ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследовательской работы. В настоящее время наблюдается заметный рост общественного интереса в России к проблеме коррупции. Ее природа, причины и последствия, антикоррупционные меры являются предметом не утихающих споров среди политиков, государственных деятелей, журналистов и населения. Взяточничество, злоупотребление властью, служебным положением – это общественно опасные деяния, которые приносят экономический, социальный, психологический, моральный ущерб.
В условиях построения правового государства, к которому стремится Россия, особенно остро стоит проблема законности, а точнее верховенства закона. Имеет ли моральное право государственный или муниципальный чиновник, преступающий закон, требовать от остальных членов общества соблюдения правопорядка? Конечно, нет. Возникает проблема: тот, кто должен опираться в своей деятельности на закон, становится главным его нарушителем. Проблема законности в отношении чиновников имеет несколько аспектов. Один из них – противостояние коррупции.
Выбор темы исследования связан с необходимостью комплексного анализа идеологических ценностных установок молодежи в нашем современном обществе, анализа коррупционной деятельности в России и Пензенской области и выработки мер, которые могли бы повлиять на снижение уровня коррупции.
Степень научной исследованности темы. В настоящее время проявляется большой интерес социально-гуманитарных наук к вопросам антикоррупционной политики в современном российском обществе. Большая часть опубликованных работ носит характер общих исследований коррупции и антикоррупционной политики, противодействия коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.
Проблемы существования и воспроизводства политической коррупции в современном российском обществе рассматриваются в трудах Валуева В.Н., Ведерникова О.Н., Кабанова П.А., Макарычева А.С. Райкова Г.И, Чиркова Д.К.
[15,16,10]. Особую роль в антикоррупционной политике демократических государств играют институты гражданского общества, выступающие одним из акторов противодействия коррупции, что нашло разработку в исследованиях В.Д.Андрианова, Г.А. Бочкарева, Б.Я. Бляхмана, М.Б. Горного, О.В. Дьякова, А.А. Малько, Т.Н.Наумова, А.В.Нестерова, Ю.А. Нисневича, О.В. Поповой, А.И. Соловьева, А.А. Юнусова и др.[6,9,12,14,18,20].
Гипотеза научно-исследовательской работы - если дать всестороннюю оценку коррупции, как социальному явлению, то можно изменить взгляды школьников о коррупционной деятельности в сторону ее порицания.
Объектом исследования – антикоррупционное сознание молодежи.
Предметом исследования – коррупционная деятельность в России и Пензенской области.
Целью исследования является формирование у школьников антикоррупционного мировоззрения и воспитание негативного отношения к коррупции. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: - сформировать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления; - сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма; - сформировать комплекс знаний, в коррупционных ситуациях, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами. - изучить коррупционные преступления в Пензенской области за 2016-2017 годы.
Методологической основой исследования являются универсальные (исторический, диалектический, социологический, эмпирический, логический), общенаучные (анализ, синтез, метод обобщения), специально-юридические (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования.
Нормативную базу исследования составили следующие виды документов: - международно-правовые нормативные акты; - федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие антикоррупционную политику Российской Федерации; - опубликованные статистические данные Росстата и Министерства внутренних дел РФ о коррупционных правонарушениях; - материалы Интернет-сайтов, целенаправленно публикующих антикоррупционные материалы журналистских расследований; - судебная практика по Пензенской области за 2011, 2012гг. и 2016, 2017 гг.; - результаты анкетных опросов школьников.
Структура работы. Научно-исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Согласно данным, полученным центром антикоррупционных исследований и инициатив «TransparencyInternational- Russia», Россия заняла 131-е из 176 мест в Индексе восприятия коррупции — 2016 (ИВК-2016), который каждый год составляет международная организация Transparency International. Россия получила 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной.
По сравнению с Индексом 2015 года положение России фактически не изменилось: она получила то же количество баллов, а снижение позиции в рейтинге (со 119-го до 131-го места) обусловлено тем, что в этом году в нем учитывается большее количество стран[22].
Статистика взяточничества в России за 2016 показывает, что наиболее коррумпированными считаются:- органы местного самоуправления -36 %; ГИБДД-32%;полиция-26%;суды-21%;медицина-17%; бизнес 14%; образование-13 %. Эти данные за 2016 год о распространении коррупции в России позволяют нам понять, что коррупция затрагивает все сферы общественной жизни. И можно выделить следующие виды коррупции: бытовая, деловая и коррупция верховной власти. В качестве примеров можно привести следующие ситуации: 1. Девушка забеременела, ребенок желанный, естественно, хочется, чтобы родился он здоровым, и с мамой ничего не случилось, идет к «хорошему» гинекологу, который за определенную плату согласен вести беременность, давать советы. За сами роды также причитается отдать солидную сумму и все это в порядке вещей, потому что мало кто будет рисковать жизнью малыша и своей, если есть «возможность» подстраховаться. 2. Городская администрация в течение долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя Соловьева К.Р. (волокита – форма вымогательства, когда дело специально затягивается с целью получения взятки, посл.: недоверие к органам власти) 3. Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей. (Фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т.п. Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников.)
Уже из этих ситуаций мы можем определить основные признаки коррупционного действия: - обоюдное согласие участников действия;- наличие взаимных обязательств;- получение определенных выгод и преимуществ обеими сторонами;- принимаемое решение нарушает закон или противоречит моральным нормам; - сознательное подчинение общих интересов личной выгоде; - обе стороны стремятся скрыть свои действия.
Изучив статьи об антикоррупционной политики, можно прийти к выводу какие факторы, определяют развитие в стране коррупции [9,19,21].
Во-первых: коррупция определяется степенью монопольной власти и права принимать произвольные решения, которыми наделены государственные чиновники, а также мерой их ответственности за свои действия. Чем выше уровень экономического благополучия, тем меньше склонность чиновников прибегать к незаконным методам получения прибыли, тем строже антикоррупционные меры и тем сильнее гражданское общество. Чем больше развита демократия, тем больше у чиновника риск потерять свое место и тем больше возможностей у органов по борьбе с коррупцией. Развитость судебной системы также препятствует экспансии коррупционных процессов. Чем больше и сложнее бюрократический аппарат, тем больше возможностей открывается для коррупции. Важную роль играет централизация государства: в большинстве жестко централизованных империй коррупция достигала немыслимых масштабов. Во – вторых: большой разрыв в доходах населения и резкое падение заработной платы; В- третьих: ослабление государственного контроля;
В – четвертых: неопределенность норм рыночного поведения, В - пятых: пробелы в законодательстве.
Осознание данной проблемы стимулирует не только Россию, но и мировое сообщество в целом к поиску средств по ее сдерживанию. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации коррупция названа одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности. Вместе с тем вопрос об эффективных правовых, организационных, технических методах и формах предупреждения и борьбы с коррупцией, как в рамках отдельных государств, так и в мире в целом по-прежнему остается открытым и актуальным на сегодняшний день.
2 КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Результаты рассмотрения судами области уголовных дел по отдельным составам преступлений коррупционной направленности.
В 2016 году судами области было рассмотрено с вынесением приговора 110 уголовных дел коррупционной направленности, что на 35,5 % больше чем в 2017 году, когда было рассмотрено 71 дело[23]. В 2017 году на 99.5 % снизилось количество лиц, осужденных к реальному лишению свободы и составило 1 лицо; в 2016 году к реальному лишению свободы было осуждено 21 лица. Кроме того в 2017 году на 39.3% уменьшилось число лиц, осужденных к лишению свободы условно и составило 31; в 2016 году – 51.
Следует отметить, что в 2017 году на 30.3 % уменьшилось количество лиц, которым за совершение преступлений коррупционной направленности назначено наказание в виде штрафа. В 2017 году данная мера наказания назначена 30 лицам, в 2016 году – 43 лицам [Приложение №1].
В 2017 году оправдательные приговоры по делам изучаемой категории не выносились.
Анализ судебной практики Пензенской области свидетельствует о том, что наиболее часто встречающимся в судебной практике преступлением коррупционной направленности является присвоение или растрата (статья 160 ч.3ч.4 УКРФ и мошенничество статья 159 ч.3.ч.4 УК РФ)[23].
В 2017 году количество рассмотренных уголовных дел с вынесением приговора по статье 160 ч.3ч.4 УКРФ составило 24 дела или 33,8 % от общего числа рассмотренных, что соответствует уровню 2016 года, когда было рассмотрено 31 дело (31% от общего числа рассмотренных). Практика назначения наказания по данной статье не изменилась. Следует отметить, что в 2017 году, количество лиц, осужденных к лишению свободы условно, по сравнению с уровнем 2016 года, уменьшилось с 28 до 19 лиц или на 32.2 %. Вместе с тем, в 2017 году увеличилось число осужденных, которым назначена мера наказания в виде штрафа на одно лицо. В 2016 году количество таких лиц составило 1 или 99 % от общего количества осужденных по данной статье, в 2017 году число осужденных составляло 2 или 99.1% [Приложение]. Из преступлений коррупционной направленности также отмечается значительное количество правонарушений, предусмотренных статьей 290 УК РФ (получение взятки), а также статьей 291 УК РФ (дача взятки).
2.2 Характеристика лиц, осужденных судами области за преступления коррупционной направленности.
Анализ состава осужденных за преступления данной категории свидетельствует о том, что наибольшее число виновных составили лица, являвшиеся соучастниками преступления коррупционной направленности, в 2016 году число таких осужденных насчитывалось 35 или 30,4 % от общего количества осужденных, в 2017 году количество сводится к 4 лицам 1%.
Большинство лиц данной категории было осуждено за преступление, предусмотренное статьей 290 УК РФ. Из числа осужденных лиц за преступления коррупционной направленности, в определенной степени подвержены коррупции гражданские, муниципальные служащие и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.
В 2016 году за коррупционные преступления было осуждено 10 государственных, муниципальных служащий, в 2017 году число составляло 8; 18 лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, были осуждены в 2017 году, в 2016 году – 30.
Большинство лиц данной категории было осуждено за преступление, предусмотренное статьей 160 ч.3 ч.4 УКРФ. (присвоение и растрата).В ходе проведенного обобщения было установлено, что наибольшее количество лиц по делам данной категории осуждены за совершение преступлений не должностными лицами с материальной ответственностью.
В 2016 году было осуждено 14 лица за совершение преступлений коррупционной направленности не должностными лицами с материальной ответственностью, в 2017 году число таких лиц составляло – 16.Немного меньшее количество осужденных лиц по данной категории дел отмечается в других областях деятельности. Например, в 2016 году осуждено 10 лиц за совершение преступлений государственными муниципальными служащими, в учреждениях и органах юстиции, в 2017 году – 14; в сфере здравоохранения в 2016 году осуждено 4 лица, в 2017 году их число свелось к нулю; за совершение преступлений на транспорте в 2017 году осуждено 7 лиц, в 2016 году – 2.
3. АНТИКОРРУПЦИОННОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ
Мной было проведено анкетирование с целью изучения отношения школьников к проблеме коррупции до получения комплекса знаний об этом негативном социальном явления и после. В опросе приняли участие 9,10,11 классы (130 человек).
В ходе анкетирования выяснилось, что большинство школьников считают главной причиной распространения коррупции отсутствие честных и принципиальных людей в правоохранительных органах и решать эту проблему должны только руководство страны и органы государственной власти. Но есть процент респондентов, которые думают, что эта проблема не решаема, она была и будет процветать.
В ходе анкетирования установлено, что многие учащиеся затрудняются дать оценку уровня коррупции в стране за последние 3-4 года (43 %). Мнение остальных респондентов по данному вопросу распределилось следующим образом: коррупции стало намного больше – 24,6 %; все осталось на том же уровне – 23,3 %; коррупции стало намного меньше – 6,9 %.
После полученного комплекса знаний о коррупции школьники ответили еще на ряд вопросов анкеты. Анализ показал следующие результаты:большинство респондентов не равнодушны к проблеме коррупции и осуждают проявление этого явления (67,9 %). Также учащиеся отмечают, что проблема коррупции в нашей стране – серьезная проблема (51,5 %) и очень серьезная проблема (44,6 %), поэтому с ней надо бороться (78 %), при этом эффективность борьбы с коррупцией зависит от объединения усилий государственных, правоохранительных органов и общественности (58 %).
Большее число опрошенных (59 %) предложили свой вариант в решении вопроса о повышении уровня коррупции в целом по стране.
В качестве мер, которые могли бы повлиять на снижение уровня коррупции, учащиеся предложили:
1. Установить более жесткий контроль за должностными лицами государственных и правоохранительных органов; 2. Ужесточение наказания вплоть до применения высшей меры наказания – смертная казнь; 3.Совершенствование законодательства; применение штрафных санкций к коррупционерам; информирование населения о выявленных фактах коррупции посредством размещения рекламных щитов с указанием имени и фотографий коррупционеров в целях публичного осуждения; 4. Изменение всей системы государственной службы; повышение заработной платы должностным лицам государственных и правоохранительных органов; 5. Просвещение общественности в вопросах коррупции и повышение правосознания всех граждан; 6. Проведение более активной общественной деятельности, направленной против коррупции; привлечение общественности к решению проблем коррупции и контроль со стороны граждан и общественных организаций за решением данных проблем; 7. Воспитание у подрастающего поколения принципов честности и порядочности в целях искоренения коррупционных проявлений в будущем.
Результаты анкетирования показывают, что после всесторонней оценки коррупции учащиеся неравнодушны к проблеме коррупции в стране и уверены, что с ней необходимо бороться.
Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение. После полученного комплекса знаний о коррупции мнения у школьников поменялось в сторону порицания этого негативного социального явления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целях формирования у молодежи антикоррупционного сознания в стране в последние годы активно проводятся мероприятия по предупреждению и противодействию коррупции в государстве в целом и в регионах в частности. В Пензенской области 22 октября 2013 года Правительство Пензенской области утвердило государственную программу «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области в 2014–2020 годах» в рамках реализации "Антикоррупционной программы Пензенской области на 2014-2020 годы" данный процесс активизируется [4].Комплексный анализ социологического опроса старшеклассников в нашей школе, позволил констатировать, что нынешнее молодое поколение довольно лояльно относятся к коррупции, но после проведенных мероприятий антикоррупционной направленности и исследования судебной практики по Пензенской области, сравнительный анализ опросов показывает положительную динамику в сторону порицания негативного социального явления. Это говорит о том, что при правильной организации действий по противодействию коррупции, проведении целенаправленных и адекватных мер можно сформировать антикоррупционное сознание молодежи.Этого можно достичь с помощью внедрения программ и методик по антикоррупционному воспитанию детей и молодежи в учебных заведениях всех уровней. Борьбу в данном направлении необходимо осуществлять так же во взаимодействии органов государственной власти, правоохранительных органов и общественности. Эффективность борьбы с коррупцией во многом зависит от уровня правосознания и просвещенности граждан, от воспитания у населения страны нетерпимости и осуждения к коррупционным проявлениям.
Проведенные мероприятия и исследования позволяют сформулировать следующие основные теоретические положения и рекомендации в решении вопроса предупреждения и пресечения уровня коррупции в целом по стране:
1.Повышение эффективности деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, введение объективных критериев оценки их деятельности в данной сфере; 2.Усиление прокурорского надзора и государственного контроля за надлежащим выполнением государственными органами и иными организациями антикоррупционных мероприятий; 3.Создание эффективного механизма профилактики коррупции;
4.Дальнейшее совершенствование законодательства по вопросам борьбы с коррупцией на основе практики его применения и с учетом положений международных антикоррупционных документов; применение штрафных санкций к коррупционерам; информирование населения о выявленных фактах коррупции посредством размещения рекламных щитов с указанием имени и фотографий коррупционеров в целях публичного осуждения; 5.Углубление научных исследований, направленных на разработку практических рекомендаций в сфере борьбы с коррупцией; 6.Создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях. Просвещение общественности в вопросах коррупции и повышение правосознания всех граждан; 7. Проведение более активной общественной деятельности, направленной против коррупции; привлечение общественности к решению проблем коррупции и контроль со стороны граждан и общественных организаций за решением данных проблем; 8. Воспитание у подрастающего поколения принципов честности и порядочности в целях искоренения коррупционных проявлений в будущем.
Данные рекомендации позволят создать атмосферу нетерпимости по отношению к коррупционерам и сформировать условия для того, чтобы вести беспощадную борьбу с коррупцией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННых источников
Нормативно-правовые акты
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 3 апреля 2017 г.)// "Российская газета" от 30 декабря 2008 г. N 266
Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. N 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы"( в ред. от 15 июля 2015 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 15 ст. 1729
4. Постановление Правительства Пензенской области от 22 октября 2013 г. N 782-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области в 2014-2020 годах" (ред. от 2.12.2017г.)// "Пензенские губернские ведомости" N 109 от 6 ноября 2013 г.
Научная и учебная литература
Наумов С.Н. Основы противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации. – М.: Спутник, 2011. – 100 С
Качкина Т.Б. Качкин А.В. Противодействие коррупции через образование: Методическое пособие /Качкина Т.Б., Качкин А.В. – Ульяновск, 2009.-65с
Манько А. В. Коррупция в России. Особенности национальной болезни. — М.: Аграф, 2012.- 256с.
Кабанов П.А., Райков Г.И., Чирков Д.А. Политическая коррупция в условиях реформирования российской государственности на рубеже веков. М., 2008
Публикации в научных журналах, сборниках и СМИ
Б.Я. Бляхман О формировании правовых позиций высших судебных инстанций // Вестник Омского государственного университета. – 2010. - №3.- С. 30-34
И.В. Бочарников //Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. - №9- 78 с.
Г.А. Бочкарев Роль структур гражданского общества в борьбе с коррупцией на Юге России // Международная научно- практическая конференция «Борьба с коррупцией на Юге России как системная проблема. – Ростов-на-Дону, 2001
В.Н. Валуев В.Н., А.С.Макарычев Коррупция в России: политологические подходы//Коррупция в России: муниципальные, региональные, федеративные и международные аспекты. Н. Новгород, 2000
Н.И.Крюкова Сущность коррупции, ее причины и влияние на правопорядок// Государственная власть и местное самоуправление. № 2. 2013. С.29
А.В. Малько Основы антикоррупционной политики современнойРоссии // Право и политика. – 2003. - №4
А.М. Муртазалиев Проблемы противодействия коррупции и концептуальные подходы к их решению // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 4. С.22.
А.В. Нестеров Политико-антикоррупционная экспертиза противодействию коррупции в Росссии // Государство и право. – 2001.- №6.
Э.Т. Рамазанов Совершенствование законодательной техники как фактор противодействия коррупции // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 1. С.60–61.
Источники на электронных носителях
Индексе восприятия коррупции — 2016 (ИВК-2016). — Режим доступа: https://transparency.org.ru/
Обзор судебной практики по Пензенской области. — Режим доступа: https://rospravosudie.com/
Приложение
Результаты рассмотрения судами области уголовных дел по отдельным составам преступлений коррупционной направленности. Данные за 2016 год
Статьи УК РФ |
Рассмотрено дел с вынесением приговора |
Оправдано |
Осуждено |
Меры наказания назначенные осужденным |
||||||||
Лишение свободы реально |
Лишение свободы условно |
Исправительные работы |
Штраф |
Другие меры |
||||||||
Ст.204 |
7 |
7 |
1 |
3 |
3 |
|||||||
Ст. 290 |
14 |
14 |
14 |
2 |
||||||||
Ст.291 |
22 |
22 |
1 |
2 |
19 |
|||||||
Ст.201 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
Ст.285 |
6 |
6 |
2 |
1 |
3 |
|||||||
Ст.286 |
2 |
1 |
1 |
1 |
||||||||
Ст.292 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
Ст.159ч.ч.3,4 |
28 |
28 |
14 |
12 |
3 |
5 |
4 |
|||||
Ст.160 ч.ч.3,4 |
31 |
31 |
2 |
28 |
1 |
|||||||
Ст.159 (способсв. совершенное коррупционное преступление) |
4 |
4 |
4 |
|||||||||
Всего |
110 |
110 |
21 |
51 |
3 |
43 |
13 |
Данные за 2017 год
Статьи УК РФ |
Рассмотрено дел с вынесением приговора |
Оправдано |
Осуждено |
Меры наказания назначенные осужденным |
||||||||
Лишение свободы реально |
Лишение свободы условно |
Исправительные работы |
Штраф |
Другие меры |
||||||||
Ст.204 |
2 |
1 |
2 |
|||||||||
Ст. 290 |
4 |
4 |
1 |
4 |
3 |
|||||||
Ст.291 |
14 |
14 |
1 |
2 |
1 |
10 |
1 |
|||||
Ст.201 |
||||||||||||
Ст.285 |
7 |
7 |
3 |
3 |
1 |
|||||||
Ст.286 |
4 |
4 |
1 |
2 |
1 |
|||||||
Ст.292 |
7 |
6 |
6 |
|||||||||
Ст.159ч.ч.3,4 |
9 |
7 |
4 |
2 |
1 |
|||||||
Ст.160 ч.ч.3,4 |
24 |
24 |
19 |
2 |
3 |
|||||||
Ст.159 (способств. совершенное коррупционное преступление) |
||||||||||||
Всего |
71 |
1 |
31 |
3 |
30 |
9 |
Характеристика лиц, осужденных судами области за преступления коррупционной направленности. Данные за 2016 год.
Статья УК РФ |
Всего осуждено |
Лица, выполняющие управленческие функции |
Сотрудники ОВД |
Судебные приставы |
Сотрудники ФСИН |
Иные сотрудники ПО |
Адвокат, нотариус |
Депутаты |
Гос. Мун. служащие |
Индивидуальный предприниматель |
Иные не должностные лица с мат. ответственностью |
Врачи |
Иные лица, являющиеся соучастниками |
Работники образования |
С т. 204 |
7 |
7 |
||||||||||||
Ст.290 |
14 |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
2 |
|||||||
Ст.291 |
22 |
1 |
1 |
20 |
||||||||||
Ст.201 |
1 |
1 |
||||||||||||
Ст.285 |
6 |
2 |
3 |
1 |
||||||||||
Ст.286 |
1 |
1 |
||||||||||||
Ст.292 |
1 |
1 |
||||||||||||
Ст.159ч.ч.3,4 |
28 |
3 |
3 |
2 |
1 |
4 |
1 |
2 |
11 |
|||||
Ст.160 ч.ч.3,4 |
31 |
16 |
1 |
3 |
2 |
9 |
1 |
|||||||
Ст.159 (способств. совершенное коррупционное преступление) |
4 |
1 |
3 |
|||||||||||
115 |
30 |
4 |
2 |
5 |
2 |
10 |
3 |
14 |
4 |
35 |
2 |
Характеристика лиц, осужденных судами области за преступления коррупционной направленности. Данные за 2017 год
Статья УК РФ |
Всего осуждено |
Лица, выполняющие управленческие функции |
Сотрудники ОВД |
Судебные приставы |
Сотрудники ФСИН |
Иные сотрудники ПО |
Адвокат ,нотариус |
Депутаты |
Гос. Мун .служащие |
Индивидуальный предприниматель |
Иные не должностные лица с мат. ответственностью |
Врачи |
Иные лица, являющиеся соучастниками |
Работники образования |
С т. 204 |
2 |
|||||||||||||
Ст.290 |
4 |
1 |
1 |
2 |
||||||||||
Ст.291 |
14 |
3 |
1 |
3 |
7 |
|||||||||
Ст.201 |
||||||||||||||
Ст.285 |
7 |
1 |
4 |
1 |
1 |
|||||||||
Ст.286 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
Ст.292 |
7 |
5 |
2 |
|||||||||||
Ст.159ч.ч.3,4 |
9 |
1 |
2 |
2 |
4 |
|||||||||
Ст.160 ч.ч.3,4 |
24 |
9 |
4 |
4 |
7 |
|||||||||
Ст.159 (способств. совершенное коррупционное преступление) |
||||||||||||||
71 |
18 |
8 |
1 |
1 |
5 |
8 |
6 |
16 |
4 |
2 |