Исследование влияния полнолуния на эмоциональное состояние человека во время сна

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование влияния полнолуния на эмоциональное состояние человека во время сна

Банникова А.О. 1
1Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла г. Оренбурга»
Неверова С.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла г. Оренбурга»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

О том, как Луна влияет на человека существует много разных теорий и домыслов. Но одно можно утверждать точно – в зависимости от лунного цикла и лунной фазы может меняться наше самочувствие. Луна находится в постоянном движении вокруг нашей планеты, она регулярно отражает солнечный свет с разных сторон своей поверхности, и это влияет на жизнь человека на планете Земля. Более того, Луна имеет прямое влияние на приливы воды – ее гравитационное поле притягивает большие водные массы, что вызывает подъем их уровня.

Характер влияния Луны на человека зависит в значительной степени от фаз лунного цикла, каждая фаза которого длится примерно неделю. Если лунные дни в большей степени определяют наше поведение, то фазы Луны влияют на состояние нашего организма, степень его жизнестойкости и активности.

Влияние полнолуния на свой организм люди заметили давно. Оно связано с резким обострением самых разнообразных эмоций – радости до отчаяния. А статистика свидетельствует о том, что наибольший процент случаев самоубийств приходится именно на время полнолуния. То же самое можно сказать и про обострения заболеваний, имеющих хронический характер, в первую очередь это касается психических болезней. Нас заинтересовала тема влияния луны на эмоции человека во время сна, и мы решили исследовать, как себя чувствуют люди в полнолуние и влияние полнолуния на сон человека.

Актуальность темы: Изучение влияния окружающей среды на человеческий организм в процессе различных видов деятельности - одна из актуальных задач современной науки. Замечено, что в одни дни месяца люди просыпаются бодрыми и полными энергии, а в другие — вялыми и уставшими. Смены нашего самочувствия и настроения происходят циклически. Различные фазы луны сказываются на нашем эмоциональном состоянии, нервной системе и энергетическом уровне.

Тема исследовательской работы: «Исследование влияния полнолуния на эмоциональное состояние человека во время сна»

Цель работы: Выявить существует ли зависимость эмоционального состояния человека во время сна от полнолуния.

Задачи:

Изучить научную литературу о лунных циклах, эмоциях человека, о снах.

Выяснить каково влияние фаз лунного цикла на процессы на Земле и выявить результат влияния на человека.

Провести диагностику эмоционального состояния в полнолуние

Проанализировать сны в полнолуние

Проанализировать полученные результаты диагностики

Сделать выводы, опираясь на изученные источники информации и результаты психологического исследования.

Объект исследования: Эмоциональное состояние человека во время сна.

Предмет исследования: Эмоциональное состояние человека во время сна в полнолуние.

Гипотеза исследования: Полнолуния сказываются на земных процессах, и как следствие, влияют на эмоциональное состояние человека и его сон.

Этапы исследования: выбор темы, постановка целей и задач, сбор материала, обобщение полученных данных, проведение исследования влияния полнолуния на эмоциональное состояние и сон человека, диагностика эмоционального состояния, ведение дневника снов, подведение итогов работы.

В исследовании приняли участие обучающиеся 8-9 классов МОАУ «СОШ №5» .

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды в рассматриваемой области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Новизна: В ходе исследование предусмотрено создание алгоритма поведения человека перед сном в полную фазу луны, направленного на снятие эмоционального напряжения.

Теоретическое значение изучения проблемы заключается в том, что анализ научной литературы поможет полнее разобраться в особенностях эмоционального состояния человека во время сна и после пробуждения в фазу полной луны.

Практическое значение заключается в возможности использовать полученные данные людям с нестабильным эмоциональным состоянием для снятия напряжения во время сна в фазу полнолуния.

Глава 1. Теоретический обзор понятий.

Луна – небесное тело

Луна – ближайшее к Земле небесное тело, единственный спутник нашей планеты. Она обращается вокруг Земли на расстоянии около 400 тыс. км, т.е. всего 30 поперечников земного шара. Диаметр Луны лишь в 4 раза меньше земного, он равен 3476 км. В отличие от сжатой у полюсов Земли. Луна по форме гораздо ближе к правильному шару [13].

Положение и движение Солнца, Луны, Земли являются важными физическими характеристиками и ориентирами во времени и пространстве для живых организмов, в том числе для человека. Они воздействуют на его эмоциональное и физическое состояние.

Влияние Луны на сон доказано профессором Кристианом Кайохеном и группой его ученых из Центра хронобиологии при Базельском университете. "Лунный цикл воздействует на наш сон, даже если мы не видим Луну и не знаем, какая сейчас фаза", — говорит Кайохен. Их опыты наглядно продемонстрировали, что качество сна и его продолжительность зависят от ритма Луны. Лунные фазы оказывают влияние на электрофизиологическую активность мозга, вызывая бессонницу или же, наоборот, глубокий сон. Каждая лунная фаза длится приблизительно неделю.

1.2.Фазы луны

Лунный месяц состоит из 4 фаз, которые связаны с положением Луны относительно Солнца. Полнолуние, новолуние, растущая луна и убывающая луна. Первым лунным днем является день начала новолуния. На 7–8 лунные дни приходится первая четверть месяца. Полная луна наблюдается с 14 по 17 лунные сутки. На 22–23 лунные дни приходится третья четверть, а четвертая четверть знаменует окончание месяца. Новолуние — это совмещение Луны и Солнца, а полнолуние — это их противостояние. Разделяют две формы влияния Луны — когда она растет и убывает. Имеются важные четыре точки лунного месяца (новолуние, полнолуние, дни первой и третьей четверти). Необходимо отметить, что каждая фаза лунного цикла длится примерно неделю (Приложение 1).

Лунный диск полностью освещен. Луна и Солнце противоположны, их гравитационные поля начинают отталкиваться друг от друга. С наступлением третьей фазы - полнолунием связаны многочисленные нарушения сна. Бессонница в полнолуние вызвана тем, что увеличивается земное притяжение, а активность головного мозга в глубоком сне снижается на 30%. Для человека этот период непростой, он характеризуется стрессом и усталостью. Два-три дня сон может быть беспокойным, особенно у людей эмоциональных.

Особенно остро влияние полнолуния воспринимает наша нервная система. В первую очередь это касается людей с тонкой психикой. У многих происходят обострение или изменение рефлексов, всплески эмоций (от отчаянной радости до фатальной обреченности), появляются необъяснимые фобии. Даже люди с самой здоровой психикой в период полнолуния нередко жалуются на бессонницу.

Полнолуние — это время энергии на максимуме. Полная Луна обостряет наши эмоции, может появиться чувство тревоги, по ночам могут сниться слишком яркие сны или неприятные кошмары.[11].

Луна способна влиять не только на эмоциональное и психическое состояние человека. Множество экспериментов, известных еще со времен знаменитого Гиппократа, позволяют сделать вывод о том, что во время наступления полнолуния в организме человека происходит снижение скорости обмена веществ, что негативно сказывается на состоянии крови. В связи с этим есть мнение, что на полнолуние лучше не назначать хирургических операций, так как в этот период, во-первых, чаще происходят кровотечения, которые сложно остановить; во-вторых, процесс выздоровления занимает больше времени.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что лунные фазы оказывают влияние на электрофизиологическую активность мозга, качество сна и его продолжительность зависят от ритма Луны. Полнолуние вызывает всплески отрицательных эмоций у людей с тонкой психикой.

1.3. Эмоциональное состояние, его составляющие.

Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворённости, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [2].

В нашей работе мы рассматриваем эмоции, как психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к действительности и к самому себе.

Эмоциональные состояния или эмоции представляют собой сложные и богатые реакции человека от взрывов страстей до тонких оттенков настроений. Относительно классификации и функций эмоций существует множество подходов, одним из которых является информационная концепция эмоций П.В. Симонова, которая относится к разряду когнитивистких теорий [15].

Основу психических и психоэмоциональных состояний составляет определенное соотношение нервных процессов (от эпизодического до устойчивого, типичного для данного человека) в коре головного мозга. Под влиянием совокупности внешних и внутренних раздражителей возникает определенный общий тонус коры, ее функциональный уровень. Физиологические состояния коры получили название фазовых состояний. После прекращения действий раздражителей, вызвавших то или иное состояние, оно сохраняется еще некоторое время или воздействует на образование новых или актуализацию старых условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий головного мозга. Эти состояния коры в свою очередь могут быть условными раздражителями, сигнализирующими о каких либо изменениях, важных для приспособления организма к среде и в последующем в аналогичных ситуациях ускоряют адаптацию психики к нерядовым условиям [3].

Существуют  эмоции, возникающие у человека во время сна. Отрицательные эмоции испытанные во сне связаны с понятием «тревожных снов». Степень и интенсивность эмоциональных переживаний во сне и осознание их значимости обусловлены «объёмом» соответствующих нейронных цепей, активизированных в синаптических сетях на момент засыпания. [6].

1.4.Сон

Современная психология рассматривает сон как состояние отдыха. Долгое время психологи полагали, что сон — это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в и ер и од бодрствования. Но теперь точно установлено, что сон — не простой воостановительный период для организма, а достаточно активное и сложное состояние.

З.Фрейд заметил: сновидение содержит краткую информацию о мире чувств, эмоций, восприятия жизни. Он установил наличие взаимосвязи на психологическом уровне, а не только телесную природу сна. Кроме того, обратил внимание на сжатую форму сновидения в сравнении с мыслями, которые его создали. Сон - это сложный процесс психики, отражение мыслей, желаний в определённых картинах, образах. Сон является продолжением минувшего дня

Функции сна:

Сон обеспечивает отдых организма.

Сон способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий.

Сон — это приспособление организма к изменению освещённости (день-ночь).

Сон восстанавливает иммунитет.

Сон обеспечивает вывод из мозга ядовитых продуктов жизнедеятельности.

Есть предположение, что сон позволяет нейронам провести репарацию («ремонт») ДНК, повреждения которых неминуемо накапливаются в ходе функционирования нейронов.

Научную теорию сна создал И. П. Павлов, показавший, что действительной причиной сна являются особые нервные процессы возбуждения и торможения, происходящие в головном мозге.

Средняя продолжительность сна человека зависит от многочисленных факторов: начиная от возраста, пола, образа жизни, состояния здоровья, питания и степени усталости, до внешних факторов (общий уровень шума, местонахождение и т. д.). При нарушениях сна его длительность может составлять от нескольких секунд до нескольких суток. Нарушение физиологической структуры сна считается фактором риска, который может приводить к бессоннице.

В 2015 году после двухлетних исследований, проведённых в США, появились заново пересмотренные рекомендации по необходимой продолжительности сна. (Приложение 2).

1.5.Эмоциональное состояние и сновидения в полнолуние.

Луна управляет чувствами, эмоциями людей, заставляет больше полагаться на сердце, чем на разум. Как влияет полнолуние на человека? Нужно отметить, что на каждого по-разному. Одни люди чувствуют прилив сил, чрезмерное возбуждение, другие, наоборот, впадают в депрессию, у них опускаются руки, ничего не хочется делать.

Психически неуравновешенных людей в полнолуние может обуять беспричинная тоска, беспокойство или ярость. В это время очень сложно держать свои эмоции в узде, поэтому учащаются неконтролируемые вспышки раздражительности и вспыльчивости. Неадекватные поступки, бурную деятельность, излишнюю подверженность искушениям также провоцирует полнолуние.

Ученые проводили исследование влияния луны на сон человека и пришли к интересным выводам. За несколько дней до и после полнолуния в человеческом теле происходят следующие изменения: в этот период снижается уровень мелатонина, сокращается длительность фазы глубокого сна. Эти физиологические изменения приводят к тому, что человек спит меньше приблизительно на 20 минут.

Люди с тонкой организацией психики, обладающие отличной интуицией и высокой эмоциональностью подвержены влиянию полнолуния больше всего. Также стоит отметить, что они зависят от мощности космической энергии и силы гравитации.[9].

За последние годы накопилось значительное количество доводов в пользу того, что проблема роли и механизмов неосознаваемой психической деятельности человека во время сна может быть существенно в теоретическом отношении углублена при ее сближении с другой важной проблемой современной нейропсихологии - проблемой функциональной дифференцированности больших полушарий головного мозга.[11].

По мнению психологов, сон – это реакция ума на события жизни, внутренние переживания, стрессы и скрытые желания. Во сне подсознание через образы сна указывает на проблему и возможный способ ее устранения.

Влияние Луны на сон доказано профессором Кристианом Кайохеном и именно полнолуние вызывает всплески отрицательных эмоций у людей с тонкой психикой, что вызывает «тревожные сны».

Таким образом, луна управляет чувствами, эмоциями людей и оказывает влияние на их сны. Люди с тонкой организацией психики, обладающие высокой эмоциональностью подвержены влиянию лунных фаз более всего.

Изучив научную литературу о лунных циклах, эмоциональном состоянии человека и природе сна, мы пришли к выводу, что во время сна человек способен испытывать эмоции, которые являются реакцией на события его жизни, а полнолуние в свою очередь оказывает влияние на сон человека и эмоциональное состояние после пробуждения, особенно ярко проявляется это у людей с тонкой организацией психики, характеризующейся тревожностью, негативными эмоциями.

Глава 2. Организация и методы исследования влияния полнолуния на эмоциональное состояние человека во время сна.

С целью изучения влияния полнолуния на эмоциональное состояние человека во время сна и поле его пробуждения на первом этапе было проведено исследование эмоционального состояния и содержание снов в разные лунные фазы. В качестве испытуемых выступили обучающиеся 8-х, 9-х классов МОАУ «СОШ №5».

Эмоциональное состояние испытуемых мы изучали по методике Ю.Л.Ханина « Тревожность и Депрессия». (Приложение 4).

Для выявления эмоционально-характерологического базиса личности и особенностей его переживаний актуальной ситуации мы использовали тест М. Люшера (краткий вариант из 8 карточек). (Приложение 5).

Для изучения возможности снятия эмоционального напряжения во время полнолуния, на втором этапе исследования мы использовали методы, рекомендованные психологами, психотерапевтами и медицинскими работниками:

1.За два часа до сна не смотреть телевизор,

2. Не есть на ночь шоколад и не пить кофеиносодержащих напитков.

3. Принять теплую ванну. В нее можно добавить отвары лекарственных растений.

3. Послушать медитативную, спокойную музыку «Тихое пианино», «Восход солнца», «Музыка солнца».

4. Перед тем как заснуть повторять установку: «Всё будет хорошо, я буду спать спокойно, мне никто и ничто не мешает, во сне я ничего не слышу, завтрашний день будет спокойным и радостным, все вокруг меня позитивные и добрые люди, я сама буду спокойна и доброжелательна».

4.В 21-22 ложиться спать.

В дни полнолуния на протяжении трех месяцев мы изучали воздействие данных методов на испытуемых для снятия эмоционального напряжения и уменьшения тревожности. Наблюдали за состоянием сновидений, вели дневники. А так же измеряли эмоциональное состояние при помощи методик Ханина Ю.Л и М.Люшера.

Мы составили лунный календарь на сентябрь, октябрь и ноябрь 2019 года, в котором четко обозначены все фазы луны. (Приложение 3).

Глава 3. Результаты исследования влияния полнолуния на эмоциональное состояние человека во время сна и после его пробуждения.

Изучая влияние полнолуния на эмоциональное состояние человека во время сна и после него, на первом этапе исследования мы пришли к следующим результатам:

Согласно лунному календарю в июне, июле, августе 2019 года мы вели дневники сновидений в разные лунные фазы и выяснили, что в первой четверти растущей луны сны отличались позитивным содержанием, светлыми образами, а в фазу полнолуния сны были тревожными, тяжелыми, с раздражающим или устрашающим содержанием.

Изучая эмоциональное состояние по методике Ханина Ю.Л. «Тревожность и Депрессия», мы выявили показатели, полученные во время фазы растущей луны, свидетельствующие о хорошем психическом состоянии, а показатели, полученные во время полнолуния  говорят о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии (Таблица 1).

Таблица 1

Результаты исследования тревожности и депрессии

ФАЗА РАСТУЩЕЙ ЛУНЫ

10.06.19г.

9.07.19

7.08.19

Тревожность

Депрессия

Тревожность

Депрессия

Тревожность

Депрессия

1,29

1,36

4,52

3,99

4,78

4,0

ФАЗА ПОЛНОЙ ЛУНЫ

17.06.19

17.07.19

15.08.19

Тревожность

Депрессия

Тревожность

Депрессия

Тревожность

Депрессия

-1,35

-1,28

-1,40

-1,32

-1,42

-1,40

Результат изучения эмоционального состояния по тесту М.Люшера показал, что в фазу растущей луны испытуемые находились в эмоционально стабильном и благоприятном состоянии (отдавались предпочтения желтому, зеленому, сиреневому и красному цветам), а в фазу полнолуния в тревожном эмоциональном состоянии, нуждались в психологическом отдыхе и покое (отдавались предпочтения черному, серому, синему цветам). (Таблица 2)

Таблица 2.

Эмоциональное состояние по тесту М.Люшера

ФАЗА РАСТУЩЕЙ ЛУНЫ

10.06.19г.

9.07.19

7.08.19

Желтый, зеленый

Красный, желтый

Желтый, сиреневый

ФАЗА ПОЛНОЙ ЛУНЫ

17.06.19

17.07.19

15.08.19

Черный, синий

Синий, серый

Серый, черный

Таким образом, фаза полной луны по нашим наблюдениям и исследованиям оказывает негативное влияние на эмоциональное состояние и сон испытуемого.

На втором этапе исследования, когда мы применяли методы, позволяющие снять эмоциональное напряжение, появляющееся в фазу полной луны:

1.За два часа до сна не смотреть телевизор,

2. Не есть на ночь шоколад и не пить кофеиносодержащих напитков.

3. Принять теплую ванну. В нее можно добавить отвары лекарственных растений.

3. Послушать медитативную, спокойную музыку «Тихое пианино», «Восход солнца», «Музыка солнца».

4. Перед тем как заснуть повторять установку: «Всё будет хорошо, я буду спать спокойно, мне никто и ничто не мешает, во сне я ничего не слышу, завтрашний день будет спокойным и радостным, все вокруг меня позитивные и добрые люди, я спокоен и доброжелателен».

4.В 21-22 ложиться спать.

Данные методы повлияли на содержание снов, они стали спокойными, сюжеты и образы были позитивными, легкими. Иногда отсутствовали совсем.

Результат изучения эмоционального состояние по методике Ханина Ю.Л. свидетельствуют о хорошем психическом состоянии, отсутствии тревоги и депрессии (Таблица 3).

Таблица 3.

Результаты исследования тревожности и депрессии

ФАЗА ПОЛНОЙ ЛУНЫ

14.09.19

14.10.19

12.11.19

Тревожность

Депрессия

Тревожность

Депрессия

Тревожность

Депрессия

2,34

3,12

1,68

2,36

2,89

3,04

Результат изучения эмоционального состояния по тесту Люшера показал, что после применения методов, направленных на снижение эмоционально напряжения в фазу полнолуния испытуемые находились в эмоционально стабильном и благоприятном состоянии (отдавались предпочтения желтому, зеленому и красному цветам). (Таблица 4)

Таблица 4

Эмоциональное состояние по тесту М.Люшера

ФАЗА ПОЛНОЙ ЛУНЫ

14.09.19

14.10.19

12.11.19

Зеленый, красный

Желтый, зеленый

Желтый, зеленый

Таким образом, гипотеза о том, что полнолуния сказываются на земных процессах, и как следствие, влияют на эмоциональное состояние человека и его сон нашла свое подтверждение в нашем исследовании. Если применять методы, снимающие эмоциональное напряжение во время полнолуния, то можно добиться устранения тревожности у эмоционально нестабильных людей.

Заключение.

Изучение влияния окружающей среды на человеческий организм в процессе различных видов деятельности - одна из актуальных задач современной науки. Замечено, что в одни дни месяца люди просыпаются бодрыми и полными энергии, а в другие — вялыми и уставшими. Смены нашего самочувствия и настроения происходят циклически. Различные фазы луны сказываются на нашем эмоциональном состоянии, нервной системе и энергетическом уровне.

Существуют  эмоции, возникающие у человека во время сна. Отрицательные эмоции испытанные во сне связаны с понятием «тревожных снов». Степень и интенсивность эмоциональных переживаний во сне, и осознание их значимости обусловлены «объёмом» соответствующих нейронных цепей, активизированных в синаптических сетях на момент засыпания.

Во время сна человек способен испытывать эмоции, которые являются реакцией на события его жизни, а полнолуние в свою очередь оказывает влияние на сон человека и эмоциональное состояние после пробуждения на людей с тонкой организацией психики, характеризующееся тревожностью, негативными эмоциями.

Используя методы, рекомендованные психологами, психотерапевтами и медицинскими работниками для снятия эмоционального напряжения во время полнолуния, можно добиться устранения тревожности у эмоционально нестабильных людей в фазу полнолуния. (Приложение 6)

Анализ литературы, проведенный в процессе написания работы, показал актуальность и значимость выбранной темы. Гипотеза о том, что полнолуния сказываются на земных процессах, и как следствие, влияют на эмоциональное состояние человека и его сон нашла свое подтверждение в нашем исследовании.

Стоит отметить, что следует рассматривать данную проблему в дальнейшем и изучать глубже в аспекте взаимосвязи полнолуния и состояния здоровья человека.

Список литературы.

1.  Володченко, В.О. Натальная астрология / В.О. Володченко. - М.: Эксмо, 1985. - 496 c.

2.Додонов Б. И. Эмоция как ценность. - М., 1978.

3.Ильин Е П., Пинигин В. Г. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.-Вып.

4. Касаткин, В.Н. Теория сновидений : монография / В.Н. Касаткин. - 2-е изд. - М. : Медицина, 1972. - 327 с.

5. Ковальзон, В.М. Природа сна // Природа. - 2005. - № 11. - С. 3-8.

6. Лангмейер, И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага :Авиценум. Медицинское издательство, 1984. - 467 с.

7. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - М. : Мысль, 1971. - 39 с.

8. Левин, Вадим Чудеса Зодиака / Вадим Левин. - М.: Медков С. Б., 2011. – 352 c.
9. Лобков, Денис Магия луны / Денис Лобков. - М.: "Группа Компаний "РИПОЛ классик", 2014. - 256 c.

10. Моррисон, Э. Спящий мозг // В мире науки. - 1983. - № 6. - С. 62-71.

11. Нагорная, Н. И. Астрологическая карта судьбы / Н.И. Нагорная. - М.: ЭнтрастТрейдинг, 2015. - 256 c.

12. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М. : Издательский центр «Академия», 1995. - 496 с.

13. Паунггер, Иоганна Лунные ритмы. Разрешено все! Собственными силами. Все в нужный момент (комплект из 4 книг) / Иоганна Паунггер , Томас Поппе. - М.: ИГ "Весь", 2011. - 813 c.

14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер Ком, 1999. - 679 с.

15.Симонов П. В. Что такое эмоция? - М„ 1962.

16. Смирнов, И. Психотехнологии / И. Смирнов, Е. Безносюк, А. Журавлев. -М. : Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 416 с.

17. Фрейд, З. Толкование сновидений / З. Фрейд. - Изд. 8-е, расшир. и доп. - М. : ООО «Фирма СТД», 2005. - 678 с.

18. Lilly, John C. The center of the cyclone : An autobiography of inner space / John C. Lilly. - N.Y. : Julian Press, 1972. - 225 p.

19.З. Фрейд “Я и Оно”.

 

Приложение 1.

Фазы луны

Приложение 2.

Продолжительность сна.

Возраст

Продолжительность сна, час/сут

рекомендуемая

возможная

0—3 месяца

14…17

11…19

4—11 месяцев

12…15

10…18

1—2 года

11…14

9…16

3—5 лет

10…13

8…14

6—13 лет

9…11

7…12

14—17 лет

8…10

7…11

18—25 лет

7…9

6…11

26—64 года

7…9

6…10

65 лет и старше

7…8

5…9

Приложение 3.

Фазы луны в сентябре-ноябре 2019г.

Фазы Луны в Сентябре 2019 года

Новолуние -  28 сентября 2019 года в 21 час 26 минут 11 секунд.

Полнолуние – 14 сентября 2019 года в 07 часов 33 минуты 26 секунду.

Первая четверть – 6 сентября 2019 года в 06 часов 10 минут 36 секунд.

Последняя четверть – 22 сентября 2019 года в 05 часов 41 минуту 10 секунд.

Растущая Луна – с 1 по 13 сентября и с 29 по 30 сентября 2019 года.

Убывающая Луна – с 15 по 27 сентября 2019 года.

Фазы Луны в Октябре 2019 года

Новолуние -  28 октября 2019 года в 06 часов 38 минут 11 секунд.

Полнолуние – 14 октября 2019 года в 00 часов 08 минут 26 секунду.

Первая четверть – 5 октября 2019 года в 19 часов 47 минут 36 секунд.

Последняя четверть – 21 октября 2019 года в 15 часов 39 минут 10 секунд.

Растущая Луна – с 1 по 13 октября и с 29 по 31 октября 2019 года.

Убывающая Луна – с 15 по 27 октября 2019 года.

Фазы Луны в Ноябре 2019 года

Новолуние -  26 ноября 2019 года в 18 часов 06 минут 11 секунд.

Полнолуние – 12 ноября 2019 года в 16 часов 34 минуты 26 секунду.

Первая четверть – 4 ноября 2019 года в 13 часов 23 минуты 36 секунд.

Последняя четверть – 20 ноября 2019 года в 00 часов 11 минут 10 секунд.

Растущая Луна – с 1 по 11 ноября и с 27 по 30 ноября 2019 года.

Убывающая Луна – с 13 по 25 ноября 2019 года.

.

Приложение 4

ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ (ТИД)

Диагностика уровня тревожности и депрессии. Тест разработан Ханиным Ю.Л. (1976).Методика позволяет выявить состояние тревожности и депрессии, обусловленное неуравновешенностью нервных процессов. Исследование коллективное или индивидуальное. Тестируемые получают бланк ответов, их внимание обращается на то, чтобы они не допускали ошибок при заполнении бланка.

Диагностируемые показатели описываются следующим образом:

ТРЕВОЖНОСТЬ - повышенная возбудимость, неуверенность в общении, беспорядочность деятельности;

ДЕПРЕССИЯ - сниженный эмоциональный фон, апатия, сужение контактов с окружающими.

Шкалы: уровень тревожность, уровень депрессии

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Выявление состояние тревожности и депрессии, обусловленные неуравновешенностью нервных процессов.
Инструкция к тесту
Предлагается ответить на вопросы анкеты, которая сопровождается следующей инструкцией: Просим Вас ответить на серию вопросов, которые помогут нам выяснить ваше самочувствие. Отвечайте, пожалуйста, искренне.
Если состояний, указанных в вопросе, у Вас
• никогда не было, поставьте 5 баллов;
• если встречаются очень редко – 4 балла;
• если бывают временами – 3 балла;
• если они бывают часто – 2 балла;
• если почти постоянно или всегда – 1 балл.
Если вопрос Вам не понятен – обратитесь за разъяснением.

ТЕСТ

1. Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?
2. Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-нибудь тревожит?
3. Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?
4. Бывает ли у Вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?
5. Замечаете ли Вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?
6. Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?
7. Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?
8. У Вас бывают периоды такого беспокойства, что Вы даже не можете усидеть на месте?
9. Ожидание Вас тревожит и нервирует?
10. У Вас бывают кошмарные сновидения?
11. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?
12. Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать Вам и Вы ощущаете себя одиноким (одинокой)?
13. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у Вас в беспокойном движении?
14. Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?
15. Вам часто хочется побыть одному?
16. Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушны или даже неприязненно?
17. Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе?
18. Приходят ли Вам мысли, что Ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем Вы?
19. Прежде, чем принять решение, Вы долго колеблетесь?
20. У Вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты Вы сами?

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту

Значение диагностических коэффициентов тревожности
№ Вопросов     Баллы

1         2         3         4        5
2     -1,38    -0,44     1,18    1,31    0,87
4     -1,08    -1,3      -0,6     0,37    1,44
8     -1,6      -1,34    -0,4     0,6      0,88
9     -1,11      0         0,54    1,22    0,47
10    -0,9      -1,32   -0,41    -0,41    1,2
11    -1,19    -0,2      1,04     1,03    0,4
13    -0,78    -1,48    -1,38    0,11    0,48
14    -1,26    -0,93    -0,4      0,34    1,24
17    -1,23    -0,74     0         0,37    0,63
19    -1,92    -0,36     0,28     0,56    0,1
Значение диагностических коэффициентов депрессии
№ Вопросов    Баллы
            1         2        3        4         5
1     -1,58     -1,45    -0,41    0,7      1,46
3     -1,51     -1,53    -0,34    0,58    1,4
5     -1,45     -0,26    -1        0         0,83
6      1,38     -0,62     -0,22    0,32    0,75
7     -1,3      -0,5      -0,15    0,8      1,22
12    -1,34    -0,34    -0,5      0,3      0,72
15    -1,2      -0,23    -0,36    0,56     0,2
16    -1,08    -0,08    -1,18     0         0,46
18    -1,2      -0,26    -0,37    0,21     0,42
20    -1,08    -0,54     -0,4     0,25     0,32


Обработка и интерпретация результатов теста


Проставленные тестируемыми баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.
По значениям, указанным в таблицах, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.
•    Алгебраическая сумма коэффициентов, большая +1,28, свидетельствует о хорошем психическом состоянии.
•    Сумма, меньшая -1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии.
•    Промежуточные значения (от -1,28 до + 1,28) говорят о неопределенности данных.
•    Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от -5,6 до-1,28.
Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действий. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье, за здоровье своих близких, в общении проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно.
Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, сужения и ограничения контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества.

Приложение 5

Цветовой тест М.Люшера (сокращенный вариант)

Цветовой тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Разработан М. Люшером, первая редакция теста опубликована в 1948 году. Известен также под названиями «Восьмицветовой тест Люшера».

Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.

В кратком варианте прохождения теста, необходима таблица из 8 цветов: серого, синего, зелёного, красного, желтого, фиолетового, коричневого и чёрного.

Тестирование заключается в упорядочивании цветов по уровню того, насколько они приятны глазу. Тест выполняется при естественном освещении, однако на таблицу не должны попадать прямые лучи света. Тест Люшера исходит из объективного значения различных цветов, которое одинаково для всех людей. Например, синий цвет означает мир и покой, независимо от того, нравится этот цвет человеку или нет. Воздействие же цвета на человека является сугубо субъективным: один и тот же цвет может по-разному действовать на разных людей, одному человеку он нравится, другой к нему равнодушен, а у третьего вызывает неприязнь. В случае же, если мы имеем дело с одним каким-то цветом, как это представлено в цветовом тесте Люшера, предпочтение одного цвета другому отражает состояние мозга человека, состояние его желез внутренней секреции.

Каждый цвет несет в себе определенный энергетический заряд, вызывает у человека как физиологический, так и психологический эффект. Поэтому, в зависимости от состояния человека (ситуативного и долговременного), он может предпочитать различные цвета. Например, X. Айзенк утверждает, что яркие цвета предпочитают субъекты с высокой активностью.

Тест Люшера и основан на том, что выбор цвета нередко отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, на удовлетворение потребностей, отражает его функциональное состояние По Люшеру, основные цвета символизируют следующие психологические потребности:

синий — потребность в удовлетворенности, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

зеленый — потребность в самоутверждении;

красный — потребность активно действовать и добиваться успеха;

желтый — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Инструкция

Испытуемый раскладывает цветные карточки стандартного образца (4 — с указанными выше основными цветами и 4 — с дополнительными: фиолетовым, коричневым, черным и серым) в определенном порядке: сначала цвет, который нравится более всего, затем цвет, стоящий по привлекательности следующим, и т. д. с таким расчетом, что последним будет цвет, вызывающий наименьшую симпатию (или даже антипатию). Таким образом, образуется 8 позиций по числу цветных карточек.

Выводы

Каждый цвет обозначает конкретную потребность:

серый (0) - в ограждении, создании границы;

синий (1) - в удовлетворенности, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

зеленый (2) - в самоутверждении, желание нравиться;

красный (3) - в активных действиях, добиваться успеха;

желтый (4) - в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах;

фиолетовый (5) - в самоидентификации;

коричневый (6) - в свободе от напряжения, уюте;

черный (7) - в отказе из своенравного протеста, восстание против собственной судьбы.

Если основные цвета располагаются на первых пяти позициях, то считается, что потребности человека, соответствующие этим цветам, в какой-то мере удовлетворяются, если же они на последних трех позициях, то имеется напряжение из-за их неудовлетворенности.

Приложение 6

Способы снятия эмоционального напряжения во время полнолуния.

1.За два часа до сна не смотреть телевизор,

2. Не есть на ночь шоколад и не пить кофеиносодержащих напитков.

3. Принять теплую ванну. В нее можно добавить отвары лекарственных растений.

3. Послушать медитативную, спокойную музыку «Тихое пианино», «Восход солнца», «Музыка солнца».

4. Перед тем как заснуть повторять установку: «Всё будет хорошо, я буду спать спокойно, мне никто и ничто не мешает, во сне я ничего не слышу, завтрашний день будет спокойным и радостным, вокруг меня позитивные и добрые люди, я спокоен и доброжелателен».

4.В 21-22 ложиться спать.

 
Просмотров работы: 1061