Геометрические фигуры в логотипах автомобилей

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Геометрические фигуры в логотипах автомобилей

Валиев А.А. 1
1ГБПОУ Уфимский автотранспортный колледж
Ахтямова Л.Т. 1
1ГБПОУ Уфимский автотранспортный колледж
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждый день мы встречаем тысячи автомобилей, которые имеют свой логотип (эмблему), несущий определенную историю.

Правильный подбор названия и эмблемы в автомобильном бизнесе – одна из самых важных задач. За всю историю автомобильной промышленности в мире появилось огромное количество марок машин, при этом на слуху у автолюбителей не больше сотни названий. Без знания эмблем разобраться в таком разнообразии непросто.

Собственный фирменный логотип имеет каждая автомобильная марка в мире. Каждый производитель старается отразить в своем логотипе уникальные черты продукции, при этом в общей массе символов легко увидеть общие принципы. Практически за каждой эмблемой стоит целая история, особенно это касается самых крупных и опытных компаний на рынке автомобилестроения, временной промежуток деятельности которых давно перевалил за сотню лет.

Как выглядят и что значат эмблемы известных марок авто? Как родились названия распространенных автомобилей? Интересно, почему создатель той или иной автомобильной компаний выбрал именно такое сочетание цифр, букв или символов? Отыскание ответов на эти вопросы и явилось целью работы.

И вообще, сколько всего логотипов автомобильных марок? На этот вопрос сегодня точный ответ дать очень сложно. В отрасли автомобилестроения сегодня появляется множество новых компаний – в качестве примера можно привести Китай. Кроме того, во многих странах есть производители, выпускающие машины только для внутреннего рынка. Тем не менее, примерную цифру все же можно назвать – в мире около 2000 автомобильных марок, а значит и количество логотипов примерно такое же.

Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, тем, что в настоящее время логотипы является своеобразным информационным инструментом. А правильный выбор дизайна логотипа оформления формирует стойкую мотивацию непосредственного тактильного контакта, что позволяют значительно увеличивать восприятие информации, размещенной на логотипе.

Объектом исследования являются автомобильные логотипы, а предметом – геометрические фигуры, в частности, окружности, круги и эллипсы (овалы).

Исходя из целей работы были поставлены следующие задачи:

1. Выяснить, что такое автомобильный логотип.

2. Вспомнить геометрический материал про окружность и круг.

3. Рассказать историю создания автомобильных логотипов с окружностями, кругами и эллипсами.

Что такое автомобильный логотип

Сначала проясним, что такое «логотип (эмблема)», а потом перейдем непосредственно к логотипам автомобилей.

Логотип (от др.-греч. Λόγος – слово + τύπος – отпечаток) – графический знак, эмблема или символ, используемый территориальными образованиями, коммерческими предприятиями, организациями и частными лицами для повышения узнаваемости и распознаваемости в социуме. Логотип представляет собой название сущности, которую он идентифицирует, в виде стилизованных букв или идеограммы. Логотипы широко применяются в качестве товарных знаков. Термин «логотип» появился в начале XIX века в типографике и был синонимом термина «лигатура», то есть обозначал объединение двух или трёх знаков типографского шрифта. Он возник на волне подъёма производства, которая привела к росту объёмов производимой продукции, росту экспорта и конкуренции. К середине XIX века логотипом называли любое текстовое клише, которое не нужно каждый раз набирать заново. Например, заголовок-название газеты.

Эмблема (др.-греч. ἔμ-βλημα – вставленная часть, инкрустация) – условное изображение отвлечённого понятия, идеи в рисунке или пластике, содержание которых не может быть изображено непосредственно, иконически. Поэтому эмблему относят к неиконическим, или условным, знакам. В словареВ.И. Даля эмблема трактуется как символ, аллегорическое изображение; представительство, иносказание. Однако в таком определении смешиваются разные по смыслу понятия: аллегория, символ, эмблема. А.Н. Чудинов в Словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка (1910 года), вполне обоснованно поясняет: «эмблема – вещественное изображение какого-нибудь отвлеченного понятия».

С помощью «эмблемы» или «логотипа» можно узнать каждый автомобиль, который проезжает по улице, гордо несет на решетке радиатора свой «геральдический герб» или эмблему компании-производителя. Кстати, некоторые эмблемы, действительно, заимствованы с фамильных гербов тех, кто имеет отношение к созданию той или иной марки.

Яркие, динамичные логотипы привлекают к себе внимание и содержат максимальное количество необходимых сведений. Удобство логотипов заключается в том, что человек может сразу определить марку данного автомобиля.

Корни логотипов многих автопроизводителей тянутся из начала прошлого столетия. Дизайнеры порой лишь «осовременивают» вид логотипа, оставляя его суть неизменной. Автомобильная индустрия – одна из тех немногих, которые устремлены одновременно и в прошлое, и в будущее. Преклоняясь перед своей историей и едва ли, не почитая за богов основателей, бренды стремятся вперед, создавая великолепные серийные машины и безумные концепт-кары. И только сохраненный логотип внешне связывает сверхсовременные автомобили с историей завода. Так поступает большинство автопроизводителей, но некоторым брендам пришлось пройти долгий путь маркетинговой стратегии до выбора своего визуального образа.

Современный рынок автопрома поражает своим разнообразием. Ежегодно в мире появляются десятки различных моделей, каждая из которых обладает уникальными характеристиками. При этом, все бренды имеют свою историю, которая зачастую глубже и интереснее, чем может показаться на первый взгляд. Процесс становления каждой марки проходил массу этапов. Существует целый ряд названий авто, производимых в различных странах мира. Они не нуждаются в представлении благодаря легендарной истории. Их эмблемы являются наиболее узнаваемыми знаками во всем мире и служат визитной карточкой брендов. Сегодня в создание логотипа вкладывают большое смысловое значение. Используемая символика должна служить отражением политики компании и указывать на лучшие качества.

Последнее время мощный толчок развития получила автомобильная промышленность Китая и Кореи. Модели новых компаний создаются с учётом потребностей современного рынка, используя технологические новшества текущего времени. Эксперты признают, что во многом качество этих машин не хуже, чем в моделях легендарных марок. Однако многое решает раскрученный торговый знак, склоняя выбор в свою сторону. Указания различий во внешнем виде и краткая история создания разных логотипов помогут внести ясность в многообразие представленных марок.

Окружность, круг и эллипс (овал) в геометрии

Мы каждый день встречаем множество предметов в форме круга или окружности. Иногда возникает вопрос, что такое окружность и чем она отличается от круга. Конечно же, всем это известно из уроков геометрии, но иногда не помешает освежить знания весьма простыми объяснениями.

О кружность – замкнутая плоская кривая, которая состоит из всех точек на плоскости, равноудалённых от заданной точки, называемой центром О окружности. Отрезок, соединяющий центр с какой-либо точкой окружности, называется радиусом R. Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр окружности, называется диаметром D. Окружность разбивает плоскость на две части– конечную внутреннюю и бесконечную внешнюю. Внутренняя часть называется кругом. Граничные точки (то есть саму окружность), в зависимости от подхода, круг может включать или не включать.

Таким образом, окружность – это замкнутая линия на плоскости, а круг – часть плоскости (площадь, пространство) внутри этой окружности. Сходство между окружностью и кругом: единый центр, радиус и диаметр, который вдвое больше радиуса. Различие: у окружности есть длина, но её нет у круга, и наоборот, у круга есть площадь, которой нет у окружности.

Э ллипс – геометрическое место точек Х плоскости, для которых сумма расстояний до двух данных точек F1 и F2, называемых фокусами, постоянна и равна F1X+F2X=2a, где а – большая полуось, b – малая полуось, с – фокальное расстояние, точка О – центр эллипса.

Эллипс – замкнутая кривая на плоскости, которую можно получить пересечением плоскости и кругового цилиндра. Окружность является частным случаем эллипса.

Автомобильные логотипы, имеющие форму круга или овала

А теперь расскажем, где именно присутствуют данные фигуры на логотипах автомобилей и выясним, что означает каждый логотип и почему данная компания выбрала именно такой знак.

Toyota

Н ет, это не странная ковбойская шляпа на передней части Camry. В 1989 году, чтобы отметить 50-летний юбилей компании, Toyota переработала свой логотип с тремя перекрывающимися овалами, а внутренние два формировали стилизованную T и рулевое колесо. Самый внешний овал представляет мир, который охватывает Toyota. Внутри логотипа есть скрытый смысл. В популярных теориях говорится, что благодаря изначальному основанию компании как завода промышленных ткацких станков (ToyoyAutomaticLoomWorks), внутренний овал на самом деле является иглой, оставляя пространство для невидимой нити. Здесь можно увидеть и вторичные смыслы – например, руки водителя, держащиеся за руль.

Audi

Д аже человек, далекий от автомобильного мира, с первого взгляда узнает четыре кольца, символ немецкой компании Audi. Сомкнутые круги обозначают слияние компаний-основателей в 1932 году: Ауди, Хорьх, Вандерер и DampfKraftWagen. Последние три исчезли после войны, Audi же восстала из пепла в 1965 году и позаимствовала старый логотип.

BMW

Основным элементом логотипа BMW является чёрный круг, внутреннее пространство которого состоит из четырёх секторов. Серебристо-белый и небесно-голубой цвета, в которые они окрашены, являются традиционными для Баварии.В отличие от объяснения Джамала Уоллеса в фильме «Нахождение Форрестера» сине-белый круг не представляет собой белые пропеллеры самолета на фоне голубого неба, обращаясь к корням Баварского моторного завода в строительстве авиационных двигателей в начале 20-го века. Этот миф возник из-за рекламы в журнале 1929 года, написанном в интервью «Нью-Йорк таймс» в 2010 году представителем BMW Томом Плючинским. Реальная история менее волнующая: синий и белый – просто ода баварскому флагу.

Subaru

Н а японском языке Subaru – это название звездного скопления Плеяды M45 в созвездии Тельца, одно из ближайших звездных скоплений, видимое невооруженным глазом. Официально первый президент компании почувствовал, что это прекрасное японское слово также может также быть связано с шестью компаниями, которые слились в 1953 году с целью создания FujiHeavyIndustries, материнской компании Subaru.

Mercedes-Benz

В 1909 году Daimler-Motoren-Gesellschaft был известен двумя звездообразными логотипами для своих немецких автомобилей, одна – с тремя концами и одна – с четырьмя, но четырехконечная звезда никогда не использовалась. Знаменитая трехконечная звезда была вдохновлена символом, которым Готлейб Даймлер пользовался для того, чтобы передать представления своих надежд касаемо Mercedes-Benz, переименованного после слияния 1926 года и стремящегося установить господство в трех местах: море, воздухе и земле.

Saab

М ифический красный грифон, украшенный золотом, в круге синего цвета представляет собой шведскую провинцию Scania или Skane, оригинальное место шведского производителя автомобилей и грузовиков AB Skania-Vabis, которое объединилось с SaabAutomobile в 1969 году. Символ Гриффона не использовался на автомобилях Saab до 1984 года. После того, как GM купил Saab в 2000 году, они переработали логотип, и в какой-то форме соглашения обе компании использовали гриффона, хотя торговая марка осталась у Scania. После банкротства Saab и возможной покупки NationalElectricVehicleSweden, Scania решила не допускать использование нового логотипа Saab. В результате Saab сегодня имеет простой текстовый логотип.

Volvo

Д ревний символ римского бога Марса в виде круга уже давно связан с оружием и войной, а также алхимическим символом железа. Шведская компания, известная своими безопасными, прочными автомобилями, решила использовать металлический значок, когда начала выпускать автомобили в 1920-х годах.Стрела и круг символизируют щит и копье. Это знак Марса, римского бога войны, символ железа и эмблема всего мужского рода. Значений много, но именно второе – связь с металлом – обосновало появление этого знака на эмблеме шведской марки автомобилей. Во времена основания компании в Швеции производили самую высококачественную сталь в мире, и именно с этим качеством должны были ассоциироваться автомобили. Хромированный символ пересекается синей полоской с названием компании Volvo.

Buick

П ервый реальный логотип компании, основанный в Детройте, включает такие элементы как шотландский герб, в том числе большой герб, золотой крест и голову оленя.В 1959 году появился красный, белый и синий щит, представляющий модели LeSabre, Invicta и Electra, которые составляли линейку Buick в то время.

Infiniti

Л юкс марка от Nissan, Infiniti дебютировал в двух моделях в 1989 году, а японский бренд продвинул концепцию «бесконечности» в своем логотипе с двумя центральными линиями в центре значка, символизируя дорогу, ведущую в огромный незнакомый путь.От первоначального варианта – привычного всем знака бесконечности в виде перевернутой восьмерки, было решено отказаться. И зря – так эмблема была бы более уникальной; дорога, уходящая за горизонт, встречается еще как минимум у трех марок.

ALFAROMEO

В полне возможно, самый загадочный логотип автомобиля – крест и зверь с яблоком. Корни можно проследить до итальянского города Милана и его прежней правящей семьи – Висконтиса. Одни утверждают что это знак Отоне Висконти, миланского рыцаря, сражавшегося в первых крестовых походах и принявшего символ змеи, пожирающей человека от щита его побежденного врага. Альфа, со своей стороны, утверждает, что змея не ест мужчину, напротив, человек вместо этого выходит из змеи.

Ford

Л оготип автомобилей Ford, несмотря на то, что лого автозаводов редко когда претерпевают существенные изменения, не всегда был таким, каким мы его знаем. В самом начале истории знаменитого автомобиля логотип был черно-белым, весьма вычурным и в финтифлюшечках. Его разработал ассистент инженера на заводе. Логотип этот существует и поныне, но в качестве истории. Он почти не используется и все-таки немного поменялся – убрали финтифлюшки. Эмблема Ford – одна из самых простых. Фамилия отца-основателя компании и законодателя автомобильного производства в целом написана красивым шрифтом и вписана в синий овал. Минималистично, практично, невозможно не узнать – идеальный вариант. Синий овал появился в 1928 году, с 1976 года он стал крепиться ко всем без исключения машинам, сходящим с фордовского конвейера, а более современный вид овал получил к 100-летию FordMotors в 2003 году.

Volkswagen

V olkswagen – немецкое название, дословно значащее «народный автомобиль». Именно такие машины, доступные широким слоям населения, и выпускает немецкая корпорация, объединившая под своим названием множество менее крупных производителей. Логотип марки – сплетенные буквы V и W в кольце – был создан путем открытого конкурса, который выиграл сотрудник компании Porsche. В период правления Гитлера буквы были переплетены в форме свастики – этот знак был изменен сразу после поражения Германии в войне. Заводы компании тогда отошли Британии.

Fiat

К омпания была основана в 1899 году. Фиат – это сокращение от FabbricaItalianaAutomobiliTorino (Итальянский автомобильный завод Турина). Кроме того, эту аббревиатуру можно перевести с латыни как самостоятельное слово, часто употребляющееся в церковном обиходе – «да будет». Логотип компании предельно простой, все его изменения можно отнести за счет изменения оформления. Он становился то круглым, то приобретал щитовую форму, современный логотип совмещает в себе обе эти формы. Любопытно, что большую часть своей истории логотип был сочетанием металлического (белого) и синего цветов. Похоже, что оттенки синего – самый распространенный цвет в автопроме, вспомним БМВ, Форд, и Фольксваген. Говорят, что создатель оригинального шрифта и оформления был вдохновлен неоновой вывеской завода, увиденной ночью.

Skoda

Л оготип со знаменитой «крылатой стрелой» впервые был использован в 1926 году. Её происхождение покрыто тайной; иногда автором изображения (схематический рисунок головы индейца в традиционном уборе с пятью перьями) считается коммерческий директор компании SkodaPlzen Т.Маглич. А в 2011 году логотип Шкоды снова поменялся.Логотип чешской компании представляет собой зеленую стрелу с огромным птичьим крылом, вписанную в черное кольцо. Разгадать задумку художника трудно, но можно сказать, что стрела символизирует скорость и стремительность полета. Зеленый цвет может означать стремление компании создавать автомобили, дружелюбные по отношению к экологии. Глаз на крыле – символ взгляда в будущее, стремления развиваться и внедрять новые технологии в производство машин.

LandRover

Л егендарные внедорожники LandRover и RangeRover – это детища британского производителя автомобилей, подразделения американской компании Ford. Название говорит само за себя: land – земля и rover – вездеход. Последнее слово ассоциируется также с луноходами, марсоходами и другими «ходами» — становится понятно, что владельцу машины покорятся любые земли. Логотип марки прост – название на темно-зеленом фоне в серебристой окантовке в форме овала, что тоже вызывает ассоциации с землей, пересеченной местностью, по которой LandRover без труда пройдет.

Bugatti

К расный овал эмблемы окаймлен жемчужинами – сразу становится понятно, что это связано с элитностью выпускаемых компанией автомобилей. Название же фирмы – это фамилия ее основателя, ЭттореБугатти.

Mazda

И стория Мазды начинается в 1920 году, тогда она называлась Токийской Пробковой Фабрикой, и производила пробку для нужд Первой Мировой. В 1927 году она начала производить автомобили, а после Второй Мировой Войны компания стала называться Мазда. В 1936 году был разработан логотип в виде буквы «М» составленной из волнистых линий, эта эмблема была составлена на основе логотипа Хиросимы. В 1962 году логотип был изменен, в его основе была по-прежнему латинская буква «М», но теперь уже не в горизонтальной, а вертикальной композиции. В 1991 году была разработана эмблема, которая в сильно измененном виде присутствует сейчас. По мысли создателей, эта эмблема означает крылышки, солнце и круг света. Современный логотип Мазды называют «совой», в нем стилизованная «М» выглядит как растянутые крылышки – или как голова совы, но некоторыми эта эмблема называется «тюльпаном», так как похожа на бутон цветка.

Hyundai

Х ендай, Хёндай, Хьюндай – как только не называют эти машины. На самом деле корейское слово Hyundai читается как «хандэй». Компания олицетворяет собой весь дух Южной Кореи – стремление к современности, высоким технологиям, и название ее переводится именно так – «новое время». Эмблема представляет собой изящную наклонную букву H внутри овала. На русскую И она похожа потому, что она должна символизировать пожимание рук, которое в представлении корейцев выглядит именно так.

Lexus

L exus – дочернее предприятие Toyota, выпускающее автомобили премиум-класса. Название выбрано не случайно – оно созвучно с английским luxury – люкс, роскошь. Роскошный автомобиль не нуждается в излишне вычурной эмблеме – она представляет собой сглаженную букву L, вписанную в круг. Изящность в каждой черте – отличительный признак этих автомобилей.

Chery

C hery – это не ошибка в написании слова «вишня» (cherry), как можно подумать. Название компании – это китайское слово, означающее «процветание». Логотип можно объяснить двояко. Торговый знак прославленной китайской фирмы исполнен в виде сплетения из букв, которые служат аббревиатурой полному названию автоконцерна. Окружность знака формируют две зеркальные литеры «С», в центре которых расположили третью – «А». Предположительно разделенное кольцо служит символом уходящих вдаль дорог. Если приглядеться, становятся заметны сцепленные руки, символизирующие прочность и силу.

Brilliance

B rilliance в переводе с английского означает «блеск, яркость». Именно такие машины и выпускает китайская компания, несмотря на их невысокую стоимость. Логотип марки весьма прост – он означает то же самое, только в виде китайских иероглифов.

Lifan

К итайская фирма Lifan выпускает широкий ассортимент транспортных средств – от легких скутеров до огромных автобусов. На наших дорогах, правда, можно встретить только легковушки. Название фирмы переводится с китайского как «идти на всех парусах». Логично, что и на эмблеме изображены паруса – три штуки синего цвета. Иронично, что на самом деле парусники ходят со скоростью пешего человека.

KIA

Э мблема KIA – аббревиатура на вишневом фоне в хромированной овальной окантовке. Такая форма – символ земного шара, говорящий о целях компании стать лидером мирового автомобильного рынка. И название говорит об этом – расшифровывается оно как «выйти в мир из Азии».

Faw

F AW расшифровывается, как «первая автомобильная корпорация». Видно, что китайцы не стали особо заморачиваться не только с названием, но и с логотипом – на нем изображена цифра 1. Представить компанию как лидера призваны и орлиные крылья – как и птица, FAW расправляет свои огромные крылья и показывает свое превосходство.

Edsel

Т орговая марка, которую основал молодой человек по имени Эдсель, он известен как сын Генри Форда. Для эмблемы учредитель избрал первую букву от своего имени, которая вписана в окружность из автомобильной покрышки. Белая литера эффектно контрастирует на зеленом поле.

Geely

К итайская фирма Geely не преминула проассоциировать себя с величественностью. Белый элемент эмблемы можно ассоциировать с крылом птицы, но все же он означает гору (возможно, сам Эверест) на фоне пронзительно-чистого неба. Название компании переводится с китайского языка как «счастье».

GreatWall

« Великая стена» – по названию сразу становится понятно, откуда родом эта марка машин. Логотип представляет собой схематичное изображение зубца той самой великой стены. Используется эмблема с 2007 года и призвана напоминать о патриотизме, совмещенном с величественностью и непоколебимым изяществом.

ЛАДА

Л идер отечественного автопрома – АвтоВАЗ, или Волжский автомобильный завод. Имеет объемный серебристо-синий логотип, на котором изображена плывущая ладья, вписанная в овальное кольцо. Эмблема намекает на расположение завода на берегах Волги, по которой в прошлом ходили торговые корабли. В очертаниях символа ВАЗ можно увидеть и первую букву аббревиатуры.

УАЗ

Ш едевр военного и индустриального стиля – УАЗ-469, был украшен эмблемой, представлявшей собой птицу, вписанную в кольцо. В 1981 году Уральский автомобильный завод обзавелся новым логотипом – изображением живой чайки и пятиугольником вокруг нее. Сегодня капоты УАЗов отмечаются темно-зеленой эмблемой с аббревиатурой завода латинскими буквами.

ЗАЗ

В прошлом на эмблеме Запорожского автозавода была изображена плотина, над которой находилась стилизованная аббревиатура ЗАЗ. Фон был темно-красным, изображение золотое – исполнение в духе флага СССР. Сегодня в качестве логотипа используется хромированный овал с вписанной в него буквой Z с плавными чертами.

ЛАЗ

П ро ЛАЗ знают, пожалуй, только жители стран бывшего Советского Союза. Львовские автобусы в прошлом колесили по дорогам каждого советского города. Украинский автомобильный завод выпускал машины под весьма простой эмблемой – жирной буквой Л, вписанной в круглое кольцо

Заключение

Таким образом, среди автомобильных логотипов можно выделить несколько основных концепций:

• основной элемент чаще всего вписывается в кольцо;

• европейские компании используют гербы своих земель;

• основной тренд – ассоциация марки со скоростью и роскошью;

• в именах компаний чаще всего используются имена их основателей.

Работу можно продолжить и дополнить информацию об автомобильных логотипах, на которых изображены другие геометрические фигуры: треугольники, четырехугольники в виде ромбов, а также различные многоугольники.

Эмблем машин в мире великое множество. Все производители стараются отразить в логотипе свою историю, философию и ценности. Символика меняется, старые компании исчезают, на автомобильный Олимп приходят новые производители с интересными идеями. Перефразируя известное изречение героя советских мультиков, капитана Врунгеля: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт!», скажем: «Как автомобиль назовут, так он и поедет!»

Автомобиль уже давно не роскошь, а средство передвижения. И в наш стремительный век любому водителю с определенными финансовыми возможностями важны как скоростные качества, комфорт, практичность своего «железного друга», так и дизайн, внешний вид автомобиля. И как «театр начинается с вешалки», автомобиль начинается с логотипа, подчеркивающего его «лицо» и индивидуальность. Мы и не подозреваем, о скольких еще интересных эмблемах мы узнаем в будущем.

Список литературы

1)https://manbe.ru/avto/emblemy-logotipy-marok-avtomobiley.html

2)https://zen.yandex.ru/media/id/5d53adce06cc4600ae511765/istoriia-avtomobilnyh-logotipov-5da4664c5d6c4b00b0b641b1

3)https://autobibikka.ru/vse-marki-avtomobilej-so-znachkami-i-nazvaniyami/

4)http://cartechnic.ru/articles/emblemy_mashin_o_chem_rasskazhut_avtomobilnye_logotipy

5)https://zen.yandex.ru/media/id/5d6b823d118d7f00ad693a5b/chto-takoe-logotip-i-zachem-on-voobsce-nujen-5d6b833bba281e00ae4d0074?utm_source=serp

6)https://ru.wikipedia.org/wiki/

7)https://yandex.ru/images/?clid=2270456&win=393

Просмотров работы: 452