Такие разные школы

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Такие разные школы

Окроев И.Т. 1
1Гимназия Жуковка
Лобейко Д.Ю. 1
1Гимназия Жуковка
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

Цель: изучение особенности процесса школьного обучения в разных странах мира.

Предмет: школьное обучение

Объект: особенности школьного обучения в разных странах мира.

Задачи:

Исследовать развитие школьного обучения от истоков до современности.

Изучить особенности современных школ разных стран мира.

Выделить в каждой школе яркие отличия от российской.

Разработать анкету для учителей с целью выявления удовлетворенности работой и желанием преобразовать что то в системе обучения нашей Гимназии.

Разработать анкету для учеников с целью выявления комфортности обучения при текущих правилах и ограничениях в нашей Гимназии.

Провести анализ полученных результатов и подготовить презентацию.

Гипотеза: если бы в школе было меньше правил и ограничений, то ученикам было бы кофмортнее учиться, а учителям преподавать.

Методы исследования:

- анализ литературных и интернет-источников;

- наблюдение;

- анкетирование.

Актуальность.

Осенью я побывал в детском лагере Артек. Там я не только получил новый опыт общения, но и столкнулся с новой системой обучения, потому что я продолжал там получать знания по школьной программе. Я вернулся домой и задумался, как происходит обучение в других школах. И решил посмотреть еще шире, как учатся дети в разных школах мира. Так же мне стало интересно, что нравится, а что хотели бы изменить учащиеся Гимназии Жуковка в процессе обучения, и знакомы ли педагоги Гимназии с обучением в других странах мира, и хотели бы они что то заимствовать и привнести в нашу Гимназию. Так и зародилась моего проекта.

Глава 1. Школа с древних времен до современности.

Древнейшая школа

Первые школы появились достаточно  давно. Первые школы были незаменимым атрибутом развития человеческой цивилизации. Древнейшая цивилизация — Древний Египет, именно здесь появились первые школы древнего мира. Учиться в  древнем Египте могли не все, а только благородные  юноши. Это прежде всего дети фараона,  жрецов и высокопоставленных чиновников. Школьной формы ещё не было. Вместо тетрадей школьники древнего Египта использовали папирус, именно на нём они делали записи и пометки. При поступлении в школу  и её окончании школьники сдавали экзамены, это напоминает наше время. Очень важным атрибутом обучения в Египте было посвящение в религию.  Вероятно в первую очередь в школе обучали только им, особенно на раннем этапе. Об этом многие учёные утверждают в связи с тем, что все школы в древнем Египте находились при храмах.1

Затем от древнего Египта перенесёмся в древний Восток — города Междуречья (Тигра и Евфрата). По данным учёных в каждом городе  Междуречья существовали школы, находились в своём большинстве  при храмах2.  По-шумерски школа переводилась как «эдубба» – «дом табличек». Основное предназначение школы в Шумерском царстве — подготовка писцов. В процессе обучения в школе письму использовались в Шумере  глиняные таблички,  писали на которых ученики заостренной палочкой. По данным археологов,  школы были небольшими, обучалось письму в них около  20–30 учеников с одним учителем.  Учитель в таких школах создавал нужные таблички с текстом, дети их переписывали и учили наизусть, так происходило обучение письму. В крупных «эдуббах» (больших школах) было несколько учителей, дети в таких школах обучались также счёту и рисованию.

Школьной формы в Шумере тоже не было, но дети одевались  как будущие писцы. Школьники всегда носили с собой несколько табличек и палочку, по этим атрибутам их всегда можно было отличить. К I тысячелетию до н. э. в Шумере складывается некий идеал образования, он включает в себя владение письмом на хорошем уровне, умение  составления документов, музыка и пение,  знание обрядов магии, основных сведений из биологии и географии, математические вычисления.

Древние греки больше внимание уделяли образованию детей. Они хотели воспитать человека интеллектуально и физически развитого в равной степени. По данным историков, в  V в. до н.э. среди свободных греков  не было неграмотных людей. В это же время в Греции обучение полностью переходит в школы, ранее оно происходило дома. Первая известная школа  была создана  в древней Греции известным на весь мир  философом и ученым Пифагором. Она и была названа в его честь  – Пифагорейская школа.  Пифагор в юношеские годы много путешествовал  по миру в поисках  знаний, он  проходил обучение в одном из египетских храмов. Пифагор был усердным учеником, тянулся к знаниям. Все свои знания, полученные в Египте, он со временем перенёс  в Грецию и создал Пифагорейскую школу. Затем школы распространились по всей стране.

Школа на Руси

После крещения Руси в 988 году перед государством встала задача «привить» новую религию, а для этого было необходимо научить население грамоте. Появилась славянская азбука — ее создали специально для перевода церковных текстов греки Кирилл и Мефодий.3 В Киеве, НовгородеСмоленске, Суздале, Курске открылись первые школы. Ученые установили, что понадобилось от 50 до 100 лет, чтобы письменность широко распространилась среди знати, духовенства, отдельных купцов и ремесленников. Сначала ученики выписывали полную азбуку, после — слоги, а затем копировали фрагменты из Псалтири и деловые формулы вроде «Взыскать с Дмитра должки», «Поклон от Онфима к Даниле». О системе образования в Московском государстве можно узнать из «Азбуковников» — сборников с учебными пособиями и школьными правилами. В XVII веке училища для мальчиков 8–12 лет держали духовные лица.

Обучение шло неспешно: зубрили азбуку, потом начинали читать Часослов, Псалтирь, Деяния апостолов и Евангелие, затем переходили к письму. В старших классах осваивали «семь свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие, включавшее сведения по геометрии и географии, и звездознание, то есть астрономия. Из иностранных языков в почете были лишь латынь и греческий — их преподавали будущим церковным служителям, чиновникам и дипломатам.

Петр I понимал необходимость профессионального образования. Поэтому в 1701 году в Москве по его указу открыли Школу математических и навигацких наук. Учились в ней юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет.

После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения, как правило, поступали на службу, а отпрыски знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», где изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию. В это же время появились учебные заведения, выпускавшие рабочих-металлургов, медиков, канцелярских служащих, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков. В 1714 году появились начальные цифирные школы — упор в них делали на арифметику и геометрию.

Для «губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет» была введена учебная повинность. Она вызвала недовольство родителей, поскольку купцы и ремесленники традиционно учили наследников грамоте сами, одновременно с этим обучали и торговле. Из-за этого купцы не могли своевременно передать семейное дело детям. Церковнослужители же отдавали своих отпрысков в религиозные архиерейские школы — они открылись во всех епархиях в 1721 году.

Одним из последних детищ Петра стала Академия наук. Ее император учредил в 1724 году. Однако работу она начала уже после смерти императора — в конце 1725 года. В состав академии входили гимназия и университет.

Женское образование значительно отличалось от мужского. Основанный еще в 1732 году Шляхетский сухопутный кадетский корпус при Екатерине II получил новый устав. В корпусе учились с пятилетнего возраста до 21 года. Юноши осваивали «полезные» науки (физику, воинское искусство, тактику, химию, артиллерийское дело), «нужные гражданскому званию» (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственную экономию), прочие науки (логику, математику, механику, красноречие, географию, историю) и «художества» (рисование, танцы, фехтование, архитектуру и другие). Эта программа была разработана под влиянием идей французского Просвещения.

В 1786 году приняли Устав народным училищам в Российской империи. Появились малые училища с двумя классами начального образования, а в крупных городах — средние училища с тремя классами, а также главные с пятилетним обучением (последний, четвертый класс длился два года). В главных народных училищах изучали арифметику и геометрию, физику и механику, естественную историю и архитектуру с черчением планов, географию и историю, а также факультативно латинский и действующие европейские языки. Выпускники главных училищ могли сдать экзамен на звание учителя.

В 1802 году император Александр I учредил Министерство народного просвещения. Его основными принципами были бессословность (за исключением крепостных) и бесплатность начального образования, а также преемственность учебных программ. В 1804 году при церковных приходах стали открывать начальные школы, куда ходили в основном крестьянские дети.

С 1803 года главные народные училища стали преобразовывать в гимназии (первая женская гимназия открылась через 55 лет, в 1858 году, в Петербурге). Постепенно в программу вводили новые предметы: мифологию, статистику, философию, психологию, коммерческие науки, естественную историю, иностранные языки. В гимназиях делали упор на классическое образование — в приоритете были гуманитарные науки.

В 1811 году состоялся первый набор в Императорский Царскосельский лицей. За шесть лет мальчикам из знатных семей давались энциклопедические знания. Особое внимание уделялось отечественной истории и «российскому языку», который в гимназиях того времени практически не изучали.

Советская школа

После Октябрьской революции 1917 года нужны были квалифицированные рабочие, поэтому в стране стали открываться трудовые школы.4

1920-е годы прошли под знаком экспериментов. Отменили домашние задания, уроки истории заменили политграмотой и обществоведением. На местах пытались ввести американскую модель: дети могли сами выбирать предметы и сдавать по ним проекты. Такое обучение приближало учеников к практике.

Однако в 1927 году правительство обозначило уже не примерные, а обязательные программы и учебные планы. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики, русского и родного языка, обязательными стали Конституция СССР, чистописание, черчение, химия, труд.

Российская школа.

Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Поскольку с 1 сентября 2013 года дошкольное образование было включено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в структуру общего образования, понятия «школьное образование» и «общее образование» в России с юридической точки зрения перестали быть синонимичными. Полное среднее образование в школе длится 11 классов. Неполное среднее образование длится 9 классов.

Школы в России дают обучающимся общее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов»).

Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас в некоторых школах также бесплатно снабжают учебниками, в других приобретаются родителями.

Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:5

I ступень (начальное общее образование) — 4 года;

II ступень (основное общее образование) — 5 лет;

III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

Начальное и основное общее образование в школе, согласно Конституции РФ, является обязательным для всех. Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учётом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.

Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы».

По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым на 1 сентября года поступления исполнилось шесть с половиной лет, то есть дети, которым на 1 марта года поступления исполнилось 6 лет. Однако, по разрешению учредителя, школа может принять в первый класс и детей более раннего возраста. На момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.

Начальная школа занимает 4 года — с 1-го по 4-й класс. Её задачей является дать минимальный базовый набор знаний и умений, необходимых для жизни и любой работы: чтение, минимально грамотное письмо, элементарная математика, начальное трудовое обучение. Помимо этого проводятся общеразвивающие занятия: музыка, физкультура, иногда хореография, искусство, имеется предмет «окружающий мир», совмещающий в себе основы географии, биологии, обществознания и других предметов. Со второго класса (по нормам 2005 года) во всех школах вводится обучение иностранному языку (раньше иностранный язык в начальных классах изучался только в специализированных школах).

За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры, иностранного языка и музыки). Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование. Количество уроков обычно не превышает пяти в день.

В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине (иногда по двум и более), за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах — освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.

Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин — около двух десятков. Среди них: алгебра, геометрия, физика, химия, биология, русский язык, литература, история, обществознание, география, иностранный язык, информационно-коммуникационные технологии, музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение, физкультура.

Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.

По окончании основной школы ученики сдают Государственную (итоговую) аттестацию (ГИА) в форме ОГЭ: математика, русский язык и ещё два по выбору (под «сдачей» как результатом понимается получение отметки не ниже «удовлетворительно», в 2014—2015 годах сдача ГИА по выбору была необязательна, но начиная с 2016 года, сдача 2-х дополнительных предметов ГИА снова обязательна). По результатам обучения выдаётся документ — аттестат об основном общем образовании — подтверждающий факт обучения и содержащий оценки по всем изучаемым дисциплинам. По завершении основной школы часть учеников остаётся в школе и переходит в старшие классы, часть отправляется учиться в средних специальных учебных заведениях.

Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России это, чаще всего, последние два года обучения: 10 и 11 классы.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучаемых ранее в основной школе, а также небольшое число новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться.

До всеобщего введения ЕГЭ (2009 год) выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль[1], а имеющим одну или две отметки «хорошо» — серебряная[1], и медалистам полагались льготы при поступлении в вуз по традиционной форме. С введением ЕГЭ эти льготы утратили смысл и были отменены. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.

Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем общем образовании — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В приложении к аттестату указываются итоговые оценки по всем изученным предметам.

Глава 2. Особенности современных школ разных стран.

2.1. Американская Школа

Еще совсем недавно, при советской власти, образование в Советском Союзе считалось одним из самых лучших. Сейчас все чаще сравнивают нашу систему образования и американскую. Между ними имеется существенная разница, сказать, какая из них лучше, а какая хуже, нельзя. Каждая имеет свои плюсы и минусы.

Американская система образования более демократична6. Если у нас практически все школы занимаются по одной учебной программе, то в США единый план отсутствует. Ученики посещают только несколько обязательных дисциплин, а остальные предметы каждый выбирает по своему усмотрению, учитывая личные предпочтения и выбор будущей профессии. Можно сказать, что школа в Америке придерживается индивидуального подхода в обучении гораздо больше, чем российская.

По сравнению с нашими школами, в заведениях США спортивные занятия являются наиболее популярными, нет практически ни одного учреждения для детей, где бы не было хорошо оборудованного спортивного зала, бассейна и стадиона.

Школа в Америке – это не единое здание, как у нас в стране. Больше напоминает ученический городок с несколькими постройками. На его территории обязательно дополнительно оборудованы:

- Актовые залы для проведения различных мероприятий;

- Спортивный зал;

- Большая библиотека;

- Столовая;

- Парковая зона;

- Резиденции.

Уже немного упоминалось, что в каждом штате в Америке могут утверждаться свои образовательные программы. Но единым для всех остается обязательное среднее образование. Правда, начинаться оно может или с 6 лет, или с семи. Разниться может и время начала занятий: в некоторых школах они могут начинаться в 7:30, а другие предпочитают сажать детей за парты в 8:00. Учебный год, в отличие от нашего, делится всего на два семестра, а не на четверти. Оценивание предусматривает не пятибалльную систему, а часто используется 100-бальный критерий.

В американских семьях ребенок с детства усваивает одну истину: в жизни всегда есть место для выбора, который он может сделать. Не все могут стать известными физиками или химиками, но найти для себя много других увлекательных занятий всегда можно. В США место в обществе и благосостояние зависят не от вида деятельности или твоей профессии, а от успешности в этой области. Быть простым автослесарем вовсе не позорно, если ты делаешь свою работу на высшем уровне и к тебе выстраивается очередь из клиентов. Американская система образования также настроена на это. Уже в стенах школы ребенок может для себя выбирать те занятия, которые ему больше нравятся. Единым остается только требование последовательно окончить несколько типов школ, о которых далее будет говориться.

В школах нет жестких групп или классов, ученики именуются студентами и вправе выбирать курсы, которые соответствуют их наклонностям и тем стремлениям в жизни, которые у них имеются. Если в наших школах составляется общее расписание для каждого класса, то там каждый ученик может иметь свой график занятий.

Школа в Америке практикует стипендии для детей, которые зависят от размера «личного кредита». Случается и такое, когда ученик имеет настолько высокий кредит, что его достаточно, чтобы получить бесплатно два высших образования. Можно сказать, что у учеников есть два выхода: добиваться всего своим трудом и способностями или использовать деньги родителей для дальнейшего обучения.

Еще одну интересную особенность имеет американская школа – ребенок еще обучается в стенах школы, а сведения о его достижениях передаются во все высшие учебные заведения. Нет вступительных экзаменов в институты и университеты, каждый ученик в течение года пишет тестовые работы по предметам, а результаты в конце года направляются не только в учебную часть школы, но и в колледжи и вузы.

После окончания школы каждому ученику остается только рассматривать приглашения от различных учебных заведений на обучение или самому направлять запросы в них, ожидая ответа. Вот и получается, что добиться высоких результатов и поступить в престижный вуз можно не только за деньги, но и приложив максимум своего труда. Неважно, сколько в Америке школ, но в каждой из них единственным решающим фактором для поступления в престижный вуз является собственное огромное желание и стремление. Конечно, не всем даны хорошие умственные способности, но при желании учиться в университете государство с большим желанием может дать кредит на учебу, который выплачивается после окончания учебного заведения.

2.2. Японская школа

Японских школьников (да и студентов) называют одними из самых занятых и трудолюбивых людей в стране — у них уже в средней школе появляется огромное количество домашних и проверочных заданий.

Весь учебный год делится на три семестра: первый длится с апреля по июль, второй — с сентября по декабрь и последний, соответственно, с января и до конца марта. Но все каникулы уходят на подготовку к экзаменам и написание работ. Каникулы для японцев — это время, когда можно основательно сесть за учебу7. Так же проходят и выходные — за выполнением заданий, и порой нет времени даже выйти на улицу.

Экзамены начинаются с седьмого класса, проходят два или три раза год, и они — одни из самых серьезных сложностей в жизни каждого японца. Существуют как заключительные проверки, которые определяют, поступит ли человек в следующий класс, школу или в высшее учебное заведение, так и вступительные. Используются две системы оценивания: буквенная A-F и 100-балльная, минимальный положительный балл которой обычно 60, но иногда задаются специальные лимиты — на некоторых зачетах проходными могут стать и 90 баллов.

Помимо самой школы есть специальные образовательные заведения дзюку (juku) — репетиторские конторы, которые предоставляют курсы по разным предметам.

В японских школах также есть специальные кружки под названием кай (kai). После окончания учебного времени школьник обязательно участвует в какой-либо коллективной деятельности — исходя из своих предпочтений, он может выбрать спортивный, творческий или социально полезный досуг. Ученики также проводят подобия парламентов, саммитов, конференций — все для того, чтобы подготовить детей к взрослой жизни. Но в итоге у ребенка вообще нет свободного времени: утром он идет в школу, оттуда в кай, затем в дзюку. Домой он приходит поздно-поздно вечером и успевает разве что сделать заданные на дом работы и лечь спать.

В японских школах есть музыкальные классы, где представлены практически чудеса техники — электронные гитары, бас-гитары, барабанные установки последнего поколения. В некоторых школах находятся и звукозаписывающие студии — ребята создают целые рок-группы. Везде огромное количество спортивных площадок, бейсбольные и футбольные поля.

При этом если у нас в средней и в старшей школе класс закрепляется за учителем, то в Японии, наоборот, — за группой учеников. Назначаются дежурные, которые сами должны убирать помещение. В каждом классе есть староста, который отвечает за то, чтобы все поздоровались с преподавателем. Когда учитель заходит в класс, встает староста, приказом поднимает остальных, затем приказывает кланяться. Исполнив этот ритуал, все садятся на свои места, и нОбщих учебников для всех в японских школах нет: Министерство образования дает рекомендации, но школа сама решает, в каком направлении ей двигаться и какие пособия или специальные предметы брать. Школьную форму также выбирает и утверждает конкретное учебное заведение. Обычно девушкам даже в старших классах строго запрещено распускать волосы и пользоваться декоративной косметикой, уж не говоря о пирсинге и татуировках. Часто в аниме изображают школьниц в коротких юбках — на самом деле в Японии они носят юбки ниже колен.

В Японии по-прежнему есть школы под названием gakuen с раздельным для юношей и девочек обучением. Они по типу похожи на лицеи, и там особые строгие каноны, которым дети беспрекословно должны подчиняться. Колледжи в Японии — подобие школ, и туда идет небольшой процент учащихся. Некоторые поступают в профессиональные училища и колледжи уже после окончания университета. Японцы стремятся к знаниям на протяжении всей своей жизни. Правда, многие девушки не пытаются пробиться в вузы, а сразу учатся на домохозяек и готовятся к браку. В Японии это не считается дискриминацией: просто женщина на своем месте, мужчина — на своем.

2.3. Школа в Финляндии

Считается, что финская система обучения — одна из самых лучших в мире! 8Государство финансирует школы и университеты. Образование бесплатное. Для всех студентов, даже приезжих.

Образование поставлено на высокий уровень, а финские дипломы принимаются и ценятся по всему миру. Если человек закончил здесь ВУЗ, то легко сможет найти работу. А еще, он сможет претендовать на работу в Европе. Это гораздо легче, чем получать рабочую визу.

Уже в школах присутствует четкая дифференциация процесса обучения — не выделяются какие-то основные предметы. Важно все. В школах дети не сдают экзамены, есть только завершающий экзамен, который дает право поступать в ВУЗ.

Как функционирует система? Дети заканчивают 9 классов начальной школы. После этого:

пойти в лицей, после окончания учебы сдается финский вариант нашего ЕГЭ.

профессиональное училище.

После лицея можно подавать документы в ВУЗ. После училища тоже можно продолжить обучение, но чаще его выпускники сразу ищут работу.

Посещение начальной школы начинается с 7 лет. Школьникам предстоит закончить 6 классов. Первые 4 года ученики изучают 4 основных предмета, которые ведет один учитель:

математику,

чтение,

родной язык,

природоведение.

Причем на уроке может изучаться не одна дисциплина, а сразу несколько. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Их учат играть на различных музыкальных инструментах, они много поют, рисуют, лепят, делают поделки.

Постепенно количество изучаемых дисциплин растет. К концу 6 класса дети должны получить начальные знания по основным предметам, в числе которых финский, шведский и 2 иностранных языка.

Оценки в старшей школе выставляются по 10-балльной системе.

 Если школьник получил низкую итоговую оценку – 4 балла, – в начале учебного года он должен продемонстрировать, что пробелы в знаниях устранены.

На этом этапе обучения разные предметы ведут разные учителя. На уроке им помогает тьютор помощник. Основная работа проводится в школе. Учитель и его помощник контролируют правильность выполнения заданий. В Финляндии считают, что ребенок гораздо больше пользы получит, проведя время на свежем воздухе, общаясь с друзьями и родителями, а не за уроками.

В 9 классе большое внимание уделяется изучению профессий. Ученики сами могут выбрать место, где бы они хотели работать в дальнейшем. На предприятии им расскажут о выбранной профессии, особенностях работы. После окончания общеобразовательной школы выпускники могут продолжить обучение или устроиться на работу.

Занятия в школах начинаются в середине августа и заканчиваются в конце мая-начале июня.  Конкретные даты определяются администрацией конкретной школы.  В течение учебного года школьники могут отдохнуть на каникулах 3 раза.\

В финских школах задают очень мало домашних заданий. Весь материал изучается на уроке. Ученики не отвечают у доски. Правильность выполнения заданий в классе контролирует учитель и его помощник. Также в финской школе нет экзаменов. Задачей обучения является не запоминание формул, правил, законов, а умение добывать нужную информацию, пользуясь справочниками и книгами.

В Финляндии считают, что ребенок гораздо больше пользы получит, проведя время на свежем воздухе, общаясь с друзьями и родителями, а не за уроками.9

2.4. Школа в ЮАР

Министерство образования Южно-Африканской Республики (ЮАР), чтобы определить облик современной африканской школы, собрало данные по 24 793 государственным школам и получило следующую статистику:10

в 3 544 школах нет электричества, также в 804 школах регулярно наблюдаются перебои в подаче электроэнергии;

2 402 школы не имеют водоснабжения, ещё у 2 611 школ оно непостоянное;

в 913 школах отсутствуют санитарные помещения, а в 11 450 школах вместо туалетов — выгребные ямы;

нет ограждений у 2 703 школ;

79% школ не имеют библиотек, и только у 7% школ библиотека полностью укомплектована учебниками;

85% школ не имеют лабораторий, и только у 5% школ лаборатории полностью укомплектованы оборудованием;

77% школ не имеют компьютерных классов, и только у 10% школ компьютерный класс полностью укомплектован техникой.

Школьное образование в ЮАР обязательное, но, по сути, платное для всех. Первое, что делают родители, которые хотят завести ребёнка, — это открывают счёт и каждый месяц откладывают деньги на обучение. Пока ребёнок совсем маленький, нужно накопить деньги.

В ЮАР начальное образования состоит из трёх уровней — по три года каждый, старшая школа — с 9 по 12 классы. Учебный год длится с середины января по конец ноября или начало декабря. 

Как выглядит обычная школа? Как правило, это одноэтажное здание площадью с университетский кампус. Занятия начинаются в восемь утра. День открывается линейкой — молитва под руководством пастора об успешной учёбе, выступление директора. Уроки длятся до двух часов дня, потом спорт, вокал. По субботам дети не учатся, но в этот день могут быть спортивные мероприятия.

Все занятия в университетах проходят на английском.

Учебный год начинается в феврале. Пары длятся 35 минут, а в день по расписанию не больше трёх пар. Самое престижное в этом университете направление — медицина. 

Глава 3. Практическая часть

3.1. Методы исследования.

- анализ литературных и интернет-источников;

- наблюдение;

- анкетирование.

3.2. Исследование.

Мы разработали две анкеты. Анкету для педагогов (Приложение№1) и анкету для учащихся (Приложение №2). Нам надо было подтвердить или опровергнуть гипотезу : если бы в школе было меньше правил и ограничений, то ученикам было бы кофмортнее учиться, а учителям преподавать. Для этого мы задали учителям вопросы о том, знакомы ли они с другими системами образования. Что они хотели бы изменить в нашей системе и на сколько они удовлетворены своей работой в Гимназии. Анкетирование было анонимным. У ребят мы хотели посмотреть степень удовлетворенности их процессом обучения в Гиманзии и узнать, что ребята хотели бы изменить.

В нашем исследовании приняли участие 10 педагогов и 10 учащихся 6 класса. Мы получили следующие результаты:

8 педагогов из 10 знакомы с особенностями образования в других странах . 5 человек не хотели бы ничего заимствовать из них, 2 человека предлагали заимствовать более строгие дисциплинарные меры и 3 человека более индивидуальные маршруты.

Степень удовлетворенности работо1 – средний балл – 8.

Среди учащихся - степень удовлетворенности тем, как проходят уроки – 8

Объем домашних заданий – 6

Наличие требований к форме – 5

Питание – 5

Периодичность каникул – 6

Отношение учителей к ученикам – 8

Отношения между ребятами в классе – 8

Внеурочные мероприятия – 8

На вопрос, что бы Вы хотели изменить в процессе обучения в Гимназии были получены следующие ответы:

- меньше домашних заданий - 5 человек

Убрать форму – 3 человека

Таким образом, степень удовлетворенности учебным процессов и учителей, и детей высокая – 7-8 баллов. Учителя говорили о введении более строгих дисциплинарных мер (что опровергает нашу гипотезу) , а из учащихся никто не сказал о введении более мягких дисицплинарных мер (что тоже опровергает нашу гипотезу). Таки образом, гипотеза о том, что если бы в школе было меньше правил и ограничений, то ученикам было бы кофмортнее учиться, а учителям преподавать нашим исследованием не подтвердилась.

Выводы.

Первые школы появились в древнем Египте, у Шумеров и в древней Греции. Могли учиться прежде всего дети правителей, высокопоставленных чиновников и жрецов.

После крещения, на Руси вместе с новой религией появилась славянская азбука. В самых больших городах страны появились первые школы. Училища для мальчиков с 8 до 12 держали духовные лица. В Эпоху Просвещения Петр I оказал огромное влияние на школу.

После Революции в 1917 в СССР пытались ввести американскую систему образования с выбором предметов.

Современное Российское полное образование длится 11 лет – 11 классов. Школьный курс делиться на 3 этапа: начальная школа, средняя и старшие классы. Общее количество изучаемых предметов около двух десятков. По окончании школы ученики сдают Государственную итоговую аттестацию – ГИА.

Американская система образования более пластична: ученики посещают несколько обязательных дисциплин, а остальные предметы выбирают по своему желанию. Школа в США практикует стипендии, зависящие в основном от оценок ученика.

Учебный год в Японии делится на 3 семестра: с апреля по июль, с сентября по декабрь и с января до конца марта. Школы чаще всего имеют раздельное обучение для юношей девушек.

Считается что финская система обучения одна из лучших в мире. Занятия в школах начинаются в середине августа и заканчиваются в мае. В финских школах почти не задают домашнее задание, считая что дети должны больше времени проводить на свежем воздухе.

Иногда мы не ценим то что имеем.

Мы не подтвердили свою гипотезу.

Список источников.

https://vladhistory.com/istoriya-poyavleniya-pervyx-shkol/

https://studopedia.ru/6_55876_shkola-i-vospitanie-v-mezhdureche-mesopotamiya.html

https://www.culture.ru/materials/253541/istoriya-obrazovaniya-ot-pervykh-shkol-rusi-do-sovetskikh

https://www.kp.ru/daily/26759.7/3789266/

https://zakonbase.ru/content/base/42708

https://meet-usa.com/ru/article/osobennosti_obrazovaniya_v_ssha/

https://mel.fm/shkoly_mira/1953427-japan

http://vicer.ru /

https://myfinlandia.ru/strana/obrazovanie-v-finlyandii.html

https://mel.fm/mirovoy_opyt/6950824-south_africa_education

1https://vladhistory.com/istoriya-poyavleniya-pervyx-shkol/

2https://studopedia.ru/6_55876_shkola-i-vospitanie-v-mezhdureche-mesopotamiya.html

3https://www.culture.ru/materials/253541/istoriya-obrazovaniya-ot-pervykh-shkol-rusi-do-sovetskikh

4https://www.kp.ru/daily/26759.7/3789266/

5https://zakonbase.ru/content/base/42708

6https://meet-usa.com/ru/article/osobennosti_obrazovaniya_v_ssha/

7https://mel.fm/shkoly_mira/1953427-japan

8http://vicer.ru /

9https://myfinlandia.ru/strana/obrazovanie-v-finlyandii.html

10https://mel.fm/mirovoy_opyt/6950824-south_africa_education

 

Просмотров работы: 61