Введение
Страхованию посвящено множество книг, статей, работ, исследований. К сожалению, в наше время многих граждан нельзя назвать знатоками в области страхования, что делает их довольно легкой добычей для мошенников. Это влечет за собой недоверие к данной системе. Таким образом, изучение страхования является очень и очень актуальным, не в последнюю очередь потому, что решает проблему доверия.
Исследование, проведенное в рамках данной работы, посвящено автострахованию, а точнее, тому, в пользу какого вида страхования склоняются российские автовладельцы и почему.
Объект исследования: страхование транспортных средств гражданами Российской Федерации.
Предмет исследования: страхование транспортных средств преимущественно по системам КАСКО и ОСАГО.
Цель: составить задачи, которые могли бы войти в ОГЕ и ЕГЭ по математике, при этомвыявив достоинства и недостатки существующей системы автострахования в первую очередь с точки зрения среднестатистического страхователя; сделав выводы, предположить, что могло бы сделать тот или иной вид автострахования более популярным.
Задачи:
Изучить материал на официальных сайтах страховых компаний, составить анкету для выявления предпочтений автовладельцев на основе полученных сведений.
Провести анкетирование и проанализировать его результаты, сделать выводы.
Обосновать, полезно ли знакомить школьников с вопросами страхования на уроках математики, составив новые задачи, которые пригодились бы им при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
1. Каско или ОСАГО
Как было сказано во введении к работе, практическая часть работы посвящена автострахованию. В связи с этим, хотелось бы сказать несколько слов об автостраховании.
Как известно, в России существует два вида автострахования: Каско и ОСАГО. Конечно, можно выделить и подвиды, например, полное и неполное Каско, но пока что не будем об этом.
С 1 июля 2003 года в силу вступил закон об обязательном автостраховании гражданской ответственности, то есть об ОСАГО. С этого момента страхование гражданской ответственности, наступающей при ДТП (дорожно-транспортном происшествии) стало обязательным, а без полиса ОСАГО прохождение техосмотра и постановка автомобиля на учет стали невозможными. На самом деле, полис ОСАГО очень полезен, т.к. при ДТП в случае вашей вины страховщик возместит ущерб пострадавшей стороне, причем количество страховых случаев не ограничивается ничем. Однако стоит учесть, что полномочиями страховать гражданскую ответственность владельцев транспортных средств имеют право только компании-члены Российского Союза Автостраховщиков, так что при заключении страхового договора на это следует обращать внимание, чтобы не попасть в сети мошенников.
Что касается Каско, то это уже добровольное страхование транспортных средств от хищения, угона, ущерба, причем то, от чего именно нужно застраховать автомобиль, выбираем мы сами. Основное отличие Каско от ОСАГО заключается в том, что страхуется само транспортное средство, а не гражданская ответственность или что-то еще.
Как было сказано, полис Каско может защищать от хищения, угона, ущерба, причем, как правило, вы можете выбрать одну, две или все три нужных вам позиции. Говорить о том, что гарантирует Каско и на каких условиях очень сложно, так как в условиях, предлагаемых разными компаниями, существуют определенные различия, т.е. единых правил, стоимости и механизма вычисления стоимости (как для ОСАГО) для Каско не существует. Поэтому ограничимся общим пониманием этих понятий, и приступим непосредственно к практической части.
2. Задачи на тему «Автострахование» в формате задач для ЕГЭ
Для любого школьника ЕГЭ (Единый Государственный Экзамен) является событием важным, волнующим, требующим серьезной подготовки. Подготовка эта занимает месяцы, а то и годы. Стоит ли тратить их на повторение и изучение того материала, который, скорее всего, не пригодится в жизни? Скорее всего, нет.
Наверное, именно поэтому в ЕГЭ по математике задание №12 посвящено решению задач, которые не только помогают оценить знания ребят, но и дают им знания об окружающем мире, о мире людей, торговых отношений. На мой взгляд, в данном разделе страхование должно играть одну из ключевых ролей, ведь с ним мы сталкиваемся повсеместно. В конце концов, для того, чтобы не попасть впросак при заключении страховых договоров, нужно не только знание законов, но и элементарное знание математики и ее механизмов.
Исходя из подобных соображений, были составлены три задачи, которые могут показаться простыми, но на самом деле таковыми не являются, так как требуют внимания и логического мышления. Кроме того, они выполняют одну из главных задач задания №12, а именно знакомят с механизмами окружающих нас социума и торговых отношений, говоря точнее, с некоторыми механизмами страхования. Ко всему прочему, эти задачи позволяют проверить умение выпускника понимать, что именно требуется от него в данном задании, умение работать с процентами, с дробями (как с правильными, так и со смешанными числами), умение работать с таблицами.
Задача №1
На 6 мес., руб |
На 1 год, руб |
Дополнительные условия |
|
1 |
24570 |
2 6 месяцев – 23% |
– |
2 |
28440 |
2 6 месяцев – 28,5% |
Скидка 5% от стоимости полиса для водителей с 20-летним стажем вождения |
3 |
33288 |
2 6 месяцев- 35% |
Скидка 10 % от стоимости страхового полиса для владельцев транспортных средств с установленной системой спутниковой сигнализации |
В таблице приведены стоимости страховых полисов Каско в трех различных компаниях на 6 месяцев. Известно, что стоимость годичного страхового полиса в каждой компании на некоторое число меньше стоимости двух шестимесячных полисов в той же компании. Это число указано в таблице в виде некоторого количества процентов от стоимости двух шестимесячных страховок. Кроме того, в двух из трех компаний предоставляются различные скидки, условия которых также приведены в таблице. Опираясь на имеющиеся данные, ответьте на вопрос: «Какую наименьшую сумму придется заплатить за страховой полис Каско владельцу машины, оборудованной спутниковой системой сигнализации, если водительский стаж автовладельца составляет 25 лет?»
Примечание: указанные стоимости страховых полисов являются приблизительными реальными стоимостями страховых полисов в компаниях: Ингосстрах (в задаче фигурирует как компания №1), Росгосстрах (компания №2 в задаче), РОСНО (компания №3 в задаче). Дополнительные условия реальности не соответствуют.
Решение:
I Вычислим стоимость годичного полиса в каждой из трех компаний.
В первой компании (в рублях):
1) (руб) – двадцать три процента от стоимости двух шестимесячных полисов
2) (руб) – стоимость годового страхового полиса в первой компании
Во второй компании (в рублях):
1) (руб) – двадцать восемь с половиной процентов от стоимости двух шестимесячных полисов во второй компании
2) (руб) – стоимость годичного полиса во второй компании
В третьей компании (в рублях):
1) (руб) – двадцать три процента от стоимости двух шестимесячных полисов в третьей компании
2) (руб) – стоимость годичного полиса в третьей компании
II Произведем корректировку стоимости годичной страховки для второй и третьей страховых компаний с учетом дополнительных условий.
В условии сказано, что водительский стаж владельца составляет 25 лет, значит, во второй компании ему будет предоставлена скидка в размере 5% от стоимости всего страхового полиса:
1) (руб) – пятипроцентная скидка
2) (руб) – итоговая стоимость годичного страхового полиса в третьей компании
По условию автомобиль оборудован спутниковой системой сигнализации, значит, в третьей компании владельцу предоставят скидку в размере 10% от стоимости всего страхового полиса:
1) (руб) – десятипроцентная скидка
2) (руб) – итоговая стоимость годичного страхового полиса в третьей компании
III Сравним полученные итоговые стоимости страховых полисов.
– сравнение стоимостей полисов в первой и второй компаниях
– сравнение стоимостей полисов во второй и третьей компаниях
–сравнение стоимостей полисов в первой и третьей компаниях. Таким образом, наименьшая сумма, которую придется заплатить автовладельцу, равна 37837,7 рублей.
ОТВЕТ: 37837,7 рублей
Задача №2
Известно, что машина стоила 1.281.976 рублей, но ее износ составлял 17%, поэтому, когда автовладелец пришел в страховую компанию, он узнал, что страховая стоимость его автомобиля равна 1.064.040,08 рублей. Выходя из здания страховой компании, автовладелец встретил своего друга, у которого такая же машина. Друг сообщил, что страховая стоимость его транспортного средства составила 929.432,6 рублей. Выведите механизм вычисления страховой суммы ТС. Ответьте на вопрос: «Чья машина изношенней и на сколько процентов?»
Решение:
Выведем механизм вычисления страховой суммы ТС.
Предположим, что страховая стоимость машины (СС) вычисляется по формуле: исходная стоимость ТС (ИС) - износ (И)=СС. Проверим, получатся ли при этом стоимость, совпадающая с данной в условии.
1) (руб) – в эту сумму оценивается износ данного ТС
2) (руб) – страховая сумма данного ТС
Полученный результат совпал с данным в условии, таким образом, наше предположение насчет механизма вычисления верно.
Вычислим процент износа машины друга.
Если СС=ИС-И, то И=ИС-СС
Тогда для машины друга:
1) (руб) – в эту сумму оценивается износ машины друга
2) – износ машины друга в процентах
Ответим на вопрос, поставленный в задаче.
1) , значит машина друга изношенней
2) –машина друга изношенней на 10,5 процентов.
ОТВЕТ: ИС-И=СС; машина друга изношенней на 10,5%
Задача №3
Стоимость ОСАГО вычисляется по определенному алгоритму и стоимостям, единым для всех страховых компаний. Известно, что за основу берется базовая тарифная ставка (БС). Для автомобиля класса В, которое используется как такси, ставка составляет 2965 рублей. Для автомобилей, которые планируется использовать в качестве личных ТС базовая ставка в раза дешевле. Далее приведены коэффициенты, по которым производится расчет:
I. Коэффициент территории ( Кт)
Место жительства собственника ТС |
Коэффициент для ТС |
Москва |
2 |
Санкт-Петербург |
1,8 |
Московская область |
1,7 |
Ленинградская область, Архангельск, Казань, Кемерово, Копейск, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Новокузнецк, Пермь, Сургут, Хабаровск, Челябинск, Ханты-Мансийск, Якутск |
1,6 |
II. Коэффициент, зависящий от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению ТС (Ко):
1) количество водителей ограничено – 1,0;
2) ограничения по количеству водителей нет – 1,8.
III.Коэффициент стажа и возраста водителей(Квс):
1) возраст водителя до 22 лет включительно, стаж до 3 лет включительно – 1,8;
2) возраст до 22 лет включительно, стаж свыше 3 лет – 1,6;
3) возраст старше 22 лет стаж до 3 лет включительно – 1,7;
4) возраст старше 22 лет стаж свыше 3 лет – 1,0.
IV. Коэффициент мощности двигателя(Км):
1) до 50 л.с. включительно – 0,6;
2) от 51 до 70 включительно – 1,0;
3) от 71 до 100 включительно – 1,1;
4) от 101 до 120 включительно – 1,2;
5) от 121 до 150 включительно – 1,4;
6) от 151 – 1,6.
V. Класс страхования или Коэффициент “бонус-малус”(Кбм):
Класс на начало годового срока страхования |
3 (первый год страховки) |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Коэффициент |
1,0 |
0,95 |
0,9 |
0,85 |
0,8 |
0,75 |
0,7 |
0,65 |
0,6 |
0,55 |
0,5 |
Примечание: в данной таблице указаны коэффициенты для водителей, по вине которых не было страховых выплат. Класс страхования присваивается следующим образом: при заключении страхового договора присваивается 3-й класс, если за год не было сделано страховых выплат по вине автовладельца, присваивается 4-й класс и т.д. Класса, выше, чем 13-й, не существует.
Задача: определите стоимость ОСАГО для сорокалетнего владельца машины класса В, которую он собирается использовать для личных целей, живущего в Москве, управляющего машиной единолично, учитывая, что машину он водит с 1996 года (в этом (1996) году получил права), первый страховой договор ОСАГО он заключил через год после получения водительского удостоверения, и все эти годы ни разу не попал в аварии, т.е. страховых выплат произведено не было. Мощность двигателя его машины составляет некоторое число, в раз меньшее базовой тарифной ставки для его же автомобиля.
Решение:
Вычислим БС для автомобиля, который планируется использовать для личных целей:
(руб) – БС для личного ТС
Выберем нужные коэффициенты, опираясь на таблицы и данные условия:
Кт: 2, т.к. автовладелец живет в Москве;
Ко: 1, т.к. управлять машиной владелец будет единолично;
Квс: 1, т.к. возраст водителя свыше 22 лет ( ), стаж больше 3 лет ( (лет) – стаж водителя к 2011 году);
Км: 1,1, т.к. мощность двигателя равна 95 л.с. ( (л.с.) – мощность двигателя);
Кбм: 0,5, т.к. первый договор ОСАГО был заключен автовладельцем 14 лет назад ( ), страховых выплат по его вине не было, а 13-й класс страхования присваивается на 11-й год страхования или, иначе говоря, через 10 лет после заключения первого договора ( )
Вычислим стоимость ОСАГО:
ОСАГО=БС Кт Ко Квс Км Кбм
На основании п. I и II подставим значения БС и коэффициентов в вышеуказанную формулу:
ОСАГО= (руб)
Т.о. итоговая стоимость ОСАГО для автомобиля, описанного в условии задачи, равна 2161,5 руб. ОТВЕТ: 2161,5 руб.
3. Каско или ОСАГО? Исследование предпочтений автовладельцев
В рамках данного проекта было проведено анкетирование среди автовладельцев с целью выяснения, какие виды страхования предпочитают те или иные категории населения, какие недостатки они видят в выбранных видах автострахования, часто ли им приходится ею пользоваться. Для проведения анкетирования из всего числа автовладельцев было отобрано 24 человека. Опрашивались преимущественно знакомые. Однако по возможности выбирались люди разного возраста, профессий, уровня благосостояния. С полной версией анкеты, предложенной опрашиваемым, можно ознакомиться в Приложении 1.
Вы владеете отечественным ТС или иномаркой?
Из 24 опрошенных девять человек владеют отечественным ТС, остальные – иномарками. В случае с иномарками, объясняющим их популярность, скорее всего стало наиболее оптимальное соотношение цены и качества, ВАЗ же просто является основным производителем российских ТС.
Данный результат был предсказуем, так как в наше время отечественный автопром не пользуется доверием у покупателей, к сожалению, небезосновательно. Таким образом, основная масса автовладельцев стремится к обладанию иностранным ТС.
Марка и модель вашего автомобиля?
Данный вопрос был задан, чтобы позже была возможность проверить, насколько точно автовладельцы указали цену своего автомобиля. Итак, из диаграммы видно, что больше всего было машин марок ВАЗ. Остальных же оказалось по одной модели. Возможно, это произошло случайно, так как опрошены были только некоторые мои знакомые, а не все автовладельцы села Подовинное.
«Возраст» вашего ТС.
Обычно, чем «моложе» ТС, тем меньше риск поломки, но, в то же время «молодое» ТС с большей вероятностью привлечет к себе внимание злоумышленников. Большую часть составляют машины, возраст которых 10 и более лет, то есть, если следовать той логике, что описана выше, риск того, что машина пострадает от действий злоумышленников, меньше, чем риск того, что она поломается. Стоит еще раз отметить, что такие расчеты очень приблизительны, так как надежность ТС определяет отнюдь не только ее «возраст».
Стоимость вашего ТС в рублях. Внимание! Нужно указать стоимость НОВОЙ машины.
Этот вопрос имеет непосредственное отношение к одной из целей, а именно, выяснению, что популярней: Каско или ОСАГО? Известно, что Каско стоит дороже ОСАГО, защищает сам автомобиль. Соответственно, приобретать полис Каско следует владельцам ТС, повреждение которых может нанести весомый ущерб по бюджету владельца, проще говоря, владельцам довольно дорогих ТС. Посмотрим, как много потенциальных покупателей полиса Каско было среди опрошенных. Итак, потенциальных владельцев Каско довольно много, так как машины стоимостью от 500 тысяч рублей так же можно отнести в разряд «довольно дорогих».
Кроме этого стоит отметить, что из опрошенных один человек (так как насчет стоимости автомобилей, купленных несколько лет назад, точных данных нет) не знает, даже приблизительно, сколько стоит его автомобиль. Из этого можно сделать вывод, что владельцам автомобилей следует внимательней относиться к знанию цены, модели, марки автомобиля, так как все эти факторы играют немаловажную роль в формировании стоимости страхового полиса. Соответственно, незнание может привести к тому, что человек с большей вероятностью станет жертвой мошенничества, недобросовестности или попросту невнимательности со стороны страховщика.
Ваш возраст:
Ответы на данный вопрос представляют ценность только как дополнительный фактор при рассмотрении других вопросов, например, при выяснении причин не слишком активного использования ТС через Интернет. Стоит отметить, что ответы подтверждают то, что выборка отражает реальную ситуацию, так как возраст опрошенных колеблется в промежутке от 19 до 71 года.
Ваша профессия:
Данный вопрос был включен в анкету на тот случай, если кто-либо из опрошенных не пожелает указывать размер заработной платы. Тогда по профессии можно будет сделать предположение. Отдельный вывод по этому вопросу сделать нельзя, т.к. профессии автовладельцев различны.
Ваш средний ежемесячный доход:
Выбор автомашины, а значит, и выбор страховки, сильно зависит от данного показателя. Очевидно, что человек с заработной платой ниже 30 тысяч рублей сможет приобрести только достаточно дешевый автомобиль, а следовательно, не будет заинтересован в покупке Каско. Итак, почти все опрошенные имеют заработную плату до 50 тысяч рублей. Это говорит о том, что, скорее всего, большинство не решится тратить деньги на покупку полиса Каско, хотя именно для них он ценен. Очевидно, что человеку с большей зарплатой будет гораздо легче самостоятельно покрыть расходы на ремонт ТС. Таким образом, страховые компании должны в первую очередь ориентироваться на граждан со средним и низким доходом, в то время как сами автовладельцы должны внести покупку полиса Каско в план своих трат, и, соответственно, откладывать деньги на его приобретение.
К управлению ТС допущено:
Значение данного вопроса нельзя недооценивать. Дело в том, что отказ от ограничения количества водителей и их возраста уменьшает ответственность, лежащую на каждом из водителей по отдельности, следовательно, увеличивает риск ДТП или иного ЧП во много раз.
Итак, подавляющее большинство все же предпочитает управлять ТС единолично, однако велико и число тех, кто делит свою машину с ограниченным числом водителей. Ни один из опрошенных не ответили, что они не ограничивают число допущенных к управлению, тогда как для них Каско действительно нужно, так как, как уже было сказано, риск повреждения транспортного средства в таких случаях чрезвычайно велик. Однако для них стоимость Каско будет выше, так как страховщики понимают, что при работе с такими клиентами они должны учитывать высокую вероятность наступления страхового случая, а, следовательно, обладать страховым фондом, достаточным для покрытия расходов.
Наименьший водительский стаж из числа водителей, допущенных к управлению ТС.
Этот вопрос также помогает определять степень риска, т.к. очевидно, что чем опытней водитель, тем лучше он управляет ТС и тем меньше риск возникновения аварийных ситуаций. Безусловно, из этого правила есть исключения, так как, например, те, кто управляет ТС в состоянии алкогольного опьянения, представляют огромную угрозу для окружающих вне зависимости от того, как велик их водительский стаж. Таким образом, число водителей, обладающих достаточно большим опытом, преобладает. Хотя, я считаю, что имеет смысл вводить скидки и специальные предложения не только для опытных водителей, но и для тех, кто управляет ТС недавно, но без происшествий. Возможно, за основу следует взять принцип коэффициентов «Бонус-малус» в ОСАГО.
Ваше ТС оборудовано:
До этого вопросы в большей мере касались дорожно-транспортных происшествий. Но нельзя забывать и о злоумышленниках. Каждый автовладелец в глубине души боится того, что утром не обнаружит свое ТС на привычном месте. Часто именно этот страх становится причиной того, что люди предпочитают приобрести за дополнительную плату Каско, чтобы знать, что в случае хищения они смогут вернуть себе хоть какие-то потраченные средства. Но, к счастью, у нас случаев угона почти не бывает. Именно поэтому, в отличие от городских автовладельцев, в нашей деревне многие обходятся вообще без сигнализации.
Ваше ТС застраховано?
Изначально вариантов ответа было три, один из них, впоследствии убранный, звучал как «Нет, и не собираюсь». Причиной для корректировки послужило замечание одного из анкетируемых, указавшего на то, что страхование ОСАГО является обязательным для всех, поэтому такой вариант ответа просто не имеет смысла.
Для страхования вы выбрали:
ОСАГО дешевле, чем Каско, это обязательный вид страхования. Поэтому очевидно, что этот вариант выбрали почти все анкетируемые. В ответах на данный вопрос важно только, сколько человек выбрало Каско или какие-то иные виды страхования, если таковые будут предложены и вообще существуют. Никаких новых видов автострахования, как и ожидалось, предложено не было. Таким образом, ясно, что страховым фирмам следует обратить внимание на повышение внимания автовладельцев к Каско, которое может стать не только полезным дополнением к ОСАГО для автовладельца, но и, безусловно, источником прибыли для страховых компаний. На то, какие меры можно предпринять для повышения популярности, укажет анализ ответов на следующий вопрос.
Есть ли что-то, что не устраивает вас в ОСАГО?
Итак, довольных страховкой не так уж и много, оказалось, что больше тех, кто не доволен стоимостью полиса. Именно стоимостью, другой вариант не предложил никто. Таким образом, первый вывод – страховым компаниям нужно работать над понижением стоимости. Второй вывод – часть автовладельцев все-таки осознает значение Каско, раз приобретает его, невзирая на высокую стоимость.
Ваше ТС застраховано:
Этот вопрос был задан для того, чтобы выяснить, каким компаниям автовладельцы отдают предпочтение, доверяют; по возможности, сделать вывод о причинах такого «рейтинга». Итак, безусловным лидером оказался Росгосстрах. Это был ожидаемый результат, так как данная компания была создана на базе Госстраха, государственной структуры, то есть может считаться надежной. К тому же там предлагаются вполне адекватные цены на страховые полиса. Что касается остальных компаний, то тут нужно смотреть, во-первых, на цены. Например, цены в In-Touch (был предложен как один из вариантов, но не был выбран ни одним из опрошенных) на порядок выше, чем, например, в лидирующих компаниях, даже если учитывать предлагаемые скидки. Во-вторых, важна надежность. Человек должен доверять той компании, с которой заключает договор, а если ее название не на слуху и нет знакомых, уже пользовавшихся услугами этой компании, доверять сложно. Таким образом, очевидно, что для повышения популярности небольшим, недавно возникнувшим и т.д. страховым компаниям не следует стараться сразу заработать большие деньги, устанавливая высокие цены, но следует предоставлять клиентам весомые гарантии надежности. Такой гарантией может служить, к примеру, сотрудничество с какой-то известной и проверенной страховой компанией и т.п., так как договорам и лицензиям люди уже верят не столь безоговорочно, как раньше.
Проводили ли вы расчет стоимости в Интернете или обращались непосредственно в страховую компанию?
Как мы понимаем, страхование через Интернет могло бы сэкономить время и деньги не только страхователей, но и страховщиков. Проблема заключается только в доверии. Итак, все без исключения автовладельцы предпочли обратиться непосредственно в офис страховой компании. Из этого следует, что страховым компаниям нужно уделять больше внимания обеспечению безопасности интернет-страхования. Кроме того, следует пропагандировать такой способ страхования, который сэкономит время и деньги страхователей, преумножит прибыль страховщиков.
Стоимость страховки в скольких компаниях вы рассматривали?
Это важно, чтобы определить, заинтересованы ли люди в понижении стоимости страховки, особенно Каско, разбираются ли они в том, что написано в договоре страховки и т.д. В отношении ОСАГО стоимость не изменяется, так что выбор компании может быть обусловлен только недоверием к компании, недовольством качеством обслуживания и пр. Соответственно, чем больше компаний рассматривают страхователи, тем выше возможность исключения недобросовестных компаний и возвышения тех, что предлагают хорошие условия и заслуживают доверия.
Таким образом, что некоторые все же рассматривает несколько компаний, что не может не радовать. Однако, немало предпочитает сразу остановиться на одной компании, некоторые по личным причинам (было, например, приписано, что в одной компании застраховано все имущество, поэтому смысла рассматривать другие автовладелец не увидел), другие из-за недостатка времени для рассмотрения большего числа компании (все, кто рассматривал в качестве варианта одну компанию, в ответе на предыдущий вопрос указали, что проводили расчет стоимости в офисе страховой компании). Итак, анализ данных ответов отдельного вывода не требует, так как является, по сути, подтверждением вывода к анализу ответов на предыдущий вопрос.
Страховали ли Вы (будете ли страховать) ТС через Интернет?
Вновь все упирается в вопрос доверия. Зачастую у людей нет времени или возможности прибыть в офис страховой компании. Для таких граждан компании организовали сервис он-лайн страхования. Готовы ли страхователи доверить свои личные данные Всемирной сети? Итак, как видно, тех, кто уже страховал свое ТС через Интернет нет, как и тех, кто никогда на такое не отважится. Это опять подтверждает вывод в пункте 15.
Стоит упомянуть об еще одном факторе. Известно, что люди старшего поколения зачастую не слишком хорошо владеют ПК, не доверяют современным технологиям в целом.
Г отовы ли страховать ТС через Интернет? Возраст отвечавших |
Да, может быть |
Нет |
19-29 |
0 |
1 |
30-39 |
0 |
1 |
40-49 |
0 |
5 |
50-71 |
0 |
6 |
Итак, действительно, интернет-страхованием пользуется в основном молодое население, соответственно страховым компаниям стоит сделать данный способ страхования более простым и доступным для тех, кто не является представителем «информационного поколения».
Страховали ли вы ранее свое ТС с помощью Каско?
Характеристика отвечавших Ответ на вопрос |
Автовладельцы, в настоящее время обладающие только полисом ОСАГО |
Автовладельцы, в настоящее время обладающие и полисом Каско, и полисом ОСАГО |
|
ДА |
0 |
1 |
|
НЕТ |
11 |
0 |
Таким образом, среди тех, кто раньше страховал свое ТС с помощью Каско, все остались верными данному виду страхования.
Оправдала ли себя страховка? Довольны ли вы ею? Оцените по пятибалльной шкале.
Это вновь определяет степень того, как быстро следует предпринимать какие-то шаги по улучшению того или иного вида автострахования. Таким образом, число недовольных значительно, пусть и не преобладает, число же тех, кто полностью доволен своей страховкой невелико. Это говорит о том, что существующие проблемы требуют быстрого решения.
Возникали ли ситуации, когда страховка была полезной?
Большинство, к счастью, не сталкивались с ситуациями, когда страховка могла бы пригодиться, однако немало опрошенных подтвердили, что страховка сыграла положительную роль в их жизни, что доказывает то, что страхование – не пустая трата денег, а необходимость.
Страховка пригодилась из-за:
Здесь находятся информация «к сведению», которая укажет и страховщикам и страхователям, на что следует в первую очередь обратить внимание. Безусловно, здесь рассматривались лишь ответы тех 2 человек, ответивших положительно на предыдущий вопрос.
Вывод по результатам анкетирования
Конечно, нельзя сказать, что анкетирование абсолютно точно отражает существующую ситуацию, так как 24 человека – не так уж много. Но всё же, это позволяет нам сделать некоторые выводы: что владельцам автомобилей следует внимательней относиться к знанию цены, модели, марки автомобиля, так как все эти факторы играют немаловажную роль в формировании стоимости страхового полиса. Соответственно, незнание может привести к тому, что человек с большей вероятностью станет жертвой мошенничества, недобросовестности или попросту невнимательности со стороны страховщика.
Заключение
В ходе написания данной работы я смог улучшить свои знания в области страхования, что может оказаться полезным не только потому, что я, так или иначе столкнусь с этой сферой во взрослой, самостоятельной жизни, но и потому, что я планирую в дальнейшем работать в финансовой сфере.
Кроме того, хорошо известно, что машины есть практически у всех, у некоторых их даже несколько. В связи с этим исследование в области автострахования может позволить рядовым автовладельцам сделать выводы для себя и обратить свое внимание на приоритетные направления страхования.
Очевидно, что эта работа не может стать «руководством к действию» для страховых компаний. Честно говоря, я полагаю, что они осведомлены о существующих проблемах, однако тогда возникает вопрос – почему же не принимаются шаги к их решению? Выводы же, сделанные по результатам исследования, могут быть важными для тех, кто планирует заниматься страховой деятельностью, основывать свою собственную страховую компанию.
Задачи, составленные в рамках этой же работы, могут стать начальной точкой для введения страхования как отдельной темы задач в ЕГЭ по математике, соответственно позже смогут хоть немного облегчить жизнь сотням и тысячам выпускников.
Итак, данная работа может быть полезной для многих людей: для автовладельцев, для основателей новых страховых компаний, для старшеклассников. Для последних, конечно, в большей степени, так как сейчас многие идут работать в экономическую сферу, которая тесно соприкасается со страхованием.
Список использованных источников информации
Высоцкий И.Р. ЕГЭ 2010. Математика. Задача В5. Рабочая тетрадь (под редакцией А.Л. Семенова и И.В. Ященко). – М.: МЦНМО, 2010.
Гвозденко А.А. Страхование. – М.: Проспект, 2008.
Шахов В. Страхование. Учебник для ВУЗов. – М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997.
Альфа-страхование. ОСАГО. Электронный ресурс: http://www.alfastrah.ru/people/osago/
Блог движения автомобилистов «Да!». Электронный ресурс:
http://www.da2011.ru/about/program
Словарь страховых терминов. Электронный ресурс:
http://www.fpolis.ru/services/dictionary.htm
Госавтоинспекция МВД России. Электронный ресурс: http://www.gibdd.ru
Демографический кризис и тревога за будущее России. Статья. Электронный ресурс: http://www.inosmi.ru/social/20111012/175893892.html
Страховое агентство «Маяк». КАСКО. Электронный ресурс: http://www.kasko77.ru/avtostraho/kasko.htm
Интернет-журнал «Новая политика». Электронный ресурс: http://www.novopol.ru/-v-rossii-milliona-chelovek-nahodyatsya-za-chertoy-bed-text104334.html
Страховая группа СОГАЗ. Автокаско. Электронный ресурс: http://www.sogaz-complex.ru/auto/sogazauto-page.php
Как самому рассчитать ОСАГО? Статья. Электронный ресурс: http://www.4sure.ru/inform/poleznie-statii/21-rasschitat-osago
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для автовладельцев
Данное анкетирование проводится в рамках проекта на тему «Страхование транспортных средств». Оно направлено на выяснение того, кто и как страхует свои транспортные средства, какие преимущества и недостатки автовладельцы видят в разных видах страхования.
1) Вы владеете:
Отечественным транспортным средством (далее – ТС)
Иномаркой
2) Марка и модель Вашего автомобиля: __________________________
3) «Возраст» вашего ТС:
0 -3 года 3-5 лет 5-10 лет 10 лет и более
4) Стоимость Вашего ТС (в рублях). ВНИМАНИЕ! Указать нужно стоимость новой машины.
До 300 тыс. 300-500 тыс. 500-800 тыс.
800 тыс.-1 млн. 1-1,2 млн. 1,2 и более млн.
Я не знаю, так как покупал подержанный автомобиль.
5) Ваш возраст:____________________________________________
6) Какова Ваша профессия? (Кем Вы работаете?):________________
7) Ваш средний ежемесячный доход (в тыс. рублей):
Д о 30 30-50 50-80 80 и более
8) К управлению ТС допущено:
О дин водитель
о граниченное число водителей возрастом не менее 25 лет
о граниченное число водителей без ограничений возраста
н е ограниченное число водителей возрастом не менее 25 лет
н е ограниченное число водителей без ограничения возраста
9) Наименьший водительский стаж (из числа водителей, допущенных к управлению ТС):
М енее 5 лет От 5 до 10 лет
О т 10 до 20 лет Более 20 лет
10) Ваше ТС оборудовано:
С путниковой сигнализацией Противоугонной системой
С игнализацией-сиреной/сигнализацией с радио-брелком
Н ичем Свой вариант:________
11) Ваше ТС застраховано?
Д а Собираюсь застраховать в ближайшее время
12) Для страхования вы выбрали (выберете):
Каско ОСАГО Другое:
13) Есть ли что-то, что не устраивает вас в Каско/ОСАГО/вашем варианте страхования? (Если у Вас есть и Каско, и ОСАГО, отвечайте, пожалуйста, про Каско):
Н ет, меня все устраивает
Д а, конечно, и это: стоимость
другое:_______________________________
14) Ваше ТС застраховано (будет застраховано) в компании:
Р ОСНО Росгосстрах Ингосстрах
Р енессанс-страхование In-Touch
Д ругая (укажите): __________________
15) Проводили ли вы расчет стоимости в Интернете или обращались непосредственно в страховую компанию?
В Интернете В страховой компании
16) Сколько компаний (стоимости страховки в них) вы рассматривали?
1 2-3 3-5 5 и более
17) Страховали ли вы (будете ли страховать) свое ТС через Интернет?
да да, может быть и застрахую
не страховал(а) и не буду
18) Страховали ли вы ранее свое ТС с помощью Каско?
Д а Нет, я страховал(а) свое ТС с помощью:____________
19)Оправдала ли себя страховка? Довольны ли вы ею? В какой степени? Степень оцените по пятибалльной шкале. Если у Вас есть и Каско, и ОСАГО, отвечайте, пожалуйста, про Каско:
5 – очень доволен(а)/оправдала на 100%
4 – весьма неплохо/можно сказать, что оправдала
3 – нормально/с одной стороны вроде оправдала, а с другой…
2 – не доволен(а)/не оправдала
1 – хуже страховки нет и быть не может
20) Возникали ли ситуации, когда страховка была полезной?
Д а Нет
21) Страховка пригодилась из-за:
Д ТП
Д ействий третьих лиц (хулиганов, злоумышленников…)
Ч С природного характера
Д ругое: ____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вы владеете отечественным ТС или иномаркой?
Марка и модель вашего автомобиля?
«Возраст» вашего ТС.
Стоимость вашего ТС в рублях. Внимание! Нужно указать стоимость НОВОЙ машины.
Ваш средний ежемесячный доход:
К управлению ТС допущено:
Наименьший водительский стаж из числа водителей, допущенных к управлению ТС.
Ваше ТС оборудовано:
Ваше ТС застраховано:
Стоимость страховки в скольких компаниях вы рассматривали?