Идеологические основы плакатов для детей Германии и СССР середины XX века

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Идеологические основы плакатов для детей Германии и СССР середины XX века

Жигалова К.И. 1Зотеева Ж.С. 1
1МБОУ СШ №11 г.Павлово
Баринова С.Э. 1
1МБОУ СШ №11 г.Павлово
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I.Введение.

1. Эффективность визуализации стереотипов в плакате для детей на переломе государственной идеологической политики и её значение  в воспитании гражданина.

Искусство один из неотъемлемых компонентов культуры любого государства. Оно вступает в сложное взаимодействие с философией и наукой, моралью и религией, политикой и идеологией и может быть использовано как объект и средство политической борьбы [1]. Наиболее доступным и распространенным способом распространения идеологии является изобразительное искусство, где особое место отводится плакатной живописи и её возможностям влияния на умы и души людей.

 В данной работе авторы  пытаются рассмотреть увеличение эффективности визуального сообщения за счет использования стереотипов, как сильную внутреннюю психологическую установку на совершение разнообразных действий.

Плакат (по определению Википедии) - это броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Это нечто привычное, с чем человек сталкивается по несколько раз в день и поэтому, как правило, уже научился не реагировать на него, однако, подсознательное влияние содержания изображения может иметь огромное значение для пропаганды всевозможных идей, формирования массового сознания и общественной идеологии [2].

Мы - наследники государства СССР, главной целью пропаганды которого было создание «нового человека» [3] — человека, следующего принципам коллективизма, добровольно подчиняющего свои интересы интересам общества и готового принести себя в жертву на благо общества, который придерживался бы материалистического и атеистического мировоззрения и имел своей высшей целью достижение лучшей, богатой и счастливой жизни для будущих поколений. Немаловажную роль в формировании «нового человека» должен был сыграть плакат - как разновидность способов советской идеологической агитации и пропаганды. Мы изучаем иностранные языки и страноведение, обществознание, мировую историю, а также историю отдельных европейских государств, в общественном сознании которых также присутствовала идея создания «нового человека». На что ориентировано общество, решая задачи его воспитания?  Чем отличаются качества личности, которые могут формироваться средствами искусства на переломе исторических событий? Какие сюжеты наглядной агитации эксплуатируются при формировании общественного сознания? Эти вопросы интересны авторам исследования.

Таким образом, рассмотрение проблемы взаимодействия искусства плакатной живописи и идеологии представляет особый интерес и является актуальным.

2.Тема, цель и задачи, гипотеза исследования.

Тема данного исследования – идеологические основы плакатов для детей Германии и СССР середины XX века, разнообразие сюжетов плакатов и их роль в воспитании гражданина.

 Цель данного исследования – изучить пересечение социальных функций искусства плакатной живописи и идеологии в создании высших общественных ценностей на примере отдельных плакатов для детей и юношества середины XX века.

Задачи учебного исследования:

1. Ответить на вопрос «Увеличивается ли эффективность плакатного сообщения за счет использования стереотипов, как сильная внутренняя психологическая установка на совершение разнообразных действий?».

2. Ответить на вопрос «Чему учила и что воспитывала советская педагогика?» на примере отдельных  плакатов.

3. Сформировать перечень качеств личности, которые пытались  воспитать у советских детей, используя плакатную живопись.

4. Ответить на вопрос «Какую почву имеет под собой выражение, распространяемое в СМИ в последнее время, что идеология фашизма и коммунизма на плакате для детей – это одно и то же?»

5.Создать коллекцию плакатов для детей эпохи СССР, направленных на решение задачи воспитания личности.

Гипотеза: Задачи воспитания качеств личности гражданина при смене политического строя практически не меняются. Педагоги советской эпохи решали те же задачи воспитания, на которые ориентирована современная педагогика.

В период переоценки моральных ценностей и качеств личности и приоритетов общественного сознания, переосмысления событий новейшей истории и выводов из них обозначенная тема, цель и задачи учебного исследования представляются автору работы наиболее актуальными.

В решении поставленных задач  раскрывается значимость и ценность данной работы.

Учебное исследование проводилось по общенаучным методам  поиска, сравнения и анализа образцов плакатной живописи для детей середины XX века.

 

II.Основная часть.

1.Об идеологических основах и исторических задачах советской педагогики.

Из дисциплин, изучающих страноведение, основы искусства и наследие мировой художественной культуры известно, что идеологические системы, вбирающие в себя политические, моральные и другие установки каждого данного общества, нередко стремятся к подавлению свободы искусства, к его политизации. Эта тенденция сохраняется и в наши дни, ведь современные демократические государства не определяют рамок для массовой культуры, а общее воспитание считается лишь одним из многих средств социализации человека.

Педагогика в СССР — это отдельная большая, необъятная тема, отвечающая на главный вопрос: «Чему же учили и как воспитывали советских детей?» Уже в 1920-е годы советский режим осуществил настоящую педагогическую революцию, символом которой стала «система А.С. Макаренко», определившая способ педагогического мышления в ХХ веке. В основу воспитания были положены научные и гуманистические принципы. Воспитание было ориентировано  на формирование всесторонне развитой личности с активной жизненной позицией, социально ответственной и владеющей трудовыми навыками [4].

Одной из главных задач советской педагогики было воспитание послушного гражданина, «винтика государственной машины», не стремящегося выделяться из толпы. На это была направлена вся идеологическая работа в процессе  воспитания детей, в просвещении и агитации масс.

 2.Анализ сюжетов, разнообразие и задачи плакатной живописи для детей в СССР.

Влияние на массовое сознание стало определяющим для советской эпохи.

 Плакаты 1930 годов (Приложение 1). Как видим, на плакатах дети носят уже пионерские галстуки. Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина — массовая детская коммунистическая организация в СССР была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 г. и до 1924 г. носила имя Спартака. В данном случае СССР в значительной степени использовал опыт США и других стран Запада, где дети в массовом порядке входили в "отряды разведчиков" ("скаутов"), что позволяло не только воспитывать их в духе коллективизма и физической культуры, но и готовить мобилизационный резерв молодёжи на случай войны. Собственно, слово "пионер" пришло в СССР из английского языка.

В основном педагогические плакаты в СССР были адресованы как взрослым, так и самим детям. Явно идеологические плакаты с детьми встречались относительно редко. Педагогические плакаты преследовали вполне конкретные цели и задачи, что определяло их многообразное содержание. Например, плакат 1931 года (Приложение 2)  призывает делать пожертвования на школу. До недавнего времени для современных российских родителей проблема "пожертвований на школу" снова стала актуальной.

     Кроме глобального идолопоклонения «Вождю», которым пронизано большинство сюжетов советской плакатной живописи, этот вид массового искусства был направлен на формирование образа «нового человека»,  который не мыслит своё существование без «чуткого, непогрешимого, справедливого руководителя» [3]. Идеологическое наполнение видеоряда наглядной агитации и пропаганды  подразумевает обязательное присутствие изображение И.В.Сталина - руководителя СССР с 1925 по 1953 годы. На плакатах 1938  г. «Спасибо Сталину за счастливое детство!» и 1947 г. «Окружим сирот материнской лаской и заботой» (Приложение 3) в центре внимания или на фоне мизансцены видим руководителя государства и правящей (кстати, единственной) политической партии страны.

При рассмотрении и анализе сюжетов плакатов эпохи СССР можно ответить на вопрос, что стремились воспитать в советских детях?

Плакат 1950 года Василия Сурьянинова с патриотическим призывом "Будь достойным сыном Родины! (Приложение 4).

 Плакат 1950 Бориса Решетникова "Пионер без лишних слов малышу помочь готов" призывает  к взаимопомощи и дружбе (Приложение 5).

 Плакат 1950 года "Учись всё делать сам!" направлен на формирование самостоятельности и аккуратности  (Приложение 6).

 Плакаты 1954 года Софьи  Низовой "Люби труд!" и 1957 года Галины Шубиной "Научусь!" направлены на формирование трудолюбия и основ мастерства (Приложение 7).

 Через плакат 1955 года Софьи Низовой  "Не обижай малыша!" формируется чувство сострадания и ответственности, готовность защищать маленьких и слабых (Приложение 8).

  Её же плакат 1955 года "Не смей!" воспитывает неравнодушие и нетерпимость к злу (Приложение 9). Современная педагогика призывает к толерантности, чувство нетерпимости к чему либо в определенных ситуациях может характеризовать человека, как имеющего  с пробелы в воспитании.

 Плакат 1960 года Натальи Вигилянской и Федора Качелаева "Все умеем делать сами, Помогаем нашей маме!" направлен на формирование готовности помогать старшим, призывает к самостоятельности и независимости в быту (Приложение 10).

 Плакат 1965 года Галины Шубиной "Не лги никогда!" пропагандирует взаимное доверие взрослых и детей,  воспитывает достоинство и честность (Приложение 11).

В настоящее время некоторые примеры плакатной живописи воспринимаются уже негативно. «Подвиг» Павлика Морозов развенчан современной историей, а европейцам и американцам, которые имеют обыкновение сообщать в полицию по любому поводу о действиях своих соседей, трудно понять, почему русские относятся с презрением к «стукачеству»[1]. Однако, приведенный пример детского советского плаката 1959 года "Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда" (Приложение 12) направлен на воспитание коллективизма, ответственности за членов своего окружения.

 Следующий пример плаката 1959 года "Ни капли!" направлен на формирование здорового образа жизни (Приложение 13).

Плакат 1964 года  Евгения Соловьева "Распорядок дня" о соблюдении распорядка дня направлен на воспитание самодисциплины, привития основ здоровья (Приложение 14).

 Сатирические сценки из повседневной жизни тоже могут присутствовать на плакате с целью воспитания  уважения к старшим: 1957, Константин Иванов, Вениамин Брискин "Не будь таким!" (Приложение 15).

Успехи в учебе – залог будущей успешной профессиональной карьеры. К прилежанию в учебе призывает следующий плакат 1957 года Рубена Сурьянинова "Учись на пять!" (Приложение 16).

 Через наглядную агитацию в форме плаката можно привить уважение к семейным ценностям: 1958 год «А ты любила когда-нибудь?» (Приложение 17).

Историческое развитие искусства плакатной живописи для детей отражает воздействие сложного сочетания внешних импульсов в его идеологических и самых тонких социально-психологических проявлениях. Плакат всегда социально обусловлен, выполняя свою важнейшую цель – социальное воздействие, однако социальные функции искусства плакатной живописи  и идеологии во многом пересекаются, особенно это сходство проявляется в создании высших общественных ценностей. Поэтому пропаганда через плакат будет одинакова всегда и везде, потому что она опирается как раз на ценности конкретного общества со своей идеологией.

3. О манипуляции общественным сознанием в плакатах.

В последнее время в целях манипуляции общественным сознанием навязывается идея, что  фашизм и коммунизм – это одно и то же, или, по крайней мере, имеют много схожего. Особенно это не приемлемо для нас, внуков творцов Великой Победы, наследников страны, которая более 70 лет «строила коммунизм», которая заплатила огромную цену за победу над фашизмом-врагом человечества. Сейчас много появилось псевдо-историков, которые занимаются тем, что чернят СССР и в той или иной степени оправдывают фашистскую Германию. Как надо презирать своих отцов и дедов, свою страну  и ее историю, чтобы хотя бы заикнуться о чем-то подобном? Советский союз переломил хребет «фашистской гадине», спас себя и народы Европы от этого зла.

Одна из задач данного исследования  – дать ответ на вопрос, какие основания имеются у распространенного в последнее время в СМИ выражения о схожести идеологии фашизма и коммунизма в ракурсе наглядной пропаганды и агитации в виде плакатов для детей?

Мы проанализировали сюжеты плакатов для детей  1940-50 х годов фашистской Германии и советской России, стремящейся воплотить идеи коммунизма.  На первый взгляд сюжеты плакатов схожи, однако рассмотрим более подробно, что нарисовано и  что написано на этих плакатах.

Итак, найдены и сопоставлены несколько схожих по сюжету плакатов для детей двух идеологически противоположных государств: Германии и СССР 1930-40 годов.

Слева: Обложка книги «Дети, что вы знаете о фюрере?»

Справа: «Спасибо родному Сталину за наше счастливое детство!»

Слева: Девочка на фоне других детей: «Дети служат фюреру. Все десятилетние - вступайте в «Гитлерюгенд».

Справа: Пионерка на фоне рабочих: «Мое счастье зависит от ваших успехов!»

Слева. Подросток  с трубой на фоне самолета: «Имперский оркестр союза воздушного спорта».

Справа. Горнист на фоне летнего домика в пионерском лагере: «Пионеры на отдых!»

Слева плакат, пропагандирующий вступление в гитлерюгенд: «Все десятилетние — в гитлерюгенд», «Молодёжь служит фюреру».

Справа плакат с членами пионерской организации СССР: «Великому Сталину слава!»

На первый взгляд отмечается  внешнее сходство приведенных примеров плакатов для детей, однако не следует  ограничиваться лишь поверхностными суждениями. Мы перевели с немецкого на русский язык тексты, наложенные на изображение.

 Сравнение содержания текста на плакатах всё ставит на свои места:

  • Плакаты фашистской Германии призывают детей служить фюреру и участвовать в молодежной фашистской организации, в которую можно было попасть лишь после проверки на чистоту крови, и в которой занимались спортом и  изучением основ фашизма.
  • Советские плакаты призывают к свершениям, создают образ счастливого будущего для детей, призывают к дружбе, сплочению в единый коллектив для созидания.
     

III.Заключение. Выводы.

Итак, в результате проведенного исследования установлено:

1.Визуальное сообщение является сильной внутренней психологической установкой на совершение разнообразных действий.

2.Педагогика в СССР решала задачу – воспитание порядочного, законопослушного человека, идеологически соответствующего данному обществу гражданина, в том числе средствами наглядной агитации, а именно через  плакаты для детей. Несмотря на то, что идеология присутствовала на советских педагогических плакатах в виде красных галстуков и некоторых других атрибутов, в целом их содержание было основано на общечеловеческих ценностях современного общества. Советские  плакаты преследовали вполне конкретные цели и задачи, что определяло их многообразное содержание.

3.В СССР через плакатную живопись у детей формировался  следующий перечень качеств личности: патриотизм; трудолюбие и мастерство; честность; дружба и коллективизм; готовность помогать старшим, взаимопомощь; уважение к семейным ценностям; уважение к старшим; прилежание в учёбе; самодисциплина и самостоятельность; здоровый образ жизни; неравнодушие, нетерпимость к злу; готовность защищать маленьких и слабых; преданность своим идеям и принципам.

На формирование и развитие всех этих личностных качеств направлена и современная педагогика. Гипотеза исследования нашла своё подтверждение.

4.Отвечая на вопрос об основаниях выражения, распространяемого в СМИ в последнее время о схожести  идеологии фашизма и коммунизма или более лаконично «Идеология фашизма и коммунизма на плакате для детей – это одно и то же?» нельзя дать однозначного ответа.

Если некто занимается пропагандой некоего неверного положения, он обязательно будет опираться на какие-то чисто внешние признаки, не обращая внимания на суть. В данном случае, недостаточно использовать только внешние признаки, на самом деле, объединяющие самые разные государства, для того, чтобы "доказать" совершенно ложный тезис последнего времени о мнимой идентичности СССР и гитлеровской Германии. Исследование текстового сопровождения рассмотренных отдельных образцов идеологически направленных плакатов для детей 1940-50 годов позволяет делать вывод, что при внешнем сходстве приведенных примеров не следует  ограничиваться лишь поверхностными суждениями. Плакаты имеют разные посылы.

Поэтому так важно изучать иностранные языки и мировую культуру, не быть тупым и поверхностным, не поддаваться на манипуляции нашим сознанием.

В результате поиска материалов для исследования создана коллекция плакатов для детей эпохи СССР. (Приложения1-17)

Выполненная работа может иметь практическое значение для организации занятий внеурочной деятельности по социально-педагогической направленности для решения задач образования и воспитания, а также  при изучении темы «Когда текст и изображение вместе курса «Изобразительное искусство» для 7-8 классов общеобразовательных учреждений по УМК А.С.Питерских, Г.Е.Гурова «ИЗО. Дизайн и архитектура в жизни человека».

 

IV.Литература

1.Голубева А. В. Россия и Запад. Формирование внешнеполитических стереотипов в сознании российского общества первой половины ХХ века / Под ред. (М., 1998).

2.Волобуев О.В. Советский тоталитаризм: образ врага // Тоталитаризм и личность. Пермь, 1994.

3.Дрейслер И. С. Советское право и моральный кодекс строителя коммунизма. — М.: Юридическая литература, 1964. — 77 с.

4.Залесский К. А. НСДАП. Власть в Третьем рейхе. М.: Яуза, Эксмо, 2005. — С. 499—500.

5.Иголкин А. Пресса как оружие власти // Россия. XXI. 1995. № 11-12.

6.Кормилицын С. В. . Молодежная политика Третьего Рейха, 1933—1941 гг. (дис. канд. ист. наук : 07.00.03.- Санкт-Петербург, 2000. 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/595-9)

7.Питерских А.С.,Гурова Г.Е. «ИЗО. Дизайн и архитектура в жизни человека 7-8»., М., Просвещение, 2015.-С.33-41.

8.Фатеев А.В. Державный патриотизм времен позднего сталинизма // Преподавание истории в школе. 1995. № 7

9.Фатеев А. В.  Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг.

10.Источник: https://nauchniestati.ru/blog/metody-issledovanija/

11.источник: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?

Просмотров работы: 66