то они раскуривали трубки и развлекали друг друга сказками, сказаниями предков. Даже и сейчас аборигены пытаются сохранить свой образ жизни. А сказания старины соединяют прошлое с настоящим. Из них мы узнаем о жизни малочисленных народов, их обычаях, традициях, верованиях.

В сказках, легендах коренных народов Приамурья живут сильные и мудрые шаманы, храбрые охотники, находчивые и смелые девушки - красавицы. В сказочном мире все наделено душой и существует в гармонии — животные, птицы, реки, скалы, деревья. Древние мифы, легенды, сказки наполняли радостью повседневную жизнь охотников и рыбаков.

В сказках народов Приамурья отражена жизнь народа со всеми ее радостями и горестями, мудростью и оплошностями, показано умение жить в согласии с природой. Уроки, которые несут в себе сказки коренных народов, ценны и в современном мире: будь милостив ко всему живому, не жадничай, бери у природы лишь самое необходимое; чти заветы предков, трудись в поте лица, не отступай перед трудностями; не совершай дурных поступков.

Сказки передавались из поколения в поколение. Сказочник был самой яркой фигурой в поселке или стойбище. Многие рассказчики и слушатели верили в то, о чем повествуется в сказке. Благодаря сказителям фольклор сохранился до появления письменности.

У нивхов и других народностей Дальнего Востока сказочники иногда излагают события коротко, заменяя описание обстановки, образы человека и животного характерными жестами и звуками. Такая форма передачи фольклора называется тылгурш. Но особым уважением пользуются рассказчики, которые действо расписывают красочно, подробно, с домыслами, всякий раз импровизируя. Про такое изложение говорят: настунд.6[13]

Своей работой хочу познакомить учеников с особенностями жизни, творчества народов Приамурья и представить их сказки, чтобы получился настунд.

Практическая часть

3.1. Задачи по мотивам сказок коренных народов Приамурья

В школьной библиотеке есть достаточно книг дальневосточных авторов, которые со слов народных сказателей записали их сказки, легенды, мифы. Прочитала сказки народов Приамурья в нескольких книгах. Это «Сказания дальневосточных аборигенов» В.Л. Туманова, «Амурские сказки» Д.Д.‎ Нагишкина, хрестоматия по дальневосточной литературе для начальной школы М.Н. Ходаковской, хрестоматия по дальневосточной литературе Г.В. Гузенко и другие. На основе сказок составила задачи по некоторым темам математики, которые изучаются в 5 – 7 классах. Все задачи решила и постаралась представить в привлекательном виде, подобрав к ним соответствующие картинки, рисунки, фотографии.

«Мальчик и тигр». Негидальская сказка.

З адача. Один охотник поставил 15 петель на соболя, каждый день в его петлю попадались по 1 соболю. Сколько соболей поймал охотник за неделю? А сколько соболей поймают 5 охотников?

Решение: 15·7=105 (всего соболей)

105·5=525

Ответ: 105, 525 соболей.

З адача. Мальчик пошёл на охоту, на него напал тигр. Мальчик полез на дерево. Тигр полез за ним, но сорвался и повис между стволом и толстой веткой.

Тигр взмолился:

-Пожалей меня, освободи.

И мальчик пожалел тигра и освободил. Тогда тигр сказал: я тебе дарю удачу. Каждый день в каждую петлю тебе будет попадать соболь, тогда как у других охотников соболя будут попадать в 20% капканов. Так и было.

Во сколько раз мальчик поймает больше соболей, чем простой охотник?

Решение: 100% : 20%=5 Ответ: в 5 раз больше соболей у мальчика.

Сказка «Мальчик и тигр» учит отзывчивости, готовности прийти на помощь в тяжелой ситуации, за добро платить добром.

«Как белка с бурундуком дружить перестали». Нанайская сказка

Задача. Белка на зиму заготовила орехи кедровые и грибы сушенные, причем грибов заготовила в 2 раза больше, чем орехов. Сколько белка заготовила орехов, а сколько грибов, если всего 105 орехов и грибов.

Р

Орехи

ешение:

 

Грибы

105

Решение: 1+2=3 (всего частей)

105:3=35(орехов)

35·2=70(грибов)

Ответ: у белки было 35 орехов и 70 грибов.

Задача. Бурундук пришел в гости к белке. Белочка радушно угощала бурундука. Жадный бурундук съел 4 гриба, а орехов в 6 раз больше, да еще взял за каждую щеку по 4 ореха. Сколько запасов съел бурундук у белочки?

Решение: 6·4=24(ореха)

4+24+8=36 – орехов и грибов.

Ответ: 36 орехов и грибов съел бурундук.

В нанайской сказке «Как белка с бурундуком дружить перестали» осуждается жадность, эгоизм, стяжательство. Показывается, что нужно быть гостеприимным, щедрым, быть готовым помочь, приветить, обогреть, накормить гостя.

«Горе-охотник». Нивхская сказка

Задача. Жил-был у матери и отца сын Тодя, был он избалованный и не уважающий людей и их труд, равнодушный чужому горю. Пошел как-то Тодя на охоту, и стал уничтожать все на своем пути, забыв закон Тайги. Он убил 4 лосих с лосятами; 20 рябчиков с птенцами; 5 зайчих с зайчатами; 8 лисиц с лисятами, 12 волчиц с волчатами, 2 медведиц с медвежатами, 20 уток с утятами. Сколько живности уничтожил кровожадный охотник?

Животные

лось

рябчик

заяц

лиса

волк

медведь

утка

Количество детенышей

1

7

6

12

5

2

14

Не выдержал Хозяин Тайги Пал Ыз бесчинства Тоди и превратил его в черного ворона. Живет разбойник в одиночку, падалью питается, людей избегает. Вот что значит Закон Тайги нарушить.

Решение. 4 ∙ 2 + 20 ∙ 8 + 5 ∙ 7 + 8 ∙ 13 + 12 ∙ 6 + 2 ∙ 3 + 20 ∙ 15= 685

О твет. 685

Н ивхская сказка «Горе-охотник» рассказывает о традициях народов Нижнего Амура соблюдать Закон Тайги. То есть добывать в тайге столько добычи, чтобы хватило на пропитание, но не уничтожать всё вокруг, не убивать детенышей зверей и птиц. Сказка учит уважать людей, сочувствовать и сострадать горю других.

В сказках народов Приамурья часто встречаются названия горных хребтов, расположенных вблизи реки Амур. Они выступают или как географические названия и в виде имен богатырей – непримиримых соперников.

Задача. Упростите выражения, применив свойства степеней, и вы отгадаете название невысокого горного хребта на юге Хабаровского края

 

а4 · а6=

а14: а6=

5)5=

7)2=

а4 ·(а3)3=

а12: а3 =

а

х

и

р

х

е

ц

а7

а25

а13

а9

а10

а8

а14

Ответ: Хехцир

Задача. Упростите выражения, применив свойства степеней, и вы отгадаете название горного хребта в Хабаровском крае, расположенного в междуречье Амгуни и Амура.

 

х3 · х5 =

х3· х3 =

х61=

х3 ·х41=

х3·х10 =

х1·х4·х5=

а

д

б

ж

л

а

х6

х5

х8

х5

х10

х13

х1·х4·х5=

а

д

б

ж

л

а

х6

х5

х8

х5

х10

х13

Ответ: Баджал

«Айога». Нанайская сказка.

З адача. Отгадайте имя девочки из нанайской сказки, которая была очень красивой, но возгордилась своей красотой, перестала трудиться. Целыми днями только любовалась собой, не помогала матери по дому и превратилась в гуся. 

 

(-15)+(-6)=

-15-(-20)=

-5+14-7=

20-(-14)-(-15)=

-12-(+8)+(-10)=

а

о

й

а

д

г

-21

2

5

-30

14

49

      Ответ. Айога.

Нанайская сказка «Айога» говорит о том, что нужно уважать родителей, помогать им. Показывает ценность труда и предостерегает от зазнайства, самолюбования. Иначе может случиться беда.

«Череп на черном камне». Нанайская легенда.

Наскальные рисунки на базальтовых глыбах около села Сикачи-Алян, что расположено недалеко от Хабаровска, изображают занятия древних людей – охоту, рыбалку, празднества. На камнях есть много изображений человеческого черепа. По этому поводу существует нанайская легенда «Череп на черном камне». Она рассказывает о представлениях нанайцев об устройстве мира. Нанайцы считали, что в древние времена на небе сияло не одно, а три Солнца и было так жарко, что скалы плавились от жары.

З адача. Решите уравнения и отгадайте имя храброго охотника, который погасил своими выстрелами два Солнца, чтобы избавить свой народ от изнурительной жары.

3х=6+2х

6х=4х+10

о

д

х

й

а

5

1

6

8

2

х+2=4-х

3х+4=14 - 2х

8+2х=16+х

Ответ. Охотника звали – Ходай.

Ходай двумя выстрелами поразил два Солнца, и на Земле стало прохладней. За это третье Солнце пустило в Ходая огненную стрелу, и человек исчез, а остался на черном камне только его череп.

Задача. Решите уравнения и отгадайте имя жены охотника, которая спасла его от гнева Солнца.

х + 23=50

х – 25=32

х - 31= - 12

4 х = 60

л

ж

у

д

ч

и

15

57

19

27

-10

-9

х – 4= - 14

6х= - 54

Ответ. Джулчи.

Джулчи решила своей гибелью искупить вину Ходая. Но Солнце – добрый бог, ему стало жалко Джулчи и он отправил её к своей сестре шаманке Амфруди – амуча. Амфруди-амуча с помощью матери жизни Амура расколдовала охотника.

Задача. Решите уравнения и отгадайте имя матери жизни Амура

5х+3=58

о

т

э

т

м

3

11

12

1

2

3х – 12х= - 27

7х-13= 5х – 11

5 - 4х= 19 – 6х

24 -4х =- 8 + 12х

О твет. Тотэм.

Амфруди-амуча с помощью матери жизни Амура Тотэм оживили Ходая. А охотник на камне отметину сделал. Так на камнях появились изображения черепа человека.

В нанайской легенде можно узнать о представлениях народа об устройстве мира, их вере в богов – бога Солнца, бога реки. Легенда рассказывает о том, что у нанайцев были шаманы, которые обладали большой силой и влиянием среди своего народа. Учит храбрости, самопожертвованию ради любимого человека.

«Женихи и железная птица». Нанайская легенда.

а

н

б

г

у

м

7,5

16

12

14

10,5

8

Задача. Найдите неизвестный член пропорции, и вы узнаете, как нанайцы называли Амур.

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

Ответ. Мангбу - нанайское название реки Амур

З адача. Решите примеры и отгадайте имя героини нанайского эпоса, которую птица Кори превратила в реку – приток Амура.

1) (0,9-0,64) : (0,12+0,28)

К. 6,25 Л. 1,25 А. 0,65

2) 1,36 - 0,61 : 0,5

А. 1,5 Н. 0,14 У. 1,4

3) 1,2∙(1,3- 1,05)

Я. 0,24 К. 0,26 Ю. 0,3

Ответ. Аню

У Амура есть приток Анюй. Это название реки - трансформировавшееся имя героини нанайского эпоса Анюʹ.

С огласно легенде к Аню посватался удэгейский силач, но железная птица Кори, предвестник беды и смерти превратила Аню и её жениха в водяные потоки, которые устремились к великой реке Мангбу (Амур).

7

6

-16

-5

-9

4

0

             

Задача. Решите примеры и отгадайте имя удэгейского силача с Сихотэ-Алиня.

Т.-3+10

С. -28:(-7)

У.0:(-3)

О.0-(-6)

М.-15:3

Р.-4 4

А.-5-4

О твет. Тормасу.

Тормасу – имя удэгейского силача, которому не было равного по силе и ловкости, но злая птица Кори превратила его в реку. Тормасу – название притока Амура.

У древних жителей Приамурья существовал культ птиц. И нанайская легенда говорит нам об этом. Птиц считали существами божественными, ведь в птиц переселялись души умерших людей. Птицы летают высоко в небе, близко к верховному богу Солнцу. Подобно людям, они живут парами и строят свои дома. В эпосе нанайцев и удэгейцев часто упоминаются фантастические существа, напоминающие колдовскими повадками Змея Горыныча и Дракона. Они в сказках появляются и исчезают, выполнив предназначенную им миссию. Это Медная птица – символ любви, света и добра и Железная птица – символ смерти, зла и насилия. Одна помогает людям, спасает от бед, другая вредит и убивает.

На расшитых орнаментами одеждах «лесных людей» - удэгейцев – особо выделяются утка Гая – знак счастья; кукушка Кэку – покровительница женщин и предсказательница будущего; орел Гяхи – спаситель от болезней и злых духов; маленькая ночная птичка Чокчи – дух удачной охоты; ворон Вали – возродитель природы. Эти птицы – частые персонажи старинных сказок.7[13]

Про этих персонажей сказок народов Приамурья мною были составлены задачи.

З

-5·(-3) + 18 – 7 =

8·(-6) - 7∙ (-4) =

(-12) :(-4)- (-21 + 9)=

адача. Решите примеры с целыми числами и отгадайте, как удэгейцы называли утку – символ счастья.

а

р

я

г

м

-20

-10

15

26

-9

Ответ. Гая

У тка Гая - символ счастья. Мне кажется, что это утка-мандаринка. Потому что именно утка-мандаринка считалась хранительницей домашнего очага, любви, поддержки и верности.

Про утку Гаю существует легенда. Она описана в книге «Сказания дальневосточных аборигенов» В.Л. Туманова. Легенда рассказывает, что очень-очень давно не существовало ни сопок, ни камней, ни единой песчинки, разливалось без конца и края море, Водились в нём рыбы, плавали гуси, лебеди, утки. Однажды утка Гая, гоняясь за проворной рыбкой, так увлеклась, что попала на очень большую глубину. И ткнулась клювом во что-то твёрдое. Отщипнула кусочек и скорее вынырнула на поверхность. Едва выпустила добычу из клюва, в море образовался остров. На нём трава начала расти, цветы появились. Обрадовалась утка, стала на этом острове жить.

За ней также стали поступать другие утки. Каждая добывала землю, которая на поверхности превращалась в островок. Островки постепенно соединялись, земля становилась такой большой, что на ней смогла вырасти тайга. В ней появились звери, в кущах деревьев загнездились птицы. Так и возникла земля.

Задача. Решите примеры с целыми числами и отгадайте, как удэгейцы называли кукушку–предсказательницу будущего.

 

– 32:8 +4 =

-54:(-6) - 18 =

-7 - 21:(-3)=

15 + 42 : (-7) =

э

а

н

к

у

- 9

-24

8

0

9

Ответ. Кэку.

К укушка Кэку – покровительница женщин и предсказательница будущего. Лишь только раздастся в тайге крик кукушки, люди с тревогой прислушиваются: какую кому накукует колдунья долгую или короткую жизнь.

З адача. Охотник, преследуя в тайге зверя, проходит 40 км в день. Сколько километров ему осталось пройти, если он прошел 55% пути? Решите задачу и вы отгадаете имя ворона, который предостерегал от беды.

Решение: 55% = 0,55

40 · 0,55 = 22 (км) прошел охотник

40 – 22=18 (км) осталось пройти охотнику.

15

Кэху

23

Гяхи

18

Вали

Ответ:18 км. Вали – так звали ворона.

Народы Приамурья с этой птицей связывали смелость, мудрость, по их мнению, ворон Вали умел наколдовать различные умения. Девушке - ворон Вали мог наколдовать умение расшивать одежды красивыми узорами, юноше – смелость, отвагу.

«Ожерелье из тигровых глаз».Удэгейская сказка.

У коренных народов Приамурья тигр является главным объектом поклонения. Для них он – могучий дух тайги, покровитель людей. Глаза тигра золотисто-желтые. Поэтому переливчатые камни желтого цвета они называют «тигровым глазом» и считают, что эти камни приносят людям счастье. В сказке «Ожерелье из тигровых глаз» рассказывается о капризной, непослушной, вздорной девочке, которая одев на себя ожерелье из «тигровых глаз», переродилась. Стала ласковой, послушной, трудолюбивой.

Задача. Решите примеры и отгадайте, какой камень удэгейцы называют «тигровым глазом»

2,3+1,7

с) 4 д) 3 к) 50

7,3+2,6-5,9

я) 9,9 б) 5 е) 4

6,3-2,5

в) 4,8 р) 3,8 г) 4

5-3,2

д) 1,8 з) 3 а) 2,8

11,6-8,31

о) 3,29 п) 8,39 б) 2,29

8,8+2,6

л) 11,4 м) 10,4 о) 12,4

1,3+6,7

ф) 7 и) 8 х) 7,7

9,8 –6,9

м) 3,9 н) 3,1 к) 2,9

О твет. Сердолик

Сердолик – камень Солнца («тигровый глаз») - приносит людям радость, делает их добрыми и трудолюбивыми.

«Храбрый Азмун». Нивхская сказка.

Задача. Решите примеры, и вы узнаете, как звали богатыря, который, чтобы помочь нивхам прокормиться преодолевает много препятствий по дороге к Морскому Старику – хранителю вод Амурского лимана.

0,034∙10

Л. 34 Б. 0,0034 Щ. 3,4 А. 0,34

2)3,8:10

А . 38 И. 380 З. 0,38 У. 0,038

3)1,36 ∙ 100

М. 136 Н. 0,136 П. 13,6 С. 1,36

4)24,08:100 ∙ 1000

А. 2,408 У. 240,8 И. 2408 Н. 0,2408

5) 5,2:100 ∙ 10

Д. 52 Л. 0,0052 С. 5,2 Н. 0,52

Ответ. Азмун.

Храбрый Азмун, чтобы обеспечить нивхам сытную жизнь, отправился на дно Охотского моря искать Морского Старика Тайрнадза, который уснул и забыл о людях, зверях. На пути Азмуну встречаются нерпа, чайка, говорящие человеческим голосом и дающие добрые советы Азмуну. Он встречает юношей, которые превращаются в касаток, девушек - тюленей.

Морской царь страшный, но добрый. Он прощает Азмуна за проникновение в подводное царство, потому что понимает, что тот думает не о себе, а о нивхах, которые голодают. Тайрнадз любит музыку.

Задача. Решите примеры и вы узнаете название губной гармошки, которую Азмун подарил Морскому Старику.

 

(2х)3 · х2=

8 · 3х3 =

30х9: 5х4=

3 ·2х4=

(2х3)4: 4х10 =

4· 2х5=

32х8:4х3 =

(3х)2: х=

6· 2х4=

а

д

б

ж

л

а

х6

х5

х8

х5

х10

х13

х1·х4·х5=

н

х

у

г

к

а

е

и

5

12х9

12х11

10х7

5

2

14х10

Ответ. Кунгахкеи.

Кунгахкеи – губная гармошка, сделанная в виде свободно колеблющегося в проёме рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дёрганием за нитку.

А змун приплыл к жилищу Тайрнадза на спине касатки, а когда увидел, что тот спит, стал играть на кунгахкеи. Хозяин морских глубин проснулся и, выслушав Азмуна, послал на Амур рыбу. В благодарность Азмун подарил Тайрнадзу кунгахкеи и показал, как на ней играть. Она гудит, жужжит. То как ветер морской, то словно прибой, то как ручей журчит, то как шум деревьев, то как птичка щебечет, то как суслик свистит. С тех пор нивхи говорят о волнении моря: «Это Морской Старик, чтобы не заснуть, на кунгахкеи играет, в подводном доме своем пляшет».

Сказка «Храбрый Азмун» отражает приметы, обряды нивхов. Например, если сети не принесли рыбы, то это дух реки не дал рыбы, забыл про народ или рассердился за что-то. И тогда нивхи «кормили» Амур. Одевали лучшие одежды, плыли в лодках, пели песни, везли угощение Амуру – кашу, юколу – сушеную рыбу, мясо сохатого.

Были у нивхов и приметы, каким вырастет малыш. Если ребенок с колыбели схватил стрелу или весло, то будет богатырем, не будет бояться ни врага, ни работы.

Сказка «Храбрый Азмун» показывает уважение народов Приамурья к человеческой смелости, отражает любовь к родной земле, говорит, что на память в своем народе имеет лишь тот, кто оставил после себя след добрых дел.

«Семь страхов». Удэгейская сказка.

В сказке «Семь страхов» осуждается трусость. Из-за своей трусости Индига на охоте потерял брата Соломдигу.

21

Медведь

10

Тигр

9

Змей

Задача. Найдите значение выражения, и вы отгадаете, кто похитил Соломдигу.

7,98 : 3,8 + (8,59 - (4 - 3,7) ∙ 2,3) =

Ответ. Тигр.

Тигр унес Соломдигу. А Индига испугался и не пришел ему на помощь.

И ндиге с заячьи сердцем не давались ни птицы, ни звери, все осуждали его. Индига решил найти «сердце мужчины» и спасти своего брата.

З адача. Во время долгого пути в поисках пропавшего брата Индига преодолел много препятствий. Через три ручья перешел. Переправился через кипящую реку. Через три ручья перепрыгнул, через три сопки перелез. Прошел через тигриное стойбище. Затем три ручья перепрыгнул, три сопки перешел, три реки миновал. Через страшный лес с деревьями до неба пробрался. А после него шесть ручьев перепрыгнул, шесть сопок перелез, шесть рек перешел Индига. Болото с трясинами преодолел, а своей смекалкой, изворотливостью перехитрил духа болота Боко. Дальше пошел. Девять ручьев перепрыгнул, через девять сопок перелез. Встретил страшного огнедышащего змея, но перехитрил его. Девять ручьев Индига перепрыгнул, девять сопок перешел, девять озер, девять лесов прошел. Через живые камни прошел, злого горного человека Какзаму смекалкой одолел. Опять в путь двинулся. Один ручей перепрыгнул, три сопки перешел, шесть озер обежал, девять лесов прошел.

Вопрос. Сколько всего ручьев, сопок, рек, озер, лесов преодолел Индига в поисках брата?

Ответ.

Ручьев

3 + 3 + 3 + 6 + 9 + 9 +1 = 34

Сопок

3 + 3 + 6 + 9 + 9 + 3 = 33

Рек

1 + 3 + 6 = 10

Озер

9 + 6 = 15

Лесов

1 + 9 + 9 = 19

Сказка «Семь страхов» учит бесстрашию, упорству в достижении цели, показывает, что народы Приамурья ценили твердую волю, достоинство, силу и красоту характера.

В сказке «Семь страхов» показываются верования удэгейцев. Говорится, что удэгеец «на камень глядя, каменного человека видел; на медведя глядя, думал - таежного человека видит; на рыбу глядя, думал – водяного человека видит; на дерево глядя, думал – древесного человека видит». То есть удэгейцы всё вокруг считали живым, всё очеловечивали.

«Мыргы». Ульчская сказка

П ришла к ульчам беда. Появился трёхглавый змей — дябда: глаза его, как угли, горят, изо ртов огненные искры сыплются. Людям плохо жить стало. Выйти из дома нельзя — дябда унесёт, поехать на рыбалку нельзя — дябда убьёт, пойти на охоту нельзя — дябда задавит. Несчастье нависло над людьми. Но храбрый богатырь сразился с мучителем, и как не сопротивлялся дябда, срубил ему все три головы.

Задача. Найдите значение выражений, и вы отгадаете имя храбреца.

   

Е

32

 

Ы

4

 

М

8

 

Г

2

 

Р

16

О твет. Мыргы.

Сказка учит любви к родной земле. Мыргы от деда получил меч, чтобы смело сражался в бою, мать повесила сынуна шею в мешочке прядь седых волос, чтобы был бесстрашным в бою. Люди стойбища принесли по горсти земли, зашили в мешочек, повесили ему за пояс, чтобы помнил свою родину в бою. Обвязал себя Мыргы в девять слоев старой сетью. Все это помогло Мыргы одержать победу над злом.

«Сказка о смелой девочке Носке». Ульчская сказка

Однажды недалеко от одного стойбища поселилась страшная великанша Калдяму. Это тревожило людей стойбища. Но умная и смелая девочка Носка, не только напугала великаншу и заставила её уйти далеко, но и помогла избавиться от хитрых и злых людей, обманывавших жителей стойбища. Р ешите задачу и вы узнаете, кто кроме торговца обманывал жителей стойбища.

Задача. Торговец Ван Тао купил у многодетного Донску пушнину за 5 рублей, а продал за 155 рублей. Какую прибыль (в процентах) получил торговец?

30%

3000%

300%

31%

Купец

Шаман

Злой дух

Змей

Ответ. Торговец получил 3000% прибыли.

Хитрый шаман помогал ему обманывать жителей стойбища. Смелая девочка Носка руками великанши Калдяму расправилась с обманщиками – торговцем и шаманом. Великанша унесла их за девять сопок, за сорок морей и бросила на съедение голодным зверям.

Сказка «Смелая девочка Носка» учит доброте, состраданию (Носка кормит и поит маленького Калдямушку), противостоянию злу (борьба с великаншей), обману (девочка помогает сородичам освободиться от шамана и торговца)

В ульчских сказках встречается устаревшее название этого народа.

Задача. Расшифруйте устаревшее название ульчей. Для этого впишите буквы, соответствующие данным координатам.

 

 

А

     

 

М

     

 

Н

Н

 

 

У

   

 

Н

   

 

Ы

     

 

Т

Т

 

Г

           
                       

 

О

                               
               

 

-2

-2

                                       
                                                         

-3,5

 

1

 

-0,5

 

2,5

             

Ответ. Мангуны.

Название «ульчи» было официально принято только в 1926 году. До этого использовали устаревшее «ольчи» и «мангуны». Сам себя этот народ называет «ульчи» или «нани», что означает «местные», общее самоназвание для целого ряда народов Приамурья.

Задача. Расшифруйте название одной из народностей Приамурья. Для этого впишите буквы, соответствующие данным координатам.

0,46

0,58

0,52

0,64

0,72

0,42

0,66

0,54

               

Ответ. Удэгейцы

Удэгейцы считали своими мифологическими предками медведей и уссурийских тигров. Верили, что земля — это огромный дракон, лежащий на водной глади. Сегодня удэгейцы практически утратили традиционные промыслы, однако бережное отношение к природе и национальное самосознание сохранили.8[14]

Выводы.

В ходе работы над проектом было прочитано порядка двадцати сказок, легенд, сказаний народов Приамурья. Это негидальские, нанайские, нивхские, удэгейские, ульчские сказки.

На основе сюжета сказок было составлено двадцать пять математических задач на действия с натуральными числами, десятичными дробями, целыми числами; задачи на проценты, на свойства степени, пропорции, решение уравнений, на определение координат с помощью координатной прямой.

Проанализированы прочитанные сказки, сделана попытка определить в сказках народов Приамурья их традиции, верования, духовные ценности.

Результаты анкетирования «Сюжетные математические задачи для расширения знаний о народах Приамурья».

Составив задачи по мотивам сказок народов Приамурья, решила познакомить с ними учеников 5 – 7 классов. Для этого создала презентацию в формате телевизионной игры «Своя игра». Распределила задачи по категориям: «Степени», «Текстовые задачи», «Примеры» (на действия с дробями), «Уравнения». Добавила категорию «Анаграммы». Затем провела игру для ребят распределив их на три смешанные разновозрастные команды. Ученики придумали сами названия своих команд («Ульчи», «Нивхи» и «Лукошко» - по названию хрестоматии по дальневосточной литературе). Игра получилась живая, динамичная, практически все задачи были решены. Большинство участников проявило к ней интерес.

У частники игры ответили на вопросы предложенной им анкеты.

Оказалось, что 53,3% опрошенных не любят читать сказки, а 46,7% нравится читать сказки.

Больше всего человек знают сказку «Семь страхов» - 71,4% и «Храбрый Азмун» – 57%.

Н е понравилось решать сюжетные задачи только 6,7% участников. Большему количеству опрошенных участников игры (60%) понравилось решать задачи, составленные по мотивам сказок народов Приамурья. 33,3% сказали, что не все задачи им понравилось решать. Это были преимущественно ученики 5 класса. Они на уроках математики еще не изучили все темы, по которым были составлены задачи, поэтому часть задач не могли решить.

Б ольше всего ребят ответило, что сказки народов Приамурья учат смелости, отваге (92,3%), уважению старших (69,2%), любви к родному краю (61,5%), трудолюбию (46,2%), доброте, состраданию, честности, щедрости, отзывчивости.

Решая задачи по мотивам сказок народов Приамурья, ребята отметили, что они узнали много нового. Что ульчи в прежние времена назывались мангунами, река Амур – Мангбу. Что Хехцир, Баджал - горные хребты Хабаровского края, а в легендах нанайцев говорится о том, как возникли эти названия. Ребята сказали, что узнали новые для себя слова, новые сказки и легенды коренных народов Приамурья. По отзывам ребят поняла, что им было интересно, игра им понравилась.

Заключение

Работая над проектом, читала сказки коренных народов Приамурья, училась составлять на их основе математические задачи по разным темам, решала составленные задачи. Я не только совершенствовала свои вычислительные навыки, но и узнавала о культуре народов, населявших Приамурье в давние времена.

Поняла, что обычаи, традиции и культура народов сохраняются через сказки, легенды. В нанайских, ульчских, удэгейских сказках добро всегда борется со злом. Сказки говорят: «Поделись куском с голодным, помоги слабому, дай приют бездомному. Соблюдай обычаи своих отцов». В сказках осуждаются бездельники. Они обязательно будут наказаны, изгнаны из рода и превратятся в птиц, как в сказке «Айога», «Горе охотник». Нет места в родовой общине трусам. Поэтому герой, как в сказке «Семь страхов», проходит множество испытаний, чтобы обрести мужество и храброе сердце. Легенды и сказки народов Приамурья предостерегают от неверных поступков, учат не нарушать законы природы, быть добрыми, честными, справедливыми, преданными. Сказки отражают представления людей об устройстве мира, их веру в богов, духов, любовь к родной земле.

Мне запомнились некоторые высказывания из прочитанных сказок. «Смелому никакая беда не помеха. Смелый сквозь огонь и воду пройдет – только крепче станет. О смелом и храбром долго люди помнят». Это слова из нивхской сказки «Храбрый Азмун». В сказке «Храбрый Азмун» старый нивх Плетун говорит: «Родная земля силу человеку дает». «Друг за друга держитесь. Одному плохо станет – пусть другой поможет. В одну сторону оба глядите» - такой наказ дает отец своим сыновьям в удэгейской сказке «Семь страхов».

Уверена, что нельзя забывать своих предков, свой народ. Если мы не будем уважать моральные нормы, относиться уважительно к тем, кто жил до нас, мы перестанем быть единым, культурным народом.

Образовательные результаты работы над проектом:

Прочитала ряд сказок легенд народов Приамурья.

Научилась составлять на основе сказок математические задачи по темам математики 5 – 7 классов.

Решила составленные задачи.

Упрочила свои знания по математике.

Поняла, что обычаи, традиции и культура народов сохраняются через сказки, легенды.

Продуктовые результаты работы над проектом:

Составлен сборник сюжетных математических задач.

Составлена игра-викторина для учащихся 5-7 классов.

Проведена математическая игра с использованием созданного электронного ресурса.

Проведено анкетирование среди учеников 5 – 7 классов, результаты представлены в диаграммах.

Список литературы.

Гудан Е.П. Нивхские сказки на русском, нивхском и ульчском языках. – Хабаровск: КГУП «Хабаровская краевая типография», 2011. – 112 с.

Дальневосточные писатели. Нагишкин Д.Д.‎ «Амурские сказки» (https://www.sites.google.com/site/dalnevostocnyepisateli/nagiskin-d-d/-amurskie-skazki)

Лукошко: Хрестоматия по дальневосточной литературе: 2 класс/ Сост. М.Н. Ходаковская; худож. С.А. Чешкин - Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2008. – 336с.

Лукошко: Хрестоматия по дальневосточной литературе: 3 класс/ Сост. М.Н. Ходаковская; худож. С.А. Чешкин - Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2009. -224с.

Народы Приамурья. (http://katanga-evenki.blogspot.com/2012/04/blog-post.html)

Новейший философский словарь. А.А.Грицанов. - Минск: Книжный Дом. 1999. (https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/1235/%D0%A2%D0%9E%D0%A2%D0%95%D0%9C)

Праздники Дальнего Востока (https://vuzlit.ru/23337/traditsionnye_prazdniki_dalnego_vostoka)

Сказочные истории Приамурья (http://геоамур.рф/sources/cultural/cultural-x=036.php)

Словарь нанайско - русский, русско - нанайский. Пособие для учащихся начальной школы. Оненко С.Н. 1982-312с.

Сказка. Материал из Википедии — свободной энциклопедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0)

Словарь литературоведческих терминов (https://literary_criticism.academic.ru/351/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5)

«Словесница Искусств» региональный культурно-просветительский журнал (https://www.slovoart.ru/node/1052)

Туманов В.Л. Сказания дальневосточных аборигенов: кн. Для доп. Чтения в 5-7 кл. – СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2006. -120с.

Удэгейцы — лесные люди или потомки уссурийского тигра (https://travelask.ru/articles/udegeytsy-lesnye-lyudi-ili-potomki-ussuriyskogo-tigra)

Хрестоматия по дальневосточной литературе: 5 класс/составитель Г.В. Гузенко - Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2011.– 256 с.

Человек и природа в архаической религии: Духи-хозяева природы у народов Нижнего Амура и Сахалина (http://gmir.ru/exposition/vera/vera_sibir/?action=show&category=148&id=2937)

1 Новейший философский словарь. А. А. Грицанов. — Минск: Книжный Дом. 1999.

2 «Словесница Искусств» региональный культурно-просветительский журнал

3 Праздники Дальнего Востока

4 Сказка. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

5Словарь литературоведческих терминов

6Туманов В.Л. Сказания дальневосточных аборигенов

7 Туманов В.Л. Сказания дальневосточных аборигенов

8 Удэгейцы — лесные люди или потомки уссурийского тигра

Просмотров работы: 27