Введение
Азиатская музыкальная культура опирается на несколько течений. В молодежном кругу наиболее известны и популярны: J-pop, C-pop и K-pop. Корейская музыка в последнее время прочно захватила лидирующие строчки в хит-парадах мировой эстрады в разделе «Поп-музыка» Я являюсь поклонницей направления K-pop уже долгое время. Несмотря на внешний эпатаж и мнение окружающих о том, что тексты направления К-рор не несут нравственного воспитания и по большому счету, «пусты» и легкомысленны, я считаю, что данное мнение присутствует в силу невежественности большинства зрителей, а также, «поверхностного суждения». На мой взгляд, данное направление – одна из форм
сценического образа, которое |
при более глубоком изучении может |
вызвать |
||||
положительный |
отклик |
и |
эмоциональную отзывчивость и |
способствовать |
||
раскрепощению через танцевальные моменты, снятие эмоционального |
напряжения и |
|||||
способствовать |
положительному |
самовыражению. Поэтому, темой нашего исследования |
||||
стало: «Почему К-РОР называют корейской революцией в музыке?» |
Актуальность исследованиясостоит в том, что азиатские исполнители покоряютмировое музыкальное сообщество с невероятной скоростью. Поклонники и фанаты восторженно рукоплещут как по всему миру, так и в нашей стране. Среди моих ровесников тоже есть любители, готовые слушать K-pop часами. А значит, знакомство с данной субкультурой и её изучение является актуальным и востребованным.
Гипотеза исследования-новые знания помогут нам расширить представления окачественности музыкального современного азиатского направления и, тем самым, снять стереотипы привычной оценки современных музыкальных течений с точки зрения их эпатажа по внешнему виду.
Цель:Выявить значимость популярного музыкального направления К-рор и его влияниена музыкальное воспитание современной молодежи.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме (история возникновения, особенности и тенденции музыкального направления К-рор);
Провести сравнительный анализ музыкального материала (текста, мелодии песен) и сценического образа исполнителей;
Определить музыкальные пристрастия в данном направлении среди фан-клубов 8-9
классов в МБОУ Емельяновской СОШ№2, а также, выяснить мнение родителей и педагогов о творчестве исполнителей К-рор;
4. Выступить перед одноклассниками и попытаться расширить их знания о популярной корейской музыке К-рор, как одним из видов отдельной субкультуры;
Повысить собственные знания в этой области.
Объект исследования–корейское музыкальное направление К-рор.
Предмет исследования–музыкальный материал и сценический образ исполнителей. Методы исследований: 1)теоретические:изучение литературы по данной теме; 2) практические: организация и проведение опроса, анализ музыкального материала песен и сценического образа, анализ полученных данных.
Практическая значимость: данные этой работы будут полезны ученикам,родителям иучителям, проявляющим интерес к данной теме.
Глава I Что такое К-РОР?
1.1 К-рор как субкультура музыкальной направленности
В современном обществе сложно найти того, кто не слышал о популярном явлении k-рор. Это музыкальное направление возникло в начале девяностых годов прошлого века,
представляет собой корейскую поп-музыку, известную интересной жанровой составляющей. Жанр включает в себя не только поп, но и хип-хоп, электронику,
танцевальную музыку,R&B, рок и даже кантри.
K-pop (/keɪpɔp/,аббревиатура от англ.Korean pop)—музыкальный жанр,возникший в Южной Корее и вобравший в себя элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза, рок и даже кантри. Появившись изначально как музыкальный жанр, K-pop превратился в масштабную музыкальную субкультуру с миллионами поклонниками во всём мире.
Согласно автору американского музыкального журнала Rolling Stone, K-pop представляет собой «смесь модной западной музыки и высокоэнергетического японского попа» и «охотится за головами слушателей при помощи повторяющихся „цеплялок“, иногда на английском языке». K-pop «идёт по линии смешения стилей, сочетает и пение,
рэп и делает особое ударение на действо и мощные визуальные эффекты» [1]. Хотя, в самой Корее под этим термином могут пониматься почти любые направления корейской поп-музыки. За пределами страны под К-рор понимается исключительно музыка,
исполняемая так называемыми айдолами, схожими по своей концепции с японскими идолами, исполненная в смеси указанных выше жанров.
K-pop — не только музыка. Жанр перерос в популярную среди молодёжи всего мира субкультуру, движимую интересом к современной южнокорейской моде и стилям. Благодаря Интернету и доступности цифрового контента K-pop достигает широкой аудитории, прежде немыслимой. Поп-культура Южной Кореи сегодня является одним из движущих факторов молодёжной культуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе, с особым
4
акцентом на Китай, Гонконг, Японию, Тайвань и значительную часть Юго-Восточной Азии.
Сочетание в k-pop музыки, немыслимых, интересных танцев, талантливых певцов и певиц, запоминающиеся публике своим индивидуальным характером и внешностью - всё это привлекает людей. Тех, кто слушает k-pop, называют кейпоперами. Фанатов корейской музыки можно найти по всему миру.
Помимо своей родины, исполнители выступают в основном в других азиатских странах, таких как Япония, Китай или Сингапур .В Европе они бывают крайне редко , зато добавляют в туры некоторые города . Кстати ,в России К-рор стал появляться чаще: уже несколько лет подряд посольство южной Кореи устраивает национальные фестивали, куда приглашает корейских звёзд. Например: Фестиваль «Мост в Корею» и «День Пусана» проходящие в Санкт-Петербурге. [2]
Таким образом, K-pop – это не только музыка, но и субкультура, движимая интересом к современной корейской моде и стилям.
1.2 Кто такие айдолы?
У корейских исполнителей имеется и свое название – «айдолы» (от англ. idols). Нетрудно заметить сходство со словом «идол». В какой-то степени, им действительно поклоняются: покупают товары, которые они рекламируют, стараются быть на них похожими, мечтают стать друзьями. Все это – часть большой пиар-кампании, на которой звезды и их агентства неплохо зарабатывают. Айдолом стать непросто: перед первым выходом на сцену нужно отучиться несколько лет в продюсерском центре. Некоторые тренируются пять, восемь или даже двенадцать лет, но так и не получают свой договор, а кому-то может повезти и после года обучения.
Среди айдолов встречаются китайцы, японцы или тайцы, которые свободно говорят на корейском языке. Опять же, это сделано для того, чтобы увеличить аудиторию. Так что же такого есть в корейских звездах, что привлекает молодежь со всего мира?
Внешний вид звезды.
Айдол - это роль и профессия в гораздо большей степени, чем личность. Поэтому внешний вид айдолов - более чем фетиш не только для фанатов, но и для них самих. Внешность айдолов - одно из их главных «средств производства». Сияющие серьги в ушах, подведенные глаза и губы, пушистый мех и перья, блестящие штаны в обтяжку – все это производит впечатление, что корейский юноша хочет показать городу и миру своё нестандартное видение себя? Это заблуждение. И внешний вид его имеет крайне мало отношения к его личности в целом. Это - униформа.
5
Поведение.
Внешняя красота - это только половина. Вторая составляющая привлекательность корейского айдола - поведение. Айдол - существо молодое, поэтому он должен быть очаровательным, милым, симпатичным. В первую очередь он должен обладать «aegyo»(эгьё) - сложное понятие, которое описывает мимику и жесты, в наиболее общих чертах выражающие миловидность, хорошие манеры и душевную мягкость. Это, например, когда айдол не гогочет во все горло, а прикрывает рот ладошкой и опускает глаза, когда смеется. Также, вне зависимости от пола айдола, всевозможные отправки сердечек друг другу жестами, держание за руки и т.п. Существует негласный свод уместного и неуместного в поведении идола. Например, уместно всегда улыбаться. Если айдол проиграл в шоу, то по негласному этикету должен немного расстроиться, но потом лучезарно улыбнуться и сказать, что в следующий раз постарается и все получится.
Именно такое правильное сочетание внешности и достойного поведения корейских поп-идолов с каждым днем привлекает все больше внимания, как молодого поколения, так и остальных со всего мира.[1, 3]
1.3 Популярность К-рор и его влияние на слушателей
«….Посетив много разнообразных концертов, я был поражен корейской поп-
музыкой. Постановка, хореография и исполнение были удивительны, но что еще важнее,
я почувствовал душу музыки. Корейскую музыку ждет светлое будущее.»
Куинси Джонс (американский композитор,аранжировщик,обладатель27премий«Гремми»)
Основной целевой аудиторией айдол-групп, несомненно, являются школьники и студенты от 10 до 23 лет, но среди фанатов из азиатских стран встречаются и представители старшего поколения. Если говорить о российских фанатах, то более заинтересованной в K-pop культуре является возрастная группа школьников 13-18 лет, реже, группа студентов.
Крупнейшим потребителем корейской поп-музыки является Япония, данный жанр составляет 7,81 % от её музыкального рынка, и эта доля растёт. Всё больше американских исполнителей соглашаются работать с корейскими, среди них такие известные музыканты как Канье Уэст и Jonas Brothers. Помимо этого, корейская поп-музыка была положительно оценена такими известными музыкальными продюсерами, как Куинси Джонс, Тэдди Райли, а также, продюсером Грэмми Алишей Киз.
Журнал Billboard c 2011 года начал публиковать горячую сотню кей-попа (Billboard Korea K-pop Hot 100), а YouTube на встрече с президентом Южной Кореи объявил об открытии специального канала по адресу «youtube.com/KPOP». Нью-йоркский фестиваль корейской поп-музыки собрал более 40000 посетителей, а французские концерты прошли 6
14-тысячными аншлагами. Корейский певец Rain возглавил список ста влиятельнейших людей 2011 года по версии читателей журнала Time, а CNN назвала кей-поп третьей причиной посетить Корею. Big Bang попали в топ-10 сервиса iTunes и получили награду
«Лучший мировой артист» на премий MTV EMA 2011, SHINee стали первой корейской группой, проведшей концерт в Лондоне, в то время как другие корейские группы начали часто появляться в топах немецкого MTV.
Успех корейской поп-индустрии аналитики связывают с тем, что её модель маркетинга отличается от мировой практики. Прежде всего, это развитая система фан-клубов, тематических заведений и услуг для фанатов, а также активное участие кумиров в общении с поклонниками через социальные сети. Этому также способствовали активная поддержка и распространение продукции и информации через Интернет. [4]
Фанатская поддержка. В Корее существует традиция,согласно которой фанатыдарят любимым музыкантам мешки риса, символизируя этим свою поддержку и уважение. По данным издания Time, для первого шоу BIG BANG в дар музыкантам было передано 12,7 тонн риса, подарки выложили в один ряд, назвав это «алтарём K-pop-айдолов». После этого были основаны компании, чья цель — убедиться, что рис попадёт любимому музыканту. Одна из них, «Ро Сынъгу», имеет 24 отделения в мире и сотрудничает с фермерами, от которых доставляет рис кораблём в пункт назначения. Другая возможность продемонстрировать поддержку любимому исполнителю — это прислать кумиру обед. Данная практика появилась после того, как многие поклонники были обеспокоены, что звёзды зачастую не могут поесть из-за напряжённого графика, после чего появились компании, специализирующиеся на доставке обедов. [1]
Многие поклонники едут в организованные туры, чтобы увидеть вживую любимые группы, так например, множество поклонников приезжает на корейские концерты с помощью туров из Японии и Китая. Один раз, через K-Pop-тур в Сеул прилетело свыше 7000 поклонников, чтобы посмотреть выступление группы JYJ. Во время другого концерта этой группы множество поклонников со всего мира провели ночь в Барселоне, чтобы впоследствии попасть на выступление. [2]
Из всего сказанного следует вывод, что кей-поперы являются мощной поддержкой своим кумирам. А значит, знакомство с данной субкультурой дает право не только получить общую обзорную информацию о данном направлении, но и сделать попытку определить значимость направления на примере их творчества, музыкального материала и той смысловой нагрузки, которую несут публике айдолы.
фото 3
[фото 1]
1.4 Популярные айдол-группы
«BTS».Эти ребята считаются мастодонтами корейской музыки.Начав выступать в2013 году, они уже собрали более 145 номинаций на различные премии, в том числе около 70 раз побеждали на международных конкурсах. Вихкопилкеестьнаграды Billboard Music Awards иМTV Europe Music Awards! Это уже говорит о большом таланте парней.
Они выступают по всему миру и пользуются огромной популярностью. Например, американский
актер Э. Эльгорт в своем интервью не раз признавался, что хочет сотрудничать с айдолами.Тейлор Свифт делилась фото c корейскими звездами в своих Insta-stories Клип группы – Fake Love побил рекорд поп-дивы [фото 1].
«EXO». Эти звезды популярны больше у себя на родине, чем за рубежом. Тем не менее треки группы знает каждый приличный к-попер. А отменная хореография и очевидная харизма артистов способны покорить любого. Коллектив дебютировал в 2012 году в составе 12 человек, поделённых в две саб-группы: EXO-K и EXO-M, выпускающих
музыку на корейском, китайском и японском языках. |
||
Последующие альбомы также имели успех, и EXO стали |
||
самыми влиятельными артистами по версии корейского |
||
Forbes с 2014 по 2018 года. Их также называли «самым |
||
большим бойбендом в мире» различные издания, говоря, |
||
что «EXO в авангарде поп-доминированияс острой как нож |
[фото 2] |
|
хореографией, органично вписывающейся в песни, созданные талантливыми авторами и продюсерами и отточенные их личностями и талантами
«MAMAMOO».Яркие,харизматичные девушкиИх песни всегда становятся хитами. Официальный дебют состоялся 19 июня 2014 года с мини-альбомом Hello и некоторыми критиками был признан одним
из лучших дебютов того года. Они поют о любви, но делают это так, как никто другой на к-рор сцене [фото 3].
«PSY» И,конечно,нельзя не сказать проPSYи егознаменитый Gangnam Style, который «открыл окно»
Европу для корейской музыки – 3 миллиарда просмотров под видео к знаменитому треку. Больше только у Despacito
и See you again. [фото4] |
||
Это самые яркие представители направления К-рор. |
фото4 |
|
Глава II Практическая часть: проведение опроса, анализ
музыкального материала и сценического образа, выводы
Работа с исследуемыми материалами
Изучив видео-ресурсы и интернет-источники, а также, собрав материал для исследования, мною была проведена следующая работа:
Опрос ровесников: 8А и 9А класса
Опрос старшего поколения (родителей, педагогов)
Анализ творческого материала (музыка и тексты песен)
Анализ художественного образа (сценического имиджа, манеры поведения во время исполнения и в повседневной жизни).
Опрос в 8 «А» и 9 «А» классах
Всего в опросе приняло участие 29 человек. Это были мои друзья, одноклассники и просто заинтересованные темой ровесники. Были заданы вопросы:
Как вы относитесь к музыкальному творчеству исполнителей К-рор? [диаграмма 1]
Что вас больше всего привлекает в данном направлении исполнителей?[диаграмма 2] Результаты представлены в диаграммах.
Диаграмма 1
0% 0%
5%
Положительно
28% Нейтрально
Мне это неинтересно
Отрицательно
67%
Затрудняюсь ответить
Диаграмма 2 |
|
5% |
|
11% |
музыка и тексты |
Сценический образ
47%
26%
Всё вместе
Затрудняюсь ответить
Мне это неинтересно
11%
9
Вывод:Исходя из полученных результатов опроса следует вывод,что направлениеК-рор имеет своих поклонников даже в моем поселке. Примером служат мои ровесники и одноклассники. Часть ребят состоит в фан-клубах. Но назвать данное направление самым популярным для молодежной аудитории нельзя, так как часть опрашиваемых участников высказала равнодушное отношение к творчеству К-рор, а часть – выразила непонимание глубины проявления их творчества на сцене. В основном, ребята поделились мнением, что слушают корейскую музыку, не вникая в музыкальное содержание, смысловую нагрузку песен и даже, «не зацикливаются» на внешнем виде исполнителей. Отдают предпочтение больше эмоциональному драйву и удовольствию в целом от прослушивания. Музыка, по мнению многих, позволяет расслабиться и зарядиться хорошим настроением.
Опрос педагогов и родителей
Чтобы разобраться со сложившимися стереотипами у старшего поколения по
поводу «пустоты и легкомысленности текстов и дурного внешнего вида», я познакомила их с музыкальным материалом некоторых песен айдол-групп, предварительно сделав перевод песен на русский язык на сайте « Амальгама», а также, показала видеоклипы групп. Следует отметить, что после внимательного изучения и более детального знакомства мнение родителей и педагогов изменилось в лучшую сторону. Они согласились, что тексты песен несут позитив и стремление « не падать духом в любой ситуации», а первоначальное мнение основывалось больше на внешнем виде исполнителей, которое у старшего поколения не вписывается в каноны « положительной молодежи»: яркие гламурные прически, одежда, которая трудно различима по гендерному признаку.
Вывод: Мое наблюдение,что слушатели чаще судят исполнение зарубежныхмузыкальных групп направления К-рор по внешним признакам, а не по смысловому содержанию, нашло свое подтверждение. Отсюда и сложившееся обывательское мнение
поверхностное суждение о малой значимости или отсутствии музыкальной культуры в разделе современной молодежной музыки. Любое малознакомое творчество требует более детального изучения и погружения, чем просто поверхностное слушание.
Анализ творческого материала (музыка и текст песни)
Анализ текста BTS-Not Today(Не сегодня)иWind Flover
Ты видишь? Тьму разгоняет рассвет. |
День сегодня слишком хороший! |
Бежим вперёд, ты хочешь? |
Так что нет, не теперь, |
Да, конечно, очень! |
Нет, нет, нет, не теперь! |
Ползи, если споткнулся, |
Нам твердили, что ничего не сможем, |
10
Ты готов? Встань! |
Но мы шли, и у нас все получилось. |
Может быть, все цветы завянут, |
|
Но не сейчас, Не теперь. |
|
текстах сквозит призыв к мечте, проявлению упорства, к цели. Вся песня окутана позитивом и энергией. Она лишена раздора и конфликта с обществом.
Положительные влияния: |
Негативные влияния |
||
Стремление к мечте, упорство |
отсутствуют |
||
Сила |
духа, |
целеустремлённость. |
|
Позитивный взгляд на жизнь |
|||
Анализ музыкального сопровождения BTS-Not Today (Не сегодня) и Wind Flover
Музыка песен яркая, эмоциональная, мелодичная, без резких и шумных аккордов, танцевальная, динамичная. Вписывается в современные танцевальные ритмы. Заряжает настроением, бодрит, хорошо напевается и запоминается. Эти качества позволяют считаться ей попсовой музыкой, которая может иметь свою слушательскую аудиторию.
Вывод:Данный анализ позволяют музыке К-рор считаться материалом длямузыкальных предпочтений, не исключая нравственного воспитания сильной и целеустремленной личности (основываясь на смысловом содержании текстов песен).
Анализ художественного образа (сценического имиджа, манеры поведения во
время исполнения и в повседневной жизни).
При анализе сценического образа выявлено следующее, где я условно разделила на положительные и отрицательные моменты, исходя из собственных убеждений:
положительно |
отрицательно |
||
1. |
Яркость красок ткани |
1. |
Вызывающий макияж |
2. |
Сдержанная открытость костюмов |
2. |
Эпатажный цвет волос |
Привычная гламурность
Вывод: Данное наблюдение сложно судить с позиции правильности илиотсутствия такового в подборе сценического имиджа, т.к. здесь всегда играют роль внутренние позиции и убеждения зрителя в силу своего представления о сценической культуре. При анализе манер исполнения и поведения в обществе после просмотра видео-новостей и видеоклипов концертов было отмечено, что направлению характерны эпатаж и креативность подачи художественного (сценического) образа. Изучение видеоряда обыденной жизни певцов привело к мысли, что в жизни исполнители сдержанны, воспитаны и проявляют почтение к старшему поколению. А это уже заслуживает уважение.
ВЫВОДЫ
Проанализировав проделанную исследовательскую работу, я сделала выводы:
К-рор – широко развитая субкультура с отлаженным механизмом, которая смогла успешно заявить о себе на мировой эстраде и по-новому взглянуть на творчество корейцев в современном шоу-бизнесе, что позволило утверждать о корейской революции в музыке.
В нашем посёлке K-pop не имеет массового распространения.
Как у любого жанра, у музыки К-рор есть сторонники и противники.
Направлению характерны эпатаж и креативность подачи музыкального материала,
но не более, чем у других музыкальных течений поп-музыки. В основном, их проявления можно заметить в сценическом образе. В жизни исполнители сдержанны, воспитаны и проявляют почтение к старшему поколению (результат наблюдений видеоссылок на выступления, интервью и реалити-шоу).
Тексты песен гуманны по отношению к человечеству и проблемам общества.
Направлены на позитив и призыв к созиданию добрых дел и подачи себя как разумной личности.
При анализе сценического образа были выявлены положительные и отрицательные качества, которые имеют субъективный характер.
Как любое новое направление, музыка К-рор требует не только обзорной экскурсии и информации, но и более детального изучения и осмысления как музыкального содержания, так и художественного образа.
7.Мое наблюдение,что слушатели чаще судят исполнение зарубежных музыкальныхгрупп направления К-рор по внешним признакам, а не по смысловому содержанию, нашло свое подтверждение. Отсюда и сложившееся обывательское мнение и поверхностное суждение о малой значимости или отсутствии музыкальной культуры в разделе современной молодежной музыки.
После внимательного изучения музыкального материала мнение родителей, педагогов и ровесников изменилось в лучшую сторону. Они согласились, что тексты песен несут позитив и стремление, а первоначальное мнение основывалось больше на внешнем виде исполнителей, не вписывающее в каноны у старшего поколения.
Музыка исполнителей К-рор, по – мнению большинства ровесников, легка для восприятия. Ее слушают, не вникая в содержание и смысловую нагрузку песен, не принимая во внимание внешний вид исполнителей. Отдают предпочтение больше эмоциональному драйву и удовольствию в целом от прослушивания. Музыка, по мнению многих, позволяет расслабиться и зарядиться хорошим настроением, способствует раскрепощению во время танцев и занятий спортом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав видео-ресурсы и интернет-источники, я получила теоретические
практические знания о традициях современной корейской музыки, как источнике отдельной субкультуры. Творчество корейской музыки К-рор сделало настоящий прорыв на современной музыкальной эстраде, как отдельно взятой страны, так и целого мирового сообщества, заняв в рейтинге поп - музыки лидирующую позицию. Также, я приобрела новые умения анализа работы с текстом и с музыкальным сопровождением. Эти знания пригодятся при работе с другими предметными областями: культурология, литература,
обществознание.
Несмотря на то, что К-рор – новое современное направление и революция в истории музыкальной культуры корейской поп-музыки, по результатам исследования теории и практического анализа у течения прослеживается опора на сложившиеся традиции современного шоу-бизнеса, работающего по своему механизму и отлаженному годами последнего столетия сценарию. Это «красивая и экзотическая обертка» со своим смысловым содержанием, но способствующая раскрытию танцевального самовыражения, снятию эмоционального напряжения у молодежи.
После прослушивания музыкального альбома и моего выступления перед одноклассниками, у корейской музыки направления K-pop появилось несколько сторонников, которые высказали мнение, что смысловое содержание песен не менее
важно, чем эмоциональная составляющая. А значит, знакомство с корейской субкультурой современного музыкального направления К-РОР, как одной из форм музыкального воспитания, имеет место быть!
Результатами исследовательской работы стали: создание музыкального альбома музыки лучших исполнителей К-РОР и буклет для тех, кому интересно все новое и интересное в творческом мире К-РОР, руководствуясь ощущениями музыкального зрителя современной эстрады: «Хит – песня, которая позволяет вам думать, что и вы умеете петь!»(Арнольд Глазгоу)
Список литературы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://www.k-pop.ru/
https://liza.ua/lifestyle/self-development/k-pop-pochemu-koreyskaya-pop-muzyika-pokoryaet-zapadnyiy-mir/
https://youngspace.ru/culture/k-pop/