Идеи бережливого производства в школе, или Как стать самостоятельным человеком

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Идеи бережливого производства в школе, или Как стать самостоятельным человеком

Антонюк Я.Д. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 45" г.Белгорода
Шурыкина Т.С. 1
1МБОУ СОШ № 45 г.Белгорода
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Каждый раз, когда мама заходит в мою комнату, она вздыхает и говорит: «Когда же ты станешь самостоятельным и научишься бережно относиться к своим вещам? Наведи порядок!» Я задумался над вопросами: «Зачем нужно постоянно ставить книги на полку, а игрушки складывать в ящик? Какой в этом смысл?» На эти вопросы я решил найти ответы и провести собственное исследование.

Актуальность. Мы живем в мире вещей. Многие из них сделаны руками человека.Но некоторые люди не знают, что бережливое отношение к вещам – это важное качество человека. Оно помогает сохранить вещи, сэкономить время и силы, которые тратятся на их поиск, а значит, улучшить собственную жизнь. А ведь достаточно просто положить вещь на свое место и в нужное время ее не придется долго искать. Мы считаем, что наш проект поможет научиться беречь вещи и время, стать самостоятельным и ответственным человеком.

Начиная работу, мы выдвинули гипотезу: бережливое отношение к вещам помогает воспитанию самостоятельности у первоклассников.

Цель нашего проекта – выяснить, действительно ли бережливое отношение к вещам воспитывает самостоятельность.

Для достижения цели были поставлены задачи:

- изучить литературу по вопросам бережливого отношения к вещам;

- провести наблюдение и анкетирование учащихся 1 «Б» класса и их родителей;

- разработать рекомендации для детей и родителей, которые помогут первоклассникам стать бережливыми.

Для решения поставленных задач мы использовали методы исследования: теоретический – изучение литературы по выбранной теме; практический – наблюдение и анкетирование; обобщение результатов, выводы.

Объект исследования: вещи.

Предмет исследования: бережливое отношение к вещам.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Культура бережливого отношения к вещам на Руси

Изучив литературу по выбранной теме, мы выяснили, что с древних времен человек стремится обустроить свое жилище таким образом, чтобы в нем было комфортно трудиться и отдыхать.

Например, в Древней Руси к вещам относились очень бережно: одежду стирали и штопали, рабочий инвентарь чистили и чинили. Каждой вещи отводилось свое место. В крестьянской избе посуду хранили на женской половине, на полках возле печи. (Приложение 1) Приспособления для работы в поле – на мужской половине, под лавками. Бережливое отношение к вещам на Руси связано с обычаями и традициями. В крестьянской избе на самом почетном месте – в «красном углу» – под иконами располагался стол, за которым не только обедали, но и отмечали все важные события: свадьбу, рождение детей, проводы в армию. Стол берегли, потому что считали его центром семейной жизни, содержали в чистоте, украшали скатертями. (Приложение 1)

Порядок в доме означал для русского человека порядок в жизни. Люди знали, что нужно много трудиться, чтобы в доме было чисто и уютно. Многие русские пословицы подтверждают это: «Дом вести – не лапти плести», «Где порядок царит, там и счастье гостит», «Порядок – сила: бережет время».

Мы пришли к выводу, что нужно ценить и беречь свои вещи, поддерживать порядок. Культура бережливого отношения к вещам на Руси передавалась из поколения в поколения, и нам тоже нужно продолжать эту традицию.

Идеи «бережливого производства» в современном мире

Не только русский, но и другие народы считали, что бережливое отношение к вещам помогает улучшить качество жизни человека.

Например, в Стране Восходящего Солнца разработана стратегия «бережливого производства». Сначала она применялась на заводах компании «Тойота Моторс», а теперь стала популярна во всем мире. Разработанная в Японии стратегия «бережливого производства» направлена по повышение качества деятельности и сокращение потерь. Сегодня она применяется не только в сфере производства, но и в других сферах – медицинской, образовательной и т.д.

Идеи «бережливого производства» основаны на японской философии «кайдзен». В переводе это слово означает «постоянное улучшение» для достижения целей. Главными принципами «кайдзен» можно считать следующие (Приложение 2):

- разумная организация рабочего места по системе «Пять «S» (уборка всего лишнего, удобное расположение нужных вещей, поддержание чистоты и порядка, воспитание привычки четко выполнять правила);

- устранение потерь (времени, сил, денег), которые связаны с ненужными движениями, лишним ожиданием, неправильной организацией работы).

Результатом использования идей «бережливого производства» является повышение качества любой деятельности (работы, учебы), отношений между людьми, поведения каждого человека.

Мы пришли к выводу, что разработанные японскими специалистами идеи «бережливого производства» сегодня очень актуальны, поэтому используются во всем мире. Они помогают не только повысить качество деятельности, но и сберечь вещи и время, а главное – улучшают самого человека.

Опыт использования идей «бережливого производства» в школах России

В России идеи «бережливого производства» применяются во многих сферах, в том числе в сфере образования. Например, принят Национальный проект «Комфортная школа», который направлен на введение так называемых бережливых технологий в школах. Проанализировав литературу по проблеме создания бережливых технологий в образовании, мы выяснили, что некоторые авторы рассматривают бережливость как часть нравственного воспитания. Во многих школах нашей страны уже разработаны проекты, которые помогли улучшить работу школьной столовой, гардероба, библиотеки, мастерских (Приложение 3). Чаще всего в российских школах используется система организации рабочего места 5S и визуальная навигация.

С помощью разумной организации системы хранения вещей, расположения мебели, улучшения маршрутов передвижения экономится время, которое учащиеся и учителя тратят на переодевание в гардеробе, ожидание очереди в столовой и т.д.

Мы пришли к выводу, что главная цель применения бережливых технологий в школе – это не только воспитание бережливого отношения к вещам и времени. Важнее всего научить школьников самостоятельности, самоорганизации, самоконтролю, соблюдению определенных правил. Однако, возможности использования технологий «бережливой школы» далеко не исчерпаны.

Глава 2. Практическая часть

Чтобы выяснить, насколько бережливы и самостоятельны первоклассники, мы решили провести наблюдение и анкетирование.

На первом этапе мы провели самонаблюдение и выяснили, что у меня в портфеле, в шкафу и на рабочем столе бывает беспорядок, который мешает мне быстро найти нужную вещь. Чтобы навести порядок в школьных вещах, мы использовали идеи «бережливого производства», которые основаны на японской философии «кайдзен» («постоянное улучшение»). Мы провели организацию рабочего места по системе «Пять «S»: убрали всё лишнее, удобно расположили нужные вещи, научились поддерживать чистоту и порядок в портфеле, на рабочем столе и в шкафу, научились четко выполнять правила по наведению порядка.

Далее мы провели наблюдение за одноклассниками и выяснили, что многие дети долго готовятся к следующему уроку, потому что у них в портфеле и на парте беспорядок. (Приложение 4)

Поэтому мы решили предложить детям каждый день самостоятельно себя оценивать. Для этого в классе прикрепили карту самооценки, в графах которой дети в течение недели ставили себе оценки в виде разноцветных кружков за порядок в портфеле, на рабочем столе (дома и в классе) и в шкафу со школьными принадлежностями. (Приложение 5)

В результате мы выяснили, что есть ученики (4 чел.), которые поддерживают порядок в портфеле, на рабочем столе, в шкафу и не забывают каждый день ставить себе оценку. У большей части первоклассников иногда бывает беспорядок в школьных вещах, но они не забывают поставить себе оценку. Есть ученики (6 чел.), которые не поддерживают порядок, часто забывают поставить себе оценку.

Вывод: многие первоклассники не умеют бережливо относиться к вещам и времени, поддерживать порядок, значит, они недостаточно самостоятельны.

На втором этапе мы провели анкетирование учеников 1 «Б» класса и их родителей. (Приложения 6, 7) В анкетировании приняли участие 28 детей и 28 родителей.

Первоклассникам был задан вопрос «Кого, по твоему мнению, можно назвать бережливым человеком?» (Приложение 8 диаграмма 1). Как следует из данных диаграммы, бережливым человеком первоклассники считают того, кто «бережет природу» – 27 чел. (96%), «бережет свои вещи» – 20 чел. (71%), «бережет свет и воду» – 17 чел. (61%). Только 7 опрашиваемых (25%) выбрали ответ – «тот, кто бережет время».

Далее респондентам был задан вопрос «Что ты первым делом делаешь на перемене?» (диаграмма 2). Как видно из данных диаграммы, 11 чел. (39%) готовятся к следующему уроку, 6 чел. (21%) разговаривают с другими детьми, 6 чел. (21%) играют, 3 чел. (11%) рисуют, 2 чел. (8%) пьют воду.

Далее респондентам был задан вопрос «Трудно ли тебе подготовиться к уроку?» (диаграмма 3). Как видно из данных диаграммы, 7 чел. (25%) выбрали ответ «легко, я могу быстро найти в портфеле нужные ручки, тетради, учебники», 2 чел. (7%) выбрали ответ «трудно, потому что у меня часто теряются ручки, карандаши, тетради». Большинство опрашиваемых – 19 чел. (68%) – ответили «иногда легко, а иногда трудно».

Далее респондентам был задан вопрос «Если в твоих школьных вещах бывает беспорядок, то почему?» (диаграмма 4). Как видно из данных диаграммы, ответ «у меня не всегда получается поддерживать порядок в школьных вещах» выбрали 15 чел. (54%), «мне не хватает времени навести порядок» – 5 чел. (18%). И только 8 чел. (28%) всегда кладут вещи на свое место.

Вывод: первоклассники знают, что нужно беречь природу, свои вещи, воду и электроэнергию. Но многие дети не умеют или не успевают поддерживать порядок, поэтому им трудно быстро подготовиться к урокам.

Далее мы провели анкетирование родителей.

Респондентам был задан вопрос «Считаете ли Вы своего ребенка бережливым?» (диаграмма 5). Как видно из данных диаграммы, не считают своего ребенка бережливым – 4 чел. (14%), считают ребенка бережливым – 5 чел. (19%). Большинство родителей выбрали ответ «скорее, нет, он бережет свои вещи, если ему об этом постоянно напоминать» – 13 чел. (46%).

Далее респондентам был задан вопрос «Для чего, по Вашему мнению, нужно воспитывать ребенка бережливым?» (диаграмма 6). Как следует из данных диаграммы, более половины родителей выбрали ответ «чтобы стал самостоятельным человеком» – 18 чел. (64%), остальные выбрали ответ «экономить деньги родителей» – 10 чел. (36 %).

Далее респондентам был задан вопрос «Как обычно Ваш ребенок собирает портфель?» (диаграмма 7). Как видно из данных диаграммы, только 5 первоклассников (18%) собирают портфель самостоятельно, 1 ребенку (3%) собирают родители, большая часть детей собирает портфель вместе с родителями – 22 чел. (79%).

Далее респондентам был задан вопрос «Как Вы считаете, какой способ воспитания бережливости наиболее эффективен?» (диаграмма 8). Как видно из данных диаграммы, большинство родителей выбрали ответ «проводить с ребенком беседы о бережливости – 13 чел. (46%), ответ «личный пример родителей» выбрали 9 чел. (33%), ответ «формирование навыков бережливости (напоминание, визуализация)» – 6 чел. (21%).

Вывод: Многие родители не считают своих детей бережливыми и самостоятельными, так как дети относятся бережно к своим вещам, если им об этом напоминают, портфель собирают вместе с родителями, а не самостоятельно. Родители понимают, что ребенка нужно учить бережливости. Они считают, что в этом очень помогает личный пример родителей, беседы, напоминания, визуализация.

Заключение

Таким образом, в ходе проведения исследования цель достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтвердилась.

Мы пришли к выводу, что бережливость – важная черта характера. Бережливое отношение к вещам помогает не только сохранить вещи, сэкономить время на их поиски, но и воспитывает самостоятельность. Поэтому бережливости учили детей в Древней Руси и учат в современной России, используя опыт разных народов.

Результатом нашей работы стали разработанные рекомендации для одноклассников в виде визуализации (плакаты), с помощью которых ученики будут учиться бережно относиться к школьным вещам, а значит, станут более самостоятельными. (Приложение 9) Также мы разработали рекомендации для родителей в виде памятки, которую раздали им на родительском собрании. (Приложение 10)

Список использованной литературы

Авдеева Е. А. Записки о старом и новом русском быте Е. Авдеева (репринтное издание 1842 г.). – М.: Литео, 2016. – 164 с.

Георгиева Т.С. Русская повседневная культура. Обычаи и нравы с древности до начала Нового времени. М.: Ломоносовъ, 2020. – 224 с.

Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Русский народ. Культура. Обычаи. Обряды. – М.: Паритет, 2014. – 448 с.

Лайкер Д. Дао Тойота. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 400 с.

Лепешова Е. Ваш первоклассник. – М.: Издательские решения, 2015. – 190 с.

Масааки Имаи. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний. М.: Альпина Паблишер, 2019. – 274 с.

Пантилеева А.А. Картины нравов народов Российской империи. – М.: Белый город, 2016. – 70 с.

Соколкина, О.П. С чего начинается Родина / О.П. Соколкина, А.В. Соколкин // Система образования и технологии бережливого производства: материалы очно-заочной Региональной научно-практической конференции (Нижневартовск, 31 марта 2017 года) / Отв. ред. А.В. Коричко. Нижневартовск: Изд-во НГУ, 2017. – 86 с. – Режим доступа: http://bp.nvsu.ru

Улыбашева М. Русская изба. От печки до лавочки. – М.: Настя и Никита, 2018. – 24 с.

Приложение 1

Рис. 1. Печь на женской половине в интерьере крестьянской избы.

Рис. 2. Стол в «красном углу» крестьянской избы – центр семейной жизни.

Приложение 2

Рис. 3. Пять принципов организации рабочего места в японской философии «кайдзен».

Приложение 3

Рис.4 Использование в российских школах системы организации рабочего места 5S с целью улучшения работы столовой.

Приложение 4

Рис. 5. Беспорядок на парте и в портфеле – причина долгой подготовки первоклассников к уроку.

Приложение 5

Рис. 6. Карта самооценки первоклассников.

Приложение 6

АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Дорогие ребята!

Просим вас внимательно прочитать и ответить на вопросы анкеты.

Вопрос 1. Кого, по твоему мнению, можно назвать бережливым человеком? (выберите 3 варианта) Это тот, кто:

а) бережет природу;

б) бережет бумагу;

в) бережет свои вещи;

г) бережет время;

д) бережет свет и воду.

Вопрос 2. Что ты делаешь первым делом на перемене:

а) пью воду;

б) иду в туалет;

в) готовлюсь к следующему уроку;

г) рисую;

д) играю;

е) разговариваю с другими детьми.

Вопрос 3. Трудно ли тебе подготовиться к уроку?

а) легко, я могу быстро найти в портфеле нужные ручки, тетради и учебники;

б) иногда легко, иногда трудно;

в) трудно, потому что у меня часто теряются ручки, карандаши, тетради.

Вопрос 4. Если в твоих школьных вещах бывает беспорядок, то почему?

а) мне не хватает времени навести порядок;

б) у меня не всегда получается поддерживать порядок в школьных вещах;

в) я всегда кладу школьные вещи на свои места.

Спасибо!

Приложение 7

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Уважаемые родители!

В нашем классе проводится исследование на тему: «Идеи бережливого производства в школе, или Как стать самостоятельным человеком». Просим Вас ответить на вопросы анкеты.

1. Считаете ли Вы своего ребенка бережливым?

а) да (он бережно относится к своим и чужим вещам, умеет экономить электроэнергию и воду);

б) скорее, да (он бережно относится только к своим вещам, которые ему дороги, часто экономит электроэнергию и воду);

в) скорее, нет (он бережет свои вещи, экономит электроэнергию, если ему об этом постоянно напоминать);

г) нет (знает, что нужно быть бережливым, но не делает этого).

2. Для чего, по Вашему мнению, нужно воспитывать ребенка бережливым?

_______________________________________________________________

3. Как обычно Ваш ребенок собирает портфель?

а) ребенок собирает портфель самостоятельно;

б) ребенок собирает портфель вместе с родителем;

в) портфель собирают родители.

4. Как Вы считаете, какой способ воспитания бережливости наиболее эффективен?

а) проводить с ребенком беседы о бережливости;

б) личный пример родителей;

в) формирование навыков бережливости (напоминание, визуализация и др.)

г) Ваш вариант ответа ____________________________________________

Благодарим за внимание!

Приложение 8

Диаграмма 1. Кого можно назвать бережливым человеком?

Диаграмма 2. Что ты делаешь первым делом на перемене?

Диаграмма 3. Трудно ли тебе готовиться к уроку?

Диаграмма 4. Если в твоих школьных вещах бывает беспорядок, то почему?

Диаграмма 5. Считаете ли Вы своего ребенка бережливым?

Диаграмма 6. Для чего, по Вашему мнению, нужно воспитывать ребенка бережливым?

Диаграмма 7. Как обычно Ваш ребенок собирает портфель?

Диаграмма 8. Как Вы считаете, какой способ воспитания бережливости наиболее эффективен?

Приложение 9

Рис. 7. Рекомендации первоклассникам в виде визуализации.

Приложение 10

ПАМЯТКА для родителей

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ

Обсудите с ребенком русские народные пословицы «Дом вести – не лапти плести», «Где порядок царит, там и счастье гостит», «Порядок – сила: бережет время».

Прочитайте с детьми литературные произведения или посмотрите мультфильмы:

С.Я. Маршак. Книжка про книжки.

Л. Ф. Воронкова. Маша-растеряша.

М. Карем. Растеряшка.

А.Л. Барто. Перчатки.

Г.В. Лебедева. Как Маша поссорилась с подушкой.

Е.Л. Шварц. Сказка о потерянном времени.

3. Помогите ребенку научиться поддерживать порядок в школьных вещах (в портфеле, на рабочем столе, в шкафу со школьными принадлежностями). Как это сделать? По японской системе «Пять «S»:

- уберите всё лишнее (черновики, ненужные игрушки, сломанные карандаши и т.д.);

- удобно расположите нужные школьные вещи, например, на столе, за которым ребенок учит уроки (источник света – слева, письменные принадлежности – справа, в верхней части стола – подставка под книги и т.д.);

- научите содержать вещи и рабочее место в чистоте (разлил воду – сам вытри, увидел мусор – сам выбрось и т.д.);

- научите поддерживать порядок: вместе определите место для каждой вещи, например, в портфеле (в одном отделении – книги, в другом – тетради, в кармашках – бутылка с водой, влажные салфетки);

- выработайте у ребенка привычку соблюдать эти правила по наведению порядка.

16

Просмотров работы: 2194