ВВЕДЕНИЕ
Накануне Святого Праздника Рождества Христова я увидела по телевизору передачу про Серафима Саровского, о его жизнедеятельности, в которой говорилось о таком явлении, как «подвижничество», и решила провести исследование в данном направлении. Думаю, очень важно с юных лет закладывать правильные жизненные основы в души и сердца детей. Чтобы решить насущную проблему духовного оздоровления всего общества в целом и каждого человека отдельно, необходимо оздоровить его малые части. Но как это сделать? Может ли церковь стать одним из источников решения данной проблемы? Кого можно назвать духовными наставниками русского народа? Вот тот круг проблемных вопросов, которые я попыталась решить в материале данной работы.
Актуальность темы не вызывает сомнения. Нашему обществу очень не хватает хороших людей, умных и вдумчивых поступков. Современную молодежь обвиняют в бездуховности. Работая, например, с наставлениями подвижников, с их образом жизни, заметила за собой небольшие положительные изменения. Хочется познакомить и других юношей и девушек с нравственными уроками Святых.
Цель исследования – изучение определения «Подвижничество», его виды, изучение жизни и наставлений, нравственных уроков, которые давали людям некоторые особо почитаемые Православной церковью святые: Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, чьи имена христиане с особенной теплотой вспоминают в канун Рождества и Крещения.Для достижения поставленной цели я определила методы: изучение источников литературы и периодической печати, работа с Толковым словарем, философским словарем, этимологическим словарем, анкетирование, наблюдение, сравнение.
Источники исследования: литературное наследие Святых: проповеди, поучения, беседы, речи, дневники, а также сборники, составленные на основе их записей; биографические исследования жизни и деятельности Святых, а также воспоминания их современников, последователей и учеников; работы философов, педагогов, церковных деятелей и подвижников XIX — XX вв.; современные работы, посвященные религиозным вопросам; издания периодической печати; материалы конференций, образовательных чтений, полученные из Интернета.
Степень изученности темы
Раскрытию педагогического потенциала христианского опыта воспитания посвящены работы многих ученых: И.К. Сурского, Ю.В. Головиной, М. Анашкевича, А. Соловьева, а также современных пастырей и ученых-педагогов - архимандрита Зиновия (Корзинкина), архимандрита Иоанна, игумена Георгия (Шестуна), игумена Киприана (Ященко), игумена.Владимира (Перевертайло) и других. Однако, по мнению исследователей, на сегодняшний день малоизученными остается воспитательная деятельность пастырей Православной церкви, внесших неоценимый вклад в развитие отечественного образования и воспитания.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке к урокам литературы, истории, при проведении классных часов, создании классных уголков, стендов, при создании обобщающих работ, исследований по проблеме «Духовно-нравственное воспитание молодежи».
Русскому человеку всегда в его бедах, нуждах и горестях помогали святые – помощники и заступники простых людей перед лицом Господа. Немало на Руси святых, которые денно и нощно пекутся о нас в Царствие Небесном. Преподобные Серафим Саровский и Иоанн Крондштатский, блаженная Матрона Московская и Амвросий Оптинский – пожалуй, нет ни одного верующего русского человека, который бы не слышал и не ведал об их чудесах…
Православный народ всегда глубоко чтил подвижников, искал в их жизни примеры для подражания, а любимым чтением для него, кроме Житий Святых, являлись патерики и творения святых. Эти люди нам бесконечно дороги, и каждому важно знать их подвиги, помнить, как они поступали среди нашей русской обыденной жизни. У подвижников христианских есть чему поучиться!
Более того, в настоящее время, когда социальные и нравственные изменения в российском обществе привели к тому, что Президентом В.В. Путиным остро поставлен вопрос о необходимости возрождения нравственности как «важнейшего элемента общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем», считаю важным и полезным еще раз обратиться к изучению православия, на протяжении долгого времени влиявшего на духовный потенциал русского народа. Ведь и в наши дни православное христианство остается источником нравственности, учит людей бескорыстной помощи, сочувствию, преданности своему народу и любви к Отечеству.
ГЛАВА 1. ОПРОС
Опрос одноклассников: мне стало интересно, сколько человек знает о подвижничестве, и я провела опрос среди одноклассников. Опрос показал, что об этом явлении слышали только 3 человека из 17. Для одноклассников был составлен кроссворд на определении понятия подвижничества.
Вопросы:
1) Религиозно-моральное предписание, завет.
2) Христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточно-христианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католицизма.
3) Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.
4) Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
5) Установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к святым.
6) Одна из форм общественного сознания — совокупность представлений, покоящихся на вере в чудодейственные сверхъестественные силы и существа (боги, духи), которые являются предметом поклонения.
В результате ключевое слово кроссворда получилось «подвиг», что является истоком слова «подвижничество». Моим одноклассникам стала интересна данная тема.
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПОДВИЖНИЧЕСТВО»
В национальной философской энциклопедии под термином подразумевается вид нравственной деятельности; выполнение моральных требований вопреки крайне неблагоприятным социальным условиям или обстоятельствам личной жизни, враждебной окружающей среде и давлению изоне, стойкое перенесения трудностей, тягот, лишений, само пожертвование. Исторически идея подвижничества возникает как антитеза герои; рассматривает в тесном единстве. Мотивы, которыми руководствуется человек, в конечном счете выявляются не просто в том, что человек думает о своих собственных поступках, а в общей линии его подвижничества на протяжении длительного времени, в различных условиях. Когда смысл требований нравственности перестает быть непонятным людям, осознается всеми, тогда и мотивы, которыми руководствуется человек, перестают быть чем-то загадочным для него самого и для окружающих. Коллектив, окружающие люди способны более или менее правильно разобраться в «тайниках души» человека, по его поступкам судить о мотивах, о его подлинной или мнимой моральности. При этом коммунистической нравственности чуждо представление о внутренней порочности или неисправимости того или иного человека. В социалистическом обществе принято не просто оценивать (одобрять или осуждать) действия людей с позиций абстрактного морализирования, а выявлять их причины и направленно управлять подвижничеством людей в процессе коллективного нравственного воспитания.
Православное сообщество «Азбука Веры» дает следующее определение. Подви́жник – человек, постоянно исполняющий те или иные аскетические действия, подвизающийся (то есть берущий на себя подвиг борьбы) против той или иной страсти с целью приобретения противоположной ей добродетели.
Корень этого слова – «подвиг», что в первоначальном значении имеет смысл целенаправленного усилия, стремления к достижению цели.
Развитие духовной жизни является целью христианского подвига, и потому каждый христианин должен быть в какой - то мере подвижником, ибо дух человеческий требует борьбы за право на свое существование. И поистине дивных высот достигали те, кто «не совещались с плотью и кровью» в своем следовании за Христом. иеромонах(Мефодий)
ГЛАВА 3. ВИДЫ ПОДВИЖНИЧЕСТВА
Епископ Варнава (Беляев) в своей книги « Основы искусства святости» выделяет следующие виды телесного подвижничества
Подвиги, ограничивающие телесные потребности человека
I. Необходимые — сон, пищу, одежду, жилище
1. Бдение. Святые отцы спали очень мало. Сон подвижников находится в обратной зависимости от их преуспеяния: чем выше они поднимаются в духовной жизни, тем меньше спят. Св. Илиодор, воск, по словам церковного историка Созомена, не спал по несколько ночей подряд, преп. Маркиан ночью читал Библию, ища в ней «нетленного сокровища Божественной воли». Подобное же рассказывается про блаженного Иону, садовника в одном из монастырей Пахомия Великого. Он не знал, по житию, что такое покой. Проживши в обители 85 лет, Иона ни разу не заснул лежа даже до самой своей смерти, но после целодневного труда в монастырском саду он, по заходе солнца и по вкушении суровой пищи, входил в свою келью и, сидя, руками плел, не зажигая светильника, напролет всю ночь, до самой заутрени, веревки, а устами творил молитву. Легкая дремота при этих занятиях заменяла ему настоящий сон. Сам Пахомий Великий, видя постоянные нападки на себя бесов, просил Бога, чтобы Он даровал ему, насколько возможно, способность пребывать без сна и ночью и днем, чтобы не быть окрадену демонами. И Господь даровал ему просимое. Св. Иоанн Постник, патриарх Константинопольский, так измерял время своего сна (а спал он в сидячем положении): зажигал свечку, к нижнему ее краю привязывал небольшую веревку и ставил ее над лоханью с водой. Когда свечка, догорев, зажигала веревку, последняя падала в воду и производила шипение, от которого святой и просыпался.
2. Пост. Святые отцы наблюдали крайнее воздержание во времени принятия пищи, в составе ее, в качестве и в количестве. Вот несколько примеров.
Авва Вениамин, пресвитер из Келий, сказывал: «Пришли мы в скит к одному старцу и хотели дать ему немного масла. Но он сказал нам:
— Вот здесь стоит малый сосуд, который вы принесли мне назад три года: как вы поставили его, так он и остался».
Об аввеМакарииВеликом рассказали следующее. Когда случалось ему быть с братиею, он полагал себе за правило: если будет вино, выпей для братии, но за один стакан вина не пей целый день воды. Поэтому, когда братия для подкрепления давали ему вина, старец с радостию принимал его, чтобы после мучить себя. Но ученик его, зная, в чем дело, говорил братии: «Ради Господа, не давайте ему вина; иначе он будет мучить себя в келье». Братия, узнав сие, больше не подносили ему вина.
Св. Савин, сирийский подвижник, питался мукою, смоченной водою, да и то уже заплесневелою. Преп. МаркианХалкидский питался одним хлебом (четверть фунта в день), и от такой меры у него «каждый день были еще остатки». Настоятель Коринфской обители Евсевий сам принимал пищу через 3-4 дня, а сожителям позволял принимать через день; Симеон же Ветхий мог быть без пищи целую неделю. Обыкновенный образ жизни св. МакарияАлександрийского был такой же — поститься по целой неделе. Многие из святых в подражание Самому Господу проводили без пищи и пития всю св. Четыредесятницу.
Но особенно в подвижническом отношении ценилось воздержание не от пищи, а от пития. И святые отцы делали в этом отношении удивительные вещи, которыми приводили в изумление друг друга.
Однажды авва Ахила, в ските, пришел в келью аввы Исайи и увидел, что он ест. На блюде у него была вода с солью. Старец, заметив, что авва Исайя спрятал блюдо за корзину, спросил его: «Скажи мне, что ты ел?» Исайя отвечал: «Прости мне, отец! Резал я ветви, и настал жар. Я взял в рот кусок соли, но горло мое высохло от жару, и кусок не пошел. Поэтому я принужден был подлить в соль немного воды, чтобы можно было мне поесть. Но прости мне!» Тогда старец сказал: «Пойдите, посмотрите на Исайю, как он хлебает похлебку в ските! Если хочешь хлебать похлебку, то ступай в Египет».
Так древние подвижники в тропический зной, с пересохшим от жара горлом, кормили себя еще «похлебкой» из соли!..
3. Нагота. Еще апостол Павел писал к коринфянам: «...(мы) до нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем...» (1 Кор. 4, 11). «Ученикам суждено было проповедовать новое евангелие, не отягчаясь сандалиями и кожами [Мф. 10,10]. И воинам, разделившим одежды Иисусовы, не пришлось унести сапоги Его [Ин. 19, 23-24]. Ибо Господин не мог иметь того, что запретил слугам». Поэтому, следуя по стопам Спасителя и апостолов, и святые отцы не заботились об одежде. Св. Симеон Ветхий имел вид человека неубранного и неопрятного, носившего на плечах козью кожу. Одежда св. Ефрема Сирина вся состояла из лоскутков, а преп. Мавсима, также сирийца, из заплат; то же и у других святых.
Что касается вида (формы) самой одежды, то она состояла у древних монахов из хитона (другие названия — левитон, левитонарий, колловий) — холщевой рубашки с короткими рукавами, милоти (род нашей мантии, верхняя широкая одежда из овечьей или козьей шерсти, тоже белого цвета) и власяницы у строгих подвижников (из грубой, колючей шерсти, надеваемой прямо на голое тело). По примеру св. Иоанна Предтечи (Мф. 3, 4) и пророка Илии (4 Цар. 1, 8), подвижники ее часто носили (во время поста и покаяния), а иные, как Антоний и Иларион Великие, и постоянно, за что некоторые иногда получали прозвища «власяничник».
Но были подвижники, которые и этим малым количеством одежды пренебрегали, а ходили совершенно нагими. Это — те, кто жил в самых дальних, внутренних пустынях, кого глаз человеческий никогда не видел и кто только пред смертью был открываем Промыслом Божиим людям. Иногда для защиты от атмосферных явлений (холода, зноя, дождя) Господь одевал их, как диких зверей, природным волосяным покровом по всему телу. Из этого рода подвижников можно указать навосков Марка Фраческого, Онуфрия Великого, Марию Египетскую, Петра Афонского и — даже у нас в России, под пятьдесят пятым градусом северной широты, — на Василия Блаженного.
4. Лишение себя постоянного и удобного крова
Многие отшельники жили в брошенных гробницах, оставшихся от древних фараоновых времен, в глубоких пещерах и в отдельных хижинах, иногда таких малых размеров, что в них нельзя было как следует ни встать, ни лечь. А некоторые и просто под открытым небом проводили всю жизнь.
Так, знаменитый Иаков Великий Кафра-Рехимский (сириец) подвизался на виду у всех, на горе, не имея ни хижины, ни палатки, ни рощи, ни плетня, который заградил бы его собою. «В иное время его мочил сильный дождь, — говорит блаж. Феодорит, — в другое холодили снег и мороз, в третье палили и жгли лучи солнца, — и все это праведник переносил терпеливо и, сражаясь как бы в чужом теле, ревностию старался победить свою природу». «Часто по три дня и по стольку же ночей проводил он под снегом, который во время молитвы покрывал его до того, что не видно было ни одного лоскутка одежды его. Часто соседи, разгребая навалившийся снег заступами и лопатами, находили старца, лежащего под снегом, и поднимали его».
Но некоторым мало было и того, чтобы жить только под открытым небом. И один из сирийцев, св. Фалалей, придумал такой способ самоумерщвления: устроив два колеса и скрепив их планками, он подвесил это двойное колесо на трех шестах и поместился в нем, хотя его жилище, надо прибавить, имело внутри высоту только два локтя, а в ширину один, между тем как преп. Фалалей был очень высокого роста.
II. Подвиги, направленные против неги тела
5. Долулегание. Святые угодники Божии не упокоевали свое тело на мягких креслах, диванах и постелях, но, помня слова Спасителя, что те, иже мягкая носящий, в домех царских суть (Мф. 11,8), — с каковыми у них нет ничего общего, — всячески озлобляли свое тело. Поэтому они даже для сна, этой необходимой потребности, отводили место самое неудобное и неподходящее, чтобы и здесь не дать покоя своей плоти — этой постоянной предательнице всякого желающего благоугодить Богу. Так, например, святые Антоний и Иларион Великие, св. Иаков Нисивийский, преп. Ефрем Сирин, Горгония, сестра св. Григория Богослова, и многие другие спали на голой земле; преп. Серафим Саровский в затворе спал на кирпичах и камнях; блаж. Исидор Ростовский — на грудах мусора и на навозных кучах посреди города, где придется...
6. Вериги. Обычай носить вериги воспринят подвижниками не самочинно, но освящен деяниями Самого Господа и первоверховных Его апостолов Петра и Павла.
В воспоминание Страстей Спасителя и мученичества сих апостолов (Ин. 18, 12, 24; 21, 18; Деян. 12, 6; 2 Тим. 1, 16) их носили для усмирения плоти.
Многие из упоминавшихся уже выше святых носили тяжелые вериги. Так, отшельник Маркиан носил их весом в 2 пуда; Евсевий превзошел и сего, и другого, именно Агапита, который носил вериги в 1 пуд 10 фунтов: он взял их вериги и присоединил их к своим в 3 пуда, так что носил тяжесть в 6 пудов 10 фунтов. Даже жены, упомянутые Марина и Кира, носили великие тяжести и притом в продолжение сорока двух лет! Преп. Симеон Столпник взял однажды в начале своих подвигов (в возрасте восемнадцати лет) веревку, сплетенную из финиковых ветвей, которою доставали воду из колодца, очень шероховатую, и обвил ею себя по голому телу от бедер до самой шеи. Через девятнадцать дней веревка врезалась в тело до костей, само тело загноилось, появились черви и ужасный запах. Братия монастыря, в котором он жил, освободили его от этого мучения насильно. После он надел на себя железную цепь, длиной в двадцать локтей, которую, впрочем, тоже позднее снял. Когда цепь расковали, то под куском кожи, на который она была надета, нашли до двадцати червей! У нас на Святой Руси многие блаженные и Христа ради юродивые носили вериги.
Вообще же говоря, хотя великие святые и носили вериги, но только некоторые из них, а многие не хотели их надевать, хотя и могли бы это делать без вреда (имеется в виду от тщеславия) для своей души. Поступали так по смирению, показывая пример и прочим. Например, преп. Серафим Саровский для умерщвления плоти носил под рубашкою на веревке только большой пятивершковый железный крест, а вериг (также и власяницы) не носил и другим не советовал.
7. Поклоны. Число поклонов, которые клали святые, по теперешним представлениям, покажется совершенно невероятным. Но и в то время им удивлялись. Преп. Серафим Саровский клал по тысяче земных поклонов ежедневно, когда находился в затворе, кроме совершения остального большого правила. Блаж. Феодорит сообщает, что преп. Симеон Столпник свою почти непрестанную молитву сопровождал бесчисленными поклонами, и однажды спутник сего кирского епископа стал считать эти поклоны и, насчитав 1244, утомился и перестал считать, а подвижник между тем продолжал кланяться.
8. Мученичество. Подвижничество есть само по себе мученичество (взять хотя бы все виды самоумерщвления).
9. Юродство. Оно явилось углублением и исполнением на деле известных слов божественного Павла (1 Кор. 4, 10). Юродство явилось очень рано, и первый по времени человек, начавший спасаться этим труднейшим подвигом, была женщина, блаженная Исидора, монахиня в Тавеннисийском монастыре, основанном сестрою св. Пахомия Великого. Из Египта оно распространилось и по другим странам.
10. Воскизм. В отличие от двух предыдущих чинов подвижничества, стоявших все же в активном или пассивном отношении к людям, настоящий род делания исключает эти отношения (разумеется постольку, поскольку промыслительно не случается приходящим в пустыню из мира видеть этих подвижников. Когда же отшельникам приходилось сталкиваться с мирскими, они не отказывали тем в наставлении и совете и даже сами иногда подходили к населенным местам). У каждого из указанных чинов имеются свои особенности: первые, мученики, лишены любви своих братьев по плоти и даже больше — преданы от них на страдания; вторые — лишили себя плотского разума как основания всех вещей сего грешного мира; третьи — лишили себя внешнего, привычного, человеческого образа жизни, отказавшись от всех составляющих общественного бытия.
ГЛАВА 4. ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ СЕРАФИМА САРОВСКОГО
Два основных литературных источника: «Духовные наставления Преподобного Серафима мирянам и инокам» и беседа Преподобного с Н.А. Мотовиловым, записанная по настоянию Старца. В разных источниках упоминается от 30 до 40 кратких духовных наставлений, которые затрагивают различные сферы жизни. С большой мудростью и человеколюбием Серафим Саровский рассуждает о вере в Бога, о страхе Божьем, о молитве, о слезах, о болезнях, о милостыни, о надежде и других темах. Язык наставлений прост, Старец изъясняется доступно и весьма образно.
В чем сила духовных наставлений преподобного Серафима Саровского? Поучения его содержат великую мудрость Православия, вбирают в себя опыт духовной жизни Святых отцов древности и самого Старца.
Я прочитала 30 наставлений Серафима Саровского. Но особо мне хотелось бы остановиться на некоторых.
Рассуждая о вечной теме добра и зла, Старец говорит: «Где Бог, там нет зла. Все происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению». Считаю это одним из главных наставлений.
Многие считают, что посещение церкви показывает веру и спасает душу. Но Преподобный абсолютно верно подмечает: «Вeра безъ дeлъ мертва есть; а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела» («О вере в Бога»).Человек обычно думает, что жить по вере и исполнять волю божию очень трудно. На самом деле - легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи и стараться отклоняться от зла даже в малых и легких вещах. Это способ самый верный и простой - войти в духовный мир и приблизиться к Богу. «Надобно идти средним путем, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе; духу давать духовное, а телу - телесное, потребное для поддержания временной жизни. Не должно также и общественной жизни отказывать в том, чего она законно требует от нас» («О подвигах»).
В современном мире у большинства людей основным смыслом жизни является накопительство, а Старец напоминает, что «излишнее попечение о вещах житейских, устраивание себя и своих близких в лучшие условия свойственно человеку неверующему и малодушному» («Против излишней попечительности»). Часто слышна фраза: «Сильнее любить тебя можешь только ты сам». Следование ей разрушает нашу душу, потому что тогда мы забываем о ближнем и о Боге. Серафим Саровский говорит: «Кто любит себя, тот любить Бога не может» («О любви к Богу»).
Народная мудрость гласит: «Обращайся с другим так, как хочешь, чтобы обращались с тобой». Серафим Саровский: «Сближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видов оскорбления. Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце нашем как бы камень ложится». Понятие «духовность» иногда заменяют словом «нравственность» или «сердечность», но совершенно по-другому понимаешь фразу «сердечный человек», когда прочтешь слова Старца: «Мы неусыпно должны хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений, по слову Приточника: всякимъхраненiемъ блюди твое сердце отъсихъбоисходища живота», «Сердце тогда только кипит, будучи возжигаемо огнем Божественным, когда в нем есть вода живая; когда же вся выльется, то оно хладеет, и человек замерзает» («О хранении сердца»).
По учению преподобного Серафима есть три воли: одна дьявольская – губящая, побуждающая делать добро ради тщеславия и гордости; другая – человеческая – не спасающая и не губящая, а третья – Божия – спасительная. «Когда человек приимет что-либо божественное, то в сердце радуется; а когда диавольское, то смущается» («О распознавании действий сердечных»). Эту волю мы можем узнавать из чтения слова Божия. Такое чтение вызывает слезы «У кого текут слезы умиления, такового сердце озаряют лучи Солнца правды - Христа Бога» («О слезах»), согревает душу теплотой и наполняет сердце дарами для духовной благодатной жизни. «Из разнообразных действий сердечных может человек познать - что есть божественное и что диавольское, как осем пишет св. Григорий Синаит: от действа убовозможешипознативоссиявый свет в душе твоей, Божий ли есть или сатанин» («О распознавании действий сердечных»). Благодатная сила Духа Святого поддерживает в нас духовную чистоту, дает силы для непрерывного стремления к совершенству через постоянное послушание Творцу, наполняет душу радостью бытия и приводит нас к Богу для бессмертной жизни с Ним. «Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле. … все старания должно иметь о душе; тело же подкреплять для того только, чтобы оно способствовало к подкреплению духа» («О попечении о душе»).
«Следуя цели Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, должны жизнь свою вести согласно его Божественному учению, дабы через это спасти наши души», - писал Серафим Саровский в своей работе «Причины пришествия Христа».
Сегодня в Церковь приходит много людей, которые еще вчера сами жили современной жизнью атеиста. Найдя Бога, они обретают душу: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя…».
Как же вырасти духовным человеком? И на этот вопрос Серафим Саровский дает ответ: «Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Признак духовной жизни есть погружение человека внутрь себя и сокровенное делание в сердце своем». («Духовный мир»)
Хочется верить, что мы идем по дороге к Богу и вырастим, действительно, духовными людьми, что уйдут из нашей жизни злоба, зависть, себялюбие, а в дом придет покой, счастье, мир – Бог.
Неоценима жизнь Преподобного Серафима Саровского. Его наставления это не назидательный документ, а великая мудрость духовной жизни.
ГЛАВА 5. ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ
Его Афоризмы можно свести к основам воспитания детей, молодежи, да и полезны для взрослых людей.
Любовь и милость: Нет выше добродетели, как любовь; и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажной, а по духовному значению уподобляется убийству (см. 1 Ин. 3: 15).…начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов; чья совесть возмущена множеством беззаконий, тот да помышляет, что любовь есть исполнение закона.Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению.
Осуждение и обиды ближних. Гордыня и смирение:
Блажен, кто радости праздничной и духовной не отравляет никакой немощью человеческой. А общая у всех нас немощь, когда бываем веселы или недовольны, — судить и осуждать ближнего. Из заповедей есть одна, которую мы легко нарушаем, забывая, что нарушение это обращает жизнь нашу в лицемерие, заповедь эта — не судить и не осуждать… Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Сказано: Царствие Божие внутрь нас. Мы же, оставляя искание его внутри себя, вращаемся вовне, занимаясь разбором чужих дел и недостатков. Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами. У всякого свой взгляд, и всякий устраивает на свой лад, а на разладе играют только на последнем инструменте, и люди самые обыкновенные.Твердо должно помнить, что на земле совершенства нет, но все люди, по мере своей, некоторые имеют недостатки, попущаемые Промыслом Божиим к нашему смирению.
Зависть:
Зависть происходит от гордости и вместе от нерадения к исполнению должного.
Всего лучше, как сказано ранее, стараться истреблять зависть в самом начале, смиренной молитвой и смиренной исповедью и благоразумным молчанием.
Лукавство и правда:
…называй всякую вещь своим именем…
Мы же зело ожесточились уклонятися на шуюю сторону, под благовидными предлогами, работая тонкому чувству самолюбия и самооправдания.
…прежде всего старайся языку не давать воли, а потом и мысли. Сказано: язык — лепота неправды, сквернит все коло рождения нашего, то есть всю текущую жизнь.
Добро христианское требует душевной и сердечной простоты, а не притворства…
Уныние и мир душевный:…уныние бывает оттого, что не презрели мы еще тщетной славы и дорожим мнением человеческим, или хоть и не дорожим, а не отвергли еще его.
Грех и покаяние: Неудивительно падать, но постыдно и тяжко пребывать в грехе.
Добро и зло: Зло всегда забегает вперед, но не одолевает…
Мудрость и знания…кто не имеет мудрости, тот должен, по крайней мере, смиряться, а за смирение просветит его Господь, как должно разумно действовать в затруднительном положении.
ГЛАВА 6. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДВИЖНИКИ.
СХИАРХИМАНДРИТ ИСАИЯ
Согласно Определению Священного Синода от 28 декабря 1989 года, игумен Исаия (Каравай) был утвержден первым наместником Коренной Богородице-Рождественской мужской пустыни с возведением в сан архимандрита. Огромные проблемы встретили отца наместника в обители, на территории которой проживали миряне, не желавшие освобождать монашеские корпуса. Они ополчились на него, пытаясь устранить физически: избивали, пытались отравить.
Старец, чувствуя в пище привкус яда, уединялся в келье, становился на молитву и пил сыворотку. Как и ранее, о. Исаия обучал братию непрестанной молитве, проводил вычитки, с трудом совмещая это делание с бытовыми, сельскохозяйственными трудами. Некоторые монахи, не понимающие высоты его подвига, ополчились на него, поэтому архимандрит Исаия вынужден был покинуть обитель, перейдя к епископу Белгородскому и Старооскольскому Иоанну (Попов). По благословению архиерея, он взял на себя нелегкое бремя организации дома престарелых. Часть братии Коренной пустыни, наместником которой в 1994 году стал игумен Григорий (Кренцив), ушла вслед за старцем, и он коленопреклонно умолял их вернуться в обитель. Молитвенный труд подвижника продолжался в небольших скитах Белгородской и Воронежской областей. Сочувствуя многим возрождающимся обителям, батюшка помогал им материально. Исходив много дорог, став как «сор для мира, как прах, всеми попираемый» (1 Кор. 4:13) и взойдя на высшую ступень смирения, он с радостью переносил преследовавшую его клевету. В средине 90-х годов о. Исаия вновь вернулся в Киев и жил в 9-м корпусе Покровского монастыря, обретя духовного друга и единомышленника – протоиерея Михаила Бойко. В его скромной келье бывали не только паломники и богомольцы, но и политики, депутаты; приходили архиепископ Белоцерковский Серафим (Зализницкий) и находившийся на покое архиепископ Алипий (ранее – Горловский и Святогорский). В келии, куда люди приходили с 5 утра, были лишь жесткий стул, кровать и небольшой шкафчик. Чада, готовившие батюшке постель для отдыха, утром часто видели ее нетронутой. По их воспоминаниям, при произнесении имени отца Исаии на ум всегда приходила Иисусова молитва. Встречи со старцем, проникновенные беседы с ним стали чрезвычайно важными событиями в их жизни. Доверие к духовнику было безграничным. «Батюшка мог перекрестить болячку, помолиться – и она проходила», – утверждали многие. По их мнению, о. Исаия был прозорливым, и утаить от него какой-либо грех было невозможно. «Не один десяток раз на себе испытывал: если подходишь под благословение с нехорошими чувствами, думая о своем, батюшка похлопает ручкой, улыбнется, но не благословит. А если подходишь, и в душе радостно, сердце рвется из груди в предвкушении общения, он обнимет и поцелует как родного сына». Сподобившись побывать на Святой Земле и на Афоне, старец принял благословение нести непрерывную молитву Иисусову. После этого он больше никуда не стремился, считая, что Божий человек везде может напитаться Духом Святым и что частая смена впечатлений расстраивает его внутренний мир, рассредоточивает стремление к спасению. До конца дней основным деланием старца было создание небольших скитов-пустынек и обучение насельников Иисусовой молитве. Непрестанная молитва была их основным занятием. Когда у старца спрашивали, почему он больше помогает женским обителям, отец Исаия отвечал: «Женщины – немощной сосуд. Кто же им поможет?» Долгие годы советская власть преследовала отца Исаию, но Господь хранил исповедника. Несмотря на покушения на жизнь старца, постоянную травлю, он ни разу не был арестован и благополучно продолжал избранный путь. «Никого не осуждать, всё терпеть, молиться непрестанно, бороться с помыслами, не грешить, за всё Бога благодарить», – таковы были заветы батюшки. Он встречал скорби с улыбкой, без споров и оправданий складывал руки на груди, кланялся и отходил. По духу Христову поступал: приезжал лишь туда, где его принимали.
ГЛАВА 7. НАЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ПРАВОСЛАВНОГО
ПОДВИЖНИЧЕСТВА
Слово «подвиг» в первоначальном значении раскрывается в смысле целенаправленного усилия, стремления к достижению цели. Однако, существенное значение имеет то, какая ставится цель. Достижение цели в интересах одной личности, возможно, при определенных условиях, выступает как подвиг, но оно отлично от деятельности подвижнической. Игумент Агафангел (Белых) говорит: «Иногда подвижничество состоит в том, что человек поступает не ради себя, не из гордыни и тщеславия, а ради любви и правды Божией. И это будет, возможно, один, но главный поступок за всю его жизнь, и этот человек будет истинным подвижником, а, возможно, — вся жизнь его станет цепью таких трудных и вдохновенных поступков». Действительно, целью подвижничества является достижение общего блага, ради которого подвижник действует бескорыстно, при чем это может быть как один, великий поступок, так и весь образ жизни личности. При этом важно, что подвижники, не афишируя свою деятельность, продолжают ее на благо всего общества. Как говорит в одном из своих интервью Протоиерей Александр Ильяшенко, «таких тихих подвижников – миллионы: в монастырях, на приходах, среди скромных тружеников. Просто подчас мы, воспитанные пропагандой и обществом потребления, замечаем только ярких, плакатных людей. Но чаще всего такие «звезды» – просто пустышки, работающие для своего обогащения и ничего из себя не представляющие. Как только они пропадают с экранов и страниц газет, мы тут же забываем их, потому что они не оставили доброго следа в наших душах. Настоящие подвижники не стремятся быть на виду, не думают о своей особой роли и высоком предназначении. Они просто тихо, спокойно, твердо и смиренно несут свое послушание, не задаваясь мыслью, что совершают какой-то подвиг. Как вы считаете, почему величайшие подвижники Православия уходили в пустыни, в леса, прочь от людей? Чтобы не привлекать внимание, чтобы не становиться объектом поклонения, чтобы никто не мешал им трудиться, напряженно и плодотворно совершая свое подвижническое делание . Как видно, подвижники действуют не ради самого подвига, особой роли, своего высокого предназначения, а руководствуясь высшей целью, стремятся не привлекать внимания окружающих к своей деятельности. В современном понимании подвижничество выступает как вид нравственной деятельности; выполнение моральных требований вопреки крайне неблагоприятным социальным условиям или обстоятельствам личной жизни, враждебной окружающей среде и давлению извне, стойкое перенесения трудностей, тягот, лишений, самопожертвование. Подвижник – это человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели. Очевидно, что деятельность подвижников направлена, прежде всего, на благо всего общества. Принимая тяжелый труд, зачастую в неблагоприятных климатических, географических, социальных и др. условиях, перенося многие лишения и тяготы жизни, человек совершает подвиг. Даже взять в пример врачей, которые столкнулись с новой коронавирусной инфекцией жертвуя собой спасают жизни людей. При этом подвижничество – это не только героизм, мужество, но и творчество, заключающееся в создании как созидании. Земский деятель Д.Н. Шипов пишет: «Общественный прогресс всегда выражается в освобождении от влияния идей, которые человечество переросло в своем духовном развитии, и в возрастающем сознании долга заботиться не столько о своем личном благополучии, сколько стремиться к обеспечению блага общего. Царство истины, добра и высшей правды – конечная цель мира, заключающая в себе смысл мирового прогресса и его разумное основание» В данном отношении, совершенство личности проявляется в её служении обществу, подвижничестве на почве добродетели и высшей правды. Деятельность человечества в целях обеспечения общего блага предстает как созидательная деятельность, детерминирующая общественный прогресс. При чем, при созидательной деятельности создают не то что хочется, а то, что необходимо. В этом и заключается самоотверженность, в отличие от эгоистических целей, когда человек направляет свою деятельность на удовлетворение потребностей своего эго. Подвижничество является тектологически организованной практикой, которая основана на стремлении личности к совершенному выполнению собственного долга. Поскольку эта деятельность детерминируется стремлением к организации, упорядочивания, ощущения себя как части не просто общества, а всего мира, постольку эта деятельность выступает в качестве антиэнтропийного процесса. Деятельность, которая направлена на совершенство самого человека и на созидание общества в целом является подвижнической, направленной на гармонизацию человека и общества. Подвижники, реализовывая свою деятельность во всех сферах жизни общества, направляют общественный прогресс к гармоничному развитию общества. Особенно в современных условиях возникает потребность всего общества в подвижниках. В этом отношении Протоиерей Александр Ильяшенко выражает актуальную мысль: «Ведь когда рядом есть подвижники, даже человек не столь активный и деятельный способен вдохновиться их примером и тоже начать жить подвижнической жизнью. И Господь, видя такое терпеливое, самоотверженное служение общему благу, непременно дарует нам Свою всесильную помощь; и тогда мы сможем надеяться, что будут совершаться чудеса, способные изменить нашу жизнь, вывести страну из тупика, в котором она находится сейчас».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе я сделала попытку исследовать жизнь и духовные наставления Преподобных Серафима Саровского и Амвросия Оптинского, Святых, оставивших след в истории России и русского православия.
В наше непростое время они помогают в исцелении от недугов, избавлении от бед и житейских невзгод. К ним обращаются с просьбами о детях и близких. Они спасают наши жизни и наставляют на путь истинный.
Святые угодники Божьи – наши молитвенники и заступники.
В ходе исследования первоисточников и литературы о жизни и деятельности духовных наставников России мною было сделано несколько выводов. Во-первых, святым мы не поклоняемся и ни в коем случае их не обожествляем. Но искренне почитаем их за подвиги любви и веры, за их служение Господу при жизни, за то, что они Богом прославлены и после смерти, на небесах, за то, что они преподают нам уроки нравственности и духовности. Во-вторых, святые – это вовсе не посредники между человеком и Богом. Каждый из нас может обратиться к Богу напрямую. В каждом из нас есть частичка Бога, и все-таки в нашей земной жизни мы подчас оказываемся очень далеко от Него, и забываем о той искре Божьей, что живет у нас в душе. Как мы, простые смертные, можем хотя бы немного приблизиться к Его величию и совершенству? Иногда нам кажется, что это попросту невозможно. И вот тогда нам на помощь приходит пример святых. Они ведь смогли это сделать – хотя вовсе не Боги, а обычные люди, такие же, как мы с вами. Они еще при жизни снискали Благодать, обрели Царствие Небесное. За жизнь праведную, за подвиги во имя веры и любви к людям и Всевышнему одаривает Он их удивительными способностями – прошлое и будущее видеть, чудеса творить и недуги исцелять, а самое главное – души заблудшие на путь истинный наставлять, вести их в Царствие Небесное.
Значит, подражая им, мы тоже можем идти тем же путем, двигаться к большей любви, к большему совершенству, к Благодати, к Царствию Небесному. А святые своим собственным примером просто помогают нам это сделать. Помогают найти нашу собственную дорогу к Богу.
Они духовные наставники России, заступники наши, они защищают нас в трудную минуту, помогают в нелегкой жизни земной и в нашем общении с Богом.
Мне было интересно работать над выбранной темой, я начала понимать смысл некоторых духовных наставлений Святых. В ходе работы я составила небольшой «нравственный кодекс» из наиболее запомнившихся наставлений Преподобных Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Думаю, что подобную работу можно провести учителям и классным руководителям со своими учениками и использовать материал на уроках по основам православной культуры и классных часах.
Закончить исследование я хочу словами Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Познать самого себя – это уже немало. Прикоснуться к познанию тайны Церкви – это уже много. Если же человек поймёт, что второе имеет отношение к первому и что духовный опыт Церкви – это не только сокровищница прошедших столетий, но, прежде всего, рука, протянутая не из прошлого, а из вечности к нему самому, значит, свершилось чудо: Христос тихо постучался ещё в одну душу».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
Научная, учебная и духовная литература
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка
Краткий философский словарь под ред. А.П. Алексеева. М.: Проспект, 2000. Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. Русский язык: от А до Я. Издательство «ЮНВЕС». Москва, 2003.
Духовные наставления Преподобного Серафима мирянам и инокам.
Беседа Преподобного с Н.А. Мотовиловым, записанная по настоянию Старца.
Записки о Шамординском монастыре, поездках в Оптину Введенскую пустынь и о встречах там с духовными лицами: Макарием, Амвросием и др.
Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия / Сост. Агапит (Беловидов), схиархим., 2-е изд., М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.
Анашкевич М. Я к вам любовью прорасту [Текст] / М. Анашкевич // Божий мир. – 2008, №4
Иеромонах Роман: Пред всеми душа виновата. Белорусский Экзархат, Минск 2006
Православная культура в школе./ Издательский дом «Покров», Москва 2003
Интернет-ресурсы
http://www.optina.ru
http://www.hnir.ru
zavet.ru
Diveevo.ru
http://www.pravoslavie.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
https://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyaev/osnovy-iskusstva-svjatosti-tom-3/2_5
Приложение
Анализ анкетирования учащихся МБОУ СШ № 11 г. Павлово
В ходе исследовательской работы было проведено анкетирование 32 учащихся 10-11 классов. В анкете было 7 вопросов [см. таблицу]:
№ п/п |
Вопросы |
Ответы |
||
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
||
1. |
Верите ли вы в Бога? |
18 |
7 |
2 |
2. |
Известны ли вам имена русских Святых наставников? |
29 |
2 |
1 |
3. |
Знаете ли вы о жизни и наставлениях Серафима Саровского? |
Слышали 25 |
6 |
1 |
4. |
Знаете ли вы о жизни и наставлениях Амвросия Оптинского? |
Слышали 2 |
30 |
|
5. |
Знаете ли вы о жизни и наставлениях Исаия (Коровай) |
0 |
32 |
|
6. |
Знаете ли вы о жизни и наставлениях других подвижников? |
5 |
27 |
|
7. |
Бывали ли вы в святых местах, связанных с именами духовных наставников? |
15 |
17 |