Интернет-безопасность для подростков

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Интернет-безопасность для подростков

Овезова А.Д. 1
1МАОУ "Щёлковская гимназия № 6" ГОЩ
Тагер А.А. 1
1МАОУ "Щёлковская гимназия № 6" ГОЩ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сегодня интернет играет большую роль в жизни человека. Он оказывает огромное влияние на поведение и психику людей, на формирование личности детей и на их взаимоотношения с окружающим миром.

Интернет-пространство, как и любое другое пространство, несет в себе не только возможности развития, эволюции, роста личности, но и определенный круг угроз и проблем негативного характера.

Так как я сама довольно часто пользуюсь интернетом, я решила провести исследование на тему безопасности в интернете. Эта тема сейчас очень актуальна и важна для меня и всего общества в целом в связи с нынешней ситуацией. Во время режима самоизоляции, связанного с коронавирусом, подростки, в том числе и я, проводят много времени в Интернете, часть которого отводится на интернет-магазины, просмотр новостной ленты, общение в социальных сетях, развлечения и онлайн-игры. И не всегда это носит позитивный характер, так как подростки лишены возможности выхода на улицу и выплеска энергии в социуме, что может привести к выплеску этой энергии в Интернет-пространство, неся за собой негативные последствия.

Актуальность работы:

В настоящее время современное общество становится информационным. Все персональные данные, информация о доходах, бизнесе и самом человеке переходят в электронный вид. Даже деньги становятся безналичными. Такое общество содержит в себе высокий потенциал угрозы для его безопасности.

Я – подросток, вступающий во взрослую жизнь. Я уже могу получать электронные банковские карты, регистрироваться в социальных сетях, как и другие люди в возрасте 15-18 лет. Поэтому для меня важно, чтобы мои персональные данные были защищены и не распространялись по всей электронной сети. Я думаю, что эта проблема актуальна и для многих других подростков.

В условиях самоизоляции из-за коронавируса SARS-CoV-2 (COVID-19), как говорят аналитики и по статистике, резко сократилось количество преступлений на улице, скорее всего это связано с самоизоляцией самих преступников. Но зато все данные говорят о том, что резко увеличились преступления в интернет-сфере, интернет-пространстве. Наиболее подвержены этим преступлениям две категории граждан: люди пожилого возраста и подростки. Пожилые в силу своих страхов, внушаемости, доверия, чаще всего становятся объектами правонарушений. Преступники хитростью узнают их пин-коды и похищают деньги и сбережения. А вот что касается подростков – они отличаются как раз самоуверенностью, уверенностью в том, что они более свободны в интернет-сфере, и нигилизмом – отрицанием всех предупреждений, навязанных им взрослыми. И поэтому они становятся как объектами этих правонарушений в информационной сфере, так и субъектами, т.е. сами их совершают, не думая о последствиях. (В России за три месяца 2020 года число преступлений с использованием IT-технологий выросло почти на 84% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщает МВД РФ.)

Цель:

Очертить круг кибер-угроз для подростков и от подростков в современном информационном обществе и выработать приемы их защиты.

Задачи:

Разобраться, с какими угрозами подростки могут столкнуться и какие могут создать сами в интернет-пространстве, и определить степень их опасности;

Найти и усвоить способы защиты данных;

Разработать буклет с рекомендациями;

Научиться в любой момент обезопасить себя при работе в сети Интернет;

Определить степень знаний подростков об интернет-угрозах.

Методы исследования: сбор теоретической базы с помощью Интернет-ресурсов и ее анализ, проведение социологического опроса, анализ этого опроса, выводы.

Гипотеза:

Я предполагаю, что уровень знаний подростков об угрозах Интернета недостаточно высок. Подростки знают об угрозах, но относятся к ним как к абстракциям и считают, что их они не коснутся. Они ведут себя инфантильно, то есть не воспринимают всерьез эти угрозы и думают, что с ними этого не произойдет. Также подростки могут совершать различные действия в Интернете, не понимая, что уже существует некая ответственность.

Глава 1. Теоретическая часть

Интернет – это средства коммуникаций, с помощью которых и подростку могут причинять вред, и сам подросток может причинять вред. То есть, Интернет – это система с двухсторонним движением. Киберугроза - угроза потери данных или нарушения работы вычислительной системы в результате кибератаки - несанкционированного воздействия на вычислительную систему специальными программными средствами с целью нарушения её работы, получения секретной информации и т. п.

Работу над проблемой я буду проводить поэтапно. На первом этапе я должна разобраться в том, в каких киберугрозах подросток может выступать как субъект деятельности и в каких киберугрозах он может быть объектом. Но существуют ситуации, в которых подросток может быть, как и субъектом, так и объектом деятельности в Интернете. С этими ситуациями я тоже буду разбираться. На втором этапе я выясню, каким законодательством они регулируются с помощью изучения различных статей из Кодексов Российской Федерации.

Подросток, как объект деятельности

В интернет-магазинах подростки могут распространить данные своей электронной карты, что может привести к мошенничеству и краже денежных средств.

УК РФ Статья 158. Кража

Кража, совершенная с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 159.3 настоящего Кодекса)

Наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

В целях защиты, подростки должны:

оплачивать покупки только на проверенных сайтах (тип соединения – протокол https, иконка закрытого или зеленого замка в адресной строке браузера, адрес сайта должен состоять из типа подключения (https), имени домена (например, yandex) и доменного расширения (.ru, .com, .net и так далее).);

использовать виртуальные карты для оплаты онлайн.

2) При регистрации на многих сайтах мы вводим свои персональные данные, которые переходят в электронный вид и хранятся в Сети. Мы соглашаемся на условия использования наших данных для различных целей. При сбоях в программах они могут быть выведены в информационное Интернет-пространство.

В целях защиты прав и свобод человека в этой области принят Федеральный закон ФЗ-152 «О персональных данных», регулирующий деятельность по обработке (использованию) персональных данных.

КоАП РФ Статья 13.11. Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных

Невыполнение оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения) или извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до шести миллионов рублей.

В целях защиты, подростки должны:

читать лицензионное соглашение, перед тем как давать разрешение на обработку персональных данных;

соотнести назначения сайта и запрашиваемых данных;

убедиться в безопасности сайта.

Подросток, как субъект деятельности

Подростки могут делать репосты записей на своих страницах в социальных сетях, за которые сами несут ответственность. В них они могут использовать фашистскую символику и свастику.

КоАП РФ Статья 20.3. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Ответственность за такие деяния наступает с 16-ти лет.

В целях защиты, подростки должны:

тщательно контролировать свое поведение в социальных сетях, ведь практически все проблемы возникают из-за того, что подростки не осознают опасность распространения личной информации и возможности получения доступа к другим учётным записям.

Подросток, как субъект, так и объект деятельности

Могут распространяться данные о личной жизни, выложенные в социальных сетях. Фотографии, находящиеся в общем доступе могут использоваться другими людьми в качестве шантажа, буллинга или рекламы. По ст. 1259 ГК РФ фотография признана объектом авторских прав.

УК РФ Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации

Наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Уголовная ответственность за такие деяния наступает с 16-ти лет.

До 18 лет подростки являются несовершеннолетними, поэтому правом давать согласие на использование личных сведений о них наделены их родители (или иные представители). Свое согласие на работу с личной информацией они должны выразить в письменном виде с обязательной собственной подписью.

В целях защиты, подростки не должны:

делиться личной информацией с малознакомыми людьми;

выкладывать в социальные сети информацию, которая может быть использована против него самого.

Разновидностью мошенничества является предложения сделать ставки в Интернете и побуждения играть в онлайн-казино. Реклама может втянуть людей в такие аферы, тем самым мошенники будут получать от них деньги. Также мошенничеством является создание фальшивых курсов в социальных сетях, которым люди по своей наивности доверяют и оплачивают запрошенную сумму.

Такая деятельность регулируется Уголовным Кодексом РФ.

УК РФ Статья 159. Мошенничество

Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

На различных сайтах, предназначенных для использования совершеннолетними гражданами, может выплывать уведомление и подтверждением совершеннолетия гражданина. Если тебе нет 18 лет, и ты нажал на подтверждение, ты сам несешь за это ответственность.

В целях защиты, подростки должны:

не посещать сайты «18+» и не указывать там свои данные или другую информацию;

в случае необходимости проконсультироваться с родителями, которые более опытные в вопросах защиты от мошенничества и смогут помочь.

Буллинг и доведение до самоубийства с использованием социальных сетей. Подростки сильнее взрослых подвержены воздействию и внушению, а потому угрозы, жестокое обращение, систематическое унижение человеческого достоинства воспринимаются ими в более тяжелой форме, что и приводит к тяжким последствиям.

КоАП РФ Статья 5.61. Оскорбление

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

УК РФ Статья 110. Доведение до самоубийства

Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего.

Наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

То же деяние, совершенное в отношении несовершеннолетнего наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

В целях защиты, подростки должны:

игнорировать и не реагировать на угрожающие вызовы и сообщения;

сообщить администрации социальной сети об оскорблениях в их адрес;

заблокировать оскорбляющего для ограничения доступа к странице в социальной сети.

КоАП РФ Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Глава 2. Исследовательская часть

Проведение и диагностика социологических опросов

Исследование состояло из двух этапов: сбор информации и анализ. Для того чтобы исследовать и определить степень знаний подростков об интернет-угрозах, я решила провести опросы среди учащихся 9-ых, 10-ых и 11-ых классов МАОУ Щелковской гимназии №6 ГОЩ. Опрос проводился посредством анкетирования с помощью приложения Google Формы. Я выбрала это приложение, так как оно удобно в условиях самоизоляции, нет необходимости личного присутствия и самостоятельного подсчета результатов. Первая анкета содержит 10 вопросов, из них 5 открытых. Вторая анкета состоит из 8 вопросов с выбором варианта ответа. Всего в исследовании приняли участие 100 человек.

Социологический опрос №1

Респондентам были заданы следующие вопросы (с полным текстом опроса Вы можете ознакомиться в Приложении 1):

Вопрос №4

Знаете ли Вы, какие угрозы существуют в Интернет-пространстве? (перечислите их)

По данным опроса выяснилось, что подростки имеют представление о существовании угроз в Интернет-пространстве. Наиболее часто были отмечены:Утечка личной информации и персональных данных(31%); Мошенничество(26%); Кибербуллинг, фишинг(24%); Взлом аккаунтов в социальных сетях(20%); Вредоносные программы, вирусы(18%);Шантаж, вымогательство(5%).

Вопрос №5

Диаграмма 1. Результаты первого опроса на вопрос № 5

Ответы на данный вопрос распределены неравномерно (диаграмма 1):

- Примерно четверть опрошенных (24%) считают, что перечисленные ими угрозы представляют очень серьезную опасность;

- Чуть больше трети опрошенных (37%) считают, что опасность перечисленных угроз достаточно серьезная;

- Четверть опрошенных (25%) считают, что перечисленные ими угрозы представляют собой опасность средней степени;

- Равная часть опрошенных (7%) считают, что опасность перечисленных угроз крайне мала.

Вопрос №6

Диаграмма 2. Результаты первого опроса на вопрос № 6

Чуть меньше трети опрошенных или их знакомые (27%) пострадали от интернет-угроз (диаграмма 2).

Вопрос №7

Если да, то какие были последствия?

Среди опрошенных были те, кто столкнулся с довольно серьезными последствиями, такими как взлом, потеря аккаунта в социальной сети (9%) и снятие денежных средств со счета (4%). У остальной части пострадавших (14%), к счастью, последствий не было.

Вопрос №8

Какие противоправные действия может совершить подросток в Интернет-пространстве?

Противоправные действия достаточно широко представлены. В основном:- Кибербуллинг (интернет-травля) (30%); Покупка и продажа наркотических средств (11%); Ненормативная лексика (6%); Доведение до самоубийства (2%).

Вопрос №9

Какой вред другим людям могут нанести такие действия?

Большинство опрошенных (40%) считают, что такие действия могут нанести вред психике человека. Но также, некоторые (5%) утверждают, что никакого вреда не наносится. Оставшаяся часть опрошенных (55%) говорят о вреде абстрактно, без конкретных данных.

Вопрос №10

Какая юридическая ответственность может наступить за эти действия?

По данным опроса выяснилось, что подростки знают абстрактно об юридической ответственности: уголовная (лишение свободы) и административная (штрафы). Конкретные данные опрошенными приведены не были.

Вывод:

Данный опрос был проведен для того, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Проанализировав анкетирование, я могу сказать, что большинство подростков имеют представления об интернет-угрозах. Многие считают, что интернет-угрозы на самом деле могут представлять собой серьезную опасность. Но я не могу сказать точно, что подростки воспринимают их всерьез и не ведут себя инфантильно. Также, они знают об интернет-угрозах, которые могут совершить сами подростки, но нельзя отрицать то, что они сами такого никогда не совершали.

Социологический опрос №2

Вопрос №1

Диаграмма 3. Результаты второго опроса на вопрос № 1

Из диаграммы (диаграмма 3) следует, что чуть больше трети опрошенных (39%) ответили правильно на данный вопрос.

Вопрос №2

Диаграмма 4. Результаты второго опроса на вопрос № 2

В данном (диаграмма 4) случае правильных ответов была половина(50%), а треть опрошенных (28%) считают, что Игорь не понесет никакой ответственности.

Вопрос №3

Диаграмма 5. Результаты второго опроса на вопрос № 3

На данный (диаграмма 5) вопрос также была всего половина (48%) правильных ответов. А больше 20% не знают, с какого возраста наступает уголовная ответственность.

Вопрос №4

Диаграмма 6. Результаты второго опроса на вопрос № 4

Из данной диаграммы (диаграмма 6) следует, что также половина опрошенных (49%) выбрали правильный вариант ответа. Но треть (33%) считает, что делать ставки в букмекерских онлайн-конторах незаконно.

Вопрос №5

Диаграмма 7. Результаты второго опроса на вопрос № 5

Ответы на данный вопрос были распределены неравномерно (диаграмма 7). Большая часть опрошенных (67%) знают, что за совершение мошенничества юридической ответственностью будет штраф, но только 37% выбрали верный размер штрафа.

Вопрос №6

Диаграмма 8. Результаты второго опроса на вопрос № 6

В данном вопросе (диаграмма 8) лишь только 21% опрошенных осознает серьезность деяния Алексея и знают о юридической ответственности. Остальная часть опрошенных (79%) не считают это серьезным преступлением.

Вопрос №7

Диаграмма 9. Результаты второго опроса на вопрос № 7

На данный вопрос были получены 78% правильных ответов (диаграмма 9). Лишь четверть опрошенных ответили неправильно.

Вопрос №8

Диаграмма 10. Результаты второго опроса на вопрос № 8

По данной диаграмме (диаграмма 10) видно, что мнения опрошенных разделились. Только 35% знают, какую ответственность понесут их родители. Остальные считают, что наказание будет более серьезным.

Вывод:

Данный опрос был проведен для того, чтобы определить, насколько высок уровень знаний подростков юридической ответственности за правонарушения в Интернет-пространстве. Проанализировав анкетирование, я могу сказать, что только 45% подростков все-таки имеют об этом представления и выбирают правильный вариант ответа. Данный высокий результат объясняется тем, что обучающиеся гимназии по большей части интуитивно выбирали вариант ответа, опираясь на полученные ранее знания в области права и обществознания, а также развитие навыков логического мышления.

Заключение

В своей исследовательской работе я постаралась выполнить все поставленные перед собой цели и задачи. В ходе исследования я с помощью интернет-ресурсов разобралась, с какими угрозами подростки могут столкнуться и какие могут создать сами в интернет-пространстве. Также я нашла способы защиты данных и разработала рекомендации и буклет по защите подростков от интернет-угроз (Приложение 2). С помощью социологических опросов я определила степень знаний подростков об интернет-угрозах.

На основании проведенного мной исследования, можно сделать следующие выводы:

Гипотеза исследования подтвердилась. Мне удалось доказать на примере подростков, обучающихся в МАОУ Щёлковской гимназии №6, что уровень их знаний и уровень осознанности интернет-угроз недостаточно высок, исходя из первого социологического опроса.

Но в то же время уровень знаний об интернет-угрозах с правовой точки зрения я могу считать более чем удовлетворительным, опираясь на второй социологический опрос.

В процессе работы над исследованием я приобрела опыт в безопасном использовании Интернета. Думаю, что полученные мной знания позволят избежать угроз, возможных при дальнейшем пользовании интернет-пространством не только мне, но и другим подросткам.

В дальнейшем я планирую создать сайт по данному проекту.

Список использованных источников и литературы:

"Безопасность в сети Интернет для подростков" / ИНФОУРОК // URL: https://infourok.ru/user/2548655/blog/bezopasnost-v-s.. ( дата обращения: 05.10.2019).

Киберугроза / Викисловарь// URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/киберугроза ( дата обращения: 16.11.2019).

Кибератака / Викисловарь// URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/кибератака ( дата обращения: 16.11.2019).

Опасности в Интернете для детей / Лайфхакер // URL: https://lifehacker.ru/opasnosti-v-internete-dlya-detej/ ( дата обращения: 07.12.2019).

Уголовный кодекс / ГАРАНТ // URL: https://base.garant.ru/10108000/a7903a0a19751770e4470.. ( дата обращения: 18.01.2020).

ФЗ N 152-ФЗ "О персональных данных" / ГАРАНТ // URL: https://base.garant.ru/12148567/ ( дата обращения: 19.01.2020).

Кодекс об Административных Правонарушениях / ГАРАНТ // URL: https://base.garant.ru/12125267/b369434ee740927935cc6.. ( дата обращения: 25.01.2020).

Кодекс об Административных Правонарушениях / ГАРАНТ // URL: https://base.garant.ru/12125267/53c63b880ad65ac5ac688.. ( дата обращения: 15.02.2020).

Уголовный кодекс / ГАРАНТ // URL: https://base.garant.ru/10108000/ebc50e6ddaded94a364f6.. ( дата обращения: 22.02.2020).

Мошенничество в Интернете / Стоп Обман // URL:  https://stop-obman.com/moshennichestvo-v-internete/ ( дата обращения: 14.03.2020).

Уголовный кодекс / ГАРАНТ // URL: https://base.garant.ru/10108000/7f1391d5bfd3db1999090.. ( дата обращения: 14.03.2020).

Кодекс об Административных Правонарушениях / ГАРАНТ // URL: https://base.garant.ru/12125267/0b0667b2d7e15ace74d1b.. ( дата обращения: 24.03.2020).

Уголовный кодекс / ГАРАНТ // URL: https://base.garant.ru/10108000/61be80f84cf4d95f84aed.. ( дата обращения: 18.04.2020).

Кодекс об Административных Правонарушениях / ГАРАНТ // URL: https://base.garant.ru/12125267/75e5930ccffd480c9de6d.. ( дата обращения: 28.05.2020).

Просмотров работы: 844