ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проистекает из происходящих непрерывных экономических и социальных реформ в современной России, когда стало понятно, что ключевую роль в развитии и росте экономики нашей страны играют высококвалифицированные кадры, имеющие, в том числе, и среднее профессиональное образование. Прежде всего, это констатируется Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Важнейшая стратегическая цель политики государства в сфере профессионального образования детерминируется как «повышение доступности высокого качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина страны». В настоящее время российская система среднего профессионального образования (далее – СПО) вступает в принципиально новую стадию развития, определяемую Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и обусловленную постепенным переходом к инновационной структуре и содержанию профессионального обучения. Переход организаций среднего профессионального образования на уровень регионального подчинения сопровождается оптимизацией системы подобных образовательных учреждений, нарастанием проблем, связанных, в первую очередь, с ресурсной составляющей, обеспечивающей бесперебойное функционирование таких организаций. В сложных условиях реконструкции системы администрация образовательных организаций СПО должна заняться поиском эффективных моделей руководства образовательным процессом с целью создания концепции качественной подготовки выпускников со средним профессиональным образованием.
Отсюда проистекает проблема исследования: как структурно и семантически должна выглядеть модель эффективного управления образовательным процессом в организации среднего профессионального образования, призванная обеспечить рост качества подготовки специалистов.
Цель исследования – проектирование, внедрение и реализация авторской модели управления образовательным процессом в учреждении среднего профессионального образования.
Объект исследования – комплексный образовательный процесс в совокупности его компонентов в учреждении среднего профессионального образования.
Предмет исследования – моделирование процесса управления образованием в учреждении среднего профессионального образования.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- детерминировать проблемы оптимизации профессионального обучения студентов в организации среднего профессионального образования, являющейся непосредственным объекта управленческой деятельности;
- на базе фундаментальных теоретических концепций разработать и внедрить модель управления образовательным процессом в учреждении среднего профессионального образования;
- обосновать эффективность авторской модели управления процессом образования в колледже.
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы, нормативно-правовой базы, регулирующей работу СПО, сравнение и обобщение; анкетирование, наблюдение, анализ и сопоставление результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана авторская модель управления процессом образования студентов, направленная на непрерывных рост эффективности и качества подготовки специалистов в учреждении среднего профессионального образования.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящее исследование предполагает моделирование системы руководства образовательным процессом, которое необходимо реализовать для полноценного освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО). Чтобы осуществить данный процесс, следует выделить ключевые факторы, способствующие оптимальной реализации ОПОП СПО, а также сформулировать критериально-оценочные показатели эффективности функционирования модели управления реализацией ОПОП СПО. Сама модель управления в колледже призвана охватить три процессные группы.
Рассмотрим более подробно каждую из них в отдельности. В группу базовых трудовых процессов в настоящем исследовании включён сам образовательный процесс, прямым результатом которого становится ежегодный выпуск специалистов, обладающих дипломом о среднем профессиональном образовании. Сюда относятся некоторые виды деятельности, необходимые при подготовке выпускника, адекватно реагирующего на запросы экономики субъекта федерации и на требования работодателя. В группу «функциональные действия по управлению» включаются такие формы и методы деятельности, как комплексный анализ и мониторинг основных данных, стекающихся к администрации колледжа. Среди результатов реализации данной процессной группы важнейшим является активное повышение управленцами результативности и функциональной эффективности основных и сопровождающих процессов». Особо нужно подчеркнуть, что для эффективного администрирования ОПОП СПО следует провести оценку всех имеющихся резервов (профессионально-кадровых, материально-технических, информационно-технологических и т. д.). Их средневзвешенные показатели должны быть не просто достаточными, а оптимальными для гарантии полноценной реализации ОПОП СПО. Все ресурсы, способствующие реализации ОПОП СПО, относятся к группе «сопровождающих процессов». Кадровый (педагогический и административный) ресурс обязан соответствовать требованиям ФГОС СПО, то есть быть компетентными в подготовке выпускников, соответствующих реальным условиям, предоставляемым современными работодателями.
Отсюда следует, что результатом совокупности действий, сопровождающих образовательный процесс, является построение оптимальных условий для реализации педагогических и управленческих процессов. Согласно логике процессного подхода, взаимодействие процессов выведено на рисунке 1.
Потребители (удовлетворенность)
Потребители (запросы)
Управленческие процессы
Образовательный процесс
Обеспечивающие процессы
(материально-технические, кадровые, информационные)
Рис. 1. Комплекс процессов функционирования ОПОП СПО
Исследованные нами в процессе работы труды по теории и практике вопросов управления средним профессиональным образованием показывают, что совместные усилия учёных и практиков-руководителей направлены на попытку выявить эффективные методы и технологии менеджмента, которые дадут возможность с минимальными расходами по всем процессным группам получить необходимый результат для среднепрофессионального образовательного учреждения: подготовку таких кадров, которые полностью удовлетворяли бы запросам всех без исключения групп потребителей (региональная экономика, законные представители, сами обучающиеся). Для сравнительного анализа содержательной, структурной и технологической частей влияния на процесс обучения в настоящем исследовании определён отдельный компонент функционирования образовательного процесса среднего профессионального образования – «управленческое сопровождение», который будет способствовать своевременному выявлению образовательных девиаций, а также корректировке таковых с целью достижения максимального результата.
С помощью рисунка 2 можно представить управление как совокупность процессов, направленных на планирование, принятие и внедрение в практику административных решений, в связи с чем делаем вывод, что управление составляет совокупность деятельности каждого из его субъектов, относящихся к процессу сопровождения и изменяющих характеристики, свойства объектов администрирования, то есть собственно образовательного процесса.
С позиций системного подхода управление оценивается как система, структурные элементы которой являются функциями управления. Опираясь на труды В.В. Лукашевич, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, к структурным компонентам следует отнести: «планирование – определение целей, средств и критериев их достижения; организацию – формирование и совершенствование взаимодействия между управляющей и управляемой системами для выполнения планов, определение ответственности и полномочий; руководство – постановку заданий подчиненным, анализ состояния коллектива, оценку работы подчиненных, принятие решений о поощрении и наказании и др. (по сути, создание мотивационной среды); контроль – сбор информации о процессе выполнения намеченных планов» [3]. Сущностно все перечисленные функции объединяются в управленческий цикл, который, по Ю.А. Конаржевскому, трактуется как «целостная совокупность взаимодействующих управленческих функций, ориентированных на достижение определенной цели и выполняемых последовательно или параллельно» [2].
Следует констатировать, что сама управленческая функция обычно позиционируется как некое соотношение между управляющей субъектной верхушкой и управляемым объектом (явлением, организацией), где от управляющей системы требуется исполнение заданных функционалов с целью обеспечения направленности и системной организованности управляемых процессов. С помощью механизма рефлексии происходит взаимовлияние субъектов и объектов руководства, из-за чего управленец имеет полное представление о процессе и результатах своего управления. Данное взаимодействие отражает рисунок 2, где стрелками обозначен управленческий цикл. Эффективность связей с объектом управления, делает систему руководства эффективной и целостной. А значит, в модель управления образовательным процессом следует включить управляемые объекты.
Планирование
Контроль
Организация
Руководство
Рис. 2. Управленческий цикл в учреждении среднего профессионального образования (колледже)
Отображённый на рисунке 2 цикл руководства составлен из различных функций управления. Разберём более подробно каждый из них. Функция «планирование» в процессе руководства реализацией ОПОП СПО представлена деятельностью главного руководителя ОПОП и иных субъектов управления, и должна направляться на мониторинг ресурсных возможностей, на достижение оптимальных результатов, детерминируемых требованиями работодателей и ФГОС СПО. Итогом функции становится календарное планирование по разным видам деятельности. Далее, важно отметить, что сам процесс планирования обычно делится на три главные стадии (направления), а именно:
1) стратегическое планирование, позволяющее создать стратегию развития организации по функционированию ОПОП СПО;
2) тактическое планирование, способствующее внесению изменений в ОПОП СПО по итогам года;
2) оперативное планирование, которое позволяет ситуативно корректировать отдельные элементы ОПОП СПО.
Опираясь на взгляды С.А. Степанова, выделим существенное отличие стратегического планирования, заключающееся в том, что в данном виде планирования следует двигаться «от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему» [1]. Подобный подход в административном планировании закладывает прогнозирование изменений, а не просто поверхностный фиксирующий анализ заметных ошибок, совершенных во время образовательной деятельности. Анализ научной литературы доказывает, что при воплощении на практике функции «стратегическое планирование» решаются ключевые проблемы: проектирование желаемого потенциального состояния системы руководства образовательным процессом, фундаментальные достижения и недостатки в образовательном процессе; выявление базовых векторов развития менеджмента в процессе образования, в точном соответствии с определёнными стратегическими целями; построение системы критериально-оценочных показателей по основным формам деятельности.
Компонент «организация», в качестве функции внедрения модели управления образовательным процессом во время реализации ОПОП СПО, основан на выделении субъектов управления, их конкретных полномочий, а также разграничения уровней персональной ответственности. Сформировать представление об ответственности и полномочиях администрации колледжа во время реализации ОПОП СПО позволяет изучение регламента работы каждого представителя руководства. Ключевым различием между регламентом работы и должностной инструкцией конкретного руководящего работника является возможность наглядно определить горизонтально направленное взаимодействие исполнителей и оценить результативность деятельности, а также выделить показатели мониторинга полученного результата.
В настоящем исследовании проделана работа по созданию регламента взаимодействия руководителей колледжа при реализации ОПОП СПО. При формировании регламента нами были взяты на учёт основные направления процессной деятельности в управлении, в том числе:
1. Подготовка календарно-планирующей нормативной документации по внедрению и реализации ОПОП.
2. Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию ОПОП (учебные дисциплины и вспомогательные курсы).
3. Создание индивидуально-личностной профессиональной траектории достижения и развития образовательных результатов обучающихся.
4. Организация и контроль процесса ликвидации учащимися академической задолженности.
5. Формирования индивидуального графика обучения студентов.
6. Организация проведения и мониторинг результативности учебно-производственной практики.
7. Организация и распределение научных руководителей в рамках курсового проектирования.
8. Организация научно-исследовательской работы одарённых студентов в рамках внеаудиторной работы по отдельным элементам ОПОП.
9. Мониторинг проведения зачётов и дифференцированных зачетов по всем учебным дисциплинам, различным курсам и модулям.
10. Организация и контроль повышения качества государственной итоговой аттестации выпускников.
Каждому из перечисленных видов деятельности в процессе реализации управленческого сопровождения был выделен критерий деятельности, тот процесс, который необходимо реализовать для достижения нужных результатов. По каждому процессу назначается конкретный исполнитель с определением фиксированного во времени срока выполнения той или иной операции. С целью повышения эффективности документооборота управленческой деятельности составлены регламентирующие документы, особо необходимые при выполнении процесса, и параллельно отобраны документы (входящие, исходящие), сопровождающие данный процесс. При проектировании модели управления образовательным процессом выделены субъекты управленческого сопровождения: студент, работодатель, руководитель ОПОП, методист, социальный педагог, преподаватель и др.
Функция «Руководство» во время реализации модели управления образовательным процессом, по мнению М.М. Поташника, должна создать «заинтересованность всех участников образовательной деятельности своим трудом, поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе» [4]. Подобные действия направлены, особенно, на работу с мотивационной составляющей управления, которая базируется на исследовании конкретных потребностей субъектов руководства. Управленческая деятельность основана на перманентном планировании и сопровождающем выполнение элементов плана анализе, формировании оптимальных условий для всех руководителей и подчинённых. В работах Ю.В. Есенкова, А. Маслоу и некоторых других учёных фиксируется, что для осуществления эффективного руководства администратору необходимо выявлять мотивационную составляющую личности подчинённых, быть способным к созданию рабочей обстановки, которая обеспечит достижение полного результата. Для этого внедряются различные способы оценки деятельности педагогов, многообразные формы поощрения, оптимальные для каждого конкретного сотрудника. А значит, сущность функции «руководство» заключается в повседневной работе субъектов управления со всеми участниками образовательного процесса для достижения названных целей.
Функция «контроль» реализуется с помощью мониторинга, то есть непрерывного отслeживания образовательных итогов и прoверки их на соoтветствие текущим или конечным определённым целям. Мониторинг успешности образовательного процесса проводится посредством управленческой работы и нацелен на создание рефлексии между субъектом и объектами управленческого сопровождения.
Исходя из вышеизложенного, функция «контроль» при осуществлении управления образовательным процессом включает анализ и коррекцию работы, направленную на максимизацию результативности. Использование функций управления для руководителя колледжа означает некоторые важные моменты, куда относится организация кадрового обеспечения учреждения, создание условий для реализации индивидуально-личностной профессиональной траектории достижения образовательных результатов; организация учебно-методического сопровождения траектории; контроль реализации календарно-тематических графиков по учебным планам. Методист в своей повседневной работе обязан обеспечить следующие векторы деятельности: создание учебно-методических комплексов по ОПОП; организацию внутренней экспертизы УМК по отдельным элементам ОПОП; создание и актуализацию информационных ресурсов на основе профессиональных стандартов и требованияй WorldSkills Russia; размещение учебно-методических материалов в электронно-информационной образовательной среде колледжа (ЭИОС).
Реализация образовательного процесса субъектом модели управления – диспетчером учебной части – предполагает следующий функционал:
1. Создание календарных графиков по учебным планам.
2. Сопровождение календарных графиков по учебным планам.
3. Обеспечение оптимальных условий для реализации календарных графиков по учебным планам.
Представленная характеристика управленческого цикла направлена в результате на формирование такого выпускника-специалиста, который будет полностью соответствовать требованиям ФГОС СПО, а также запросам конкретных представителей экономики города и региона в лице работодателей. Исходя из вышеизложенного, следует проиллюстрировать модель управления образовательным процессом в форме схемы взаимодействующих элементов управления (рисунок 3).
Руководитель ОУ СПО
Эффективные управленческие решения: контроль деятельности, кадровое обеспечение, развитие кадров, эффективная образовательная среда
Заместитель директора по воспитательной работе
Старший методист
Зам. директора по учебной работе
1.Контроль посещаемости
2.Организация внеаудиторных мероприятий (развлекательных, спортивных, музыкальных, экологических акций и т. д.)
1.Аттестация педагогов
2.Организация научно-практических конференций
3.Рецензирование учебных пособий и авторских рабочих программ
1.Создание и сопровождение учебного плана
2.Обеспечение оптимальных условий реализации учебного плана, включая оптимальное расписание занятий
Студенты
Преподаватели
Итоги: эффективный преподаватель, готовящий компетентного выпускника колледжа; выпускник – компетентный специалист в данной профессии
Рис. 3. Модель управления образовательным процессом в учреждении
Рис. 3. Модель эффективного управления образовательным учреждением
среднего профессионального образования
Как и все прочие виды деятельности, моделирование управления образовательным процессом строится на показателях и критериях оценки результативности. Для объективной оценки эффективности функционирования образовательной организации отдельные учёные в своих трудах определяют следующие параметры:
1. Оценка потенциальных возможностей организации, так называемая «Целевая эффективность работы ОУ».
2. Параметр сравнительной оценки ресурсов организации и результатов за промежуток времени – «Ресурсная эффективность ОУ».
3. Параметр, в котором определяется «уровень развития нравственных качеств учеников, удовлетворенность своим трудом, учебой» – «Социально- психологическая эффективность работы ОУ».
4. Параметр, оценивающий влияние управленческих действий на эффективность работы организации – «Эффективность управления» [5].
Опора на вышесказанные критерии предоставляет возможность разработки такой системы оценивания эффективности модели управления образовательным процессом, которая охватывала бы критериально-диагностические показатели непосредственно процессов управления и опосредованно образовательной деятельности, включающей основные и сопроводительные процессы на всех уровневых этапах модели управления образовательным процессом колледжа.
Таким образом, определение базовых позиций модели управления в колледже на основе синтеза факторов процессного подхода дает возможность создать систему критериальной диагностики оценки процессуальных и результативных показателей во всех видах учебной деятельности, а также вести мониторинг различных параметров, фиксируя принципиальные трансформации; своевременно вносить корректировки, настраивать образовательный процесс в колледже на непрерывное совершенствование каждого из процессов, держать под контролем меняющиеся требования работодателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из проведённого исследования, можно сделать вывод, что роль системного подхода заключается в возможности детерминировать модель управления как активную систему, обладающую сетью связей и компонентов. Произведя анализ роли системного подхода в оперативном управлении образовательным процессом колледжа, нам удалось сформулировать базовые принципы внедрения и реализации авторской модели: проектирование, конструирование, функционирование и развитие самой системы руководства образовательным процессом.
Среди базовых принципов использования процессного подхода при создании модели управления процессом обучения и воспитания в колледже нами выделены следующие: лидерские качества администрации и включение персонала в процесс, развитие социального партнерства, оптимизация процесса принятия решений на всех уровнях управления. Разработка принципиальных положений авторской модели управления персоналом в организации среднего профессионального образования, построенная с использованием контаминации основ процессного подхода, дает возможность вывести группу критериев оценки по итогам мониторинга процессуальных и результативных показателей в каждом из видов образовательной деятельности; проводить перманентный мониторинг замеряемых параметров, отмечая значительные изменения; своевременно вносить соответствующие корректировки, настраивать образовательный процесс в организации среднего профессионального образования на непрерывную оптимизацию всех процессов и явлений, исходя из актуальных требований рынка работодателей и иных заинтересованных лиц.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кольцова, О.С. Управление качеством образовательного процесса в педагогическом колледже на основе принципа интеграции [Текст]: дис. … канд. пед. наук: / О.С. Кольцова. – Смоленск: Смоленский государственный университет, 2008. – 221 с.
2. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2002. – 224 с.
3. Поташник, М.М. Управление качеством образования [Текст]: практико-ориентированная монография и методическое пособие / М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос, А.М. Моисеев и др., под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 448 с.
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, №47, ст. 5489.
5. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами [Текст] / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. – М.: Владос, 2002. – 319 с.